Группа
|
Название игр
|
|
Растения
|
Животные
|
Птицы
|
времена года
|
|
«Парные картинки», «Ботаническое лото», «Узнай на вкус»,
«Растет, цветет и зреет», «Сбор грибов»,
|
«Домашние животные», «Малыши», «Зоологическое лото», «Найди
свой дом»,
|
«Ку-ка-ре-ку» (лото), «Кубики»,
|
«Что изменилось?»
|
Младш. группа
|
|
|
|
|
Средняя группа
|
«Чудесный мешочек», лото «Наши растения», «Что нам привезли
фермеры», «Наш огород»
|
«Зоологическое лото», «Голоса животных», «Силуэты»
(Приложение Г)
|
«Какая птица поет?» (Приложение Д)
|
«Сложи картинку»
|
Старшая группа
|
«Вершки и корешки», «Кем что выращено?»
|
«Хвосты», «Живое-неживое» (Приложение В)
|
«Узнай птицу по описанию»
|
лото «Четыре времени года» (Приложение Б)
|
Игровая обучающая ситуация (ИОС) - это полноценная, но специально
организованная сюжетно-ролевая игра. Её характеризуют следующие моменты:
- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе
жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое
хорошо знакомо дошкольникам; оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой;
- для неё специально организуются пространства и предметная
среда; в содержании игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача,
которым подчинены все её компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей
и пр.;
- игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет,
распределяет роли, берёт одну роль на себя и исполняет её, поддерживает
воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
- воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета,
исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями;
- насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через
которые и осуществляется дидактическая цель.
Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами. Аналоги - это такие
игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения.
Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном
исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.). Игрушечных
аналогов растений не так много - это пластиковые ёлочки разного размера,
деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые
фрукты и овощи, фигурки героев сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино».
Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3
лет можно формировать отчётливые представления о специфических особенностях
живых существ на основе ряда существенных признаков. Маленьким детям можно
показать главные отличия игрушки предмета от живого животного, если
организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких
игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно
делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности
с живыми и неживыми объектами.
ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных
группах, причём сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их
изображениями на картинках, наглядных пособиях.
Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму
экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе, можно
взять на экскурсию, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром
слайдов, видеофильмов.
Игрушки-аналоги - это дидактические игрушки, их следует собирать и
хранить в методическом кабинете. Целесообразно иметь наборы рыбок, птичек - они
послужат раздаточным материалом на занятиях в любой возрастной группе. Можно
подобрать одноимённые игрушки, сделанные из разного материала (например, зайцы
мягкие, резиновые, пластмассовые), разного размера и разного декоративного
оформления. Прекрасными объектами для игровых занятий являются крупные мягкие
игрушки, которые хорошо передают натуру (львы, тигры, обезьяны, крокодилы).
Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами. В экологическом
воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их
литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких
особенностей поведения. В ИОС сказочные герои «выходят» за пределы сюжета
произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно
продолжают характерную для них линию поведения.
Для реализации целей экологического воспитания подходят такие
литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой,
а герои имеют кукольное воплощение.
Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую задачу с
помощью литературного персонажа - его вопросов, высказываний, советов,
предложений и различных игровых действий.
Литературный герой, привнесённый в педагогический процесс, это не просто
симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определённым
характером и формой выражения, решающий дидактические задачи.
Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в
отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух
функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомлённого в каком-либо материале
героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака. В первом случае
воспитатель ставит задачу косвенного обучения детей - устами персонажа сообщает
новые сведения, учит правилам поведения (например, так, как это делает доктор
Айболит). Во втором случае воспитатель ставит задачу закрепления материала,
уточнения и актуализации имеющихся у детей представлений о природе.
Ещё одно обстоятельство имеет принципиальное значение. В традиционном
занятии воспитатель всегда «над детьми»: он задаёт вопросы, поучает,
рассказывает, объясняет - он взрослый и умнее детей. При использовании
персонажа - простачка (например, Незнайки), который проявляет полную
неосведомлённость в событиях, статус детей меняется: уже не воспитатель «над
ними», а «они стоят над куклой»: учат её, поправляют, сообщают то, что сами
знают. Такое соотношение позиций в ИОС придаёт дошкольникам уверенность, они
обретают авторитет в своих собственных глазах.
Чтобы ИОС с любым литературным персонажем действительно выполняла
дидактическую функцию, она должна быть хорошо разыграна. В каждой такой ИОС
воспитатель выполняет две роли - куклы и свою собственную. Он одновременно
говорит и действует за персонажа и за воспитателя. При этом успех исполнения
роли куклы зависит от меняющихся интонаций и разнообразных игровых действий,
которые она совершает. Кукла должна быть «живой» - поворачиваться то к детям,
то к воспитателю, протягивать руки, наклонять голову, вступать в контакт с
детьми (гладить их по голове, по щеке, хлопать по плечу, здороваться за руку и
пр.).К исполнению роли куклы воспитатель должен готовиться: чем лучше он её
разыграет, тем эмоциональнее будет воспринято детьми содержание занятия, тем
успешнее будет решена и дидактическая задача.
Игровые обучающие ситуации типа путешествий. Путешествие - это
собирательное название различного рода игр в посещения выставок,
сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы,
Экспедиции, поездки и путешествия. Эти игры объединяет то, что дети, посещая
интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему
способствует обязательная в игре роль руководителя (экскурсовода, начальника
экспедиции, заведующего фермой), которую исполняет воспитатель. Именно через
него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают
самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.
В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что
дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами в качестве
путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого
поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Чтобы игра была
полноценной и через неё воспитатель смог реализовать поставленные дидактические
задачи, он тщательно продумывает свою роль (слова для контакта с посетителями,
содержательные сообщения, возможные игровые и ролевые действия). Игра захватит
детей, если воспитатель специальными приёмами постоянно поддерживает
воображаемую ситуацию того пространства, в котором она протекает (зимнего
заснеженного леса, летнего леса с завалами или с болотистыми местами, жаркой
пустыни, арктических льдов). Это могут быть различные слова и действия:
«Уважаемые туристы, наденьте головные уборы, накиньте лёгкие одежды на себя,
чтобы палящее солнце пустыни не сожгло бы вашу кожу, чтобы вы не получили
солнечного удара. (При этом сам руководитель изображает, как он надевает на
себя головной убор, ветровку, проверяет, как сделали то же самое туристы).
Проверьте, у всех ли есть фляги с водой: нам предстоит длительный переход по
безводной пустыне, наверняка захочется пить». Шагая во время воображаемой экскурсии
по болотистому месту, руководитель просит экскурсантов поднимать повыше ноги,
идти осторожно, чтобы не провалиться (при этом сам делает то, что нужно). И
т.д.
Хорошая игра сложится, если воспитатель продумает и главное, и
сопутствующие роли, назначит на них детей, подготовит необходимую атрибутику.
Например, в игре «Посещение зоопарка» воспитатель исполняет роль директора
зоопарка, дети - роль посетителей (это главные роли). Сопутствующие роли - это
шофёр автобуса, на котором едут посетители; кассир, который продаёт билеты в
зоопарк; контролёр, который проверяет и отбирает билеты, напоминает о правилах
осмотра зверей; буфетчица, которая продаёт мороженное, конфеты и пр.
Атрибутикой в этой игре являются руль автобуса, касса, деньги, билеты,
мороженое, конфеты, фартук и кокошник буфетчицы, пиджаки очки директора (для
его солидности). Если всё это будет подготовлено, а дети будут знать, как
исполнять роли, то игра станет интересной, полноценной - программное содержание
занятия (ознакомление детей с животными зоопарка и условиями их содержания)
воспитателю в роли директора не трудно реализовать.
В ИОС такого типа большую помощь оказывает атрибутика в виде самодельных
фотоаппаратов, подзорных труб и биноклей. «Оптические приборы», ограничивая
объективом пространства обзора, создают хорошие визуальные условия для
наблюдения, для рассматривания новых объектов. Фотографировать, смотреть в
бинокль или в подзорную трубу - это игровые действия, которые помогают
удерживать детей в пространстве игры. Фотоаппарат обладает ещё одним игровым
преимуществом: дети не только фотографируют объекты наблюдения, но и
«проявляют» потом фотографии - рисуют и тем самым отражают свои впечатления от
экскурсии, что ценно как в познавательном, так и в эмоциональном плане.
Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании детей. С малышами
проводятся очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные
на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые
дети получают в наблюдениях. Например, воспитатель обращает внимание детей на
стайки воробьёв, наблюдает их несколько раз, подчёркивая: птички пугливы, к
себе близко не подпускают, улетают сразу, как к ним подходишь. А потом проводит
игру «Воробышки и автомобиль», в которой дети сами воспроизводят осторожное
поведение птиц.
С детьми постарше, получившими первые знания о лесе и его обитателях,
проводятся подвижные игры типа «У медведя во бору» и др.
Большую роль в закреплении знаний о природе могут сыграть разнообразные
дидактические игры. Чёткое разъяснение воспитателем правил игры, выработка у
детей навыка соблюдать их делают такую игру интересной и не сводят её к
упражнению. Со старшими дошкольниками воспитатель может играть в разные
настоль-печатные игры («Зоологическое лото» и др.), предоставляет им
возможность играть самостоятельно лишь тогда, когда они научились чётко
соблюдать правила. [18]
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного
возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул,
что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она
строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты
игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность,
активность, творчество.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,- это окружающий
его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней
воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Этапы формирования игровой деятельности детей:
Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная
игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она
представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют
действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта
деятельность младенца весьма скор меняет своё содержание: обследование
направленно на выявление особенностей предмета- игрушки и потому перерастает в
ориентированные действия- операции.
Следующий этап игровой деятельности получил название отобразительной игры,
в которой отдельные предметно- специфические операции переходят в ранг
действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на
достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это
кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем
детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка
соответствующей предметной деятельности.
На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и
предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия
начинают проявляться и в способах действий ѕ наступает следующий этап в
развитии игры: она становится сюжетно - отобразительной. Меняется и ее
психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно
опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по
назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.
На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение
становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми. Наступает этап
собственно-ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им
трудовые и общественные отношения людей.
Научные представление о поэтапном развитии игровой деятельности даёт
возможность выработать более чёткий, систематизированные рекомендации по
руководству игровой деятельностью детей в различных возрастных группах.
Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной , включающей
интеллектуальное решение игровой задачи, педагогу необходимо комплексно
руководить формированием, а именно: целенаправленно обогащать тактический опыт
ребенка, постепенно переводя его в условный игровой план, во время
самостоятельных игр побуждать дошкольника к творческому отражению
действительности.
Кроме того, хорошее игро - действенное средство коррекции нарушений в
эмоциональной сфере детей, воспитывающиеся в неблагоприятных семьях.
Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный
климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку
доля его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием
восприимчивости дошкольника к воспитательным действиям и совместной со
сверстниками деятельности.
Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её
формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное
развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно
опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия
приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре
становится механическим.
Все компоненты комплексного руководства формирования игры взаимосвязаны и
одинаково важны при работе с детьми раннего возраста.
По мере взросления детей меняется и организация их практического опыта,
который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в
процессе совместной деятельности. В связи с этим обновляется содержание
обучающих игр и условия предметно- игровой среды. Смещается акцент
активизирующего общения взрослого с детьми: оно становится деловым,
направленным на достижение совместных целей. Взрослые, выступают в роли одного
из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям,
спорам, беседам, способствуют коллективному решению игровых задач, в которых
отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей.
И так, сформированности игровой деятельности создаёт необходимые
психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития
ребенка. Всестороннее воспитания людей с учетом их возрастных особенностей
требует систематизации используемых в практике игр, установление связей между
разными формами самостоятельной игровой и не игровой деятельности, протекающий
в игровой форме. Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то
есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью,
мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что
ему хочется играть, а не и ради получения конкретного результата, что типично
для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.
Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной
направленности её содержания.
Своевременное и правильное применение различных игр в воспитательной
практике обеспечивает решение задач поставленных «Программой воспитания и
обучении в детском саду» в наиболее приемлемой для детей форме. Нельзя не
отметить, что игры имеют существенное преимущество перед специально
организованными занятиями в том плане, что в них складываются более
благоприятные условия для проявления активного отражения в детской
самостоятельной деятельности общественно сложившегося опыта.
Поиск ответов на возникшие игровые проблемы повышает познавательную
активность детей и реальной жизни. Достигнутые в игре процессы психического
развития ребёнка существенно влияют на возможности его систематического
обучения на занятиях, способствуют совершенствованию его реальной нравственно-
эстетической позиции среди сверстников и взрослых.
Прогрессивное, развивающие значение игры состоит не только в реализации
возможностей всестороннего развития ребенка, но и в том, что она способствует
расширению сферы их интересов, возникновению потребности в занятиях становлению
мотива новой деятельности- учебной, что является одним из важнейших факторов
психологической готовности ребёнка к обучению в школе.
Возможность использования сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании
детей опирается на ряд теоретических положений.
Во-первых игра, по выражению А.В. Запорожца, это эмоциональная
деятельность, понимание чего необходимо для реализации полноценного
воспитательного процесса. Он подчеркивает, что эффективность обучения в большой
степени зависит от эмоционального отношения ребенка к этому процессу: к
воспитателю, который обучает, к заданию, которое он дает детям, ко всей
ситуации занятия. Несомненно, включение элементов сюжетно-ролевой игры в
процесс формирования у детей представлений о природе создаст эмоциональный фон,
который обеспечит более эффективный результат усвоения знаний. А. В. Запорожец утверждает:
эмоциональные проявления влияют не только на уровень интеллектуального
развития, но и более широко на умственную активность ребенка и на его
творческие способности.
Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей эмоциональный
отклик, не может не оказать влияния на формирование правильного отношения к
объектам растительного и животного мира. Подтверждением является исследование
Л. А. Абрамян которая показала, что через игру легко формируется позитивное
отношение к окружающим людям, новые положительные эмоции и чувства [9]. Важна и
обратная сторона явления: экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию
у детей, скорей войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее
содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную
сторону личности дошкольника. С. Л. Рубинштейн подтверждает эту позицию: игра -
это деятельность ребенка, значит, она является выражением его отношения к
окружающей действительности.
«Мотивы игровой деятельности отражают более непосредственное отношение
личности к окружающему: значимость тех или иных ее сторон переживается в
игровой деятельности на основании более непосредственного отношения к их
собственному внутреннему содержанию. В игре совершаются лишь действия, цели
которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию» [26].
Во-вторых, педагоги и психологи
выявили структуру сюжетно-ролевой игры (воображаемая ситуация, сюжет, роль,
игровые действия, совершаемые с теми или иными атрибутами). В развитой форме
самостоятельной игровой деятельности старших дошкольников все эти элементы
функционально взаимосвязаны в едином игровом процессе. Исследователями
показано, что первый этап руководства игрой - формирование необходимого круга
знаний о какой-либо стороне действительности, которые служат источником
построения сюжетов игр. Далее путем прямого
или косвенного вмешательства взрослый учит детей осуществлять игровые
действия с предметами, ролевые действия и отношения.
Два момента - необходимость получать знания о природе
и овладевать способами их реализации в игре
- смыкают игровую деятельность с экологическим воспитанием. Можно
утверждать, что корни игровой деятельности
уходят в обучение, в процессе которого дошкольники получают
сведения об окружающей действительности и могут овладевать образцами построения
любых элементов игры (обыгрывание игрушек, построение сюжетов, реализация
ролевых действий и пр.). Ближе других к решению этого вопроса подошла в своих
исследованиях Р. И.Жуковская, которая увидела прямую связь занятий и игры, а
также необходимость проведения специальных игр-занятий, которые были обучающим
этапом в становлении самостоятельной сюжетно-ролевой игры дошкольников.
Исследование А.Н.Фроловой подтверждает эту позицию.
Об этом же свидетельствуют
исследования Н. Я. Михайленко, Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой, в которых предусматривается
проведение обучающих игр как одного из средств руководства формированием
самостоятельной игровой деятельности.
Предложенный ими комплексный метод руководства игрой включает четыре элемента,
два из которых (формирование знаний и обучающие игры) входят в сферу занятий.
Таким образом, включение сюжетно-ролевой игры в
процесс обучения, в частности в занятия по экологии, ни в коей степени не
противоречит становлению самостоятельной игровой деятельности. Наоборот,
реализация программного содержания посредством включения в занятие по
инициативе взрослого различных элементов игры послужит для детей игровым
образцом, своеобразной формой обучающей игры, которая, несомненно, окажет
влияние на содержание последующих игр, на формирование умения самостоятельно осуществлять игровые замыслы. Можно не сомневаться:
чем чаще воспитатель использует игру на занятиях, чем удачнее и разнообразнее
будут его находки, тем эффективнее их влияние на самостоятельную игровую
деятельность детей.
Каким же элементам сюжетно-ролевой игры следует отдать
предпочтение на экологических занятиях? В зависимости от учебной задачи
занятия, его программного содержания в равной степени могут быть задействованы
сюжетная сторона игры, сказочные или литературные персонажи, ролевые отношения
и т. д. В любом случае характер игры
целиком определяется логикой построения занятия, которое направлено на
достижение дидактической цели. Поэтому с самого начала и до конца ход игры
регламентирован, его определяет воспитатель: он заранее продумывает,
подготавливает, организует и направляет игру в нужное русло. Для любого
возраста игра на занятии - это игра воспитателя с детьми (дети «следуют» за
взрослым), в отличие от самостоятельной игровой деятельности (воспитатель, даже
в случае непосредственного руководства игрой, «следует» за дошкольниками). При
такой расстановке акцентов роль воспитателя во время занятия чрезвычайно
ответственна, ибо только от него зависит весь процесс проведения игры. Замысел
останется нереализованным, если сюжет не заинтересует детей, не вызовет у них
эмоционального отклика, если будет нарушено ролевое поведение и т.д.
К сюжетно-ролевым играм относятся: «Ферма»,
«Ветеринарная клиника», «Зоопарк», и т.д. (ПРИЛОЖЕНИЕ Е)
Выводы к разделу і
Проблема экологического воспитания дошкольников относится к числу фундаментальных проблем теории воспитания и имеет
первостепенное значение для воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое
значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе
источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был
за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное
для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с
природой получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного
воспитания в
советское время. Так
видающийся педагог в области дошкольного образования Е. И. Техеева рассматривала
природу как элемент среды, без которой нельзя воспитать всесторонне развитую
личность.
В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия
значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников
приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Украины «Об
охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки
правовой базы для формирования системы экологического образования населения.
Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы
непрерывного экологического образования, первым звеном которого является
дошкольное.
Таким образом мы можем сделать выводы, что экологическое воспитание
дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен
экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на
основополагающие идеи и понятия экологии. Одной из форм ознакомления детей с
природой является дидактическая игра. Дидактическая игра - это вид учебных
занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового,
активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры
игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
Раздел ІІ. Концепция
еврейского образования в Украине
.1 Методика проведения дидактических игр с
детьми дошкольного возраста с
учетом еврейских традиций
Концепция еврейского образования в Украине относительно нова. В ее основе
- приобщение ребенка к культуре и традициям своего народа. Любавический Ребе
всегда говорил о важности еврейского воспитания, необходимости изучения Торы,
по его совету было открыто свыше 2000 еврейских образовательных учреждений. В
то время, как естественные науки дают ребенку понимание основ материального
мира, Тора учит нас взаимодействию человека с обществом, семьей, друзьями, с
самим собой и, прежде всего, со В-вышним. Тора учит ребенка существованию
высшей сущности и тому, что в мире есть потребности, большие, чем его
собственные. Приблизить ребенка к Торе и ее нравственным устоям можно, используя
интерес ребенка к играм.
Считается, что еврейство базируется на трех основных понятиях.
Первое понятие - «эмуна». Этот термин переводится чаще всего как «вера»,
но, в зависимости от контекста, иногда означает теологию и мировоззрение.
Второе понятие - «маасе», то есть «дела, поступки». Как правило, они
делятся в соответствии с нормами «так нужно поступать» и «так нельзя».
Третье понятие - «лимуд» - означает «обучение» или «учебу».
Каким именно может быть обучение в еврейском мире сегодня? Есть много
концепций и все они бесспорно хороши, но хочу остановиться на одной из них -
«обучение через дидактическую игру».
Игровое обучение - это форма учебного процесса в условных ситуациях,
направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях:
знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Такой вид
обучения дает глубокие и не простые знания легкими к усвоению.
В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся
представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры
подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют
развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в
новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают
словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.
При ознакомлении детей с природой используют дидактические игры с
предметами, настольно-печатные и словесные. Предметные игры - игры с листьями,
семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Дни творения»,
«Ковчег Ноаха», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке», «Кошерные и
некошерные животные» и т. д. В этих играх уточняются, конкретизируются и
обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения
обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры особенно
широко используются в младшей и средней группах, не только как целое занятие,
но и как его часть. Они дают возможность детям оперировать предметами природы,
сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Такие игры можно
проводить как со всей группой, так и индивидуально, усложняя содержание с
учетом возраста. Усложнение включает расширение знаний и развитие мыслительных
операций и действий.
Настолько-печатные игры - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото»,
«Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери
листья», парные картинки и др. Они дают возможность систематизировать знания
детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по
слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или
предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним). Подобные игры используют
повседневно в работе с небольшим количеством детей.
Словесные игры («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на
земле», «Нужно - не нужно» и др.) не требуют никакого оборудования. Проводятся
они с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов,
обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание,
сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Разучивание природоведческой словесной игры осуществляется по правилам,
общим для всех дидактических игр. В младших группах на первом этапе воспитатель
проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут
же его реализует. При повторной игре сообщает дополнительные правила. На втором
этапе воспитатель выключается из активного участия в игре, руководит со
стороны, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно.
Начиная со средней группы путь обучения игре иной. Вначале воспитатель
рассказывает содержание игры, предварительно вычленяет одно - два важных
правила, по ходу игры еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые
действия, дает дополнительные правила. На следующем этапе дети играют
самостоятельно, воспитатель наблюдает за игрой, исправляет ошибки, разрешает
конфликты. Когда интерес к игре спадает, воспитатель предлагает новый ее
вариант.
Игровые упражнения и игры-занятия. Наряду с перечисленными играми в
работе с детьми используют большое количество игровых упражнений («Найди по
листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый
листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и
свойствам, развивают наблюдательность. Проводят их со всей группой детей либо с
частью ее. Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней
группах.
Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин» и др.) имеют
определенное программное содержание. Игровая форма придает играм-занятиям
занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия.
Используются игры-занятия в младших и средних группах, в старших группах даются
как часть занятия.
Как уже говорилось в первой части данной курсовой работы сюжетно-ролевая
игра - это игра, специально организованная воспитателем и привнесённая в
процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры
можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).
В своей работе мы использовали следующие ИОС: «На кошерной ферме»,
«Перебери фрукты», «Расскажи Незнайке о празднике ТУ-Би Шват».
Перед проведением серии игр, посвящённых празднику ТУ-Би Шват мы
проводили вступительную беседу. В процессе беседы были затронуты следующие
вопросы:
Деревья в разное время года.
ДЛИННЫЕ ТИРЕ Семь плодов Эрэц -Исраэль.
Традиции современного Израиля к празднику ТУ-Би Шват .
Организация и руководство дидактическими играми
предусматривают работу воспитателя к подготовке к игре, проведение ее, анализа
игры и ее результатов.
Готовясь к проведению дидактической игры, воспитатель
должен подобрать ее в соответствии с программными требованиями воспитания и
обучения детей определенной возрастной группы, определить оптимальное время ее
проведения; подготовить необходимый дидактический материал; изучить и осмыслить
игру; продумать методы и приемы руководства ею; обогатить детей знаниями и
представлениями необходимыми для решения игровой задачи.
Ознакомлению детей с содержанием дидактической игры
способствуют демонстрации предметов, ИЛЛЮСТРАЦИЙ , короткие беседы, во время
которых уточняются их знания и представления. Раскрывая ход и правила игры,
воспитатель должен настроить детей на соблюдение ее правил, вместе с ними
выяснить рациональные способы достижения предполагаемого результата.
Непосредственная его участие зависит от возраста, уровня подготовки детей,
сложности дидактического задания, игровых правил. Главное при этом для педагога
- направить действия игроков советом, вопросом, напоминанием.
Воспитателю часто приходится объяснять игровые
правила, показывать способы действий детям раннего и младшего дошкольного
возраста. В повторных играх он контролирует выполнение правил каждым ребенком.
С усвоением содержания и правил игры дошкольники начинают действовать
самостоятельно, а педагог наблюдает и вмешивается только для преодоления
трудностей, которые могут возникнуть.
При ознакомлении с новой дидактической игрой детей
среднего и старшего дошкольного возраста воспитатель учитывает их опыт,
актуальные для них учебно-воспитательные задачи. В основном он объясняет
несколько существенных правил, а остальные правил и отдельных игровых действий
уточняет во время игры. Детей подготовительной группы педагог знакомит с
содержанием до начала игры, вместе с ними анализирует игровые правила и
разъясняет их значение.
При подведении итогов игры важно, чтобы воспитатель
правильно и справедливо оценил соблюдение детьми установленных правил.
Объективная, обязательно доброжелателЬная оценка является необходимым условием
эффективности дидактических игр как метода формирования познавательной,
двигательной, коммуникативной активности дошкольника, воспитание нравственного
поведения.
Анализ игры предполагает выяснение эффективности ее
подготовки и проведения, индивидуальных особенностей детей, обогащения будущих
игровых замыслов новым материалом.
Вполне уместной и эффективной является самостоятельное
участие Дошкольников в дидактических играх. Важно только, чтобы их задачи и
правила были доступны для детей. Сначала их целесообразно привлекать к простых
игр. В основном такие игры имеют простые правила, у них может участвовать любое
количество детей, легко могут включиться все желающие. Во время ознакомления с
игрой воспитатель должен рассмотреть все игровые элементы, уточнить названия
предметов, правила, порядок игры. Предлагая новую игру (того же типа, но
другого содержания), следует опираться на приобретенные знания и умения детей.
Это сокращает время ознакомления с игрой, способствует усвоению правил,
приучает к рациональному способу изучения новой игры. Постепенно дети
запоминают и осознают условия освоения любой новой игры. Такими условиями
являются знание ее содержания и оборудования, игровых задач и действий, правил,
порядка действий игроков.
Педагог должен продуманно подбирать игры, учитывая
содержание воспитательной работы в группе на конкретный период, интерес
дошкольников к играм, их личное стремление к взаимодействию, создавать игровой
настроение, заменять отдельные игры новыми, разнообразить игровые действия и
т.д. Вместе с тем следует избегать прямого обучения и руководства игровой
деятельностью детей.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
На этапе дошкольного детства у малышей складывается
начальное представление об объектах окружающего мира: ребенок получает
эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах
жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического
мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если
взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают
общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому
человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В работе с дошкольниками по их экологическому
воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий
взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной
деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы,
моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации
самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов
деятельности ребенка.
Работа с детьми предполагает сотрудничество,
сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения.
Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия
ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний
(знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе;
знания о временах года).
Игра для дошкольника - это познание ребенком жизни. Если
в раннем детстве основным моментом игры является овладение предметами и
способами действия с ними, то в игре дошкольника главным становится человек,
его действия и взаимоотношения с другими людьми объектами природы. Игра
приобретает ролевую форму, ребенок учится играть. Главное при этом соблюдение
правил, обусловленных ролью и сюжетом игры, которая становится общей,
коллективной. В коллективной игре между участниками возникают реальные
отношения. Играя ребенок знает, что все понарошку, но чувства и эмоции он
испытывает настоящие.
Положительный
эффект экологического образования зависит от форм и методов, которые использует
учитель. Тем более, экологическое образование находится на стадии становления и
неопределенны содержание, формы, методы. Из этого следует, что учитель часто
руководствуется своим выбором, поэтому одной из форм экологического образования
дошкольников может выступать дидактическая игра.
Сущность игры
заключается в том, что дети открывают в ней различные стороны жизни,
особенности взаимоотношения взрослых, уточняют свои знания об окружающей
действительности, поэтому дидактические игры могут быть использованы как
средство обучения.
Таким
образом, мне бы хотелось порекомендовать студентам - будущим учителям
использовать в своей работе с дошкольниками дидактическую игру.
Список использованной использованной
литературы
1 Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик: Программа и руководство
по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.
М., 1997.
2 Бобылева Л., Дупленко О./ О программе экологического
воспитания старших дошкольников Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42.
Букин А.П. /В дружбе с людьми и природой- М.:
Просвещение, 1991.
4 Васильева А.И. /Учите детей наблюдать природу- Мн.: Нар.
асвета, 1972.
5 Веретенникова С.А /Ознакомление дошкольников с природой. Учебник для
учащихся пед. Училищ по специальности «Дошкольное воспитание», Изд. 2-е
переработанное и доп. Изд. «Просвещение» 1980 - 200 с
6 Иванова А. И. /Методика организации экологических наблюдений
и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений -
М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.
7 Иванова Г., Курашова В. Об организации рабо-ты по
экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. N 7. С. 10-12.
8 Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании //
Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 70-73..
9 Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н., Маневцова Л.М., Терентьева Е.Ф.; под
ред. Маневцовой Л.М., Саморуковой П.Г. Мир природы и ребенок: Методика
экологического воспитания дошкольников /. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.
10 Королева А. Земля - наш дом // Дошкольное воспитание.
1998. N 7. С. 3
11 Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание. 2004.
N 7. С. 50-53.
12 Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в
детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с
13 Кондратьева Н.Н. и др «Мы» - Программа экологического
образования детей /. - СПб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.
14 Клепинина З.А., Мельчаков Л.Ф. Природоведение. - М.:
Просвещение, 2006. - 438 с.
16 Марковская М.М. Уголок природы в детском саду / Пособие для
воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
Мещеряков Б., Зинченко В./ Большой психологический словарь.-
Олма-пресс. 2004.
18 Николаева С.Н/ Методика экологического воспитания
дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд.,
испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 184 с.
Николавева С.Н. /Теория и методика экологического
образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений- М.:
Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с
Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее
реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.
21 Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой
природой // Воспитание дошкольников. 2000. N 7. С. 31-38.
22 Николаева С.Н. Теория и методика экологического
образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.:
Издат. центр «Академия», 2002. - 336 с
23 Т.И. Паниманская. Дошкільна педагогіка. Навчальний
посібник для студентів вищих навчальних закладів. - К.: «Академ-видав». 2004. -
456 с. (Альма-мастер)
24 Сухомлинский В.А. / «Сердце отдаю детям»/ Издательство
«Радянська школа» Киев 1971-244 с.
25 Рубинштейн С.Л./Основы общей
психологии: Пособие для вузов/ - 2-е изд. - М., 1946.. - c. 590
Приложение
Дидактическая игра «Планеты, стройся в ряд»
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о космических объектах: планетах,
кометах, метеоритах, астероидах. Развивать память, внимание, связную речь.
Материалы и оборудование: магнитная доска (ковролиновая доска),
плоскостное изображение малых тел и планет Солнечной системы на магнитах
(липкая лента), экран, ТСО.
Ход игры:
Воспитатель читает стихотворение:
Чёрный бархат неба звёздами расшит.
Светлая дорожка по небу бежит.
Ребята, какие планеты Солнечной системы вы знаете? Назовите их. Затем
уточняет:
По порядку все планеты назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий, два - Венера,
Три - Земля, четыре - Марс.
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,
Семь - Уран, за ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже потом,
И девятая планета под названием Плутон.
Вокруг Солнца вращаются девять планет: Меркурий - самая близкая к Солнцу
планета. Её поверхность пустынная и каменистая. На ней нет ни воды ни воздуха.
Меркурий - ближайшая к Солнцу планета.
Жара нестерпима! Изжарит в котлету! Повёрнута к Солнцу одной стороной,
С другой - страшный холод
и мёртвый покой.
В честь бога торговли имеет названье,
Да нет атмосферы - вот наказанье!
Поверхность избили метеориты, И жизни там нет - все были убиты!
Вторая от Солнца планета - Венера. Покрыта планета толстыми слоями
облаков, которые скрывают её поверхность. Здесь стоит испепеляющая жара. Венера
самая яркая планета Солнечной системы.
Венера прекрасна! за тонкой вуалью
Планету любви различите едва ли.
Закрыта она пеленой облаков.
А что же под ними, климат каков?
Климат имеет огромный дефект.
Причиной тому парниковый эффект.
Газ ядовит в атмосфере Венеры.
Дышать невозможно! Жарища без меры!
Солнца не видно сквозь облака.
Жизнь невозможна. Но может пока?
Земля - третья от Солнца планета. На Земле есть вода и кислород, а значит
есть жизнь.
Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...
Береги свою планету,
Ведь другой похожей нету.
У Земли есть спутник - Луна.
Верный спутник, ночей украшенье
Дополнительное освещенье.
Мы, конечно, признаться должны
Было б скучно Земле без Луны.
Марс - четвёртая от Солнца планета. Она похожа на Землю тем, что имеет
четыре времени года, ледяные полярные шапки и каналы, но на Марсе нет жизни.
А во тьме горя багровым светом,
Из глубин космического льда,
Смотрит Марс - безлюдная планета,
Хмурая военная звезда.
Юпитер - пятая планета Солнечной системы. Это самая большая планета
Солнечной системы. Юпитер состоит из жидкости и газа.
Юпитер - царь планет!
В тельняшке облаков вращаться не спешит.
Двенадцать на Земле, а здесь лишь год пройдёт!
Уж очень он тяжёл и медленно плывёт!
А на груди его есть красное пятно.
Откуда появилось?
Пока не решено.
А если б мы с тобою вдруг оказались там.
То весил бы ты там полсотни килограмм.
А наступить ногой там просто невозможно!
Ведь жидкая планета и утонуть в ней можно!
Сатурн - шестая планета Солнечной системы. Это большой шар, состоящий из
жидкости и газа. Планета известна своими кольцами. Каждое из них состоит из
газов, частиц льда, песка и камней.
У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо -
Его отличает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос,
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
Седьмая планета Солнечной системы - Уран. Это единственная планета,
которая вращается вокруг Солнца как бы лёжа на боку. Её называют «лежачая
планета».
Здесь холодные миры. Света нет и нет жары. Вечная зима и ночь...
Захотелось сразу прочь.
Скован льдом Уран, Нептун, И на Плутоне колотун! Без атмосферы, по всему,
Жить невозможно никому
Восьмая планета Солнечной системы - Нептун. Её назвали так потому, что
она холодная и синяя. Это огромная планета, состоящая из газа и жидкости.
Нептун можно увидеть только в телескоп. На поверхности планеты дуют самые
сильные ветры, их скорость превышает скорость реактивного лайнера в 2 раза.
Девятая планета Солнечной системы - Плутон. Эта планета изучена меньше
всего.
В космическом пространстве так же есть астероиды, кометы, метеориты.
Раскинув свой огнистый хвост,
Комета мчится между звёзд.
Послушайте, созвездия,
Последние известия,
Чудесные известия,
Небесные известия!
Несясь на диких скоростях,
Была у Солнца я в гостях.
Я Землю видела вдали
И новых спутников Земли.
Я уносилась от Земли,
За мной летели корабли.
А сейчас мы поиграем. Каждый из вас будет какой-нибудь планетой. Для
этого возьмите по одной карточке и назовите планету, которая на ней изображена.
Воспитатель с помощью проектора на экран выводит изображение звёздного неба.
Под весёлую музыку дети бегают по группе. По сигналу воспитателя дети
становятся в ряд как планеты относительно удаления от Солнца.
Воспитатель ещё раз уточняет названия планет и их положение относительно
Солнца.
Дидактическая игра Лото «Какое время года?»
Цель: Формировать представления детей о временах года, знать их названия,
последовательность, признаки каждого времени года. Развивать память, внимание,
логическое мышление, связную речь. Обогатить словарный запас детей словами -
названиями времён года на русском, украинском языках, иврите.
Материалы и оборудование: 4 игровых поля в середине каждого сюжетная
картинка «весна», «лето», «зима», «осень». Маленькие карточки с изображением
явлений в природе, характерных для данного времени года.
Ход игры:
Воспитатель показывает большие карточки с сюжетной картинкой. Задаёт
вопросы:
Какое время года изображено на этой картинке?
Предлагает вспомнить как данное время года называется на украинском
языке, иврите.
Как вы догадались, что изображена…?
Воспитатель объясняет правила игры:
У каждого из вас есть большая карточка на которой изображено одно из
четырёх времён года: зима, весна, лето, осень. У меня маленькие карточки на
которых изображены явления природы или действия людей в данное время года.
Например, в какое время года собирают урожай? Дети поочерёдно накладывают
маленькие карточки на большое игровое поле.
Выигрывает тот, кто первым закроет все пустые клетки игрового поля.
Игра «Живое-неживое»
Цель игры: Закрепить представление детей о понятиях «живое - неживое».
Развивать реакцию и внимание, память, связную речь, расширять кругозор.
Оборудование: Мяч диаметром от 20см до 65см.
Ход игры:
Участники игры «Живое-неживое» встают на одну линию. На расстоянии пять
метров лицом к лицу от них стоит воспитатель с мячом в руках. Он называет
разные объекты живой и неживой природы (например трава, камень, ножницы,
цветок, птица, ложка и т. п.) и поочередно бросает мяч каждому игроку. Игроки в
свою очередь должны отвечать «живое» или «неживое», на тот объект, который
называет воспитатель и ловить мяч.
Если игрок ответил правильно, он делает один шаг навстречу воспитателю. И
так далее.
Кто первый доберется до воспитателя, тот сам становится ведущим.
Угадай по
силуэту «Подводный мир»
Цель: Продолжать знакомить детей с обитателями подводного мира Развивать
логическое мышление, внимание, зрительную память, речь, связную речь, кругозор.
Обогатить словарный запас детей словами - названиями морских обитателей .
Оборудование: большие карты с силуэтами морских обитателей, маленькие
карточки с изображением морских обитателей.
Ход игры:
Перед началом игры воспитатель рассматривает большие карты с силуэтами,
на что (кого) они похожи. К каждой форме большой карты нужно подобрать пару -
предмет с таким же размером и внешними очертаниями. Дети выбирают себе любую
большую карту.
Воспитатель: Я буду доставать из мешочка картинки с изображением морских
обитателей, и называть их, а вы ищете у себя на больших картах похожие силуэты.
Выигрывает тот, кто первым закроет все поле.
Дидактическая игра «Узнай птицу по голосу»
Цель: Обогатить знания детей о птицах Днепропетровской области.
Познакомить со звуками, которые издают птицы. Развить память, внимание,
образное мышление, обогащать словарный запас детей названиями птиц.
Ход игры:
Воспитатель “Сегодня состоится наш птичий концерт, но прежде чем туда
попасть, нужно научиться различать голоса птиц, чтобы знать, кто из нас поет”.
Сначала послушайте голос каждой из них и запомните. Воспитатель нажимает
на картинку с птицей, называет ее, дети слушают.
Дальше звучит голос какой-либо из птиц. Дети угадывают птицу по голосу.
Если птица указана неверно, то воспитатель говорит, как она называется и
никаких изменений на экране не происходит. Нужно повторить попытку. Если птица
указана, верно, то картинка с ее изображением увеличивается на весь экран.
Потом воспитатель переходит к следующей птице.
После того, как все птицы отгаданы, воспитатель хвалит детей. И
приглашает погулять и послушать голоса птиц на улице.
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»
Цель игры:
Продолжать знакомить детей с животными, живущими в
зоопарке. Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, питании;
кто и как их обслуживает. Расширять представления детей о гуманной
направленности труда работников зоопарка, об основных трудовых процессах.
Знать, что в зоопарке работают: рабочие зоопарка, директор зоопарка, заведующий
хозяйством, экскурсовод, врач - ветеринар, проводник. Воспитывать интерес к
игре, желание играть.
Предварительная работа: беседа о диких животных,
чтение рассказов Е. Чарушина, Б. Житкова, С. Баруздина о животных,
рассматривание иллюстраций. Беседа о труде взрослых, работающих в зоопарке.
Материал: строительный материал; игрушки изображающие
животных: верблюд, медведь, лиса, обезьяна, слон; инвентарь: ведёрки, метёлки,
тазики, тряпочки. Вырезанные из картона клетки; бутафорские корма для животных;
грузовики, фартуки; берёзы, ели; халат.
Ход игры:
Ребята, мы с вами очень много говорили о животных,
которые живут в зоопарке. А вы хотели бы поиграть в игру «Зоопарк»? Но сначала
нам нужно распределить роли. Подсказывайте, кто нам нужен для игры? (директор,
строители, рабочие зоопарка, заведующая хозяйством, смотритель за порядком,
экскурсовод и врач-ветеринар) .
Кто из вас будет директором?
Кто будет строителями?
Кто будет рабочими в зоопарке?
Кто будет заведующим хозяйством?
Кто будет врачом-ветеринаром?
Кто будет смотрителем?
Кто будет проводниками?
И осталось нам выбрать экскурсовода.
Ну что ж, роли все распределили, а теперь пора
приступать к своим обязанностям. Строители строят зоопарк, клетки. Часть детей
сооружают заповедники, пустыню, тайгу.
Директор:
Проводники, получите путевые листы для поездки за
верблюдом и медведем.
Ребёнок:
Я еду в пустыню за верблюдом.
Ребёнок:
А я за медведем в тайгу.
Проводники берут грузовики и разъезжаются за
животными. А в зоопарке дети продолжают трудиться. Все готовятся к встрече
животных: рабочие устраивают клетки, подметают и моют пол.
Заведующая хозяйством готовит корм.
К зоопарку подъезжают грузовики. Их встречают директор
и врач-ветеринар. Ветеринар осматривает животных.
Ветеринар:
Животные здоровы, их можно впускать в зоопарк.
Директор:
Теперь животных нужно разместить и покормить. А вы,
проводники, получите ещё путевые листы на лису и обезьяну.
Проводники уезжают за животными. К зоопарку подъезжают
проводники с животными. Их встречают директор и ветеринар. Ветеринар
осматривает животных.
Ветеринар:
Животные здоровы, их можно впускать в зоопарк.
Директор:
Животных нужно разместить и покормить.
В зоопарке ещё одна свободная клетка. В неё можно
завезти слона.
Вот вам путёвка, отправляйтесь в путь. Желаю вам
благополучно добраться.
Проводник возвращается с животным. Его встречает
ветеринар.
Проводник:
Встречайте гостя. Посмотрите, какой он интересный.
Ветеринар:
Он здоров. Можно поместить его в клетку.
Директор:
Товарищ проводник, скажите рабочим, что надо покормить
слона.
Ну что ж, все животные накормлены. Можно открывать
зоопарк для посетителей.
Рабочие зоопарка уходят на перерыв. Дети подходят к
зоопарку. Их встречает экскурсовод.
Экскурсовод:
Здравствуйте. Сейчас я покажу вам животных нашего
зоопарка. Заходите. Дети заходят в зоопарк и рассказывают о животных.
Верблюд: живёт в пустыне. Питается колючками. На спине
у верблюда есть горб. Тело покрыто шерстью. Он сильный, терпеливый, перевозит
грузы.
Медведь: живёт в тайге. Питается на воле ягодами,
грибами, рыбой. У него густая шерсть бурого цвета.
Лиса: живёт в лесу. Питается мясом, рыбой. У неё
густая шерсть рыжего цвета, длинный пушистый хвост. Она хитрая, ловкая.
Обезьяна: живёт в Джунглях. Это травоядное животное,
любит бананы. Ловко прыгает по деревьям, качается на лианах.
Слон: живёт в Индии, Джунглях. Это сухопутное
животное. Он сильный, огромный, серого цвета. У него есть длинный нос - хобот и
бивни.
Экскурсовод:
На этом наша экскурсия закончена. А наш зоопарк
закрывается на санитарный час. После перерыва экскурсия продолжится.