Система органов, осуществляющих финансовый контроль в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,6 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система органов, осуществляющих финансовый контроль в Республике Беларусь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА








КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу: «Финансовое право»



Выполнила:

Студентка 3 курса,

гр. 32-юр, ОЗО

Чабок Н.М.




Витебск 2009

Содержание

1. Система органов, осуществляющих финансовый контроль. Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь

.1 Комитет государственного контроля Республики Беларусь

.2 Министерство финансов Республики Беларусь

.3 Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь

.4 Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь

. Правила ведения кассовых операций и ответственность за их несоблюдение

Список литературы


1.1Комитет государственного контроля Республики Беларусь

Особое место в системе органов финансового контроля принадлежит Комитету государственного контроля Республики Беларусь (далее - КГК), который выделяется своей ролью и правовым статусом среди других контролирующих органов.

Систему органов КГК образуют Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его территориальные органы - комитеты государственного контроля областей и города Минска. По решению Президента Республики Беларусь территориальные органы КГК могут создаваться в городах и районах Республики Беларусь.

КГК возглавляет Председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь. Председатель КГК несет персональную ответственность за выполнение возложенных на КГК и его территориальные органы задач. Первый заместитель и заместители Председателя КГК назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя КГК.

В соответствии со статьей 129 Конституции Республики Беларусь КГК Республики Беларусь осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности; исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Дальнейшая конкретизация деятельности КГК отражена в Законе Республики Беларусь от 9 февраля 2000 года «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» (далее - Закон).

КГК обладает широчайшей компетенцией в сфере финансового контроля, о чем свидетельствуют направления его деятельности. Так, в соответствии со статьей 2 Закона КГК и его территориальные органы в пределах своей компетенции осуществляют государственный контроль за:

  • исполнением республиканского бюджета, соблюдением законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;
  • расходованием средств республиканского и местных бюджетов на содержание государственных органов, сохранностью и использованием государственного имущества;
  • - исполнением актов законодательства по вопросам аренды, а также разгосударствления, приватизации и иного отчуждения объектов государственной собственности;
  • - соблюдением государственными органами, иными юридическими лицами (в том числе резидентами свободных экономических зон) актов законодательства в области инвестиционной деятельности;
  • законностью использования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями государственных ресурсов;
  • соблюдением государственными органами, банками законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств;
  • состоянием контрольно-ревизионной работы в государственных органах, а также за проведением проверок (ревизий) иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, представительств и учреждений Республики Беларусь, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств республиканского бюджета;
  • - соблюдением участниками рынка ценных бумаг, а также Национальным банком Республики Беларусь и иными юридическими лицами, осуществляющими деятельность по регулированию этого рынка, законодательства при выпуске, размещении и обращении ценных бумаг и другое.
  • Особая роль в осуществлении финансового контроля на территории Республики Беларусь отводится Департаменту финансовых расследований КГК (далее - Департамент), созданному на базе Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь. Департамент является отдельным структурным подразделением КГК.
  • В состав Департамента входят управления Департамента финансовых расследований по областям и городу Минску, межрайонные отделы управлений Департамента по областям и городу Минску (территориальные органы финансовых расследований).
  • Департамент возглавляет заместитель Председателя КГК - директор Департамента финансовых расследований, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя КГК.
  • Правовой статус Департамента наряду с Законом «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» определяется Законом Республики Беларусь от 4 июня 2001 года «Об органах финансовых расследований Республики Беларусь» (далее Закон).
  • В соответствии со статьей 6 Закона основными задачами органов финансовых расследований являются:
  • предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в сферах предпринимательства и налогообложения;
  • производство дознания и предварительного следствия по делам, отнесенным законом к ведению органов финансовых расследований;
  • разработка и осуществление в пределах своей компетенции мер по предотвращению и пресечению коррупции в налоговых органах;
  • - взаимодействие с правоохранительными органами республики и других государств, ведущими борьбу с преступностью и другие.
  • В целях совершенствования системы мер по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности в структуре КГК образован Департамент финансового мониторинга (далее Департамент), который является его структурным подразделением с правами юридического лица. Основными задачами Департамента являются:
  • - принятие эффективных мер по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности;
  • создание и обеспечение функционирования автоматизированной системы учета, обработки и анализа информации о финансовых операциях, подлежащих особому контролю;
  • осуществление международного сотрудничества по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности.
  • Департамент в соответствии с возложенными на него задачами:
  • определяет порядок формирования автоматизированной системы учета, обработки и анализа информации о финансовых операциях, подлежащих особому контролю;
  • осуществляет сбор и анализ информации о подозрительных финансовых операциях;
  • в установленном порядке проверяет поступившую информацию;
  • выявляет признаки, свидетельствующие о том, что финансовые операции связаны с легализацией доходов, полученных незаконным путем, либо финансированием террористической деятельности;
  • обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты информации, полученной в процессе своей деятельности и составляющей служебную, банковскую и иную охраняемую законодательством тайну;
  • участвует в мероприятиях по переподготовке и повышению квалификации кадров, включая работников других государственных органов, в сфере предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности;
  • в установленном порядке участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов, в заключении и исполнении международных договоров, а в соответствующих случаях заключает и исполняет международные договоры межведомственного характера по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности;
  • . - изучает международный опыт и практику противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансированию террористической деятельности;
  • принимает участие в разработке и выполнении программ международного сотрудничества по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности;
  • в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляет иные функции.

1.2Министерство финансов Республики Беларусь

Важное место в системе органов государственного финансового контроля занимает Министерство финансов Республики Беларусь, которое не только разрабатывает финансовую политику, но и непосредственно контролирует ее осуществление.

Министерство финансов Республики Беларусь действует на основании Положения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 года №1585 «Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь» (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 3 Положения основными задачами Министерства финансов являются:

  • проведение государственной политики, осуществление регулирования и управления в финансовой сфере деятельности и координация финансовой деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления;
  • обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;
  • разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и граждан с государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов;
  • эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики;
  • участие в организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирования внешней государственной задолженности;
  • контроль за соблюдением финансовых интересов государства, в том числе в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;
  • государственное регулирование и контроль в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, создание в республике запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • формирование и реализация единой государственной политики в области разработки и производства защищенных бумаг и специальных материалов;
  • проведение государственной политики в области страховой деятельности, государственный надзор за страховой деятельностью на территории Республики Беларусь;
  • - осуществление лицензирования и контроль за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших в установленном порядке специальные разрешения (лицензии), выдаваемые Министерством финансов;
  • государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;
  • государственное регулирование аудиторской деятельности.
  • В структуре Министерства финансов созданы департаменты, которые осуществляют государственное регулирование в отдельных сферах экономической жизни:
  • - департамент государственных знаков (с правом юридического лица);
  • - департамент драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • департамент страхового надзора;
  • департамент бюджетной политики;
  • департамент налоговой политики и доходов бюджета;
  • департамент финансирования непроизводственной сферы и социальной защиты;
  • департамент финансов производственной сферы и коммуникаций;
  • департамент рынка ценных бумаг и денежно-кредитной политики;
  • - департамент финансов внешнеэкономических связей и внешнего долга.
  • Структурным подразделением Министерства финансов является Главное контрольно-ревизионное управление, основными задачами которого в соответствии с пунктом 3 Положения о Главном контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов Республики Беларусь, утвержденного приказом министра финансов от 12 марта 2002 года №322, являются:
  • осуществление контроля за соблюдением министерствами и другими органами государственного управления, предприятиями, организациями, учреждениями и исполнительными комитетами всех уровней финансово-бюджетного законодательства, целевым и эффективным использованием ими средств, в том числе в иностранной валюте, выделенных из бюджета по всем направлениям и видам расходов, внебюджетных средств, а также за законностью совершаемых ими финансово-хозяйственных операций;
  • проверка работы финансовых органов республики по организации составления и исполнения бюджета, проведение ревизий финансово-хозяйственной деятельности, исполнения смет на содержание финансовых органов, учреждений и организаций системы Министерства финансов;
  • разработка методологии, отчетности и контроля за состоянием ведомственного контроля в министерствах и других органах государственного управления;

- проведение ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности по постановлениям органов предварительного следствия, определениям (постановлениям) судов (судей) субъектов хозяйствования;

анализ действующей в республике системы ведомственного контроля за использованием государственных материальных и денежных ресурсов и подготовка предложений по ее совершенствованию.

В целях эффективного проведения бюджетной политики, обеспечения оперативного финансирования государственных программ, усиления контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского бюджета, государственных внебюджетных фондов в Республике Беларусь создана система органов государственного казначейства, включающая Главное государственное казначейство Министерства финансов Республики Беларусь и его представительства в областных центрах и городе Минске, городах областного подчинения, районных центрах (территориальные органы казначейства).

На счетах Главного государственного казначейства и его территориальных органов аккумулируются средства республиканского бюджета, государственных внебюджетных фондов, республиканских органов государственной власти, министерств, ведомств (включая внебюджетные фонды), а также подведомственных им организаций и учреждений.

1.3Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь

контроль министерство финансы кассовый

Налоговые органы в Республике Беларусь представляют собой единую централизованную систему, возглавляет которую Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь является органом специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения, а также координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления. В структуру Министерства по налогам и сборам входят: департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий, управления, отделы, а также инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и городу Минску, районам, городам, районам в городах.

Главной задачей налоговых органов на территории Республики Беларусь является осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов и сборов, установленных законодательством Республики Беларусь.

Министерство по налогам и сборам выполняет следующие функции:

Необходимо отметить, что ряд полномочий налоговых органов передан в соответствии с законодательством таможенным и иным уполномоченным органам, которые действуют в пределах своей компетенции, определенной соответствующими актами законодательства.

1.4Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь

В целях осуществления координации деятельности государственных органов и иных организаций, уполномоченных в соответствии с законодательством проводить проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 года №673 (в редакции Указа от 6 декабря 2001 года №722) образован Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь (далее - Совет).

В состав Совета входят представители руководства Совета Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Прокуратуры, Комитета государственного контроля, Национального банка, Комитета государственной безопасности, Министерства внутренних дел, Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, Министерства экономики, Государственного таможенного комитета. В состав Совета могут быть включены представители и других государственных органов.

Для координации деятельности контролирующих органов, созданных на территории соответствующих административно-территориальных единиц, Совет создает: советы по координации контрольной деятельности в областях и городе Минске, персональный состав и регламент работы которых утверждаются председателем Совета; советы в городах (кроме города Минска) и районах, положение, персональный состав и регламент работы которых утверждаются соответствующим областным советом.

Координация деятельности контролирующих органов осуществляется Советом по следующим направлениям;

  • обеспечение исполнения актов законодательства при осуществлении контрольной деятельности;
  • планирование работы контролирующих органов, в том числе путем разработки координационного плана контрольной деятельности;
  • - организация проведения совместных (с участием нескольких контролирующих органов) проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - субъекты предпринимательской деятельности);
  • согласование действий контролирующих органов по сбору и анализу информации в сфере контроля, обмену соответствующими данными, создание единого банка таких данных;
  • обеспечение эффективности реализации решений, принятых по результатам проверок (ревизий);
  • анализ итогов контрольной деятельности, разработка на их основе предложений для государственных органов и иных организаций, в том числе по совершенствованию законодательства в сфере экономических отношений;
  • организация обмена опытом контрольной работы;
  • обеспечение эффективности подготовки и повышения квалификации работников контролирующих органов.

Следует отметить, что финансовый контроль в той или иной степени осуществляют практически все государственные органы, призванные содействовать формированию необходимых государству финансовых ресурсов.

2.Правила ведения кассовых операций и ответственность за их несоблюдение

В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь все предприятия, организации и учреждения независимо от их организационно-правовой формы:

- обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков;

  • должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков;
  • могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями предприятий;
  • обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с учреждением банка;
  • имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.
  • Для решения всех этих предписаний учреждения банков, предприятия, организации и учреждения имеют кассу и через нее проводят кассовые операции.
  • Кассовые операции - совокупность материально-технических процедур, заключающихся в приеме, хранении и выдаче наличных денег.
  • К этим операциям относятся:
  • - поступление выручки от реализации товаров и оказания услуг;
  • - поступления взносов, авансовых выдач, сумм материального возмещения от порчи материального имущества;
  • получение наличных денег по чеку в кредитных организациях на зарплату, авансы, командировочные, пособия, пенсии и другие социальные выплаты;
  • выдача денег из кассы на зарплату, авансы, командировочные, пособия, пенсии и другие социальные выплаты;
  • сдача выручки и сверхлимитных остатков денежных средств из кассы в банк на расчетный счет предприятия;
  • выдача подотчетных сумм на осуществление хозяйственных расчетов предприятия с поставщиками и подрядчиками;
  • проведение инкассационных операций;
  • порядок хранения денежной наличности в банковской системе.
  • Детальный порядок ведения кассовых операций устанавливается Национальным банком Республики Беларусь.
  • Контроль за правильным ведением кассовых операций лежит на руководителе юридического лица, его главного (старшего) бухгалтера и кассира.
  • Учреждения банков обязаны систематически проверять соблюдение юридическими лицами действующего порядка ведения кассовых операций и в случае выявления нарушений принимать необходимые меры ответственности:
  • за осуществление расчетов наличностью с другими юридическими лицами сверх установленных предельных сумм;
  • за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;
  • за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов.

Кроме того, на руководителей могут быть наложены административные штрафы.

Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги на конец рабочего дня в пределах лимита остатка кассы, установленного в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Лимит остатка кассы - предельный остаток, максимально допустимая сумма наличных денег, которая может находиться в кассе предприятия (у предпринимателя, частного нотариуса в случае установления им лимита остатка кассы) по состоянию на конец рабочего дня. Исключение составляют предприятия с круглосуточным режимом работы, религиозные организации, предприниматели, частные нотариусы, а также специализированные кооперативы, общественные организации (объединения), осуществляющие предпринимательскую деятельность, направленную только на решение уставных целей и задач в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, вся выручка которых (за исключением остатка фактической потребности в разменных наличных деньгах, но не более пяти базовых величин в расчете на одно рабочее место кассира) сдается в порядке и сроки, установленные обслуживающим банком.

Меры ответственности юридических лиц, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов за нарушение порядка осуществления кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь установлены постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 27 июня 2003 года №125 «Об утверждении Инструкции о мерах ответственности за нарушение правил ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь».

Список литературы

1)Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Беларусь, 2007;

) Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. №441-З: принят Палатой представителей 3 октября 2000 г., одобрен Советом Республики 12 октября 2000 г. (с изменениями и дополнениями): - Минск, Амалфея, 2009;

3) Закон Республики Беларусь от 9 февраля 2000 г. №369-З "О Комитете государственного контроля Республики Беларусь";

) Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июня 2001 г. №159 "Об утверждении Правил ведения кассовых операций в Республике Беларусь";

5) Финансовое право Республики Беларусь. Учеб. пособие/ Г.А.Воробей - Минск: Амалфея, 2006;

Похожие работы на - Система органов, осуществляющих финансовый контроль в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!