Экспериментальное исследование особенностей словесной памяти младших школьников с психическим недоразвитием
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ
ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ
ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА
ОБЩЕЙ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
«Экспериментальное
исследование особенностей словесной памяти младших школьников с психическим
недоразвитием»
Выполнил:
студент 4 курса 47
группы
Дугин Р.
Научный
руководитель:
Щурова Ю.Е.
Орел
2013
Введение
Память - это познавательный психический процесс,
заключающийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении человеком
(или животным) своего опыта под влиянием жизненных обстоятельств.
Выделяют процессы запоминания, сохранения и
воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание.
Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и
опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти:
моторная, эмоциональная или аффективная (память "чувств "), образная
и словеснологическая.
На запоминание оказывает большое влияние
эмоциональное отношение к запоминаемому материалу, с положительными эмоциями
материал запоминается лучше. Запоминание зависит от развития волевых качеств
человека, слабовольные люди запоминают плохо, поверхностно.
Таким образом, остается актуальным вопрос
практического изучения памяти и его особенностей у детей с психическим
недоразвитием с целью организации и оптимизации образовательного процесса и
коррекционно-развивающего воздействия.
Объектом нашего исследования является память.
Предметом являются словесная память детей
младшего школьного возраста.
Цель: выявление особенностей словесной памяти
детей младшего школьного возраста с психическим недоразвитием.
Гипотеза: недостаточный уровень развития памяти
младших дошкольников с психическим недоразвитием проявляется в снижении
показателей словесной памяти: объема кратковременного и долговременного
произвольного слухоречевого запоминания и опосредованного запоминания.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой
гипотезой можно сформулировать основные задачи:
Выявить уровень развития произвольного словесного
запоминания детей младшего школьного возраста с нормой развития и с психическим
недоразвитием;
Выявить уровень развития опосредованного
запоминания детей младшего школьного возраста с нормой развития и с психическим
недоразвитием.
В исследовании приняло участие 30 испытуемых. Из
них 15 испытуемых - дети младшего школьного возраста с нормальным развитием и
15 испытуемых - дети младшего школьного возраста с психическим недоразвитием.
Экспериментальное исследование проводилось на базах «Специальной коррекционной
общеобразовательной школы № 14 VIII вида» г. Орла и «Средней
общеобразовательной школы № 49» г. Орла.
Экспериментальное исследование особенностей
словесной памяти младших школьников с психическим недоразвитием
Организация и проведение экспериментального
исследования
Наше исследование предполагает выявление и
сравнение особенностей словесной памяти и опосредованного запоминания младших
школьников с нарушенным психическим недоразвитием и с нормальным развитием.
Объектом нашего исследования является память.
Предметом являются словесная память детей
младшего школьного возраста.
Цель: выявление особенностей словесной памяти
детей младшего школьного возраста с психическим недоразвитием.
Гипотеза: недостаточный уровень развития памяти
младших дошкольников с психическим недоразвитием проявляется в снижении
показателей словесной памяти: объема кратковременного и долговременного
произвольного слухоречевого запоминания и опосредованного запоминания.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой
гипотезой можно сформулировать основные задачи:
. Выявить уровень развития произвольного
словесного запоминания детей младшего школьного возраста с нормой развития и с
психическим недоразвитием;
. Выявить уровень развития
опосредованного запоминания детей младшего школьного возраста с нормой развития
и с психическим недоразвитием.
Описание выборки экспериментального исследования
Данное исследование проводилось с марта по май
2013 года на базах «Специальной коррекционной общеобразовательной школы № 14
VIII вида» г. Орла и «Средней общеобразовательной школы № 49» г. Орла.
В первую группу вошли 15 детей с нормальным
психическим развитием, в медицинских картах которых нет каких - либо указаний
на недостатки психического развития. Эти дети являются учащимися «Средней общеобразовательной
школы № 49» г. Орла.
Во вторую группу вошли 15 детей с диагнозом -
психическое недоразвитие. Эти дети являются учащимися «Специальной
коррекционной общеобразовательной школы № 14 VIII вида» г. Орла. В данную
группу вошли испытуемые с разными диагнозами: F70, F70.02, F70.07, F70.08,
F70.09, F80.88, F98.0, F84.8, F98.0.
Для достижения поставленной цели и подтверждения
выдвинутой гипотезы исследования были использованы следующие методики:
) Методика «10 слов»
Цель: Изучение объема кратковременного и
долговременного произвольного слухоречевого запоминания.
Параметры анализа:
скорость запоминания,
объем кратковременной памяти,
объем долговременной памяти,
точность воспроизведения,
наличие средств для запоминания,
- объем отсроченного воспроизведения.
Инструкция: «Я сейчас прочту 10 слов. Слушайте
внимательно. Когда я окончу читать, повторите слова, которые запомнили, в любом
порядке».
) Методика «Пиктограмма»
Цель: изучение опосредствованного запоминания и
способности к обобщению.
Параметры анализа:
способность выбрать образ на подавляющее
большинство понятий,
уровень адекватности (обязательным является
наличие по крайней мере 2-х или 3-х стандартных образов),
“нормальная” упорядоченность композиции, низкая
вариабельность графических характеристик.
Инструкция: «Можно зарисовывать, что угодно и
как угодно, при назывании слова или словосочетания, лишь бы рисунок мог
напомнить заданное слово или словосочетание».
Анализ и обсуждение результатов исследования
Анализ результатов исследования словесной памяти
младших школьников с нормой развития
Данные, полученные в группе детей младшего
школьного возраста с нормой развития по методике «10 слов», направленной на
изучение объема кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого
запоминания, представлены в следующей диаграмме:
Рис №1
Результаты изучение объема кратковременного и
долговременного произвольного слухоречевого запоминания в группе испытуемых
младшего школьного возраста с нормой развития
Инструкцию дети поняли с первого раза.
Дополнительных разъяснений не потребовалось. У 56 % детей можно отметить
высокий уровень скорости запоминания, так как ко второму повторению испытуемые
могли воспроизводить до 8-9 запоминаемых слов. У 44% детей скорость запоминания
и точность воспроизведения соответствует среднему уровню, так как 8-9 cлов
детям удалось воспроизвести к 3-4 повторению.
В связи с этим фактом можно говорить о высоком
уровне точности запоминания у 56% и среднем у 44% детей.
Следует отметить, что 60 % детей
продемонстрировали высокий уровень кратковременного и долговременного
произвольного слухоречевого запоминания.
Работоспособность сохранялась на высоком уровне.
Наблюдался низкий уровень утомляемости. Нарушений слухового восприятия и
внимания не наблюдалось. Дети не отвлекались на посторонний шум. В качестве
приёма для запоминания большинство детей данной группы использовало разгибание
пальцев при воспроизведении ими слов.
Остальные 40 % детей показали средний уровень
кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания.
Работоспособность сохранялась на высоком уровне. Нарушений слухового восприятия
и внимания не наблюдалось. Следует отметить, что в данной группе детей не
наблюдалось низкого уровня по методике.
Уровень отсроченного запоминания соответствует
уровню каждого ребёнка. словесное
запоминание произвольное недоразвитие
Данные, полученные в группе детей младшего
школьного возраста с нормой развития по методике «Пиктограмма», направленной на
изучение опосредованного запоминания, представлены в следующей диаграмме:
Результаты изучение опосредованного запоминания
в группе испытуемых младшего школьного возраста с нормой развития
Исходя из результатов обследования, следует отметить,
что 67 % обследуемых справились с заданием в соответствии с высоким уровнем.
Инструкцию каждый ребёнок понял с первого раза, разъяснений в ходе проведения
задания не потребовалось. Каждый ребёнок из данной группы смог заучить более 10
слов, что говорит о том, что дети могут логически связать данный им материал.
Отмечается скорость рисования рисунка, соответствующая высокому уровню (5-8
сек). Образы, придуманные детьми, лаконично и адекватно символизируют слово,
предложенное для запоминания. Это свидетельствует об адекватности ассоциаций.
Исследуя рисунки детей, можно отметить, что обследуемые способны выбрать образ
на подавляющее большинство понятий, среди образов преобладают атрибутивные и
конкретные. Отмечается высокий показатель адекватности, высока продуктивность
запоминания. Наблюдалась низкая утомляемость. Дети мало отвлекались на
посторонние шумы.
% детей справились с заданием, так же успешно.
По всем основным характеристикам, описанным выше, они соответствуют группе
детей со средним результатом. Следует отметить, что в данной группе детей не
наблюдалось низкого уровня по методике.
Таким образом, можно сделать вывод, что у группы
детей с нормой развития опосредованное запоминание развито в соответствии с
возрастной нормой.
Анализ результатов исследования словесной памяти
младших школьников с психическим недоразвитием
Данные, полученные в группе детей младшего
школьного возраста с психическим недоразвитием по методике «10 слов»,
направленной на изучение объема кратковременного и долговременного
произвольного слухоречевого запоминания, представлены в следующей таблице:
Рис №3
Результаты изучение объема кратковременного и
долговременного произвольного слухоречевого запоминания в группе испытуемых
младшего школьного возраста с психическим недоразвитием.
Инструкцию дети поняли с первого раза.
Дополнительных разъяснений не потребовалось. У 25 % детей отмечается высокий
уровень скорости запоминания, так ко второму повторению дети могли
воспроизводить до 8-9 запоминаемых слов. У 30% детей скорость запоминания и
точность воспроизведения соответствует среднему уровню, так как 8-9 слов детям
удалось воспроизвести к 3-4 повторению.
У 44 % детей отмечается низкий уровень скорости
запоминания, так к пятому повторению дети могли воспроизводить до 8-9
запоминаемых слов.
Можно отметить, что 20 % детей
продемонстрировали высокий уровень кратковременного и долговременного
произвольного слухоречевого запоминания. Инструкцию обследуемые не поняли с
первого раза, вследствие чего им потребовались дополнительные разъяснения в
ходе выполнения задания. Работоспособность сохранялась на низком уровне.
Наблюдался средний уровень утомляемости. Нарушений слухового восприятия и
внимания не наблюдалось. Дети часто отвлекались на посторонний шум, поэтому
экспериментатору приходилось часто заострять внимание детей на задании. В
качестве приёма для запоминания большинство детей данной группы использовало
разгибание пальцев и покачивание головой при воспроизведении ими слов.
% детей, показавших средний уровень
кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания, так
же не поняли инструкцию с первого раза. Работоспособность сохранялась на низком
уровне. 1 ребёнок из данной группы начал отказываться выполнять задание после 3
повторения. Дети часто отвлекались на посторонний шум Нарушений слухового восприятия
и внимания не наблюдалось.
% детей, показавших низкий результат, также не
смогли понять инструкцию с первого раза. Многим детям пришлось повторить её
заново. Дети часто отвлекались на посторонний шум.
Уровень отсроченного запоминания соответствует
низкому уровню у всех детей. Большинство детей не смогли вспомнить больше 4
слов.
Данные, полученные в группе детей младшего
школьного возраста с психическим недоразвитием по методике «Пиктограмма»,
направленной на изучение опосредованного запоминания, представлены в следующей
таблице:
Рис №4
Результаты изучения опосредованного запоминания
в группе испытуемых младшего школьного возраста с психическим недоразвитием
Исходя из результатов обследования, следует
отметить, что 6 % (1 ребёнок) обследуемых справились с заданием в соответствии
с высоким уровнем. Инструкцию ребёнок не понял с первого раза, потребовались
разъяснения перед началом выполнения задания, по инициативе самого ребёнка.
Обследуемый смог заучить только 6 слов, что говорит о том, что он не может
логически связать данный материал. Скорость рисования рисунка соответствует
низкому уровню (20-48 сек). Отмечается низкая возможность выбора образа на
абстрактные понятия. Ребёнок не сразу начинал рисовать, перед этим мог долго
задумываться (10-20 сек). Исследуя рисунки, можно отметить, что обследуемый
способен выбрать образ на подавляющее большинство понятий, среди образов
преобладают атрибутивные и конкретные. Отмечается снижение числа атрибутивных и
метафорических образов, наблюдаются самые банальные. Однако данные факты не
помешали ребёнку удачно воспроизвести 13 слов по своим рисункам.
У детей, показавших средний и низкий уровень,
характер выполнения задания совпадает с характером выполнения детей с высоким
уровнем.
Испытуемые могли отвлекаться на посторонний шум.
Некоторым приходилось напоминать о выполнении задания. Следует отметить, что
дети данных групп абсолютно не понимали смысл задания и приступили к выполнению
только после 4-5 повторения инструкции.
Сравнительный анализ результатов исследования
Важным этапом нашего исследования является
сравнительный анализ полученных данных в группах испытуемых младшего школьного
возраста с психическим недоразвитием и с нормальным психическим развитием.
Проведя работу по анализу полученных данных по
методикам «10 слов», «Пиктограмма» и по итогам наблюдения за детьми в процессе
выполнения заданий, можно провести сравнительный анализ двух групп детей.
В следующей таблице представлены данные
исследования объема кратковременного и долговременного произвольного
слухоречевого запоминания по методике «10 слов» испытуемыми младшего школьного
возраста с психическим недоразвитием и с нормой развития.
Таблица №1
Результаты исследования объема кратковременного
и долговременного произвольного слухоречевого запоминания в группах испытуемых
младшего школьного возраста с психическим недоразвитием и с нормой развития.
Высокий
уровень
|
Средний
уровень
|
Низкий
уровень
|
Испытуемые
с психич. недоразв
|
Испытуемые
с нормой развития
|
Испытуемые
с психич. недоразв
|
Испытуемые
с нормой развития
|
Испытуемые
с психич. недоразв
|
Испытуемые
с нормой развития
|
20
%
|
60
%
|
30
%
|
40
%
|
50
%
|
0
%
|
Данные результаты позволяют судить о том, что
только 20 % детей с психическим недоразвитием показали высокий уровень кратковременного
и долговременного произвольного слухоречевого запоминания, в отличие от 60 %
детей с нормальным психическим развитием.
% детей с психическим недоразвитием показали
средний уровень, в отличие от 40 % нормально развивающихся детей.
Отмеченные данные, возможно, объясняются тем,
что дети группы с психическим недоразвитием не могут концентрировать своё
внимание на выполнении задания. Часто отвлекаются, в отличие от детей с
нормальным развитием, а также в силу индивидуальных особенностей диагноза каждого
ребёнка.
При наблюдении за поведением детей с психическим
недоразвитием во время выполнения задания отмечалась низкая работоспособность.
Низкий уровень концентрации внимания, в отличие от их сверстников с нормой
развития. Большое количество обследуемых не сразу понимала инструкцию.
Наблюдался высокий уровень утомляемости детей с недоразвитием.
Низкий уровень у обследуемых с нормой развития
не наблюдался, в отличие от детей группы психического недоразвития.
В следующей таблице представлены сравнительные
результаты изучения опосредованного запоминания испытуемыми младшего школьного
возраста с психическим недоразвитием и с нормой развития.
Таблица №2
Результаты опосредованного запоминания в группах
испытуемых младшего школьного возраста с психическим недоразвитием и с нормой
развития.
Высокий
уровень
|
Средний
уровень
|
Низкий
уровень
|
Испытуемые
с психич. недоразв
|
Испытуемые
с нормой развития
|
Испытуемые
с психич. недоразв
|
Испытуемые
с нормой развития
|
Испытуемые
с психич. недоразв
|
Испытуемые
с нормой развития
|
6
%
|
67
%
|
47
%
|
33
%
|
47
%
|
0
%
|
Анализ данной таблицы показывает, что
опосредованное запоминание на высоком уровне доступно только у 6 % обследуемых
с психическим недоразвитием. У группы детей с нормой развития, с данной задачей
на высоком уровне, справилось 67 %. Средний уровень у обследуемых группы с
психическим недоразвитием показали 47%. В группе с нормой развития - 33%.
Низкий уровень по данной методике продемонстрировали дети только группы с
психическим недоразвитием - 47 %.
При наблюдении за выполнением задания в группе с
психическим недоразвитием отмечается снижение числа атрибутивных и
метафорических образов, наблюдаются самые банальные. В группе детей с нормой
развития данного явления не наблюдалось.
Результаты проведенной методики и наблюдения
показали, что дети младшего школьного возраста с психическим недоразвитием в
процессе выполнения задания часто отвлекаются, не сосредоточены на своей
деятельности, в результате чего увеличивается время выполнения методики и число
ошибок. Их нормально развивающиеся сверстники демонстрировали в процессе своей
работы высокий уровень работоспособности и сосредоточенности, работали быстро и
аккуратно.
Выводы
Уровень развития произвольного словесного
запоминания детей младшего школьного возраста с психическим недоразвитием и
нормой развития сильно различен. Результаты методики «10 слов» показывают, что
только 20 % детей с психическим недоразвитием показали высокий уровень
кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого запоминания, в
отличие от 60 % детей с нормальным психическим развитием. Большинство детей с
психическим недоразвитием показывают низкие результаты в то время как группа
сверстников с нормальным психическим развитием не показала ни одного низкого
результата.
Анализ показывает, что опосредованное
запоминание на высоком уровне доступно только у 6% обследуемых с психическим
недоразвитием. У группы детей с нормой развития, с данной задачей на высоком
уровне, справилось 67%. Средний уровень у обследуемых группы с психическим
недоразвитием показали 47%. В группе с нормой развития - 33%. Низкий уровень по
данной методике продемонстрировали дети только группы с психическим
недоразвитием - 47%.
Опираясь на полученные данные можно сделать
вывод о том, что недостаточный уровень развития памяти младших дошкольников с
психическим недоразвитием проявляется в снижении показателей словесной памяти:
объема кратковременного и долговременного произвольного слухоречевого
запоминания и опосредованного запоминания.
Таким образом, проведенное нами
экспериментальное исследование позволяет говорить о том, что наше предположение
относительно того, что недостаточный уровень развития памяти младших
дошкольников с психическим недоразвитием проявляется в снижении показателей
словесной памяти: объема кратковременного и долговременного произвольного
слухоречевого запоминания и опосредованного запоминания, подтвердилось
Список литературы
1.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. - Т. I. - М.,1989
.
Блонский П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. - СПб.: Питер, 2001
.
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов вузов: В 3-х кн. / Р.С. Немов. -
Кн. 1: Общие основы психологии. - М.: ВЛАДОС, 2000.
.
Зинченко В.П. Психологические основы педагогики: Учебное пособие для студентов
вузов / В.П. Зинченко. - М.: Гардарики, 2003
.
Грановская Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. - М.:
Издательство ЛГУ, 1988
.
Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: “ЧеРо”,
2002. - 816 с.