Балабанов И.Т., Белоглазова Г.Н., Жарковская Е. П., О.И., Мякова, Т.Л. и др.
. Сущность и функции центрального банка
.1 Центральный банк и его место в банковской системе
Ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.
Первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г. Банк Англии. Впоследствии, кроме роли эмиссионного центра, за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Центральные банки, созданные на основе коммерческих банков, затем были национализированы. В настоящее время их капитал полностью или частично принадлежит государству.
Обычно основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, выступает закон о центральном банке страны. Он устанавливает организационно-правовой статус центрального банка, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, порядок взаимоотношений с государством и национальной банковской системой.
Наряду с законом о центральном банке взаимодействие между центральным банком и кредитными организациями регулируется законом о банковской деятельности.
Для определения роли центрального банка в экономических и политических процессах в стране очень важна степень его независимости. Под экономической независимостью обычно подразумевается возможность центрального банка использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты без существенных ограничений. Степень политической независимости центрального банка определяется уровнем самостоятельности в его отношениях с органами государственного управления при выборе и проведении денежно-кредитной политики.
Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому основная цель их деятельности - укрепление денежного обращения, защита и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы страны, обеспечение эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.
Традиционно перед центральным банком ставятся пять основных задач - он призван быть:
)эмиссионным центром страны, т. е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;
)органом регулирования экономики денежно-кредитными методами, т. е. проводить денежно-кредитную и валютную политику;
)банком банков, т. е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом; предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять контроль и надзор;
)банкиром правительства, т. е. поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;
)главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов.
Однако в других научных работах выделяются следующие задачи:
) устойчивость работы и укрепление финансового положения коммерческих банков;
) ориентация и стимулирование деятельности банка в областях кредитования, направленных на выполнение приоритетных задач экономики;
) научная организация денежного обращения в народном хозяйстве;
)регулирование денежного обращения;
)обеспечение устойчивости рубля;
)единая денежно-кредитная политика;
)организация расчетов и кассового обслуживания;
)защита интересов вкладчиков банков;
)надзор за деятельностью коммерческих банков;
) внешнеэкономическая деятельность.
Роль центрального банка как особого органа государственного управления, взаимосвязь с другими элементами экономического управления проявляется через выполняемые им функции. Этот вопрос не однозначен. Познание и использование функций центрального банка позволяют четко определить направления его деятельности в экономике страны.
Функция происходит от латинского слова «functio» - исполнение, деятельность, поэтому в самом широком смысле оно означает обязанность, круг деятельности, назначение.
Любые обязанности, любая деятельность логично вытекают из целевого назначения соответствующей структуры и задач, стоящих перед ней. В связи с этим целесообразно сначала четко сформулировать цель функционирования центрального банка, выявить основные задачи, решаемые им, затем перейти к вопросу о его функциях. Деятельность любых центральных банков, как следует из анализа их исторического развития и современного положения в рыночной системе, подчинена следующим основным целям: обеспечению стабильности покупательной способности и валютного курса национальной денежной единицы, ликвидности банковской системы, созданию эффективного и бесперебойного ведения расчетов, включая расчеты наличными деньгами.
Отсюда логично вытекают основные направления деятельности и задачи, которые решает центральный банк для достижения стоящих перед ним целей. К ним относятся:
Во-первых, центральный банк выступает эмиссионным центром страны, решая при этом задачи организации выпуска и обращения наличных банкнот.
Во-вторых, он совершает свои операции преимущественно с банками данной страны, а не с торгово-промышленной клиентурой. Центральный банк хранит кассовые резервы коммерческих банков, предоставляет им кредиты, осуществляет надзор за банками и финансовыми рынками, выступает посредником между другими банками страны при безналичных расчетах.
В-третьих, центральный банк поддерживает государственные экономические программы, размещает государственные ценные бумаги, предоставляет кредиты, выполняет расчетные операции для правительства, хранит официальные золотовалютные резервы. Все это позволяет называть его банкиром правительства.
В-четвертых, в рыночной экономике перед центральным банком страны стоит задача осуществления денежно-кредитного регулирования экономики, значение которого по мере либерализации экономической политики и сокращения прямого государственного вмешательства в работу рынков возрастает.
Для решения перечисленных задач центральный банк выполняет ряд функций.
)эмиссионная функция: наличность по-прежнему необходима для значительной части платежей и обеспечения ликвидности кредитной системы, которая должна иметь средства окончательного погашения долговых обязательств;
)функция аккумулирования и хранения кассовых резервов для коммерческих банков, т. е. каждый банк - член национальной кредитной системы - обязан хранить на резервном счете в центральном банке сумму в определенной пропорции к размеру его вкладов. Одновременно центральный банк по традиции является хранителем официальных золотовалютных резервов страны;
)функция кредитования коммерческих банков характерна для социалистической экономики при государственной монополии на кредитную деятельность, а также для переходного периода, сопровождающегося нехваткой средств в руках частных финансовых институтов. В развитой рыночной экономике подобное кредитование существует преимущественно в периоды финансовых трудностей;
)предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для правительственных органов, так как в бюджетах различного уровня аккумулируется до половины и более внутреннего валового продукта стран. Данные средства накапливаются на счетах в центральных банках и расходуются с них. Центральные банки ведут счета правительственных учреждений и организаций, осуществляют операции с государственными ценными бумагами, предоставляют государству кредит в форме прямых краткосрочных и долгосрочных ссуд или покупки государственных облигаций;
клиринговая функция, или функция проведения безналичных расчетов.
)функция денежно-кредитного регулирования. Центральный банк совместно с правительством разрабатывают и реализуют единую денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение стабильного экономического роста, снижение инфляции и безработицы, нормализацию платежного баланса. Денежно-кредитное регулирование экономики осуществляется центральным банком путем воздействия на объем денежной массы, уровень ставок процента и состояние ликвидности банковской системы. Объектом данного регулирования является также валютный курс национальной денежной единицы.
В настоящее время она все больше принимает характер технической функции - снабжение экономики наличными банкнотами, необходимыми для оплаты мелких покупок. Широкое распространение электронных платежей ведет к снижению роли центрального банка как расчетного центра. Одновременно расширяется и усложняется функция банковского надзора, но при этом прослеживается тенденция передачи ее выполнения специальным надзорным органам. В настоящее время основной становится функция денежно-кредитного регулирования экономики.
1.2 Принцип независимости центральных банков
центральный банк независимость кредит
Проблемы независимости Центрального банка являются одними из самых дискуссионных в странах с рыночной экономикой. Они представляют большой теоретический и практический интерес и для стран с переходной экономикой.
В самом общем виде независимость Центрального банка определяется законодательными актами, регламентирующими «кодекс поведения банка», характер его подчинения и способы разрешения конфликтов между исполнительной властью и Центральным банком, затрагивающих цели и инструменты кредитно-денежной политики; степенью участия Центрального банка в финансировании государственного бюджета, процедурой смены руководителей Центрального банка, качеством и независимостью его аналитического отдела, чисто личными качествами руководителя Центрального банка.
Независимость Центрального банка, установленная в законодательном порядке или сложившаяся в результате исторического развития конкретной страны, позволяет ему быть свободным от политической конъюнктуры и поддерживать стабильность национальной валюты, избирая наиболее эффективные инструменты денежно-кредитного регулирования.
Однако Центральный банк не может быть абсолютно независимым. В той или иной форме он должен учитывать общеэкономические цели и согласовывать свои действия с правительством, а также использовать определенные процедуры принятия решений и их реализации.
Во всех развитых странах в той или иной мере осуществляется концепция независимого Центрального банка. В аналитическом же плане полезно проводить различия между двумя типами независимости Центрального банка - независимости при определении целей кредитно-денежной политики и независимости при выборе инструментов денежной политики.
В ряде стран с рыночной экономикой Центральный банк самостоятельно определяет целевые ориентиры своей политики. Так, Федеральная резервная система (ФРС) США независима от исполнительной власти в решении вопросов о целях денежной политики, в учреждениях ФРС нет представителей правительства. Тем не менее, ФРС дважды в год должна отчитываться перед Конгрессом США и обсуждать цели кредитно-денежной политики.
Национальный банк в Германии в соответствии с уставом определяет направления денежной политики и ее цели, он обязуется поддерживать общую экономическую политику правительства, но только в той мере, в которой она отвечает функциям банка. Выработанная им политика не требует утверждения правительства. Годовой отчет банка публикуется, но не представляется ни в правительство, ни в парламент.
Во многих странах с рыночной экономикой (в большинстве стран Западной Европы, в Японии) Центральный банк лишен самостоятельности при выборе целей кредитно-денежной политики - они определяются совместно с правительством, и в случае разногласий Центральный банк должен подчиниться правительству. В той мере, в которой цели правительства и Центрального банка - экономический рост и стабильность цен - не противоречат друг другу, отсутствие независимости при выборе ориентиров кредитно-денежной политики не приводит к нежелательным последствиям.
Гораздо большее значение с точки зрения осуществления эффективной кредитно-денежной политики играет независимость ЦБ при выборе инструментов монетарной политики. Существо проблемы состоит в том, имеет ли ЦБ полный контроль над уровнем процентных ставок и уровнем кредитов. Другими словами речь идет о том, должен ли ЦБ кредитовать правительство. Лишь в случае полного контроля ЦБ над уровнем процентных ставок и кредитов можно считать минимальной вероятность использования правительством денежной эмиссии для финансирования бюджетного дефицита и ожидать от него взвешенной политики в области долгового финансирования В этой ситуации ЦБ полностью контролирует денежное обращение и гарантирует сохранение покупательной способности национальной валюты.
В настоящее время для стран-членов Европейского союза (ЕС), после кризиса Европейской валютной системы в1992- 1993гг. обязательным условием является независимость ЦБ от политических приоритетов. Национальным ЦБ запрещено прямо кредитовать правительства, а дефициты государственных бюджетов не должны превышать величину, которую можно покрыть за счет операций на открытом рынке. Подобные решения значительно облегчают ЦБ проведение самостоятельной политики.
Страны с переходной экономикой могли бы взять за образец различные модели взаимоотношений ЦБ и правительства. Нет оснований полагать, что есть одна оптимальная модель или что какая-либо из моделей полностью отвечает условиям переходной экономики. В каждой модели есть свои достоинства и недостатки и странам самим предстоит сделать выбор. Важно, чтобы независимость ЦБ носила не декларативный характер, а позволяла ему реально осуществлять контроль над кредитно-денежной системой и нести ответственность за принимаемые решения.
В большинстве стран с переходной экономикой были приняты законы о ЦБ, декларирующие его независимость. Однако на деле независимость ЦБ как с точки зрения формирования целей кредитно-денежной политики, так и с точки зрения выбора инструментов этой политики во многом остается иллюзорной. Цели ЦБ и правительства нередко приходят в противоречие, поскольку социальная цена жесткой антиинфляционной кредитно-денежной политики оказывается высокой и выражается в росте социальной напряженности. Правительство часто корректирует курс ЦБ, стараясь сгладить социальные конфликты, нередко оказывая давление на главу ЦБ.
Давление на ЦБ со стороны правительства с целью добиться от него финансирования бюджетного дефицита нередко носит скрытый характер. Даже в случае отказа ЦБ от прямого кредитования дефицита федерального бюджета и от предоставления льготных централизованных кредитов в условиях мягких бюджетных ограничений и растущих взаимных неплатежей предприятий ЦБ вынужден принимать на себя безнадежные долги государственных предприятий. Таким образом, бюджетный дефицит преобразуется в квазибюджетный дефицит, что по существу равнозначно денежной эмиссии в целях покрытия дефицита госбюджета.
Непоследовательные действия ЦБ под давлением правительства по выделению кредитов для покрытия накопившихся долгов предприятий, создавая прецедент, ведут к дальнейшему накоплению задолженности, парализующей систему расчетов. В известном смысле такую реакцию можно считать рациональной стратегией, проводимой совместно предприятиями в ответ на действия ЦБ. Понимая, что невмешательство государства приведет к коллапсу производства и кризису денежной системы, они продолжают накапливать взаимные долги.
ЦБ получит реальную самостоятельность в вопросах проведения кредитно-денежной политики лишь в том случае, если решение проблемы безнадежных долгов предприятий будет передано специально созданному институту или холдинговой компании, убытки которых правительство будет финансировать из центрального бюджета, не создавая квазибюджетного дефицита ЦБ.
Кроме этого, практика прямого целевого кредитования, в том числе неэффективных и убыточных предприятий, по решению правительства, широко практикуемая на первых этапах осуществления рыночных реформ, по существу лишает ЦБ самостоятельности при выборе инструментов кредитно-денежной политики.
Возможность осуществления независимой и последовательной кредитно-денежной политики во многом зависит от лица, стоящего во главе ЦБ, от его личных качеств, умения убеждать и отстаивать независимость, быть ярым сторонником антиинфляционной политики.
Жесткая политика главы ЦБ Латвии вынудила правительство пересмотреть показатели дефицита государственного бюджета, которые не превышали 2%ВВП. Латвия одна из первых республик бывшего СССР ввела практику жестких бюджетных ограничений, приняла закон о банкротстве предприятий и смогла избежать глубокого финансового кризиса, поразивших Эстонию и Литву на первых этапах реформирования экономики.
Опыт стран Балтии, Чехии, Венгрии, Польши показывает, что реальная независимость ЦБ в плане выбора инструментов кредитно-денежного регулирования возможна только в условиях низкого дефицита госбюджета и жестких бюджетных ограничений. Обязательным условием является также принятие закона о банкротстве предприятий. В тех же странах, где по-прежнему не решены проблемы сбора налогов и значительны бюджетные дефициты, сохраняются взаимные неплатежи предприятий, ведущие к социальной напряженности в обществе, вероятность воздействия на ЦБ со стороны правительства с целью заставить его решить финансовые проблемы путем денежной эмиссии во имя достижения «общественного согласия» остается очень высокой.
Само государство в странах с переходной экономикой должно не только признать новые принципы взаимоотношений с ЦБ, но и неукоснительно следовать им, в первую очередь отказавшись от политики «управления» кредитами и «давления» на ЦБ в пользу политики определения «правил игры» на финансовом рынке. К его компетенции должна быть отнесена общая стратегия развития и ее согласование с ЦБ в вопросах проведения кредитно-денежной политики, антимонопольное регулирование банковской деятельности, способное обеспечить функционирование банков в конкурентной среде, законодательное регулирование действий правительства и ЦБ.
. Проблемы независимости центральных банков
.1 Проблема оценки независимости центральных банков
В настоящее время не существует единого общепринятого определения независимости ЦБ. Как правило, для описания независимости используется ряд характеристик органов денежно-кредитного регулирования. В частности, исследователем Дж. де Хааном (Haan, 1995) были выделены следующие критерии, которые могут использоваться для определения степени независимости центральных банков:
наличие открыто объявленной цели денежной политики;
порядок определения целей по инфляции, к достижению которых стремится центральный банк;
источник правовых норм, на основании которых функционирует центральный банк;
степень вмешательства правительства или иных органов власти в процесс принятия решений центральным банком;
порядок назначения должностных лиц в центральном банке.
В настоящее время в экономической теории проводятся различия между несколькими разновидностями независимости ЦБ (Eijffinger, Haan,1996):
независимость в постановке целей денежно-кредитной политики;
операционная независимость;
независимость в выборе инструментов денежно-кредитной политики.
Независимость в установлении целей денежно-кредитной политики представляет собой теоретическую концепцию самостоятельного определения целей денежно-кредитной политики центральным банком. Независимость в установлении целей подразумевает, что если конечная цель или группа целей денежно-кредитной политики четко не указана в законодательстве страны, то центральный банк должен иметь возможность самостоятельно устанавливать цели своей деятельности.
Операционная независимость означает, что центральный банк сам определяет перечень своих промежуточных и операционных задач, на которые он будет ориентироваться для достижения конечных целей денежно-кредитной политики. Можно предположить, что наделение центрального банка как правом независимого установления целей денежно-кредитной политики, так и операционной независимостью будет способствовать сужению возможностей склонного к проинфляционной политике правительства влиять на денежно-кредитную политику.
Независимость инструментов денежно-кредитной политики предполагает полную независимость ЦБ в выборе инструментов своей политики для достижения поставленных целей. Она означает заключение своеобразного соглашения между правительством (принципалом) и центральным банком (агентом) о делегировании органам денежно-кредитного регулирования полномочий по принятию оперативных решений в области денежно-кредитной политики.
Экономисты, которые рассматривали независимость центральных банков, например, Грилли (Grilli, 1991), ввели понятие политической независимости центрального банка, под которой понимается прежде всего независимая от правительства процедура назначения руководства центрального банка, а также автономное функционирование его менеджеров. В свою очередь, экономическая независимость определяется наличием возможности кредитования центральным банком правительства и вовлеченностью денежных властей в надзор за коммерческими банками. Заметим, что правовой статус ЦБ является только одним из элементов, определяющих его формальную независимость. Многие законы о центральных банках несовершенны и оставляют широкое поле для толкования, которое подчас может быть весьма произвольным.
В результате такие факторы, как традиции или персональные качества управляющего и других должностных лиц ЦБ, могут в значительной степени определять реальный уровень его независимости. Даже в том случае, если законодательство о центральном банке является достаточно подробным, практика может ему не соответствовать. Например, в Аргентине в соответствии с законодательством срок полномочий председателя ЦБ равен четырем годам, но при этом существует традиция, согласно которой управляющий ЦБ уходит в отставку, когда происходит смена всего правительства либо только министра финансов.
Вопросы, связанные с оценкой независимости центрального банка и анализом соотношения ее уровня с макроэкономическими показателями страны, достаточно подробно изучены в научной экономической литературе последнего десятилетия XX и начала XXI в. В основе таких исследований, как правило, лежит следующий типовой алгоритм:
. Выделение набора переменных, описывающих факторы независимости ЦБ.
. Определение перечня стран, центральные банки которых подлежат описанию на основе принятой системы переменных, а также временного
горизонта оценки.
. На основе полученного описания ранжирование центральных банков по степени их независимости.
. Сопоставление рангового списка центральных банков с макроэкономической статистикой стран, где они функционируют, для определения взаимного влияния степени независимости центральных банков и макроэкономических показателей.
Как правило, различные способы оценки независимости центральных банков сводятся к анализу следующих характеристик органов денежно-кредитного регулирования:
процедура назначения на должность, увольнения с должности председателя ЦБ;
срок полномочий управляющего центральным банком (председателя);
участие центрального банка в финансировании бюджетного дефицита и технология разрешения конфликтов между центральным банком и исполнительной властью в вопросах денежно-кредитной политики;
задачи центрального банка;
ограничение полномочий центрального банка по кредитованию государственного сектора (ограничения объемов, сроков платежей по долговым обязательствам, процентных ставок и условий предоставления центральным банком кредитов государственному сектору).
Основным способом описания уровня независимости ЦБ являются так называемые индексы независимости, которые позволяют сравнивать органы денежно-кредитного регулирования различных стран по степени независимости. На основе приведенной выше классификации Алесина создал первый индекс независимости центрального банка (см. Alesina, 1988). В его состав входят переменные, описывающие независимость руководства центрального банка от правительства. Подобные индексы носят название «правовых» или «юридических» индексов независимости центрального банка, так как оценка их компонент проводится на основе анализа законодательства о центральном банке.
С середины 1990-х годов большое распространение получили также индекс Цукермана, GMT-индекс и индекс Эйффингера-Шалинга. Индекс Цукермана включает 16 переменных, отвечающих за определенные критерии независимости, объединенные в четыре группы: кадровая автономия, разработка денежно-кредитной политики, ее цели и ограничения на финансирование государственного бюджета. Каждая из 16 переменных может принимать значение от нуля (минимальный уровень независимости ЦБ) до единицы (максимальный уровень независимости). Конкретное значение определяется по таблице, построенной авторами. В соответствии с ней переменные принимают различные значения, определяемые тем, насколько центральный банк независим по данному критерию. GMT-индекс включает две компоненты, отражающие политическую и экономическую независимость центрального банка. Каждая из компонент, также представляющих собой индекс, состоит из бинарных переменных, которые могут принимать только два значения: «истина» (единица) и «ложь» (ноль). Таким образом, данный совокупный индекс независимости центрального банка представляет собой невзвешенную балльную систему. В настоящее время GMT-индекс является одним из наиболее используемых для оценки независимости ЦБ, поскольку для его расчета чаще всего имеется необходимая информация.
Оценка политической независимости в рамках GMT-индекса основывается на следующих критериях:
) глава ЦБ назначается без вмешательства правительства;
) глава ЦБ назначается на срок больший, чем 5 лет;
) совет директоров ЦБ назначается без участия правительства;
) совет директоров ЦБ руководит банком более 5 лет;
) нет необходимости в обязательном присутствии представителей правительства в совете директоров банка;
) отсутствие необходимости в одобрении правительством решений в области денежно-кредитной политики;
) центральный банк по закону обязан стремиться к стабильности цен как одной из приоритетных целей;
) имеются законодательные нормы, усиливающие позиции центрального банка в случае конфликта с правительством.
Экономическая независимость ЦБ в рамках GMT-индекса определяется оценкой операционной независимости центрального банка и основывается на следующих критериях:
) не существует автоматической процедуры выдачи кредитов правительству;
) если имеется возможность выдачи кредита правительству, то правительство может получить его лишь по рыночной ставке;
) кредиты правительству выдаются на определенный срок;
) кредиты, выдаваемые правительству, имеют ограниченный размер;
) центральный банк не является участником первичного рынка государственного долга;
) ЦБ самостоятельно устанавливает собственные процентные ставки (без согласования с правительством);
индекса 2 балла) или эта ответственность разделена с другим органом
государственной власти (присваивается 1 балл).
Индекс Эйффингера-Шалинга учитывает три фактора: независимость в определении ЦБ денежно-кредитной политики, присутствие представителей правительства в органах управления центральным банком и доля членов органов управления ЦБ, назначаемых правительством. Данный индекс принимает целочисленные значения от 1 до 5 в зависимости от того, сколько условий выполняется.
.2 Анализ независимости центральных банков
Согласно Грилли, Маскиандаро и Табеллини, политическая независимость ЦБ определяется тремя элементами - это взаимоотношения между правительством и центральным банком при формировании монетарной политики, процедуры назначения совета директоров банка и формальные цели деятельности банка в отношении монетарной политики.
На основе законов о центральных банках, опубликованных на их официальных сайтах, производится расчет независимости ЦБ интересующих нас стран. Результаты приведены в таблице 1 и 2. Как уже было сказано, GMT-индекс включает два подындекса, отражающих политическую и экономическую независимость центрального банка. Они являются бинарными, т.е. могут принимать только два значения: «истина» (единица) и «ложь» (ноль). Оценка политической независимости в рамках GMT-индекса основывается на следующих критериях:
глава ЦБ назначается без вмешательства правительства;
глава ЦБ назначается на срок больший, чем 5 лет;
совет директоров ЦБ назначается без участия правительства;
совет директоров ЦБ руководит банком более 5 лет;
нет необходимости в обязательном присутствии представителей правительства в совете директоров банка;
отсутствие необходимости в одобрении правительством решений в области денежно-кредитной политики;
центральный банк по закону обязан стремиться к стабильности цен как одной из приоритетных целей;
имеются законодательные нормы, усиливающие позиции центрального банка в случае конфликта с правительством.
Таблица 1 - GMT-индекс политической независимости
Страна(1)(2)(3)(4)(5)(6)(7)(8)СуммаКиргизия111111118Болгария111111118Хорватия111111118Босния и Герцеговина111111118Македония111111118Эстония111011117Литва101111117Грузия011111117Чехия111101117Венгрия011111117Польша111101117Словения111101117Армения111010116Латвия111100116Азербайджан101011116Таджикистан101011116Россия101010115Украина101001115Узбекистан101001115Молдавия111100105Туркменистан010110115Румыния101001115Сербия101001115Белоруссия101000114Казахстан110100104Словакия100001114
Экономическая независимость ЦБ в рамках GMT-индекса основывается на следующих критериях:
не существует автоматической процедуры выдачи кредитов правительству;
если имеется возможность выдачи кредита правительству, то правительство может получить его лишь по рыночной ставке;
кредиты правительству выдаются на определенный срок;
кредиты, выдаваемые правительству, имеют ограниченный размер;
центральный банк не является участником первичного рынка государственного долга;
ЦБ самостоятельно устанавливает собственные процентные ставки (без согласования с правительством);
центральный банк не несет ответственности за надзор за банковским сектором (в этом случае ЦБ присваивает в рамках расчета GMT-индекса 2 балла) или эта ответственность разделена с другим органом государственной власти (присваивается 1 балл) (табл. 2).
Таблица 2 - GMT-индекс экономической независимости
Страна(1)(2)(3)(4)(5)(6)(7)СуммаЛатвия11111128Венгрия11111128Эстония11110127Казахстан11110127Чехия11111117Польша11111117Босния и Герцеговина11111017Россия11111106Литва11111106Таджикистан11111106Киргизия11111106Туркменистан11111106Болгария11111106Хорватия11111106Румыния11111106Словакия11111106Словения11111106Македония11111106Молдавия01111105Грузия11110105Сербия10111105Армения01110104Азербайджан00111104Узбекистан00110103Белоруссия00001102Украина00001102
Индексы строятся таким образом, что в случае, если выполнено условие (i), за этот пункт ЦБ получает 1 балл и 0 - в противном случае. Политический и экономический индексы представляют собой сумму своих компонент и принимают целочисленные значения от 0 до 8. Итоговый индекс представляет собой сумму политического и экономического индексов (табл. 3).
Таблица 3 - Суммарный GMT-индекс
СтранаИндекс политической независимостиИндекс экономической независимостиИндекс общей независимостиВенгрия7815Босния и Герцеговина8715Эстония7714Латвия6814Киргизия8614Болгария8614Хорватия8614Чехия7714Польша7714Македония8614Литва7613Словения7613Таджикистан6612Грузия7512Россия5611Казахстан4711Туркменистан5611Румыния5611Армения6410Азербайджан6410Молдавия5510Словакия4610Сербия5510Узбекистан538Украина527Белоруссия426
Самыми независимыми (как с политической, так и с экономической точки зрения) оказались банки стран Восточной Европы и Балтии. Наименьшей независимостью характеризуются центральные банки Белоруссии, Украины и Узбекистана. В то же время можно предположить, что полученные результаты отражают лишь формальную независимость ЦБ. В частности, если высокий уровень независимости ЦБ стран Балтии не вызывает больших сомнений, то сопоставимый уровень независимости ЦБ Киргизии и Таджикистана выглядит не очень убедительно.
В ходе исследования распределений индексов независимости, центральные банки большинства стран характеризуются средней либо высокой независимостью (по индексу политической независимости и индексу общей независимости). Иными словами, законодательство данных стран позволяет говорить о значительной степени независимости их центральных банков. Что касается места России, то Банк России характеризуется средним уровнем независимости среди рассмотренных стран. По индексу общей независимости Россия пропустила вперед не только большинство стран Восточной Европы и Балтии, но и Киргизию и Таджикистан.
Конечно, индексы отражают лишь формальную независимость ЦБ, однако тот факт, что российский ЦБ не обладает в полной мере независимостью даже с формальной точки зрения, на наш взгляд, можно считать негативным сигналом об уровне его фактической независимости. Можно со значительной долей уверенности предположить, что, скорее, формально независимый ЦБ может фактически характеризоваться меньшей независимостью, чем фактически независимый ЦБ окажется менее независимым формально.
Заключение
Изучение показало, что ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.
Обычно основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, выступает закон о центральном банке страны. Он устанавливает организационно-правовой статус центрального банка, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, порядок взаимоотношений с государством и национальной банковской системой.
Также в ходе исследований было выявлено, что все рассмотренные функции в той или иной степени осуществляют центральные банки каждой страны. По мере развития экономики происходит изменение содержания отдельных функций и их значения в деятельности центрального банка. Однако в настоящее время основной становится функция денежно-кредитного регулирования экономики.
В ходе изучения было выявлено, что в самом общем виде независимость Центрального банка определяется законодательными актами, регламентирующими «кодекс поведения банка», характер его подчинения и способы разрешения конфликтов между исполнительной властью и Центральным банком, затрагивающих цели и инструменты кредитно-денежной политики; степенью участия Центрального банка в финансировании государственного бюджета, процедурой смены руководителей Центрального банка, качеством и независимостью его аналитического отдела, чисто личными качествами руководителя Центрального банка.
Независимость Центрального банка никак не исключает его информационной прозрачности перед обществом, а, напротив, предполагает её. Ведь если ЦБ действительно обладает независимостью, его прозрачность не может ей повредить. Более того, только в случае, если он объясняет обществу, что, как и зачем он делает, общество перестанет посягать на его «чрезмерную» независимость, отдав должное профессионализму его команды.
Однако Центральный банк не может быть абсолютно независимым. В той или иной форме он должен учитывать общеэкономические цели и согласовывать свои действия с правительством, а также использовать определенные процедуры принятия решений и их реализации.
Анализ выявил, что в настоящее время не существует единого общепринятого определения независимости ЦБ. Как правило, для описания независимости используется ряд характеристик органов денежно-кредитного регулирования.
В ходе исследования распределений индексов независимости, центральные банки большинства стран характеризуются средней либо высокой независимостью (по индексу политической независимости и индексу общей независимости). Иными словами, законодательство данных стран позволяет говорить о значительной степени независимости их центральных банков. Что касается места России, то Банк России характеризуется средним уровнем независимости среди рассмотренных стран. По индексу общей независимости Россия пропустила вперед не только большинство стран Восточной Европы и Балтии, но и Киргизию и Таджикистан.
Список литературы
1.Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». - М.: Издательство «Омега-Л», 2012. - 34с.
.Ахметчина А.В. Независимость центрального банка в системе факторов долгосрочного экономического роста/ А.В. Ахметчина//Экономические науки. - 2013. - №1. - с. 280-283.
.Балабанов И.Т Банки и банковское дело: Учебник / Под ред. И.Т. Балабанова. - СПб.: Изд-во «Питер», 2013. - 456 с.
.Белоглазова, Г.Н. Деньги. Кредит. Банки. Учебник./ Г.Н. Белоглазова. - М.: Высшее образование, 2013. - 453 с.
.Белотелова, Н.П. Деньги. Кредит. Банки. Учебник/ Н.П. Белотелова. - М.: Дашков и К, 2011. - 321 с.
.Жарковская Е. П. Банковское дело. Учебник. - 7-е изд. - М.: Омега-Л, 2010. - 480 с.
.Лаврушин О.И Деньги, кредит, банки. Под ред. Лаврушина О.И. 6-е изд., стер. - М.: Кнорус, 2012. - 560 с.
.Мягкова, Т.Л. Деньги, кредит, банки. Учебное пособие/ Т.Л. Мягкова. -М.: Ай Пи Эр Медиа, 2013. - 372 с.
.Тематический доклад SIEMS Институт исследования быстрорастущих рынков СКОЛКОВО «Независимость центральных банков и глобальный финансовый обвал: Взгляд из стран с формирующимся рынком» 2010.
.Трунин Павел Вячеславович. Анализ независимости центральных банков РФ, стран СНГ и Восточной Европы / Трунин П.В., Князев Д.А., Сатдаров А.М. - М.:ИЭПП, 2012. - 476 с.
11.Центральный банк. Электронный ресурс www.wikipedia.org <http://www.wikipedia.org>
.Центральные банки: такие разные и такие одинаковые. Электронный ресурс www.bankir.ru <http://www.bankir.ru>.