Тайные ордена \Масоны\
Реферат на тему:
«Тайные ордена».
Ученицы 9а класса.
Школы №309
Либерг Галины
Санкт-Петербург 1998 год.
Глава I
ПРОИСХОЖДЕНИЕ МАСОНСТВА.
*Орден франкмасонов,
в наши дни известный во всех странах европейской культуры, ведет родословную от
очень скромного по происхождению лондонского клуба начала XVIII века. Однако
история ордена с самого момента его возникновения была покрыта таким покровом
легенд и документальные сведения о нем были так скудны, что даже этот
первоначальный факт его истории был установлен научной критикой не без труда:
лабиринт фантастических гипотез, в котором долго терялись историки масонства,
не вполне разрушен ими в сущности и до сих пор. Правда, в наше время никому не
придет в голову рассказать о масонских ложах эпохи Ноева ковчега или искать
зачатки масонства в мистериях древних греков, но не менее произвольные в
сущности, хотя и менее фантастические с виду догадки вроде гипотезы о тождестве
франкмасонов с «братьями Розового Креста» или о связи первых масонских организаций
с политическими и династическими интригами Стюартов находят место в посвященных
истории масонства сочинениях и сейчас.
Начало
полному и систематическому изучению всех, относящихся к прошлому масонства,
документов, и к окончательному освобождению масонской истории от неограниченных
полетов фантазии было положено немецким историком Бегеманом и англичанином
Гудом, последние труды, которых — «Краткая история франкмасонства» и
«Доисторический период и начало франкмасонства в Англии» — вышли всего несколько
лет тому назад.
Слово free-mason —
франкмасон (свободный каменщик) перешло из английского в другие европейские
языки уже после того, как оно потеряло и в Англии свой первоначальный смысл, и
вопрос о его происхождении сделался темным.
До последней четверти
прошлого века термин «франкмасон» противополагали обыкновенно краткому термину
«масон», как обозначающий не каменщиков-рабочих (или оперативных масонов, как
говорили в Англии), а каменщиков-мыслителей (спекулятивных масонов), только по
имени связавших себя с соответствующим ремесленным цехом. В частности, в них
видели то рыцарей Храма, скрывавшихся под маскою франкмасонов после разгрома их
ордена Филиппом Красивым, то группу ученых и философов, вступивших в масонский
цех, чтобы скрыть от враждебно настроенного к ним правительства свои
гуманитарно-филантропические цели. Знакомство с документами показало, однако,
всю ошибочность этих предположений. Предками современных франкмасонов,
носившими это же имя, были, несомненно, настоящие каменщики, и добавление к
названию их ремесла слова свободны и (free, frank) имело первоначально
профессионально-ремесленное, а не социальное значение. Слово free-mason
встречается в английских документах, начиная с последней четверти XIV века; по
наиболее вероятной гипотезе, выдвинутой в 1887 году одним английским
архитектором и разделяемой Бегеманом, это были известные в Англии в эпоху
готического стиля sculptores lapidum liberorum (первое упоминание — в
документе начала XIII века) — «каменотесы свободных камней». «Свободными» камнями
(free-stones) в отличие от обыкновенных (rough-stones) называли в Англии
более мягкие каменные породы, вроде мрамора и известняка, употреблявшиеся для
более тонкой, барельефной работы. Путем сокращения длинного термина freestone’s
mason и произошло, по этой гипотезе, английское слово free-mason. В эпоху
готического стиля франкмасонами называлась, во всяком случае, более искусная
категория квалифицированных, как сказали бы теперь, строительных рабочих.
Позднее, с упадком готического стиля, различие двух категорий каменщиков
утратило практическое значение, вследствие чего исчезло представление и о
точном смысле обоих терминов: уже в XIV веке цехи каменщиков называются
безразлично то просто масонскими, то франкмасонскими. Но воспоминание о большей
почетности длинного термина все же сохранилось: когда старинные братства
каменщиков выделились в особую от цеха организацию, получившую известную
популярность среди высших классов общества (XVII века), она удержала за собой
название франкмасонов, предоставив цеховой организации называться просто
масонами (companies of masons); полное название принял и современный
масонский орден, организовавшийся в начале XVIII века по типу старинных
ремесленных братств.
Связь, соединяющая
современный масонский орден со старыми братствами, носит, в сущности, внешний
характер, сводясь лишь к известной преемственности ритуала и терминологии.
История старого масонства является не столько главой из истории ордена, сколько
введением к ней: по терминологии Бегемана, старое масонство составляет его
«доисторический» период.
К этому же «доисторическому периоду» можно отнести и
идейных предшественников позднейших масонов — алхимиков и утопистов XVII века с
их проектами всемирных союзов и планами преобразования человечества: если
старые организации каменщиков были номинальными предками масонства, то
истинными, духовными, предками его были именно эти представители
дореволюционной европейской интеллигенции.
Началом исторического
периода масонства следует считать 20-е годы XVIII столетия — эпоху возникновения
так называемых «великих лож».
Глава II
АНГЛИЙСКОЕ МАСОНСТВО XVIII ВЕКА
(1718 - 1813 гг.).
Первые великие ложи возникли в Англии
в более мирную эпоху, когда огромное большинство людей высшего и среднего
класса не помышляло уже ни о чем, кроме отдыха от бесконечных смут и борьбы
предшествующих десятилетий. С водворением новой династии жизнь страны входила в
мирное русло: все нужное для ее спокойствия казалось достигнутым. От былого
увлечения политикой теперь осталась простая склонность к общественности,
привычка находиться среди людей: раз вилась страсть к кружкам и клубам.
Сатирический листок «Зритель», выходивший в Лондоне в начале десятых годов,
высмеивая эту страсть, приводил длинный список будто бы существующих в Лондоне
обществ, среди которых фигурируют и клубы красавцев и уродов, и орден лгунов, и
«вечно существующее общество», и «метафорические мертвецы», и какие-то
«Виши-ваши» и «Могаки» — названия, быть может, и придуманные газетой, но
очевидно схваченные, в общем, из жизни. Большинство этих типичных «английских
клубов» не преследовали, конечно, широких общественных целей, но своими
оригинальными уставами и ритуалом они отвлекали людей от обыденности домашнего
очага, создавали иллюзию серьезного дела, и этого было достаточно, чтобы
сделать их популярными. Одной из таких великосветских и просто светских
организаций явился, по-видимому, и Орден свободных каменщиков.
Остатки «почтенного
франкмасонского Общества» в начале XVIII столетия сохранились еще и в Лондоне,
и в других английских городах. Ореол старины, окружавший их, и легендарная
история масонства привлекли к ним внимание, соблазнили на попытку использовать
их для организации интересного клуба.
Глава III
ФРАНЦУЗСКОЕ МАСОНСТВО В XVIII ВЕКЕ.
Ранняя история французского
франкмасонства тесно связана с наплывом во Францию английской знати после
революции XVIII века.
Таков легендарный период
французского франкмасонства, признаваемый официальной масонской традицией.
Глава IV
НЕМЕЦКОЕ МАСОНСТВО В XVIII ВЕКЕ.
В кругу поисков таинственного знания возникло немецкое
масонство. Его история дает нам самые яркие страницы из истории немецкого
оккультизма, чародейства, а иногда и прямого шарлатанства; и в дальнейшем мы
увидим, как много чисто средневековых представлений, сданных уже давно в архив
научной мыслью не только XVIII, но даже и XVI столетия, оно снова оживило и
выставило в качестве высшей мудрости, доступной только для посвященных; мы
увидим, как быстро потонули в этих средневековых бреднях и шарлатанских
проделках те принципы терпимости, гуманности, всеобщего братства и свободы, которые
масоны сначала начертали на своем знамени; масонство только слегка коснулось
этих гуманистических понятий, но для их осуществления оно не только ничего не
сделало, даже в целом ряде случаев стало на их пути.
*Первоначально
масонство пришло в Германию из Англии. Вообще в то время влияние Англии на
Германию было довольно сильно. Умственная жизнь в Германии почти совсем иссякла
после тридцатилетней войны; вся страна находилась в состоянии почти полного
одичания; общественная жизнь совершенно замерла, и лучшие люди могли прилагать
свои силы только в частной жизни, не получая извне никаких стимулов к
общественной или умственной деятельности.
Глава V
РУССКОЕ МАСОНСТВО В XVIII ВЕКЕ.
Среди
русских масонов существовало предание о том, что
первая масонская ложа в России была учреждена Петром
Великим немедленно по его возвращении из первого заграничного путешествия: сам
Кристофер Врен, знаменитый основатель новоанглийского масонства, будто бы
посвятил его в таинства ордена; мастером стула в основанной Петром ложе был
Лефорт, Гордон — первым, а сам царь — вторым надзирателем. Предание это,
лишенное какой бы то ни было документальной основы, находит себе лишь косвенное
подтверждение в том высоком уважении, которым имя Петра пользовалось среди
русских братьев XVIII века, распевавших на своих собраниях известную «Песнь
Петру Великому» Державина; оно показывает только, что наши масоны сознательно
или бессознательно связывали с масонскими идеями преобразовательную
деятельность Петра, «которая была в России таким же нововведением в смысле цивилизации,
каким масоны должны были считать и свое братство[1]».
Первое,
безусловно достоверное известие о начале масонства в России относится к 1731
г., когда, как гласит официальный английский источник[2], гроссмейстер
Великой Лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса Великим
провинциальным мастером «для всей России». Таким образом, первоначальное
масонство пришло к нам, как и везде на континент, из Англии, но, разумеется,
здесь еще не может быть и речи о русском масонстве, и Филипс, конечно,
распространял орденское учение лишь в тесном кругу своих единомышленников,
переселившихся в Россию. Этот кружок, по-видимому, твердо держался в течение
всего периода немецкого засилья при Анне Иоановне, так как уже десять лет
спустя (1740 г.) английская Великая ложа назначила нового гроссмейстера для
Poccии в лице генерала русской службы Джемса (Якова) Кейта ,
может быть, к этому времени и следует отнести первые случаи вступления русских
в масонский союз: недаром русские
братья считали именно Кейта основателем масонства в России.
Первоначальный
период существования масонства в России характеризуется в общем отсутствием
какой бы то ни было национальной окраски. Масонство было лишь модой, притом
сравнительно весьма мало распространенной, «игрушкой для праздных умов», по
выражению Елагина, и лишь в самом конце этого периода замечаются признаки
некоторой связи между масонством и смутно поднимающимися в лучшей части
общества идеалистическими потребностями; эти признаки указывают нам на
возможность скорого наступления того момента, когда положительное содержание
масонского учения сделается доступным и близким для русских людей, оказывая им
серьезную поддержку в их неясных стремлениях к построению первого в России цельного
общественного мировоззрения.
*Настоящая история масонства в России начинается лишь в семидесятых годах,
когда одновременно возни кают у нас две масонские системы, пользовавшиеся
крупным успехом. Ложи этих систем — так называемые елагинской и циннендорфской
(шведско-берлинской) - работали в этот период времени, главным образом, первых
трех степенях «иоанновского» или «символического» масонства, преследовавшего
цели религиозно-нравственного воспитания человека. Здесь русские
масоны работали над приведением «дикаго камня» (символ греховного человека) в
«совершенную кубическую форму» (очищение от пороков), приобретали широкие
сравнительно с прежними религиозные понятия, глубоко задумывались над вопросами
веры и нравственности, упорной работой воспитывали в себе человека. Кажущаяся в
наше время несколько бледной масонская мораль оказала благотворное влияние на
общество, служа в то же время реакцией против модных течений
западно-европейской скептической мысли.
Главная
роль в этом периоде истории русского масонства принадлежит известному И. П.
Елагину, которого нередко совершенно неправильно считают создателем особой
масонской системы, близкой по традициям к первоначальной и чистейшей форме
английского масонства. Елагин вступил в масонство еще в 1750 г., но до поры до
времени, как и все, не видел в ордене ничего серьезного и вскоре увлекся модным
«душепагубным чтением» безбожных писателей — «ансиклопедистов».
Глава VI
МАСОНСТВО СЕГОДНЯ.
Появившись в начале XVIII века,
масонство достигло своего расцвета к концу того же столетия и просуществовало в
традиционной форме как активная организация до середины следующего века. К
этому времени большинство масонских организаций, если и продолжало существовать
(особенно на Западе), то во многом изменило свою деятельность. Развитие
демократических учреждений, организация и борьба политических партий не прошли
для масонства бесследно. Среди его адептов они породили новые настроения и
идеалы, подсказали новые средства их осуществления.
К началу XX века обострились
противоречия между французскими и англо-американскими масонами. Кроме этого,
рядом со старым, консервативным масонством, продолжавшим жить в соответствии с
буквой традиционного учения, выросли новые масонские формы. Причем в этих новых
формах масонства своеобразно переплелись элементы старого учения, проникнутого
мистическим содержанием, и политические устремления новой эпохи.
Для французского масонства
начало XX века прошло под лозунгом борьбы с клерикализмом и церковью. Потом
наступило время проникновения во французское масонство социалистов. Таким
образом, масонству открылись новые обширные горизонты. Выдающийся представитель
французского масонства Маделена Пельтье именно в это время приходит к
неожиданному, клалось бы, выводу, что роль масонства, как такового, кончилась.
От масонства в его чистой
форме к середине 30-х годов осталось очень мало. Масонский ритуал был почти
упразднен, строгость и осмотрительность в выборе новых членов исчезают,
вступление в ложу стало общедоступным, легким делом, масонские собрания
принимают все более открытый и шумный характер. Если прежде масонство было
местом воспитания, школой, то теперь эта цель отошла на задний план. Ложи стали
школами для политиков. Здесь встречаются, создают и упрочивают связи, строят
политическую карьеру.
В Германии масонство к
началу нашего века сохранило традиции старых «мастеров», следуя их заветам
гуманности и терпимости.
Немецкие
масоны считали, что задачи, стоящие перед масонами, — задачи универсальные. Они
не могут быть сведены к определенной реальной деятельности ни в религиозной, ни
в социально-политической области и заключаются в объединении всего
человечества, в построении всемирного человеческого союза на почве братской
любви и постоянного мира. Таким образом, одна из главных задач масонства —
способствовать сглаживанию и примирению всех общественных антагонизмов:
расовых, сословных, классовых и т. п. Главные же усилия масонов должны быть
направлены на нравственное усовершенствование.
Английские
масоны в начале века стояли на позициях, чрезвычайно близких к позициям
немецких, и с нескрываемым осуждением относилось к политическим выступлениям
масонства, а значит, и к практике французских масонов.
Американское масонство, сложившееся в
своеобразных условиях, во многом отличалось от европейского и к началу нашего
века сохранило свое своеобразие. По своему составу оно, в отличие от
английского, из которого вышло, было глубоко демократичным.
Американское масонство
располагало очень значительными капиталами. Своеобразие американского масонства
выражалось и в том, что у него не было общей принципиальной программы и оно
чрезвычайно индифферентно относилось к тому, что может быть названо масонской
философией, а также к обрядовой стороне масонства и его тайнам. То же можно
сказать и об отношении американского масонства к религии. Казалось бы,
значительная политическая активность американского масонства должна была бы
способствовать сближению его с французским масонством, но этого не произошло.
Их отношения в начале XX века характеризовала холодность и взаимное неприятие.
В течение
всего существования масонства делались неоднократные попытки сблизить различные
масонские течения и образовать организацию, которая согласовывала бы действия
всех масонских лож, хотя бы в национальных масштабах. XX век и здесь внес новые
веяния: теперь предпринимались попытки объединить всемирное масонство. Так, в
1903 г. в Швейцарии было положено начало новой масонской международной
организации — Бюро, перед которым были поставлены две задачи:
1) сближать отдельные
масонские организации.
Масонство в 20-е годы нашего
столетия, несмотря на попытки объединения, было далеко не единообразным.
Французское и итальянское масонство носило в это время ярко выраженный
политический характер, немецкое — философско-мистический, а английское и
американское — религиозно-благотворительный. Особенно ярко практицизм окрашивал
американское масонство.
Глава VII
ЗНАМЕНИТЫЕ РУССКИЕ МАСОНЫ.
*Александр Васильевич Суворов (1730-1800) –
вот кто должен открыть собой ряд знаменитых русских деятелей-масонов.
Михаил Матвеевич
Херасков
(1733-1807) – трудно указать другого писателя, произведения которого так полно
отражали бы масонские идеи.
Николай Васильевич
Репнин
(1734-1801) – вступил в одну из лож масонства.
Николай Иванович
Новиков
(1744-1818) – вначале отнесся к масонской организации чрезвычайно недоверчиво,
он именно в ней нашел ответ своим просветительским и благотворительным стремлениям.
Михаил Илларионович
Голенищев-Кутузов (1745-1813) – первое прикосновение к таинствам
ордена свершилось в 1779 году в Регенсбурге, в ложе «К трем ключам».
Александр Борисович
Куракин
(1752-1818) – блестящий аристократ и человек, приближенный ко двору, масонство
было лишь необходимой деталью.
Павел I (1754-1801) –
принадлежал ли к Братству Вольных Каменщиков?!
Николай Михайлович
Карамзин
(1766-1826) – вступил в ложу «Златой венец».
Михаил Михайлович
Сперанский (1772-1839) – Лопухин возлагает на него большие надежды.
Александр I (1777-1825) – его
царствование принесло русскому масонству повторный расцвет.
Александр Сергеевич
Грибоедов
(1795-1829) – близко знал многих членов тайных обществ.
Александр Сергеевич
Пушкин
(1799-1837) – «4 мая я был принят в масоны».
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бакунина Т.А. Знаменитые
русские масоны. Вольные каменщики. М.: Интербук,1991.
2. Боровой А. Современное
масонство на Западе. М.: Задруга, 1922.
3. Морамарко М. Масонство в
прошлом и настоящем /Пер. с итал. В. П. Гайдука. М.: Прогресс, 1990.
4. Печников Б.А. «Рыцари
церкви». Кто они?: М.: Политиздат,1991.
5. Черняк Е.Б. Невидимые
империи: М.: Мысль,1987.
6. Шустер Г. Тайные общества,
союзы и ордена: В 2Т. СПб.: Изд-во Поповой, 1905-1907.
Содержание
Глава I Происхождение масонства…………………………………………………………………1
Глава II Английское масонство XVIII века
Глава III Французское масонство в XVIII
веке…………………………………5
Глава IV Немецкое масонство в XVIII
веке……………………………………………6
Глава V Русское масонство в XVIII веке…………………………………………………7
Глава VI Масонство сегодня…………………………………………………………………………………10
Глава VII Знаменитые русские масоны…………………………………………………………13
Василий Петрович Стасов-1769г
Родился в Москве, в не
богатой дворянской семье.
В 14 лет поступил на службу - чертежник, в
московскую управу благочиния. Постепенно изучил архитектуру. Стал образованным
человеком.
В это время работали такие
зодчие как Баженов, Казаков. Они оказали влияние на начинающего архитектора.
1801-уехал на 2 года в Париж, там изучал
величайшие сооружения античности.
1808-вернулся в Россию, и был зачислен
на службу в строительное ведомство.
1811-перестраивал флигель в Царском
Селе, переоборудовал дворец Потемкина в Екатеринославе.
1816-включен в «комитет по делам
строений и гидравлических работ». (Трудился в разных комитетах).
ПОСТРОЙКИ:
1. Никольский казачий собор,
2. Казармы гвардейского
Павловского полка (некоторые другие постройки на Марсовом поле).
3. Перестроено здание конюшен
на Конюшенной площади (ул. Желябова).
4. Проводил переделки в Зимнем
дворце.
5. Спроектировал ворота –
памятник победы над Наполеоном.(В Царском Селе).
6. Нарвские, триумфальные
ворота(1834).
7. Преображенский,
Троицкий(1820(конец)).
8. Завершил Смольный собор.
РАБОТЫ НЕ В ПЕТЕРБУРГЕ.
В Москве – Провиантские склады.
На Волхове – пристань, колокольня церкви и
другое.
* Тайные ордена. (И. М. Херасов).
* Тайные ордена. (А. М. Васютинский.).
* Тайные ордена. (В.Н. Перцев.).
[1] Пыпин. Русское масонство до Новикова.
[2] «Книга Конституций» Андерсона.
* Тайные ордена. (А. В. Семека.).
* Знаменитые русские масоны. (Бакунина Т. А.).