Теоретические и практические аспекты организации управленческого учета на предприятии ООО 'Моргауши-хлеб'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    46,22 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теоретические и практические аспекты организации управленческого учета на предприятии ООО 'Моргауши-хлеб'

Введение

В процессе повседневной хозяйственной деятельности предприятия возникает значительное количество оперативной информации, которая представляет собой “исходный материал” для принятия соответствующих управленческих решений.

Наибольшее значение для управления имеет экономическая информация, базирующаяся в основном на учетных данных. Расчеты показывают, что на долю бухгалтерской информации приходится свыше 70 % общего объема экономической информации. Именно системный бухгалтерский учет фиксирует и накапливает всестороннюю синтетическую (обобщающую) и аналитическую (детализированную) информацию о состоянии и движении имущества предприятия и источниках его образования, хозяйственных процессах, конечных результатах финансовой и производственно-хозяйственной деятельности.

Бухгалтерская информация широко используется в оперативно-техническом и статистическом учете, а также в планировании, прогнозировании, выработке тактики и стратегии деятельности предприятия.

На всех этапах деятельности предприятия к бухгалтерской информации предъявляются такие требования, как объективность, достоверность, своевременность и оперативность. Однако на современном этапе совершенствования управления, становления рыночной экономики к бухгалтерской информации предъявляются повышенные требования. Она должна быть высокого качества и эффективной, должна удовлетворять потребности внешних и внутренних пользователей информации. Это означает, что бухгалтерская информация должна содержать минимальное количество показателей, но удовлетворять максимальное число ее пользователей на разных уровнях управления. Информация должна быть необходимой и целесообразной, исключающей лишние показатели. Кроме того, необходимо, чтобы бухгалтерская информация формировалась с наименьшими затратами труда и времени. Очевидно, что для удовлетворения всех перечисленных выше требований необходимо использовать различные методы сбора, обработки и учета информации. В экономически развитых странах эта проблема решена благодаря делению всей системы бухгалтерского учета на финансовый и управленческий.

Цель данной курсовой работы - раскрыть теоретические и практические аспекты организации управленческого учета на предприятии ООО «Моргауши-хлеб».

В связи с этим ставились следующие задачи:

изучить организационную структуру ООО Моргауши-хлеб» и ее влияние на управленческий учет;

раскрыть понятие управленческого учета;

дать краткую характеристику производственно-хозяйственной деятельности ООО «Моргауши-хлеб»

провести анализ действующей практики управления процессами производства и т.д.

Предметом исследования является ООО «Моргауши хлеб».

При написании данной работы использовался обширный научно-практический материал отечественных и зарубежных авторов, бухгалтерская отчетность, первичная документация.

Курсовая работа включает: введение; 8 глав; заключение; список использованных источников и литературы

1. Организационная структура предприятия и ее влияния на управленческий учет

Организация управленческого учета имеет целью обеспечить эффективное управление деятельностью организации и является ее внутренним делом. Как нет двух одинаковых людей, так нет двух одинаковых хозяйствующих субъектов, их различия определяются различием форм собственности, масштабами деятельности, различными комбинациями факторов внешней и внутренней среды - все это обусловливает необходимость внедрения тех или иных форм бухгалтерского (и финансового, и управленческого) учета.

«Для того, чтобы считать систему управленческого учета эффективной, необходимо, чтобы она позволяла облегчить достижение целей хозяйствующего субъекта с наименьшими затратами на организацию и функционирование самой системы.

Организационная структура системы управленческого учета строится с учетом:

) структуры самого хозяйствующего субъекта;

) информационных потребностей руководства;

) технических возможностей и особенностей компьютерной информационной системы, используемой в хозяйствующем субъекте;

) квалификации и личных качеств менеджеров и бухгалтеров-аналитиков.

В этой связи можно утверждать, что построение системы управленческого учета тесно связано с организационной структурой хозяйствующего субъекта.

Организационная структура представляет собой деление хозяйствующего субъекта на структурные подразделения (центры ответственности) и их ранжирование. От построения организационной структуры зависит система управленческого учета предприятия. Администрация сама решает, какому сегменту предоставить те или иные полномочия, как распределить ответственность между исполнителями, как должна выглядеть иерархическая структура управления организацией, другими словами, определяет организационную структуру.

Организационную структуру хозяйствующего субъекта можно определить как разделение организации на отдельные структурные подразделения и службы (центры ответственности), предполагающее распределение между ними функций по решению задач, возникающих в ходе производственной деятельности, таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей, стоящих перед организацией в целом.

В экономической литературе встречается и другая трактовка организационной структуры. В частности, она определяется как совокупность линий ответственности внутри организации, каждая из которых показывает направление движения информации (например, отчетной).

В зависимости от степени ответственности, возложенной на менеджеров, организационная структура хозяйствующего субъекта может быть дифференцирована как централизованная и децентрализованная.

Централизованные структуры имеют иерархическую, пирамидальную форму, построенную по функциональному принципу (администрация, финансы, снабжение, производство, маркетинг и т.п.). В основе системы управленческого учета таких организаций лежат главным образом центры затрат. Такая система управления по своей сути является консервативной, предполагает максимум принуждения и не обеспечивает свободы действия сотрудникам предприятия. Централизованная система управления была свойственна практически всем предприятиям СССР.

Анализ опыта прошлых лет показывает, что деятельность последних лет - жестко централизованная система управления, доставшаяся российским коммерческим организациям в наследство от административной экономики, становится тормозом их развития. Она снижает инициативу исполнителей, препятствует гибкости и оперативности в управлении.

Выход из сложившегося положения руководство организаций видит в предоставлении своим структурным подразделениям большей хозяйственной самостоятельности и как следствие - в возрастании их ответственности за принимаемые решения.

Рыночные отношения требуют новых подходов к организации внутрифирменного управления. В условиях быстро меняющейся рыночной среды существенно возрастает поток информации, которую необходимо обработать для принятия единственно правильного управленческого решения. Расширяется спектр управленческих задач, решаемых руководителями производств. Появляется потребность в разделении всех полномочий, в том числе и в части принятия управленческих решений. Порой отдельные структурные подразделения начинают работать как мини-предприятия, не являясь при этом самостоятельными юридическими лицами. Другими словами, начинается процесс формирования децентрализованной организационной структуры предприятия. Организационная структура большинства российских организаций по-прежнему остается высоко регламентированной в сравнении с западными предприятиями. Российским организациям предстоит еще долгий путь в этом направлении, но движение уже начато.

Децентрализованная структура характеризуется наличием центров прибыли и инвестиций. Их руководители имеют более широкий круг прав и обязанностей, чем менеджеры центров затрат. С одной стороны, менеджеры в компаниях с такой структурой несут большую ответственность, обладают расширенными полномочиями и могут принимать значительную часть решений без предварительного согласования с администрацией предприятия. С другой стороны, при децентрализованной структуре между управляющими распределяется ответственность в части планирования и контроля затрат и результатов деятельности отдельных структурных подразделений.

Формирование децентрализованной структуры управления предприятием предполагает решение двух взаимосвязанных задач:

) распределение ответственности среди исполнителей;

) контроль качества их работы.

Существует и обратная зависимость: эти задачи не могут быть успешно решены в отсутствии поставленной системы управленческого учета.

Основным преимуществом децентрализованной системы управления является свобода руководителей центров ответственности в принятии управленческих решений. Менеджер структурного подразделения, как правило, располагает более точной и детализированной информацией по вверенным ему направлениям деятельности, чем высшее руководство. Это положительно влияет на обоснованность и оперативность принимаемых на более низком управленческом уровне решений. Администрация организации, освободившись от текущих задач, необходимости выполнения рутинной работы, получает возможность сконцентрироваться на решении перспективных вопросов, на разработке стратегии организации.

Однако успешное функционирование децентрализованной системы возможно при соблюдении, по крайней мере, двух условий:

) наличия высокопрофессионального управленческого персонала;

) согласованности целей и интересов организации в целом и ее отдельных структурных подразделений.

Независимо от типа выбранной организационной структуры - централизованной и децентрализованной - ответственность за финансирование компании в целом лежит обычно на высшем руководстве. Иначе говоря, финансовые функции будут централизованы в любом случае.

Если администрация формирует организационную структуру своего предприятия на основе центров прибыли и инвестиций, то далее ей предстоит принять решение, по какому принципу следует создавать структурные подразделения: по видам выпускаемой ими продукции; по обслуживаемым ими географическим регионам; по группам покупателей. Создавая организационную структуру, следует учитывать, облегчит ли она процесс оценки деятельности сегментов. Это в свою очередь зависит от количества общих затрат, отождествляемых с каждой альтернативной структурой, ведь затраты, связанные с построением той или иной структуры управления, должны окупаться. Если каждое предприятие холдинга работает на определенный регион и производит различные изделия, то более разумной будет сегментация по различным регионам, чем по видам изделий. Если каждое предприятие холдинга производит какое-то определенное изделие и поставляет его в различные регионы, то деление по видам изделий будет более разумным.

Существующую организационную структуру хозяйствующего субъекта следует регулярно анализировать и пересматривать с учетом изменений, происходящих в хозяйственной деятельности предприятия (освоение производства новых видов продукции, изменение технологий, смена менеджеров и т.д.), и достижений научно-технического прогресса.

Совершенствуя организационную структуру хозяйствующего субъекта, необходимо соответствующим образом менять подходы к составлению внутренней отчетности и оценке результатов деятельности подразделений».

. Понятие организации управленческого учета. Необходимость децентрализации в управленческом учете предприятия

«Под организацией управленческого учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации, осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и управления производственной деятельностью.

Наука и практика менеджмента доказали, что сосредоточение полномочий по принятию всех решений в руках руководителя даже небольшой организации не только физически проблематично, но и вредно с точки зрения управления ее деятельностью. Это делает необходимым делегирование полномочий по принятию некоторых решений работникам, и чем крупнее организация, тем больше полномочий передается на более низкие уровни управления. В связи с этим можно выделить два противоположных вида систем управления. В децентрализованных организациях полномочия по принятию решений не сосредоточены в руках нескольких высших менеджеров, а распределены по организации, переданы не только менеджерам низшего звена, но и простым работникам. В полностью централизованных организациях менеджерам более низких уровней управления предоставлена очень ограниченная свобода в принятии решений. Однако большинство организаций сочетают в себе эти два варианта.

Необходимость децентрализации в управленческом учете заключается в следующем:

делегирование полномочий по решению повседневных вопросов дает высшим менеджерам возможность сосредоточиться на более важных проблемах;

права по принятию решений передаются тем, кто имеет самую подробную и свежую информацию о текущих операциях;

устранение процедур согласования и утверждения дает возможность более быстро отзываться на требования потребителей и реагировать на изменения внешней среды;

менеджеры более низких уровней управления получают опыт и навыки, которые подготавливают их к работе на более высоких должностях;

повышается мотивация и удовлетворенность работников своим трудом».

3. Краткая характеристика производственно-финансовой деятельности ООО «Моргауши-Хлеб»

ООО «Моргауши-хлеб» зарегистрировано 10 июля 2009 г. Находится по адресу Моргаушский р-н, с Моргауши, ул. 50лет Октября, 6. Основной вид деятельности - производство хлеба и хлебобулочных изделий.

В эксплуатации находится 1 цех, где установлены тестомесильные машины и 2 печи, они рассчитаны на производство 3 тонн хлеба в сутки. В настоящее время на хлебозаводе трудится 43 человека.

Современные автоматические линии обеспечивают высокий технологический уровень производства. Качество продукции гарантировано соответствием всего технологического процесса нормативно- технической документации, а также строжайшим физико-химическим и бактериологическим контролям.

В настоящее время завод расширяет рынки сбыта продукции и увеличивает объёмы производства.

Таблица 1. Показатели деятельности ООО «Моргауши-Хлеб» за 2010-2011 г.г.

Показатели

Годы

Отклонение, (+,-)

Темп изменения, %


прошлый

отчетный



1. Объем деятельности, тыс. руб

23495

28031

4536

119,3

2. Ресурсы - всего, тыс. руб., в том числе:

17107,8

20428,5

3320,7

119,4

средняя стоимость основных средств

3610

6713

3103

186,0

средняя сумма оборотных средств

5438,8

5481,5

42,7

100,8

расходы на оплату труда

8059

8234

175

102,2

3. Прибыль но налогообложения, тыс. руб

2578

4375

1797

169,7

4. Среднесписочная численность работников, чел.

42

43

1

102,4

5. Показатели эффективности использования основных фондов, тыс. руб фондоотдача

6,508

4,176

-2,33

64,2

фондоемкость

0,154

0,239

0,09

155,9

фондорентабельность

0,714

0,652

-0,06

91,3

фондовооруженность

86

156,1

70,2

181,6

6. Показатели эффективности использования оборотных средств оборачиваемость, в днях

85,0

71,2

-13,8

83,8

количество оборотов

276

394

117,3

142,4

7. Показатели эффективности трудовых ресурсов: среднемесячная заработная плата, тыс. руб.

16

18

2

112,6

производительность труда, тыс. руб.

559,4

651,9

92,5

116,5

8. Ресурсоотдача, тыс. руб.

1,373

1,372

-

99,9

9. Ресурсорентабельность, тыс. руб.

0,151

0,214

0,1

142,1


За анализируемый период объем деятельности ООО «Моргауши-Хлеб» вырос на 4536 тыс. руб. или на 19,3% и составила 28031 тыс. руб.

Обеспеченность предприятия ресурсами улучшилась:

стоимость основных средств повысилась на 3103 тыс. руб. или на 86% и составила 6713 тыс. руб.;

сумма оборотных средств увеличилась на 42,7 тыс. руб. или на 0,8% и составила 5481,5 тыс. руб.;

расходы на оплату труда повысились на 175 тыс. руб. или на 2,2 % и составили 8234 тыс. руб.

Показатели использования основных средств ухудшились: фондоотдача снизилась на 25,8%, фондорентабельность снизилась на 8,7%,

Показатели эффективности использования оборотных средств улучшились: оборачиваемость в днях уменьшилась на 13,8, количество оборотов за год увеличилось на 117 ,3

Показатели использования трудовых ресурсов повысились: производительность труда повысилась на 16,5%.

Таблица 2. Показатели затрат ООО «Моргауши-хлеб» в 2010-2011 г.г. (сумма- тыс.руб., уд.вес. - %, уровень - в % к объему деятельности)

Показатели

Годы

Отклонение (+,-)

Темп изменения, %


2009

2010




сумма

уд. вес

уровень

сумма

уд. вес

уровень

суммы

уд. веса

уровня


Затраты - всего. в т.ч.

17728

100

75,5

23740

100

84,7

6012


9,2

133,9

по элементам:  материальные

8549

48,2

36,4

12386

52,2

44,2

3837

4,0

7,8

144,9

расходы на оплату

6005

33,9

25,6

8234

34,7

29,4

2229

0,8

3,8

137,1

амортизация

676

3,8

2,9

678

2,9

2,4

2

-1,0

-0,5

100,3

отчисления на соцнужды

824

4,6

3,5

2088

8,8

7,4

1264

4,1

3,9

в 2,5 р

прочие

1674

9,4

7,1

354

1,5

1,3

-1320

-8,0

-5,9

21,1

по группам и статьям: условно-постоянные

4968

28,0

21,1

5423

22,8

19,3

455

-5,2

-1,8

109,2

условно-переменные

12760

71,98

54,3

18317

77,16

65,3

5557

5,2

11,0

143,6

Объем деятельности

23495



28031



4536

0,0

0,0

119,3


В 2011 г. общая сумма затрат ООО «Моргауши-хлеб» составила 23740 тыс. руб., что на 6012 тыс. руб. или на 33,9 % больше, чем в 2010 г. Темп роста затрат выше темпа роста объема деятельности предприятия, что связано со значительным темпом роста материальных затрат - 44,9%. Положительно можно охарактеризовать снижение условно-постоянных расходов по удельному весу и по уровню к объему деятельности.

Таблица 3. Показатели для расчета критического объема продаж

Показатели

Сумма, тыс. руб.

Объем деятельности

28031

Постоянные затраты

5423

Переменные затраты

18317

Прибыль от продаж

5839

Индекс цен = (5423 + 18317) / 28031 = 0,847

Критический объем продаж = 28031 * 0,847 = 23742 тыс. руб.

Расчеты позволяют сделать следующие выводы:

В условиях снижения цен и сохранения натурального объема продаж критический объем продаж не зависит от соотношения переменных и постоянных затрат, но зависит от их суммарной величины и доли последней в выручке.

Возможность снижения цены, с сохранением при этом безубыточности продаж, тем больше, чем выше была рентабельность продаж в базисном периоде.

Рассчитаем точку безубыточности и построим ее график

Таблица 4

Наименование

Сумма

Постоянные затраты, тыс. руб.

5423,00

Переменные затраты, тыс. руб.

18317,00

Выручка от продаж, тыс. руб.

28031,00

Выпуск (Объем реализации), ед.

360000

Средние переменные затраты на единицу продукции, тыс. руб.

0,40

Цена за единицу, руб.

25

Точка безубыточности в денежном выражении

15651,65

Точка безубыточности в натуральном выражении

217,40


Рис. 1. График безубыточности

4. Управленческий учет и рабочий план счетов бухгалтерского учета. Варианты взаимосвязи финансового и управленческого учета в системе счетов

«План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий также предоставляет потенциальную возможность разделения общей бухгалтерии предприятия на внешнюю (финансовую) и внутреннюю (управленческую, или производственную).

Новая учетная методология позволяет предприятиям, во-первых, в рамках выбранной на отчетный период учетной политики принимать свой вариант учета в широком смысле, самостоятельно определяя многие его аспекты, а во-вторых, что также не менее важно, обусловливает предметную возможность и необходимость дальнейших научных изысканий в области управленческого учета, контроллинга, создания других систем управления предприятиями на базе опыта Запада, с одной стороны, и богатых отечественных национальных традиций и культуры, с другой стороны.

По взаимосвязи финансового и управленческого учета делятся на интегрированную и замкнутую.

Интегрированной является система управленческого учета, когда финансовый учет ведется в системе финансовых счетов, а управленческий учет - в системе управленческих (операционных) счетов. Связь финансового и управленческого учета осуществляется с помощью контрольных счетов. Контрольные счета - счета затрат и счета прибылей (доходов) в финансовом учете. Существует прямая корреспонденция счетов управленческого учета с контрольными счетами финансового учета.

Замкнутой является система управленческого учета, когда финансовый учет ведется в системе финансовых счетов, а управленческий - в системе управленческих (операционных) счетов. Информация из управленческих счетов на финансовые счета не передается. Взаимосвязь финансового и управленческого учета осуществляется с помощью парных контрольных счетов одинакового наименования в финансовом и управленческом учете. Эти счета называются отраженными (зеркальными или счетами - экранами)».

5. Формирование центров затрат, ответственности и рентабельности на предприятии. Проект мест возникновения затрат и его роль в исследуемой организации

К организации управленческого учёта непосредственное отношение имеет организационная структура предприятия, объем и специфика выполняемых работ подразделениями. Построение моделей организации управленческого учёта зависит от множества факторов и поэтому их выбор индивидуален для каждого предприятия.

В виде отдельных составляющих частей управленческого учёта на ООО «Моргауши-хлеб» представлены следующие виды деятельности:

снабженческо-заготовительная;

производственная;

финансово-сбытовая;

организационная;

Все виды деятельности тесно связаны между собой и не могут существовать обособленно в рамках одного предприятия. В то же время затраты имеют свои особенности формирования и конкретно характеризуют процессы, совершаемые в подразделениях. Степень детализации затрат и последовательность их обобщения по предприятию определяется для каждого подразделения.

Основными критериями здесь являются цели управления, система контроля за издержками, уровень специализации подразделений и величина их затрат. В практике ООО «Моргауши-Хлеб», наметились следующие подходы к построению аналитического управленческого учёта:

по центрам возникновения затрат;

по центрам ответственности за возникающие затраты;

по центрам рентабельности производства отдельно взятого продукта.

Построение учёта затрат в соответствии с организационной структурой позволяет связать деятельность каждого подразделения с ответственностью конкретных лиц, оценить результаты каждого подразделения и определить их вклад в общие результаты деятельности предприятия.

Центры возникновения затрат - это обособленные структурные подразделения предприятия, в которых имеется возможность организовать нормирование, планирование и учёт издержек производства с целью наблюдения, контроля и управления затратами производственных ресурсов, а также оценки их использования.

Система учёта предусматривает измерение расходов без измерения выхода продукции. Во многих случаях измерить продукцию либо невозможно, либо не нужно. Например, объем услуг, оказываемых плановыми службами или бухгалтерией.

На промышленных предприятиях центры возникновения затрат представляют собой отдельные объекты аналитического учёта. Порядок обобщения расходов повторяет соподчинённость в организационной структуре управления

 

Рис. 1. Центры возникновения затрат на ООО «Моргауши-хлеб».

На ООО «Моргауши-хлеб» выбору состава затрат учитывается по местам их возникновения:

При варианте, когда обобщаются все затраты, присущие данному месту их возникновения, более реально в системе контроля за издержками использовать бюджетно-сметный метод и метод выявления отклонений от норм с определением причин и виновников отклонений.

Система учёта, в которой предусматривается составление отчетов по данным сравнения сметных (стандартных) показателей с фактическими, называется учётом по центрам ответственности. А каждое подразделение, возглавляемое конкретным менеджером, называется, центром ответственности.

Центр ответственности - это такая группировка затрат, которая позволяет совместить в одном учётном процессе места возникновения затрат: производство, цех, участок, бригаду с ответственностью возглавляющих их менеджеров.

Центр ответственности представляет собой часть системы управления предприятием и как любая система имеет входид выход. Вход: сырье, материалы, полуфабрикаты, часы труда и разных типов услуг. Центр ответственности выполняет заданную ему работу с этими ресурсами. На выходе центра ответственности - продукция (продукты или услуги), которая идет в другой центр ответственности или реализуется на сторону. Таким образом, деятельность каждого центра ответственности может быть оценена с точки зрения эффективности.

Эффективная деятельность - производство заданного объема продукции при минимальном использовании производственных ресурсов, либо максимальное производство объема продукции при заданном размере производственных ресурсов. В центре ответственности действует принцип «затраты -> объем переработки сырья -> прибыль».

По отношению к процессу производства центры ответственности подразделяют на: основные и функциональные; по отношению к внутреннему хозяйственному механизму: хозрасчетные и аналитические.

Основные центры ответственности организуют контроль по месту возникновения затрат; функциональные - обеспечивают контроль над затратами, возникшими во многих местах, но под воздействием одного центра ответственности.

Хозрасчетные центры ответственности обычно совпадают с местами возникновения затрат, им присущ контроль в момент возникновения затрат; аналитические не связаны системой внутренних хозрасчетных отношений, они строят системы контроля за отдельными затратами.

Цель учёта по центрам ответственности состоит в обобщении данных о затратах и доходах по каждому центру ответственности с тем, чтобы отклонения от заданного этому центру можно было отнести на конкретное лицо. Система, которая строится на составлении отчетов об исполнении смет, где сравниваются фактические и сметные данные, называется учётом по центрам ответственности.

Организация учёта, планирования и контроля по местам возникновения затрат и центрам ответственности показывает, что для оценки результатов деятельности каждого подразделения необходимо определять величину прибыли, получаемую каждым конкретным центром ответственности. Это особенно важно при внутрихозяйственных, хозрасчетных отношениях.

Центр рентабельности - разновидность центров ответственности, в которых доход есть денежное выражение выпущенной продукции; расход - денежное выражение использованных ресурсов, а прибыль - разница между доходом и расходом.

Центр рентабельности - это экономика предприятия в миниатюре. Использование модели управления по центрам рентабельности позволяет на больших предприятиях децентрализовать ответственность за прибыль.

Формирование центров рентабельности не всегда эффективно. Если выпускается однородная продукция (уголь, цемент и т. п.), которая измеряется в натуральных показателях, то нет необходимости измерять объем производства в стоимостных показателях. Достаточно определить собственные затраты каждого подразделения и соотнести их на тонну продукта, выпущенного предприятием. Нецелесообразно формировать центры рентабельности о случаях, когда центры ответственности оказывают услуги другим центрам (например, услуги отдела внутреннего аудита оказываются без указания цены услуг), а также в случаях при установлении трансфертных цен, когда возникают разногласия среди управленцев разных центров и вызывают интерес к краткосрочным результатам, принося вред предприятию в целом при решении долгосрочных перспектив развития.

Исходя из общих условий организации управленческого учёта, формирование центров рентабельности требует наличия полномочий центров по решению вопросов выпуска продукции или соотнесения выпуска продукции и затрат на её производство. Полуфабрикат подразделения может быть использован внутри предприятия или реализован на сторону; применения полуфабрикатного варианта сводного учёта затрат; на производство с хорошо организованным учётом затрат по местам их возникновения и достаточно объективной системой внутренних. хозрасчетных отношений.

Основными предпосылками формирования и организации учёта по центрам затрат, ответственности и рентабельности являются четкое разграничение затрат на зависящие от функций того или иного центра, на постоянные и переменные, на прямые - как наиболее просто контролирующие прибыль отдельного продукта; калькуляция себестоимости с полным распределением затрат на уровне предприятия как метод выявления отношения к себестоимости материального и живого труда; выделение в учёте трех элементов издержек материальных, трудовых и накладных; планирование прибыли и контроль расходов.

Рис. 2. Проект мест возникновения затрат на ООО «Моргауши-хлеб»

Производственные места возникновения затрат складываются из многих мест потребления ресурсов различного технологического уровня. Основные - изготавливают продукцию, выполняют работы, оказывают услуги на сторону. Вспомогательные - обслуживают внутренние технологические процессы. В основных центрах ответственности затраты учитывают в разрезе объектов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг, в обслуживающих - в поэлементном разрезе издержек

6. Выбор состава показателей и содержания внутренней отчетности по результатам деятельности подразделений

В системе управления деятельностью предприятия внутренняя отчетность подразделений является важнейшим инструментом контроля, представляя собой синтезированную и обобщенную информацию.

Внутренняя отчетность подразделений - это система взаимосвязанных экономических показателей, характеризующая результаты деятельности подразделений за определенный промежуток времени (час, сутки, декаду, месяц, квартал, год). Различие выполняемых функций отдельными подразделениями предприятия определяет состав и содержание информации, включенной во внутризаводскую отчетность.

В зависимости от целей управления, отчетность подразделяется на три типа:

информационная отчетность;

отчетность об экономических результатах;

результативная отчетность о персональной деятельности.

Третий тип отчетности имеет наибольшее значение в управленческом учёте. Однако только совокупность трех видов отчетности представляет информационную систему предприятия.

Информационная отчётность чаще всего составляется по запросу и используется для информирования руководителя о происходящих событиях. Данные отчетности необходимы, чтобы обратить внимание администрации и предпринять какие-либо действия с её стороны.

Отчетность об экономических результатах предназначена для оценки деятельности хозяйственных подразделений, цехов, участков, бригад. Основное назначение таких отчетов - быть основанием для принятия краткосрочных управленческих решений и обеспечения коммуникационных связей между цехами и отделами.

Основной отчетной формой является рапорт-отчёт об итогах работы за истекший день. Он имеет форму ведомости, показатели не требуют сопроводительного текста легко обозреваемы и позволяют оперативно осуществлять процесс управления. Все показатели отчета связаны с планом. Учёт по центрам ответственности предполагает отражение в отчетности показателей выработки (доходы) и затрат (расходы), эффективности для каждого структурного подразделения. Плановые данные должны быть увязаны с материальным стимулированием работающих. Исходя из этого принципа, расходы представлены по видам затрат, которые могут возникнуть и возникают в результате планируемой и фактической выработки продукции, работ и услуг. Такого рода отчёты о доходах расходах практикуются при установлении трансфертных цен. В течение отчетного периода по доходам и расходам обычно устанавливается месяц.

Ежедневное оперативное регулирование незавершенного производства (хода производства), обеспечение контроля наличия и движением деталей, полуфабрикатов в производстве, цехах, кладовых и на рабочих местах осуществляется составлением балансов деталей, жидких масс, металла и т.п.

Наблюдение за численностью работников, количеством явок на работу, неявок по причинам, целосменными и внутрисменными простоями, отработанными человеко- или нормо-часами, движением рабочей силы проводят ежедневно по данным табельного учёта. Данные за месяц обобщают в балансах рабочего времени.

Повседневный контроль использования оборудования в цехах и на участках осуществляют по данным рапортов-отчетов о простое оборудования по видам и причинам, соответственно обобщая за месяц эти данные в балансах времени работы оборудования.

Использование всех видов энергии (газ, пар, воздух, тепло-энергия, электроэнергия) контролируется датчиками и счетчиками, показания которых регистрируются и обобщаются в ежедневных сводках о расходе.

С учётом специфики технологии и организации производства и управления цехам, службам, отделам могут быть установлены другие экономические показатели - фондоотдача, коэффициент использования оборудования, трудоемкость, численность, ритмичность производства, потери от брака, коэффициенты выхода готовой продукции и т.п.

Результативная отчетность о персональной деятельности направлена на обеспечение информацией трех видов: о фактических результатах; о планируемых (смета, стандарт) показателях; о причинах различий между фактическими и ожидаемыми результатами. Основной акцент перечня показателей сконцентрирован на персональной ответственности. При этом перечень показателей не должен быть громоздким, а концентрировать внимание руководства необходимо на небольшом количестве статей, по которым фактические показатели существенно отличаются от установленных. Такой отчетности способствует организация управленческого учёта по центрам ответственности.

Основной отчетной формой является контрольный отчет или отчет об исполнении сметы. Выбор системы отчетных показателей базируется на принятой системе контроля, которая должна иметь мотивационное воздействие на предприятие в целом, а не только устанавливать вину руководителя подразделения за результаты хозяйственной деятельности.

Действенность системы контроля реализуется при решении следующих проблем:

. Четкое определение целей предприятия, исходя из которых строится комплекс обобщающих показателей оценки деятельности предприятия и его структурных подразделений.

. Управленческий учёт создает такую информационную систему, которая нацеливает управленцев различных уровней на решение краткосрочных и долгосрочных планов.

. Оптимальный выбор центров возникновения затрат ответственности и рентабельности, позволяющий устранить до некоторой степени негативное влияние работников подразделений. Планы и отчеты не должны приводить к конфликтам между управленцами сметных подразделений, между работниками бухгалтерии и менеджерами.

. Классификация затрат на регулируемые и нерегулируемые для каждого конкретного подразделения. Снижение затрат, зависимых от деятельности лиц, отвечающих за центры, положительно сказывается на желании управляющих воздействовать на уровень затрат. В противном случае планы и отчеты вместо координации действий управленцев могут привести к дезорганизации хозяйственной деятельности.

. Система выявления отклонений должна способствовать раскрытию ошибок в учёте, ценообразовании и т п. Иначе утратится доверие к учёту в целом, отчетности об исполнении смет в частности и приведет и уклонению от ответственности лиц, занятых управленческой деятельностью.

Рассмотрение проблемы требуют непосредственного участия управленцев и всего трудового коллектива и разработке системы оценочных показателей, содержания отчетности. Это создаст условия для понимания принимаемых решений и путей их реализации, координации действий лиц по осуществлению поставленных целей, предотвращения негативного воздействия системы контроля на мотивацию лиц, участвующих в производственном процессе.

7. Система управленческого контроля и анализа деятельности подразделений на основе сметно-бюджетного метода планирования

«Понятие контроля можно интерпретировать как в узком смысле - как один из этапов процесса управления (или как одна из его функций такой подход, как говорилось выше, распространен на начальных стадиях развития науки об управлении), так и в более широком смысле как систему (входящую в систему управления организацией), состоящую из ряда элементов. Рассмотрим это подробнее.

Управленческий контроль организации в наиболее узком смысле это осуществление ее субъектами, наделенными соответствующими полномочиями (т.е. субъектами контроля), либо в автоматическом режиме, заданном указанными субъектами и под их управлением, следующих действий:

определение фактического состояния или действия управляемого звена системы управления организацией (объекта контроля);

сравнение фактических данных с требуемыми, т.е. с базой для сравнения, принятой в организации, либо заданной извне, либо основанной на рациональности;

оценка отклонений, превышающих предельно допустимый уровень, на предмет степени их влияния на аспекты функционирования организации;

выявление причин данных отклонений.

В соответствии с подходом в узком смысле цель контроля - информационная прозрачность объекта управления для возможности принятия эффективных решений. При этом в понятии информационной прозрачности объекта управления отражено представление о степени управляемости данного объекта, т.е. о том, в какой степени в результате управления обеспечивается (обеспечивалось или будет обеспечиваться) поддержание требуемого состояния или действия объекта управления в соответствующий момент (период) времени. Вполне очевидно, что без предельной информационной прозрачности объекта управления адекватное его восприятие невозможно, управленческое воздействие не будет приносить желаемый результат и управленческая связь с объектом теряется, что и обуславливает особую важность контроля в процессе управления. К функциям контроля можно отнести оперативную, упорядочивающую, превентивную, коммуникативную, информативную и защитную.

Очевидно, что с изменением условий хозяйствования контроль приобретает характер основы, присутствующей на всех уровнях управления организацией, и обеспечивает оптимальный ход процесса управления на всех других его стадиях (планирование, организация, регулирование, учет, анализ). При этом особенность контроля заключается в его двойственной роли в процессе управления. В результате глубокой интеграции контроля и других элементов процесса управления на практике невозможно определить круг деятельности для работника таким образом, чтобы он относился только к какому-либо одному элементу управления без его взаимосвязи и взаимодействия с контролем. Любая управленческая функция (функция планирования, учета и т.п.) обязательно интегрирована с контрольной. Поэтому правомерно утверждать, что контроль организации является: 1) неотъемлемым элементом каждой стадии процесса управления; 2) "обособленной" стадией, обеспечивающей информационную прозрачность на предмет качества хода процесса управления на всех других стадиях.

Чтобы глубже понять сущность контроля как важнейшей составной части понятия управления (или как управленческой категории), раскрыть механизм функционирования выражаемых ею отношений, выявить специфические особенности различных ее составляющих, подойдем к контролю с более широкой позиции и с практической точки зрения, рассматривая его как систему и составную часть системы управления организацией.

Итак, в широком смысле управленческий контроль в современных условиях хозяйствования целесообразно представить как систему, состоящую из элементов входа (информационное обеспечение контроля), элементов выхода (информация об объекте управления, полученная в результате контроля) и совокупности следующих взаимосвязанных звеньев: центры ответственности, техника контроля (т.е. информационно-вычислительная техника и технология), процедуры контроля, среда контроля, система учета».

Формально установленные и реально осуществляемые процедуры контроля.

В целях обеспечения эффективности процедур необходимо следующее:

на основе детально разработанных должностных инструкций формальное определение и документальное закрепление порядка деятельности (действий и взаимоотношений) определенного круга работников организации по поводу планирования, организации, регулирования, контроля, учета и анализа в процессе реализации конкретных финансовых и хозяйственных операций организации;

определение круга первичных документов или других носителей информации, где отражаются данные, свидетельствующие об исполнении соответствующими работниками своих функций и о реализации этапов соответствующих финансовых или хозяйственных операций; определение порядка движения документов или иных носителей информации от момента их возникновения до архивирования;

определение "точек контроля" для оценки различных аспектов реализации конкретных финансовых или хозяйственных операций и оценки состояния или наличия ресурсов организации; установление контролируемых параметров объектов контроля; установление "критических" точек контроля, где риск возникновения ошибок и искажений особенно велик;

выбор типов и методов проведения контроля.

«Смета - это форма планового расчета, которая определяет подробную программу действий предприятия на предстоящий период.

Основные цели составления смет:

увязка текущих и перспективных планов;

координация действий различных подразделений предприятия;

детализация общих целей производства и доведение их до руководителей различных уровней ответственности;

управление и контроль производства;

стимулирование эффективной работы руководителей и персонала предприятия;

определение будущих параметров хозяйственной деятельности;

периодическое сравнение текущих результатов деятельности с планом, выявление отклонений и причин неудовлетворительной работы.

Сметное планирование включает два этапа. Планирование - определение будущих целей, т.е. разработка бизнес-плана.

Мониторинг-сопровождение - анализ текущей финансово-хозяйственной деятельности. При помощи мониторинга определяется, как в течение планового периода производится выполнение запланированных решений.

Методы, используемые при составлении смет:

. Сметы составляются на год в целом с поквартальной разбивкой.

Существуют два подхода к расчетам смет. Метод «нулевого баланса». Бюджеты должны составляться не на основе затрат за прошедший период, а на базе запланированных мероприятий. Метод используется, когда проектируется новое предприятие, или когда предприятие меняет профиль деятельности. Метод планирования от достигнутого.

При составлении смет используются различные методы:

нормативный;

расчетно-аналитический;

балансовый;

метод оптимизации;

метод моделирования.

Нормативный метод - расчет объемов затрат и потребности в ресурсах осуществляется путем умножения норм расхода ресурсов на планируемый объем экономического показателя (реализация, выпуск продукции, объем услуг и т.п.). Расчетно-аналитический метод - расчет объемов затрат и потребностей в ресурсах проводится путем умножения средних затрат на индекс их изменения в плановом периоде. Балансовый метод предполагает увязку объемов затрат и источников расширения ресурсов (доходов).

Метод оптимизации заключается в многовариантности. Из нескольких смет выбирается наилучшая с точки зрения минимума затрат или максимума получаемого эффекта (результата).

Метод моделирования смет заключается в факторном анализе функциональных связей между различными элементами процесса производства. Например, моделируется зависимость прибыли от уровня затрат и объемов реализации продукции (выручки).

При разработке бизнес-плана составляются следующие сметы:

смета продаж (реализации продукции);

смета расходов на оплату труда производственного персонала;

смета накладных общепроизводственных расходов;

смета себестоимости реализованной продукции;

смета текущих периодических общехозяйственных расходов;

смета прибылей и убытков;

смета капитальных затрат;

смета движения денежных средств и др».

8. Анализ действующей практики управления процессами производства и возможности использования в ней учета по центрам ответственности

Производственный процесс на ООО «Моргауши-хлеб» подразделяется на два вида: основной и вспомогательный. К основному относятся процессы, связанные непосредственно с превращением предметов труда в готовую продукцию. Например, превращение муки в тесто, а затем в готовый испеченный хлеб.

Вспомогательные процессы: перемещение предметов труда, ремонт оборудования, уборка помещений и т. д. Эти виды работ лишь способствуют течению основных процессов, но сами непосредственно в них не участвуют.

Все производственные процессы на ООО «Моргауши-хлеб» управляются главным технологом.

Основное отличие вспомогательных процессов от основных состоит в различии места реализации и потребления. Продукция основного производства, где совершаются основные производственные процессы, реализуется потребителям на сторону, согласно заключенным договорам на поставку. Эта продукция имеет свое фирменное наименование, маркировку, на нее устанавливается рыночная цена.

Затраты на выполнение обслуживания и вспомогательных работ целиком относятся на себестоимость основной продукции, которая реализуется потребителям на сторону.

Учет на ООО «Моргауши-хлеб» по центрам ответственности

. Учет по центрам затрат.

Попробуем составить отчет об исполнения сметы центров затрат различных уровней.

Таблица 4. Отчет об исполнения сметы центров затрат различных уровней, тыс. руб.

Контролируемые затраты

Затраты

Отклонения по затратам (+, -)

Контролируемые затраты


по смете

фактически за месяц

с начала года

по смете

Отчет мастера отделения № 1

1. Материалы

100

98

-2

-1

2. Заработная плата прямая

50

51

1

+0,5

3. Заработная плата обслуживающих рабочих

22

22,5

+0,5

+0,3

4. Топливо и энергия на технологические цели

18

19

1

+0,7

5. Эксплуатация и ремонт оборудования

20

19,5

-0,5

-0,5

6. Прочие расходы

10

10,5

+0,5

-0,3

7. Итого затрат

220

220,5

+0,5

-0,3

Отчет начальника цеха

1 . Расходы на управление организацией

200

206

6

10

2. Общехозяйственные расходы

200

195

-5

-7

3. Налоги, сборы и отчисления

100

100

-

1

4. Непроизводительные расходы

X

50

50

100

5. Итого - общие расходы по организации

500

551

51

104

6. Расходы цехов:

№1

900

906,5

+6,5

+2,7

№2

800

790,5

-9,5

-2,7

№3

1000

1005

5

10

Итого:

2700

2702

2

10

7. Всего затраты организации

3200

3253

53

114


В приведенных отчетах фактические затраты сопоставляются с расходами по смете и рассчитываются отклонения по затратам. Для установления динамики отклонений по месяцам в таблице приведены данные по отклонениям с начала года.

Например, по прочим расходам в отделении № 1 за текущий месяц допущен перерасход на 0,5 тыс. руб. Однако с начала года по этой статье получена экономия на сумму 0,3 тыс. руб., поэтому перерасход отчетного месяца может быть оправданным.

При оценке отклонений по отдельным затратам особое внимание следует обратить на непроизводительные расходы цехов и организации в целом, потери от простоев, потери от недостач и порчи материальных ценностей, потери от брака и др. Непроизводительные расходы в смете не отражаются.

При составлении отчета об исполнении сметы затрат по организации в целом следует иметь в виду, что для руководителя организации и его заместителя по экономике все затраты являются контролируемыми. Поэтому в отчете об исполнении сметы расходов по организации приводятся данные об общехозяйственных расходах, получаемых по данным бухгалтерского финансового учета.

Учет и отчетность по центрам прибыли на ООО «Моргауши-хлеб».

Отчетным документом по затратам центра прибыли являются рассмотренные ранее отчеты об исполнении сметы центров затрат высших уровней (обычно начиная с цехового уровня).

Основным же отчетным документом центра прибыли является отчет по прибыли, содержание которого зависит от включаемых в отчет показателей прибыли - валовой, от продаж, от обычной деятельности, до налогообложения, чистой или маржинального дохода.

Если центр прибыли отчитывается по валовой прибыли, то в отчете отражают стоимость произведенной продукции (работ, услуг), затраты на производство продукции данного центра, составляющие ее производственную себестоимость, и исчисляемую величину валовой прибыли. управленческий учет затрата рентабельность

При составлении отчета по валовой прибыли следует учитывать, что организации могут в соответствии с принятой учетной политикой включать общехозяйственные расходы в состав производственной себестоимости или списывать их на счет 90 «Продажи»; в первом случае показатель производственной себестоимости в отчете определяется с учетом общехозяйственных расходов, а во втором случае - без указанных расходов. Общехозяйственные расходы во втором случае будут учтены при составлении отчета по прибыли от продаж.

В том случае, когда центр прибыли отчитывается по прибыли от продаж, в отчете приводятся дополнительно данные о расходах на продажу продукции (работ, услуг) и соответствующей части общехозяйственных расходов (если они не включаются в производственную себестоимость), позволяющие исчислить полную себестоимость проданной продукции (работ, услуг) и прибыль от продаж организации

Таблица 5. Отчет центра по прибыли за месяц на ООО «Моргауши-хлеб» (ед. изм. - тыс. руб.)

Показатели

По смете (плану)

Фактически

Отклонения (+, -)




с начала года

за месяц

Отчет по валовой прибыли

1. Стоимость продукции (работ, услуг)

1000

1200

200

300

2. Производственная себестоимость

600

700

100

150

3. Валовая прибыль (п. 1 - п. 2)

400

500

100

150

Отчет по прибыли от продаж





1. Выручка от продажи (нетто)

1000

1200

200

300

2. Производственная себестоимость

600

700

100

150

3. Расходы на продажу

50

60

10

30

4. Общехозяйственные расходы

150

160

10

20

5. Полная себестоимость проданной продукции (п. 2 + п. 3 + п. 4)

800

920

120

200

6. Прибыль от продаж (п.1-п.5)

200

280

80

100

7. Операционные и внереализационные доходы

100

120

20

30

8. Операционные и внереализационные расходы

80

100

20

15

9. Прибыль до налогообложения (п. 6 + п. 7 -п. 8)

220

300

80

115

10. Налог на прибыль

52,8

72

+19,2

+27,6

11. Прибыль (убыток) от обычной деятельности (п. 9 -п. 10)

167,2

228

+60,8

+87,4


При составлении отчета по прибыли от обычной деятельности в отчет включают данные об операционных и внереализационных доходах и расходах и сумме налога на прибыль.

Сумму прибыли до налогообложения определяют прибавлением к прибыли от продаж операционных и внереализационных доходов и вычитанием из полученной суммы операционных и внереализационных расходов.

Прибыль или убыток от обычной деятельности определяют вычитанием из суммы налогооблагаемой прибыли суммы налога на прибыль Состав операционных и внереализационных доходов и расходов определен ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» (п. Учет операционных и внереализационных доходов и расходов).

В финансовом учете операционные и внереализационные доходы и расходы отражаются на синтетическом счете 91 «Прочие доходы и расходы». При этом полученные доходы учитывают по кредиту счета 91, а расходы - по дебету этого счета.

Аналитический учет по счету 91 ведется по каждому виду доходов и расходов. При этом построение аналитического учета по прочим доходам и расходам, относящимся к одной и той же финансовой хозяйственной операции, должно обеспечивать возможность выявления финансового результата по каждой операции.

При решении вопроса о целесообразности включения операционных и внереализационных доходов и расходов в отчет по прибыли нужно иметь в виду, что лишь небольшая часть указанных доходов и расходов имеет прямое отношение к центрам прибыли и может быть отнесена на центры прямым путем.

Основная часть операционных доходов и расходов носит централизованный характер и распределяется по центрам прибыли косвенными способами. При неудачно выбранной базе распределения таких операционных доходов и расходов они могут существенно исказить показатели прибыли соответствующих центров.

Вместе с тем включение в отчетность центров по прибыли неконтролируемых менеджерами центров операционных доходов и расходов может иметь и положительное значение, поскольку у них возникает заинтересованность в оценке обоснованности операционных и внереализационных расходов.

В качестве одного из вариантов составления отчета по центру прибыли можно рекомендовать включение в него только тех операционных и внереализационных доходов и расходов, которые имеют непосредственное отношение к соответствующему центру.

Заключение

Таким образом, предметом управленческого учета является производственная деятельность организации в целом и ее отдельных структурных подразделений. Хозяйственные операции, носящие исключительно финансовый характер (операции с ценными бумагами, продажа или покупка имущества, арендные или лизинговые операции, инвестиции в дочерние и зависимые общества и т.п.), выходят за рамки предмета управленческого учета.

Объектами управленческого учета являются:

издержки (текущие и капитальные) предприятия и его структурных подразделений - центров ответственности;

результаты хозяйственной деятельности как всего предприятия, так и отдельных центров ответственности;

внутреннее ценообразование, предполагающее использование трансфертных цен;

бюджетирование и внутренняя отчетность.

Задачей бухгалтерского управленческого учета является составление внутренних отчетов, информация которых предназначена для собственников предприятия (организации) и его управляющих (менеджеров). Эти отчеты должны содержать информацию не только об общем финансовом положении предприятия, но и о состоянии дел непосредственно в области производства. Содержание отчетов может меняться в зависимости от их целевого назначения и должности администратора, для которого они предназначены. Менеджеры нуждаются в информации, которая поможет им в принятии решений, контроле и регулировании управленческой деятельности. К такой информации можно отнести, например, продажные цены, затраты на производство, спрос, конкурентоспособность, рентабельность товаров, выпускаемых их предприятием.

Методы, используемые в бухгалтерском учете, весьма разнообразны:

элементы метода бухгалтерского финансового учета (счета и двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение и отчетность);

индексный метод (применяемый в статистике);

приемы экономического анализа (в частности, факторный анализ);

математические методы (корреляции, линейного программирования, наименьших квадратов и др.). Управленческий учет сегодня немыслим без использования ЭВМ.

Все вышеперечисленные методы интегрируются в единую систему и используются в целях управления предприятием. Обобщая сказанное, можно заключить, что метод управленческого учета - это системный оперативный анализ.

Рассмотрение особенностей бухгалтерского управленческого учета позволяет сформулировать его важнейшие цели:

оказание информационной помощи управляющим в принятии оперативных управленческих решений;

контроль, планирование и прогнозирование экономической эффективности деятельности предприятия и его центров ответственности;

обеспечение базы для его ценообразования;

выбор наиболее эффективных путей развития предприятия.

Список использованной литературы

1.     Авророва, И. А. Управленческий учет / И. А. Аврова . - М. : Бератор-Пресс , 2006. - 175 с.

2.      Апчерч, Алан. Управленческий учет : принципы и практика : пер. с англ. / Алан Апчерч . - М. : Финансы и статистика , 2006. - 949 с.

.        Васильева, Л. С. Бухгалтерский управленческий учет : учебное пособие / Л. С. Васильева ; Д. И. Ряховский ; М. В. Петровская . - 2-е изд., перераб. и доп . - М. : Эксмо , 2009. - 540 с.

4.  Вахрушина, М. А. Бухгалтерский управленческий учет : учебник для вузов / М. А. Вахрушина . - 2-е изд., перераб. и доп . - М. : Омега-Л ; Высш. шк. , 2006.

5.      Головизнина, А. Т. Бухгалтерский управленческий учет : учебное пособие для вузов / А. Т. Головизнина ; О. И. Архипова . - М. : КноРус , 2006. - 80 с.

.        Горелик, О. М. Управленческий учет и анализ : учебное пособие для вузов / О. М. Горелик ; Л. А. Парамонова ; Э. Ш. Низамова . - М. : КноРус , 2007. - 253 с

.        Дусаева, Е. М. Бухгалтерский управленческий учет : теория и практические задания : учебное пособие / Е. М. Дусаева ; А. Х. Курманова . - М. : Финансы и статистика ; ИНФРА-М , 2008. - 287 с.

.        Друри, К. Управленческий и производственный учет : учебник : пер. с англ. / К. Друри . - М. : ЮНИТИ-ДАНА , 2006. - 1071 с.

.        Ивашкевич, В. Б. Бухгалтерский управленческий учет : учебник для вузов / В. Б. Ивашкевич . - М. : Юристъ , 2006. - 618 с.

.        Карпова, Т. П. Управленческий учет : учебник для вузов / Т. П. Карпова . - М. : ЮНИТИ-ДАНА , 2006. - 350 с.

.        Керимов, В. Э. Управленческий учет на предприятиях розничной торговли потребительской кооперации : учебное пособие / В. Э. Керимов ; Е. В. Иванова ; Р. А. Сухов . - М. : Экзамен , 2006. - 159 с.

.        Кондраков, Н. П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет : учебник / Н. П. Кондраков . - М. : Проспект , 2008. - 442 с.

.        Николаева, С. А. Управленческий учет : пособие для подготовки к квалификационному экзамену на аттестат профессионального бухгалтера / С. А. Николаева . - М. : Информ. агентство "ИПБ-БИНФА" , 2006. - 176 с.

.        Управленческий учет коммерческо-сбытовой деятельности : учебное пособие / В. Э. Керимов ; [и др.] ; ред. В. Э. Керимов . - М. : Экзамен , 2006. - 127 с.

.        Управленческий учет и анализ с практическими примерами : учебное пособие / Л. В. Попова ; [и др.] . - Изд. 2-е, перераб. и доп . - М. : Дело и Сервис , 2008. - 271 с.

Похожие работы на - Теоретические и практические аспекты организации управленческого учета на предприятии ООО 'Моргауши-хлеб'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!