Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    4,17 Мб
  • Опубликовано:
    2015-03-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Институт общего образования

Кафедра педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека





Дипломная работа

Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста












Санкт-Петербург

Содержание

Введение

Глава I. Бумагопластика как образовательный ресурс

.1 Понятие бумагопластики

.2 Виды бумагопластики и их характеристика

.3 Образовательный потенциал бумагопластики в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Глава II. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

.1 Психофизиологические особенности современных детей дошкольного возраста от 3 до7лет

.2 Творчество и творческие способности детей

.3 Развитие творческих способностей детей

Глава III. Развитие способностей детей на практических занятиях по бумагопластике

.1 Календарно-тематический план занятий по бумагопластике для старшего дошкольного возраста

.2 Диагностика уровня развития творческих способностей детей

Заключение

Список литературы

Приложения

творческий способность бумагопластика дошкольник

Введение

В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Дошкольный возраст - благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе - способности и склонности. Интерес к природе творчества и творческих способностей приобрел в настоящее время особое значение в связи с развитием науки и техники и необходимостью подготовки специалистов, способных решать возникающие перед ними все более сложные задачи.

Как же сделать так, чтобы сохранить желание ребенка развиваться не только в раннем детстве, но и сохранить это желание развиваться в отрочестве. И здесь в главной роли выступают воспитатели, на плечи которых ложится не только умение научить и понять, но дать так называемый толчок к цели познавать мир через творчество.

Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства.

Развивая творческие способности в процессе бумагопластики, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность, получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием его на всю жизнь. Дошкольник приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объём его новых представлений, умений, приобретаемых в учёбе, в труде, в жизни. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность ребёнка, способствует развитию технического мышления. Ребенок начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. Он получает представления о разновидности бумаги (газетная, упаковочная, калька, картон, бархатная, писчая, гофрированная и т. д.). Бумагопластика - это синтез разных видов изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование из бумаги. Занятия с бумагой превращают детей в маленьких волшебников, умеющих создавать чудесные изделия из бумаги. Бумагопластика помогает проявить детям самые разные способности: и творческие, и конструктивные, и оформительские, и даже организаторские. Доступный материал, несложная техника выполнения работ не превышают возможностей детей дошкольного возраста. Заниматься бумажной пластикой не только интересно и увлекательно, но и полезно. Педагоги, работающие с детьми, знают, как трудно детям выполнять действия, требующие точности движения рук, пальцев.

Привлекая ребенка к такому виду продуктивного творчества как бумагопластика, развивается ряд психических процессов: мышление, память, восприятие, осязание. Дети через практическую деятельность лучше воспринимают пространственные отношения окружающего мира, у них развивается аналитическое и пространственное мышление, восприятие и воспроизведение детали и целого предмета, объема и плоскости. Решаются и другие важные педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества и многое другое.

Поэтому я выбрала именно творческое развитие детей в процессе бумагопластики приоритетным направлением своей работы.

Своей целью я поставила развитие умений детей творчески применять навыки и знания, полученные на занятиях по бумагопластике, формирование общественных мотивов, воспитание инициативы, творческого подхода к делу, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Цель работы: раскрыть возможности бумагопластики для творческого развития детей.

Объект исследования: творческое развитие детей.

Предмет исследования: изучение творческого развития детей 5-7 лет на занятиях бумагопластикой.

Задачи исследования:

изучить литературные источники по проблеме развития творчества детей 5-7 лет и роли бумагопластики как прикладного вида творчества;

разработать систему занятий по бумагопластике для детей 5-7 лет;

выявить изменения творческих способностей детей в процессе занятий

бумагопластикой.

В нашем исследовании мы выдвинули следующую гипотезу:

Если дети 5-7 лет будут регулярно заниматься разными видами бумагопластики, то это будет благодаря личностно-ориентированному подходу к каждому ребенку способствовать развитию творческих способностей дошкольников, они овладеют знаниями, умениями и осознают ценности присущие человеку в отношении труда, как важной составляющей жизни, проведения досуга, а также научаться изготавливать оригинальные подарки своим близким.

Для решения этих задач была проработана литература по проблемам детской психологи и физиологии, феномене творчества у детей 5-7 лет; рассмотрен с позиций Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования образовательный потенциал бумагопластики.

Была разработана система занятий бумагопластикой для детей 5-7 лет, построенная на принципах доступности, посильности, от простого к сложному. Чтобы оценить полученные изменения в творческих проявлениях детей, был выбран способ педагогических наблюдений и методики: беседа, рассказ, сказка, рассмотрение иллюстраций, показ образца выполнения последовательности работы.

Наш опыт занятий бумагопластикой подтвердил гипотезу исследования о высоком развивающем потенциале этого вида деятельности для развития творчества детей дошкольного возраста.

Таким образом, во время занятий бумагопластикой решаются как практические, так и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми. Бумагопластика развивает: конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус; стимулирует развитие памяти; при этом виде занятий происходит обогащение словаря специальными терминами, закрепляются основные геометрические понятия; активизируются мыслительные процессы.

Глава 1. Бумагопластика как образовательный ресурс

.1 Понятие бумагопластики

Бумагопластика - современный вид искусства. В начале XX века стали появляться первые работы в технике бумажной пластики. Ее использовали в своих работах как зарубежные, так и российские художники. К концу 20-го столетия бумагопластику признали, как отдельный вид искусства. В настоящее время бумагопластику широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях.

Удивительный это материал - бумага. Натуральный, благородный, благодарный. А какой неожиданно пластичный! Немного душевного тепла, немного фантазии, чуть-чуть упорства и на выходе - потрясающей красоты объемные инсталляции. Смотришь на результат, и с трудом верится, что это всего лишь тонкие листы прессованной целлюлозы, разрезанные под определенным углом, свернутые в геометрические формы и склеенные между собой. Искусство моделирования художественных бумажных композиций на плоскости и создание трехмерных скульптур объединено одним названием бумагопластика. Сегодня в ее состав, кстати, входит и квиллинг <#"788274.files/image001.gif">

Рис.1

Проанализировав диаграмму диагностики творческих способностей можно сделать вывод, что на первичной диагностике высокий уровень развития имеют 4 ребенка. А на промежуточной диагностике высокий уровень развития имеет уже 8 детей, а остальные дети имеют средний уровень. Поэтому можно сделать вывод, что дети, занимаясь на занятиях по бумагопластике, усваивают программу, у них хорошо развивается мелкая моторика рук, дети работают самостоятельно, дети помогают друг другу, умеют слушать воспитателя и своих сверстников, а также у ребят развивается воображение и фантазия.

Заключение

Бумага - один из самых технологичных, декоративных, вполне конструктивных и притом доступных и безопасных материалов, какие только можно представить. Однако используется в учебном процессе она явно недостаточно. В чем дело? Несомненно, и в том, что сверхмалые накладные расходы конструкторского и художественного творчества из бумаги проявляют недоработки в самой интересной и в то же время интеллектуально сложной и трудоемкой творческой и методической составляющей организации игры, учебы и работы с бумагой.

Бумажное моделирование является эффективным средством воспитания детей и подростков. Занятия бумагопластики в дошкольном образовательном учреждении формируют такие нравственные качества, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда.

Ведущими мотивами этого вида деятельности для детей является стремление к творческой самореализации, желание создавать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки бумагопластики имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким.

Таким образом, работа в технике бумажного моделирования целенаправлена: мальчики и девочки видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу. Бумагопластика благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности детей - формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности. В ходе работы ребенок учится внимательно слушать устные инструкции воспитателя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук. Бумагопластика улучшает пространственное воображение, глазомер, развивает умение мысленно оперировать объемными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку.

Общность творческих и образовательных интересов детей, их родителей, учителей способствует созданию педагогической среды, стимулирующей формирование творческих способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований.

Бумагопластика как вид деятельности занимает промежуточную позицию между учебой и игрой и отвечает условиям, обеспечивающим эффективность развития творческой активности детей:

делает возможным овладение детьми опытом самостоятельной, новой для них деятельности;

создает информационно обогащенную досугово-развивающую среду;

обеспечивает совместную деятельность педагога и ребенка;

способствует активизации мыслительной и творческой учебной деятельности;

оказывает благотворное влияние на психическое развитие личности детей.

Таким образом, работа с бумагопластикой является эффективным средством развития творческих способностей детей.

Список литературы

Агапова И.А., Давыдова М.А. 100 лучших оригами для детей. - М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010.

Ашиков В. Ещё раз о воспитании// Дошкольное воспитание. - 2005. - №4 - С. 3-5

Бобкова Т.И., Красносельская В.Б., Прудыус Н.Н. Художественное развитие детей 6 - 7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2014.

Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1999г.

Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 160с.

Котова Е.В, Кузнецова С.В, Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

Кузнецова Е.М. Художественное моделирование и конструирование: программа, практические занятия с детьми 5-6 лет. - Волгоград: Учитель, 2011.

Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000. - 192с.

Малков В.И. Бумажные фантазии. - М.: Просвещение, 2012.

Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 1999. - 456с.

Нищева Н.В. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций. - СПб.: ООО Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014/

Новицкая С.А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб.: ООО Изд-во « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

Осипова А. А. Общая Психокоррекция. - М.: ТЦ "Сфера", 2002.

Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1997.

Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. - СПб: «Детство-пресс», 2000.

Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги. - М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2011.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Педагогические условия реализации нравственного воспитания дошкольников в деятельности // Дошкольная педагогика. - 2007. - №8 - С. 9-11.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (любое издание).

Черкасова И.А, Руснак В.Ю, Бутова М.В. От салфеток до квиллинга. Нетрадиционные техники работы с бумагой. - М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2014.

Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога. - Ростов н/Д: "Феникс", 2004.

Приложение


Осеннее дерево и ёжики.

Техника оригами и изделия из ладошек.

Коллективная работа. Старшая группа. Педагог Верхушина О.В.

За работой.

Осенний лес. Выполнил Чи Асаф 6 лет.

Осенний лес. Выполнила Синицына Оля 6 лет.

Наши новогодние открытки «Барашек».

Ёлочка из ладошек.

Коллективная работа детей и воспитателя. Старшая группа. Педагог Верхушина О.В.

Похожие работы на - Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!