Автоматизация взыскания штрафных санкций, пени

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,43 Кб
  • Опубликовано:
    2012-03-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Автоматизация взыскания штрафных санкций, пени















Контрольная работа

"Автоматизация взыскания штрафных санкций, пени"

налоговый штрафной пеня автоматизация

Введение

По данным Министерства экономики на 1 апреля 2011 года, с начала текущего года количество малых предприятий - юридических лиц увеличилось на 2962 бизнеса (на 3,4%), а по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - на 8504 (на 10,5%) новых налогоплательщиков. Выросло за три месяца и количество «ипэшников»: по сравнению с началом 2011 года их стало на 3623 человека (на 1,6%) больше, а по сравнению с январем-мартом 2010 года - на 10 051 (на 4,5%).

Даже проблемы на валютном рынке, которые начались в марте, не повлияли на предпринимательский бум. В Минске, который является центром деловой активности страны, по данным «Ежедневника», в марте в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей был внесен 1061 человек как индивидуальный предприниматель и 588 различных юридических лиц (включая и общественные организации).

Для сравнения: в феврале текущего года в регистр попало 900 «ипэшников» и 474 юрлица, в январе - соответственно 935 индивидуальных предпринимателя и 486 коммерческих и некоммерческих структур.

Вместе с этим растет и объем работ у налоговых органов.

Целью данной контрольной работы является рассмотрение возможности автоматизации взыскания штрафных санкций, пени налоговыми органами.


1. История создания налоговых органов республики Беларусь

Государственная налоговая служба в республике создана постановлением Совета Министров БССР от 02.04.1990 № 78 в системе Министерства финансов БССР в составе - Главная государственная налоговая инспекция Минфина БССР и 185 государственных налоговых инспекций по областям, городам, районам и районам в городах.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.1992 № 485 «Вопросы укрепления налоговой службы» в Главной государственной налоговой инспекции создано управление налоговых расследований и соответствующие подразделения в государственных налоговых инспекциях по областям и г. Минску и в городах с численностью населения свыше 90 тыс. человек.

Указом Президента Республики Беларусь от 17.10.1994 № 150 Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов переименована в Главную государственную налоговую инспекцию при Кабинете Министров Республики Беларусь и наделена правами министерств и самостоятельных ведомств.

Указом Президента Республики Беларусь от 11.01.1997 № 30 Главная государственная налоговая инспекция при Кабинете Министров Республики Беларусь была преобразована в Государственный налоговый комитет Республики Беларусь, который вошёл в систему республиканских органов государственного управления, подчинённых Правительству Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 11.02.1998 № 71 Главное управление налоговых расследований, входящее в состав Государственного налогового комитета, преобразовано в Государственный комитет финансовых расследований Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 03.08.1999 № 456 при Государственном налоговом комитете Республики Беларусь создан Комитет по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий.

Указом Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 № 516 Государственный налоговый комитет преобразован в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, а Комитет по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий при Государственном налоговом комитете в департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий Министерства по налогам и сборам без прав юридического лица. C 16 августа 2004 г. департамент преобразован в управление контроля за подакцизными товарами главного управления организации контрольной деятельности. В 2009 году было создано главное управление контроля подакцизных товаров и электронных технологий.

Деятельность налоговых органов в республике регламентируется Положением о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь», Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, Налоговым кодексом Республики Беларусь, Типовым положением об инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденным постановлением МНС от 28.12.2001 № 136 (в редакции постановления МНС от 19.03.2010 № 17). Для обсуждения и выработки решений по наиболее важным вопросам утверждена коллегия МНС в составе 15 человек.

В структуру МНС входят 157 инспекций МНС, из них 7 - по областям и г.Минску, 150 - по районам, городам, районам в городах.

Подготовка специалистов для налоговых органов осуществляется в УО «Белорусский государственный экономический университет», в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, на экономических факультетах других учебных заведений республики. Повышение квалификации кадров осуществляется на базе учебных учреждений при учебных заведениях республики. Среди них ведущее место занимают Институт государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Институт повышения квалификации и переподготовки экономических кадров УО «Белорусский государственный экономический университет», УО «Учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров» Министерства финансов Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 04.11.1998 № 527 установлен профессиональный праздник «День работников налоговых органов», который отмечается ежегодно во второе воскресенье июля месяца.

Указом Президента Республики Беларусь от 10.06.2005 № 268 учреждены:

геральдический знак - эмблема налоговых органов;

нагрудный знак Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь «Выдатнiк падатковай службы».

За высокие показатели в труде работники налоговых органов награждаются нагрудным знаком Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь «Выдатнік падатковай службы», Почётной грамотой Министерства по налогам и сборам, поощряются объявлением Благодарности Министра по налогам и сборам, заносятся на Доску почета Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.


2. Налоговые и таможенные органы республики Беларусь

Налоговые органы являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения.

В случаях, предусмотренных законодательными актами, полномочиями налоговых органов могут обладать таможенные органы и иные уполномоченные государственные органы.

Налоговые органы, а также таможенные органы и иные государственные органы, обладающие полномочиями налоговых органов, выполняют свои функции и взаимодействуют посредством реализации прав и выполнения обязанностей, установленных законодательством.

2.1 Права налоговых органов и их должностных лиц

В соответствии с налоговым кодексом Республики Беларусь налоговые органы и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

. получать от плательщика (иного обязанного лица) необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин) документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика (иного обязанного лица); принимать наличные денежные средства в счет уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном законодательством;

. вызывать в налоговые органы плательщиков (иных обязанных лиц), их представителей, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), в отношении которых проводится проверка;

. вносить представления (предложения) о ликвидации организаций и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, заявлять ходатайства о даче лицензирующим органом лицензиату предписания об устранении выявленных нарушений, а также об аннулировании специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности;

. в порядке, установленном законодательством, направлять в суд иски (заявления):

о ликвидации организации, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя;

о признании осуществляемой плательщиком (иным обязанным лицом) деятельности незаконной в случае нарушения установленного порядка ее осуществления, а также о признании сделок (договоров) недействительными;

о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица);

об экономической несостоятельности (банкротстве) плательщика (иного обязанного лица);

о привлечении к субсидиарной ответственности собственников имущества организации, учредителей (участников) или других лиц, в том числе руководителя организации, имеющих право - давать обязательные для организации указания либо имеющих возможность иным образом определять ее действия;

другие иски (заявления), предусмотренные законодательством;

. получать от других государственных органов, организаций и физических лиц на безвозмездной основе необходимые для выполнения возложенных на налоговые органы обязанностей информацию и документы, в том числе заключения соответствующих специалистов, экспертов; получать сведения из информационных систем, содержащих персональные данные, и иметь доступ, в том числе удаленный, к информационным системам, содержащим такие данные, по письменному запросу или на основании соглашения о представлении персональных данных; представлять государственным органам и организациям такие данные в целях погашения задолженности по пеням, административным взысканиям в соответствии с законодательными актами;

. при проведении проверки проверять у плательщиков (иных обязанных лиц) и их представителей документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия, в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от плательщиков (иных обязанных лиц), если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 70 налогового Кодекса РБ, необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся их деятельности и имущества, проверять наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и другое имущество; производить личный досмотр плательщиков (иных обязанных лиц) и их представителей, досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств.

Личный досмотр плательщиков (иных обязанных лиц) и их представителей, досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств является исключительной формой контрольного мероприятия и проводится в пределах, необходимых для обнаружения документов, денежных средств, иных предметов или орудий, свидетельствующих о нарушении законодательства. До начала проведения личного досмотра плательщиков (иных обязанных лиц) и их представителей, досмотра находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств проверяющие обязаны предложить досматриваемому лицу добровольно предъявить имеющиеся у него при себе вещи (в том числе денежные средства), документы, ценности и обеспечить доступ к осмотру транспортного средства.

Личный досмотр плательщиков (иных обязанных лиц) и их представителей производится лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии понятых того же пола. Личный досмотр производится в отдельном помещении.

По результатам личного досмотра плательщиков (иных обязанных лиц) и их представителей, досмотра находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств составляется акт в соответствии с законодательством;

. взыскивать в установленном налоговым кодексом РБ порядке неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы налогов, сборов (пошлин), пеней; проводить мероприятия по выявлению имущества плательщика (иного обязанного лица), а также его дебиторов в порядке, установленном налоговым кодексом РБ;

. приостанавливать в случаях, установленных налоговым кодексом РБ, операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банках;

. доступа должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица) в порядке, установленном статьей 74 налогового кодекса РБ и иными законодательными актами;

. требовать в ходе проведения проверки от представителей плательщика (иного обязанного лица) проведения инвентаризации имущества, а также проверять ее результаты и опечатывать кассы, помещения, места хранения документов и (или) имущества плательщика (иного обязанного лица);

. в целях налогового контроля в порядке, определяемом законодательством, создавать налоговые посты, обеспечивая нахождение должностных лиц налоговых органов на территории и (или) в помещениях плательщика (иного обязанного лица);

. вносить в компетентные органы предложения о временном ограничении права граждан на выезд из Республики Беларусь;

. проводить в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, контрольные закупки товарно-материальных ценностей, контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг для проверки соблюдения законодательства, в том числе установленного порядка приема наличных денежных средств, порядка осуществления валютных операций; на время проведения внеплановой тематической оперативной проверки приостанавливать (на срок не более двух суток) розничную торговлю (выполнение работ, оказание услуг) плательщиков (иных обязанных лиц) для снятия остатков товара и проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств и осуществления валютных операций, порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров; при проведении проверки использовать в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений.

Контрольная закупка товарно-материальных ценностей, контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг - способ контроля, выраженный в искусственном создании должностными лицами налоговых органов ситуации по приобретению товарно-материальных ценностей, оформлению заказов на выполнение работ, оказание услуг без цели их приобретения (потребления) или последующей реализации. Контрольная закупка может проводиться как за белорусские рубли, так и за иностранную валюту;

. изымать при проведении проверки (за исключением камеральной) в порядке, установленном налоговым кодексом РБ и иными законодательными актами, оригиналы документов плательщика (иного обязанного лица) либо требовать представления выписок из них или копий;

. в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами, производить арест и (или) изъятие вещей и товарно-материальных ценностей плательщика (иного обязанного лица), которые являются предметами нарушения налогового и иного законодательства, а также орудиями и средствами совершения нарушения законодательства;

. осуществлять деятельность по технической защите информации, в том числе криптографическими методами, включая применение электронной цифровой подписи, в части удостоверения формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе, представляемого в налоговый орган либо налоговым органом, а Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь - также в части оказания услуг по распространению открытых ключей проверки подписи;

. изымать при проведении проверки (за исключением камеральной) в случаях и порядке, установленных законодательством, на срок, не превышающий срок проведения проверки, кассовые суммирующие аппараты, специальные компьютерные системы, билетопечатающие машины, таксометры для направления на техническое освидетельствование.

В случаях, установленных Президентом Республики Беларусь, налоговый орган вправе определять в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, размер причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке и (или) сведений о плательщике (ином обязанном лице), полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности.

Определенные в порядке, указанном в части первой настоящего пункта, суммы налогов, сборов (пошлин) пересматриваются налоговым органом при условии восстановления плательщиком (иным обязанным лицом) бухгалтерского, налогового учета и представления документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, но не позднее трех месяцев со дня вручения (направления) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю акта проверки.

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь вправе издавать в соответствии с налоговым кодексом РБ и (или) другими актами налогового законодательства нормативные правовые акты, обязательные для исполнения плательщиками (иными обязанными лицами), налоговыми органами и их должностными лицами, утверждать формы документов, применяемых налоговыми органами и их должностными лицами при обеспечении исполнения налогового обязательства, уплате пеней, взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней, осуществлении контроля за соблюдением законодательства.

2.2 Обязанности налоговых органов и их должностных лиц

Кроме прав, налоговый кодекс РБ устанавливает также и обязанности налоговых органов и их должностных лиц. Налоговые органы и их должностные лица обязаны:

. действовать в строгом соответствии с законодательством;

. корректно и внимательно относиться к плательщикам (иным обязанным лицам), их представителям, не унижать их чести и достоинства;

. осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, сборов (пошлин), пеней, а также за правильностью взимания, своевременностью и полнотой перечисления в бюджет налогов, сборов (пошлин);

. вести учет плательщиков (в установленных случаях - иных обязанных лиц) в Государственном реестре плательщиков (иных обязанных лиц) и других установленных законодательством реестрах;

. давать письменные разъяснения плательщикам (иным обязанным лицам) по вопросам применения актов налогового законодательства, в том числе по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальными органами (областными, Минским городским комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды) - по вопросам определения налоговой базы экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов;

. в порядке, установленном законодательством, проводить проверки;

. в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиками (иными обязанными лицами) налоговых обязательств, неуплаты (неполной уплаты) пеней применять способы обеспечения исполнения налоговых обязательств, уплаты пеней, а также обеспечивать взыскание неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном налоговым кодексом РБ;

. в порядке, установленном налоговым кодексом РБ, осуществлять зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней и процентов по ним;

. направлять (вручать) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю свои решения в отношении плательщика (иного обязанного лица) заказным письмом с уведомлением о вручении (под расписку) либо иным способом, свидетельствующим о дате получения решения или о дате его направления по месту жительства физического лица или по месту нахождения организации;

. соблюдать налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках (иных обязанных лицах);

. принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о нарушениях налогового законодательства и осуществлять в установленном порядке их проверку;

. вести учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных плательщиками (иными обязанными лицами) сумм налогов, сборов (пошлин), пеней, составлять и представлять налоговую отчетность по форме и в порядке, установленных законодательством;

. передавать в порядке, установленном законодательством, материалы проверок, иные материалы по фактам нарушений законодательства, за которые предусмотрена уголовная ответственность, в органы уголовного преследования в соответствии с их компетенцией;

. отменять не соответствующие законодательству решения нижестоящих налоговых органов;

. представлять информацию об уплате соответствующих налогов по требованию:

нотариуса, удостоверяющего сделки об отчуждении облагаемого налогами недвижимого имущества, принадлежащего постоянно не проживающему в Республике Беларусь гражданину Республики Беларусь, иностранному гражданину, лицу без гражданства либо не имеющему места нахождения в Республике Беларусь иностранному или международному юридическому лицу (организации, не являющейся юридическим лицом);

регистратора, осуществляющего государственную регистрацию нотариально не удостоверенных сделок об отчуждении облагаемого налогами недвижимого имущества, принадлежащего постоянно не проживающему в Республике Беларусь гражданину Республики Беларусь, иностранному гражданину, лицу без гражданства либо не имеющему места нахождения в Республике Беларусь иностранному или международному юридическому лицу (организации, не являющейся юридическим лицом).

Не допускается привлекать налоговые органы для выполнения обязанностей, не возложенных на них законодательными актами.

3. Штрафные санкции

3.1 Ответственность за невыполнение налоговых обязанностей

Действующее в Беларуси законодательство предусматривает ответственность физических лиц за не выполнение обязанностей по постановке на налоговый учет, представлению декларации о совокупном годовом доходе и уплате налога.

В соответствии с указом президента Беларуси от 30.06.2006 № 419 "О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений":

. нарушение плательщиком, не являющимся индивидуальным предпринимателем, установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет предупреждение или наложение штрафа в размере 0,5 базовой величины за каждую полную или неполную неделю просрочки, но не более 5 базовых величин. Административное взыскание не налагается в случае совершения правонарушения физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем при незначительном периоде просрочки (не более 5 рабочих дней) либо ненаступления сроков уплаты налога;

. нарушение плательщиком, не являющимся индивидуальным предпринимателем, установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) влечет наложение штрафа в размере двух базовых величин с увеличением его на 0,5 базовой величины за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 10 базовых величин. Административное взыскание не налагается при отсутствии подлежащей уплате суммы налога, если просрочка не превысила двенадцати месяцев - в случае совершения правонарушения физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем;

. неуплата или неполная уплата плательщиком суммы налога, совершенная по неосторожности, влечет наложение штрафа на физических лиц, не являющихся должностными лицами юридических лиц или индивидуальными предпринимателями, в размере 15 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее одной базовой величины. Административное взыскание не налагается если плательщик внес изменения и дополнения в налоговую декларацию (расчет) и уплатил причитающуюся сумму налога до назначения проверки, в результате которой может быть обнаружена такая неуплата или неполная уплата, а также при незначительности неуплаченной физическим лицом, не являющимся должностным лицом, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем суммы налога (не более одной базовой величины);

. неуплата или неполная уплата плательщиком суммы налога, совершенная умышленно, влечет наложение штрафа на физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в размере 20% от неуплаченной суммы налога, но не менее 5 базовых величин;

. непредставление в установленный срок плательщиком в налоговый орган документов и иных сведений, которые он обязан представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, а также представление недостоверных сведений влекут наложение штрафа в размере 10 базовых величин с увеличением его на одну базовую величину за каждые три календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более 30 базовых величин, а в случае представления недостоверных сведений - в размере от 10 до 30 базовых величин. Административные взыскания не налагаются при нарушении срока, установленного налоговым законодательством, в случае незначительности периода просрочки представления документов и иных сведений (не более одного рабочего дня, если установленный срок превышает два рабочих дня), а также при представлении в налоговый орган недостоверных сведений, если это не повлияло и в обстоятельствах, в которых нарушение совершено, не могло повлиять на правильность применения налоговым органом налогового законодательства.

Кроме того, согласно статье 52 общей части Налогового кодекса Беларуси за неисполнение налогового обязательства (за неуплату или несвоевременную уплату подоходного налога в установленный законодательством срок) плательщику будет начисляться пеня за каждый день просрочки, включая день уплаты (взыскания) налога.

3.2 Взыскание долгов

Каждое предприятие, имея дебиторскую задолженность (долг), рано или поздно задумывается над тем, как ее уменьшить, либо вовсе избавиться от нее. Взыскание долгов в отношении некоторых должников не составляет труда и хватает простого звонка либо направления претензионного письма. Другие должники ведут себя менее добросовестно.

Именно в таких случаях, когда самостоятельно взыскать долг не удается, Вам будет полезна информация по взысканию долгов, размещенная на этой странице, либо квалифицированная помощь нашей юридической Компании, если Вы не желаете тратить свое время и средства на самостоятельное взыскание долгов.

Возврат долга можно осуществить в рамках процедуры, прямо предусмотренной законодательством Республики Беларусь либо не предусмотренной им, но не противоречащей ему.

Легальными способами взыскания долгов являются:

взыскание долгов путем обращения взыскания на средства дебитора в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Республики Беларусь.

взыскание долгов в приказном производстве (за которым следует исполнительное производство).

взыскание долгов в рамках искового производства (за которым следует исполнительное производство).

взыскание долгов в рамках исполнительного производства.

По каждому способу взыскания долгов, аттестованные юристы нашей Компании готовы оказать Вам юридическую поддержку, как по разъяснению отдельных вопросов или подготовке документов, так и по проведению всей процедуры самостоятельно.

Остановимся подробнее на перечисленных способах взыскания долга.

3.2.1 Взыскание долгов путем обращения взыскания на средства дебитора

Согласно ст. 58 Налогового кодекса Республики Беларусь, взыскание долга, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов плательщика (иного обязанного лица) - организации производится в бесспорном порядке на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица). Данный способ внесудебного взыскания задолженности достаточно распространен на практике и используется, когда у предприятия есть дебиторская задолженность, а средств на уплату налогов нет. В таком случае Вам понадобятся документ, подтверждающий наличие долга, которым может быть акт сверки или иной подписанный дебитором и Вами документ. Данный способ имеет ряд минусов, затрудняющих его использование, таковыми минусами являются:

* взыскание долгов невозможно в случае отсутствия документа, подтверждающего признание долга со стороны должника;

* взыскание долгов невозможно в случае наличия денежных средств на счете плательщика (на Вашем счете);

* взыскание долгов невозможно сверх задолженности по уплате налогов;

* невозможность взыскания штрафных санкций по договору, в том числе и процентов за пользование чужими денежными средствами.

3.2.2 Взыскание долгов в приказном производстве

Взыскание долгов в приказном производстве является намного более эффективной мерой, в сравнении с рассмотренным способом. Поскольку в приказном производстве используются фиксированные ставки государственной пошлины (от 5 до 20 базовых величин в зависимости от субъекта, который обращается в суд и судебной инстанции), а также сокращенные сроки рассмотрения дела (дела в порядке приказного производства рассматриваются в срок не более двадцати дней со дня поступления заявления о возбуждении приказного производства в хозяйственный суд). Также в случае успешного завершения приказного производства у Вас на руках будет исполнительный документ.

Следует помнить, что перечень случаев обращения в суд с целью взыскания долга в порядке приказного производства ограничен. Такие обращения возможны только в случаях, если:

требование о взыскании долга основано на нотариально удостоверенной сделке;

требование о взыскании долгов основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и (или) недатировании акцепта;

заявлено требование о взыскании с должника задолженности по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в республиканский и (или) местный бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также пени, предусмотренной законодательством;

требование о взыскании долгов основано на документах, подтверждающих задолженность по оплате за потребленные электроэнергию, воду, отопление, газ, услуги связи, образовавшуюся в связи с содержанием юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями помещений, используемых в целях осуществления предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

требование о взыскании основано на представленных взыскателем документах, устанавливающих имущественные обязательства должника, которые им признаются, но не выполняются;

заявлено требование соответствующим органом о взыскании расходов по розыску ответчика или должника;

требование о взыскании долгов основано на представлении судебного исполнителя о неперечислении торгующей организацией в течение пяти банковских дней вырученных денежных средств от реализации имущества, переданного судебным исполнителем. В иных случаях обращаться в суд в порядке приказного производства возможно только, если такое обращение предусмотрено законодательными актами. Большим минусом такого производства является то, что Хозяйственный суд отказывает в вынесении определения о судебном приказе, если должник не согласен с заявленным требованием (т.е. должнику банально можно написать «Не согласен»). И тогда необходимо обращаться в суд в порядке искового производства.

3.2.3 Иные способы

Кроме того, в рамках процедуры, прямо не предусмотренной законом, но не противоречащей ему возможны:

проведение переговоров с руководством должника на предмет возврата долгов.

переписка по вопросу возврата долгов.

инициирование проведения проверок должника по основаниям, предусмотренным законом.

уведомления о факте неплатежей со стороны должника всем его контрагентам или в средствах массовой информации.

написание жалоб различным должностным лицам органов государственного управления Республики Беларусь.

иные меры.

4. Требования к программному обеспечению

По данным Министерства экономики на 1 апреля 2011 года, с начала текущего года количество малых предприятий - юридических лиц увеличилось на 2962 бизнеса (на 3,4%), а по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - на 8504 (на 10,5%) новых налогоплательщиков. Выросло за три месяца и количество «ипэшников»: по сравнению с началом 2011 года их стало на 3623 человека (на 1,6%) больше, а по сравнению с январем-мартом 2010 года - на 10 051 (на 4,5%).

Даже проблемы на валютном рынке, которые начались в марте, не повлияли на предпринимательский бум. В Минске, который является центром деловой активности страны, по данным «Ежедневника», в марте в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей был внесен 1061 человек как индивидуальный предприниматель и 588 различных юридических лиц (включая и общественные организации).

Для сравнения: в феврале текущего года в регистр попало 900 «ипэшников» и 474 юрлица, в январе - соответственно 935 индивидуальных предпринимателя и 486 коммерческих и некоммерческих структур.

Вместе с этим растет и объем работ у налоговых органов. Возрос объем проверок, объем нарушений. При этом сложность взыскания задолженности существенно возрастает. Если ранее многие должники не платили просто потому, что не хотели платить, то теперь к ним присоединились должники, платить которым, зачастую, просто нечем.

Как никогда встает вопрос об оптимизации, повышении эффективности взыскания. Существуют разные «узкие места». Это проблема обучения сотрудников, обеспечение их загрузки теми заданиями, которые дадут наибольшую отдачу, а также контроль выполнения работы. Для организации встреч с должниками необходим «логистический» подход - составление оптимальных маршрутов выездных сотрудников увеличивает количество проводимых ими мероприятий в день. Для сотрудников судебного производства, претензионной работы очень важно эффективно организовать подготовку «бумажных» документов. Также необходим общий контроль над ведением процесса взыскания. В случае большого объема задолженности в работе становится актуальным составление типовых схем взыскания и применения разных схем в соответствии с особенностями долга. Такие схемы могут работать подобно конвейеру Генри Форда и направлять действия исполнителя от одной операции к другой. Для каждой из этих проблем часть решения лежит в выборе системы автоматизации.

Профессиональное программное обеспечение должно помогать в решении этих, а также многих других проблем, избавлять рядовых сотрудников от рутинной работы и давать руководству эффективные инструменты управления и оперативного контроля. Основные требования к системе автоматизации можно сформировать так:

повышение объема переданной задолженности в расчете на одного сотрудника, с которой возможна эффективная работа;

быстрая окупаемость;

легкая интеграция в бизнес-систему заказчика.

Конечно, следует принимать во внимания и функциональные особенности, которые во многом смогут повлиять на принятие или непринятие системы конечными пользователями. Чем удобней будет для них система, чем интуитивно понятнее интерфейсы, тем меньше будет скрытое (а иногда и открытое) противодействие со стороны пользователей.

Противодействие пользователей внедрению, зачастую недооценивается руководителями и может происходить в результате следующего:

боязнь нового и неведомого - страх перед изменениями;

недостаток информации о внедряемой системе;

В крайнем случае, это может привезти к саботированию процесса внедрения. Поэтому так важно донести все преимущества, которые получит каждый сотрудник после внедрения системы. Необходимо ответственно подойти к процессу обучения сотрудников, обязательно запланировать на это необходимое время, причем работа во время обучения должна осуществляться на конкретном примере повседневной деятельности сотрудника. Необходимо определить и убедить в первую очередь «лидеров мнений» - сотрудников пользующихся авторитетом в своем подразделении, не боящихся перемен и обладающих достаточным уровнем компьютерной грамотности.

Противодействие пользователей внедрению, зачастую недооценивается руководителями и может происходить в результате следующего: отсутствие у сотрудников необходимых навыков. В крайнем случае, это может привезти к саботированию процесса внедрения. Поэтому так важно донести все преимущества, которые получит каждый сотрудник после внедрения системы.

Внедряемый продукт должен предусматривать средства для гибкой настройки и создания необходимого набора печатной документации (претензионных писем, судебных документов и др.). Узнайте, сколько средств и времени потребуется, если будет нужно изменить пару предложений в создаваемом печатном документе.

Для владельцев и руководителей организаций крайне важно в новых условиях оптимизировать стратегию взыскания. Для этого система должна предоставить всю необходимую информацию как по структуре задолженности, так и эффективности работы с ней, в том числе в разрезе отделов и сотрудников. Естественно для этого потребуется инструменты для объединения по каким либо показателям задолженности в группы для описания методов работы с такими группами и последующим анализом результатов.

5. Готовое решение программного обеспечения

В постоянно меняющихся рыночных условиях надежность становится ключевым критерием выбора ИТ-компании. Обеспечить адекватную поддержку динамично развивающемуся бизнесу способен только тот партнер, который гарантирует стабильность, гибкость, качество всех процессов разработки программного обеспечения и высокую квалификацию специалистов, задействованных в проектах.

Основанная в 1993 году, сегодня ЕРАМ Systems входит в число крупнейших ИТ-компаний мира. Реализовав тысячи сложных и масштабных решений для наших заказчиков по всему миру, EPAM Systems неизменно остается признанным лидером в таких областях, как:

¾Разработка, тестирование, сопровождение и поддержка заказного программного обеспечения и бизнес-приложений

¾Интеграция приложений на базе продуктов SAP, Oracle, IBM, Microsoft

¾Создание выделенных центров разработки (центров компетенции), центров тестирования и контроля качества программного обеспечения

¾ИТ-консалтинг с учетом отраслевой специфики бизнеса

ЕРАМ Systems - крупнейшая ИТ-компания, способная предложить своим заказчикам полный спектр услуг и компетенций для разработки и развития корпоративных ИТ-систем:

¾Тысячи талантливых программистов

¾Компетенции в передовых технологиях на уровне их разработчика, наработанные в ходе сотрудничества с мировыми лидерами-поставщиками ПО

¾Постоянный фокус на развитии технологической и отраслевой экспертизы, которая максимально полно учитывает специфику бизнеса наших заказчиков

¾Стабильность и прозрачность

¾Опыт реализации проектов на глобальном рынке для компаний из различных отраслей и доскональное знание особенностей отечественной бизнес-среды

¾Выстроенные и четко работающие процессы

¾Гарантии эффективного использования временных и финансовых ресурсов наших заказчиков.

Налоговым органам России и стран СНГ EPAM Systems предлагает пакет услуг и решений, позволяющих оптимизировать работу всей структуры: от руководителей разного уровня до налоговых инспекторов, работающих на выезде. Кроме того, опыт EPAM Systems позволяет автоматизировать взаимоотношения с налогоплательщиками (физическими и юридическими лицами) посредством систем для оказания электронных госуслуг.

Создание специализированных решений для налоговых органов федерального, регионального и муниципального уровней:

¾Создание единой интегрированной системы налоговых органов, включающей в себя следующие модули:

¾Регистрация налогоплательщиков

¾Ведение лицевых счетов налогоплательщиков и учет поступлений

¾Налоговое декларирование (заполнение и подача деклараций в электронном виде)

¾Связь с внешними источниками данных для формирования налогооблагаемой базы и контроля исполнения обязательств (получение информации от других государственных ведомств, а также из открытых источников)

¾Управление налоговыми рисками (в том числе камеральный контроль, автоматический зачет и возврат налоговых платежей, поддержка налогового инспектора на проверке)

¾Автоматизация контроля и учета подакцизной продукции

Разработка и запуск электронных услуг налогового органа:

¾Интернет-портал налоговой службы

¾Организация доступа через «одно окно»

¾Создание «кабинета налогоплательщика» (личной странички налогоплательщика на портале налоговой службы, с помощью которой после авторизации можно заполнять и подавать налоговые декларации, получать уведомления, просматривать собственные лицевые счета и статусы поданных ранее документов и т. д.)

¾При необходимости вывод налоговых электронных услуг на общий портал электронного правительства или порталы других госорганов

Создание информационно-аналитических систем по запросу Заказчика:

¾Автоматизация архива регистрационных дел и документов налоговой и бухгалтерской отчетности

¾Автоматизация финансово-хозяйственной деятельности и др.

¾Аналитические и отчетные системы

Результаты автоматизации налоговой службы:

¾Увеличение объема налоговых поступлений в бюджет

¾Контроль за своевременным возмещением налогов и других платежей (НДС, подоходного налога, пеней и т. д.)

¾Своевременное обнаружение и профилактика налоговых нарушений

¾Выявление резервов для увеличения налогооблагаемой базы и поступлений в бюджет

¾Сокращение издержек на единицу взысканного налога

¾Повышение уровня удовлетворенности налогоплательщиков работой налоговых органов

Преимущества работы с EPAM Systems:

¾Выделенный Центр компетенции в области автоматизации налоговых служб (270 сотрудников)

¾Понимание специфики работы налоговых служб изнутри благодаря многолетнему опыту успешной работы с ФНС России и Налоговым Комитетом Министерства финансов Республики Казахстан

¾Беспрецедентный технологический опыт, позволяющий сделать оптимальный выбор технологий под конкретные задачи Заказчика

¾Опыт реализации проектов на базе продуктов крупнейших вендоров (IBM, Oracle, SAP, Microsoft, BEA Systems и др.)

¾Знание проектных процедур международных организаций, в том числе Всемирного банка


Заключение

В данной контрольной работе мы рассмотрели возможность автоматизации взыскания штрафных санкций, пени налоговыми органами.

В данном направлении пока сделано не много шагов, однако возможности автоматизации существуют. Первые шаги в данном направлении уже сделаны фирмой ЕРАМ Systems.

Направлений автоматизации существует два:

. использование уже имеющихся программных систем путем их адаптации под имеющиеся нужды. Данное направление менее затратное, но при этом и менее эффективное.

. разработка специализированного программного обеспечения под конкретные нужды. Данное направление более затратное в связи с необходимостью разработки программы с нуля. Но при этом будут учтены все аспекты функционирования налоговых органов, в связи с чем эффективность возрастает.


Список литературы

. Данелян Т. Я. Экономические системы в налогообложении. М.: МЭСИ, 1998.

. Герман В. А., Илюкович А. А., Кондауров Н. Н. Основные типы задач оптимизации производственной программы предприятия / Автоматизированные системы управления. Минск, - Вып9. - с.89-98, 1973.

. Указ президента Республики Беларусь от 30.06.2006 № 419 "О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений".

. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть)


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!