Тайные ордена
Тайные
ордена
Реферат
ученицы 9а класса. Школы №309 Либерг Галины
Санкт-Петербург 1998 год.
Глава I.
Происхождение масонства.
*
Орден франкмасонов, в наши дни известный
во всех странах европейской культуры, ведет родословную от очень скромного по
происхождению лондонского клуба начала XVIII века. Однако история ордена с
самого момента его возникновения была покрыта таким покровом легенд и
документальные сведения о нем были так скудны, что даже этот первоначальный
факт его истории был установлен научной критикой не без труда: лабиринт
фантастических гипотез, в котором долго терялись историки масонства, не вполне разрушен
ими в сущности и до сих пор. Правда, в наше время никому не придет в голову
рассказать о масонских ложах эпохи Ноева ковчега или искать зачатки масонства в
мистериях древних греков, но не менее произвольные в сущности, хотя и менее
фантастические с виду догадки вроде гипотезы о тождестве франкмасонов с
«братьями Розового Креста» или о связи первых масонских организаций с
политическими и династическими интригами Стюартов находят место в посвященных
истории масонства сочинениях и сейчас.
Начало полному
и систематическому изучению всех, относящихся к прошлому масонства, документов,
и к окончательному освобождению масонской истории от неограниченных полетов
фантазии было положено немецким историком Бегеманом и англичанином Гудом,
последние труды, которых — «Краткая история франкмасонства» и «Доисторический
период и начало франкмасонства в Англии» — вышли всего несколько лет тому
назад.
Слово
free-mason — франкмасон (свободный каменщик) перешло из английского в другие
европейские языки уже после того, как оно потеряло и в Англии свой
первоначальный смысл, и вопрос о его происхождении сделался темным.
До последней
четверти прошлого века термин «франкмасон» противополагали обыкновенно краткому
термину «масон», как обозначающий не каменщиков-рабочих (или оперативных
масонов, как говорили в Англии), а каменщиков-мыслителей (спекулятивных
масонов), только по имени связавших себя с соответствующим ремесленным цехом. В
частности, в них видели то рыцарей Храма, скрывавшихся под маскою франкмасонов
после разгрома их ордена Филиппом Красивым, то группу ученых и философов,
вступивших в масонский цех, чтобы скрыть от враждебно настроенного к ним
правительства свои гуманитарно-филантропические цели. Знакомство с документами
показало, однако, всю ошибочность этих предположений. Предками современных
франкмасонов, носившими это же имя, были, несомненно, настоящие каменщики, и
добавление к названию их ремесла слова свободны и (free, frank) имело
первоначально профессионально-ремесленное, а не социальное значение. Слово
free-mason встречается в английских документах, начиная с последней четверти
XIV века; по наиболее вероятной гипотезе, выдвинутой в 1887 году одним
английским архитектором и разделяемой Бегеманом, это были известные в Англии в
эпоху готического стиля sculptores lapidum liberorum (первое упоминание — в
документе начала XIII века) — «каменотесы свободных камней». «Свободными»
камнями (free-stones) в отличие от обыкновенных (rough-stones) называли в
Англии более мягкие каменные породы, вроде мрамора и известняка, употреблявшиеся
для более тонкой, барельефной работы. Путем сокращения длинного термина
freestone’s mason и произошло, по этой гипотезе, английское слово free-mason. В
эпоху готического стиля франкмасонами называлась, во всяком случае, более
искусная категория квалифицированных, как сказали бы теперь, строительных
рабочих. Позднее, с упадком готического стиля, различие двух категорий
каменщиков утратило практическое значение, вследствие чего исчезло
представление и о точном смысле обоих терминов: уже в XIV веке цехи каменщиков
называются безразлично то просто масонскими, то франкмасонскими. Но
воспоминание о большей почетности длинного термина все же сохранилось: когда
старинные братства каменщиков выделились в особую от цеха организацию,
получившую известную популярность среди высших классов общества (XVII века),
она удержала за собой название франкмасонов, предоставив цеховой организации
называться просто масонами (companies of masons); полное название принял и
современный масонский орден, организовавшийся в начале XVIII века по типу
старинных ремесленных братств.
Связь,
соединяющая современный масонский орден со старыми братствами, носит, в
сущности, внешний характер, сводясь лишь к известной преемственности ритуала и
терминологии. История старого масонства является не столько главой из истории
ордена, сколько введением к ней: по терминологии Бегемана, старое масонство
составляет его «доисторический» период.
К этому же
«доисторическому периоду» можно отнести и идейных предшественников позднейших
масонов — алхимиков и утопистов XVII века с их проектами всемирных союзов и
планами преобразования человечества: если старые организации каменщиков были
номинальными предками масонства, то истинными, духовными, предками его были
именно эти представители дореволюционной европейской интеллигенции.
Началом
исторического периода масонства следует считать 20-е годы XVIII столетия —
эпоху возникновения так называемых «великих лож».
Глава II.
Английское масонство XVIII века (1718 - 1813 гг.).
Первые великие
ложи возникли в Англии в более мирную эпоху, когда огромное большинство людей
высшего и среднего класса не помышляло уже ни о чем, кроме отдыха от
бесконечных смут и борьбы предшествующих десятилетий. С водворением новой
династии жизнь страны входила в мирное русло: все нужное для ее спокойствия
казалось достигнутым. От былого увлечения политикой теперь осталась простая
склонность к общественности, привычка находиться среди людей: раз вилась
страсть к кружкам и клубам. Сатирический листок «Зритель», выходивший в Лондоне
в начале десятых годов, высмеивая эту страсть, приводил длинный список будто бы
существующих в Лондоне обществ, среди которых фигурируют и клубы красавцев и
уродов, и орден лгунов, и «вечно существующее общество», и «метафорические
мертвецы», и какие-то «Виши-ваши» и «Могаки» — названия, быть может, и
придуманные газетой, но очевидно схваченные, в общем, из жизни. Большинство
этих типичных «английских клубов» не преследовали, конечно, широких
общественных целей, но своими оригинальными уставами и ритуалом они отвлекали
людей от обыденности домашнего очага, создавали иллюзию серьезного дела, и
этого было достаточно, чтобы сделать их популярными. Одной из таких
великосветских и просто светских организаций явился, по-видимому, и Орден
свободных каменщиков.
Остатки «почтенного
франкмасонского Общества» в начале XVIII столетия сохранились еще и в Лондоне,
и в других английских городах. Ореол старины, окружавший их, и легендарная
история масонства привлекли к ним внимание, соблазнили на попытку использовать
их для организации интересного клуба.
Глава III.
Французское масонство в XVIII веке.
Ранняя история
французского франкмасонства тесно связана с наплывом во Францию английской
знати после революции XVIII века.
*
Уже в тридцатых годах XVIII века в Париже
насчитывалось пять лож. Первая ложа, известная под разными наименованиями,
основана была будто бы в 1725 году, но лишь в 1732 году получила свою
конституцию от Великой ложи Англии. В основании этой ложи среди других англичан
принимал деятельное участие Чарльз Ред-клифф, граф Дервентуотер, убежденный
якобит, сложивший впоследствии свою голову на плахе в Англии.
Таков
легендарный период французского франкмасонства, признаваемый официальной
масонской традицией.
Глава IV.
Немецкое масонство в XVIII веке.
В кругу поисков
таинственного знания возникло немецкое масонство. Его история дает нам самые
яркие страницы из истории немецкого оккультизма, чародейства, а иногда и
прямого шарлатанства; и в дальнейшем мы увидим, как много чисто средневековых
представлений, сданных уже давно в архив научной мыслью не только XVIII, но
даже и XVI столетия, оно снова оживило и выставило в качестве высшей мудрости,
доступной только для посвященных; мы увидим, как быстро потонули в этих средневековых бреднях и шарлатанских
проделках те принципы терпимости,
гуманности, всеобщего братства и свободы, которые масоны сначала начертали на
своем знамени; масонство только слегка коснулось этих гуманистических понятий,
но для их осуществления оно не только ничего не сделало, даже в целом ряде
случаев стало на их пути.
*
Первоначально масонство пришло в Германию
из Англии. Вообще в то время влияние Англии на Германию было довольно сильно.
Умственная жизнь в Германии почти совсем иссякла после тридцатилетней войны;
вся страна находилась в состоянии почти полного одичания; общественная жизнь
совершенно замерла, и лучшие люди могли прилагать свои силы только в частной
жизни, не получая извне никаких стимулов к общественной или умственной
деятельности.
Глава V.
Русское масонство в XVIII веке.
Среди русских масонов существовало предание о том, что
первая масонская ложа в России была учреждена Петром Великим немедленно по его возвращении из первого
заграничного путешествия: сам Кристофер Врен, знаменитый основатель
новоанглийского масонства, будто бы посвятил его в таинства ордена; мастером
стула в основанной Петром ложе был Лефорт, Гордон — первым, а сам царь — вторым
надзирателем. Предание это, лишенное какой бы то ни было документальной основы,
находит себе лишь косвенное подтверждение в том высоком уважении, которым имя
Петра пользовалось среди русских братьев XVIII века, распевавших на своих
собраниях известную «Песнь Петру Великому» Державина; оно показывает только,
что наши масоны сознательно или бессознательно связывали с масонскими идеями
преобразовательную деятельность Петра, «которая была в России таким же
нововведением в смысле цивилизации, каким масоны должны были считать и свое
братство[1]
[1]».
Первое, безусловно достоверное известие о начале масонства в России
относится к 1731 г., когда, как гласит официальный английский источник[2]
[2], гроссмейстер Великой Лондонской ложи лорд Ловель
назначил капитана Джона Филипса Великим провинциальным мастером «для всей
России». Таким образом, первоначальное масонство пришло к нам, как и везде на
континент, из Англии, но, разумеется, здесь еще не может быть и речи о русском
масонстве, и Филипс, конечно, распространял орденское учение лишь в тесном
кругу своих единомышленников, переселившихся в Россию. Этот кружок,
по-видимому, твердо держался в течение всего периода немецкого засилья при Анне
Иоановне, так как уже десять лет спустя (1740 г.) английская Великая ложа
назначила нового гроссмейстера для Poccии в лице генерала русской службы Джемса
(Якова) Кейта , может быть, к этому времени и следует отнести первые случаи вступления русских в масонский союз:
недаром русские братья считали именно Кейта основателем масонства в России.
Первоначальный период существования масонства в России характеризуется в
общем отсутствием какой бы то ни было национальной окраски. Масонство было лишь
модой, притом сравнительно весьма мало распространенной, «игрушкой для праздных
умов», по выражению Елагина, и лишь в самом конце этого периода замечаются
признаки некоторой связи между масонством и смутно поднимающимися в лучшей
части общества идеалистическими потребностями; эти признаки указывают нам на
возможность скорого наступления того момента, когда положительное содержание
масонского учения сделается доступным и близким для русских людей, оказывая им
серьезную поддержку в их неясных стремлениях к построению первого в России
цельного общественного мировоззрения.
*
Настоящая история масонства в России начинается лишь в
семидесятых годах, когда одновременно возни кают у нас две масонские системы,
пользовавшиеся крупным успехом. Ложи этих систем — так называемые елагинской и
циннендорфской (шведско-берлинской) - работали в этот период времени, главным
образом, первых трех степенях «иоанновского» или «символического» масонства,
преследовавшего цели религиозно-нравственного воспитания человека. Здесь
русские
масоны работали над приведением «дикаго камня» (символ греховного
человека) в «совершенную кубическую форму» (очищение от пороков), приобретали
широкие сравнительно с прежними религиозные понятия, глубоко задумывались над
вопросами веры и нравственности, упорной работой воспитывали в себе человека.
Кажущаяся в наше время несколько бледной масонская мораль оказала благотворное
влияние на общество, служа в то же время реакцией против модных течений
западно-европейской скептической мысли.
Главная роль в этом периоде истории русского масонства принадлежит
известному И. П. Елагину, которого нередко совершенно неправильно считают
создателем особой масонской системы, близкой по традициям к первоначальной и
чистейшей форме английского масонства. Елагин вступил в масонство еще в 1750
г., но до поры до времени, как и все, не видел в ордене ничего серьезного и
вскоре увлекся модным «душепагубным чтением» безбожных писателей —
«ансиклопедистов».
Глава VI.
Масонство сегодня.
Появившись в
начале XVIII века, масонство достигло своего расцвета к концу того же столетия
и просуществовало в традиционной форме как активная организация до середины
следующего века. К этому времени большинство масонских организаций, если и
продолжало существовать (особенно на Западе), то во многом изменило свою
деятельность. Развитие демократических учреждений, организация и борьба
политических партий не прошли для масонства бесследно. Среди его адептов они
породили новые настроения и идеалы, подсказали новые средства их осуществления.
К началу XX
века обострились противоречия между французскими и англо-американскими
масонами. Кроме этого, рядом со старым, консервативным масонством, продолжавшим
жить в соответствии с буквой традиционного учения, выросли новые масонские
формы. Причем в этих новых формах масонства своеобразно переплелись элементы
старого учения, проникнутого мистическим содержанием, и политические
устремления новой эпохи.
Для французского
масонства начало XX века прошло под лозунгом борьбы с клерикализмом и церковью.
Потом наступило время проникновения во французское масонство социалистов. Таким
образом, масонству открылись новые обширные горизонты. Выдающийся представитель
французского масонства Маделена Пельтье именно в это время приходит к
неожиданному, клалось бы, выводу, что роль масонства, как такового, кончилась.
От масонства в
его чистой форме к середине 30-х годов осталось очень мало. Масонский ритуал
был почти упразднен, строгость и осмотрительность в выборе новых членов
исчезают, вступление в ложу стало общедоступным, легким делом, масонские
собрания принимают все более открытый и шумный характер. Если прежде масонство
было местом воспитания, школой, то теперь эта цель отошла на задний план. Ложи
стали школами для политиков. Здесь встречаются, создают и упрочивают связи,
строят политическую карьеру.
В Германии
масонство к началу нашего века сохранило традиции старых «мастеров», следуя их
заветам гуманности и терпимости.
Немецкие масоны
считали, что задачи, стоящие перед масонами, — задачи универсальные. Они не
могут быть сведены к определенной реальной деятельности ни в религиозной, ни в
социально-политической области и заключаются в объединении всего человечества,
в построении всемирного человеческого союза на почве братской любви и
постоянного мира. Таким образом, одна из главных задач масонства —
способствовать сглаживанию и примирению всех общественных антагонизмов:
расовых, сословных, классовых и т. п. Главные же усилия масонов должны быть
направлены на нравственное усовершенствование.
Английские
масоны в начале века стояли на позициях, чрезвычайно близких к позициям
немецких, и с нескрываемым осуждением относилось к политическим выступлениям
масонства, а значит, и к практике французских масонов.
Американское
масонство, сложившееся в своеобразных условиях, во многом отличалось от
европейского и к началу нашего века сохранило свое своеобразие. По своему
составу оно, в отличие от английского, из которого вышло, было глубоко
демократичным.
Американское
масонство располагало очень значительными капиталами. Своеобразие американского
масонства выражалось и в том, что у него не было общей принципиальной программы
и оно чрезвычайно индифферентно относилось к тому, что может быть названо
масонской философией, а также к обрядовой стороне масонства и его тайнам. То же
можно сказать и об отношении американского масонства к религии. Казалось бы,
значительная политическая активность американского масонства должна была бы
способствовать сближению его с французским масонством, но этого не произошло.
Их отношения в начале XX века характеризовала холодность и взаимное неприятие.
В течение всего
существования масонства делались неоднократные попытки сблизить различные
масонские течения и образовать организацию, которая согласовывала бы действия
всех масонских лож, хотя бы в национальных масштабах. XX век и здесь внес новые
веяния: теперь предпринимались попытки объединить всемирное масонство. Так, в
1903 г. в Швейцарии было положено начало новой масонской международной
организации — Бюро, перед которым были поставлены две задачи:
1) сближать
отдельные масонские организации.
2) собирать
материалы и документы, относящиеся к истории масонства.
Масонство в
20-е годы нашего столетия, несмотря на попытки объединения, было далеко не
единообразным. Французское и итальянское масонство носило в это время ярко
выраженный политический характер, немецкое — философско-мистический, а
английское и американское — религиозно-благотворительный. Особенно ярко практицизм
окрашивал американское масонство.
Глава VII.
Знаменитые русские масоны.
*
Александр Васильевич Суворов (1730-1800) –
вот кто должен открыть собой ряд знаменитых русских деятелей-масонов.
Михаил
Матвеевич Херасков (1733-1807) – трудно указать другого писателя, произведения
которого так полно отражали бы масонские идеи.
Николай
Васильевич Репнин (1734-1801) – вступил в одну из лож масонства.
Николай Иванович
Новиков (1744-1818) – вначале отнесся к масонской организации чрезвычайно
недоверчиво, он именно в ней нашел ответ своим просветительским и
благотворительным стремлениям.
Михаил
Илларионович Голенищев-Кутузов (1745-1813) – первое прикосновение к таинствам
ордена свершилось в 1779 году в Регенсбурге, в ложе «К трем ключам».
Александр
Борисович Куракин (1752-1818) – блестящий аристократ и человек, приближенный ко двору, масонство было лишь необходимой
деталью.
Павел I
(1754-1801) – принадлежал ли к Братству Вольных Каменщиков?!
Николай
Михайлович Карамзин (1766-1826) – вступил в ложу «Златой венец».
Михаил
Михайлович Сперанский (1772-1839) – Лопухин возлагает на него большие надежды.
Александр I
(1777-1825) – его царствование принесло русскому масонству повторный расцвет.
Александр
Сергеевич Грибоедов (1795-1829) – близко знал многих членов тайных обществ.
Александр
Сергеевич Пушкин (1799-1837) – «4 мая я был принят в масоны».
Список
литературы
1.
Бакунина Т.А. Знаменитые русские
масоны. Вольные каменщики. М.: Интербук,1991.
2. Боровой А.
Современное масонство на Западе. М.: Задруга, 1922.
3. Морамарко М.
Масонство в прошлом и настоящем /Пер. с итал. В. П. Гайдука. М.: Прогресс,
1990.
4. Печников
Б.А. «Рыцари церкви». Кто они?: М.: Политиздат,1991.
5. Черняк Е.Б.
Невидимые империи: М.: Мысль,1987.
6. Шустер Г.
Тайные общества, союзы и ордена: В 2Т. СПб.: Изд-во Поповой, 1905-1907.
*
Тайные ордена.
(И. М. Херасов).
*
Тайные ордена.
(А. М. Васютинский.).
*
Тайные ордена.
(В.Н. Перцев.).
[1]
[1] Пыпин. Русское масонство до
Новикова.
[2]
[2] «Книга Конституций» Андерсона.
*
Тайные ордена.
(А. В. Семека.).
*
Знаменитые
русские масоны. (Бакунина Т. А.).