Принцип творческой активности. Формирование личности происходит только в общении и деятельности. Непосредственное включение в систему художественно-эстетических отношений (восприятие опыта, собственно творческая деятельность) создает условия для постепенного перехода от репродуктивного до творческого уровня.
Личность учителя играет очень важную роль в усвоении детьми эстетических норм и принципов, моральных ценностей. Дети младшего школьного возраста больше ориентируются на нормы поведения и ценности учителя, чем на мнение ровесников [20, с. 59].
Приобщение к национальным традициям надо начинать с изучения культурных ценностей своего народа. Дети должны воспитываться на наилучших традициях семьи, своего города, рода, края, региона, страны [20, с. 60].
У младших школьников достаточно медленно происходит процесс целостного охватывания всего предмета, то есть комплексу заданий, которые предлагаются. В то же время они имеют большое стремление, внутреннюю потребность в ознакомлении с новым материалом, во включении в новые ситуации, которые есть для них интересными, имеют выразительность, образность, совершенство по форме и содержанию[10, с. 26].
Младший школьник не зеркально отображает мир, в котором он живет, а оперирует чувственными и образно смысловыми картинами, которые спонтанно возникают (в соответствии с ситуацией) и которые он получает в активной познавательной деятельности за модулем как позитивного значения, - моральные, духовные, интеллектуальные, эстетические, так и негативного - аморальные, бездуховные, не интеллектуальные [18, с. 62].
В процессе учебно-воспитательной деятельности учителя имеют возможность привлекать учеников к разным видам искусства. Каждый отдельный вид искусства способствует развитию тех или других наклонов ребенка, помогает ребенку развиваться в целом.
Например, в процессе театрально-сценической работы над фольклорными произведениями у младших школьников развиваются выразительность, точность, меткость вещания, а это способствует становлению их эстетических вкусов, производит интерес к красоте художественного слова. Среди упражнений, которые выполняют ученики для подготовки к постановке, используются тренинги, которые имеют развивающий характер и содействуют постепенному развитию навыков анализа произведений искусства. Как дополнительный элемент к таким упражнениям подбирается система иллюстраций, которые способствуют эстетической оценке произведений. Работа должна строиться таким образом, чтобы младшие школьники смогли увидеть, почувствовать, оценить искусство слова, его образность, роль художественной детали и образа, многозначность [10, с. 26].
Формирование личности, которая имеет активную жизненную позицию и у которой отмечается гармоничное сочетание интеллектуальных и эмоционально-чувственных сфер, возможное также при условии учебы на уроках родного языка и литературы, когда используется развивающий потенциал слова, его воспитательное влияние на духовный мир ребенка.
Образность художественного текста есть воплощение эмоционального осмысления познания мира художником. Совершенное воссоздание картин и образов вызывает эстетические чувства у читателя. Неопосредствованное общение ребенка с наилучшими образцами художественного творчества - оптимальный способ привлечения ребенка к усвоению эстетическому [2, с. 19].
Таким образом, на учителе лежит ответственность за то, чтобы вызывать у ребенка эти начала эстетических чувств и эстетического сознания. Учитель подает пример ученикам своим поведением. Он не должен быть безразличным к духовному развитию школьников.
эстетический художественный возрастной школьник
РАЗДЕЛ 2. ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
.1 Понятие об эстетике
Эстетика (от грецьк. Aistetikos - тот, который чувствует, тот, который относится к чувствительному восприятию) - наука о природе и закономерностях эстетического усвоения действительности.
Впоследствии начало преобладать другое значение: "обычай, нрав, характер". Античные философы использовали его для обозначения устоявшегося характера того или другого явления.
В качестве определения определенной сферы знаний термин "Эстетика" был введен в потребление немецким философом Баумгартеном в середине XVIII века.
К кругу основных проблем, которые изучает эстетика, входят эстетические чувства и взгляды, вкус, идеал, словом, эстетическое сознание.
Предмет эстетики постоянно изменяется, развивается и усложняется в процессе общественно-исторической практики. На каждом новом этапе ее развития оказывается неполнота представлений об эстетическом отношении человека к миру и самой себя. Постоянно обогащаясь общественно-исторической практикой, в исторической перспективе предмет эстетики остается открытым.
Так как законы эстетического освоения мира наиболее полно, концентрировано и не опосредствовано проявляются в искусстве, то эстетика может полностью правомерно рассматриваться в первую очередь как наука о его сущности и законах, о природе художественного творчества.
Изучая общие законы развития искусства, эстетика изучает связки и отношения между отдельными искусствоведческими дисциплинами, анализирует методы исследования и рамки их приложения, изучает способы введения новых искусствоведческих понятий. Эстетика обобщает проявки эстетической в природе, материальной деятельности, разнообразных сферах духовной жизни, в быту, в сфере досуга.
Особенное место занимает в эстетике разработка проблем, связанных с раскрытием природы искусства, выявлением его творческих аспектов. Обобщая данные художественного опыта, опираясь на принципы социально-исторического и психологического анализа, эстетика раскрывает историческую жизнь искусства в культуре. В современной эстетике значительное место занимают такие вопросы, как сущность художественного направления, течения и творческого метода в искусстве [3, с. 416-417].
Эстетический вкус развивается вместе с развитием человека. Эстетический вкус - регулятивный компонент эстетического сознания, обусловленная способность человека оценивать предметы, процессы, явления с позиции их эстетической значимости [16, с. 29].
Эстетическое чувство - это фундамент эстетического сознания человека. Эстетическое сознание - часть общественного сознания, исторически самая давняя форма, которая отображает богатство эстетического отношения человека к миру и выражает ее активное, действенное стремление к гармонии, совершенству, красоте, идеалу прекрасному. Высшее проявление эстетического отношения определяется как прекрасное.
Основная проблема эстетики - отношение эстетического сознания к объективной действительности [13, с. 54].
Следовательно, сам учитель должен быть хорошо ознакомленный с понятием эстетики и понимать основную ее цель и проблемы, которые возникают на пути формирования эстетического вкуса у школьников младшего школьного возраста. Учитель должен быть осведомленным в сфере эстетики, ведь лишь знающий человек может чего-то научить.
2.2 Эстетический вкус и его воспитание у младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Целеустремленная учеба и воспитание человека начинается в младшем школьном возрасте.
Эмоциональная жизнь школьников младших классов достаточно насыщена и активна. Для этого возраста характерными является проявление чувств, уязвимость. Однако эстетические чувства еще не имеют полной формы выражения. Поэтому условия, которые создает учитель, должны иметь в своей основе гармоническое сочетание всех аспектов эстетического воспитания, предусматривать и активизировать стимулы для возникновения и проявки эстетических чувств. Школьники младших классов преимущественно владеют определенным багажом знаний естествоведов, которые растут значительно быстрее, чем эстетическое чувство природы.
Среди основных заданий эстетического воспитания следует выделить три: развитие сенсорной (чувственной) культуры; воспитание эстетических вкусов и оценок: развитие художественного творчества. Между ними существуют также тесные взаимосвязи и зависимости [19, с. 70].
Развитие сенсорной культуры заключается в том, чтобы научить каждого чувствовать, ценить, и создавать прекрасное в природе, окружающей жизни, в произведениях искусства [19, с. 70].
Суть второго задания эстетического воспитания заключается в том, чтобы научить каждого отделять истинно прекрасное от уродливого, отвратительного, гадкого. Это умение или неумение проявляется во внешнем виде человека, в ее руках, жестах, мимике, в ее оценках произведений искусства. В народе говорят, что о вкусах не спорят, что на вкус и цвет нет товарищей. Это правильно. Каждая личность имеет право на собственные вкусы, вкусы, оценки, ведь это и есть одною из признаков личности. Но следует учитывать и то, что вкусы, вкусы бывают хорошие и плохие. Не все умеют с вкусом одеваться, избирать прическу и т. др. это касается и оценки произведений литературы и искусства. С другой стороны, умение отделять истинно прекрасное от уродливого способствует повышению уровня сенсорной культуры[19, с. 70].
Высокий уровень сенсорной культуры, хорошие эстетические вкусы является основой для развития художественного творчества человека. Именно в художественном творчестве проявляются ее сенсорная культура и эстетические вкусы и оценки. С другой стороны, занятие художественным творчеством содействуют развитию сенсорной культуры и формированию эстетических вкусов и оценок. Данным законом предопределены такие закономерности:
) чем выше уровень сенсорной культуры человека, тем лучше условия и возможности для развития его эстетических вкусов и художественного творчества;
) человек лучше чувствует прекрасное и стремится к его сохранению и приумножению, если у него сформированы хорошие эстетические вкусы и оценки;
) эстетические чувства, вкус и оценки развиваются лучше, если человек привлекается к художественному творчеству.
Действие данного закона и предопределенных им закономерностей отображено в принципах детерминизма, самодеятельности, активности, творчества, комплексности [19, с. 71].
У учеников младшего школьного возраста эстетическое восприятие имеет наглядно-действенный характер; среди главных его особенностей - нацеливания на неопосредствованный эмоциональный отзыв, черты фрагментарности, очень часто процесс восприятия характеризуется использованием стереотипов, то есть преобладает репродуктивное мышление, хотя нередко показателем эстетического воспитания является проявление интереса к художественной детали, которая создает целостность образа [1, с. 55].
Важнейшим условием успеха в эстетическом развитии детей является сосредоточение усилий педагога на выявление прекрасного и отвратительного, на выявление индивидуального отношения к определенным явлениям природы, искусства и явлений современной жизни. Показателем эстетического развития учеников младших классов является активный образно-эмоциональный отзыв, сочувствие к героям произведений, взволнованность, связанная с восприятием произведений искусства; понимание и умение использовать в оценке выразительные средства, которые отвечают данному виду искусства.
Эстетическое развитие учеников безусловно связано с их творческой деятельностью. Знания об искусстве помогают им осознать назначение искусства, а собственная деятельность способствует познанию особенностей специфики языка искусства.
Процесс учебы раскрывает ученикам законы развития природы и человеческого общества.
Эстетическое воспитание при общении с литературой - это, прежде всего, воспитание творческого читателя, развитие литературно-творческих способностей школьников. Литературно-творческие задания, воспитывая навыки творческого чтения, развивают и общий творческий потенциал читателя [17, с. 73].
У младших школьников некоторое время хранится образность восприятия действительности. Детское воображение не координируется знанием закономерностей окружающей жизни. Исходя из этого можно назвать главную задачу литературно-творческого развития детей младшего школьного возраста: развивая характерное для младших школьников воображение, делать ее в то же время более содержательной, что включает знание закономерностей окружающей жизни.
Младшим школьникам доступны такие задания, которые развивают навыки творческого чтения, общие литературные и творческие способности, как сравнение вариантов одного произведения. Они в состоянии производить такую работу, как сравнение переводов одного произведения разными поэтами [1, с. 40].
В младших классах широко практикуется "устное рисование". Хотя большинство младших школьников любят рисовать по-настоящему, устное рисование также интересует их и является доступнее: не мешает отсутствие изобразительных навыков. "Рисуя словами", школьник тренирует воображение, развивает язык и чувство стиля.
Младшие школьники сравнивают иллюстрации разных художников к одному произведению. Школьники полностью могут объяснить, почему один из рисунков нравится им больше. Также очень важно научить их замечать, чем отличается герой или общее настроение на разных иллюстрациях.
Начиная из младшего возраста школьники охотно выполняют несложное упражнение, которое развивает внимание к деталям художественного текста, рассказ или отрывок из повести читается громко, потом учитель демонстрирует иллюстрации, а они должны указать то место, к которому относится иллюстрация [1, с. 41].
Также интересным является следующее задание: учитель читает рассказ не до конца, а школьники должны дописать его самостоятельно. Потом вымышленная учениками конечность зачитывается и сравнивается с той, которую подает автор. Упражнение развивает внимание к художественным деталям произведения и к логике авторского мышления [1, с. 42].
Специфической особенностью эстетического воспитания детей младшего школьного возраста на занятиях изобразительным искусством является развитие у них на этих занятиях способностей эстетического восприятия действительности.
Детей интересует поиск смысла, содержание события или сцены, что представленные в произведениях искусства.
Основной задачей занятий изобразительным искусством с детьми младшего школьного возраста является обогащение и уточнение детских представлений о предметах и явлениях природы, об окружающей действительности, о жизни людей, о родной стране. Занятие искусством в этом возрасте имеют ярко выраженный познавательный характер. Главное здесь - накопление и художественное обобщение фактов, познания в образной форме закономерностей окружающего.
Дети проявляют особенный интерес до того, как устроен предмет, из каких частей он состоит, как он действует, какую роль исполняет в реальном мире. Рисунок младшего школьника - почти всегда изображение события, а также отображение роли самого ребенка в этом событии - как наблюдателя или как действующего лица [1, с. 43].
Главную и основную группу методов формирования эстетического восприятия складывает наблюдение и рассматривания, которые сопровождаются действиями (рисование, аппликация, лепка, конструирование). Действующее место занимают экскурсии и простые прогулки городом или на природе, рассматривание в натуре (или по телевидению, фотографиям, кинофильмам).
Основной задачей является свободное овладение детьми элементарными навыками изображения и работы с разными художественными материалами и инструментами. Это обогащает выразительные возможности детей, освобождает их силы для сознательного проявления собственного замысла.
Ребенку, который не знает норм и правил искусства, свойственные в рисунке искренность, непосредственность, смелость выражения своих представлений. Эти черты как залог творческого развития личности необходимо хранить, развивать и поощрять. Поэтому учеба не должна грубо вмешиваться в творческий процесс младшего школьника [1, с. 44].
Учителю необходимо поощрять детей к занятиям рисованием и другими видами изобразительного искусства. Только на этой основе может постепенно развиваться эстетическое чувство, художественный вкус и другие черты, нужные для творчества [1, с. 45].
Важное место занимает украшение предметов. Необходимо развить у детей понимание роли такого труда и его законов, в каком месте и как украсить. Дети должны украшать не только плоские предметы, такие как тетрадь и папка. Объемные предметы приучают детей к виденью мира в его пространственном и функциональном аспектах [1, с. 46].
Базой же музыкального воспитания в начальной школе является урок музыки. Содержание урока определяется тремя взаимоувязанными разделами: хоровое пение, музыкальная грамота и слушание музыки. Эти разделы дополняются в последнее время игрой на музыкальных инструментах [1, с. 47].
Одной из основных задач музыкального воспитания учеников младшего школьного возраста есть формирование интереса и любви к музыке, к такому общению с ней, что приводит к получению эстетического наслаждения от прослушивания музыкальных произведений, к пониманию ее жизненного содержания.
Для развития музыкального восприятия детей - основы музыкального воспитания надо чаще давать им практическую возможность переживания разнообразных чувств, выраженных в музыке, как хоровой, так и инструментальной.
Достижению основной задачи музыкального воспитания младших школьников - воспитание интереса и любви к музыке, потребности к общению с ней очень способствует слушание музыки.
Со вступлением ребенка к школе создаются объективные условия для массового целеустремленного привлечения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, который является базой для эстетического развития, следующего систематического художественного образования [1, с. 50].
До окончания начальной школы школьники должны обогатиться впечатлениями от спектаклей разных жанров, ознакомиться с разными видами театра, не только драматического, но и кукольного, посетить балетные и оперные спектакли в музыкальном театре.
Значительное место в репертуаре для младших школьников занимают пьесы-сказки, созданные на основе народного творчества, инсценировки, классических народных сказок, а также современной сказки.
Есть три основных критерия отбора спектаклей для пересмотра:
.Соответствие спектакля возрастным особенностям детского восприятия;
.Возможность включения данного спектакля к целесообразной системе привлечения к театру, который опирается на вековые закономерности эстетического развития детей. Задачи учебно-воспитательной работы школы.
Перед посещением театра нужно провести необходимую беседу. Предыдущая работа может проводиться в двух направлениях. Важно подготовить детей к восприятию конкретного спектакля, усилив тем же эффект воспитательного влияния. Кроме того, важно систематически расширять знание, мировоззрение детей в области театрального искусства в целом. Формой такой работы могут быть беседы познавательного характера [1, с. 51].
Во время прохождения пассивной педагогической практики в ЗОШ №1 города Дружковки в качестве помощника классного руководителя, были проведены определенные наблюдения за работой учителя с учениками на уроке. Во время наблюдений выяснилось, что классный руководитель 4 класса в работе из воспитания эстетического вкуса в основном проводила беседы во время классного часа. Темами таких бесед были вопросы добра и зла, правды и неправды, отношения к матери, ответственности и безответственности.
Наиболее интересными были уроки из зарубежной литературы и родного языка. С помощью учителя группа школьников ставила разные небольшие представления. Дети активно и охотно принимали в этом участие. Они сами избирали произведения, которые хотели инсценировать. Следует заметить, что большая часть детей посещала разные кружки, и класс был в целом творческим. Наибольшая часть учеников занималась танцами. Остальные, которые не брали участие в постановке, обсуждали недостатки и удачные моменты. Очень интересной в этом плане была работа над постановкой басни "Лебедь, щука и рак" Крылова. Стоит заметить, что басня имеет в целом поучительный характер. Дети самостоятельно распределили роли. Учитель помогала детям сделать их язык более выразительным и убедительным. Вообще, сама пьеса имеет поучительный характер. Также учитель помогла детям правильно расположиться, если бы зрителям все было видно, а им самим удобно.
На уроках из украинского языка дети посетили музей своего города. Это единственный музей в городе. Здесь дети имели возможность ознакомиться с работами художников этого города. В другом зале дети наблюдали, как выглядели хаты украинцев много лет тому назад. Зал был украшен вышитыми полотенцами. К потолку был подвешен детский галстук, круг стены стояла печь, а напротив, вдоль всей стены, стояла длинная скамья. Посредине комнаты стоял накрытый скатертью белого цвета стол. Также было видно расшита национальная одежда, которая висела на крючках на стене.
Целью посещения музея было ознакомление детей с культурой их пращуров, а также пробуждение патриотических чувств и любви к искусству. Там же, в музее, дети прослушали несколько небольших стихов дружковского писателя о родном крае. Они должны были написать о своих впечатлениях от увиденного и услышанного. Это было их заданием из украинского языка.
Также я имела возможность увидеть работу классного руководителя с классом во время подготовки к конкурсу "Мисс и миссис осень". От каждого класса нужно было выставить две пары, которые представляли бы класс. Многие ученики проявили желание участвовать, но, так как количество участников были ограниченным, классный руководитель провел небольшой конкурс. Каждый ученик показал, что он умеет. Были отобраны те школьники, которые могли красиво танцевать и отвечать на разнообразные вопросы без подготовки и не стеснялись принимать участие в разных конкурсах без подготовки. Подобные конкурсы и праздники развивают умение красиво говорить, не теряться в разных ситуациях и умение проявить себя перед многочисленной аудиторией.
На уроках из украинского языка дети декламировали стихи и анализировали обиды лирических героев. Такие занятия способствовали развитию красоты поэтического слова. Дети пытались понять, каким образом поэт создает обиды.
Дважды на неделю у детей были занятия по музыке. Они пели небольшие и шутливые детские песни. Петь детям нравилось. Это именно тот урок, когда дети имеют возможность не сидеть молча. Они пели как украинской, так и русской языками. Пели дети как по очереди, так и хором.
Таким образом, наиболее содержательным эстетическое воспитание является тогда, когда школьники, ознакомленные с разными видами искусства, потому что каждый отдельный вид имеет свое влияние на ребенка, развивает лишь определенные возможности ребенка, имеет свои конкретные задания. Работа над эстетическим воспитанием детей не может быть работой лишь классного руководителя. Это также работа учителей-предметников.
ВЫВОДЫ
Эстетическое воспитание детей младшего возраста занимает главное место в плане работы учителя. Именно в этом возрасте дети охотно воспринимают все новое и усваивают новые правила. Учитель должен быть хорошо подготовленным, ведь дети этого возраста очень любознательные и они непременно будут ставить вопрос учителя. Важно не забывать, что именно учитель является образцом для детей, а, следовательно, он сам должен проявлять заинтересованность к искусству и поощрять к этому детей.
Ознакомление с разными видами искусства помогает учителю показать детям всю его красоту в разных проявлениях. Одного вида недостаточно для ознакомления детей с миром прекрасного. Во время усвоения норм и правил каждого отдельного вида искусства, у детей формируется понятие о красоте, о нормах. К тому же, они пытаются создавать собственные произведения искусства, пользуясь полученными знаниями и используя эти правила под новым углом зрения. В ходе нашей работы мы выяснили, какие особенности развития детей младшего возраста влияют на их мировоззрение и как учитель может использовать эти знания. Также мы ознакомились с понятиями "эстетика", "эстетический вкус", "эстетическое сознание". Мы обстоятельно рассмотрели влияние разных видов искусства на мировоззрение детей и определили основные задания каждого отдельного вида искусства.
Следовательно, учитель не должен пренебрегать таким видом работы, как эстетическое воспитание учеников. Пропустив это на начальном этапе развития детей, будет сложно наверстать это потом, или даже невозможно, потому что интерес к искусству быстро угасает, если его не поддерживать. К тому же, не надо забывать о наглядности. Учитель должен не только рассказывать об определенном виде искусства, но и устраивать экскурсии в музеи, театры, оперы. Сегодня есть много талантливых учеников, которые требуют помощи учителя, который будет корректировать ошибки и указывать следующие этапы деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Аболина Т.Г. Эстетическое воспитание в щколе / Т.Г. Аболина. - К.: Высшая школа, 1987. - 95 с.
2.Бездверная-Хомереки О. Тенденции развития эстетической культуры молодежи средствами социально-культурной деятельности / О. Бездверная-Хомереки // Родная школа. - 2009. - №2-3. - С. 19.
.Беляев А.А. Эстетика: словарь / А.А. Беляев. - М.: Политиздат, 1999. - 447 с.
.Витковская Н.С. Формирование эстетической культуры младших школьников / Н.С. Витковская, А.Б. Щербо, Д.Н. Джола. - К.: Совет. школа, 1980. - 151 с.
.Глазырина В. М. Педагогика современной школы / В.М. Глазырина. - Д.: «Норд-пресс», 2006. - 220 с.
.Голинская Т.М. Основные положения эстетического развития младших школьников средствами сочетания разных видов искусства / Т.М. Голинская // Педагогика. - 2009. - №59. - С. 65-66.
.Гончаров Н.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности / Н.Ф. Гончаров. - М., 1926. - 126 с.
.Воробей Н. Формирование эстетических чувств у младших школьников средствами искусства / Н. Воробей // Родная школа. - 1999. - №11. - С. 46
.Задорожній А. Моделирование ценностно-смысловой картины мира младшего школьника: поиск подходов / А. Задорожный // Родная школа. - 2010. - №11. - С. 60.
.Калинина Л. Методика формирования эстетического вкуса младших школьников средствами кукольного театра / Л. Калинина // Родная школа. - 2007. - №3. - С. 26.
11.Калиниченко Н. Эстетическое творчество как источник предметно-превращающего отношения личности к окружающей действительности / Н. Калиниченко // Родная школа. - 2008. - №9. - С. 17.
12.Кравчук Л. Этичные нормы: социальнопсихологический инструмент влияния на вековое развитие ответственного поведения младших школьников / Л. Кравчук // Родная школа. - 2006. - №9. - С. 24.
.Кундеревич О. Этика и образование: воспитание личности / О. Кундеревич // Родная школа. - 2009. - №2-3. - С. 54.
.Лавроненко О. формирование гуманистических ценностей - важный аспект воспитания младших школьников / О. Лавроненко // Родная школа. - 2004. - №7-8. - С. 26.
.Медведева О.Р. Клуб эстетического воспитания студентов. Программа и содержание работы: учебное пособие / О.Р. Медведева. - Г: ГДПІІМ, 2010. - 80 с.
.Мишенина Т. формирование эстетического мировоззрения учеников на уроках украинского языка в контексте национальной культуры / Т. Мишенина // Воспитание школьников. - 2009. - №5. - С. 28-29.
.Новек Л.А. Эстетическое воспитание в современной школе Украины / Л.А. Новек // Советская школа. - 1991. - №5. - С. 89.
.Русакова Т.Г. Становление духовного опыта личности в младшем школьном возрасте / Т.Г. Русакова // Педагогика. - 2009. - №59. - С. 62-65.
.Слепухов М.И. Научные основы педагогической теории и практики: учебное пособие / М.И. Слепухов. - Д.: «Лебедь», 2002. - 180 с.
.Таран И. влияние гуманизма и христианских моральных ценностей на становление личности младшего школьника / И. Таран // Родная школа. - 2007. - №4. - С. 59-60.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
АНКЕТА
Что такое творчество, по вашему мнению?
Дайте ответ откровенно.
Как Вы относитесь к творчеству?
Ответы:
.К творчеству я отношусь положительно.
2.Отношусь равнодушно.
.Никогда об этом не думаю.
Как Вы оцениваете свой творческий потенциал?
Ответы:
.Убежден, что у меня есть творческий потенциал.
2.Не убежден, есть ли у меня творческий потенциал.
.Считаю, что у меня нет творческого потенциала.
Достаточно внутренне ли подготовлены Вы до формирования творческих умений?
Ответы:
.Достаточно готов. Любое творческое задание способен выполнить.
2.Готов не совсем. Достаточно часто чувствую трудности при выполнении нестандартных заданий.
.Скорее не готов, чем готов. Потому что достаточно часто при выполнении нетрадиционного задания чувствую трудности и не могу справиться с заданием [с. 49].
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ТЕМА: Посещение Горловского художественного музея и знакомство с его экспонатами
ЦЕЛЬ: Ознакомить студентов с экспонатами Горловского художественного музея. Формировать умение видеть новые противоречия и проблемы в известной ситуации, анализировать, выделять главное.
ОБОРУДОВАНИЕ: Картины, музыкальное оформление, скульптурные экспонаты.
ЛИТЕРАТУРА:
.Горловский художественный музей: Альбом/авт. - упоряд. Г.Г. Рубанова. - К.: Искусство, 1987. - 119с., іл.
ПЛАН
.Горловский художественный музей - жемчужина Донбасса.
2.Знакомство студентов с экспонатами художественного музея.
.Знакомство с творчеством некоторых художников XIX-XX вв.
.Вопрос ученикам
.Определить главное мнение картины О.Ф. Протопопова "Погорельцы".
.Рассказать о противоречии и проблемах героев картины Ф. Решетникова "Переэкзаменовка", "Опять двойка". Написать о прошлом и будущем героя.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАСЕДАНИЯ
Маленькой жемчужиной Донбасса" нередко называют посетители Горловский художественный музей. Одна из наибольших в Украине коллекций произведений М. Рериха - гордость собрания - стала той притягательной силой, которая привлекает к музею многочисленных посетителей. Музей стал центром художественной жизни города. В его стенах устраиваются выставки произведений современных художников, мастеров народного искусства, передвижные выставки из музеев других городов страны.
Горловский музей открыт 26 апреля 1959 года. Основой собрания стала коллекция из 214 произведений, подаренных жителям Горловки. Среди энтузиастов, которые участвовали в создании музея и комплектовании его коллекции, были известные художники В. Сахненко, Г. Тихий, Б. Пианди, В. Мешков, коллекционеры Ф. Вишневский, О. Колударов.
В экспозиции музея, развернутой в семи залах, представлено два отделы: русского и украинского дореволюционного и советского искусства.
Экспонаты первого отдела характеризуют основные этапы развития русского и украинского дореволюционного искусства. Наилучшие произведения собрания, датированные XVIII ст. Их немного, но среди них есть прекрасные образцы живописного портрета - жанру, который стал одной из вершин искусства в те сутки. В частности, это "Портрет Неизвестной", написанный в середине XVIII ст. - типичный образец народного портрета.
Искусство первой половины XIX ст. достойно представляют произведения В. Тропинина. Есть Сорокина О. Иванова О. Венецианова. Творчество выдающегося русского живописца О. Венецианова преисполнено поэзии и красоты, пылкой веры в духовные силы народа. В музее есть две работы этого мастера - живописный "Портрет девушки" и акварель "Крестьянский парнишка". Обе они подкупают своей человечностью и красотой живописи.
Славный русский портретист первой половины XIX ст. В. Тропинин представлен в экспозиции более поздним "Женским портретом". Хоть в нем нет уже той звонкости живописной палитры, присущей ранним портретам мастера, однако он, как и все произведения этого мастера, отмечается искренностью отношения художника к модели, остротой индивидуальной характеристики, удачным раскрытием внутреннего состояния. Наиболее полно и широко представлено в музее искусство второй половины XIX ст. Достойное место отведено работам художников, творчество которых было тесно связано с деятельностью общества передвижных художников.
Портрет "Девушка-украинка" Г. Мясоедова написан художником на Полтавщине, является характерным для передвижников так называемым "портретом-типом". Мастерством раскрытия психологии ребенка поражает "Портрет мальчика" кисти М. Ге.
Одним из самых распространенных русских жанристов-передвижников был В. Маковский. Пристальный наблюдатель жизни, интересный пересказчик, он владел большим даром видеть типичное в повседневном, раскрывать трагизм современной ему действительности, подниматься к высоким обобщениям. Его большое полотно "В ожидании учителя" посвящено проблеме образования тогдашнего крестьянства. Картина выполнена в свободной живописной манере, свойственном позднему периоду творчестве художника. В работах на темы крестьянской жизни оказалось демократическое устремление творчества С. Иванова. "Портрет крестьянина", выполненный им в период учебы в Московском училище живописи, скульптуры и архитектуры, отмечается высоким мастерством автора, глубиной раскрытие им человеческого нрава.
В экспозиции есть одна работа И. Левитана - художника, который достойно продолжил традиции пейзажной живописи. Это "Золотая осень", "Слободка". И Айвазовский действительно владел неисчерпаемым запасом наблюдений моря во всех его состояниях. Пейзаж "Гавань" характеризует живописца как прекрасного романтика. Колорит картины состоит из широкой гаммы оттенков желтого, розового и голубых тонов.
Выдающимся мастером, последователем И. Айвазовского был Л. Лагорио. Небольшое полотно "Море", выдержанное в мягкой живописной гамме, создано на основе этюдов, которые художник выполнил в начале 1860-х годов во время путешествия по Черному и Каспийскому побережьям.
Период дальнейшего развития реалистичного искусства - конец XIX - начало XX ст. картиной "Украинский пейзаж" представленное творчество А. Васнецова. Написана она после путешествия художника на родину, на южный Урал. Тонкое лирическое настроение, игру света воссоздают пейзажи С. Жуковского ("Последние лучи") и Л. Туржанского ("Отзвуки прошлого"). Натюрморт "Игрушка" характеризует творчество известного советского мастера О. Лактионова. Ясная, четко отработанная форма, тщательное изображение деталей игрушек, колорит, выдержанный в единственной тональности. Музей владеет значительной коллекцией графики, где особенное внимание привлекают работы выдающихся мастеров В. Фаворского, В. Касияна, И. Глазунова. Захватывает серия акварелей художника-анималиста Д. Горлова.
За период существования Горловский художественный музей стал не только местом хранения произведений изобразительного искусства, но и значительным культурно-просветительским заведением, которое активно решает проблемы духовного и эстетического воспитания жителей г. Горловка [с. 49-52].