Управление и анализ деятельности банка
1.
Анализ деятельности ОАО «АСБ Беларусбанк»
ОАО «АСБ Беларусбанк» - крупнейшее универсальное
финансово-кредитное учреждение страны, которое предлагает своим клиентам более
100 видов банковских услуг и продуктов, в том числе по расчетно-кассовому
обслуживанию, кредитованию, депозитным операциям, лизингу, факторингу,
инкассации, международным и межбанковским расчетам, валютно-обменным и
конверсионным операциям, операциям с банковскими картами, консалтинговые и
депозитарные услуги.
О масштабах деятельности учреждения свидетельствуют основные
показатели деятельности (рисунок 1).
Рисунок 1 - Основные показатели деятельности банка за период
с начала года
ОАО «АСБ Беларусбанк» осуществляет свою деятельность на
основании следующих лицензий:
. Лицензия на осуществление банковской деятельности №1 от
28.08.2008 г., выданная Национальным банком Республики Беларусь.
. Лицензия на профессиональную и биржевую деятельность по
ценным бумагам №02200/0385601 (зарегистрирована в реестре лицензий Министерства
финансов Республики Беларусь 06.01.2010 №5200-1246-1044).
ОАО «АСБ Беларусбанк» является головной организацией
банковского холдинга, участниками которого являются следующие организации:
. Лизинговое частное унитарное предприятие «АСБ Лизинг» (ЧУП
«АСБ Лизинг»).
. Частное унитарное предприятие «АСБ Санаторий Спутник» (ЧУП
«АСБ Санаторий Спутник»).
. Частное унитарное предприятие «АСБ Центр оздоровления
Солнечный» (Частное предприятие «АСБ Центр оздоровления Солнечный»).
. Сельскохозяйственное частное унитарное предприятие «АСБ
Первая весна» (ЧУП «АСБ Первая весна»).
. Сельскохозяйственное частное унитарное предприятие «АСБ
Тетерино» (ЧУП «АСБ Тетерино»).
. Сельскохозяйственное частное унитарное предприятие «АСБ
Городец» (ЧУП «АСБ Городец»).
. Частное сельскохозяйственное унитарное предприятие «АСБ
Новатор» (Частное предприятие «АСБ Новатор»).
. Частное унитарное предприятие «АСБ Объединенная дирекция по
реконструкции и строительству» (Частное предприятие «АСБ Объединенная дирекция
по реконструкции и строительству»).
. Открытое акционерное общество «Элитпаркет» (ОАО
«Элитпаркет»).
. Открытое акционерное общество «Банковский процессинговый
центр» (ОАО «Банковский процессинговый центр»).
. Закрытое акционерное общество «Техдормаш» (ЗАО «Техдормаш»).
. Общество с ограниченной ответственностью «Белросхимторг»
(ООО «Белросхимторг»).
. Общество с ограниченной ответственностью «Греминор» (ООО
«Греминор»).
. Общество с ограниченной ответственностью «Алкоран» (ООО
«Алкоран»).
. Общество с ограниченной ответственностью «Мегавест» (ООО
«Мегавест»).
. Закрытое акционерное общество «Александраудит» (ЗАО
«Александраудит»).
В структуре банка 6 территориальных управлений, 65 филиалов,
1842 отделения, 71 центр банковских услуг.
Региональная сеть включает в себя:
6 филиалов - областных (Минское) управлений, размещенных в
областных центрах и городе Минске;
71 центр банковских услуг;
65 филиалов, которые размещены в районных центрах и крупных
городах Республики Беларусь;
1842 отделения.
Также функционируют представительства банка за рубежом: в
Российской Федерации, Польше, Германии, Китае.
Представительства банка за рубежом выполняют следующие
функции:
поддержание и развитие контактов с иностранными банками и
финансовыми учреждениями, осуществляющими банковское обслуживание торговых
операций между иностранными и белорусскими предприятиями;
содействие и консультационная помощь предприятиям-экспортерам
Республики Беларусь;
организационная и информационная поддержка
предприятий-импортеров Республики Беларусь по их проектам с иностранными
предприятиями;
мониторинг финансового и банковского рынков;
анализ банковского законодательства, правовых норм,
определяющих финансово-банковскую систему зарубежных стран;
информирование иностранных предприятий о банковских
инструментах, которые может предложить ОАО «АСБ Беларусбанк» (аккредитивы,
инкассо, гарантии и другие формы расчетов с белорусскими предприятиями);
установление и поддержание отношений с руководителями
иностранных организаций и предприятий, заинтересованных в работе с белорусскими
контрагентами;
информирование иностранных организаций и предприятий о
клиентах банка и их продукции, возможностях сотрудничества, а также о
возможностях создания предприятий и работы на белорусском рынке.
Органами управления ОАО «АСБ Беларусбанк» являются Общее
собрание акционеров Банка, Наблюдательный Совет Банка, Правление Банка,
возглавляемое Председателем Правления Банка. Высший орган управления - Общее
собрание акционеров, которое утверждает Устав, ежегодно избирает Наблюдательный
Совет, принимает решения о реорганизации и ликвидации Банка, определяет
основные направления его деятельности, утверждает планы и отчеты об их
выполнении, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, распределение
прибыли и убытков.
Наблюдательный Совет Банка осуществляет организацию
деятельности Банка в период между Общими собраниями его акционеров. Он
организует выполнение решений Общего собрания, принимает решения о выпуске
облигаций Банка, представляет Общему собранию проект решения о распределении
прибыли и убытков, осуществляет контроль деятельности Правления, назначает
членов Правления.
Руководителем Банка является Председатель Правления Банка,
который назначается Президентом Республики Беларусь. Председатель Правления без
доверенности представляет интересы Банка в отношениях с государственными
органами, предприятиями, организациями и гражданами, заключает договоры от
имени Банка, устанавливает корреспондентские отношения с другими банками,
решает другие вопросы в соответствии с Уставом.
В Правление Банка входят Председатель Правления, его
заместители и иные члены Правления, назначаемые Наблюдательным Советом Банка.
Оно утверждает локальные нормативные акты Банка, утверждает структуру
Центрального аппарата Банка, принимает решения о создании и прекращении
деятельности филиалов, о возможности заключения кредитных договоров,
рассматривает и принимает решения по текущим вопросам деятельности Банка.
Присутствие на международном финансовом рынке является одним
из ключевых факторов эффективного функционирования и развития любого крупного
финансово-кредитного учреждения. Международные финансовые отношения - одно из
самых сложных и многогранных направлений банковского бизнеса, сочетающее в себе
традиционный для страны подход к ведению банковского дела и «наднациональные»
особенности мирового финансового рынка. Для ОАО «АСБ Беларусбанк» наращивание
международного присутствия является одной из приоритетных задач и
осуществляется по ряду направлений.
Первые шаги на рынке долгосрочных международных заимствований
ОАО «АСБ Беларусбанк» сделал 12 лет назад. В настоящее время в активе банка уже
порядка 100 инвестиционных проектов, профинансированных с привлечением
иностранных кредитных ресурсов от зарубежных финансовых институтов.
Крупнейшие, реализованные за последние годы, проекты с
привлечением иностранных кредитных линий: приобретение современной техники для
предприятий агропромышленного комплекса, модернизация технологического
оборудования НПО «Интеграл», модернизация технологического оборудования РУП
«Белмедпрепараты», реконструкция предприятий пищевой промышленности,
реконструкция предприятий лесоперерабатывающей промышленности (ОАО
«Ивацевичдрев»), поставка технологического оборудования на РУП «БМЗ» и ПО
«МТЗ», ОАО «Гроднохимволокно», строительство отеля «Виктория» в г. Минске,
реконструкция отеля «Минск», и другие.
Также ОАО «АСБ Беларусбанк» выступает банком-агентом по
проектам ЗАО «БеСТ» и проекту строительства цементных заводов. Данные проекты
профинансированы за счет средств китайских банков, а их суммарный объем достигает
800 млн. долл. США.
В настоящее время ОАО «АСБ Беларусбанк» активно сотрудничает
с рядом национальных агентств по страхованию экспортных кредитов. Среди наших
партнеров Euler Hermes Kreditversicherungs AG (Германия), KUKE SA (Польша),
OeKB (Австрия), SACE (Италия), Sinosure (Китай), GIEK (Норвегия) и др.
Банком постоянно проводится активная работа по реализации
крупных проектов на международном рынке заимствований, в том числе с
использованием новых финансовых инструментов. С 2006 года банком привлечено 5
синдицированных кредитов на общую сумму $303 млн. в эквиваленте.
год для ОАО «АСБ Беларусбанк» был ознаменован реализацией
крупнейшего в истории банка и Республики Беларусь проекта по международному
межбанковскому заимствованию: среди иностранных инвесторов был размещен
дебютный выпуск кредитных нот банка (Loan Participation Notes - LPN). Сумма
сделки составила $125 млн. Банками-организаторами заимствования выступили VTB
Bank Europe plc (Великобритания) и Banco Finantia (Португалия). Ценные бумаги были
приобретены инвесторами из Великобритании, континентальной Европы и Азии.
Также следует отметить, что в настоящее время проводится
работа по продаже миноритарного пакета акций ОАО «АСБ Беларусбанк» иностранному
инвестору.
Развитию сотрудничества с иностранными финансовыми
учреждениями способствует наличие у банка международных кредитных рейтингов.
Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings присваивает ОАО «АСБ
Беларусбанк» международные кредитные рейтинги начиная с 1999 года, а с 2007
года международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service Limited
также присвоило банку международные кредитные рейтинги.
На фоне активного наращивания двустороннего экономического
сотрудничества между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой и развитием
отношений с китайскими кредитно-финансовыми организациями ОАО «АСБ Беларусбанк»
в 2007 году открыл Представительство в Китайской Народной Республике, г.
Пекине. Данный шаг явился логическим продолжением реализации стратегии банка по
расширению своего присутствия на международных финансовых рынках. 11 апреля
2008 года в г. Пекин прошла презентация «Беларусбанк - финансовый мост между
Беларусью и Китаем», на которой присутствовали представители как белорусских,
так и китайских предприятий и организаций. Открытие представительства и
проведение презентации в Китае существенно повлияло на рост активности нашего
банка по привлечению кредитов китайских банков.
Значительный вклад в расширение и укрепление наших позиций на
международных финансовых рынках вносят представительства банка за рубежом. В
настоящее время ОАО «АСБ Беларусбанк» имеет свои представительства в России,
Польше, Германии и Китае.
География сотрудничества Беларусбанка постоянно расширяется.
Помимо ставших традиционными деловых связей с финансовыми учреждениями
Германии, Польши, Китая, России, Австрии, Великобритании, установлены деловые
отношения с финансовыми организациями Кореи, Кипра, Турции, Словении, Хорватии,
Венгрии, Норвегии и др.
Одним из ключевых событий 2008 года стало проведение
инвестиционного форума ОАО «АСБ Беларусбанк» совместно с Goodmorning Shinhan
Securities в г. Сеул, Корея для белорусских и корейских деловых кругов -
«Беларусбанк с перспективными инвестиционными проектами». В нем приняли участие
более 50 представителей корейских компаний, банков, государственных
организаций, в том числе Shinhan Bank, Korea Development Bank, Korea Eximbank,
Daewoo E&C, Hyundai Development Company, Taegu Tec, Deltamedical Corp.,
POSCO, SK.
В мае 2009 года ОАО «АСБ Беларусбанк» был признан международным
экономическим журналом «Global Finance» лучшим банком Республики Беларусь. По
данным журнала «The Banker 2009» ОАО «АСБ Беларусбанк» занимает 452 место среди
крупнейших банков мира.
В целях укрепления доверия к банку, формирования его положительного
имиджа в международном банковском сообществе нами намечены конкретные
мероприятия по дальнейшему развитию международного сотрудничества. Поставлены
задачи по увеличению действующих и открытию новых кредитных линий зарубежных
банков, в том числе под страховое покрытие частных страховых компаний, а также
без страхового покрытия.
Большое внимание будет уделяться расширению сотрудничества с
агентствами по страхованию экспортных кредитов, форфейтинговыми компаниями,
финансово-кредитными учреждениями и нефинансовыми организациями стран Западной
и Центральной Европы, СНГ и др.
С целью дальнейшего расширения взаимодействия с
международными финансовыми институтами, увеличения объемов привлекаемых
иностранных инвестиций ОАО «АСБ Беларусбанк» и впредь будет на регулярной
основе осуществлять исследование внешних рынков, проводить презентации банка,
сотрудничать с международными рейтинговыми агентствами.
2. Департамент международных проектов в структуре центрального
аппарата ОАО «АСБ Беларусбанк»
Структура Центрального аппарата ОАО «АСБ Беларусбанк»
предусматривает создание следующих структурных подразделений:
·
Руководство
·
Секретариат
Председателя
·
Департамент
безопасности
·
Департамент
персонала
·
Департамент
внутреннего аудита
·
Юридический
департамент
·
Департамент
кредитования и корпоративного бизнеса
·
Казначейство
·
Департамент
розничного бизнеса
·
Департамент
по работе с ценностями
·
Отдел
гражданской обороны и мобилизации ценностей
·
Департамент
администрации
·
Департамент
ревизий
·
Управление
территориального развития
·
Департамент
строительства и маркетинга недвижимости
·
Департамент
международных и межбанковских расчетов
·
Управление
координации методологии
·
Финансово-экономический
департамент
·
Управление
валютного регулирования и контроля
·
Расчетный
цент пластиковых карт
·
Департамент
международных проектов
·
Управление
протокольной службы
·
Департамент
информационных технологий
·
Департамент
бухгалтерского учета
·
Операционное
управление
В ходе прохождения преддипломной практики в
Департаменте международных проектов центрального аппарата ОАО «АСБ Беларусбанк»
были проанализированы основные функции и задачи Департамента, его место в
структуре ОАО «АСБ Беларусбанк», направления деятельности, а также права и
обязанности Департамента.
Департамент международных проектов является
структурным подразделением центрального аппарата ОАО «АСБ «Беларусбанк»,
состоит из 2 управлений: развития международного сотрудничества, подготовки
проектов и отдела международного фондирования, объединенных общностью функций и
решаемых задач.
Решение о создании, упразднении, утверждении,
изменении структуры Департамента принимает Правление Банка.
Департамент в своей деятельности руководствуется
законодательством Республики Беларусь, Уставом Банка, решениями Общего собрания
акционеров, Наблюдательного совета и Правления Банка, локальными нормативными
правовыми актами Банка, приказами и распоряжениями Председателя Правления
Банка, а также настоящим Положением.
Департамент осуществляет свою деятельность во
взаимодействии с другими структурными подразделениями центрального аппарата
Банка, областных управлений, филиалов, центров банковских услуг Банка.
Департамент возглавляет директор, назначаемый на
должность приказом Председателя Правления Банка после согласования с членами
Правления Банка.
Штатное расписание Департамента утверждается
Председателем Правления Банка в соответствии с действующей структурой по
представлению директора Департамента, согласованному с заместителем
Председателя Правления Банка, курирующим Департамент.
Работники Департамента назначаются на должность,
перемещаются и освобождаются от занимаемой должности приказами Председателя
Правления Банка по представлению директора Департамента, согласованному с
курирующим заместителем Председателя Правления Банка.
Департамент в своей деятельности подчиняется
заместителю Председателя Правления, курирующему Департамент, согласно приказу
Председателя Правления Банка.
В период отсутствия директора Департамента
(командировка, отпуск, болезнь) его обязанности исполняет заместитель (другое
должностное лицо, назначенное в установленном порядке), который приобретает
соответствующие права и несет ответственность за ненадлежащее исполнение
возложенных на него обязанностей.
Оплата труда, премирование и предоставление
социальных льгот работникам Департамента осуществляются в соответствии
законодательством Республики Беларусь и локальными нормативными правовыми
актами Банка.
Основными задачами Департамента международных
проектов являются:
- участие в разработке и реализации уставной
деятельности Банка по курируемым направлениям деятельности: привлечение
ресурсов иностранных кредитно-финансовых организаций на связанной и несвязанной
основе для финансирования деятельности юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей Республики Беларусь (далее - юридические лица);
развитие форм международного сотрудничества,
направленных как на увеличение ресурсной базы Банка (синдицированное
заимствование, привлечение несвязанных ресурсов, бонд-финансирование,
секьюритизация и проч.), так и на финансирование экспортной деятельности
юридических лиц;
организация деятельности учреждений Банка в
вопросах финансирования инвестиционных проектов юридических лиц за счет
связанных иностранных кредитов;
оказание методологической и практической помощи
учреждениям Банка по поиску и отбору инвестиционных проектов, подлежащих
финансированию за счет связанных иностранных кредитов, а также осуществление
контроля за их деятельностью в части полномочий Департамента;
обеспечение нормативной и методической базы для
регулирования в системе Банка деятельности по привлечению связанных иностранных
кредитов для проведения активных банковских операций с юридическими лицами, а
также внешнеэкономической деятельности Банка (далее - ВЭД), отвечающих
требованиям законодательства Республики Беларусь;
оказание консультаций юридическим
лицам-резидентам по вопросам реализации инвестиционных проектов за счет
связанных иностранных кредитов;
мониторинг текущей деятельности Банка по
различным направлениям ВЭД и подготовка предложений руководству Банка по
повышению ее эффективности;
представление Банка в пределах своей компетенции
на переговорах, семинарах и других встречах с международными и иностранными
кредитно-финансовыми организациями, сотрудничество с этими организациями и
участие в подготовке кредитных соглашений;
координация деятельности и руководство
представительствами Банка по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
В соответствии с основными задачами Департамент
выполняет следующие функции:
в пределах своей компетенции осуществляет
мониторинг текущей деятельности Банка в части корпоративных связей с
международными и иностранными кредитно-финансовыми организациями, развития и
использования международных продуктов и услуг и проводит работу по улучшению
условий предоставления ресурсов;
проводит работу по развитию и внедрению форм
международного сотрудничества в виде привлечения синдицированных кредитов
иностранных кредитно-финансовых организаций, привлечения связанных иностранных
кредитов для юридических лиц-клиентов банков Республики Беларусь, не имеющих
выхода на международную арену, привлечения кредитных ресурсов путем форфейтинга
и рефинансирования аккредитивов, размещения ценных бумаг Банка на международном
финансовом рынке с целью привлечения ресурсов, осуществления первичного
размещения акций (IPO) на международном фондовом рынке, организации
финансирования экспорта юридических лиц-клиентов Банка;
изучает происходящие на мировом рынке
заимствований тенденции, вносит предложения по оптимальным схемам привлечения
ресурсов;
в пределах установленных полномочий разрабатывает
локальные нормативные правовые акты Банка, регламентирующие порядок подготовки,
проведения, оформления и учета банковских и иных операций по курируемым
Департаментом направлениям деятельности, совершаемых в соответствии с
нормативными правовыми актами Республики Беларусь;
осуществляет методологическое сопровождение
программных продуктов по направлениям деятельности;
участвует в пределах своей компетенции в
разработке и реализации кредитной политики Банка, предусматривающей
первоочередное направление ресурсов на финансирование экономически
перспективных, рентабельных проектов, обеспечивающих дальнейшее развитие
социально ориентированной рыночной экономики страны;
оказывает методологическую, организационную,
консультационную и практическую помощь соответствующим службам учреждений Банка
в организации финансирования проектов за счет связанных иностранных кредитов
путем: выезда работников Департамента непосредственно на места, проведения
семинаров, совещаний, курсов, консультаций по отдельным вопросам проведения
активных банковских операций за счет связанных иностранных кредитов;
участвует в предконтрактной работе с юридическими
лицами (совместно с департаментом кредитования и корпоративного бизнеса),
готовит пакет документов в рамках полномочий центрального аппарата Банка по
привлечению связанных иностранных кредитов для проведения активных банковских
операций с юридическими лицами, готовит заключения по ним и вносит в
установленном порядке на рассмотрение уполномоченного органа Банка;
при подготовке решений Правления по привлечению
связанных иностранных кредитов и иных видов кредитных ресурсов на международном
финансовом рынке представляет в пояснительной записке к проекту решения
Правления расчет эффективной процентной ставки привлечения, размер маржи Банка
и альтернативные конкурентные предложения других иностранных
кредитно-финансовых организаций;
осуществляет проверки представительств Банка по
вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
взаимодействует с департаментом кредитования и
корпоративного бизнеса по вопросам разработки кредитной политики Банка на
предстоящий год и на перспективу и фондирования реализуемых проектов;
анализирует поступающие от департамента
кредитования и корпоративного бизнеса проекты и готовит по ним заключения на
предмет возможности привлечения связанных иностранных кредитов для их
реализации;
готовит оперативные статистические,
аналитические, обзорные материалы по основным показателям деятельности по
привлечению иностранных кредитных ресурсов и по линии ВЭД, представляет
отчетность руководству Банка с предложениями по оптимальным условиям и схемам
привлечения ресурсов на международном рынке, отдельным направлениям и общей
политике развития ВЭД;
в пределах своей компетенции участвует в
подготовке нормативных правовых актов Республики Беларусь, в том числе
Национального банка Республики Беларусь;
принимает участие в подготовке и проведении
обучения в Банке, совещаний по изучению нормативных правовых актов Республики
Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
обеспечивает координацию деятельности учреждений
Банка по выполнению обязательств Банка по линии ВЭД;
взаимодействует с финансово-экономическим
департаментом по вопросам разработки концепции и стратегии развития Банка,
подготовке процентной политики Банка на предстоящий год и на перспективу;
организует взаимодействие с органами
государственного управления, ассоциациями делового сотрудничества и другими
организациями, посольствами и представительствами Республики Беларусь,
представительствами Банка, зарубежными посольствами в Республике Беларусь по
вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
проводит работу с Министерством финансов
Республики Беларусь по заключению договоров поручительств (гарантий) в обеспечение
привлекаемых связанных иностранных кредитов и осуществляет контроль за их
выполнением;
рассматривает в установленном законодательством
порядке обращения республиканских органов управления, местных органов
управления и самоуправления, средств массовой информации, общественных
объединений, депутатов, граждан, юридических лиц по вопросам, отнесенным к
компетенции Департамента;
отвечает за методологическое обеспечение системы
внутреннего контроля по курируемым направлениям деятельности;
осуществляет сопровождение проектов, в которых
Банк выступает в качестве агента;
совместно с департаментом кредитования и
корпоративного бизнеса организует взаимоотношения с корпоративными клиентами,
активно пользующимися кредитной поддержкой Банка (проводит презентации
возможностей Банка по финансированию проектов, разрабатывает оптимальные схемы
финансирования инвестиционных проектов клиентов);
рассматривает и готовит ответы на обращения
юридических лиц по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
готовит и представляет в государственные органы
Республики Беларусь отчетность, относящуюся к компетенции Департамента;
налаживает связи с зарубежными центрами
подготовки банковского персонала, оказывает содействие в организации учебного
процесса и зарубежных стажировок работников Банка;
участвует в информационном обеспечении
иностранных партнеров о деятельности Банка;
проводит работу по поддержанию и улучшению имиджа
Банка на международной арене;
взаимодействует с международными рейтинговыми
агентствами по вопросам присвоения Банку международных рейтингов;
координирует деятельность подразделений Банка с
целью внедрения передового зарубежного банковского опыта;
разрабатывает и представляет на утверждение
заместителю Председателя Правления Банка, курирующему Департамент, планы работы
представительств;
осуществляет анализ эффективности работы
представительств за год по следующим критериям:
а) выполнение плана работы представительств на
год;
б) выполнение поручений в течение года (качество,
оперативность, иное).
Представляет анализ эффективности работы
представительств с оценкой (удовлетворительно / неудовлетворительно)
заместителю Председателя Правления, курирующему Департамент;
обеспечивает ведение на бумажном носителе либо в
электронном виде архива электронной переписки с партнерами и контрагентами
Банка по вопросам заключения кредитных соглашений и всем формам финансирования
(объемам, срокам и стоимости ресурсов);
взаимодействует с департаментом инвестиций и
ценных бумаг по вопросам технологии размещения ценных бумаг на международных
финансовых рынках.
Департамент международных проектов в общем и его
Директор в частности имеют определенные права и обязанности.
Департамент имеет право:
привлекать для выполнения функций и задач,
возложенных на Департамент в соответствии с настоящим Положением, структурные
подразделения центрального аппарата Банка, представительства Банка и учреждения
Банка по согласованию с их руководителями или заместителем Председателя
Правления (Председателем Правления) Банка, курирующим данное подразделение;
получать от структурных подразделений и
учреждений Банка документы, информационные материалы и другие сведения,
предусмотренные локальными нормативными правовыми актами Банка, мероприятиями,
программами и другими решениями уполномоченных органов (должностных лиц) Банка,
необходимые для выполнения возложенных на Департамент задач и функций;
вносить на рассмотрение Правления Банка предложения
по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, в том числе проекты локальных
нормативных правовых актов для их утверждения;
контролировать соблюдение и требовать от
работников учреждений Банка выполнения нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным
к компетенции Департамента.
Директор Департамента имеет право:
- представлять Департамент во всех подразделениях
и на мероприятиях Банка. При получении соответствующих полномочий представлять
интересы Банка по вопросам, входящим в его компетенцию, в государственных
органах, государственных и иных организациях Республики Беларусь, а также
международных и иностранных кредитно-финансовых организациях;
участвовать в определении политики Банка,
стратегии развития по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
вносить на рассмотрение Правления Банка
предложения и проекты решений по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
вносить на рассмотрение Председателя Правления
Банка предложения по совершенствованию деятельности Департамента, его структуре
и штату, о назначении на должности и освобождении от занимаемых должностей
работников Департамента, их поощрении либо применении дисциплинарных взысканий
по согласованию с курирующим заместителем Председателя Правления;
утверждать Положения о структурных подразделениях
Департамента и должностные инструкции работников Департамента;
рассматривать и принимать решения по поступающим
в Департамент документам и материалам, определять порядок работы с ними в
соответствии с установленным порядком делопроизводства. Подписывать программы,
планы, информационные письма и другие документы по вопросам деятельности
Департамента в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, приказами,
распоряжениями по Банку, а также в соответствии с локальными нормативными правовыми
актами Банка;
получать информационные материалы и другие
сведения, необходимые для выполнения должностных обязанностей;
участвовать в рассмотрении проектов нормативных
правовых актов, касающихся банковской деятельности и функций Департамента,
готовить соответствующие заключения и вносить их для рассмотрения руководству
Банка;
давать указания и разъяснения учреждениям Банка в
пределах своих полномочий по вопросам, связанным с обеспечением возложенных на
Департамент задач и функций;
представлять руководству Банка информацию и
вносить руководству Банка предложения об устранении нарушений законодательства
Республики Беларусь и локальных нормативных правовых актов Банка, допущенных
работниками Банка;
направлять поручения представительствам по
вопросам, входящим в компетенцию Департамента, в том числе по контролю за
текущей деятельностью представительств.
Директор Департамента обязан:
- осуществлять руководство деятельностью
Департамента, организовать его работу и нести персональную ответственность за
выполнение возложенных на Департамент в соответствии с настоящим Положением
задач и функций;
обеспечивать контроль за исполнением решений
органов управления Банка по вопросам, относящимся к деятельности Департамента;
координировать работу, осуществлять руководство и
принимать решения по всем важнейшим вопросам деятельности структурных
подразделений, входящих в состав Департамента, обеспечивать координацию работы
Департамента с другими структурными подразделениями центрального аппарата
Банка;
участвовать в разработке и вносить на
рассмотрение Правления и руководства Банка рекомендации и указания в области
привлечения Банком связанных иностранных кредитов для проведения активных
банковских операций с юридическими лицами, с предложениями по совершенствованию
отдельных направлений и общей политике развития ВЭД Банка, функционированию
Банка в банковской системе Республики Беларусь;
отчитываться перед Правлением и руководством
Банка о деятельности Департамента;
обеспечивать контроль за своевременным и
качественным выполнением планов работы Департамента;
проводить производственные совещания с
работниками Департамента;
принимать меры к повышению квалификации
сотрудников Департамента, развитию деловой инициативы, внедрению передовых
методов работы;
участвовать в формировании и развитии стабильного
трудового коллектива, качества его образовательного и профессионального уровня,
создании благоприятного социально-психологического климата;
постоянно совершенствовать управление на основе
реализации целевых направлений деятельности Банка, современных технологий
развития Банка;
прогнозировать перспективную деятельность и
планировать текущую работу в соответствии с задачами Департамента;
организовать изучение профессиональных, деловых и
моральных качеств работников на основе объективной оценки при широком
использовании различных методов, а также готовить материалы для аттестации
руководителей и специалистов Департамента;
принимать меры по поддержанию и соблюдению
исполнительской и трудовой дисциплины, предупреждению трудовых конфликтов в коллективе;
принимать меры по созданию здоровых и безопасных
условий труда для успешного выполнения работниками трудовых обязанностей;
участвовать в проведении семинаров, технической
учебы по изучению законодательной базы Республики Беларусь по вопросам, входящим
в компетенцию Департамента;
обеспечивать организацию делопроизводства,
соблюдение установленных правил и порядка работы с документами в Департаменте;
выполнять иные обязанности, предусмотренные
локальными нормативными правовыми актами, приказами (распоряжениями) по Банку.
Директор Департамента несет установленную
законодательством и трудовым договором ответственность за:
- невыполнение и (или) ненадлежащее выполнение
задач и функций, возложенных на Департамент настоящим Положением;
разглашение банковской, коммерческой тайны и
конфиденциальной информации о деятельности Банка;
ненадлежащее ведение делопроизводства в
Департаменте;
несоблюдение работниками Департамента
установленных требований по технике безопасности, охране труда,
производственной санитарии, пожарной безопасности и правил внутреннего
трудового распорядка;
необеспечение надлежащей трудовой дисциплины
подчиненных, а равно сокрытие фактов нарушения ими трудовой и исполнительской
дисциплины либо непривлечение без уважительных причин виновных лиц к
установленной законодательством ответственности за такие нарушения;
распитие спиртных напитков, употребление
наркотических или токсических средств в рабочее время или по месту работы;
нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений
граждан, определенных законодательством Республики Беларусь;
обеспечение коммуникативных связей с другими
структурными подразделениями центрального аппарата Банка в части содержания,
подготовки и представления информации в пределах своей компетенции по вопросам,
касающимся деятельности Департамента.
Таким образом, Департамент международных проектов
занимает важное место в структуре ОАО «АСБ Беларусбанк», играет большую роль в повышении
ресурсной базы банка, расширении партнерской сети за рубежом, укреплении
позиций и имиджа ОАО «АСБ Беларусбанк» на международной арене.
3.
Практические рекомендации по совершенствованию деятельности ОАО «АСБ
Беларусбанк»
финансовый кредитный банковский управление
В целях совершенствования деятельности ОАО «АСБ Беларусбанк»
было бы целесообразно рекомендовать следующее:
. Увеличение практической помощи белорусским субъектам
хозяйствования в развитии производства и продвижении их продукции на внешние
рынки через активизацию привлечения недорогих иностранных ресурсов на внешних
рынках, организацию бизнес-встреч, переговоров, выставок-ярмарок, помощь и
консультации в поиске потенциальных партнеров и приемлемых схем финансирования
проектов.
. Активизация деловых связей с зарубежными партнерами и
дальнейшее расширение сотрудничества с иностранными банками и иными
финансово-экономическими институтами дальнего и ближнего зарубежья через
разработку и реализацию совместных проектов, научно-практические конференции,
программы по обмену опытом, обучение и стажировку кадров.
. Укрепление имиджа ОАО «АСБ Беларусбанк» посредством
размещения рекламы в ведущих мировых экономических изданиях таких, как «The Economist», «The Banker», «Global Finance» и др., повышение
полиграфического качества и улучшение дизайна информационно-рекламной
литературы о банке, экспортных и инвестиционных проектах, о деятельности и
возможностях учреждения, широкое распространение этой продукции в потенциальных
странах-партнерах (бизнес-каталоги, буклеты, электронные носители информации).
. Улучшение материально-технической базы банка при активной
поддержке государства через прямые или возвратные целевые субсидии государства
на выполнение банком определенных проектов, через косвенную поддержку -
предоставление льгот по налогообложению, предоставление в пользование
государственной инфраструктуры. Это приведет к увеличению функциональных
возможностей банка (увеличению количества и качества оказываемых услуг).
. Направление части средств ОАО «АСБ Беларусбанк» на
расширение сети представительств за рубежом, особенно в странах, которые
являются потенциальными и перспективными партнерами и потребителями
белорусского экспорта. Это позволит более эффективно рекламировать услуги
банка, предоставлять информацию о текущей экономической ситуации, новых
положениях законодательства, торговых возможностях страны, проводить
мероприятия по совместному бизнесу; проводить различные исследования местного
рынка и предоставлять иные важные сведения, стимулирующие рост внешней торговли
между странами. Все эти мероприятия несомненно увеличат эффективность внешнеторговой
деятельности белорусских субъектов хозяйствования и количество клиентов и объем
ресурсов банка.
. Расширение инструментов и схем привлечения ресурсов на
мировых рынков (евробонды, синдицированные кредиты, субординированные кредиты, IPO).
. Создание новых совместных предприятий с иностранными
партнерами (международные лизинговые компании, международные факторинговые
компании, международные форфейтинговые компании).
. Применение современных банковских IT-систем управления с
ключевой ролью головного офиса на основе платформ SAP&IBM.
. Расширение и совершенствование функционирования
региональной сети на основе современных телекоммуникационных и IT-технологий.