Деятельность Центрального банка Российской Федерации в системе государственного управления

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1022,63 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Деятельность Центрального банка Российской Федерации в системе государственного управления

Оглавление

Введение

Глава 1. Центральный банк РФ, его место и роль в системе государственного управления

1.1 История возникновения Центрального банка России

1.2 Правовой статус Центрального банка России

.3 Основы взаимодействия ЦБ РФ с органами государственной власти РФ и органами местного самоуправления

Глава 2. Деятельность Центрального банка в системе государственного управления

2.1 Денежно кредитная политика ЦБ РФ

.2 Банковский надзор ЦБ РФ

.3 Управление золотовалютными запасами

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

Актуальность темы работы состоит в особом положении центральных банков в банковской системе соответствующей страны. Тема работы рассматривается на примере Банка России. Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Вопросы его организации и функционирования могут быть также урегулированы актами Президента Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Неясность некоторых конституционных положений об органах государственной власти в целом, о разделении властей, противоречия между некоторыми правовыми актами и даже несогласованность ряда норм, имеющихся в федеральных законах, с нормами Конституции Российской Федерации, вносят серьезные трудности в определение конституционно-правового статуса Банка России и до сих пор не позволяют точно трактовать его положение в системе федеральных органов государственной власти. Кроме того, борьба за возможность влияния усиливает дискуссию по конституционному статусу Центрального банка Российской Федерации, степени его независимости и возможным формам контроля и подотчетности со стороны законодательной и исполнительной власти.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней рассмотрен институт Центрального банка, как органа государственной власти специальной компетенции по управлению банковской системой и как неотъемлемого элемента банковской системы России, а также намечаются пути дальнейшего совершенствования банковского законодательства и практики деятельности Банка России.

Предметом исследования в работе выступает банковская система Российской Федерации, во главе которой стоит Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Объект исследования - деятельность Банка России как органа экономического управления, осуществляющего контрольные и надзорные функции в банковской системе.

Цель работы - рассмотреть теоретические и практические аспекты функционирования ЦБ РФ как главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступающего органом экономического управления.

В соответствии с поставленной целью задачи работы предполагают:

1.   Определение целей и задач деятельности и функций Банка России;

2.      Характеристика Банка России как главного банка первого уровня, регулирующего банковскую деятельность;

.        Обзор банковских операций, совершаемых Банком России в соответствии с его правовым положением;

.        Выявление проблем сложившейся системы банковского надзора ЦБ РФ, и определение задач по её совершенствованию;

.        Формирование предложений по повышению эффективности банковского надзора ЦБ РФ;

Структура работы. Работа состоит из введения, основной части (две главы с подразделением на шесть параграфов), заключения (выводы по работе) и библиографического списка.

Глава 1. Центральный банк РФ, его место и роль в системе государственного управления

.1 История возникновения Центрального банка России

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Был подотчётным Верховному Совету РСФСР. Первоначальное название: Государственный банк РСФСР.

декабря 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), в соответствии с которым Банк России стал юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчётен Верховному Совету РСФСР.

В июне 1991 г. был принят Устав Банка России, который сохранил подотчетность Верховному Совету РСФСР.

В ноябре 1991 г. Центральный банк РСФСР стал единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались полномочия Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля.

20 декабря <#"732887.files/image001.gif">

Рисунок 1 - Средства федерального бюджета на счетах в ЦБ РФ, 2011-2013 гг., млрд. рублей.

Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональные интересы, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства, а в интересах государства в целом.

1.3 Основы взаимодействия ЦБ РФ с органами государственной власти РФ и органами местного самоуправления

Основными направлениями взаимодействия с другими органами государственной власти выступает совместная координационная работа с Правительством РФ, различными министерствами и ведомствами. Для реализации возложенных на него функций ЦБ РФ участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель ЦБ РФ (или по его поручению один из его заместителей) участвует в заседаниях Правительства РФ, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.

Кроме того, ЦБ РФ и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.

Вместе с тем ЦБ РФ не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается Федеральным законом о федеральном бюджете.

Также ЦБ РФ не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Что касается взаимодействия с министерствами и ведомствами, то здесь необходимо выделить следующие аспекты. В первую очередь ЦБ РФ консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг РФ и погашения государственного долга РФ с учетом их воздействия на состояние банковской системы РФ и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. Министр финансов РФ и министр экономического развития и торговли РФ или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях совета директоров с правом совещательного голоса.

ЦБ РФ и Министерство финансов РФ в необходимых случаях заключают соглашения о проведении указанных выше операций по поручению Правительства РФ.

Здесь же необходимо коснуться еще одного направления взаимодействия ЦБ РФ с другими органами власти. Если иное не установлено федеральными законами, в Банке России хранятся средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов. Кроме того, ЦБ РФ без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов РФ и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операций с золотовалютными резервами.

Вывод: принцип независимости - ключевой элемент статуса Центрального банка Российской Федерации - проявляется прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

Глава 2. Деятельность Центрального банка в системе государственного управления

.1 Денежно кредитная политика ЦБ РФ

Денежно-кредитная (монетарная) политика - это политика государства <#"732887.files/image002.gif">

Рисунок 2 − Объем международных резервов России, 2011-2013 гг.

Цели создания золотовалютных резервов, их функции

Золотовалютные резервы государства представляют собой иностранные высоколиквидные финансовые активы Центрального банка в свободно конвертируемых валютах, которые находятся в его управлении, учитываются на его балансе и предназначены для:

·    регулирования рыночных валютных курсов национальных денежных единиц;

·              создания благоприятных условий для осуществления внешних заимствований;

·              соблюдения обязательств по соглашениям с международными финансовыми организациями;

·              осуществления международных макроэкономических расчетов стран;

·              финансирования дефицита платежного баланса;

·              финансирования критического импорта;

·              погашения внешних долговых обязательств;

·              экстренной выплаты денежных средств в иностранной валюте.

Золотовалютные резервы государства следует рассматривать как страховой запас, предотвращающий национальную экономику от разного рода макроэкономических рисков.

Основные принципы управления валютными резервами Банка России - обеспечение сохранности, ликвидности и доходности.

Одно из основных применений золотовалютных резервов - поддержание курса национальной валюты. В связи с этим в последнее время под давлением спекулянтов Банк России вынужден расходовать золотовалютные резервы, чтобы покупать рубли, не допуская резкой девальвации курса национальной валюты.

Основным назначением золотовалютных резервов является сокращение волатильности национальной денежной единицы, связанной с активностью спекулянтов и неравномерностью внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов

Принципиальным аргументом в пользу инвестирования в золото является отрицательная корреляция его цен с курсом доллара, а также то, что в отличие от валюты золото не является обязательством какой-либо страны. Это обстоятельство обусловливает наличие перспектив золота в качестве резервного актива.

Уровень золотовалютных резервов отражает внешнеэкономический товарооборот и потоки капитала в предыдущие периоды. В соответствии с международной практикой оптимальным уровнем золотовалютных резервов признается тот объем накоплений Центрального банка, который позволяет обеспечивать импорт товаров и услуг в течение 3 месяцев.

Итак, золотовалютные резервы не хранятся на складе просто в виде золота и наличных денег. Резервы инвестируются в различные активы, которые можно разделить на 3 вида: золото, специальные активы МВФ и валютные резервы. В свою очередь, валютные резервы делятся на валюту в прямом смысле, различные ценные бумаги, депозиты и сделки РЕПО. Любой из валютных активов может быть выражен в евро, долларах США, японских иенах, фунтах стерлингах или швейцарских франках.

При решении о том, в какие виды активов вкладывать средства резервов, ЦБ руководствуется целями финансовой и экономической политики, а также законами, которые ограничивают его выбор только надежными активами.

Золотовалютные резервы России, как и других стран мира, представляют собой высоколиквидные финансовые активы органов денежно-кредитного регулирования, т.е. это Банк России и Министерство финансов РФ.

Управление золотовалютными резервами Банка России осуществляется на основании п.7 ст.4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в соответствии с "Основными принципами управления валютными резервами Банка России", утвержденными Советом директоров Банка России. Цель управления резервными активами - обеспечение оптимального сочетания их сохранности, ликвидности и доходности. Для этого Банк России применяет комплексную систему управления рисками, строящуюся на использовании только высоконадежных инструментов финансового рынка, предъявлении высоких требований к своим иностранным контрагентам и ограничении рисков на каждого из них в зависимости от оценок его кредитоспособности. Банк России проводит эти операции на основании соглашений, заключенных с иностранными контрагентами.

Для достижения оптимального сочетания уровня риска и доходности активов Банка России в резервных валютах в их составе выделяются два портфеля, сгруппированные по видам инструментов. Операционный портфель включает в себя краткосрочные активы в виде остатков на корреспондентских счетах, срочных депозитов, сделок РЕПО, краткосрочных бескупонных (дисконтных) ценных бумаг. Управление этим портфелем обеспечивает поддержание необходимого уровня низкорискованных краткосрочных валютных активов. Средства инвестиционного портфеля размещаются в долгосрочные, соответственно, более рисковые и, как правило, более доходные инструменты международного рынка капиталов. Таким образом, управление инвестиционным портфелем направлено на получение дополнительной доходности при соблюдении установленных ограничений по сохранности и ликвидности резервов. Увеличение доходности на фоне обеспечения необходимого уровня сохранности и ликвидности достигается путем принятия инвестиционных решений на основе текущей конъюнктуры мирового валютного и финансового рынков, а также прогнозов их будущей динамики.

Важнейшей задачей является определение оптимальных показателей золотовалютных резервов, каковыми являются:

·    валовая величина резервов;

·              количество включенных в них валют и их доля в составе резервов;

·              доля золота в составе резервов.

В целом политика управления золотовалютным запасом России понятна: Правительство пытается разбить запасы на разные части, увеличивает золотой запас, вкладывает средства в банковские активы. Тем не менее, практически весь золотовалютный резерв переведен в международные резервные активы. Более того, львиная доля средств хранится в иностранной валюте и привязана к доллару. В связи с этим появляются излишние валютные риски, поскольку американская валюта сегодня не стабильна.

В последнее время Центральный Банк заботится о росте своих резервов, но акцент при этом делается не на их объеме, а на их качестве, прогрессивной структуре, при которой стоимость ее отдельных элементов не падает, а постоянно возрастает. В частности необходимо увеличивать в резервах долю золота, которое постоянно растет в цене (рисунок 3).

Рисунок 3 − Рост доли золота в золотовалютном запасе

 

Вывод : золотовалютные резервы, или, иначе, резервы международных ликвидных средств, для многих стран в настоящее время являются наиболее крупным национальным финансовым активом и инструментом реализации денежно-кредитной политики. Даже в развитых странах размер этого фонда достигает нескольких процентов, не говоря уже о развивающихся странах, где они сопоставимы с размером ВВП.

В настоящее время золотовалютные резервы Банка России выполняют несколько макроэкономических функций:

) формальное обеспечение национальной валюты;

) поддержание стабильности внешней торговли;

) обеспечение выплат по государственному и частному внешнему долгу.

Размер золотовалютных резервов страны должен существенно перекрывать объем денежной массы в обращении, обеспечивать как суверенные, так и частные платежи по внешнему долгу и гарантировать трехмесячный импорт. При достижении такого уровня золотовалютных запасов Центробанк получает возможность эффективно контролировать движение курса национальной валюты и процентных ставок в экономике.

Заключение

Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Банковская система Российской Федерации представляет собой двухуровневую систему. На верхнем, первом уровне находится Центральный банк РФ (Банк России), на нижнем, втором уровне находятся кредитные организации (банки и небанковские кредитные организации), филиалы и представительства иностранных банков.

Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы, его задачей является обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков. Задачей кредитных организаций является обслуживание клиентов (организаций и населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.).

Все уровни банковской системы неразрывно связаны и постоянно взаимодействуют между собой.

Постепенно совершенствуясь, банковская система РФ все в большей степени начинает становиться развитой системой, и не только внешне, но и по сути проводимых операций. Расширяется сеть филиалов, представительств и внутри страны, и за рубежом, увеличивается сеть небанковских кредитных учреждений.

Таким образом, банковская система Российской Федерации - это внутренне организованная, объединенная общими целями и задачами, способная к саморазвитию и саморегулированию совокупность кредитных организаций, органов управления и организаций банковской инфраструктуры. Эта система входит в другую, более крупную систему - финансовую систему Российской Федерации.

В заключении хотелось бы отметить, что эффективное и стабильное функционирование банковской системы - неотъемлемое условие жизнеспособности национальной экономики.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. №395-ФЗ «О банках и банковской деятельности».

. Федеральный закон от 22.04.1996 №39-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О рынке ценных бумаг».

. Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О валютном регулировании и валютном контроле».

5. Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" (с изм. и доп.).

. Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. и доп.).

. Федеральный закон от 26.03.1998 №41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (с изм. и доп.).

. Положение ЦБ РФ «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции» от 21.09.2001 №153-П.

. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 №395-1 (действующая редакция).

. Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 №86-ФЗ.

. Ольшаный А.И. Золотовалютные резервы Российской Федерации: структура и управление / А.И. Ольшаный // Инвестиции в России: − №2. - 2007. − С.18-23.

. Таможников В.В. Теоретические основы формирования портфеля национальных золотовалютных резервов: дисс. к.э.н. - М., 2010.

. Фетисов Г.Г. Золотовалютные резервы России: объем, структура, управление / Г.Г. Фетисов // Вопросы экономики. − №1. - 2004. − С.49-62.

. Щеголева О.И. Оптимизация структуры золотовалютных резервов на международном финансовом рынке // Финансы и кредит. − №35. - 2006. − С.22-48.

. Обзор деятельности Банка России по управлению валютными активами, − 2010, вып. 1, 2.

19. Гейвандов Я.А. Центральный банк РФ: юридический статус, организация, функции, полномочия/ Гейвандов Я.А. - М.: Изд-во МНИМП, 1997. - 115 с.

.. Елизаров В.Н.: Банковский надзор в Европейском союзе: ключевые аспекты. Сборник. - Калининград: Изд-во КГУ, 2005. - С. 196-204.

. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник/Е.П. Жарковская.- М.: Омега-Л, 2005. − 452 с.

. Костерина Т.Н. Банковское дело / Т.Н. Костерина. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 176 с.

. Максимов М.В. Особенности правового регулирования контроля и надзора в сфере банковской деятельности в российской федерации. Диссертация. 12.00.14. - М.: ПроСофт-М, 2002. - 196 c.

24. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 622 с.

. Финансовое право: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. И.Ш. Килясханова, Н.Д. Эриашвили. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. - 479 с.

26. Нормативные акты. Финансовые рынки. Банковская система. Финансовая стабильность. Бухгалтерский учет и отчетность. Реестры. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: #"732887.files/image004.gif">

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Информация о регистрации и лицензировании кредитных организаций в 2013 году

Приложение 5

 

Прекратившие существование банки в 2013 году

Банк

Лицензия

причина

дата отзв.

город

Банк Проектного Финансирования

1677

отозв.

13.12.2013

Москва

Смоленский Банк

2029

отозв.

13.12.2013

Смоленск

Инвестбанк

107

13.12.2013

Москва

Волжский Социальный Банк

2428

отозв.

02.12.2013

Самара

Контраст-Банк

2857

ликв.

29.11.2013

Москва

Нафтабанк

715

отозв.

28.11.2013

Махачкала

Ураллига

1626

отозв.

20.11.2013

Челябинск

Мастер-Банк

2176

отозв.

20.11.2013

Москва

Волго-Камский Банк

282

отозв.

11.11.2013

Самара

Стройиндбанк

155

отозв.

11.11.2013

Москва

Транскредитбанк

2142

ликв.

01.11.2013

Москва

Первый Экспрес

3237

отозв.

28.10.2013

Тула

Принтбанк

546

отозв.

25.10.2013

Москва

Банк Развития Региона

3315

отозв.

14.10.2013

Владикавказ

Тверской Коммерческий Банк

914

отозв.

14.10.2013

Тверь

Национальный Республиканский Банк

3359

отозв.

07.10.2013

Москва

Сведбанк

3064

ликв.

Москва

Пушкино

391

отозв.

30.09.2013

Пушкино

Басманный

2158

отозв.

19.09.2013

Москва

Бизнесбанк

2862

отозв.

19.09.2013

Махачкала

Трансинвестбанк

3238

отозв.

19.09.2013

Москва

Европейский Индустриальный Банк

2503

отозв.

10.09.2013

Москва

Региональный Кредитный Банк

1608

ликв.

09.09.2013

Калининград

Инстройбанк

2743

отозв.

22.08.2013

Москва

Депозитный Кредитный Дом

3474

отозв.

22.08.2013

Москва

Русский Банк Делового Сотрудничества

1458

ликв.

12.08.2013

Москва

Одинбанк

3197

отозв.

09.08.2013

Одинцово

ВЕБРР

3418

отозв.

09.08.2013

Москва

Анджибанк

570

отозв.

19.07.2013

Махачкала

Паритет

1860-к

отозв.

19.07.2013

Москва

Липецкий Областной Банк

1794

отозв.

08.07.2013

НОМОС-Региобанк

539

ликв.

08.07.2013

Хабаровск

Махачкалинский Городской Муниципальный Банк

3192

отозв.

08.07.2013

Махачкала

НОМОС-Банк-Сибирь

410

ликв

08.07.2013

Новосибирск

Белгородпромстройбанк

1816

ликв..

28.06.2013

Белгород

Рост

2589

ликв.

26.06.2013

Москва

Сиббизнесбанк

2539

ликв.

25.06.2013

Сургут

Банк Развития Предпринимательства

2836

отозв.

22.03.2013

Москва

Стромкомбанк

404

ликв.

12.03.2013

Красноярск

Сулак

749-к

отозв.

01.03.2013

Кизилюрт

Экспресс

3084

отозв

21.01.2013

Махачкала


Похожие работы на - Деятельность Центрального банка Российской Федерации в системе государственного управления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!