Информационные технологии в процессе преподавания информатики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,6 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Информационные технологии в процессе преподавания информатики

Введение

Актуальность выпускной квалификационной работы определяется той ролью, которую призвана сыграть внеурочная воспитательная работа в процессе реформирования отечественного образования. В условиях реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» перед образовательными учреждениями стоит задача не только освоения новых образовательных стандартов, составной частью которого становится внеурочная деятельность, но и переосмысления ее сущности с позиции тех стратегических задач, которые необходимо решить, исходя из требований времени и меняющегося общества [1, с. 20].

Новая школа должна стать уже сегодня «центром взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние дни и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха» [20, с. 4]. Все это требует переосмысления всей системы внеурочной воспитательной работы, определения ее роли и места в педагогическом процессе школы, рассмотрения возможностей использования современных средств ее осуществления, в том числе в деятельности учителя-предметника.

Очевидно, что в числе таких средств на первый план выступают возможности использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ). Однако следует заметить, что данные технологии используются преимущественно в процессе обучения и недостаточно применяются в системе внеурочной воспитательной деятельности. При этом они содержат богатые возможности для решения самых разных образовательных и воспитательных задач.

Широкое распространение информационно-коммуникационных технологий, в том числе мультимедиа и Интернет позволяют использовать их в качестве средства общения, воспитания, интеграции учащегося в общество, с их помощью открываются новые возможности в области художественно-эстетического, экономического, политического воспитания обучающихся.

Помимо функциональной грамотности использование современных ИКТ способствует обеспечению социальной адаптации школьников, содействуют их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей воспитания на формирование социально грамотной и мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Поэтому наряду с формированием информационной культуры школьников в процессе обучения, сегодня все более актуальной является активизация внеурочной деятельности в процессе обучения информатике.

Таким образом, необходимы современные методики внеурочной работы, в которых получают широкое использование информационно - коммуникационные технологии.

Инновационные формы организации учебного процесса, эффективно используемые сегодня в преподавании информатики, такие как проектный метод, метод малых подвижных групп, использование проблемного и исследовательский методов обучения, разнообразные самостоятельные формы работы школьников, основанные на применении информационных технологий, дают возможность ставить вопрос о методическом обеспечении системы проектирования внеурочной деятельности в школе, в частности, в деятельности учителя информатики.

Возникает противоречие между стремительно нарастающими потребностями в применении ИКТ в воспитательном процессе и недостаточностью методического оснащения деятельности педагога по данному направлению. Из него следует проблема, суть которой состоит в необходимости разработки методических материалов, обеспечивающих проведение внеурочной воспитательной работы с применением современных ИКТ.

В соответствии с вышеизложенным, целью нашего исследования является анализ современных подходов к организации внеурочной воспитательной работы с использованием информационно-коммуникационных технологий и разработка методических материалов по их реализации в деятельности учителя информатики.

Объект исследования - система внеурочной деятельности учителя информатики.

Предмет исследования - особенности организации, форм и методов внеурочной воспитательной деятельности с использованием ИКТ в системе работы учителя информатики.

Задачи исследования:

1.На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть современные подходы к сущности внеурочной воспитательной работы и обосновать необходимость использования информационно - коммуникационных технологий в этом процессе.

2.Рассмотреть современные подходы к организации внеурочной воспитательной деятельности педагога в условиях реформирования начального общего образования.

.Охарактеризовать функции и содержание внеурочной воспитательной работы, раскрыть особенности ее организационных форм в деятельности учителя информатики.

.Разработать сборник методических материалов по реализации отдельных форм внеурочной работы в деятельности учителя информатики и дать анализ их эффективности с применением ИКТ.

Методологической основой исследования являются теоретические и научно-методические работы в области: философии образования, педагогики и психологии (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Л.С. Выготский, П.И. Гальперин, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина и др.); информатизации образования (А.А. Андреев, Я.А. Ваграменко, О.А Козлов, Д.Ш. Матрос, М.П. Лапчик, Н.И. Пак, С.В. Панюкова, Е.А. Полат, В.А. Поляков, И.В. Роберт, И.А. Румянцев, Н.В. Софронова и др.); работы в области образовательных информационных ресурсов и медиаобразования (Е.А. Бондаренко, А.А. Журин, Л.С. Зазнобина, К.Г. Кречетников, Н.Ю. Соколова, А.В. Федоров и др.).

В качестве основных работ в области информатизации образования мы использовали труды Я.А. Ваграменко, С.А. Жданова, Т.Б. Захаровой, О.А. Козлова, К.К. Колина, А.Ю. Кравцовой, А.А. Кузнецова, М.П Лапчика, С.В. Панюковой, Е.А. Ракитиной, И.В. Роберт, Н.В. Софроновой, Н.М. Стадника, М.А. Щербакова и др.

Для решения поставленных задач в исследовании был использован комплекс теоретических и эмпирических методов, таких как:

-теоретический анализ научных источников по психолого-педагогическим проблемам, связанным с процессом и результатами образования школьников

-анализ психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы, материалов научно-практических конференций и Интернет-ресурсов по теме исследования;

-анализ учебно-методической документации (ФГОС),

-эмпирические методы - наблюдение, анализ опыта работы учителя, анкетирование, беседы, анализ продуктов творческой деятельности школьников и др.

Практическая значимость исследования состоит в том, что представленный в нем сборник методических материалов по проектированию внеурочной деятельности учителя информатики с использованием современных ИКТ может быть использован в работе педагогов и в процессе обучения студентов.

Структура данной работы определяется логикой исследования. Она состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы из 31 издания и приложения, всего 68 страниц.

Работа состоит из введения, в котором обосновывается выбор темы исследования, поставлены задачи и цели, определены объект и предмет исследования. В нем указаны методы исследовании, обосновывается его практическая значимость.

В первой главе «Внеурочная воспитательная деятельность в системе работы учителя информатики» комплексно рассматривается понятие о внеурочной воспитательной работе, ее сущность и специфика в деятельности учителя информатики, проблемы организации внеурочной воспитательной деятельности в условиях внедрения ФГОС второго поколения, а так же дается общая характеристика форм внеурочной воспитательной деятельности в системе работы учителя информатики.

Во второй главе «Научно-методические аспекты использования современных информационно-коммуникационных технологий во внеурочной воспитательной работе по информатике» рассматривается понятие об информационно-коммуникационных технологиях, их общая характеристика и классификация, а так же особенности применения учителем информатики современных информационно-коммуникационных технологий во внеурочной воспитательной деятельности.

В заключении подводятся итоги работы, делаются основные выводы по теме.

1. Внеурочная воспитательная деятельность в системе работы учителя информатики

.1 Понятие о внеурочной воспитательной работе, ее сущность и специфика в деятельности учителя информатики

внеурочный воспитательный учитель информатика

В Педагогическом энциклопедическом словаре отмечается: «Внеурочная работа, внеклассная работа - составная часть учебно-воспитатательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся» [22, с. 36]. Направления, формы и методы внеурочной работы практически совпадаю с дополнительным образованием детей. Она традиционно используется педагогами для решения разнообразных задач обучения и воспитания.

Данная форма работы имеет свою историю. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеурочная работа получила после Октябрьской революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности [12, 6].

С созданием в 20-е гг. в СССР отрядов пионеров и ячеек комсомола внеурочная воспитательная работа чаще всего сливалась с работой этих организаций. До середины 80-х гг. внеурочная воспитательная работа контролировалась органами народного образования, комитетами комсомола и советами пионерской организации.

Внеурочная воспитательная работа чаще всего велась педагогическим коллективом и узким активом учащихся под руководством организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы. В этих условиях большинство школьников оказывалось в роли пассивных исполнителей и наблюдателей, предпочитая неформальное общение вне школы. Попытки отдельных педагогов оживить внеурочную работу не смогли изменить общего авторитарного стиля в её организации.

Во 2-й половине 80-х гг. в процессе гуманизации воспитания начался поиск новых подходов к внеурочной воспитательной работе, ориентированной на личность школьника. Отмена обязательных мероприятий, программ и инструкций позволила школьным коллективам самостоятельно определять содержание и формы внеурочной воспитательной работы с учётом своей специфики и увлечений учащихся.

Основными задачами внеурочной воспитательной работы признаны создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в неё романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости. Направления, формы, методы внеурочной воспитательной работы практически совпадают с внешкольной работой.

В школе предпочтение отдается образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художестивенного творчества, технического творчества, спорта и др. [Пед. сл. с. 36]. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей и молодёжи в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т. п. К специфической форме внеурочной воспитательной работы относится организация продлённого дня.

Во внеурочной воспитательной работе большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной воспитательной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. [26, с. 27-28.].

В школе необходимо сформировать систему внеурочной воспитательной деятельности школьников. По различным направлениям ведется системная внеурочная работа, в том числе по информатике. Ее цели и задачи должны сочетаться с основными целями и задачами обучения информатике и информатизации образования.

Отметим все многообразие целей, которые можно решать с помощью информатизации внеурочной воспитательной деятельности школьников [5]. Таковыми являются:

-вовлечение школы в построение единого информационного пространства;

-формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества;

-формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества;

-развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;

-развитие познавательной и творческой активности учащихся;

-формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности;

-развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности;

-повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной воспитательной деятельности;

-развитие материально-технической базы системы общего среднего образования;

-организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей;

-развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (ведение внутришкольных сайтов, газет, стендов, летописи, медиатеки и т. п.);

-внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;

-осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;

-развитие способности свободного культурного общения;

-обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;

-всестороннее развитие личности ребенка;

-организации содержательно досуга школьников.

-развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников с помощью средств информационных технологий;

-удовлетворение интересов и запросов учащихся, связанных с изучением и применением информационных технологий;

-формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества;

-формирование самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий;

-подготовка личности «информационного общества»;

В соответствии с целями определим основные задачи внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике, осуществляемой с помощью информационных технологий:

-организация внеурочной воспитательной деятельности школьников с использованием специально разработанных методов, основанных на применении информационных технологий;

-организация эффективного информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса посредством информационных технологий;

-развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (сайт, газета, оформление стендов, летопись, медиатека);

-внедрение в социально-воспитательную работу современных информационных технологий.

Внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике свойственны основные черты внеурочной воспитательной деятельности. Своеобразие применения информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности проявляется в следующих характеристиках:

-целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей посредством информационных технологий;

-свободе выбора направлений и содержания информационный деятельности;

-реализации межпредметных связей при использовании компьютера в качестве инструмента обучения;

-особенностях взаимоотношений ребенка и педагога, когда в роли помощника педагога может выступать компьютер (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);

-возможности получить допрофессиональную подготовку с помощью дистанционного образования;

-реализации информационного досуга (сетевое общение, компьютерные игры);

-в неразрывном сочетании основного и дополнительного образования по информатике в рамках одного учреждения.

Применение информационных технологий во внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике влияет на информатизацию всей внеурочной воспитательной деятельности в школе. Информатизация внеурочной воспитательной деятельности школьников предполагает внедрение средств информационных технологий; повышение уровня компьютерной (информационной) подготовки учащихся; системную интеграцию информационных технологий в обучении информатике во внеурочное время и организацию внеучебной деятельности школьников в социальной сфере; построение и развитие единого образовательного информационного пространства внеурочной воспитательной деятельности учебного заведения.

Исходя из перечисленных целей и задач, можно выделить функции внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике, основанной на применении информационных технологий, в общеобразовательной школе [7, с. 31-32]. К ним относятся:

-образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам по информатике, получение им новых знаний;

-воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной информационной среды;

-креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности по информатике;

-компенсационная - освоение ребенком новых направлений информационной деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование по информатике и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности (не только в сфере информатики);

-рекреационная - организация содержательного досуга, реализуемого средствами информационных технологий, как сферы восстановления психо-физических сил ребенка;

-профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов обучаемого, включая предпрофессиональную ориентацию, компьютерное тестирование;

-функция социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в информационном обществе;

-функция самореализации - самоопределение ребенка в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;

-контролирующая - проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени;

-интеграционная - создание единого информационного и образовательного пространства школы.

К общим требованиям к содержанию внеурочной воспитательной деятельности школьников можно отнести следующие особенности [17, с 11]:

-социальная направленность применения информационных технологий;

-актуальность изучаемых разделов по информатике и компьютерных программ;

-интеграция урочной и внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике.

С точки зрения обучения информатике, содержание внеурочной воспитательной деятельности школьников совпадает с основными содержательными линиями курса информатики: информация и информационные процессы, представление информации, компьютер, формализация и моделирование, алгоритмизация и программирование, информационные технологии.

По мнению ряда исследователей [1, 13, 16], информационные технологии являются не только объектом изучения, но и средством обучения. Содержание внеурочной воспитательной деятельности школьников должно основываться не только на потребностях самой информатики, но и на интересах и потребностях учащихся, а так же на потребностях социально-воспитательной среды школы.

В основе функционирования системы внеурочных занятий по любому предмету лежит ряд принципов и частных требований, определяющих содержание, формы, методы, направление педагогического воздействия на личность, характер связи отдельных элементов системы.

Принципы внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике определяют требования к её содержанию, методам и организационным формам. Они отвечают целям и задачам всей внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике. Внеурочная деятельность школьников по информатике строится на следующих принципах [31, с. 24-26]:

Принцип связи обучения с жизнью.

Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике с условиями жизни и деятельности ребёнка.

Принцип коммуникативной активности учащихся.

Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: ведение переписки с друзьями, чтение книг, развитие умений и навыков пои предмету и т. д. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых, неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень.

Принцип преемственности внеурочной воспитательной работы с уроками.

Во внеурочной воспитательной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в свою деятельность во многом зависит формирование интереса ребёнка к компьютеру. Преемственность урока информатики и внеурочной воспитательной работы по предмету не означает дублирование темы, форм и методов работы. В рамках каждой из изучаемых по программе тем можно выделить подтемы, представляющие наибольший интерес для учащихся. Назначение этих подтем - конкретизировать программную тему, приблизить её к интересам, условиям и обстоятельствам жизни детей. Постепенное расширение таких связей в тематике внеурочной воспитательной работы создаёт благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач.

Принцип учета возрастных особенностей учащихся.

Эффективность внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике во многом определяется соответствием её содержания, форм и методов этапам изучения информатики и психофизиологическим особенностям учащихся. Знание и учёт типичных возрастных особенностей учащихся дают возможность учителю осуществлять перспективное планирование внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике, определять её задачи и способы организации на каждом этапе.

Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определённом этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива. Этот принцип легко реализовать при реализации проектной деятельности, когда перед коллективом стоит задача создание единого проекта, но осуществляется путем разбиения на подзадачи, каждая из которых решается индивидуально или группой участников.

Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике.

Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса школы - формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, во-вторых, единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям. В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения. С учётом этого требования внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике должна проводиться не изолировано, а тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных материалов по географии, истории, литературе и другим предметам при создании презентаций, докладов, графических изображений, сайтов обогащает внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике, способствует повышению интереса к ней учащихся и качества её проведения.

Помимо общих принципов внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике, можно выделить специальные принципы информатизации внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике [28, с. 33]:

-принцип эффективного использования средств информационных технологий;

-принцип свободного доступа к средствам информационных технологий;

-принцип учета уровня информационной культуры школьников при проведении и планировании внеурочной воспитательной деятельности с применением информационных технологий;

-принцип новых задач: не перекладывать на компьютер традиционно сложившиеся методы и приемы, а перестраивать их в соответствии с новыми возможностями.

Все вышеназванные принципы и условия, дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и, вместе с тем, разностороннее влияние на развитие личности средствами информационных технологий.

На основе сформулированных принципов могут быть выявлены средства информатизации внеурочной воспитательной деятельности школьников и рассмотрены методы использования информационных технологий во внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике.

Эффективность и результативность внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике зависит как от учета указанных выше принципов, так и от соблюдения следующих условий:

-добровольность участия;

-наличие целевых установок и перспектив деятельности;

-четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;

-занимательность и новизна содержания, форм и методов работы.

Итак, система внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике должна быть построена таким образом, чтобы каждый, изъявивший желание пройти через нее, смог найти себе в рамках этой системы дело по душе, реализовать себя, профессионально самоопределиться, смог эффективно использовать информационные технологии в учебной, творческой, самостоятельной, досуговой деятельности.

Для эффективной реализации такого подхода на первой стадии (первом этапе) обучения необходимо проводить психофизиологическую и социально-психологическую диагностику обучающихся, и с учетом полученных результатов формировать у них устойчивый интерес к одному из направлений информатики или ее приложений.

1.2 Особенности организации внеурочной воспитательной деятельности в условиях внедрения ФГОС второго поколения

Анализ современных исследований в области социологии позволяет предположить, что в ближайшее десятилетие педагогу предстоит работать в условиях:

-расслоения детей и молодёжи по уровню обеспеченности;
возрастающей роли различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, FM-радио);
-разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих от реальности;

-экспансии молодёжной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление;

-нарастания межнациональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений.

В этих условиях возрастает роль педагога с позицией воспитателя, который должен отчетливо представлять себе цели воспитания в современных условиях, которая понимается как воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Реализация этой цели планируется с помощью внедрения Федерального государственного образовательного стандарта. На ступени начального общего образования он будет внедряться с первого сентября этого года с помощью Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения [24].

В ней отмечается, что прежний подход к воспитанию, который сводился к проведению мероприятий, фактически отдалял ребёнка от его социального и информационного окружения, нарушал трансляцию культурного и социального опыта, нарушал связи между поколениями, снижал её жизненный потенциал.

Современный подход к воспитанию состоит в системном понимании его механизмов. Поэтому Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения базируется на Программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, разработанной на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эти документы определяют основные понятия воспитания, такие как национальные ценности и идеалы.

ФГОС общего образования внеурочной воспитательной деятельности школьников уделяет особое внимание, впервые определяет пространство и время ее реализации в образовательном процессе. Обратимся к базисному учебного плану, рекомендованному ФГОС. В нем на внеурочную деятельность выделяется по 10 часов в неделю в каждом классе, всего 1350 часов на весь период начального образования [24, с. 87].

Для оказания методической помощи педагогам по освоению этого вида деятельности издательством Просвещение выпущены книги: Примерные программы внеурочной воспитательной деятельности и Методический конструктор «Внеурочная деятельность». Остановимся на некоторых положениях этих изданий, в которых раскрываются отдельные проблемы осуществления внеурочной воспитательной деятельности.

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной воспитательной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.

Виды и направления внеурочной воспитательной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной воспитательной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной воспитательной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

Следовательно, все направления внеурочной воспитательной деятельности необходимо рассматривать как ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной воспитательной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Результат и эффект внеурочной воспитательной деятельности учащихся.

Невнятность понимания самими учителями результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности.

Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной точки в другую, но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).

Эффект - это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Классификация результатов внеурочной воспитательной деятельности учащихся. Образовательные результаты внеурочной воспитательной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для их достижения особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней результатов внеурочной воспитательной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей). У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее страновом, этническом, гендерном и других аспектах.

При организации внеурочной воспитательной деятельности школьников необходимо учитывать, что, поступив в первый класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной воспитательной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной воспитательной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает у младшего школьника к четвертому классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (то есть достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.

Взаимосвязь результатов и форм внеурочной воспитательной деятельности. Каждому уровню результатов внеурочной воспитательной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее - тип образовательной формы, то есть ряд содержательно и структурно близких форм).

Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень - более сложными, третий уровень - самыми сложными формами внеурочной воспитательной деятельности.

Например, в такой форме проблемно-ценностного общения как этическая беседа вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). Но поскольку в этической беседе основной канал общения «педагог - дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьников к рассматриваемой проблеме (именно в общении со сверстником, «таким же, как он сам» ребенок устанавливает и проверяет свои ценности).

Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы - дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, младшие школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить свое отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребенка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (то есть эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное общественное действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей).

Такая необходимость диктуется другой формой - проблемно-ценностной дискуссией с участием внешних экспертов, где участники высказываются только от себя лично, а любое наигрывание с их стороны чревато разоблачением и критикой со стороны внешних экспертов, незаинтересованных в искусственной поддержке детских мнений. Проблемно-ценностная дискуссия выводит участников на ту грань, когда за словами «Я считаю…» следует «и я готов это сделать» [25, с. 56].

Итак, практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время, в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышение качества и эффективности деятельности. Педагог, надёжно не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и, тем более, третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.

Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной воспитательной деятельности должно позволить педагогам:

-разрабатывать образовательные программы внеурочной воспитательной деятельности с четким и внятным представлением о результате;

-подбирать такие формы внеурочной воспитательной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;

-выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;

-диагностировать результативность и эффективность внеурочной воспитательной деятельности;

-оценивать качество программ внеурочной воспитательной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т. д.). Это закладывает основу для построения стимулирующей системы оплаты труда педагогов за организацию внеурочной воспитательной деятельности школьников.

Таким образом, воспитание в школе - это не специальные мероприятия. Как подчёркивается в Примерной программе воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование), «подход, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе, от его социального и информационного окружения, усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения детей и молодёжи [24, с. 94]. Это приводит к ещё большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, атомизации личности, снижению её жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни».

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность [21, с. 18].

Итак, в системе модернизации образования педагоги должны быть готовы к тому, что в системе внеурочной воспитательной деятельности педагога произойдут существенные изменения. Они должны быть ориентированы на получение конкретного результат, что потребует продуманной системы деятельности с детьми, родителями, педагогами дополнительного образования.

1.3 Общая характеристика форм внеурочной воспитательной деятельности в системе работы учителя информатики

Остановимся на таком понятии как формы внеурочной воспитательной работы.

В педагогической литературе не существует единого мнения о формах внеурочной воспитательной работы, поскольку, во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм внеурочной воспитательной работы.

Е.В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач [25, с 43].

В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы.

Вопрос о классификации форм воспитательной работы обсуждается давно. Основы решения этого вопроса заложены Е.В. Титовой в работе «Если знать, как действовать», интересны наблюдения С.Д. Полякова, представленные в книге «Психопедагогика воспитания», а также Л.В. Байбородовой и М.И. Рожкова, изложенные в учебном пособии «Воспитательный процесс в современной школе» [25, с 44].

Оригинальна классификация, предложенная Е.В. Титовой [25, c. 67]. Она считает, что существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры.

Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия. Она выделяет прежде всего созерцательно-исполнительскую позицию детей и организаторскую роль взрослых. Иными словами, дети воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т. п.

Понятие «мероприятие», по мнению В.С. Безруковой, состоит их двух: «мера», «принимать». Этот термин получил негативный смысловой оттенок как обозначающий формальное действие.

Ко второй группе форм воспитательной работы, Е.В. Титова относит так называемые «дела». Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Применительно к информатике формы внеурочной воспитательной деятельности необходимо рассматривать с учетом этапов информатизации системы внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике. Они должны быть реализованы с учетом разнообразных мотивов детей и подростков в области информатики и представлены широким спектром фундаментальных, прикладных и интегрированных курсов.

Выделим три основных этапа организации внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике.

. Первый этап - диагностический. На данном этапе осуществляется анализ психолого-педагогических знаний, умений, причин затруднений при решении задач. Необходимо определить интересы, способности, склонности школьников и с учетом полученных результатов формировать у них интерес к одному из направлений информатике или ее приложений для дальнейшего изучения или применения в жизни.

Анализ методической литературы и опыта проведения кружков по информатике показал, что в большинстве случаев особенности учащихся определяются следующим образом. Весь класс (группа) изучает какой-либо программный продукт и в процессе работы с ним выявляется «профессиональный тип» учащегося. Например, при изучении текстового процессора, предлагается создать печатное издание (электронный журнал). Тему же журнала каждый выбирает сам. Заметим, что таким образом определяются интересы обучаемого к тому или иному виду деятельности. При таком подходе, количество изучаемых программных средств ограничено и простор для творческой работы небольшой.

Можно проводить диагностику, предлагая как разные задания, так и разные программные инструменты для их выполнения, но в пределах одной темы (одного проекта). Учащиеся разбиваются на группы, и перед каждой группой ставится задача, содержащая подзадачи. Обучаемый, из предложенного списка подзадач, выбирает одну и определяет, с помощью учителя, программный инструмент для решения подзадачи. Например, темой задачи может быть построение модели школы. «Но для этого, - уточняет учитель, - Вам нужно выбрать предмет, который Вы будете преподавать». Школьникам раздаются карточки, на которых они указывают выбранный школьный предмет. А далее, предлагаются индивидуальные задания. Ребенку, пожелавшему быть учителем черчения - начертить план школы. «Учителю математики» - с помощью электронных таблиц решить систему уравнений разными методами. Причем, одним из методов должен быть метод, не изучаемый на уроках в школе. Тем самым, для выполнения задания, учащийся должен найти и разобраться с новой для него информацией. При выполнении следующего проекта количество групп может быть другим, а состав групп обязательно должен изменится. Варьируя состав групп, мы тем самым определяем социальный тип учащегося: «генератор», «резонатор», «критик», «изыскатель задачи», «пассивный». Таким образом, при реализации данной концепции, определяются интересы, склонности, способности учащегося, а также его социальный тип. Каждому ребенку предоставляется возможность пройти через различные виды деятельности, тем самым, как отмечают психологи, профессионально самоопределиться. Кроме этого, что также немаловажно, обучаемый учится выбирать и использовать программные средства при решении разнообразных задач.

Если же необходимо провести первичную диагностику, то можно предоставить учащимся возможность самостоятельно определять не только направления своих интересов, но и оценивать уровень владения теми или иными информационными технологиями в виде анкетирования.

При проведении анкетирования полученная информация будет давать представление о самооценке знаний и интересах учащихся.

Уже после анкетирования учитель сможет индивидуально подобрать для учащегося программный инструмент для решения задачи и определиться с выбором направления дальнейшей внеурочной воспитательной деятельности школьника в области информатики.

. Второй этап - образовательный. На данном этапе организации внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике, предполагается решение следующих задач:

-получение необходимых знаний, умений и навыков работы с информацией и информационными технологиями для выбранного направления деятельности;

-развитие информационной культуры школьников, освоению ими умений рациональной работы с информацией.

На данном этапе проводятся обучающие курсы, организуются кружки и факультативы, направленные на расширение и углубление знаний и умений школьников в выбранном направлении деятельности по информатике.

В этом случае реализуется принципы учета возрастных особенностей учащихся и свободного доступа к средствам информационных технологий, учащиеся различных параллелей получают возможность изучения интересного для них направления по информатике. На данном этапе целесообразно использовать такие виды учебных внеурочных занятий как лекция, практикум, экскурсия.

. Третий этап - деятельностно-оценочный.

На данном этапе осуществляется выполнение заданий с помощью информационных технологий. Для данного этапа целесообразно использовать виды учебных внеурочных занятий: проект, соревнование, игра, семинар.

На данном этапе организации внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике, предполагается решение следующих задач:

-выполнение заданий на основе полученных знаний, умений, навыков;

-формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность и осуществлять ее корректировку.

-различные формы отчета, рефлексия.

Второй и третий этапы могут проводиться параллельно. То есть изучение нового материала, закрепление знаний, умений и навыков и их применение для решения поставленных задач средствами информационных технологий может происходить параллельно.

Образовательный этап напрямую зависит от выбранного содержания внеурочной воспитательной деятельности, форм и методов организации занятий.

Итак, формы внеурочной воспитательной работы с учащимися можно определить как конкретный способ организации частично свободной деятельности детей в школе и вне её, а так же их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. Существует большое разнообразие форм внеурочной воспитательной работы, и все они связаны с методами воспитательного воздействия (переживание, деятельность, игра, психологические упражнения, тренинги). Можно выделить пять типов форм воспитательной работы со школьниками (приложение 1).

Итак, форм внеурочной воспитательной работы достаточно много, они многоплановы и призваны решать самые разнообразные задачи. Однако, современная ситуация требует от педагогов применения новых подходов, в числе которых на первый план выдвигаются информационно - коммуникационные технологии. Рассмотрению их сущности и особенностей использования посвящена следующая глава.

2. Научно-методические аспекты использования современных информационно-коммуникационных технологий во внеурочной воспитательной работе по информатике

.1 Понятие об информационно-коммуникационных технологиях, их общая характеристика

Проникновение современных технологий в образовательную практику открывает новые возможности.

В настоящее время ведётся интенсивный поиск новых подходов и внедрение эффективных методов в организацию учебно-воспитательного процесса, которые осуществляются и с использованием современных компьютерных технологий. Они способствуют одновременно всестороннему развитию и творчески-активному росту личности учащегося, формированию уровня его воспитанности и коммуникативной культуры, а также высокому уровню внутренней духовной культуры.

Современное образование стремительно набирает скорость в области новейших информационных технологий. Компьютеризация стала одним из главных направлений в получении определённых знаний учащимися в различных предметных областях. Именно компьютерные системы и мультимедийные установки могут сегодня не только оказывать большую помощь, но и помогать учителю-предметнику решать важнейшие задачи, связанные с эстетическим воспитанием и образованием детей, как в процессе урока, так и во внеурочное время [23, с. 121].

Что означает понятие «технология»? Этот термин имеет множество толкований. В широком смысле под технологией понимают науку о законах производства материальных благ, вкладывая в нее три основные части: идеологию, т. е. принципы производства; орудия труда, т. е. станки, машины агрегаты; кадры, владеющие профессиональными навыками [16, с. 28]. Эти составляющие называют соответственно информационной, инструментальной и социальной.

Для конкретного производства технологию понимают в узком смысле как совокупность приемов и методов, определяющих последовательность действий для реализации производственного процесса. Уровень технологий связан с научно-техническим прогрессом общества и влияет на его социальную структуру, культуру и идеологию. Для любой технологии могут быть выделены цель, предмет и средства. Целью технологии в промышленном производстве является повышение качества продукции, сокращение сроков ее изготовления и снижение себестоимости.

Методология любой технологии включает в себя: декомпозицию производственного процесса на отдельные взаимосвязанные и подчиненные составляющие (стадии, этапы, фазы, операции); реализацию определенной последовательности выполнения операций, фаз, этапов и стадий производственного процесса в соответствии с целью технологии; технологическую документацию, формализующую выполнение всех составляющих [21, с. 46].

Производство информации направлено на целесообразное использование информационных ресурсов и снабжение ими всех элементов организационной структуры и реализуется путем создания информационной системы. Информационные ресурсы являются исходным «сырьем» для системы управления любой организационной структуры, конечным продуктом является принятое решение. Принятие решения в большинстве случаев осуществляется в условиях недостатка информации, поэтому степень использования информационных ресурсов во многом определяет эффективность работы организации.

В своем становлении любая отрасль, в том числе и информационная, проходила стадия от кустарного ремесленного производства к производству, основанному на высоких технологиях.

Информационные технологии обеспечивают переход от рутинных к промышленным методам и средствам работы с информацией в различных сферах человеческой деятельности, обеспечивая ее рациональное и эффективное использование.

Информационная технология - совокупность методов и способов получения, обработки, представления информации, направленных на изменение ее состояния, свойств, формы, содержания и осуществляемых в интересах пользователей.

Первый уровень - теоретический. Основная задача - создание комплекса взаимосвязанных моделей инфомационных процессов, совместимых параметрически и критериально;

Второй уровень - исследовательский. Основная задача - разработка методов, позволяющих автоматизировано конструировать оптимальные конкретные информационные технологии;

Третий уровень - прикладной, который целесообразно разделить на две страты: инструментальную и предметную.

Инструментальная страта (аналог - оборудование, станки, инструмент) определяет пути и средства реализации информационных технологий, которые можно разделить на методические, информационные, математические, алгоритмические, технические и программные.

В настоящее время существует большое количество общих и частных методик применения информационных технологий в образовании (Зверева М.И., Надточий И.С., Смольникова И.А., Туранова Л.М., Далингер В.А. и др.) и практически все они включают использование мультимедийных или сетевых образовательных ресурсов.

Многие современные учебные заведения оснащены не только компьютерными классами, но и мультимедийными проекторами и ноутбуками. Это заметно расширяет возможности использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках непосредственно в кабинете учителя-предметника. Однако следует заметить, что используется эта техника не так уж часто. И прослеживает явное противоречие: с одной стороны стремительно нарастают потребности в применении ИКТ в образовательном процессе, а с другой отмечается явная недостаточность технического оснащения современных школ. Проблема еще и в том, что практически полностью отсутствуют программно-методические комплексы, включающие в себя компьютерную программу, пособие для учителя, содержащее не только описание технических возможностей программы, но и поурочную разработку той или иной темы.

Предметная страта связана со спецификой конкретной предметной области и находит отражение в специализированных информационных технологиях, например, организационное управление, управление технологическими процессами, автоматизированное проектирование, обучение и др. Во внеучебной и внеурочной воспитательной деятельности школьников должны использоваться специализированные средства ИКТ, отвечающие требованиям, предъявляемым к средствам информатизации дополнительного образования для детей [29, с 38].

1.Средства ИКТ должны строиться по принципу непрерывного и относительно простого способа обновления материалов и форм их организации. Материал содержательного наполнения средств ИКТ должен быть направлен на развитие собственной деятельности школьников.

2.По содержанию и форме средства ИКТ должны быть разработаны с учетом дифференциации потребностей школьников в системе дополнительного образования, внеучебной и внеурочной воспитательной деятельности.

.Функционирование таких средств ИКТ должно строиться с учетом опыта и практических знаний обучаемых.

.Средства ИКТ должны предоставлять возможность индивидуально выбиратьтемп и траекторию деятельности.

.По завершению работы со средствами ИКТ должны быть получены значимые практические результаты и, по возможности, реализованы личные целей школьников. Средства ИКТ должны позволять получение максимальных результатов при минимальных затратах времени.

. Средства ИКТ должны создавать возможность приобретения дополнительных связей и межличностных контактов школьников.

В средствах ИКТ для информатизации внеучебной деятельности должны быть предусмотрены повышенные коммуникационные возможности. Такие средства должны обладать простыми и активными средствами выхода в различные коммуникационные пространства, основываясь на системе коммуникаций между всеми субъектами образовательной системы. Благодаря таким возможностям средства ИКТ смогут допускать и развивать разнообразные формы общения, поощряемые в рамках внеучебной и внеурочной воспитательной деятельности школьников, быть приспособленными к работе в широком географическом пространстве, мотивировать к общению за пределами учебной деятельности.

При проектировании средств ИКТ для информатизации досуга внеучебной работы школьников особое внимание следует уделить индивидуализации деятельности обучаемого, предусмотрев в средстве ИКТ разнообразие в техническом, содержательном и методическом воплощении возможностей для удовлетворения разнообразных индивидуальных потребностей школьников. В состав таких средств ИКТ рекомендуется включать задания, побуждающие к основным этапам практического обучения, задания, требующие деятельностного ответа, задания, основанные на развивающейся практике. Сценарий работы средства ИКТ должен предусматривать возможность индивидуального выбора темпа и траектории деятельности школьников.

Средства ИКТ для информатизации досуга и внеучебной работы школьников рекомендуется снабжать набором инструментов настройки, позволяющим относительно просто и непрерывно изменять внешний вид и характер работы со средством ИКТ.

Итак, информационные технологии дают учителю возможность разнообразно строить воспитательный процесс: делать его наглядным, активизировать познавательную деятельность школьников, создать условия для включения детей в творческие виды деятельности, способствовать развитию их способностей и интересов.

2.2 Анализ применения учителем информатики современных информационно - коммуникационных технологий во внеурочной воспитательной деятельности

Информационно-коммуникационные технологии используются во внеурочной воспитательной деятельности учителя информатики с целью повышения ее качества, развития познавательного интереса школьников.

Каждое из направлений внеурочной воспитательной работы предполагает определённый ракурс применения ИКТ. Анализ опыта работы педагогов показывает, что стремление применять ИКТ не только в учебной, но и во внеурочной воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами [www.soyuzkniga.ru].

Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию не только учения, но и других полезных для развития личности дел, и вовлечь учащихся в активную деятельность.

Использование ИКТ позволяет внести изменения во все стороны жизни школы. В первую очередь, они изменяют роль ученика, который становится активным участником образовательного процесса, превращается в партнёра учителя (помогает в подготовке и проведении уроков и внеурочных мероприятий). Особенно это важно в подростковом возрасте, когда учебная деятельность перестает быть ведущей [5, с. 22].

Использование ИКТ позволяет удержать интерес к учебе, как у подростка, так и у младших школьников. Школа превращается из места, где учат, в место, где учатся.

Меняется также и роль учителя. Использование ИКТ дает толчок к его самосовершенствованию. Если в традиционном обучении при подготовке уроков и внеурочных мероприятий учитель в основном использует печатные материалы и средства ТСО, то, применяя ИКТ, он имеет возможность использовать электронные учебники, электронные энциклопедии и Internet-ресурсы. В этих условиях учитель информатики способен свободно, уместно и адекватно использовать современные технологии в своей профессиональной деятельности. Поиск и подготовка информации к беседам, тренингам, круглым столам намного проще с помощью ИКТ [5, с. 23].

Таким образом, включение ИКТ во внеурочную работу, дает возможность формировать у обучающихся:

нравственные компетенции - готовность жить по традиционным нравственным законам;

коммуникативные компетенции - умение вступать в диалог, быть услышанными;

информационные компетенции - владение информационными технологиями;

автономизационные компетенции - способность к самоопределению и самообразованию, конкурентоспособности;

социальные компетенции - способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.

Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Исходя из этого, можно определить основные направления внеурочной воспитательной работы в процессе информатизации:

освоение ИКТ в образовательной и воспитательной практике;

компьютерное сопровождение учебных и воспитательных занятий как средство реализации современных педагогических технологий;

психодиагностика и профориентация обучающихся;

медиаобразование;

издательская деятельность и электронный документооборот;

мониторинг качества образования и воспитания;

сетевое он-лайн общение и др. [6]

Рассмотрим, как реализуется воспитательный потенциал внеурочной воспитательной деятельности учителя информатики МОУ «СОШ № 40».

В МОУ СОШ № 40 г. Старый Оскол созданы хорошие условия для применения учителем ИКТ во внеурочной воспитательной деятельности. В школе 141 современный компьютер, 134 из них объединены в единую локальную сеть и имеют круглосуточный доступ к Интернет-ресурсам, три мобильных компьютерных класса, 10 интерактивных досок, 2 интерактивных комплекта.

В школе созданы видеоклассы, которые обладают массой преимуществ перед всеми ранее существовавшими оснащенными техникой кабинетами. Видеокласс, в котором проводятся как уроки, так и внеурочные мероприятия, предельно компактен и занимает минимум площади. Кабинет оснащен компьютером с выходом в Интернет, принтером, интерактивной доской. В кабинете имеют CD диски с аудио и видео разработками для уроков. В учебно-методическом комплексе преподавателя есть электронные уроки и электронные учебники.

Все оборудование современное, имеет хорошие технические характеристики, поэтому в кабине практически не требуется затемнение, имеются лишь легкие жалюзи от прямых солнечных лучей.

Видеофильмы и все материалы, которые создаются на компьютере, тут же транслируется на весь класс. Аппаратура установлена таким образом, чтобы, работая с ней, учитель мог обозревать всю аудиторию.

Педагог имеет возможность создавать любой учебный материал на компьютере, тут же размножить его на принтере и раздать детям, например, для индивидуальной работы или как индивидуализированное домашнее задание.

Из беседы с учителем информатики Степучевой Галиной Анатольевной мы выяснили, что в школе используются разные формы внеурочной воспитательной работы. Особое внимание педагог уделяет работе с одаренными учащимися, с ребятами, испытывающими повышенный интерес к предмету. В начале учебного года она проводит опрос с целью выявления таких учащихся. По его результатам формирует группу учащихся для дополнительных занятий по предмету.

Ребята, работающие в группе, не просто дополнительно занимаются информатикой. Они являются прекрасными помощниками в деле обслуживания школьных компьютеров, разрабатывают электронные материалы, необходимые учителям-предметникам на уроках, являются генераторами идей по разработке информационных ресурсов школы.

В рамках школьной недели информатики педагог проводит конкурс компьютерных рисунков по различной тематике. Такой конкурс является традиционным и пользуются большой популярностью. Работы представляются учениками с помощью компьютерных графических программ (Adobe Photoshop, Corel Draw, Macromedia Flash и др.). Особенно удачные работы отправляются на городской конкурс компьютерной графики и анимации. Под руководством Галины Анатольевны дети принимают участие и побеждают в различных конкурсах, олимпиадах во всероссийских играх-конкурсах таких как Инфознайка, «КИТ» (приложение 2).

В связи с новыми потребностями общества встает вопрос о применении таких способов организации учебного процесса, которые бы не только прививали конкретные знания, умения и способы деятельности, но и развивали бы интеллектуальную и эмоциональную сферу человека. Поэтому в центре внимания Галины Анатольевны находится исследовательская деятельность, а в качестве одного из способов ее организации можно использовать метод проектов. Обучение в системе проектной деятельности позволяет разнообразить внеурочной воспитательной деятельности с учащимися.

Современный человек должен уметь нестандартно мыслить, рассуждать, планировать, анализировать и т. д. Эти навыки необходимо закладывать в школе, занимаясь исследовательской деятельностью с учащимися.

Планируя исследовательскую деятельность, педагог стремится использовать в своей работе современные компьютерные технологии и обучает им школьников. Учащиеся оформляют свои работу на электронном носителе, использует графический редактор, фотолаборатории, сканер, видеоматериалы, данные, полученные из сети Интернет.

Метод проектов как один из способов организации исследовательской деятельности учащихся позволяет устанавливать интеграционные связи между образовательными областями (физика, химия, биология, информатика, искусство), что обеспечивает целостность, истинность знаний; предоставляет возможность многофункциональной подготовки учащихся в новых социально-экономических условиях.

Наиболее одаренные дети, проявляющие хорошие знания в области информатики и имеющие способности к режиссерской деятельности привлекаются к работе в студии «Золотой кадр». Она является одним из подразделений Центра развития творчества детей и юношества № 2 и действует на базе МОУ СОШ № 40 с 2003 года. Кстати, такая форма взаимодействия с учреждениями дополнительного образования получает все большее распространение. Особенно активно она будет применяться в связи с введением новых ФГОС начального образования.

Основателем и бессменным руководителем студии является Бойко Вадим Николаевич - настоящий энтузиаст своего дела. Владение информационной грамотностью является для школьников мощным стимулом к тому, чтобы стать членом студии. Основная группа студийцев - старшеклассники, которые хорошо владеют современными компьютерными программами, необходимыми для создания и монтажа видеофильмов: Мадымарова Дилора, Паршина Лена, Карпенко Ира, Рябоконь Вероника, Габрукова Валерия, Ризнечук Женя, Иванова Алена, Бойко Владислав, Климов Даниил, Андрейчев Матвей.

При создании проектов дети учатся отражать личные цели, а также учитывать потребности коллектива. Индивидуальная и групповая работа повышает познавательный интерес, развивает умения преодолевать трудности, искать ответы на возникшие вопросы, способствует самостоятельному освоению новых возможностей информационных технологий [11]. Перечислим навыки, которые приобретают обучающиеся:

-работа со звуком: запись, обработка, монтаж, звуковое сопровождение различных мероприятий;

-работа с видео: запись (съемка), оцифровка, обработка, видеомонтаж;

-работа с графической информацией: сканирование, обработка, создание собственных графических проектов;

-работа с профессиональными мультимедийными программами, не изучаемыми в школьном курсе (Adobe Premiere, Pinnacle, Ulid, Nero) и т. д.;

-совместная работа разновозрастных групп учащихся по подготовке и проведению школьных развлекательных мероприятий;

-создание мультимедийных учебных продуктов;

-консультирование учителей и учеников по мере необходимости;

-самостоятельное подключение и настройка теле-, аудио-, видеоаппаратуры.

Такая работа носит не только образовательный, но и воспитательный характер. Фильмы, которые создаются детьми, различны по тематике. «Храм Рождества Христова», «Чужих детей не бывает», «Наша мама», «В чате». Эти проекты побеждали на многочисленных кинофестивалях в Белгороде, Пскове, Туапсе, Симферополе и других городах. А фильм «Братский мемориал», ставший лучшим православным фильмом Третьего Открытого Всероссийского фестиваля «Мир глазами детей» и победителем Всероссийского конкурса кинематографистов «Десятая муза», принес студийцам Президентский гранд.

Проблемы, которые затрагивают авторы, очень актуальны: наркомания, расовая и национальная нетерпимость, взаимоотношения со сверстниками. Ценность фильмов в том, что с их помощью юные кинематографисты говорят с подростками на их языке, их словами, выражая их отношение к миру.

Мы узнали, что работа в студии является для ее участников хорошей школой духовно-нравственного воспитания. В период подготовки и создания фильмов ребята ездят по разным уголкам страны, встречаются с ветеранами войны, посещают школы-интернаты и социальные приюты. Они открывают перед собой жизнь, которая бывает жестокой и несправедливой по отношению к одиноким старикам, маленьким детям и просто к каждому из нас. Участники студии верят в добро и не перестают это доказывать окружающим. Студийцы подарили «День памяти» жителям Старооскольского «Дома Ветеранов», организовали в школе праздник для детей городского социального приюта.

Конечно, многое зависит от руководителя. Вадим Бойко не просто человек творческий, неординарный, но и способный увлечь детей, стать для них учителем, воспитателем, настоящим другом. Он - человек, который может увидеть в ребенке творческие задатки и помочь раскрыть их в полной мере.

Учитывая вышесказанное, мы разработали и провели внеурочное мероприятие с применением современных информационных технологий, в том числе, среды MS Power Point (приложение 3). Нами представлен один из вариантов реализации учителем информатики второго направления воспитательной работы, в частности, компьютерное сопровождение внеурочного мероприятия - «Интеллектуальная игра по информатике «Круговой сектор»» в 9 Б классе.

Его цели:

-обобщить и систематизировать знания по предмету информатика;

-создать условия для повышения познавательного интереса к предмету;

-способствовать формированию умений и навыков, носящих общенаучный и обще интеллектуальный характер;

-воспитание чувства сплоченности, ответственности, коллективизма.

Класс был разделен на 4 команды, каждая из которых должна была придумать название команды, девиз, выбирать командира.

Дети были увлечены идеей, активно обсуждали предложенные задания, проявляли творчество и фантазию. Конкурсная форма проведения мероприятия значительно повысила активность детей. Работа в командах стимулировала к тому, чтобы дети повторили изученный ранее материал, закрепили содержание последних тем курса. К мероприятию они активно готовились, Школьникам очень понравилась форма представления заданий, где они сами, посовещавшись с командой, могли выбрать номер задания.

Задания, представленные в игровой форме, позволили систематизировать и обобщить полученные ранее знания по предмету информатика, а работа в команде способствовала воспитанию чувства ответственности за себя и за других, сплоченности детского коллектива.

При подготовке к мероприятию была создана презентация, созданная на основе программы MS Power Point с применением гиперссылок. Был оформлен основной слайд, разбитый на пять секторов разных цветов, на котором размещались ссылки на задания конкурса. При выборе задания демонстрировался слайд с вопросом (заданием, задачей), на который команда должна была ответить, после чего демонстрировался правильный ответ на задание, затем возвращались на основной слайд с номерами заданий, где уже выбранные задания были выделены другим цветом. Это обеспечивало мобильность выбора и выполнения задания, фиксировала внимание детей на доску. Включение в мероприятие элементов соревновательности способствовало тому, что оно проходило живо, эмоционально и в то же время было насыщено познавательным содержанием.

Цели внеурочного мероприятия были достигнуты, дети остались очень довольны, получили эмоциональную разрядку, а педагог выяснил, насколько хорошо они усвоили полученные ранее знания по предмету информатика. Работа с мультимедийной презентацией, а также сотрудничество в команде сплотила школьников, которые получили заряд положительных эмоций на весь день, что считаю полезным с точки зрения здоровьесберегающих технологий.

Применение мультимедийной презентации позволило лучшему закреплению материала, развитию воображения и формированию эстетического вкуса. Такая организация работы позволяет активно вовлекать школьников в сферу мультимедиа-технологий. Очевидно, что в ближайшем будущем создание мультимедийных проектов станет привычной формой урочной и внеурочной воспитательной деятельности.

На завершающем этапе разработки заявленной темы была поставлена задача - создать электронный сборник методических материалов (приложение 4).

Материалы электронного методического сборника можно использовать в организации внеурочной воспитательной деятельности. Они могут стать основой разработки различных форм и видов мероприятий, направленных на организацию и проведение внеурочной воспитательной деятельности учителей информатики, классных руководителей, учителей-предметников.

Для работы над электронным методическим сборником мы использовали материалы специальной психолого-педагогической литературы, Интернет-ресурсы.

Электронный методический сборник мы создавали при помощи языка разметки гипертекста (HyperТext Markup Language, HTML). Всемирная паутина соткана из Web-страниц (Web-pages), а эти страницы создаются при помощи HTML языка.

Поскольку электронное издание воспринимается с экрана, то оно имеет свои особенности. Само электронное пособие выполнено в виде классического по структуре Web-сайта.

На экране текст сборника располагается во фрейме. Фрейм - это прямоугольная область экрана. Так же на фрейме мы поместили оглавление в виде вертикального столбца, расположенного с правой стороны, к которому пользователь сможет обратиться в любой момент, и ему не нужно будет постоянно щелкать на кнопку возврата к предыдущей странице.

Основной цвет фона для электронного сборника нами выбран белый. Для оформления электронного сборника нами выбран шрифт Times New Roman. Мы залили его темно-коричневым, почти черным цветом, потому что темные буквы на светлом фоне лучше воспринимаются.

Вообще, между цветовым решением и естественным восприятием человека существует определенная зависимость. Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Основной текст на страницах обычно имеет небольшой размер, так как сильно мелкий, или сильно крупный шрифт не читается. Для того, чтобы выделить заголовки из основного текста, мы использовали текст больший по размеру и и применяли к нему полужирное очертание.

Электронный сборник мы выбрали не случайно, так как XXI век - это век информационных технологий. Электронные пособия стали неотъемлемой частью нашего общества. Самое большое преимущество электронных пособий то, что они компактны, легко читаемы, содержат не только материалы обычных учебников, но и тестовые задания. Так же немаловажно и то, что их можно редактировать и вносить изменения в удобное время. И они могут быть легко доступны при наличии у пользователя сети Интернет.

Структура нашего электронного сборника включает в себя несколько разделов. Так один из разделов рассматривает сущность основных понятий темы, если пользователь недостаточно хорошо владеет теоретическим материалом, то у него есть возможность устранить эти пробелы. В третий раздел включены методические разработки внеурочных воспитательных мероприятий, которые нацелены на развитие устойчивого интереса к предмету, творческой активности учащихся, умения излагать мысли, моделировать ситуацию, воспитать уважение к сопернику, умение достойно вести спор, стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде.

Таким образом, мы надеемся, что использование предложенных материалов поможет педагогам, классным руководителям во внеурочной воспитательной работе.

Таким образом, использование компьютерных технологий значительно повышают эмоционально-ценностную и познавательную значимость воспитательного процесса.

Заключение

Исследование, проведенное в процессе выполнения выпускной квалификационной работы позволяет сделать следующие выводы.

Внеурочная работа на современном этапе развития отечественного образования приобретает особую значимость, поскольку ей отводится важная роль в процессе реформирования системы образования и создания новой школы.

Являясь свободной и добровольной, она имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность, так как создает возможности как для обучения, так и для воспитания: организации межличностных отношений в классе, между школьниками и педагогами с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной воспитательной работы педагог может обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Таким образом, правильная организация внеурочной воспитательной работы - это важное условие осуществления учебно-воспитательного процесса. Современная социокультурная ситуация требует новых подходов к ее организации. Образование стремительно набирает скорость в области новейших информационных технологий. Их проникновение в образовательную практику открывает новые возможности и в организации внеурочной воспитательной работы. Компьютерные системы и мультимедийные установки могут сегодня не только оказывать большую помощь, но и помогать учителю-предметнику решать важнейшие задачи, связанные с внеурочной воспитательной деятельностью.

Исследование показало, что информационные технологии организуют такое взаимодействие учеников и учителей, которое мотивирует и стимулирует их на творческую деятельность, позволяет формировать у школьников мировоззрение открытого информационного общества, правильное отношение к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества.

Современные ИКТ повышают воспитательное воздействие всех форм внеурочной воспитательной деятельности, в том числе формируют устойчивый познавательный интерес школьников к интеллектуально-творческой деятельности. Они дают возможность осуществлять индивидуализацию и дифференциацию в работе со школьниками; организовать содержательный досуг детей, а также решать и другие задачи воспитания.

В условиях реформирования системы образования педагоги должны пересмотреть традиционные подходы к организации внеурочной воспитательной деятельности. Все направления внеурочной воспитательной деятельности необходимо рассматривать как ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной воспитательной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Считаем, что проведенное нами исследование позволит нам грамотно подойти к вопросам, связанным с разработкой образовательных программ внеурочной воспитательной деятельности с четким и внятным представлением о результате, подбирать такие формы внеурочной воспитательной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня, диагностировать результативность и эффективность внеурочной воспитательной деятельности, оценивать качество программ внеурочной воспитательной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам).

Анализ разных форм внеурочной воспитательной деятельности педагогов, а также внеурочное занятие, проведенное нами, показали, что при грамотной организации работы и использовании учебно-воспитательного потенциала, который содержат в себе ИКТ можно успешно решать множество задач, в том числе, связанных с эмоционально-ценностную и мотивационно-познавательной сферой школьников, что в целом, повышает результативность воспитательного процесса.

Таким образом, цель нашего исследования достигнута. Мы осуществили анализ современных подходов к организации внеурочной воспитательной работы с использованием информационно-коммуникационных технологий и разработали отдельные методические материалы по их реализации.

внеурочный воспитательный учитель информатика

Список использованных источников

1.Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 2001. - 228 с.

2.Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 2000. - 180 с.

3.Босова, Л., Босова А. Уроки информатики в 5-7 классах. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

.Бочкин, А.И. Методика преподавания информатики. Минск: Высшая школа, 2003. - 431 с.

.Внеурочная работа с использованием ИКТ/ ИТО-Марий Эл-2007 / Внедрение ИКТ в практику управления образованием:/публикация. Иванова А.С., Горохова Р.И. - Режим доступа: #"justify">6.Воспитательная деятельность педагога / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ. Ред. В.А. Сластенина и И.А Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.

7.Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 2000. - 264 с.

8.Горуцкий, А.И. Внеклассная работа в школе/А.И. Горуцкий // Информатика. Приложение к газете 1 сентября. - № 10 от 16-31 мая 2006.

.Ершов, А.П. 3. Проблемы информатизации, 3/4, 2000. - 88 с.

.Ильина, Т.А. Педагогика школы. М, 2002. - 182 с.

.Карпова, Е.В. Дидактические игры/ Е.В. Карпова. - Ярославль, «Академия развития», 2006. - 240 с.

.Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед./ Г.М. Коджаспирова, Коджаспиров А..Ю. - М.: Academia, 2001. - 176 с.

.Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 256 с.

.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России-М, 2009.

.Краевский, В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2001. - 244 с.

.Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2001. - 206 с.

.Кудинова В.И. Внеурочная работа по информатике/В.И. Кудинова // Информатика и образование. - № 1 2001. - 187 с.

.Лапчик, М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Методика преподавания информатики - М. «Академия», 2001. - 624 с.

.Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности. Н.Ю. Синягина Е.Г. Чирковская (методическое пособие) /Под ред. А.А. Деркача, И.В. Калиш. - М., «Вузовская книга», 2001. - 131 с.

20.Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»», - М., 2010. - 17 с.

21.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

22.Педагогический энциклопедический словарь Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003. - 528 с.

.Подласый И.П. Новый курс: Учебник для студентов педагогических ВУЗов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 576 с.

.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. - Просвещение, 2010. - 191 с. - (Стандарты второго поколения).

.Рожков, М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб, заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с.

.Рубин, А.А. Юрченко З.В. «Внеурочная работа по общественным предметам». Журнал «Преподавание истории в школе» № 5, 1991. - 107 с.

.Смирнов, С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н. и др., Педагогика: педагогические теории, системы, технологии - М. «Академия», 2000. - 512 с.

.Советов Б.Я., Цехановский В.В., Информационные технологии - М. «Высшая школа», 2006. - 263 с.

.Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике. - М.: Высшая школа, 2004. - 224 с.

.Угринович, Н., Морозов В., Нечаев В. Преподавание курса Информатика и информационные технологии: Методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. - 168 с.

.Якиманская, И.С. Развивающее обучение/ И.С. Якиманская. - М., 2000. - 144 с.

Похожие работы на - Информационные технологии в процессе преподавания информатики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!