Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Санкт-Петербургская
академия постдипломного педагогического образования
Институт
общего образования
Кафедра
педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека
Дипломная
работа
Бумагопластика
как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Санкт-Петербург
Содержание
Введение
Глава
I. Бумагопластика как образовательный ресурс
.1
Понятие бумагопластики
.2
Виды бумагопластики и их характеристика
.3
Образовательный потенциал бумагопластики в контексте Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Глава
II. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
.1
Психофизиологические особенности современных детей дошкольного возраста от 3
до7лет
.2
Творчество и творческие способности детей
.3
Развитие творческих способностей детей
Глава
III. Развитие способностей детей на практических занятиях по бумагопластике
.1
Календарно-тематический план занятий по бумагопластике для старшего дошкольного
возраста
.2
Диагностика уровня развития творческих способностей детей
Заключение
Список
литературы
Приложения
творческий способность бумагопластика дошкольник
Введение
В дошкольном периоде детства закладываются
основы развития личности и формируются творческие способности. Дошкольный
возраст - благоприятный период для развития творчества. Именно в это время
происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются
психические процессы (внимание, восприятие, память, речь, мышление,
воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе -
способности и склонности. Интерес к природе творчества и творческих
способностей приобрел в настоящее время особое значение в связи с развитием
науки и техники и необходимостью подготовки специалистов, способных решать
возникающие перед ними все более сложные задачи.
Как же сделать так, чтобы сохранить желание
ребенка развиваться не только в раннем детстве, но и сохранить это желание
развиваться в отрочестве. И здесь в главной роли выступают воспитатели, на
плечи которых ложится не только умение научить и понять, но дать так называемый
толчок к цели познавать мир через творчество.
Федеральный государственный образовательный
стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для
сохранения самоценности дошкольного детства.
Развивая творческие способности в процессе
бумагопластики, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность,
получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием его на всю жизнь.
Дошкольник приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на
который будет опираться объём его новых представлений, умений, приобретаемых в
учёбе, в труде, в жизни. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет
познавательную активность ребёнка, способствует развитию технического мышления.
Ребенок начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет,
обобщает). Активно развивается его пространственное, математическое мышление,
способность к экспериментированию и изобретательству. Он получает представления
о разновидности бумаги (газетная, упаковочная, калька, картон, бархатная,
писчая, гофрированная и т. д.). Бумагопластика - это синтез разных видов
изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование из бумаги.
Занятия с бумагой превращают детей в маленьких волшебников, умеющих создавать
чудесные изделия из бумаги. Бумагопластика помогает проявить детям самые разные
способности: и творческие, и конструктивные, и оформительские, и даже
организаторские. Доступный материал, несложная техника выполнения работ не
превышают возможностей детей дошкольного возраста. Заниматься бумажной
пластикой не только интересно и увлекательно, но и полезно. Педагоги,
работающие с детьми, знают, как трудно детям выполнять действия, требующие
точности движения рук, пальцев.
Привлекая ребенка к такому виду продуктивного
творчества как бумагопластика, развивается ряд психических процессов: мышление,
память, восприятие, осязание. Дети через практическую деятельность лучше
воспринимают пространственные отношения окружающего мира, у них развивается
аналитическое и пространственное мышление, восприятие и воспроизведение детали
и целого предмета, объема и плоскости. Решаются и другие важные педагогические
задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, усидчивости, усердия,
аккуратности, сотрудничества и многое другое.
Поэтому я выбрала именно творческое развитие
детей в процессе бумагопластики приоритетным направлением своей работы.
Своей целью я поставила развитие умений детей
творчески применять навыки и знания, полученные на занятиях по бумагопластике,
формирование общественных мотивов, воспитание инициативы, творческого подхода к
делу, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Цель работы: раскрыть возможности бумагопластики
для творческого развития детей.
Объект исследования: творческое развитие детей.
Предмет исследования: изучение творческого
развития детей 5-7 лет на занятиях бумагопластикой.
Задачи исследования:
изучить литературные источники по проблеме
развития творчества детей 5-7 лет и роли бумагопластики как прикладного вида
творчества;
разработать систему занятий по бумагопластике
для детей 5-7 лет;
выявить изменения творческих способностей детей
в процессе занятий
бумагопластикой.
В нашем исследовании мы выдвинули следующую
гипотезу:
Если дети 5-7 лет будут регулярно заниматься
разными видами бумагопластики, то это будет благодаря
личностно-ориентированному подходу к каждому ребенку способствовать развитию
творческих способностей дошкольников, они овладеют знаниями, умениями и
осознают ценности присущие человеку в отношении труда, как важной составляющей
жизни, проведения досуга, а также научаться изготавливать оригинальные подарки
своим близким.
Для решения этих задач была проработана
литература по проблемам детской психологи и физиологии, феномене творчества у
детей 5-7 лет; рассмотрен с позиций Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования образовательный потенциал
бумагопластики.
Была разработана система занятий бумагопластикой
для детей 5-7 лет, построенная на принципах доступности, посильности, от
простого к сложному. Чтобы оценить полученные изменения в творческих
проявлениях детей, был выбран способ педагогических наблюдений и методики:
беседа, рассказ, сказка, рассмотрение иллюстраций, показ образца выполнения
последовательности работы.
Наш опыт занятий бумагопластикой подтвердил
гипотезу исследования о высоком развивающем потенциале этого вида деятельности
для развития творчества детей дошкольного возраста.
Таким образом, во время занятий бумагопластикой
решаются как практические, так и воспитательно-образовательные задачи, что в
целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие
способности, умение общаться с другими людьми. Бумагопластика развивает:
конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус;
стимулирует развитие памяти; при этом виде занятий происходит обогащение
словаря специальными терминами, закрепляются основные геометрические понятия;
активизируются мыслительные процессы.
Глава 1. Бумагопластика как образовательный
ресурс
.1 Понятие бумагопластики
Бумагопластика - современный вид искусства. В
начале XX века стали появляться первые работы в технике бумажной пластики. Ее
использовали в своих работах как зарубежные, так и российские художники. К
концу 20-го столетия бумагопластику признали, как отдельный вид искусства. В
настоящее время бумагопластику широко используют в дизайне интерьеров, создании
авангардной моды и других направлениях.
Удивительный это материал - бумага.
Натуральный, благородный, благодарный. А какой неожиданно пластичный! Немного
душевного тепла, немного фантазии, чуть-чуть упорства и на выходе - потрясающей
красоты объемные инсталляции. Смотришь на результат, и с трудом верится, что
это всего лишь тонкие листы прессованной целлюлозы, разрезанные под определенным
углом, свернутые в геометрические формы и склеенные между собой. Искусство
моделирования художественных бумажных композиций на плоскости и создание
трехмерных скульптур объединено одним названием бумагопластика. Сегодня в ее
состав, кстати, входит и квиллинг
<#"788274.files/image001.gif">
Рис.1
Проанализировав диаграмму диагностики творческих
способностей можно сделать вывод, что на первичной диагностике высокий уровень
развития имеют 4 ребенка. А на промежуточной диагностике высокий уровень
развития имеет уже 8 детей, а остальные дети имеют средний уровень. Поэтому
можно сделать вывод, что дети, занимаясь на занятиях по бумагопластике,
усваивают программу, у них хорошо развивается мелкая моторика рук, дети
работают самостоятельно, дети помогают друг другу, умеют слушать воспитателя и
своих сверстников, а также у ребят развивается воображение и фантазия.
Заключение
Бумага - один из самых технологичных,
декоративных, вполне конструктивных и притом доступных и безопасных материалов,
какие только можно представить. Однако используется в учебном процессе она явно
недостаточно. В чем дело? Несомненно, и в том, что сверхмалые накладные расходы
конструкторского и художественного творчества из бумаги проявляют недоработки в
самой интересной и в то же время интеллектуально сложной и трудоемкой
творческой и методической составляющей организации игры, учебы и работы с
бумагой.
Бумажное моделирование является эффективным
средством воспитания детей и подростков. Занятия бумагопластики в дошкольном
образовательном учреждении формируют такие нравственные качества, как
коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь, желание
радовать окружающих результатами своего труда.
Ведущими мотивами этого вида деятельности для
детей является стремление к творческой самореализации, желание создавать новое,
оригинальное. Вместе с тем, фигурки бумагопластики имеют ярко выраженное,
утилитарное значение: это игрушки, подарки близким.
Таким образом, работа в технике бумажного
моделирования целенаправлена: мальчики и девочки видят конечный результат
деятельности и стремятся решить поставленную задачу. Бумагопластика
благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности детей -
формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности. В
ходе работы ребенок учится внимательно слушать устные инструкции воспитателя,
последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие
движения рук. Бумагопластика улучшает пространственное воображение, глазомер,
развивает умение мысленно оперировать объемными предметами, знакомит на
практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности,
последовательности, формирует терпение, смекалку.
Общность творческих и образовательных интересов
детей, их родителей, учителей способствует созданию педагогической среды,
стимулирующей формирование творческих способностей и интересов личности с
учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований.
Бумагопластика как вид деятельности занимает
промежуточную позицию между учебой и игрой и отвечает условиям, обеспечивающим
эффективность развития творческой активности детей:
делает возможным овладение детьми опытом
самостоятельной, новой для них деятельности;
создает информационно обогащенную
досугово-развивающую среду;
обеспечивает совместную деятельность педагога и
ребенка;
способствует активизации мыслительной и
творческой учебной деятельности;
оказывает благотворное влияние на психическое
развитие личности детей.
Таким образом, работа с бумагопластикой является
эффективным средством развития творческих способностей детей.
Список литературы
Агапова
И.А., Давыдова М.А. 100 лучших оригами для детей. - М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010.
Ашиков
В. Ещё раз о воспитании// Дошкольное воспитание. - 2005. - №4 - С. 3-5
Бобкова
Т.И., Красносельская В.Б., Прудыус Н.Н. Художественное развитие детей 6 - 7
лет. - М.: ТЦ Сфера, 2014.
Выгодский
Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1999г.
Данилина
Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций: Пособие для
практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 160с.
Котова
Е.В, Кузнецова С.В, Романова Т.А. Развитие творческих способностей
дошкольников. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
Кузнецова
Е.М. Художественное моделирование и конструирование: программа, практические
занятия с детьми 5-6 лет. - Волгоград: Учитель, 2011.
Лютова
Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с
гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис,
2000. - 192с.
Малков
В.И. Бумажные фантазии. - М.: Просвещение, 2012.
Мухина
B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.:
Академия, 1999. - 456с.
Нищева
Н.В. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных
организаций. - СПб.: ООО Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014/
Новицкая
С.А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника:
Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб.: ООО Изд-во « ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2013.
Осипова
А. А. Общая Психокоррекция. - М.: ТЦ "Сфера", 2002.
Поддьяков
Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1997.
Петрова
И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. - СПб: «Детство-пресс»,
2000.
Садилова
Л.А. Поделки из мятой бумаги. - М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2011.
Тугушева
Г. П., Чистякова А. Е. Педагогические условия реализации нравственного
воспитания дошкольников в деятельности // Дошкольная педагогика. - 2007. - №8 -
С. 9-11.
Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования (любое
издание).
Черкасова
И.А, Руснак В.Ю, Бутова М.В. От салфеток до квиллинга. Нетрадиционные техники
работы с бумагой. - М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2014.
Широкова
Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога. - Ростов н/Д: "Феникс",
2004.
Приложение
Осеннее дерево и ёжики.
Техника оригами и изделия из ладошек.
Коллективная работа. Старшая группа. Педагог
Верхушина О.В.
За работой.
Осенний лес. Выполнил Чи Асаф 6 лет.
Осенний лес. Выполнила Синицына Оля 6 лет.
Наши новогодние открытки «Барашек».
Ёлочка из ладошек.
Коллективная работа детей и воспитателя. Старшая
группа. Педагог Верхушина О.В.