Проблемы организации учета производственных затрат на ООО 'Сантехпром'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,78 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы организации учета производственных затрат на ООО 'Сантехпром'

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время в свете реформирования нормативной базы, регулирующей бухгалтерский учёт в Российской Федерации, остро стоит проблема классификации и учёта затрат производств, порядка формирования финансовых результатов деятельности организаций.

Производственные затраты предприятия это важнейшая экономическая категория. Из затрат складывается себестоимость продукции выпускаемой предприятиями. И именно от уровня затрат зависит размер себестоимости продукции, а затем и прибыль и рентабельность предприятия и вообще экономическая эффективность его хозяйственной деятельности. Снижение затрат и совершенствование учета затрат являются основными направлениями совершенной, конкурентоспособной, надежной и финансово устойчивой экономической деятельности каждого хозяйствующего субъекта.

Затраты предприятия могут подразделяться на множество видов. Затраты на обслуживание производства и затраты на управление производством это виды затрат классифицирующихся в бухгалтерском учете, еще они носят название общепроизводственных и общехозяйственных затрат. А в управленческом учете их называют косвенными или накладными затратами. Такие виды затрат имеются на любом предприятии, так как производство невозможно без управления и обслуживания. Общепроизводственные и общехозяйственные затраты занимают довольно большую часть в общем объеме производственных затрат любого предприятия. Бухгалтерский учет этих видов затрат имеет свою специфику и отличен от учета других видов затрат. Кроме того, учет таких затрат может быть различным, в зависимости от того метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, который принят на конкретном предприятии.

Объектом исследования служит общество с ограниченной ответственностью «Сантехпром» занимающееся ремонтно-монтажными работами по отоплению, водоснабжению и канализации в жилых домах.

Цель данной работы - рассмотреть теоретические и практические аспекты учета и анализа общепроизводственных и общехозяйственных затрат.

Задачами данной работы являются:

.дать описание понятия «затраты» и классифицировать их;

.раскрыть основные аспекты планирования и учета производственных затрат на предприятиях;

.описать ведение синтетического и аналитического учета ООО «Сантехпром»;

.проанализировать уровень производственных затрат в ООО «Сантехпром» за 2010-2012гг.;

.найти пути совершенствования учета производственных затрат в ООО «Сантехпром».

Деятельность общества с ограниченной ответственностью «Сантехпром» рассматривается за период 2010-2012 гг. Практической базой исследования служат данные бухгалтерского учёта в ООО «Сантехпром».

Теоретической базой для написания курсовой работы служит свод нормативных документов, Кодексы РФ, учебные пособия и другая литература. Практической базой исследования служат данные бухгалтерского учёта в ООО «Сантехпром

В работе использованы логический, экономико-статистический, расчётно-конструктивный, математический методы исследования.

1. Теоретические основы учета затрат в организации

.1 Классификация затрат на предприятии

Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие трудового коллектива и др. Наибольший удельный вес во всех расходах предприятий занимают затраты на производство продукции. Совокупность производственных затрат показывает, во что обходится предприятию изготовление выпускаемой продукции, т. е. составляет производственную себестоимость продукции. Предприятия производят также затраты по реализации (сбыту) продукции, т. е. осуществляют внепроизводственные, или коммерческие расходы (на транспортировку, упаковку, хранение, рекламу и др.).

Затраты - это стоимость ресурсов, использованных на определенные цели.

В этом определении следует выделить три момента:

. затраты определяются величиной использованных ресурсов (материальных, трудовых, финансовых);

. величина использованных ресурсов должна быть представлена в денежном выражении для обеспечения соизмерения различных ресурсов;

. понятие затрат должно обязательно соотноситься с конкретными целями и задачами (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, осуществление капитальных вложений, функционирование отдела, службы и др.). Без указания цели понятие затрат становится неопределенным.

Для планирования, учета и анализа производственные затраты предприятия объединяются в однородные группы по многим признакам.

Группировка затрат по экономическим элементам (содержанию) применяется при формировании себестоимости на предприятии в целом и включает в себя пять основных групп расходов:

.материальные затраты;

.затраты на оплату труда;

.отчисления на социальные нужды;

.амортизация основных фондов;

.прочие затраты.

При определении материальных затрат важное значение имеет оценка использованных материальных ресурсов. Использованные материальные ресурсы включаются в себестоимость продукции по ценам их приобретения (без НДС), с учетом надбавок, комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим и сбытовым организациям, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенные пошлины, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями.

Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость возвратных отходов.

Затраты на оплату труда - второй по удельному весу элемент затрат на производство. Это затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности.

Третий элемент затрат - это отчисления на социальные нужды или отчисления во внебюджетные социальные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования). Предприятия отчисляют в пенсионный фонд (ПФ РФ) - 22% от начисленной суммы оплаты труда, в фонд социального страхования(ФСС РФ) - 2,9%, в федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС)-3,1%,в территориальный фонд обязательного медицинского страхования -2% в 2012 году и 22%, 2,9%, 5,1%, 0% соответственно в 2013 году.

Следующий крупный элемент затрат - амортизация основных производственных фондов. В элементе «Амортизация основных фондов» отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленная исходя из балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм, включая и ускоренную амортизацию их активной части, производимую в соответствии с законодательством.

Прочие затраты в составе себестоимости продукции (работ, услуг) - это налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы загрязняющих веществ), обязательное страхование имущества предприятия, учитываемого в составе производственных фондов, а также отдельных категорий работников, занятых в производстве соответствующих видов продукции (работ, услуг), вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, платежи по кредитам в пределах ставок, установленных законодательством, оплата работ по сертификации продукции.

В зависимости от объема производства затраты делятся на постоянные, переменные и прочие. Постоянные затраты (расходы на период) означают затраты, которые не зависят от объема производства продукции и более или менее остаются постоянными при незначительных колебаниях объема производства и деловой активности организации. Примером таких затрат является амортизация зданий общепроизводственного и общехозяйственного назначения, отчисления на страхование, арендные платежи, заработная плата управленческого персонала организации. К переменным затратам относятся те затраты, которые изменяются пропорционально величине объема производства продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Прочие затраты являются комплексными и состоят как из постоянных, так и переменных затрат.

По способу отнесения на себестоимость продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные. Прямые расходы могут быть отнесены непосредственно по прямому назначению на себестоимость продукции и конкретных ее видов, они зависят от объема выпускаемой продукции. К ним относятся: стоимость израсходованных материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, топливо и энергия на технологические цели, затраты по оплате труда производственных рабочих с соответствующей суммой отчислений на социальные нужды, расходы на подготовку и освоение производства и другие затраты.

Косвенные расходы отражаются независимо от объема производства продукции и формируются в течение отчетного периода. Они включают затраты, которые не могут по данным первичного учета быть списаны прямым методом на себестоимость продукции. В связи с этим применительно к косвенным затратам каждая организация в учетной политике предусматривает специальные методы их включения в себестоимость продукции.

.2 Нормативное регулирование учета затрат в организациях РФ

В отечественной практике понятие "расходы" изложено в ПБУ 10/99 "Расходы организаций" и Налоговом Кодексе РФ.

Деятельность организации независимо от ее организационно-правовой формы включает совокупность фактов хозяйственной жизни, связанных с расходованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Экономическая сущность таких расходов заключается в уменьшении активов организации или в увеличении ее обязательств. Расходы, произведенные организацией, приводят к уменьшению финансового результата. Исходя из экономической сущности расходов, их взаимосвязи с финансовым результатом деятельности дается определение расходов организации. В соответствии с ПБУ 10/99 расходами организации признаются уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств и иного имущества) и возникновение обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Положением 10/99 устанавливается выбытие активов, которое не признается расходами организации. Так, не относится к расходам организации выбытие активов, связанное с долгосрочными инвестициями: капитальными и финансовыми вложениями. Капитальными вложениями является приобретение внеоборотных активов организации, объектов основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и др. Финансовые вложения - вклады в уставные капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и других ценных бумаг не для цели их последующей продажи или перепродажи. Кроме того, не признаются расходами организации выбытие активов связанное, с погашением обязательств, по договорам комиссий, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципиала; с предварительной оплатой задатка за материально-производственные запасы, работы или услуги; с погашением задолженности по кредиту займу.

Многообразие расходов организации, для которых характерны различия в направлениях расходов, их осуществлении, вызывают необходимость их группировки для целей бухгалтерского учета. Согласно ПБУ 10/99 выделяются следующие группы расходов: по обычным видам деятельности и прочие расходы (операционные, внереализационные, чрезвычайные).

Основным критерием выделения расходов по обычным видам деятельности, т.е. расходов первой группы, является их локализация в зависимости от предмета деятельности организации. Исходя из определения расходов организации можно предположить, что обычные виды деятельности, включают основные направления функционирования организации с целью извлечения доходов. Расходы по обычным видам деятельности связаны с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также приобретением и продажей товаров; учитываются на счетах затрат на производство (20,23,25,26 и др.) и расходов на продажу (44). Предметом деятельности организации и соответственно расходами по обычным видам деятельности могут быть: расходы по оказанию услуг за плату, за передачу во временное пользование своих активов по договору аренды; расходы по предоставлению за плату прав, возникающих из патентов изобретения, промышленных образцов; расходы, связанные с осуществлением финансовых вложений, то есть операций по участию в уставных капиталах других организаций.

Если же предоставление за плату во временное пользование своих активов в аренду, участие в уставных капиталах других организаций и другие операции не являются предметом деятельности организации, то расходы, произведенные ею в процессе этой деятельности, относятся к операционным расходам. Таким образом, ПБУ 10/99 предусматривает нормы, согласно которым для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно устанавливает расходы по обычным видам деятельности или прочие расходы в зависимости от направлений ее функционирования, характера расходов, размера и условий их осуществления.

В ПБУ10/99 приведены правила принятия расходов организации к бухгалтерскому учету:

) расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной величине оплаты в денежной или иной форме либо равной величине кредиторской задолженности. Если произведенная оплата является только частью суммы признаваемых расходов, то расходы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, которая определяется как сумма произведенной оплаты расходов и кредиторской задолженности (в части неоплаченной);

) величина оплаты и(или) кредиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, определяется стоимостью товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организации. Стоимость их устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей). Если не представляется возможным определить стоимость товара, переданного иди подлежащего передаче организации, величину оплаты или кредиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств не денежными средствами, определяется стоимость продукции (товаров), полученной организацией исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретается аналогичная продукция (товары).

В ПБУ 10/99 "Расходы организации" подчеркивается необходимость признания расходов в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место независимо от времени фактической выплаты денежных средств или других форм их возмещения. Другими словами, данным нормативным актом еще раз подтверждается принцип допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности организации. Соблюдение этого допущения дает возможность организациям определить полную сумму расходов от обычных видов деятельности, которая необходима для соизмерения с полученными доходами от продажи продукции.

Расходы по обычным видам деятельности включают только затраты, связанные с текущей производственной деятельностью организации. Необходимость четкого разграничения расходов в зависимости от текущего или капитального их характера подчеркивается в действующих нормативных актах. Так, в ПБУ 10/99 указывается, что выбытие активов, связанное с приобретением основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов, не признается расходами организации. Различие между текущими и капитальными расходами заключается в том, что текущие расходы характеризуются потреблением производственных ресурсов в одном хозяйственном цикле. К капитальным расходам относятся расходы на внеоборотные активы, которые участвуют в нескольких циклах производства. Возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов в форме начисленной амортизации включается в себестоимость продукции и относится к расходам от обычных видов деятельности.

Следует отметить, что расходы по совершенствованию технологии и организации производства, улучшению качества продукции, повышению ее надежности, произведенные в ходе изготовления продукции, относятся к расходам по обычным видам деятельности.

К текущим относятся затраты на подготовку и освоение производства. При этом перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции, четко ограничен и не подлежит расширению. К таким расходам относятся: затраты по подготовительным работам в организациях добывающих отраслей, затраты на освоение новых производств, цехов, т. е. пусковые расходы; затраты на подготовку и освоение производства продукции, не предназначенной для серийного или массового выпуска продукции. Другие затраты по освоению и подготовке производства, прямо не относящиеся к вышеперечисленным, возмещаются за счет прибыли организации или других источников финансирования.

К расходам по обычным видам деятельности относятся только те расходы организации, которые произведены с целью получения доходов, документально обоснованы и имеют непосредственное отношение к ее производственной деятельности.

Прочие расходы не учитываются на счетах учета затрат на производство. В конечном итоге их отражают на счетах 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки».

Согласно НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиками.

Обоснованные- экономически оправданные затраты. С этой целью по некоторым затратам для целей налогообложения устанавливаются лимиты(нормы расхода), в пределах которых они подлежат признанию. Документально подтвержденными считаются затраты, подтвержденные документами, оформленные в установленном законодательством порядке.

Состав расходов, признаваемых в налогообложении, несколько отличается от состава расходов, признанных в бухгалтерском учете.

затраты бухгалтерский учет синтетический

2. Организация бухгалтерского учета затрат на производство в ООО "сантехпром"

.1 Краткая экономическая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Сантехпром» образовано и зарегистрировано в соответствии с Уставом 20 марта 2000 года. Единственным его учредителем является руководитель предприятия - Паньков В.О. Общество является юридическим лицом, имеет право открывать в установленном порядке банковские счета на территории Российский Федерации и за ее пределами для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Деятельность общества осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, учредительным договором, уставом общества. ООО «Сантехпром» имеет самостоятельный баланс, круглую печать и штампы. Уставный капитал ООО «Сантехпром» составил 50 000 руб.

В соответствии с Уставом, основным видом деятельности ООО «Сантехпром» являются ремонтно-монтажные работы по отоплению, водоснабжению, канализации в жилых домах. ООО «Сантехпром» так же может осуществлять любые иные виды деятельности, незапрещенные законодательством, в установленном порядке.

Юридический и фактический адрес ООО «Сантехпром» - 629300, Россия, ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул.Промышленная 10.

С 1 января 2003 года, уведомлением № 2002/9 от 11 ноября 2002 года, и по настоящий момент ООО «Сантехпром» работает по упрощенной системе налогообложения.

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Сантехпром» за 2010-2012 г. представлены в таблице.

Таблица 2.1. Основные показатели деятельности предприятия.

Показателиед. из.201020112012Абсолютное отклонение (2010-2012)Темп роста %Темп прироста, %Доход от реализации услугруб.7232063131465579456820+2224757130,8+30,8Производственные затратыруб.6353963113436857602841+1248878119,7+19,7Прибыль (от реализации услуг)руб.878100180287241853979+975879211+111Чистая прибыль (налог 20%)руб.70248014422971483183+780703211+111Среднесписочная численность рабочихчел.192118-194,7-5,3Выработка на одного рабочегоруб.380635626027525379+144744138+38Затраты на 1 руб. объема реализации услугруб.0,880,860,80-0,0891-9Рентабельность общая%12,213,720+7,8--Рентабельность расчетная%1112,719,5+8,5--

По результатам анализа основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия можно сделать следующие выводы: в 2012 году произошло увеличение дохода от реализации услуг на 2 млн. 225 тыс. руб. (на 30,8% по сравнению с 2010 годом), а также увеличение производственных затрат на 1 млн. 249 тыс. руб. (19,7%). Однако темпы роста дохода превышают темпы роста производственных затрат об этом свидетельствует также увеличение прибыли от реализации услуг на 976 тыс. руб. (на 111 %) по сравнению с 2010 годом. В отчетном году произошло сокращение одного рабочего. Выработка на 1 рабочего увеличилась на 144744 руб. (на 38% относительно 2010 года). Этот показатель используется для измерения производительности труда, которое является одним из важнейших показателей эффективности деятельности предприятия. Так как выработка не снизилась можно говорить о правильности увольнения рабочего. Показатель затрат на 1 руб. объема реализации услуг снизился на 1 коп.(-9%), он показывает величину затрат, которая содержится в 1 руб. выручки.

Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатель рентабельности увеличился в 2012 г. на 8%, что говорит об эффективном использовании ресурсов предприятия.

Ведение бухгалтерского учета определяется в соответствии с "Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ". Согласно Федеральному Закону «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ ООО «Сантехпром» самостоятельно определяет структуру бухгалтерской службы, в зависимости от объема учетной работы, было определено что бухгалтерский учет будет вести бухгалтер, состоящий в штате предприятия. В бухгалтерии ООО «Сантехпром» осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе первичных документов, поступающих на предприятие. Организация бухгалтерии линейная. Все работники бухгалтерии подчиняются главному бухгалтеру.

Под формой ведения бухгалтерского учета понимается определенная система использования учетных регистров, которая устанавливает формы, последовательность и способы учетных записей.

Назначение всех форм ведения бухгалтерского учета одинаково, они предназначены для регистрации хозяйственных операций, группировки однородных данных и отражения их на счетах синтетического и аналитического учета, подсчета оборотов и сальдо на счетах, обобщения расчетов в балансе и отчетности. Поэтому признаками, отличающими одну форму бухгалтерского учета от другой, являются: содержание и форма применяемых регистров, взаимосвязь регистров синтетического и аналитического учета, последовательность и способы записей в учетные регистры. Форму ведения бухгалтерского учета предприятие выбирает самостоятельно. В ООО «Сантехпром» журнально-ордерная форма ведения бухгалтерского учета, она является одной из самых распространенных форм и наиболее прогрессивной. Журнально-ордерная форма сочетает хронологические и систематические, аналитические и синтетические учетные регистры. Журналы-ордера ведутся на основании первичных документов.

.2 Классификация и методы учета производственных затрат в ООО «Сантехпром»

Большое значение для правильной организации учета производственных затрат имеет научно-обоснованная классификация.

В ООО «Сантехпром» затраты группируются:

1.по видам производств (основное, вспомогательное);

2.по экономическим элементам затрат (материальные, трудовые и т.д.);

.по калькуляционным статьям расходов (сырье и материалы, покупные полуфабрикаты).

Поэлементная классификация затрат необходима для определения заданий по снижению себестоимости продукции. По элементам группируются затраты, однородные по экономическому содержанию (материальные, трудовые, затраты, имеющие характер комплексных денежных поступлений).

В соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) группировка затрат содержит следующие элементы: материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды и прочие затраты.

В элементе «Материальные затраты» отражается стоимость сырья, материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов, топлива и энергии всех видов, транспортных услуг сторонних организаций, работ и услуг производственного характера, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

В элемент «Затраты на оплату труда» включаются расходы на оплату труда основного производственного персонала предприятия.

В элементе «Отчисления на социальные нужды» отражаются обязательные отчисления (по законодательно установленным нормам) органам социального страхования, пенсионному фонду от всех видов оплаты труда работников, занятых в производстве продукции.

К элементу «Прочие затраты» относятся все другие затраты, не вошедшие в ранее перечисленные элементы затрат: налоги, сборы, отчисления в бюджетные фонды, относимые на себестоимость продукции; платежи по обязательному страхованию имущества предприятия; плата по процентам за краткосрочные ссуды банков в пределах законодательно установленных ставок, а также оплата услуг связи, подготовки кадров, рекламы, пожарной охраны и другие затраты в пределах законодательно установленных норм.

Калькуляционная классификация отражает место возникновения затрат и применяется для учета и калькулирования затрат на производство и реализацию всей продукции (работ, услуг). Группировка затрат по статьям осуществляется в зависимости от их функциональной роли в производственном процессе: затраты, вызванные производственным потреблением ресурсов, и затраты, связанные с организацией, обслуживанием, управлением и сбытом.

По периодичности возникновения затраты подразделяются на текущие и единовременные. Текущие затраты - это расходы, имеющие частую периодичность возникновения (расход сырья и материалов). Единовременные затраты - это затраты на подготовку и освоение строительно-монтажных работ, переподготовка кадров.

В ООО «Сантехпром» используется позаказный метод учета затрат. Сущность позаказного метода заключается в следующем: все прямые основные издержки производства учитываются в разрезе установленных статей калькуляционного листа по отдельным производственным заказам, выдаваемым на заранее определенное количество изделий (продукции) данного вида. Остальные издержки производства учитываются по местам возникновения, по назначению, по статьям и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой распределения. Следовательно, объектом калькулирования при этом методе является отдельный производственный заказ, фактическая себестоимость которого определяется после его выполнения. До выполнения заказа все относящиеся к нему производственные расходы считаются незавершенным производством.

Таким образом, непременным условием применения позаказного метода является система производственных заказов, которые открываются соответствующими службами предприятия. Ими заполняется бланк заказа («открывается заказ») - по существу, распоряжение на выполнение производственного заказа.

Принятые к исполнению заказы регистрируются, и им присваиваются очередные с начала года номера, которые становятся их кодами до окончания исполнения. После открытия заказа на изделие или работу вся первичная технологическая и учетная документация должна составляться с обязательным указанием кода (шифра) заказа. Копия извещения об открытии заказа направляется в бухгалтерию. На ее основании заводится карта аналитического учета издержек производства (составляются соответствующие ведомости) по данному заказу.

По окончании изготовления изделия или выполнения работы заказ закрывается. После сообщения о закрытии заказа никакого отпуска материалов и начисления заработной платы по нему не должно быть. В этих случаях определяется не средняя, а индивидуальная себестоимость единицы продукции (заказа или работы). В мелкосерийном производстве после закрытия заказа фактическая себестоимость единицы продукции исчисляется путем деления суммы издержек производства на количество изготовленной по этому заказу продукции.

На предприятиях должен быть организован надлежащий контроль за издержками производства и составлением первичных документов в соответствии с подетальными и пооперационными нормами расхода материалов и денежных средств на оплату труда. Этот контроль призван предотвращать выполнение работ, не предусмотренных технологическим процессом, а также обеспечивать правильность отнесения издержек производства на соответствующие заказы.

2.3 Синтетический и аналитический учет затрат в производстве

В ООО «Сантехпром» регистрами синтетического учёта служат счета Главной книги. Записи же в аналитическом учёте производятся в группировочных и накопительных ведомостях, карточках, книгах и других регистрах аналитического учёта на основании первичных документов. Нередко данные аналитического и синтетического учёта совмещаются в одном регистре.

Согласно принципу денежного выражения информация, отражаемая на синтетических счетах, содержит только стоимостную оценку, позволяющую получить сравнимые финансовые данные о разнообразных объектах бухгалтерского учёта. С целью более углублённого познания денежных данных о конкретных объектах наблюдения информация аналитических счетов может носить не денежный характер. Так, синтетический счёт 10 «Материалы» отражает остатки, приобретение и расход материалов в общих суммах и только в денежном измерении. Однако для управления ООО «Сантехпром» требуется информация об отдельных видах материалов, их остатках и движение как в денежном, так и в количественном выражении. Для управления производством не достаточно располагать данными об общей сумме затрат, отражаемой на синтетическом счёте 20 «Основное производство», но и необходимо знать, из каких видов состоят затраты (материалы, заработная плата и т. д. ), а также с изготовлением каких изделий они связаны. Такая информация отражается на аналитических счетах, на которых учёт товарно-материальных ценностей ведётся в денежном и натуральном выражении, оплата труда - в денежных и трудовых измерителях.

Синтетический счёт 10 «Материалы» в текущем учёте в ООО «Сантехпром» ведёт следующие субсчета:

-1 «Сырьё и материалы»;

-6 «Прочие материалы»;

-8 «Строительные материалы»;

-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».

Отдельные синтетические счета не имеют субсчетов и непосредственно конкретизируются аналитическими счетами, например, счёт 71 «Расчёты с подотчётными лицами», счёт 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

Количество синтетических счетов ограничено Планом счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности, а количество и наименование субсчетов и аналитических счетов ООО «Сантехпром» устанавливает самостоятельно.

В центре учета затрат на производство в ООО «Сантехпром» находится счет 20 «Основное производство».

Счет 20 «Основное производство» ведется для отражения затрат на производство услуг, представляющих осуществление ремонтно-монтажных работ по отоплению, водоснабжению и канализации в жилых домах. Это один из центральных счетов информационной системы предприятия.

По дебету счета 20 «Основное производство» в течение месяца отражают на основании первичных документов все прямые расходы, непосредственно связанные с выполнением работ и оказанием услуг, записями с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с рабочими и служащими по оплате труда и т. п.

По кредиту счета 20 «Основное производство» отражают суммы фактической себестоимости выполненных работ и оказанных услуг. Эти суммы списываются со счета 20 «Основное производство» в дебет счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

Счет 25 «Общепроизводственные расходы» предназначен для регистрации расходов по обслуживанию основных производств. К ним относятся: расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; расходы по страхованию указанного имущества; расходы на отопление, освещение и содержание помещений; оплата труда работников, занятых обслуживанием производства.

Собранные в течение месяца на дебете счета 25 «Общепроизводственные расходы» затраты в конце месяца полностью включают в производственную себестоимость выполненных работ и оказанных услуг основного (дебет счета 20) производства. Если на предприятии имел место брак, то соответствующую часть общепроизводственных расходов списывают в дебет счета 28 «Брак в производстве». Сальдо счет 25 «Общепроизводственные расходы» не имеет.

Счет 26 «Общехозяйственные расходы» предназначен для отражения затрат на нужды управления и других затрат, не связанных непосредственно с производственным процессом. В составе общехозяйственных расходов в ООО «Сантехпром» можно выделить: административно-управленческие расходы; расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и тому подобных услуг.

В течение месяца все общехозяйственные расходы собирают по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда, расчетов с другими организациями (лицами) и др.

В конце месяца общехозяйственные затраты включают в состав затрат основного производства (дебет счета 20 «Основное производство», кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы») с распределением между видами выполняемых работ и оказываемых услуг пропорционально какой-либо базе.

Счета 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» - счета операционные, транзитные и не могут фигурировать в балансе.

В рабочий план счетов ООО «Сантехпром» входит счет 28 «Брак в производстве». Затраты по выявленному браку собираются по дебету счета 28, а по кредиту отражаются суммы взысканные с виновников брака, либо стоимость забракованной продукции по цене возможного использования, либо суммы списываемые как потери от брака.

Аналитический учет по счету 28 «Брак в производстве» на ООО «Сантехпром» ведется по заказам, в результате выполнения которых был допущен брак и по статьям затрат полученных в результате брака продукции.

Одним из средств проверки и обобщения учётных данных служат оборотные ведомости, представляющие собой свод оборотов и сальдо за какой-либо отчётный период, обычно за месяц. В ООО «Сантехпром» есть ведомости по синтетическим счетам и оборотные ведомости по аналитическим счетам.

Оборотные ведомости по аналитическим счетам составляются на основе данных текущего аналитического учёта, а по синтетическим счетам - на основе данных синтетического учёта. В оборотной ведомости указываются: наименование счетов, сальдо на начало отчётного периода, обороты по дебету и кредиту, сальдо на конец отчётного периода. Оборотная ведомость по синтетическим счетам составляется только в денежном выражении, а по аналитическим счетам товарно-материальных ценностей эти показатели учитываются в натуральном и денежном выражении.

Сумма сальдо всех аналитических счетов должна быть равна сальдо того синтетического счёта, к которому они открыты;

Сумма оборотов по дебету и сумма оборотов по кредиту всех аналитических счетов должна быть равна оборотам по дебету и кредиту того синтетического счёта, к которому эти аналитические счета были открыты.

В сегодняшней учётной практике взаимосвязь синтетического и аналитического учёта проявляется в том, что итоги оборотов и сальдо в оборотной ведомости по аналитическим счетам должны быть равны обороту и сальдо объединяющего их синтетического счёта.

По окончании отчётного периода на основании выверенных обобщенных данных синтетического учёта о наличии активов, капитала и обязательств предприятия заполняются все формы бухгалтерской отчётности, в том числе и баланс.

В ООО «Сантехпром» учет производственных затрат ведется в журнале-ордере №10. В журнале-ордере №10 производственные затраты предприятия отражаются по элементам. Записи в этом журнале-ордере ведутся по дебету производственных затрат с кредита материальных и расчетных счетов (счета 10, 70 и другие). Он имеет шахматную форму, что обеспечивает получение сводных данных о производственных затратах по отдельным элементам и по статьям калькуляции.

В журнале-ордере №10 отражаются так же и внутренние обороты по счетам затрат, например, списание общепроизводственных и общехозяйственных затрат.

Таблица 2.2. Основные бухгалтерские проводки по учету производственных затрат в ООО «Сантехпром»

ДебетКредитСодержание хозяйственных операцийПервичные документыСумма проводки2010Отпущены материалы в основное производство№ М-11 «Требование-накладная»стоимость материальных ресурсов2097Списана доля расходов будущих периодов, относящихся к отчетному периоду.Бухгалтерская справка-расчетсумма расходов будущих периодов2025Общепроизводственные расходы распределены на расходы основного производства.бухгалтерская справка-расчетсумма общепроизводственных расходов2026Общехозяйственные расходы распределены на расходы основного производства.бухгалтерская справка-расчетсумма общехозяйственных расходов2028Списаны на расходы основного производства потери от брака.бухгалтерская справка-расчетсумма потери от брака2060, 76Выполнены сторонними организациями работы (оказаны услуги) производственного характера.договора на оказания услуг, акт приемки-передачи выполненных работстоимость выполненных работ2070Начислена заработная плата работникам основного производства.№Т-49 Расчетно-платежная ведомостьсумма заработной платы2069Начислены страховые взносы за работников основного производствабухгалтерская справка-расчетсумма страховых взносов2094Списаны недостачи (потери от порчи) материально-производственных запасов в пределах утвержденных норм естественной убылиинвентаризационная опись по форме ИНВ-3сумма недостачи1020Приняты к учету материалы, возвращенные из основного производства.№М-4 приходный ордерстоимость материальных ресурсов4020Отражено производство работ, оказания услуг основного производства по фактической себестоимости.бухгалтерская справка- расчетфактическая себестоимость работ2510Отпущены материалы на общепроизводственные нужды.№М-11 Требование-накладнаястоимость материальных ресурсов2570Отражена заработная плата работников, относимая на общепроизводственные затратыбухгалтерская справка- расчетсумма заработной платы2569Отражены страховые взносы, относимые на общепроизводственные затратыбухгалтерская справка- расчетсумма страховых взносов2560, 76Выполнены сторонними организациями работы (оказаны услуги) для общепроизводственных нужд.акт приемки-передачи выполненных работсумма выполненных работ2610Отпущены материалы на общехозяйственные нужды.№М-11 Требование-накладнаястоимость материальных ресурсов2660, 76Выполнены сторонними организациями работы (оказаны услуги) для общехозяйственных нужд.акт приемки-передачи выполненных работсумма выполненных работ2670Начислена заработная плата управленческому и общехозяйственному персоналу.№ Т-49 «Расчетно-платежная ведомость»сумма заработной платы2669Отражены страховые взносы, относимы на общехозяйственные затратыбухгалтерская справка- расчетсумма страховых взносов

Рабочий план счетов бухгалтерского учета ООО «Сантехпром» включает не все счета предусмотренные Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н. Следовательно, на предприятии не полно ведется учет производственных затрат, на предприятии отсутствуют такие затратные счета как: 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства» и счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

3. Совершенствование учета производственных затрат в ООО «САНТЕХПРОМ».

В данной главе мы будем рассматривать пути совершенствования учета производственных затрат на предприятии.

Прежде всего, в организации необходимо разработать график документооборота, который должен быть утвержден руководителем организации. Все участники документооборота должны быть с ним ознакомлены.

Бухгалтерский учет на ООО «Сантехпром» ведется по автоматизированной форме учета с использованием компьютерной техники и бухгалтерской программы «1С: Предприятие 7.7». Я хочу порекомендовать ООО «Сантехпром» ведение бухгалтерского учета с использованием программы «1С: Предприятие 8.0», потому что она более усовершенствована и обеспечит решение всех задач, стоящих перед бухгалтерской службой организации: выписку первичных документов, учет продаж и т.д. «1С: Предприятие 8.0» - это готовое решение для ведения учета в организациях, осуществляющих любые виды коммерческой деятельности: оптовую и розничную торговлю, комиссионную торговлю (в том числе субкомиссию), оказание услуг, производство и т.д. «1С: Предприятие 8.0» - универсальная программа массового назначения для автоматизации бухгалтерского и налогового учета, включая подготовку обязательной (регламентированной) отчетности. Методика бухгалтерского учета обеспечивает одновременную регистрацию каждой записи хозяйственной операции как по счетам бухгалтерского учета, так и по необходимым разрезам аналитического учета, количественного и валютного учета. Бухгалтеры ООО «Сантехпром» могут самостоятельно управлять методикой учета в рамках настройки учетной политики, создавать новые субсчета и разрезы аналитического учета.

Программа «1С: Предприятие 8.0» имеет существенные преимущества перед версией 7.7.

Во-первых, за счет введения отдельного плана счетов налогового учета упрощена сопоставимость данных бухгалтерского и налогового учета, что важно для обеспечения требований ПБУ 18/02 «Расчеты по налогу на прибыль».

Во-вторых, появление в «1С: Предприятие 8.0» партионного учета расширяет область применения типового решения. Помимо способа оценки материально-производственных запасов по средней себестоимости, становится возможным применение и такого способа, как ФИФО, независимо для бухгалтерского и налогового учета и для каждой организации.

В-третьих, в новой версии программы реализован опциональный аналитический учет по местам хранения: количественный и количественно-суммовой, а также реализована возможность учета товаров по продажным ценам.

В-четвертых, в новой версии «1С: Предприятие 8.0» расширены возможности настройки типовых операций - средства группового ввода часто используемых бухгалтерских проводок. Этот простой, но эффективный инструмент автоматизации теперь может легко и быстро настраиваться пользователем.

Все отчеты по затратам несложно получить с помощью стандартных функций платформы «1С: Предприятие 8.0». Проверить показатели каждой сметы затрат можно, формируя оборотно-сальдовую ведомость по счету при выборе подразделения и развороте по элементам затрат; калькуляции себестоимости продукции - при выборе вида номенклатуры и развороте оборотно-сальдовой ведомости по статьям затрат.

Основными достоинствами предлагаемой системы учета затрат на себестоимость продукции в ООО «Сантехпром» на базе «1С: Предприятие 8.0» являются:

) прозрачность учета и распределения затрат (реализация на счетах учета затрат);

) гибкость настройки распределения затрат (с помощью документа «Производственный отчет»);

) высокая точность расчета себестоимости вне зависимости от количества подразделений и видов продукции (использование математических методов и автоматизированного алгоритма расчета);

) корректировка данных и пересчет результатов за несколько минут.

Можно рассчитать экономический эффект от внедрения «1С: Предприятие 8.0». Инвестиции в проект будут складываться из следующих составляющих:

1.затраты по приобретению лицензионного ПО;

2.затраты на разработку проекта.

Работа информационной системы возможна в двух вариантах: файловом и клиент-серверном.

Для файлового варианта потребуется следующее ПО:

·платформа «1С: Предприятие 8.1»; Поскольку технологическая платформа распространяется не отдельно, а только в составе прикладного решения, то пользователю будет необходимо приобрести любое прикладное решение профессиональной версии. Наименьшую стоимость имеет программный продукт «1С: Бухгалтерия 8» - 13 000 (руб.).

·клиентские лицензии; Основные поставки продуктов системы «1С: Предприятие 8», содержащие программную часть (технологическую платформу) и прикладные решения для автоматизации различных задач управления и учета (конфигурации), выпускаются в виде однопользовательских продуктов. В комплект основной поставки входит дистрибутив на CD-ROM, комплект документации, однопользовательский ключ защиты, лицензионное соглашение, разрешающее использование программного продукта на одном компьютере, и другие материалы. Для использования продуктов системы «1С: Предприятие» на двух и более компьютерах в пределах одной локальной вычислительной сети требуется приобретение дополнительных лицензий. Фирмой «1С» выпускаются дополнительные лицензии на 1, 5, 10, 20 и 50 рабочих мест, необходимое пользователю количество рабочих мест складывается из этих лицензий.

Стоимость лицензий следующая:

·на 1 рабочее место - 6 300 (руб.);

·на 5 рабочих мест - 21 600 (руб.);

·на 10 рабочих мест - 41 400 (руб.);

·на 50 рабочих мест - 224 700 (руб.);

·на 100 рабочих мест - 360 000 (руб.).

Исходя из того, что клиентские лицензии можно будет докупить в случае необходимости, то будет достаточно 5 лицензий.

Таким образом, для файлового варианта работы системы затраты могут составить 13 000 + 21 600 = 34 600 (руб.).

С другой стороны, в ассортименте продаж фирмы «1С» есть такой продукт как «1С: Бухгалтерия 8. Комплект на 5 пользователей» стоимостью 24 000 руб. Поскольку комплекты ПО равнозначны, то в качестве затрат на ПО при файловом варианте работы системы примем менее дорогой вариант стоимостью 24 000 руб.

Для клиент-серверного варианта потребуется следующее ПО:

·платформа «1С: Предприятие 8.1» и клиентские лицензии- 24 000 (руб.);

·лицензия на сервер «1С: Предприятие» - 40 400 (руб.);

Таким образом, для клиент-серверного варианта затраты составят 64 400 (руб.)

Поскольку файловый вариант работы системы предполагает возможный переход к клиент-серверному (без какой-либо потери данных), то в качестве отрицательных денежных потоков примем затраты на файловый вариант работы, т.е. 29 800 рублей.

Положительные денежные потоки планируется получить за счет увеличения рабочего дня на 30 минут, то есть увеличения производительности труда и следовательно получения большей выручки, примерно на 2% по сравнению с 2012 годом и это составит 37 079,58 руб. (1 853 979*2%). То есть из расчетов видно что при внедрении «1С: Предприятие 8.0» на предприятии будет наблюдаться положительный экономический эффект.

Для того, чтобы осуществить позаказный метод учета затрат на выполнение работ можно воспользоваться одним из следующих способов:

. В организации только одно структурное подразделение «Основное подразделение», то одно из трех возможных субконто (аналитический счет в 1С), а именно «Подразделение», можно заменить на «Договоры». И тогда, при формировании отчета о затратах в разрезе 2-х субконто «Виды номенклатуры» и «Договоры» можно будет владеть полной информацией о затратах;

. В справочнике «Виды продукции, работ, услуг» виды работ сделать папками, а непосредственно договоры вложенными элементами в каждую из папок. В таком случае не будет требоваться никаких доработок, ведение бухгалтерского учета будет облегчено. Остается только один недостаток, все доходы и затраты по договору (что конечно может заинтересовать руководителя) можно будет собрать только путем сложения затрат на эти договоры в разрезе видов продукции (работ, услуг).

Также можно заменить на предприятии ООО «Сантехпром» метод учета производственных затрат. В настоящее время существуют более усовершенствованные методы, современные, имеющие преимущества над позаказным методом учета производственных затрат. Один из таких методов стандарт-кост. Одно из основных преимуществ системы стандарт-кост - при правильной ее постановке не требуется большой бухгалтерский штат, поскольку учитываются только отклонения от стандартов. Чем стабильнее работает предприятие, тем более стандартизированы производственные процессы, тем менее трудоемким станет учет и калькулирование для бухгалтеров ООО «Сантехпром». Система стандарт-кост удовлетворяет запросы предпринимателя и служит мощным инструментом для контроля производственных затрат. На основе установленных стандартов можно заранее определить сумму ожидаемых затрат па производство и реализацию изделий, исчислить себестоимость единицы изделия для определения цен, а также составить отчет об ожидаемых доходах будущего года. При этой системе информация об имеющихся отклонениях используется руководством для принятия им оперативных управленческих решений.

Одна из главных задач успешной деятельности любого предприятия это получение прибыли в нарастающем количестве с каждым годом, а для этого необходимо увеличивать масштабы производства, обеспечивать предприятие квалифицированными кадрами, и поддерживать оптимальный размер предприятия.

Для определения и поддержания оптимального размера предприятия могут применяться мероприятия которые позволяют минимизировать затраты в зависимости от объема производства.

Улучшение использования основных фондов связано с использованием таких мероприятий как:

избавление предприятия от излишних машин и оборудования;

сдачи имущества предприятия в аренду;

улучшение качества обслуживания и ремонта основных средств;

увеличение (если позволяют технические параметры) загрузки машин и оборудования;

повышение уровня квалификации персонала, обслуживающего машины и оборудование;

применение ускоренной амортизации;

внедрение более современных и прогрессивных машин и оборудования.

Заключение

Главное назначение учета затрат на производство - контроль за производственной деятельностью и управление затратами на ее осуществление. Большое значение для правильной организации учета затрат имеет их научно обоснованная классификация. Затраты на производство группируют по месту их возникновения, носителям затрат и видам расходов.

Используют разные варианты классификации издержек в зависимости от целевой установки и направлений учета затрат. Под направлением учета затрат понимается область деятельности, где необходим обособленный целенаправленный учет затрат на производство:

а) затраты, используемые для калькулирования и оценки готовой продукции;

б) затраты, данные о которых являются основанием для принятия решений и планирования;

в) затраты, используемые в системе контроля и регулирования.

Как известно, процесс производства представляет собой совокупность хозяйственных операций, связанных с созданием готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг. В процессе создания продукции (работ, услуг) определяется фактическая себестоимость, включающая сумму затрат на ее изготовление.

В бухгалтерском финансовом учете существует немного другая классификация затрат нежели в управленческом учете, она подразумевает два основных направления: группировка затрат по однородным экономическим элементам и по статьям калькуляции. Все затраты входящие в группировку по элементам или по калькуляционным статьям образуют полную себестоимость продукции.

Подразделение затрат на виды необходимо для анализа затрат и выявления причин их изменения для дальнейшего снижения себестоимости продукции, которая влияет на показатели прибыли и рентабельности предприятия, то есть на успешную работу предприятия в будущем.

Организация затрат на предприятии подразумевает использование бухгалтерских счетов для учета и применяемых подходов к группировке затрат. На организацию учета затрат на предприятии оказывают влияние размер предприятия, вид деятельности, форма предприятия и многие другие факторы.

Методологические основы учета затрат на производство разрабатываются и утверждаются Министерством Финансов РФ и Госкомстатом России. Основные нормативные акты регламентирующие учет затрат в РФ являются федеральный закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» №10/99, а так же разрабатываемые министерствами, ведомствами, отраслевыми государственными объединениями и другими организациями на основе Положения о составе затрат отраслевые положения о составе затрат и методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) для подведомственных организаций.

Бухгалтерские счета по учету производственных затрат подразделяются в зависимости от методов отражения и списания затрат, на калькуляционные, отчетно-распределительные и собирательно-распределительные. К собирательно-распределительным счетам относятся счета 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расчеты».

Вся рассмотренная выше методология учета, планирования затрат была применена для оценки ведения учета, планирования затрат ООО «Сантехпром».

В результате проведенного исследования выяснилось, что в ООО «Сантехпром» используется автоматизированная форма бухгалтерского учета, применяется позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, применяются не все счета учета затрат, предусмотренные планом счетов. В результате проведенного анализа выяснилось, что в ООО «Сантехпром» в 2012 г. наблюдается увеличение чистой прибыли на 111% по сравнению с 2010 г. Производственные затраты в 2012г. также увеличились на 19,7%, что не повлияло на размер прибыли.

Для совершенствования учета производственных затрат можно внедрить на предприятие «1С: Предприятие 8.0», также можно изменить метод учета затрат на более усовершенствованный и современный.

Список используемой литературы

1.Гражданский кодекс Российской Федерации - М.: ИНФРА-М, 1998. - 560 с.

2.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.10.96 №129 - ФЗ.

3.План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению (утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000г. № 94н).

4.Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина России от 6.05.99 г. №33н.

.Финансовый учет: Учебник/ Под ред. проф. В.Г. Гетьмана. - 3-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 816 с.

.Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. - М.: ИНФА-М, 2004. - 592 с.

.Керимов В.Э. Бухгалтерский учет: Учебник. - М.; ЭКСМО, 2005. - 585с.

.Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник.-М.:ИНФА-М,2006.-451 с.

.Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организации. - М.: Финансы и статистика,2004.-730 с.

.Бычкова С.М. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник. - М.: ЭКСМО, 2008. - 528с.

.Переверзев М.П. Бухгалтерский учет: Учебник. - М.: ИНФА - М, 2008. -240 с.

.Безруких П.С. Бухгалтерский учет: Учебник. - М.: Бухгалтерский учет, 2008. - 719 с.

.Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2007.-342 с.

.Керимов В.А. Бухгалтерский учет на производственных предприятиях: Учебник.- М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2008.-411с.

.Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / Под ред. проф. Любушина Н.П. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006. - 471с.

.Астаханов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет. - М.: Издательский центр МАРШ, 2001. - 640 с.

.Бакаев А.С. Нормативная база бухгалтерского учета: Сборник официальных материалов. - М.: Бухгалтерский учет, 2008. - 96 с.

.Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. - СПб.: Герда, 2005. - 288 с.

.Камышанов П.И., Барсукова И.В., Густяков И.М. Бухгалтерский учет: отечественная практика и международные стандарты. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. - 520 с.

.Новодворский В.Д., Понаморева Л.В. Бухгалтерская отчетность организации. - М.: Бухгалтерский учет, 2008. - 321 с.

22.Палий В.Ф., Палий В.В. Финансовый учет - М.: ФБК - пресс, 2006. - 672с.

23.Чечевицина Л.Н., Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник. - М.: Маркетинг, 2008. - 352 с.

24.Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: Учебник - М: Проспект, 2007.-345с.

25.Бородина В.В. Совершенствование форм бухгалтерского учета.- Журнал «Бухгалтерский бюллетень»,№2,2007.-с.27

.Журнал Российский бухгалтер.

.Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации

Похожие работы на - Проблемы организации учета производственных затрат на ООО 'Сантехпром'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!