Расчет ленточного конвейера
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Федеральное
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
Государственный
технический университет
Кафедра
«Теория механизмов и деталей машин»
Расчетно-графическая
работа
по курсу
«Подъемно-транспортные установки»
Расчет
ленточного конвейера
1. Определение незаданных величин
Параметры трассы транспортирования:1=40м;
L2=40м;L3=40м;H=2.5м;
β1
= arcsin==
0,0625; β1
=4 º
β2
= arcsin==
0,0625; β2
=4
º
Схема транспортирования
. Режим работы конвейера
=1*0.2+0.8*0.5+0.5*0.3=0.2+0.4+0.15=0.75
Где Kп - коэффициент загрузки
конвейера
Класс использования конвейера по
производительности:п>0.63-П3
Kв ===
0,5
Где n - количество рабочих смен конвейера в
сутки;-рабочее время конвейера в сутки.
Класс использования конвейера по времени:
,32<Kв<0,63 => В3
Режим работы T- тяжелый.
. Определение условий эксплуатации
В зависимости от температуры, влажности и
содержания пылив помещении определяем условия эксплуатации - тяжелые:
неотапливаемое помещение (температура -10…+20º;влажность
до 90%; содержание пыли не более 10 мг/).
Характеристики транспортируемого груза:
Камень (среднекусковой):
• среднее значение плотности ρ=
1,4
т/
• расчетное значение φл=
20º
•максимальное значение βmax=
18º
• расчетное значение аmax = 180 мм
• группа аббразивности D
•коэффициент трения по стали fтр =
0,7высокоаббразывный груз
0,6 < ρ ≤ 1,6
(т/)-
средний груз.
4. Предварительный расчет
1. Определение предварительного
значения окружного усилия на приводом барабане
Ft= (Kд) * )
* (Lr) * ( * (qг +
2qл + qр + qх) ± qг* .r
= L1 *cosβ1
+ L2 + L3 *cosβ2=
40*0,99+40+40*0,99=119,2м.
Где Lr- горизонтальная проекция
конвейеракон=40+40 + 40 = 120 м.д- коэффициент,
учитывающий сопротивление движению ленты в местах загрузки и разгрузки;
- коэффициент,
учитывающий число перегибов ленты;ди принимаются
в зависимости от длинны конвейера:д=1,7;=1,13
- общая высота
подъема (+) или опускания (-) груза на конвейере; -
максимальный коэффициент сопротивления движению:
= 0,6 при
установившемся движении, опора желобочная.
-в холостой ветви;
-
в грузонесущей ветви.г - погонная нагрузка от тяжести груза;л-
погонная нагрузка от тяжести ленты;р - погонная нагрузка роликовых
опор в грузонесущей ветви;х- погонная нагрузка роликовых опор в
холостой ветви.
2. Определение погонной нагрузки от
тяжести груза
г==
где (т/ч)
- максимальное значение массовой производительности;
ρ, (т/)
- плотность груза;
= 9,81 (м/)
- ускорение свободного падения;
, (м/с) - расчетное
значение скорости движения ленты конвейера.
= 500/ч;=
9,81м/;=
1,09м/сг== 1282.1Н/м.
3. Определение погонной нагрузки от
тяжести резинотканевой ленты
qл = ρл
* В * g * (δ0
* z + δ1
+ δ2)
где ρл
= 1,1 т/
- средняя плотность ленты;
В = 1000 мм - ширина ленты;=4 - предварительно
выбранное число тяговых прокладок в ленте;
δ0
- толщина тяговой прокладки;
δ1-
толщина наружной рабочей обкладки ленты;
δ2-
толщина наружной нерабочей обкладки.
δ0-
определяется в зависимости от марки ткани.
Ткань ТК-200-2δ0=1,6.
δ1 и
δ2
определяются
в зависимости от типа ленты, режима работы конвейера;
Тип ленты - 2; вид ленты - общего назначения;δ1=
8; δ2
= 2.л = 1,1*1*9,81*(1,6*4 + 8 + 2) =176,9Н/м
Рекомендации по исполнению роликовых опор:
ρ<1,6т/-
нормальное.
Диаметры и массы роликов выбираются в
зависимости от ширины ленты:
Двухроликовая желобочная опора.
В = 1000мм, исполнение нормальное =>
Рабочая ветвь: D =133 мм; M =25 кг.
Холостая ветвь: D =133 мм; M =22 кг.
4. Определение погонных нагрузок
роликовых опор
qр =(Mр *g)/lр;
qх =(Mх *g)/lх, где
,4 ≤lх≤3,6х =
3 м.р =(25*9,81)/1,2 = 204,4 Н/м.х =(22 *9,81)/3 = 71,9
Н/м.* = 1.7 * 1,13 * 119.2 * 0,06 *(1282.1 + 2*176,9+ 204,4 + 71,9)
-
.1* 5 = 19861,2 Н.
5 Определение предварительного
максимального натяжения ленты
= F** Kc*
Kз,
где из условия тяговой способности приводного
барабана:c - коэффициент сцепления на приводном барабане,з
=1,2 - значение коэффициента запаса по сцеплению.
= 19861,2 * 1,8 *
1,2 = 42900,2Н.
c
= =
Где α
- угол охвата приводного барабана (рад);- коэффициент трения ленты о
поверхность приводного барабана.
α = 3,95 рад; f
определяем в зависимости от поверхности приводного барабана, состояния
соприкасающихся поверхностей и условий работы:=0,2, так как поверхность
приводного барабана стальная или чугунная без футеровки.
= (qг +
qл) * (lр*cosβ*+
H**) - из условия прогиба ленты в рабочей ветви.
Где H** - максимальная высота подъема
или опускания груза на грузонесущем участке. H**=5м.
Можно записать:
= (qг +
qл) * (lр+ H**) = (1282.1+176,9) * (1,2 + 5) =
9045,8Н.
= MAX{}
- предварительное значение максимального натяжения ленты.
= 42900,2 Н.
5. Проверка предварительного расчета
1. Определение расчетного количества
тяговых прокладок
Zр = ≈z,
где
-линейная прочность
тяговой прокладки ленты (Н/мм);=200 Н/мм.
- коэффициент
запаса прочности.
= =
=
17,5
где =
7 - при установившемся движении;
- коэффициент
режима работы конвейера;
=0,9 - коэффициент
конфигурации трассы;
- коэффициент
прочности стыка в соединении концов ленты;
- коэффициент
неравномерности работы тяговых прокладок.
Значение определяется
в зависимости от работы тяговых прокладок.
= 0,95.
Значение определяется
в зависимости от способа соединения концов ленты:
= 0,5.
Значение определяется в зависимости от числа
тяговых прокладок z:
0,9.р = =3,7
≈ 4 = z.
6. Уточненный расчет
1. Определение сопротивлений на
участках трассы
) S1-?
2) S2= S1+ Wочистки
очистки-
сопротивление на месте очистки ленты;очистки= 0.
)S3= S2* K2-3
2-3-
коэффициент увеличения сопротивления (натяжения ленты) на криволинейном
участке.
Значение K2-3определяется в зависимости
от режима работы конвейера и угла ухвата барабанов; в рабочей ветви - угла
охвата роликовых батарей.
) S4= S3+ W3-43-4
=ωx*Lr
* (qл+ qx) +qл* H,
Где W3-4- сопротивление на
прямолинейном участке (холостой участок).
)S5 = S4 * K4-5
) S6= S5 + W5-6
)S7 = S6 * K6-7
) S8= S7 + W7-8
)S9 = S8 * K8-9
) S10 = S9
) S11= S10 + Wзагр.загр.≈Wзб
= 103 * lл * hл2 * fтр
* ρ * g * cosβ*
;
Где Wзагр.- сопротивление в месте
загрузки;л- длина загрузочного лотка;тр- коэффициент
трения груза о борта лотка;л- высота бортов лотка.тр =
0,7.
Значения lл и hл
определяется в зависимости от ширины ленты и скорости транспортирования :lл
= 2 м ; hл = 0,4 м.
)S12= S11 + W11-1211-12
=ωр*Lr
* (qг + qл + qр) - (qг+ qл)
* H'.
Где W11-12 - сопротивление на
прямолинейном грузонесущем участке.'- высота подъема (+) или опускания (-)
груза на расчетном грузонесущем участке.
) S13 = S12 * K12-13
) S14= S13 + W13-1413-14
=ωр*Lr
* (qг + qл + qр)
) S15 = S14 * K14-15
) S16= S15 + W15-16
Выразим все натяжения через S1
:
2
= S13 =S2 * 1,03= 1,03S14 = S3+
797,64= 1,03S1+0,045*40*(176,9 + 71,9) + 176,9*2,5 =
,03S1+5 = S4 *
1,02 = 1,05S1+813,66= S5 +409,1= 1,05S1+
813,6 + 0,045*40*(155,4+ 71,9) = 1,05S1+ 1222,77= S6
* 1,02= 1,07S1 + 1247,18= S7+ 797,6= 1,07S1
+ 1247,1 + 0,045*40*(155,4 + 71,9) + 155,4*2,5 =
,07S1+2044,79= S8
* 1,05= 1,12S1+ 2146,610 = S9 = 1,12S1+
2146,611= S10+ 2197,4= 1,12S1+2146,6 + 103*2*0,42*0,7*1*9,81
= 1,12S1+
+ 4344,0412= S11-429,4=
1,12S1+ 4344,04+ 0,06*40*(155,4 + 71,9 + 204,4) -
(221,2 + 71,9)*5 = 1,12S1+ 3914,613=
S12 * 1= 1,12S1+ 3914,614= S13+
1275,3= 1,12S1+ 3914,6+ 0,06*40*(155,4 + 71,9 + 204,4) =
=1,12S1+4950,615= S14
* 1,05= 1,17S1+ 5198,116= S15+467,8= 1,17S1+
5198,1 + 0,06*40*(155,4+ 71,9 + 204,4) -
(155,4 + 71,9)*2,5= 1,17S1 + 5665,916
= S1 * ef*α
= S1 * e0,2 * 3,925 = 2,1924 S1
Решим систему определим S1и подставим
в уравнения:
,1924S1 - 1,17S1
=5665,91,02S1 = 5665,916 = 2,1924S1S16
= 2,1924 S11 = 5554,816 = 12165,011 = 5554,82
= 5554,83 =5721,44 = 6519,15 = 6646,16
= 7055,27= 7190,78 = 7988,39= 8367,910
=8367,911 = 10565,412 = 10135,913 = 10135,914
= 11171,915 = 11697,216 =12165,01
2. Проверка прогибов ленты
1. В грузонесущей ветви
minp≥[Smin]p
[Smin]p- минимальное
допускаемое натяжение в грузонесущей ветви;
[Smin]p = 5 * (qг
+ qл) * lр* cosβ*
Где β*
- угол наклона проверяемого участка ленты;
[Smin]p = 5 * (155,4+
1282,1) * 1,2*1= 8625Нminp = S11 = 10565,4Н
,4≥ 8625- верно.
2. В холостой ветви
minх≥[Smin]хminх
= S1 = 5554,8
[Smin]х = 5 * qл
* lх* cosβ**
= 5 * 155,4 * 3 = 2331
,8≥2331- верно.
7. Проверка после уточненного
расчета
1. Определение расчетного количества
тяговых прокладок
р
= ≤z,
Где максимальное
значение натяжения ленты, принимаемое после проверки прогибов ленты.р
=
= 1,06≤6 - допускается.
Обозначение ленты
:
- 1000 - 6- ТК-200 - 6-2 - ГОСТ 20-85
- тип ленты;
- B - ширина ленты, мм;
- z - число прокладок в ленте;
- характеристика ткани в тяговых прокладках
(обозначение марки ткани);
5 - σ1
- толщина наружной рабочей обкладки ленты, мм;
6 - σ2
- толщина наружной нерабочей обкладки ленты, мм;
. Определение геометрических размеров
конструкционных элементов конвейера
конвейер лента электродвигатель
привод
1. Диаметр приводного барабана
= Ka * z,
Где Ka (мм/шт.) - коэффициент
диаметра, принимаем в зависимости от прочности тяговых прокладок ; Ka
=171…180 = 171мм/шт.= 171 * 6 = 1026мм
Округляем значение диаметра до стандартного
значения: D = 1000 мм.
2. Окружное усилие на приводном
барабане
Ft = Sнаб. - Sсб,
Где Sнаб. - натяжение набегающей
ветви ленты на барабан;сб. - натяжение сбегающей ветви ленты с
барабана;наб. = S16 = 12165,01Hсб. = S1
= 5554,8Нt = 12165,01-5554,8 = 6610,2Н.
3 Проверка значения диаметра
приводного барабана по удельным давлениям на поверхности
p = ≤[
p ],
где α - угол
охвата приводного барабана, (градусы);
⨍ - коэффициент трения
ленты о поверхность приводного барабана;
[ p ] = 0,2…0,3 МПа - допускаемое давление на
поверхность барабана;
α = 225°;⨍
= 0,2 ; [ p ] = 0,2 МПа.= = 0,016≤0,2
МПа.
4. Диаметр натяжного (концевого)
барабана
Dн = 0,8 * D = 0,8 * 1000 = 800 мм.
Округляем значение диаметра до стандартного
значения: Dн = 800 мм.
5. Диаметр отклоняющего барабана
Do = 0,5 * D = 0,5 * 1000 = 500 мм
Округляем значение диаметра до стандартного
значения: Dо = 500мм.
Массы вращающихся частей ленточного конвейера в
зависимости от ширины ленты B и диаметра барабана D, Dн, Do:=
625 кг; Mн = 260кг; Mo = 410кг.
. Требуемая (потребная) мощность
электродвигателя в приводе конвейера
Nэ.д. = ,
Где -
коэффициент запаса по мощности;= 1,2
- окружное усилие
на приводном барабане, Н;
- скорость ленты,
м/с; =
1,09 м/с.
- общий КПД
привода;=
0,8.э.д. = = 10,8 кВт.
Возможные варианты электродвигателей N = 11кВт:
) 4АИР132М2У3: n = 2910мин-1
) 4АИР132М2У3: n = 1448 мин-1
) 4АИР132М2У3: n = 970мин-1
) 4АИР132М2У3: n = 728мин-1
1. Передаточное число привода
U =,
Где -
угловая скорость вращения вала электродвигателя;
- угловая скорость
вращения вала приводного барабана.
= =
=
2,18
) =
=
=
304,5 рад/с-1= = 139,6
) =
=
=
151,5 рад/с-1= = 69,5
) =
=
=
101,5 рад/с-1= = 46,5
) =
=
=
76,19 рад/с-1= = 34,9
2. Требуемый (потребный) номинальный
вращающий момент на выходном валу редуктора
T= ,
где -
требуемая мощность электродвигателя, кВт;
Ƞ- общий КПД
привода;
угловая скорость
вращения вала приводного барабана.= =
3963,3 Н*м
Выбор стандартного редуктора осуществляем по
значению требуемого вращающего момента на выходном валу редуктора и его
передаточному числу.
Собираем двигатель 4АИР160М8УЗ (n = 750 мин-1)
и редуктор Ц2У-250Н (с крутящим моментом 4000и передаточным числом)
цилиндрический горизонтальный двухступенчатый по ГОСТ 20758-75.
T
= ,
где lТ - путь при полной остановке,
который проходит груз;Т = 0,1
T
= ==0,2сT
= ≈
,
где JK - момент инерции привода и
движущихся частей конвейера, приведенный к валу электродвигателя (кг*м2);
ТТ - момент на тормозном устройстве,
Н*м;
ТСТ - момент статических сил
сопротивления, при установившемся движении, приведенный к валу
электродвигателя.
ТСТ = =
=75,8
Н*м.K≈ 1,4 * Jp + *
[(qг + 2*qл) * LK / g + Kc *(MΣБ
+ MΣР)]
(кг*м2);
Где Jp - момент инерции ротора
электродвигателя, кг*м2;
- коэффициент,
учитывающий упругое удлинение ленты;c - коэффициент, учитывающий,
что значение окружной скорости части вращающихся масс меньше скорости движения
ленты;K - длина конвейера;ΣБ
- Сумма масс приводного, отклоняющих и концевого барабанов;ΣР
- Сумма масс роликов в роликовых опорах.
= 0,5; Kc
=0,8; LK = 120м; Jp = 0,15кг*м2.
ΣБ
= Мпр. + 3*Mоткл. + Mконц. = 625 + 3*260 + 410
= 1815 кг.ΣР
= (qр + qх)* LK / g = (204,4 + 71,9) * 120 /
9,81 = 3379,8 кг.K≈ 1,4 * 0,15 + *
[(1282,1 + 2*155,4) * 120 / 9,81 + 0,8 *(1815 +
+ 7322,9)] = 0,16кг*м
Определим тормозной момент:
T
= ;
9,55 * tT * ТТ = -
9,55 * tT * ТСТ;
ТТ = =
-TCT
= -75,8=
82,719 Н*м.