Бухгалтерский учет расчетов между генеральным подрядчиком и субподрядчиком
Часто организации, осуществляющие строительные, строительно-монтажные, ремонтно-строительные работы по договорам с заказчиками, для выполнения отдельных видов работ привлекают другие организации. В этом случае такая организация становится генеральным подрядчиком, а привлеченные организации - субподрядчиками.
К затратам генподрядчика по обслуживанию субподрядчиков можно отнести:
) административно-хозяйственные расходы генподрядчика, связанные с обеспечением технической документацией и координацией работ, выполняемых субподрядчиками, разрешением вопросов материально-технического снабжения;
) затраты по обеспечению пожарно-сторожевой охраной, осуществлению мероприятий по технике безопасности и охране труда, обеспечению субподрядчиков нетитульными временными зданиями и сооружениями, благоустройству строительной площадки, оказанию дополнительной медицинской помощи;
) плата за пользование частично в течение рабочего дня подъемными механизмами генподрядчика т.д.
В субподрядных договорах оговариваются размеры затрат и порядок их возмещения. Обычно возмещаемые субподрядчиком затраты устанавливаются в фиксированном размере (в процентах к сметной стоимости выполненных субподрядчиком строительно-монтажных работ).
В связи с этим договор, заключаемый генеральным подрядчиком с субподрядными организациями, может содержать особые условия, например, предусматривать оказание генподрядчиком своему субподрядчику за отдельную плату услуг по техническому надзору за выполняемыми работами.
Включив в договор такое условие, генподрядчик должен учитывать, что в этом случае он извлекает доход от оказания услуг сторонним организациям. Доходы от оказания услуг субподрядным организациям следует рассматривать в качестве доходов от обычных видов деятельности, поскольку они непосредственно связаны с выполнением ремонтно-строительных работ.
Доходы от оказания услуг принимаются к бухгалтерскому учету в сумме договорной стоимости этих услуг (п. 5 и 6 ПБУ 9/99). Доходы от обычных видов деятельности, а также финансовый результат отражаются на счете 90 «Продажи».
Подписав с субподрядчиком акт о фактическом оказании ему услуг, генподрядчик отражает выручку по кредиту счета 90 «Продажи», субсчет «Выручка» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Одновременно сумма фактических затрат на оказание этих услуг списывается с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж».
Для учета затрат, связанных с выполнением ремонтно-строительных работ, и затрат на оказание услуг генподрядчику нужно открыть отдельные субсчета к счету 20, такие как:
- «Затраты по работам, выполненным собственными силами»,
- «Затраты по работам, выполненным субподрядными организациями», так же к субсчету 2 можно открыть субсчета второго порядка для учета работ, выполненных каждым субподрядчиком.
Задача 1
Исходные данные. Подрядная организация А подписала договор с организацией Б на строительство здания. При выполнении строительных работ в организации А произведены следующие хозяйственные операции.
Списаны строительные материалы на строительство здания на сумму 960 000 руб.
Начислена заработная плата:
строительным рабочим 600 000 руб.;
рабочим по обслуживанию строительного оборудования 250 000 руб.;
управленческому и линейному персоналу 350 000 руб.;
Организация А и Б подписали акт приемки выполненных работ по строительству на сумму 2 550 000 руб., в т.ч. НДС 18%.
В организации А отражена выручка от выполнения строительных работ, списана фактическая себестоимость выполненных работ и выявлен финансовый результат.
Отразить в бухгалтерском учете организации А хозяйственные операции по выполнению работ по строительству объекта.
Таблица 1. Журнал хозяйственных операций
№ операции по п/пСодержание хозяйственной операцииОснование (подтверждающий документ)Корреспонденция счетовСумма (в руб.)ДебетКредит1Списана стоимость строительных материалов на строительство зданияТребование-накладная0810960 0002Начислена заработная плата строительным рабочимПлатежно-расчетная ведомость0870600 0003Начислена заработная плата рабочим по обслуживанию строительного оборудованияПлатежно-расчетная ведомость2570250 0004Начислена заработная плата управленческому и линейному персоналуПлатежно-расчетная ведомость2670350 0005Произведены отчисления на социальное страхование и обеспечение (34%)Расчетно-платежная ведомость7069408 0006Перечислены взносы в бюджетСчет, Платежное поручение6951408 0007Поступила выручка от выполнения строительных работ заказчику на расчетный счет организации АБанковская выписка51622 550 0008Отражена выручка от выполнения строительных работ организацией ААкт выполненных работ, Счет-фактура62902 550 0009Списана фактическая себестоимость выполненных работБухгалтерская справка-расчет90.2082 160 00010Выявлен финансовый результат (прибыль)Бухгалтерская справка-расчет9099390 000ИТОГО 10626 000
Дебет 08 Кредит 10 - 960 000 руб. - списана стоимость строительных материалов на строительство здания;
Дебет 08 Кредит 70 - 600 000 руб. - начислена заработная плата строительным рабочим;
Дебет 25 Кредит 70 - 250 000 руб. - начислена заработная плата рабочим по обслуживанию строительного оборудования;
Дебет 26 Кредит 70 - 350 000 руб. - начислена заработная плата управленческому и линейному персоналу;
Дебет 70 Кредит 69 - 408 000 руб. - произведены отчисления на социальное страхование и обеспечение (34%);
Дебет 69 Кредит 51 - 408 000 руб. - перечислены взносы в бюджет;
Дебет 51 Кредит 62 - 2 550 000 руб., в т.ч. НДС 18% поступила выручка от выполнения строительных работ заказчику на расчетный счет организации А;
Дебет 62 Кредит 90 - 2 550 000 руб., в т.ч. НДС 18% отражена выручка от выполнения строительных работ организацией А;
Дебет 90.2 Кредит 08 - 2 160 000 руб. - списана фактическая себестоимость выполненных работ;
Дебет 90 Кредит 99 - 390 000 руб. - выявлен финансовый результат (прибыль).
ИТОГО: 10 626 000 руб.
В бухгалтерском учете организации Б отразить выполнение работ по строительству здания подрядной организацией и введение в эксплуатацию здания (принятие к учету в качестве основного средства).
Таблица 2. Журнал хозяйственных операций
№ операции по п/пСодержание хозяйственной операцииОснование (подтверждающий документ)Корреспонденция счетовСумма (в руб.)ДебетКредит1Перечислено за выполненные работы организацией Б организации АСчет, Платежное поручение60512 550 0002Отражено поступление объекта основных средствСчет-фактура поставщика08602 091 0003Начислен НДС 18%Счет-фактура поставщика1960459 0004Объект введен в эксплуатацию организацией Б, то есть принят к учету в качестве основного средствОС-1 Акт о приемке-передаче объекта основных средств ОС-6 Инвентарная карточка учета ОС, фактические затраты, сформированные на счете 0801082 091 000ИТОГО 7 191 000
Дебет 60 Кредит 51 - 2 550 000 руб., в т.ч. НДС 18% перечислено за выполненные работы организацией Б организации А.
Дебет 08 Кредит 60 - 2 091 000 руб. - отражено поступление объекта основных средств.
Дебет 19 Кредит 60 - 459 000 руб. - начислен НДС 18%.
Дебет 01 Кредит 08 - 2 091 000 руб. - объект введен в эксплуатацию организацией Б, то есть принят к учету в качестве основного средства.
ИТОГО: 7 191 000 руб.
Задача 2
Исходные данные. Строительный цех организации А строит хозяйственным способом здание цеха, сметная стоимость работ 990000. Затраты собираются на счете 23. При строительстве использовано материалов на сумму 520000 руб., начислена заработная плата 350000 руб. и страховые взносы.
Задание: Отразить в бухгалтерском учете организации А выполнение работ по строительству, подписание акта приемки законченного строительства, введение здания в эксплуатацию.
строительство бухгалтерский учет подрядчик
Таблица 3. Журнал хозяйственных операций
№ операции по п/пСодержание хозяйственной операцииОснование (подтверждающий документ)Корреспонденция счетовСумма (в руб.)ДебетКредит1Списана стоимость строительных материалов на строительство цехаТребование-накладная2310520 0002Начислена заработная плата строительным рабочимСчет, Платежное поручение23 70350 0003Произведены отчисления на соц. страхование и обеспечение (34%)Расчетно-платежная ведомость70 69119 0004Отражено поступление объекта основных средств согласно подписанному акту приемкиСчет-фактура поставщика, акт приемки0860990 0005Объект введен в эксплуатацию организацией (принят к учету в качестве основного средства)ОС-1 Акт о приемке-передаче объекта основных средств ОС-6 Инвентарная карточка учета ОС, фактические затраты, сформированные на счете 080108990 000ИТОГО 2 969 000
Дебет 23 Кредит 10 - 520 000 руб. - списана стоимость строительных материалов на строительство цеха;
Дебет 23 Кредит 70 - 350 000 руб. - начислена заработная плата строительным рабочим;
Дебет 70 Кредит 69 - 119 000 руб. - произведены отчисления на соц. страхование и обеспечение (34%).
Дебет 08 Кредит 60 - 990 000 руб. - отражено поступление объекта основных средств согласно подписанному акту приемки.
Дебет 01 Кредит 08 - 990 000 руб. - объект введен в эксплуатацию организацией (принят к учету в качестве основного средства).
ИТОГО: 2 969 000 руб.
Задача 3
Исходные данные. Организация А приняла решение о строительстве здания завода.
По договору с организацией А проектная организация изготовила проектно-сметную документацию на сумму 260 000 руб.
Организация А приобрела оборудование (требующее монтажа) стоимостью 820 000 руб. Оборудование входит в единый комплекс с заводом.
По договору с организацией А подрядной организацией выполнены работы по строительству завода стоимость работ 2 130 000 руб.
Оборудование сдано в монтаж. Подрядная организация выполнила работы по монтажу оборудования на сумму 95 000 руб.
Подписан акт приемки законченного строительством объекта, здание введено в эксплуатацию.
Организация А оплатила проектной организации с расчетного счета 260 000 руб.
Отразить в бухгалтерском учете организации А хозяйственные операции по строительству объекта и вводу его в эксплуатацию.
Дебет 60 Кредит 51 - 260 000 руб. - организацией А оплачены работы, связанные с изготовлением проектно-сметной документации.
Дебет 08-3 Кредит 60 - 260 000 руб. - организации А поступила проектно-сметная документация.
Дебет 08-3 Кредит 60 - 2 130 000 руб. - отражено поступление объекта основных средств согласно подписанному акту приемки.
Дебет 07 Кредит 60 - 820 000 руб. - отражена стоимость приобретенного для монтажа оборудования.
Дебет 60 Кредит 51 - 2 950 000 руб. - организацией А оплачены работы, связанные со строительством завода и покупкой оборудования.
Дебет 08-3 Кредит 07 - 820 000 руб. - отражена передача оборудования в монтаж по фактическим расходам приобретения, отраженным на счете 07.
Дебет 60 Кредит 51 - 95 000 руб. - оплачен счет подрядной организации по монтажу.
Дебет 08-3 Кредит 60 - 95 000 руб. списаны работы по монтажу оборудования.
Дебет 01 Кредит 08-3 - 3 305 000 руб. - объект введен в эксплуатацию организацией (принят к учету в качестве основного средства).
ИТОГО: 10 735 000 руб.
Таблица 4. Журнал хозяйственных операций
№ операции по п/пСодержание хозяйственной операцииОснование (подтверждающий документ)Корреспонденция счетовСумма (в руб.)ДебетКредит1Организацией А оплачены работы, связанные с изготовлением проектно-сметной документацииСчет, Платежное поручение6051260 0002Организации А поступила проектно-сметная документацияСчет-фактура поставщика08-360260 0003Отражено поступление объекта основных средств согласно подписанному акту приемкиСчет-фактура поставщика08-3602 130 0004Отражена стоимость приобретенного для монтажа оборудованияСчет-фактура поставщика0760820 0005Организацией А оплачены работы, связанные со строительством завода и покупкой оборудованияСчет, Платежное поручение60512 950 0006Отражена передача оборудования в монтаж По фактическим расходам приобретения, отраженным на счете 0708-307820 0007Оплачен счет подрядной организации по монтажуСчет, Платежное поручение605195 0008Списаны работы по монтажу оборудованияСчет-фактура подрядной организации08-36095 0009Объект введен в эксплуатацию организацией (принят к учету в качестве основного средства)ОС-1 Акт о приемке-передаче объекта основных средств ОС-6 Инвентарная карточка учета ОС, фактические затраты, сформированные на счете 080108-33 305 000ИТОГО 10 735 000