Охрана труда на морском транспорте
Реферат
Охрана
труда на морском транспорте
Содержание
1. Основные законодательные акты по
охране труда
. Обучение и проверка знаний по
охране труда
. Понятие производственного
травматизма и профессиональных заболеваний
. Ответственность за нарушение
законодательства об охране труда
. Общие требования безопасности
. Работы повышенной опасности
. Выполнение работ в штормовых
условиях
. Применение средств индивидуальной
защиты
. Основы электробезопасности
. Основы гигиены труда
. Микроклимат в производственных и
жилых помещениях
. Защита от вредных воздействий
производственной пыли и токсичных веществ
. Защита от шума и вибрации
. Защита от электромагнитных и
ионизирующих излучений
. Освещенность судовых помещений
Литература
охрана труд травматизм защита
. Основные законодательные акты по охране труда
Основными законодательными актами по охране
труда являются:
Национальные документы:
- Конституция Украины;
Закон Украины "Про охорону праці";
Закон Украины "Про загальнообов'язкове
державне соціальне страхування від нещасного випадку на виробництві та
професійного захворювання, які спричинили втрату працездатності";
Закон Украины " Про пожежну безпеку";
Закон Украины " Про використання ядерної
енергії та радіаційну безпеку";
Закон Украины " Про забезпечення
санітарного та епідемічного благополуччя населення".
Международные документы:
1.Международный Кодекс безопасного обслуживания
судов. International Safety Management-Code
( ISM- Code ) ;
2.Контрольные листы (Сheck Lists) на проведение
опасных работ на судне - разработаны в компаниях на основе требований
Международных конвенций и ISM- Code.
На базе этих документов издаются специальные
правила и нормы охраны труда, в которых изложены конкретные требования по
повышению безопасности и улучшению условий труда.
В современную систему правовых норм охраны труда
входят:
правила и нормы, регулирующие взаимоотношения
администрации и профорганизации в области охраны труда;
правила и нормы техники безопасности,
производственной санитарии и охраны внешней среды с учетом обеспечения
индивидуальной защиты работающих от производственных вредностей;
правила, регулирующие планирование и организацию
охраны труда;
нормы, определяющие уровень ответственности
должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда.
2. Обучение и проверка знаний по охране труда
Трудовое законодательство обязывает
администрацию предприятий проводить инструктаж и регулярное обучение работающих
безопасным приемам работы. Ответственность за своевременное проведение
инструктажей, обучение экипажей судов и за допуск их к самостоятельной работе
возлагается на старших помощников капитанов и старших механиков судов.
Производятся инструктажи и обучение следующих основных видов:
вводный инструктаж (вступительный) -
производится со всеми направляемыми на работу на судно ( в том числе и с
практикантами при прохождении плавпрактики). Инструктаж проводится специалистом
по охране труда предприятия (судовладельца), как правило, в кабинете охраны
труда;
первичный - непосредственно по прибытии на
судно;
повторный - не реже 2 раз в году, а для
работающих с повышенной опасностью - каждые 6 месяцев;
внеплановый - проводится после аварий или
несчастных случаев;
целевой - перед выполнением работ, на которые
необходимо оформлять наряд-допуск.
первичный , повторный, внеплановый, целевой
проводит непосредственно руководитель работ (старший помощник капитана или
старший механик или электромеханик для экипажей судов, перевозящих опасные и
вредные грузы.).
Не прошедший инструктаж к самостоятельной работе
не допускается.
На судах иностранных компаний государств-членов
ИМО в первый день прибытия на судно старший помощник капитана проводит с
прибывшим членом экипажа занятия по общим вопросам техники безопасности.
Инструктаж по вопросам охраны жизни на море и предотвращения загрязнения должен
регистрироваться в специальном журнале.
На рабочем месте с мотористом проводится
инструктаж (Checklist No1. 08 Bridge Familiarzation). Оригинал документа
остается на судне, а копия отправляется в компанию.
. Понятие производственного травматизма и
професиональных заболеваний
Производственной называется травма, полученная
человеком в процессе труда в результате воздействия на него опасного
производственного фактора и несоблюдения требований безопасности труда.
В зависимости от обстоятельств и обстановки, при
которых получена травма, несчастные случаи квалифицируются как производственные
несчастные случаи; несчастные случаи , связанные с работой, и бытовые
несчастные случаи, т.е. не связанные с работой.
Травма может привести к временной или полной
утрате трудоспособности или даже к смерти пострадавшего. В зависимости от
количества пострадавших различают одиночные и групповые несчастные случаи.
Профессиональным называют заболевание, вызванное
систематическим или длительным воздействием на человека вредных
производственных факторов (шум, вибрация, действие токсичных веществ,
электромагнитное и ионизирующее излучения и т. д.).
. Ответственность за нарушение законодательства
об охране труда
Анализ производственного травматизма на флоте
показывает, что основными причинами травматизма являются организационные:
неудовлетворительная организация работ;
некачественное проведение обучения и проверки
знаний по охране труда;
непрофессионализм и неподготовленность моряка к
работе на судах;
слабый надзор за исправностью оборудования и
безопасностью работ;
нарушение трудового законодательства
(злоупотребление сверхурочными работами);
отсутствие должного надзора за применением
спецодежды и индивидуальных средств защиты;
низкая трудовая дисциплина.
В связи со сложностью и опасностью длительных
морских плаваний трудовая дисциплина на судах непосредственно связана с
травматизмом. Употребление спиртных напитков, лихачество, неосторожность,
применение заведомо опасных приемов работы, выполнение непорученной работы -
все это является грубым нарушением трудовой дисциплины.
. Общие требования безопасности
Моторист должен знать о возможном контакте с
вредными и опасными производственными факторами:
при работе в машинно-котельном отделении (МКО) -
это шум, вибрация от работающих механизмов, повышенное содержание вредных
веществ в воздухе из-за испарения топлива, масел, продуктов сгорания,
повышенная температура от нагретых поверхностей механизмов и оборудования;
при работах в замкнутых пространствах
(топливных, балластных и др.танках) может иметь место недостаток кислорода,
испарения нефтепродуктов;
при палубных работах на открытом воздухе
неблагоприятные метеофакторы, острые кромки, заусеницы, движущиеся механизмы,
подвижные части производственного оборудования;
при ремонтных работах - шум, локальная вибрация,
пыль, острые кромки, заусеницы; при сварочных работах - слепящее воздействие
сварочной дуги, а также вредные вещества в воздухе рабочей зоны и возможность
поражения электрическим током.
При использовании оборудования бытового
назначения моторист обязан выполнять требования инструкции по его эксплуатации.
При нахождении на судне запрещается:
- распивать спиртные напитки и являться на судно
в состоянии алкогольного опьянения;
спускаться или входить в трюма и отсеки судна
без разрешения администрации и без сообщения об этом вахтенному помощнику
капитана;
входить в неосвещенные трюма и другие судовые
помещения;
снимать, переставлять ограждения, знаки и другие
устройства, обеспечивающие безопасность работ:
работать неисправным инструментом и на
неисправном оборудовании, при обнаружении, при обнаружении неисправности
механизма его надо немедленно восстановить;
самостоятельно производить ремонт
електрооборудования;
становиться или садиться на комингсы открытых
трюмов, фальшборт, ограждения, кнехты, прыгать с борта судна на причал, другие
суда или в воду;
находиться в местах производства судовых работ
лицам не участвующих в работах;
курить пользоваться открытым огнем и бытовыми
электронагревательными приборами, за исключением специально выделенным мест;
выбрасывать за борт что-либо. Особенно горящие
или тлеющие предметы (окурки и др.);
использовать бензин, спирт и др. огнеопасные
материалы для протирания палубы, переборок и др. поверхностей. Пролитые бензин
или другие нефтепродукты должны быть немедленно убраны;
использовать каустическую соду, антидепон и
другие едкие вещества при мойке палуб и переборок;
купаться с судов, шлюпок, плотов на акваториях
портов и судоремонтных заводов;
передвигаться по судовым трапам не держась за
поручни и в обуви без задников или в колодках;
высовываться в иллюминатор во время швартовных
операциях, оставлять открытыми иллюминаторы при уходе из помещения.
Моторист должен:
- знать правила оказания первой доврачебной
помощи при несчастных случаях и уметь ее оказывать;
знать инструкции по эксплуатации механизмов и
оборудования;
обо всех замеченных неисправностях оборудования,
устройств, а также при нарушениях на судне охраны труда немедленно сообщить
руководителю работ или вахтенному механику
Невыполнение требований по охране труда рассматривается
как нарушение трудовой дисциплины.
6. Работы повышенной опасности
К работам повышенной опасностью на судах
относятся:
работы за бортом судна (Out board work).
Разрешается производить с люлек, беседок, плотов и рабочих шлюпок. Спуск людей
на плот или на рабочую шлюпку, подъем с них на борт судна должны осуществляться
по забортному трапу или по штормтрапу с применением предохранительного пояса со
страховочным канатом под наблюдением руководителя работ. У места производства
забортных работ должен находиться спасательный круг с линем. Перешвартовку
плота или рабочей шлюпки с людьми можно производить только вручную, при этом
люди должны сидеть на настиле плота или на банках шлюпки. Работающим на плоту
или на рабочей шлюпке нельзя самостоятельно выполнять перешвартовку, а также
снимать леерное ограждение плота. На работающем за бортом должен быть надет
спасательный жилет и закреплен страховочный конец, длина которого должна быть
не менее высоты надводного борта судна. Верхний конец страховочного линя
необходимо закрепить за прочные части корпуса. У места выполнения забортных
работ необходимо иметь спасательный круг с бросательным концом, длинойне менее
27,5 м.
Запрещается:
производство работ на высоте и за бортом во
время хода судна, между бортами двух судов, между бортом судна и причалом;
спускать за борт, поднимать или переносить
беседку с находящимся на ней человеком;
поднимать беседку на сращенном или соскакивающем
с блока гордене, если блок горденя заедает;
подъем (спуск) людей на высоту с помощью
лебедок;
спускать, поднимать плоты и рабочие шлюпки с
людьми;
проворачивание главного двигателя. На пульте его
управления вывешивается табличка: "Не включать! Работают люди".
работы на высоте (Top work). Должны
производиться только в специально оборудованных беседках или люльках с леерным
ограждением высотой 120 см. Перед началом работы гордень, на котором
осуществляется подъем и крепление беседки к нему, должен быть испытаны на
статическую нагрузку и нее должен иметь сплесей. На работающем на высоте должен
быть предохранительный пояс со стропом (или карабином), с помощью которого он
обязан перед началом работ прикрепиться к прочным конструкциям рангоута
(корпуса судна. Страховочный конец предохранительного пояса должен иметь длину,
при которой обеспечивается передвижение работающего в люльке. При выполнении
работ вблизи радио- или радиолокационных антенн, судового тифона об этом должны
быть предупреждены соответственно вахтенный помощник, вахтенный механик, а на
пультах включения вывешены таблички: " Не включать! Работют люди".
Запрещается работа на высокорасположенных местах на ходу судна, за исключением
аварийных ситуаций, а также одновременное выполнение работы на двух
высокорасположенных местах, если они находятся в одной вертикальной плоскости,
т.е. друг над другом.
При выполнении работ за бортом и на высоте
допускаются лица, имеющие квалификацию не ниже матроса 1 класса при опыте
работы на судах не менее 1 года.. При этом должен назначаться наблюдающий за
каждой беседкой, который обязан неотлучно находиться в местах крепления тросов,
на которых поднимаются люльки или спускаются беседки за борт.. Ответственным за
проведение работ на высоте и за бортом судна является старший механик или
старший помощник в зависмости от вида работы.
Работа в закрытых помещениях или емкостях
(Enclosed or confined space work). Может начинаться только после их тщательной
вентиляции и анализа состава воздуха. Входящий должен иметь при себе
индивидуальный портативный прибор для замеров содержания кислорода в воздухе,
надеть каску, предохранительный пояс с лямками и страховочным канатом, второй
конец которого должен находиться в руках у страхующего вне помещения. Один
человек не должен входить в такое помещение, если за ним не наблюдает второе
лицо, находящееся вне этого помещения (у входа в него). У страхующего должен
быть комплект изолирующих средств защиты, позволяющий спускаться в помещение
для оказания помощи, и медицинская аптечка.
Для освещения танков и цистерн применяется
только низковольтное освещение со светильниками взрывобезопасного исполнения.
Работы с электрооборудованием под напряжением
(Electrician work). Допускаются только в аварийных ситуациях и только
электриком и электромехаником при условии, что предприняты все меры
безопасности.
Огневые работы (Welding work) - это судовые
работы, связанные с открытым огнем (сваркой и резкой металлов), производятся
только для ремота судна и с письменного разрешения капитана судна под контролем
старшего механика и вахтенной службы.
Работы в холодных и горячих помещениях и
емкостях (Hot Work and Colde Work) Допускаются исключительно в аварийных
ситуациях и только с разрешения старшего механика.
Огневые работы на борту судна при стоянке в
порту допускаются только с разрешением капитана порта.
На все работы повышенной опасностью оформляются
контрольные листы (Check-List) и соответствующие разрешения (Permission).
. Выполнение работ в штормовых условиях
При получении штормового предупреждения на судне
проводятся следующие мероприятия:
проверяется задраивание грузовых трюмов;
выбирается слабина крепления палубного груза,
при необходимости он подкрепляется дополнительными найтовами;
проверяется крепление спасательных шлюпок,
грузовых стрел, шкиперского камбузного и др. имущества;
якоря в клюзах берутся на дополнительные
стопоры, палубные клюзыцементируются и закрываются крышками;
палубные люки, двери, иллюминаторы задраиваются;
трюмные вентиляторы разворачиваются по ветру и
задраиваются чехлами;
проверяются штормовые портики, шпигаты для стока
воды, обеспечиваются свободные проходы к мерительным и воздушным трубам,
портикам и шпигатам;
по возможности устанавливается в диаметральной
плоскости судна штормовой леер (стальной трос);
швартовные концы, не находящиеся на вьюшках,
убираются в кладовые;
на верхней палубе протягиваются штормовые леера
из растительного каната окружностью не менее 60мм, обеспечивающие безопасное
передвижение людей.
В исключительных случаях или аварийных ситуациях
и только с разрешения капитана могут проводиться палубные работы в штормовых
условиях:
непосредственное руководство работами на месте
обеспечивает лицо командного состава, имеющее стаж работы на флоте не менее
трех лет;
перед выходом людей на палубу необходимо лечь на
курс и изменить ход для уменьшения заливания палубы волнами, на мостике
выставляется наблюдатель для предупреждения о подходе случайной крупной волны;
на работающих должны быть надеты спасательные
жилеты и страховочные пояса;
в темное время суток места должны освещаться
прожекторами, стационарными люстрами;
непосредственный руководитель свистком предупреждает
работающих об опасности (один длинный свисток - приступить к работе, ряд
коротких свистков - прекратить работу, укрыться);
перед каждым выходом на открытую палубу
работающих с ними проводят инструктаж, проверяется знание сигналов, указываются
ближайшие места для укрытия;
к работе на палубе допускаются наиболее
квалифицированные лица;
. Применение средств индивидуальной защиты
Одним из важных мероприятий для защиты
работающих от не устраненных опасностей труда является применение средств
индивидуальной защиты (СИЗ). К ним относятся: спецодежда, спецобувь, средства
защиты органов человека от вредных производственных факторов и
предохранительные приспособления. СИЗ применяются в тех случаях, когда
безопасность труда не может быть обеспечена путем организации производства и
использования соответствующих конструкций судового оборудования и средств
коллективной защиты. Какие защитные средства необходимо использовать
определяется характером выполняемых работы, а также метеорологическими
условиями.
Рис.1 Средства индивидуальной
защиты.
. Основы электробезопасности
Соприкосновение человека с открытыми
токоведущими частями, находящимися под напряжением, приводит к поражению
электрическим током. Проходя через тело человека, электрический ток оказывает
тепловое, электрическое и биологическое воздействия. Тепловое воздействие
приводит к ожогам кожи и перегреву тела. Электирическое воздействие вызывает
электролиз крови, что приводит к нарушению нормального функционирования
организма. Биологическое воздействие проявляется в опасном возбуждении живых
клеток и тканей, что приводит к прекращению деятельности органов дыхания и
кровообращения.
Насыщенность современных судов
электрооборудованием приводит к случаям попадания людей под напряжение.
Причем наиболее вероятным является
соприкосновение человека не с двумя, а с одной фазой сети. Так как на судах
применяются системы с изолированной нейтралью, то величина тока, проходящего
через тело человека, будет зависеть не только от напряжения сети и
сопротивления тела, но и от сопротивления току утечки через изоляцию на корпус,
то есть от сопротивления изоляции. Поэтому поддержанию сопротивления изоляции
на судне в пределах, обусловленных Правилами Регистра ПТЭСЭ, уделяется
первоочередное внимание
Основными причинами электротравматизма на судах
являются:
выполнение работ под напряжением без
действительной необходимости в этом и при несоблюдении защитных мероприятий;
несовершенство конструкций электрифицированных
механизмов (палубных устройств, машинного отделения и др.);
несовершенство конструкции светотехнических
устройств и электроустановочной арматуры;
неисправность и несовершенство переносной
арматуры и переносного инструмента;
отсутствие единообразия в выборе напряжений
цепей управления пускорегулирующей аппаратуры;
неудовлетворительное состояние электрической
изоляции сети,
отсутствие должного контроля за проводимыми работами
с электрооборудованием;
несвоевременное устранение возникших
неисправностей и повреждений электрооборудования;
формальное проведение инструктажа по безопасным
приемам работы.
Использование электрической энергии на судах
связано не только с опасностью поражения обслуживающего персонала электрическим
током, но и с возможностью возникновения пожаров. В нормальных условиях
тепловое действие тока нормировано, то есть нагрев проводников и токоведущих
деталей в электрооборудовании рассчитывают таким образом, чтобы он не превышал
установленных норм. Вследствие несоблюдения ПТЭСЭ и правил техники
безопасности, повреждений, воздействия на электрооборудование окружающей среды
(сырости, пыли, химически активных веществ) его нормальное состояние
нарушается. При этом в судовых электрических установках возникают короткие
замыкания, перегрузки, большие переходные сопротивления, дуговые и искровые
разряды, что также может привести к пожарам.
Для защиты персонала, работающего на
электрических установках, от поражения электрическим током, воздействия
электрической дуги и продуктов ее горения и т. п. применяются основные и
дополнительные средства защиты. Основные - это средства, изоляция которых
надежно выдерживает рабочее напряжение электроустановки и позволяет прикасаться
к токоведущим частям, находящимся под напряжением. Дополнительные - это
средства, которые сами по себе не могут при данном напряжении обеспечить
безопасность от поражения током. Они служат для защиты от шагового напряжения и
воздействия на человеческий организм электрической дуги и продуктов ее горения.
К основным защитным средствам в электроустановках напряжением до 1000 В
относятся диэлектрические перчатки, инструмент с изолированными рукоятками,
указатели напряжения, изолирующие и токоизмерительные клещи К дополнительным
средствам относятся диэлектрические галоши и боты, диэлектрические резиновые
коврики, изолирующие подставки. Кроме основных и дополнительных, применяются
вспомогательные защитные средства обслуживающего персонала от световых, тепловых
и механических воздействий. К ним относятся защитные очки, противогазы,
специальные рукавицы и т. п.Все защитные изолирующие средства должны быть
пронумерованы и учтены в соответствующих книгах учета. При приемке в
эксплуатацию их необходимо проверять независимо от заводских испытаний.
Внеочередные испытания должны проводиться в случае неисправности защитных
средств или после их ремонта Перед каждым использованием защитных средств
исправность и убедиться, что нет внешних повреждений, проколов; проверить по
штампу, при каком напряжении можно пользоваться данным периодического
испытания. Запрещается использовать защитные средства: с механическим
повреждением, на открытом воздухе в испытания, не по назначению.
Оказание первой помощи пострадавшим
от электрического тока
Перед оказанием первой помощи необходимо,
предварительно обезопасив себя, быстро освободить пострадавшего от тока и
стесняющей его дыхание одежды, затем осмотреть полость рта и удалить слизь,
если она имеется.
Для определения состояния пострадавшего
необходимо положить его на спину на твердую поверхность, проверить дыхание,
пульс на лучевой артерии у запястья или на сонной артерии на переднебоковой
поверхности шеи, определить ширину зрачка (широкий зрачок - признак резкого
ухудшения кровоснабжения мозга
Во всех случаях поражения электрическим током
вызов врача является обязательным независимо от состояния пострадавшего.Если
пострадавший находится в сознании, но до этого был в обморочном состоянии, его
нужно удобно положить на подстилку и накрыть сверху какой-нибудь одеждой, до
прибытия врача обеспечить полный покой, непрерывно следя за дыханием и пульсом.
Если же пострадавший потерял сознание, но при этом сохраняются устойчивое
дыхание и пульс, необходимо ровно и удобно уложить его на подстилку, расстегнуть
пояс и одежду, обеспечить приток свежего воздуха, давать нюхать нашатырный
спирт. В тех случаях, когда дыхание очень редкое и судорожное или отсутствуют
всякие признаки жизни, следует сделать искусственное дыхание и массаж сердца.
Переносить. пострадавшего в другое место разрешается только тогда, когда ему
или оказывающему помощь угрожает опасность
10. Основы гигиены труда
Гигиена труда - это наука о здоровье людей и о
взаимодействии человека с окружающей средой и предсталяет собой как систему организационных,
гигиенических и санитарно-технических мероприятий.
Гигиена труда изучает воздействие организма
человека с производственной средой в процессе его трудовой деятельности и
занимается разработкой практических мер, направленных на улучшение санитарных
условий труда и отдыха моряков.
Вредные производственные факторы (шум, вибрация,
действие токсичных веществ, электромагнитное и ионизирующее излучение и т. д.),
а также действие инфекций, вирусов вызывают нарушение жизнедеятельности
человека, вызывают острые и хронические заболевания. Меры по оздоровлению
производственной среды, улучшению условий труда и быта людей изучает наука -
физиология труда.
. Микроклимат в производственных и жилых
помещениях
Микроклимат определяется газовым составом
воздуха, его температурой, относительной влажностью, скоростью движения
воздуха, а также барометрическим давлением. Основными средствами поддержания
нормальной воздушной среды в судовых помещениях являются вентиляция и
кондиционирование воздуха. Более совершенной является система кондиционирования
воздуха. Которая обеспечивает по заданной программе параметры воздушной среды,
независимо от наружных условий и осуществляется автоматически специальными
установками - кондиционерами.
12. Защита от вредных воздействий
производственной пыли и токсичных веществ
Органическая пыль образуется из таких веществ,
как древесина, хлопок, джут, каучук, шерсть и пр. Неорганическая - из различных
минералов: наждак, карборунд. Цемент, известь, асбест, уголь, кремнезем, а
также из металлов. Она может вызвать раздражение кожных покровов, слизистых
оболочек глаз, органов дыхания и пищеварения человека. Длительная работа в
условиях запыленности может привести к тяжелым хроническим профессиональным
заболеваниям. Острые частицы пыли могут вызвать ранения и заболевания кожи и
органов зрения.
Защиту от пыли осуществляют применением СИЗ:
защитные маски, очки, щитки, респираторы и фильтрующие противогазы. Наиболее
радикальный метод борьбы с промышленной пылью - это механизация и автоматизация
производственных процессов и удаления человека из зоны воздействия пыли.
Некоторые химические вещества, применяемые на
судах, а также перевозимый опасный груз могут представлять опасность для
экипажей судов из-за своей токсичности. Систематический контроль состояния
воздушной среды и уровня концентрации в ней токсичных веществ, применение для
работы в загазованной среде аппаратов на сжатом воздухе (АСВ ) сводит до
минимума возможность отравлений.
. Защита от шума и вибраций
Длительное и интенсивное действие шума и
вибрации влияет на органы слуха, приводя иногда к глухоте. Вызывает серьезные
расстройства нервнопсихической и сердечно-сосудистой деятельности организма.
Степень вредности шума и вибрации определяется во время постройки и ремонта
судов. Для этого шум измеряется прибором - шумомером, а вибрация -
осциллографом и вибромером. Полученные результаты сравнивают с требованиями
"Санитарных правил для морских судов Украины" При превышении уровня
шума и вибрации осуществляют мероприятия по их уменьшению: экранирование шума,
поглощение шума и вибрации (применение глушителей шума и амортизаторов),
применение звукопоглощающих материалов и виброизоляции и т. д. Кардинальным
способом решения проблемы снижения вредного влияния шума и вибрации на людей
является внедрение средств автоматизации и дистанционного управления судовыми
установками и оборудованием, а также применение безвахтенного обслуживания
механизмов и устройств.
. Защита от электромагнитных и ионизирующих
излучений
Оборудование современных судов мощными
средствами радионавигации, являющиеся источниками электромагнитных излучений,
применение в приборах радиоактивных изотопов, а также возможная перевозка на
судах опасных грузов класса 7 (радиоактивные материалы) неблагоприятно
воздействуют на здоровье человека. Длительное облучение людей электромагнитными
и ионизирующими (альфа, бета, нейтронные, гамма и ренгеновские излучения) может
вызвать лучевую болезнь в острой или хронической форме.
Применяют организационно-профилактические и
технические мероприятия для защиты экипажей судов от вредного действия
электромагнитных и ионизирующих излучений. Одним из действенных способов
обеспечения радиоактивной безопасности является систематический дозиметрический
контроль уровней радиации, а также внешнего и внутреннего облучения экипажа
судов.
15. Освещенность судовых помещений
К освещенности судовых помещений предъявляются
повышенные требования как гигиенического. Так и технико-экономического
характера, так как неудачный выбор светильников или недостаточная освещенность
контрольно-измерительных приборов может явиться причинами несчастных случаев и
аварий. Нормы освещенности судовых помещений регламентируются "Санитарными
правилами для морских судов Украины"
В зависимости от источника света освещение может
быть естественным и искусственным, осуществляемым электрическими осветительными
приборами. Освещенность палуб и судовых помещений должна быть равномерной, без
глубоких теней и слепящих отблесков. При необходимости предусматривается
подсветка шкал приборов, расположенных на щитах и постах управления.
Создание в судовых помещениях рациональных
условий освещения в большой степени зависит от правильного обслуживания
осветительной аппаратуры и выполнения Правил технической эксплуатации судового
электрооборудования.
Список литературы
1. Артемов Г. А., Горбов В. М. Суднові
енергетичні установки: Навчальний посібник. - Миколаїв: УДМТУ, 2002. - 356 с.
2. Донатка Р., Перепечко А.
Книга о судах. - Пер. с нем. - Л.; Судостроение, 1981. - 208 с., ил.
. Дунаевский Е. Я., В.Г.Жбанов
"Спасание на море",М., "Транспорт", 1991г.
. Емельянов П. С. Судовые
энергетические установки. Тексты лекций. - СПб.: ГМА им. адм. С. О. Макарова,
2006. - 171 с.
. Закон Украины "О
пожарной безопасности".
. "Кодекс торгового
мореплавания Украины".
. Международная конвенция о
предотвращении загрязнения моря - МАРПОЛ-73/78, изд. 2004 г.
. Международная конвенция по
охране человеческой жизни на море - СОЛАС-74 (SOLAS-74), изд. 2008 г.
. Международный морской
кодекс по опасным грузам - ММОГ, изд. 2006 г.
10. Международная конвенция о
подготовке и дипломировании моряков и несении вахты - ПДМНВ-78/95,
изд. 2006 г.
11. Пахомов Ю. А. Судовые
энергетические установки с ДВС. Учебник. - М.: ТрансЛит, 2007. - 528 с., ил.
12. Позолотин, В.Г.Торский,
Любченко В.И. СОЛАС-74 в вопросах и ответах, Одесса, Астропринт, 2002г.
. Перельман Р. С. Суднове
енергетичне устаткування: Енергетика. - О.: Фенікс, 2006. - 92 с.
14. Правила пожежної
безпеки на морських суднах України,
НАПБ.Б. 01.013 - 2007. - Київ: Основа, 2007.
. Соловьев Е. М.
Энергетическое оборудование, механизмы и системы судна. - М.: Мир, 2003. - 280
с., ил.
. ниверсальный
словарь-справочник для моряков, работающих под иностранным флагом, Одесса. - СП
Дракар, 1996.
. Управление борьбой с
пожаром на судне: Учебное пособие. - Одесса, 2002.