ᴛᴏго обучения. Важно понимать - оно может проводиться в форме аудиторных занятий и в форме самоподготовки, самостоятельного изучения специалистом нужных материалов. Из имеющейся практики следует, что в свою очередь должны сочетаться обе формы. При этом большую часть учебного материала специалист осваивает самостоятельно, без отрыва от работы, а непосредственно перед сдачей экзамена прослушивает обзорные лекции (объемом до 8 академических часов).
Проверку знаний удобно проводить с помощью метода без машинного программированного контроля. Аттестуемые специалисты после прослушивания обзорных лекций получают экзаменационные билеты, обычно состоящие из 10 вопросов, и карточки программированного контроля. На каждый вопрос имеется по скольку (до пяти) вариантов ответов, исключительно один из которых правильный. Прошедшими проверку знаний считаются те специалисты, которые допустили не более двух ошибок, т.е., правильно ответили на восемь вопросов из десяти.
В экзаменационном билете должны содержаться как общие вопросы охраны труда (например, по расследованию несчастных случаев на производстве, организации обучения и инструктирования), так и специальные, вытекающие из содержания той конкретной деятельности, которой занимается аттестуемый специалист. Подобное сочетание общих и специальных вопросов при проверке знаний очень важно, так как подготовка должна быть направленной, ориентированной на обеспечение безопасности той конкретной деятельности, которой специалист руководит.
Результаты проверки знаний оформляются протоколом установленной формы с подписями аттестуемых специалистов и членов экзаменационной комиссии, а кроме того выпиской специального удостоверения. Повторная проверка знаний осуществляется не реже одного раза в три года.
Состав экзаменационной комиссии обязательно должен быть не менее чем из трех человек и утверждается приказом руководителя организации.
По сложившейся в Российской Федерации практике первые руководители организаций, главные специалисты, члены экзаменационных комиссий проходят обучение и проверку знаний в учебных центрах по охране труда, имеющих соответствующие разрешения органов управления по труду субъектов Российской Федерации. Остальные руководители и специалисты могут проходить обучение и проверку знаний в самой организации, т.е. на своем предприятии. В этом случае предприятие должно разработать программы обучения, систему проверки знаний, иметь нужную литературу по охране труда, подготовленных работников службы охраны труда.
Опыт показывает, что в свою очередь малые и даже средние предприятия и организации всего перечисленного не имеют и им целесообразно использовать услуги, предоставляемые соответствующими учебными центрами по охране труда.
Обучение и инструктирование по охране труда рядовых работников
Все рядовые работники при поступлении на работу должны проходить вводный инструктаж по охране труда в таком же порядке, как и руководители, и специалисты.
Вместе с тем при проведении этого инструктажа нужно учитывать, что в свою очередь содержание работы рядовых работников таково, что они чаще подвергаются воздействию опасных и вредных факторов. Более того, именно нарушения рядовыми работниками требований охраны труда являются причинами возникновения таких факторов. Важно, чтобы рядовые работники, прослушав вводный инструктаж, усвоили порядок допуска на рабочее место, знали установленные для них виды обучения и инструктажа, порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты, сроки носки, требования санитарии и личной гигиены, правила внутреннего трудового распорядка, правила передвижения по территории предприятия.
Рядовых работников учитывая зависимость от уровня профессионального риска делят на две категории:
) лица, занятые на работах и профессиях, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности, иными словами, - лица, занятые на работах и профессиях с повышенной опасностью;
) лица, занятые на работах и профессиях без повышенной опасности.
Однако независимо от уровня риска рядовые работники после вводного инструктажа должны пройти обучение и проверку знаний охраны труда в комиссии своей организации. В организации обязательно должны быть разработаны программы обучения, определены порядок, формы, периодичность и продолжительность обучения. Обычно обучение осуществляется в течение двух-трех смен, т.е. 16-24 часа. Обучение может проводиться в форме самоподготовки, т.е., работник самостоятельно изучает нужный материал - инструкции по эксплуатации оборудования, инструкции по охране труда, производственные инструкции, справочные пособия, относящиеся к конкретной работе или оборудованию, нормативные акты по охране труда. Все эти документы администрация должна предоставить работнику для самостоятельного изучения. После этого экзаменационная комиссия проводит проверку теоретических знаний и практических навыков, оформляется протокол проверки знаний и выписывается удостоверение.
Повторная проверка знаний проводится не реже одного раза в год - для лиц, занятых на работах и профессиях с повышенной опасностью.
При положительной оценке знаний по программе специального обучения работник направляется на свое рабочее место, где с ним проводят такие виды инструктажей согласно ГОСТ 12.0004:
) первичный, на рабочем месте;
) повторный;
) внеплановый;
) целевой.
Эти инструктажи проводят непосредственные руководители работ: мастер, прораб, начальник смены, участка, заведующий складом, заведующий лабораторией.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводят до начала производственной деятельности со всеми вновь принятыми на предприятие, в организацию, с командированными, временными работниками, студентами и учащимися, прибывшими на практику, со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории действующего предприятия.
Инструктаж проводят по программам, разрабатываемым руководителем подразделения для отдельных профессий или видов работ. В этих программах должна содержаться теоретическая и практическая часть.
) общие сведения о технологическом процессе и оборудовании на конкретном рабочем месте, участке, в цехе;
) характеристики опасных и вредных производственных факторов, возможных на данном рабочем месте и смежных рабочих местах;
) характерные причины аварий, пожаров, взрывов, несчастных случаев;
) требования по безопасной организации и содержанию рабочего места;
) характеристики опасных зон, машин, механизмов, приборов, оборудования, используемых на рабочем месте;
) требования безопасности при передвижении по цеху, участку;
) порядок подготовки используемого оборудования к работе, включая проверку исправности устройств безопасности - (блокировок, зануления и заземления и т.п.);
) порядок пуска оборудования в работу, требования безопасности в процессе работы, по окончании работы;
) требования по применению средств индивидуальной защиты;
) меры по предупреждению опасных ситуаций;
) действия при пожарах, взрывах, авариях, несчастных случаях.
Практическая часть первичного инструктажа на рабочем месте должна состоять из показа безопасных приемов и методов труда, нужно показать эти приемы работнику и проверить, насколько они им усвоены.
Если в цехе, на участке используются грузоподъемные средства, напольный производственный транспорт (автокары, электрокары), то инструктаж на рабочем месте должен включать также разъяснение мер безопасности, касающихся использования этих средств и транспорта. Нужно обратить особое внимание на обеспечение безопасности погрузочно-разгрузочных работ, транспортирование грузов, в том числе исходных материалов, сырья и готовой продукции.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводится индивидуально с каждым работником или учащимся или с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места.
После первичного инструктажа проводится стажировка в течение первых 2-14 рабочих смен. Стажировка - работа под наблюдением более опытного работника, назначенного распоряжением по цеху (участку).
Первичный инструктаж на рабочем месте, а кроме того пота такие инструктажи (повторный, внеплановый) фиксируются в журнале установленной формы, которая приведена в ГОСТ 12.0.004.
Повторный инструктаж проводится не реже одного раза в шесть месяцев, во многих отраслях экономики с повышенной опасностью (строительство, морской транспорт, горнодобывающая промышленность, энергетика и др. - не реже одного раза в три месяца). Этот инструктаж проводят по той же Программе, что и первичный инструктаж, и при том же порядке его проведения.
Внеплановый инструктаж проводят при:
) введение новых инструкций по охране труда для работников или внесение в них изменений;
) изменения в технике и технологиях ведения работ, влияющие на безопасность работ;
) при нарушении работником или учащимися требований безопасности труда, инструкций по охране труда;
) по требованию органов надзора,
) при перерывах в работе: для работ и профессий с повышенной опасностью - более 30 календарных дней, а для остальных работ и профессий - более 60 календарных дней.
Содержание внепланового инструктажа определяется в каждом конкретном случае с учетом ᴏʜований для его проведения. Инструктажи проводятся индивидуально или с группой работников одной профессии.
Целевой инструктаж в соответствии с ГОСТ 12.0.004 проводят в двух случаях:
) перед выполнением каких-либо разовых кратковременных работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, например, рабочие строители, привлекаются к разгрузке строительных материалов; водители привлекаются к расчистке территории после метели;
) перед выполнением работ, на которые оформляется наряд-допуск. Кроме того, целевой инструктаж проводят также перед началом ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, перед началом экскурсий, иных мероприятий с учащимися, перед спортивными соревнованиями.
Какой существует порядок приема на работу с учетом требований по охране труда
При приеме на работу работодатели обязаны удостовериться, что у лиц, принимаемых на работу:
) имеется нужная квалификация, т.е. нужно проверить, имеют ли будущие рабочие - водители, электрогазосварщики, каменщики, токари и т.д., а кроме того члены судоэкипажей соответствующие удостоверения, подтверждающие их профессиональную подготовку;
) состояние здоровья соответствует характеру будущей работы; ведь в противном случае по состоянию своего здоровья работник не может исполнять свои обязанности; именно поэтому работник обязательно должен быть направлен на медосмотр и получить, соответствующую справку из учреждения здравоохранения. Многие рабочие профессии предъявляют повышенные требования к здоровью людей. Затраты по медосмотрам оплачивает работодатель;
) третий этап при приеме на работу - вводный инструктаж по охране труда с последующей регистрацией в специальном журнале. Этот инструктаж проводит специалист (инженер) по охране труда предприятия, учреждения или организации и его проходят поступающие на работу: рядовые работники, руководители и специалисты;
) четвертый этап - обучение и проверка знаний охраны труда в комиссии организации с оформлением соответствующего протокола и выпиской в нужных случаях специального удостоверения;
5) пятый этап при приеме на работу - первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, который проводит непосредственный руководитель работ - мастер, прораб, начальник смены, участка и т.п. Этот инструктаж включает как разъяснение безопасных методов и приемов труда (беседа), так и обязательный показ этих методов и приемов и проверка их усвоения, принимаемым на работу.
Изложенный выше порядок приема на работу имеет очень важное значение для поступающего на работу - обязательно должен быть подготовлен к работе, знать сопутствующие ей опасные и вредные производственные факторы, и соответствующие им обязательные для выполнения меры безопасности.
При приеме на работу работодатель вправе установить испытательный срок, который по общему правилу не должен превышать 3-й месяца.
Стоит сказать, что работодатель также вправе изменять работнику так называемые существенные условия труда, изменить, например, режим сменности, отменить льготы, перевести на другую систему оплаты труда, на другой объект и т.п. Но при этом, обо всех этих изменениях работник обязательно должен быть предупрежден за 2 месяца.
Стоит сказать, что работодатель может переводить работника на другую работу. В случае в случае если обусловлено производственной нужностью, но подобный перевод допускается на срок до 1 месяца. Но при этом, при этом нужно помнить следующее: до начала другой работы соответствующие работники должны пройти нужные обучение и инструктаж по охране труда, требующиеся по новой работе.
Виды инструктажей по технике безопасности для экипажа судна и методика их проведения
Суда являются источником повышенной опасности, поэтому судовладелец (работодатель) обязан обеспечить предварительное курсовое обучение вновь поступающих на флот лиц по выбранной им профессии и специальности.
Ответственность за проведение курсового обучения возлагается на отдел кадров.
Подготовка лиц массовых профессий для работы на судах производится в профессионально-технических училищах, учебно-курсовых комбинатах по специально разработанным и утвержденным программам, в которых предусмотрен раздел «Охрана труда и техника безопасности».
Важно сказать, что для профессионально-технического обучения морским профессиям допускаются лица, годные по состоянию здоровья к морской службе при соблюдении по отношению к ним действующего законодательства.
Вновь поступающие на флот лица рядового состава в процессе подготовки проходят обучение на специально оборудованных учебных судах с практическим показом безопасных методов труда. Обучение считается законченным после того, как поступающий пройдет весь курс по программе, сдаст экзамен в квалификационной комиссии и получит соответствующее удостоверение (свидетельство).
Все вновь принимаемые на флот работники должны пройти вводный инструктаж по охране труда при управлении флота, а при поступлении на судно - первичный инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. В случае в случае если вновь направленный на судно не имеет достаточного опыта в работе, может быть допущен к работе только под руководством и непосредственным наблюдением квалифицированного члена экипажа для практического обучения безопасным приемам и методам труда. В дальнейшем обучение лиц плавсостава по вопросам безопасности труда производится в период прохождения установленных видов инструктажей.
Запрещается допускать практикантов к судовым работам, связанным с повышенной опасностью, в случае если эти работы не предусмотрены программой практики. Ответственность за соблюдение требований техники безопасности при выполнении практикантами работ, предусмотренных программой практики, несет руководитель практики на судне.
Обучение и инструктирование по охране труда членов судоэкипажей рыбопромысловых судов осуществляется в соответствии с требованиями, приведенных в соответствующих отраслевых нормативных документах, сводятся к следующему. Лица комсостава, а кроме того рядовые члены судоэкипажей, занятые на работах и профессиях с повышенной опасностью, повторную проверку знаний по охране труда проходят ежегодно.
Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте проводят в два этапа.
Первый этап проводит старший помощник капитана, второй - начальник соответствующей судовой службы, в которой будет работать член судоэкипажа.
Инструкции по охране труда членов судоэкипажей разрабатывают начальники соответствующих судовых служб, и утверждает капитан судна. Лица, осуществляющие инструктажи, должны иметь подготовленные планы- конспекты.
При проведении первого этапа первичного инструктажа нужно изложить назначение и устройство судна, особенности района плавания, меры безопасности в штормовую погоду, действия при падении человека за борт, действия при различных тревогах, назначение и правила пользования спасательными средствами, правила передвижения по судовым путям сообщения. Нужно показать расположение спасательных средств, аварийных выходов, разъяснить способы пересадки людей с судна на судно.
При проведении второго этапа первичного инструктажа (его следует проводить только индивидуально с каждым работником) нужно показать рабочее место, установленное оборудование, инструменты и приспособления, безопасные приемы и методы работы, разъяснить пункты инструкции по охране труда, возможные аварийные ситуации и способы их устранения.
Повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте проводят начальники судовых служб не реже одного раза в три месяца по программе второго этапа первичного инструктажа.
Важно помнить, что лица, привлекаемые на под вахты, до начала работ должны пройти соответствующий первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте по программе второго этапа.
Какие конструктивные и профилактические меры пожарной безопасности предусматривают на судах
Комплекс средств, направленных на предотвращение пожаров на судах, называют конструктивной противопожарной защитой (КПЗ).
Она включает ограничения в отношении возникновения пожаров, распространения огня и дыма по судну, создание условий для безопасной эвакуации людей из судовых помещений и с судна. Соответствующие требования в отношении КГТЗ установлены международными конвенциями, включая Конвенцию по безопасности рыболовных судов, и Правилами Регистра.
В комплекс средств КПЗ входят: разделение судна на главные вертикальные противопожарные зоны специальными преградами, отделение такими же преградами жилых помещений от других судовых помещений, ограничение применения горючих материалов, установка средств пожарной сигнализации, ограничение распространения пожара и его тушение в зоне возникновения, защита путей эвакуации и путей доступа для борьбы с пожарами, обеспечение готовности средств пожаротушения.
Все внутреннее пространство судна, в том числе надстройки и рубки, разделяют на главные противопожарные зоны путем установки вертикальных (в виде переборок) и горизонтальных (в виде палуб) перекрытий. Важно сказать, что для этого используют металлическую основу водонепроницаемых переборок, а выше главной палубы устанавливают отстойники переборки - в одной вертикальной плоскости с водонепроницаемыми. Переборки обязательно должны быть установлены так, чтобы протяженность главной вертикальной противопожарной зоны не превышала 40 м. Используемые в противопожарных целях переборки делят на типы:
тип А - огнестойкие;
тип В - огнезадерживающие;
тип С - негорючие конструкции, к которым не предъявляют требования по предотвращению прохождения огня, дыма, а кроме того по перепаду температур.
Огнестойкие переборки типа А должны изготовляться из стали или равноценных материалов, иметь элементы жесткости, предотвращать прохождение дыма и пламени в течение требуемого времени, иметь такую тепловую изоляцию, при которой средняя температура на стороне, противоположной нагреваемой, за время испытаний не повышалась бы более чем на 139°С по отношению к первоначальной. С учетом этого времени огнестойкие переборки типа А делят на: А-60, А-30, А-15 и А-0.
Огнезадерживающие переборки типа В обязательно должны быть изготовлены из негорючих материалов, быть непроницаемыми для пламени в течение требуемого времени, обеспечивать указанный выше перепад температур в течение 30 мин (конструкции В-30), 15 мин (В- 15), 0 мин (В-0).
Неметаллические материалы, применяемые в судостроении, делят на негорючие и горючие. Негорючие - это такие материалы, которые при нагревании до 750°С не горят и не выделяют горючих газов в опасном количестве (достаточном для самовоспламенения). Все остальные судостроительные неметаллические материалы считаются горючими и их применение существенно ограничивается.
В противопожарных переборках двери обязательно должны быть самозакрывающимися и того же типа, что и сами переборки. Важно сказать, что для обеспечения автоматического закрывания дверей используют легкоплавкую вставку в запоре дверей. В нижнем углу дверей, установленных на огнестойких переборках, предусматривают закрывающееся отверстие для прокладки пожарных рукавов.
Однако таких отверстий не предусматривают в дверях главных огнестойких переборок.
Двери жилых и служебных помещений на судах должны открываться внутрь и иметь внизу слабо закрепленные филенки, которые могут быть выбиты в экстренных случаях ногой.
Из главной противопожарной зоны, машинного отделения, туннеля гребного вала, общественных мест (при вместимости более 30 человек) должно быть не менее двух выходов.
Судовые схемы пожарной сигнализации состоят из схемы сигнализации обнаружения пожара и схемы предупреждения, автоматически срабатывающей при запуске систем тушения пожара. На судах должна быть установлена в требуемых местах также ручная пожарная сигнализация.
Важно сказать, что для предупреждения о пожаре на судах используют командное принудительное вещание. Важно понимать - оно идет и при включенных и при выключенных динамиках на местах.
Какие требования Конвенции МАРПОЛ 73-78 по предотвращению загрязнения моря нефтью
Эксплуатационные сбросы нефти с танкеров разрешены только при выполнении следующих условий:
. Общее количество нефти, которое танкер может сбросить в балластном рейсе на ходу не должно превышать 1/15,000 полной грузовместимости судна;
. Скорость сброса не должна превышать 60 литров на милю пути;
. Запрещен сброс нефти в любом виде из грузовых помещений танкера в пределах 50 миль от ближайшего берега. На борту должен иметься журнал нефтяных операций, в котором регистрируется размещение груза и его остатков от погрузки до выгрузки по принципу «из танка - в танк».
Кроме того, в Конвенции 1973 г. максимальное количество нефти, разрешенное для сброса на балластном рейсе новых нефтяных танкеров, было уменьшено с 1/15,000 грузовместимости до 1/30,000 количества перевозимого груза. Эти критерии одинаковы для однородной (черной) и неоднородной (белой) нефти.
Как и поправки 1969 г. к Соглашению 1954 (OILPOL), Конвенция 1973 г. признала схему «погрузки поверх», которая была развита нефтедобывающей промышленностью в 1960-х.
На балластном рейсе танкер принимает балластную воду (балласт отхода) в грязные грузовые танки. Другие танки очищаются для приема чистого балласта. Вода после мойки танков откачивается в специальный отстойный танк. После скольких дней балласт отхода отстаивается, и нефть собирается на поверхности. Чистая вода ниже фильтруется, в то время как принимается новый балласт (балласт прибытия). Верхний слой балласта отхода перекачивается в отстойные танки, где вновь отстаивается и очищается.
Следующий груз загружается поверх остатков нефти в отстойных танках, что и объясняет термин «погрузки поверх».
Новой и важной особенностью Конвенции 1973 г. стала концепция «особых зон», которые считаются настолько уязвимыми к загрязнению нефтью, что в свою очередь сбросы в их пределах были полностью запрещены с небольшими и четко определенными исключениями. Конвенция 1973 г. определила Средиземное, Черное, Балтийское, Красное моря и акватории заливов как «особые зоны». Все суда, имеющие на борту нефтепродукты, должны иметь возможность сохранения нефтяных отходов на борту судна либо через схему «погрузки поверх», либо для откачки на береговые очистные сооружения.
Это предусматривает внедрение соответствующего оборудования: схемы контроля и слежения за сбросом нефти, схемы фильтрации и сепарации нефтесодержащих вод, отстойные цистерны, насосы, трубопроводы и арматура.
Новые нефтяные танкеры (те, для которых контракт на постройку был заключен после 31 декабря 1975 г.) грузовместимостью 70,000 тони и более обязательно должны быть оснащены танками изолированного балласта достаточного объема, чтобы обеспечить соответствующую эксплуатационную нагрузку без нужности принимать балластную воду в грузовые нефтяные танки.
Далее корпуса новых нефтяных танкеров должны делиться на отсеки и удовлетворять требованиям аварийной остойчивости основываясь на выше сказанном, чтобы при любых условиях загрузки обеспечивалась живучесть судна после столкновения.
Протокол 1978 г. содержит некоторые изменения к Приложению 1 Конвенции 1973 г. Танки изолированного балласта (ТИЕ) обязательно должны быть на всех новых танкерах грузовместимостью 20,000 тонн и более (в Конвенции 1973 - 70,000 тонн и более). Протокол также требует, чтобы они могли защитить грузовые танки в случае столкновения или посадки на мель. Другое важное нововведение касалось очистки сырой нефтью (ОСН), которая была разработана нефтедобывающей промышленностью в 1970-х и имеет много достоинств. При ОСН танки моются не водой, а сырой нефтью. ОСН была принята как альтернатива к ТИБ на существующих танкерах и как дополнительное требование - на новых. Важно сказать, что для существующих танкеров, перевозящих сырую нефть (построенных перед вводом в действие Протокола 1978 г.) была третья альтернатива оком на два - четыре года после вступления в силу MARPOL. 73/78. Система танков чистого балласта (ТИБ) подразумевает использование некоторых танков только для балластной воды. Это дешевле, чем полная ТИБ схема, так как схема ТИБ использует существующие насосы и трубопроводы, но по истечении вышеуказанного периода на таких танкерах обязательно должны быть установлены другие схемы. Некоторые танкеры работают только на определенных маршрутах между портами, которые обеспечены соответствующими приемными сооружениями. Некоторые не используют воду в качестве балласта. Конференция 1978 г. признала, что такие суда не должны подчиняться всем требованиям MARPOL 73/78.
Общепризнано, что эффективность международных соглашений завит от степени повиновения им, а это в свою очередь в основном завит от степени к ним принуждения. Поэтому Протокол 1978 г. ввел более строгие правила освидетельствования и сертификации судов.
Используемая литература
1.Минько В.М. Охрана труда в рыбном хозяйстве. М.: ИНФРА-М.: 2004, - 178 с.
2.Никитин Г.М. Основы техники безопасности. С-Пб.: Глобус, 2005. - 213 с.
.Пособие по охране труда для руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций рыбного хозяйства.
.Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: ГроссМедиа, 2007. - 192 с.