Формирование открытых пространств города – городские пространства и средовая обстановка в них как отражение общественной жизни

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,89 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование открытых пространств города – городские пространства и средовая обстановка в них как отражение общественной жизни














КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Основы производственного мастерства

на тему: Формирование открытых пространств города - городские пространства и средовая обстановка в них как отражение общественной жизни

Введение

В проектной культуре всегда существовала проблема взаимоотношения старого и нового, проблема соответствия исторически-сложившейся среды жизнеобитания - запросам современной жизни. В настоящее время повысился интерес к формированию городской среды как к особому виду архитектурно-художественной и дизайнерской деятельности. Городская среда при этом понимается как совокупность городского интерьера и его предметно-пространственной среды.

Актуальность темы: Современный город обладает целым спектром открытых пространств - это городские площади различного градостроительного значения, парки, скверы, бульвары, сады, набережные, открытые эспланады памятных мест, фрагменты естественного природного ландшафта, дворовые территории жилых комплексов и т.д. Их роль в формировании целостного городского организма, «образа города», в осуществлении специальных и универсальных функциональных процессов велика и многогранна. В данной работе анализируются открытые пространства с точки зрения современных методов архитектурно-художественной интеграции и их социального значения.

Среда сомасштабная человеку уходит в прошлое. Поэтому актуальным становится организация искусственной, «интерьерной» среды города. Элементами способными организовать подобную среду являются открытые архитектурные пространства. В старых городах они были частью архитектурных объемов - галереи, атриумы и курдонеры.

Объект исследования: открытые пространства города.

Предмет исследования: городские пространства и средовая обстановка в них.

Цель курсовой работы: изучить особенности проектирования открытых пространство городской среды.

Задачи:

изучить предпосылки возникновения и развития городской среды;

изучить влияние общества на развитие открытых пространств города;

проанализировать тенденции формирования открытых пространств.

Методы исследования: анализ, сравнение, наблюдение.

1. ФОРМИРОВАНИЕ ОТКРЫТЫХ ПРОСТРАНСТВ ГОРОДА

1.1 Тенденции формирования открытого пространства в городской среде

Развитие дизайна городского интерьера1 и городской среды2 как новой области творческой деятельности явилось следствием определенных экономических и социальных достижений городской жизни. С увеличением объема информации и расширением сети коммуникаций в городе возрастает значение предметного наполнения.

Городской дизайн3, которому отведена роль "посредника" в решении вопросов соответствия исторически-сложившейся среды жизнеобитания запросам современной жизни, должен охватывать уровень быстрых перемен и деталей организации среды.

В настоящее время, по степени функциональной и художественной разработки он заметно отстает от "большой" архитектуры. Поэтому возникает необходимость рассмотреть возможности разрешения противоречия между сформировавшимся архитектурно-предметным окружением и новыми функциональными процессами, которые уже не вписываются в заданные рамки предметно-пространственных параметров среды.

Для того чтобы предметно-пространственное окружение могло отвечать изменчивым потребностям жизни, новым формам поведения человека в определенный период, при уже сформированном архитектурно-планировочном каркасе и сложившейся застройке, необходимо и возможно производить реорганизацию на уровне предметного наполнения. Именно средствами дизайна, с учетом существующих в культуре норм и оценок, преобразовываются материальные и организационные формы данной действительности в целях создания гармоничной среды. Определяя активность свойств разных слоев и возможности их взаимовлияния, можно осуществлять контроль процесса изменения жизни города, регулировать обновление наполнения пространств, находить приемы и способы сохранения ценности среды и ее модернизации.

Городской интерьер - "целостно воспринимаемый конкретный фрагмент архитектурно освоенного городского пространства".

Предметно-пространственная среда - непосредственное окружение, совокупность природных и искусственных пространств и их вещное наполнение, находящиеся в постоянном взаимодействии с человеком и изменяемые в процессе его деятельности.

Городской дизайн (дизайн городской среды) - комплексное формирование предметно-пространственной среды города, путем проектирования элементов среды с помощью методов и средств дизайна на базе градостроительных решений в сочетании с архитектурой, ландшафтной архитектурой и целым рядом технических областей - строительством, инженерным обеспечением, коммунальным хозяйством и пр.

Объекты дизайна принадлежат уровню наиболее гибких, мобильных, обладающих высокими адаптивными возможностями форм, способных в силу этого актуализировать ее социокультурную и историческую конкретность.

К открытым городским пространствам отнесены социально- и функционально- значимые участки города, вычлененные с помощью зданий, различного рода сооружений и ландшафта, которые выполняют специфические градообразующие функции, способствуют улучшению санитарно-гигиенического режима города (аэрация, инсоляция) и являются источниками формирования эмоционально-художественного климата городских территорий.

Современная тенденция роста городов происходит по двум векторам развития - экспансия города на пригородные территории и рост плотности застройки, особенно в центральной части города, за счет сноса ветхого жилья. Например, в Москве, по статистическим данным на 1998г. в пределах Садового кольца средняя плотность населения была равна 16 тыс. чел./ на кв. км, между Садовым кольцом и окружной железной дорогой 12,5 тыс. чел./ на кв. км и 8,5 тыс. чел./ на кв. км до Московской кольцевой автодороги. Процесс быстрого освоения новых территорий и уплотнение исторического центра, порождает основную проблему современных городов - потерю пространственной среды, отвечающей психофизиологическим параметрам человеческого восприятия. Данная проблема является следствием реализации массового жилого строительства на периферии города (гомогенная, безличная среда «новостроек»), и внедрения в историческую среду несомасштабных ей архитектурных объемов, разрушающих ее временной и пространственный контекст.

Среда сомасштабная человеку уходит в прошлое. Поэтому актуальным становится организация искусственной, «интерьерной» среды города. Элементами способными организовать подобную среду, по мнению автора, являются открытые архитектурные пространства. В старых городах они были частью архитектурных объемов - галереи, атриумы и курдонеры.

Однообразие современной массовой застройки во многом связано с отсутствием в городской среде подобных пространств. Свободные пространства в структуре города, зачастую являются не воплощением проектного решения архитекторов и дизайнеров, а случайным элементом, стихийно возникшим в городской среде.

Стохастическую тенденцию формирования открытых пространств в городской структуре критиковал австрийский архитектор и градостроитель К. Зитте: «Раньше все косые углы, все неприятное пряталось в застройке; сегодня при составлении проектов детальной планировки все нерегулярные клинообразные пространства остаются площадями, ибо, как правило, «из-за архитектурных соображений уличная сеть в основном должна обеспечивать удобную планировку домов. Поэтому выгодны прямоугольные пересечения улиц».

В погоне за созданием комфортного жилища для человека, проектировщики оставляют проблемы пространственной среды за полем своей деятельности. Но экономические рычаги управления вносят свои коррективы, покупательная активность горожан скоро будет (а за рубежом это происходит уже давно) варьировать потребностью не только комфортности жилой ячейки, но и комфортностью пространственного окружения.

Гомогенная, слишком рационалистическая среда современных городов стала дискомфортной для жителей. Протестом против подобной среды обитания стало восстание цюрихской молодежи в 1980-81 году. Важной метафорой этого движения был «лед».

Одной из причин беспорядков был возрастающий «холод». Город казался молодежи ледяной пустыней, а будни - путешествием но Гренландии. И они писали на стенах: «Свободу Гренландии, долой ледяные торосы», или - «долой бездушный хлам»...

Другой темой, прозвучавшей во время восстания, была тема страха перед жизнью, «угрожающей превратится в бездушную упаковку коммерческой рекламы». Страх перед тупиковым существованием в огромных конторских зданиях, в безликих помещениях. Молодежь не желала подчиняться диктату индустриального общества.

Архитектор Эдуард Бонд писал: «Людей не спрашивают об их намерениях; им приказывают. И навязывают жизнь в квадратном мире». Жилая среда городов все более абстрагируется. Проявляется тяга к механистическому обществу. Характеристика такого общества дана Льюисом Мэмфордом: «Мегамашина» - эго полностью организованная и гомогенная социальная система, в которой общество, как таковое, функционирует, подобно машине, а люди - подобно ее частям. Мертвящая бездуховность типична для индустриальной системы. Опасность, в том, что она принимает патологические формы. Жестокий, холодный дух массового строительства грозит превратить мир во враждебную человеку среду.

В мировой практике развитых стран отношение к среде меняется, разрабатываются программы по обустройству заселяемых территорий. Основные принципы данных программ сводятся к следующему:

способствовать защите исконного права человека на комфортную жизненную среду;

способствовать расширению возможностей индивидуального человеческого выбора, при обеспечении сохранности историко-культурной специфики места;

способствовать повышению качества жизни горожан путем улучшения среды их жизнедеятельности. Стимулирование оздоровления экологических и социальных процессов и обеспечение предпосылок для экономического процветания.

Опыт зарубежных урбанистов, в частности опыт проектных работ, изложенный сэром Эндрю Дербишайром в его докладе «Реализация проектов», основывается на некоторых правилах, которые применимы и к нашей тематике:

) необходимо учитывать то, что с переходом к новым, более совершенным технологиям, происходит общая переориентация экономики с производства на сервис;

) нельзя уничтожать природу и исторически ценные ландшафты;

) планирование городского развития должно осуществляться как социально-политическая деятельность, которая является «межпрофессиональной» и «вневедомственной» но исходным условиям;

) нельзя в погоне за финансовым успехом игнорировать интересы жителей;

) гибкость планировочной системы;

) учет всевозможных последствий от строительной деятельности;

) обеспечение постоянного контакта с жителями и местной общественностью при застройке территории.

Внедрение в жизнь этих принципов во многом облетает последующую адаптацию жителей к новым условиям жизнедеятельности. Этот принцип социального участия, соблюдаемый во многих цивилизованных странах, позволяет избегать конфликтных ситуаций между властями и жителями. Исследуя процессы, происходящие в урбосистемах, нельзя абстрагироваться от их главной составляющей - людей.

1.2 Понятие комфорта в городской среде и роль дизайна

Дизайн среды - проектирование с позиций широкого охвата проблемы взаимоотношений человека с природой, предметно-пространственным и социокультурным окружением в целях создания гармоничной во всех отношениях среды.

Далеко не всегда горожанин отдает себе отчет в том, насколько его жизнедеятельность в городской среде зависит от этих предметов и насколько они влияют на облик и образ города. И хотя вся история градостроительства говорит нам о разнообразных формах городского оборудования. Специальный интерес к этому слою предметно-пространственной среды возник относительно недавно. Словосочетание "городской дизайн" в последние годы не только стало общеупотребимым (в среде дизайнеров и архитекторов), объединив в себе все огромное разнообразие предметного наполнения города, но и обозначило самостоятельную теоретическую и проектную дисциплину, существующую на стыке дизайна, архитектуры и градостроительства. Очевидно, наиболее объективной причиной стала неудовлетворенность качеством современной городской среды и методами решения актуальных городских проблем. И дело в том насколько эффективно решаются эти проблемы, и что в рамках установившейся градостроительной методики конкретному человеку, с его всегда индивидуальным характером восприятия и разнообразием форм жизнедеятельности, отводилось недостаточное место. Следующая важная причина, способствующая формированию городского дизайна как самостоятельной профессиональной деятельности, - существование в сфере деятельности и профессий, формирующих город, "ничейной территории", когда стало очевидно, что ни в рамках традиционной архитектуры, ни в рамках градостроительства не решаются проблемы непосредственного и обыденного контакта человека с городом. Градостроительное проектирование ведется в таких масштабах, которые не позволяют разглядеть все мелочи городской жизни.

Архитектурное проектирование преимущественно связано с конкретными объектами и не выходит за пределы отведенных для них участков. В результате городским пространствам уделяется недостаточное внимание, а именно здесь разворачивается городская жизнь во всем ее многообразии и обнаруживается дефицит профессиональной "проектной сферы", обеспечивающей соответствующую их назначению "обстановку", решающим вопросы оборудования и оснащения городской среды, и стал городской дизайн.

Название городской дизайн свидетельствует о расширении понятия "дизайн" (в его традиционном русском употреблении) и о возникновении принципиально новых областей его влияния. В иерархии средообразующих факторов городской дизайн занимает особое место. Понятно, что основные векторы процессов, протекающих в городской среде, их содержание, распределение сгущений и разрежений их активности, основные параметры городского ландшафта определяются функциональной и объемно-планировочной структурой города. Но при этом вся деятельность человека в пространстве города связана с определенной "технологией" ее осуществления. Эта "технология городской жизни" обеспечивается как бы особым инструментарием, благодаря которому процессы жизнедеятельности в среде протекают нормально, т.е. в соответствии с требованиями и нормами современной культуры.

Одновременно стоит рассматривать не просто уровень удовлетворения утилитарных потребностей общества, но и социальный аспект, так как качество среды, созданной в результате градостроительного и архитектурного творчества, в большой степени определяет настроение людей, их чувства и мысли, и даже целенаправленность всего образа жизни. Важным обстоятельством и поводом для размышлений можно считать тот факт, что ареалы концентрации негативных социальных явлений совпадают с районами, которые отличаются плохими показателями качества среды.

Одна из важных городских функций - это создавать ощущение удобства и благожелательности. Если люди приходят в центр только для того, чтобы побыть здесь: погулять, побеседовать, отдохнуть, посмотреть, встретить кого-то и, если общественные места располагают тем, что дают возможность создавать оживленность, а также определенную степень психологического комфорта и безопасности, тогда можно считать среду города жизнепригодной и совершенной. Однако одной из сложностей является сегодня то, что в городах зачастую существует "мертвое" общественное пространство, где представлена символическая (физическая) форма общественного места, а требуемые функции и их правильная связь отсутствуют. Изменить существующее положение возможно средствами дизайна, вводя наполнение атрибутами, предусматривая сценографию ситуаций, режиссируя процессы деятельности и оборудуя их.

1.3 Городские пространства и средовая обстановка в них как отражение общественной жизни

Под городским открытым пространством подразумеваются: парки, скверы, площади, места для гуляния, улицы, аллеи, крытые переходы, аркады, пассажи, пространства между домами и т.п. Городские пространства являются искусственно созданной средой, которую человек формирует в соответствии с особенностями разнообразных процессов своей жизнедеятельности.

Городская общественная среда является очень важным и даже решающим компонентом городской культуры. Поэтому места для социального, политического и экономического общения, т.е. общественные пространства города, не выполняют свои функции в полной мере и теряют свою роль, если жизнь города тщательно не продумана и не организована. Изменение общественных пространств, а это значит, изменение площадей, улиц и прочего происходит непрерывно и является одними из основных процессов в урбосреде. Оно возникает как от смены предпочтений в обществе, так и от недостатка внимания по отношению к общественному достоянию. Общественные владения должны быть большим, чем просто пространство, оставшееся среди зданий и сооружений, стать неотъемлемым компонентом урбосреды, спроектированным «по последнему слову», который связывает прошлое и будущее города. Что порождает у обитателей пространств чувство причастности его всему обществу. Во второй половине нашего столетия возник вопрос о несовместимости архитектуры прошлого с современными транспортно-инженерными коммуникациями, с санитарно-гигиеническими нормами, с необходимостью зонирования территории и с др. требованиями градостроительства наших дней. "Возникла реальная угроза разрыва историко-архитектурной эволюционной цепи". Исчезновение рядовой застройки исторической части города, разрушение сомаштабного окружения памятников архитектуры, показало насколько важна целостная городская среда, которая теперь рассматривается и как памятник градостроительства и как памятник культуры. Развитие городской культуры происходит как в результате совершенствования самого человека, его жизненных условий, изменения образа жизни, так и в результате соответствующего изменения материальной среды - предметно-пространственного окружения. Для эффективного сохранения старого и для внедрения нового необходимо выделить и четко определить ценности, которые существенны для нас в городской среде. Непременное свойство практически всех предлагавшихся когда-либо моделей идеального городского окружения - их однородность, порядок, определяемый подчинением общим, сквозным закономерностям формообразования (а по сути дела - простейшей модели жизнеустройства и поведения). Но соединение, созданное в разное время, на основе различных стилистических систем, стало общим свойством городов, которое неосознанно принимается нами как естественно воплотившее присущие городу закономерности развития (его ограниченность, противостоящую «механистичности», предполагающей творение «однажды и навсегда»). На этой основе сложились нормы визуального мышления, заставляющие отвергать новую среду с ее рационально унифицированными характеристиками как «искусственную», точнее - неестественную, неорганичную. Острый дефицит культурных значений форм механоморфного окружения и породил массовое предпочтение к старому, хотя бы такому, которое наполнилось человеческим содержанием в спонтанном развитии, стало восприниматься как органичное и естественное.

Городской центр - городское пространство, насыщенное социально-культурными функциями с наибольшей степенью их концентрации и разнообразия для данного города. Социально-функциональньй и историко-культурный потенциал пространства определяется вследствие оценки "исторической роли" территории, ее основных функций в прошлом, в сравнении с существующей ситуацией и перспективой преобразования этой роли на основе анализа композиционно-планировочных принципов формирования центров исторических городов и структурного состава среды. После чего возможны выводы по корректировке процесса преобразования среды, согласно статусу территории в структуре города.

2. АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ОТКРЫТЫХ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ (НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОРОДОВ)

.1 Теоретические основы архитектурно-художественного формирования открытых городских пространств

Приемы и методы формирования открытых городских пространств изучает и реализует дизайн городской среды как специальная отрасль, активно развивающаяся сегодня. Однако принципиально ошибочно считать организацию этих зон задачей узко специализированного направления, поскольку они по своей природе аккумулируют целый спектр социальных, функциональных, средовых, культурных и экологических, а также личностных эмоциональных аспектов жизнедеятельности человека и жизни города в целом. В открытых пространствах происходит объединение архитектуры и искусства на фундаментальном уровне, стержнем которого является «ген» архитектурно-художественной интеграции, заложенный в их природе. Кроме этого дизайн среды одновременно проявляет черты современного искусства и новейшей архитектуры как экспериментальная область их продуктивного взаимодействия. Выявим объективные и субъективные основания, или «гены» архитектурно-художественной интеграции: пространство, в т.ч. промежуточное, пространственные связи, узлы, оси; концепцию как связующее интеллектуальное ядро; индивидуальный художественный образ, символ или знак; реальный или вымышленный контекст (история места, метафоры и символы, природная среда); ощущение времени и пространственно-временного единства (хронотопа).

Остановимся на приведенных позициях. Анализ проектной практики показывает, что концепция организации городского пространства повсеместно несет «ген» архитектурно-художественной интеграции различных функциональных, смысловых и эмоциональных слоев произведения в авторской интерпретации архитектора. С другой стороны, среда изначально обладает интегрирующими основаниями, не зависящими напрямую от воли отдельного автора. В открытых городских зонах эта родовая черта архитектурного пространства проявляется весьма отчетливо, поскольку они традиционно играют роль своеобразного промежутка, буфера на стыке структурных частей города. В определенном смысле такие пространства можно назвать разрывами плотности городской ткани, «пустотами», которые начинают аккумулировать различные функции, становятся местами социальной активности. Это границы историко-культурных территорий и функциональных зон, воплощающие интеграционный потенциал «промежуточного» пространства с преобладанием универсальной функции.

Ярким примером живописной градостроительной организации служит комплекс университетских зданий и общежитий в новом районе Орестадт в Копенгагене, где свободное перетекающее пространство наполнено мотивами живой природы: зелеными «полями» зон тихого отдыха, искусственной «речкой», молодыми посадками деревьев (рис. 1). При этом благоустройство, буквально, проходит сквозь архитектурные объекты, образуя «разрывы» в их композиционной структуре. В аспекте синтетичности архитектурной среды симптоматично обращение многих архитекторов к теме промежуточного, «пустого», пространства и использования его интегрирующего потенциала: предельная дематериализация Ж. Нувеля («пространство кочевников» в доме Картье в Париже) (рис. 2), саморазвитие ланд-форм у П. Эйзенмана, интерпретирующая принцип «открытого текста» и др.

Концептуальное и образное начала формируют персональную авторскую систему ценностей архитектора, отражая два основных взаимосвязанных «мира»: мысли и чувства, выступая интеграторами индивидуальных мотивов и подходов. В рамках концепции, в т.ч. художественной, разрабатывается и формулируется центральная идея произведения в пересечении различных составляющих архитектурного решения: градостроительного, функционального, конструктивного, формообразующего. Интегральный характер обеспечивает условия ее жизнеспособности, а четко и «эффектно» обозначенная концепция зачастую служит залогом успеха в современной архитектурной практике. Художественный образ, прежде всего, адресует к чувствам и переживаниям человека в совокупном восприятии архитектурного пространства: символических и знаковых систем, метафор, аллюзий и т.д. В этом плане образный подход обладает более широким значением по сравнению с концептуальным, так как ориентирован на весь спектр возможных индивидуальных прочтений. Так складывается собирательный художественный образ, «авторами» которого могут стать все «потребители» открытого городского пространства. Концептуальные и образные основания совместно участвуют в формировании художественного направления интеграционной концепции.

Традиционным для архитектуры и искусства объединяющим фактором является контекст в разных проявлениях: историко-культурный, природный, «литературно-образный»… Понятие контекста тесно связано с процессом формирования концепции идентичности: места, автора, произведения. Примечательно, что контекст в зависимости от условий может одновременно выступать как средовым, так и концептуальным началом. Обращение к механизмам исторической и культурной памяти предопределяет использование устойчивых образов, архетипов, как опорных точек интеграции, а адресация к вымышленному контексту подразумевает взаимосвязь авторских метафор и возможностей их прочтения. Наиболее распространенная форма развития контекстуального подхода проявляется в примерах реконструкции и реновации сложившихся пространственных ансамблей города. Концепция соединения драгоценного природного контекста и современных архитектурно-художественных решений удачно представлена в скверах и парках города Порту (Португалия), где бережно сохраняется уникальный колорит исторической среды (рис. 3).

Рассмотрим основные направления формирования интеграционной концепции открытых городских пространств. В деятельностном аспекте первостепенное значение приобретает понимание пространства, как места реализации жизненных интересов человека, что находит отражение в социальной детерминированности всех составляющих. В систему общего взаимодействия активно включаются принципы многомерного диалога, социальной адаптации, элементы концепции игры. Осуществление необходимых процессов связано с функциональной программой, объединяющей наиболее распространенные специальные и универсальные функции: рекреационную и коммуникативную, познавательную и развивающую, развлекательную и игровую, спортивную и оздоровительную, эмоционально ориентированную.

2.2 Концепция социальной адаптации - социально активированное пространство

Основным функциональным посылом реализации городских пространств в большинстве случаев является организация социально ориентированной среды с привлечением творческой (художественной) составляющей. Это направление интеграции связано с социальной функцией открытого городского пространства как демократичного места отдыха, общения и развлечения, где исчезают («стираются» или нивелируются) социальные границы. Уровни «открытости» архитектурного пространства реализуются в ряде взаимосвязанных подходов: диалогическом, игровом, образно-символическом, экологическом, контекстуально-средовом.

Архитекторы обращаются к концепции игры для более легкого контакта с потребителем: человек легче адаптируется в эмоционально наполненной и «дружелюбной игровой среде. Востребованным современным подходом является организация определенных точек эмоциональной активации. К числу таких подходов можно отнести устройство временных экспозиций и выставок под открытым небом, которое стало распространенной тенденцией интеграции искусства с городскую среду, направленным на соучастие и эмоциональное сотворчество зрителя-пешехода, а также игровое наполнение центров притяжения и транзитных пространств (парковых зон, площадей и набережных европейских и некоторых отечественных городов). Городские выставочные проекты выполняют познавательную, информационную и творческую функции. Ярким примером служит пространственная среда Парижа, объединяющая фотовыставки на берегах Сены (рис. 4) и на площади Лионского вокзала, свободное уличное искусство около Центра Жоржа Помпиду и т.д. Своеобразные амфитеатры парка современной скульптуры вдоль левого берега Сены создают зоны социальной привлекательности (рис. 5).

В первую очередь, это концептуальный уровень, принципиальный методологический подход, в русле которого реализуется диалогическое начало в его образно-символическом ракурсе. «Игра» как форма общения провоцирует к ответному действию, «ищет» участника, побуждая тем самым к многомерному диалогу: людей, человека и пространства, архитектурных пространств. Образно-символический подход трактует архитектуру на уровне знака, символа, в своей граничной форме приближая к концептуальному искусству: от философской притчи или интеллектуального ребуса - до архитектурной шутки, иронии, «игрушки». Это направление имеет глубокие корни в европейской архитектурной традиции - приемы ассоциативной игры чаще использовались именно в архитектуре парковых павильонов и пространств для созерцания природы.

Яркий пример современного провокационного дизайна - временная инсталляция «Стихи для землян» (Адриан Виллар Ройас, осень 2011 г.) в саду Тюильри в Париже в виде гигантской белой «трубы», контрастирующей с реальным окружением - уже сам замысел по большей части определяет суть и степень воздействия подобной акции (рис. 6).

Объектный уровень выражается непосредственно в игровом дизайне среды, который объединяет «игрушки» и «игры», формы городского искусства, знаковую городскую мебель, тематические экспозиции. Довольно часто игровой дизайн формируют объекты современного искусства: статичные и динамичные скульптурные формы, граффити, инсталляции. В этом аспекте приемы игры тесно взаимосвязаны с художественными принципами, которые проявляются в острой динамичной композиции, в интенсивном колористическом решении, в активном использовании ритмов, сложной скульптурной пластики и т.д. В игровом ключе внедряются также актуальные принципы формообразования (дигитальные и параметрические формы), мультимедиа и интерактивные системы. Интересными примерами могут послужить разнообразный городской дизайн Барселоны, оформление территории музея МАХХI в Риме (арх. З. Хадид Рис. 7), биоморфный дизайн элементов благоустройства в г. Мальме (Швеция) и др.

Интегральный уровень представлен наиболее целостными подходами, охватывающими все стороны игровой концепции в единстве контекстуальных, пространственных, функциональных и персональных авторских составляющих. Таким образом, актуальная концепция социальной адаптации интегрирует теоретические начала, диалогические и игровые подходы, яркие образные решения, направленные на создание эмоционально ориентированной городской среды - пространства для свободного общения, развлечения, хорошего настроения.

2.3 Художественная концепция - пространство искусства

Художественная концепция трактует городское пространство как интегральное произведение искусства, которое формируется по закону синтеза искусств на базе архитектуры. Действительно, в пространстве города осуществляется интегральный архитектурно-художественный синтез с использованием принципов градостроительного искусства и искусства синтеза искусств. Интеграционные взаимодействия объединяют пространственные (живопись, графика, скульптура, фотография), временные (музыка, литература) и пространственно-временные искусства (архитектура, театр, танец, кино), а также комплексы архитектонических искусств. Таким образом, интеграционная художественная концепция реализуется в единстве составляющих: пространственной, временной и пространственно-временной интеграции (синтеза). Указанные направления объединяются на основе многомерного полисинтетического начала.

В средовом дизайне совместно участвуют различные системные уровни: искусство на уровне закона или абстракции; монументально-декоративное искусство в пространстве города (панно, мозаика, сграффито), современная скульптура, а также городская мебель, малые архитектурные формы - предметный уровень; тематическая экспозиция, игровой дизайн среды, праздничное оформление пространств - методологический уровень. Синтез искусств представлен одновременно как авторский метод и общая закономерность в форме архитектурно-художественного синтеза. Анализируя систему взаимодействий, можно определить ряд оснований синтеза, исходя из фундаментальных категорий, с одной стороны, и первоэлементов художественного языка (в том числе персональных), с другой.

Пространство считается основополагающей категорией в архитектуре и трактуется в данном контексте как интеграционное архитектурно-художественное пространство. Ценным ориентиром при анализе данной категории послужили две теоретические модели пространства, сформулированные академиком А.В. Иконниковым: перцептивное и художественное (всего их приводится четыре). Перцептивное пространство «соединяет отражения реального пространства органами чувств человека, приведенные к интегральному представлению». Художественное пространство предполагает совокупность художественных образов взаимодействующих искусств и условий их синтеза. Обе модели учитывают личное отношение человека и представляют два своеобразных «полюса»: непосредственное восприятие в первой модели и структурированную образную систему второй, задающую вектор понимания художественной концепции. В противостоянии этих полюсов - драматургия образного восприятия открытого городского пространства, которое повсеместно наполнено символами и при этом - дает свободу их прочтения, концентрации внимания, выбора траектории движения.

Тесно взаимосвязанным с пространством «инструментом» синтеза является пластика как категория художественной формы. Пластика зачастую интегрируется в архитектуру на уровне композиционного закона организации пространства, а также находит проявление в традиционных и актуальных формах скульптуры, резьбы и других видах монументально-декоративного искусства.

Многие приемы создания яркой образности пространства связаны с использованием цвета: от интенсивных спектральных цветов, нарушающих привычную «повседневность» среды, до спокойных, нейтральных оттенков, обеспечивающих визуальный комфорт. Цвет может нести определенную знаковую информацию, помогая в пространственной ориентации или отождествляясь с узнаваемыми явлениями предметного или природного миров.

Особое значение в художественной концепции интеграции приобретают закономерности, связанные с категорией времени как «четвертого измерения» в двух основных ракурсах. Во-первых, ощущение времени отражает реальное восприятие человеком пространства, которое изменяется в разное время года и суток, зависит от состояния погоды и т.д., а также продиктовано «внутренним» переживанием времени конкретным индивидом в определенных условиях. «Композиция - это и есть соединение разновременного в изображении», - отмечал художник В. Фаворский. Среди универсальных закономерностей искусства необходимо обозначить композиционные приемы ритма (метра) и заданного направления (осей), которые предопределяют развитие во времени. Наиболее действенным средством преобразования временной последовательности в пространственную является ритм, который также служит способом выражения динамики процессов и динамических закономерностей формообразования.

Иное понимание времени связано с понятием хронотопа как пространственно-временного единства (физиолог А.А. Ухтомский), которое каждый раз фиксирует интегральную идентичность настоящего (мгновения, периода, эпохи). В аспекте формирования перцептивного пространства именно к этому понятию адресуют воспоминания о прошлом, ощущение настоящего и ожидание будущего. В области средового дизайна обращение к переживанию времени, в первую очередь, мотивов прошлого, стало традиционным направлением. Реальные или вымышленные контексты переосмысливаются для создания художественного образа времени с использованием различных выразительных средств: метафор, аллюзий, цитат...

Звук и мелодия, равно, как и тишина, - явления, развивающиеся во времени, с использованием которых реализуется музыкальность среды открытых городских пространств. При этом звук как первоисточник музыки требует специальных объемно-пространственных решений (эстрады, зрительских мест, отражающих козырьков) и технологических систем (звукоусиления и т.п.), а также выбора благоприятных условий для восприятия. Стоит отметить, что применение искусственного звукового сопровождения в открытых пространствах явно проигрывает естественному звуковому полю, которое «программируется» архитектором или формируется спонтанно. Это могут быть «живые» концерты, голоса отдыхающих, шелест листвы, плеск воды и т.д. Звуки природы играют при этом особую эмоциональную роль, как, например, мелодии водных родников в Центре искусств «Каскад» в Ереване (рис. 7, 8) или воспроизводимые «фонограммой» звуки водной фауны в парке Диагональ Мар (Барселона). Особого внимания заслуживает синтез музыки и природы, реализуемый, к примеру, в популярном феномене «поющих фонтанов» (Париж, Рим, Барселона, Ереван, Санкт-Петербург).

Третья фундаментальная категория рассматриваемого ряда, движение, заложенная в восприятии архитектуры при смене пространственных впечатлений во времени, является опосредованным участником концепции пространство-время. Движение чаще всего выражается в художественных и символических формах архитектурного решения (динамика ритмов, формообразования, декоративных элементов), а также в сценарной организации открытых пространств: упорядоченное или хаотичные перемещения потоков людей, последовательность смены «пространственных картин», чередование открытых и «закрытых» ландшафтов. В этом плане актуальной метафорой «механики» динамического архитектурного пространства может послужить смена кадров в кино как пространственно-временная развертка. Как известно, в архитектуре, наряду с символическими приемами демонстрации движения, используются реальные подвижные элементы (мобили), трансформация архитектурных объектов, движущиеся световые эффекты и мультимедийные проекции.

Продолжением и развитием концепции движения представляется актуальный для современной и новейшей архитектуры процесс ее театрализации, направление, которое следует понимать в широком контексте следования законам театра, театральной игры, а также кино, телевидения, зрелища - «шоу» как явления культуры. Характерная театрализация архитектуры уже стала знаком времени, проявляясь в иллюзорности на грани гротеска, в подчеркнутой, порой чрезмерной, выразительности формы, сложной игре отражений и фактур материалов. Вероятно, в открытых пространствах города эта тенденция выглядит наиболее оправдано, так как опирается на вековую культурную традицию (эстетика карнавала, мистерии, городского праздника, массового действа, ярмарки) и связана с потребностью развлечения, зрелища в ходе повседневной жизни.

Интегральным центром любой художественной системы является «художник», обладающий авторской системой принципов и методов. Множественные примеры из мировой практики подтверждают непреложную ценность персонального творческого подхода, определяющего главный нерв, смысловой и образный стержень произведения. Мировой опыт проектирования и реализации рекреационных зон города показывает, что наиболее удачные примеры обладают яркой художественной концепцией, интегрирующей необходимые аспекты с точки зрения персональной творческой системы архитектора. Городской дизайн становится авторским искусством, сохраняя при этом свои градостроительные, функциональные и социальные значения. Достаточно вспомнить концепцию «фолли» парка Ля Виллет в Париже Б. Чуми, идею динамичных направляющих парка Диагональ Маар в Барселоне Э. Миралеса, экспрессию ландшафтного дизайна музея МАХХI в Риме З. Хадид (Рис. 7), узнаваемый «сюрреализм» парка Пабл Ноу в Барселоне Ж. Нувеля, торжественный сакральный характер «искусства стихий» в ансамбле «Каскада» в Ереване, архитектор Дж. П. Торосян (рис. 8, 9).

Таким образом, можно сделать вывод, что, следуя родовым качествам искусства, художественная концепция открытых городских пространств обладает выраженным интеграционным началом: она участвует в формировании мысленного и реального художественного образа, интегрирующего многополярные явления и качества посредством авторской творческой концепции архитектора.

2.4 Концепция многомерной интеграции - интегральное пространство

Пространство города всегда формируется как многомерная интеграционная среда. На пересечении различных направлений рождаются комплексные формы взаимодействия, которые объединяют сразу несколько видов интеграции в единую систему. Рассмотрим ряд персональных и универсальных полиинтеграционных подходов к организации открытых городских пространств. Одно из актуальных проявлений комплексного архитектурно-художественного интеграционного начала в городской среде можно обозначить как концепцию «тотального дизайна», который распространяется на все уровни средовой организации: градостроительный, объектный, детальный. Концепция дизайна городского пространства закономерно раскрывается в сочетании основных социально ориентированных направлений: функционального, концептуального, художественно-эстетического, экологического, конструктивно-технологического, экономического и эргономического, соответствующих шести принципам дизайна, по Л.А. Зеленову. Подчеркнутая социальная направленность находит продолжение в диалоге человека и пространства на эмоционально-чувственном уровне, который сопутствует диалогу искусства и архитектуры. Социально ориентированные, диалогические, игровые и художественные подходы совместно участвуют в создание позитивного эмоционального поля - архитектурной среды с определенным настроением. Приемы средового дизайна с привлечением малых архитектурных форм («игрушек»), интенсивная колористика, отдельные провокационные композиционные элементы или «шутки» - все эти приемы сообщают особую образную выразительность и нацелены на раскрепощение человека в урбанизированной среде.

В ряде случаев аспект эстетической привлекательности ложится в основу функциональной программы - пространство становится объектом городского искусства, а игровые подходы активизируют и поддерживают архитектурную коммуникацию. Так, ось водных бассейнов и фонтанов Парка Наций выставки Экспо-98 в Лиссабоне демонстрирует пример синтеза искусств в игровой интерактивной среде (рис. 10). В оформлении дна и стенок искусственного канала используется керамическая мозаика насыщенной цветовой гаммы, плавно переходящей от холодной к более теплой по мере движения. Тот же колористический принцип лег в основу художественного решения конических объемов фонтанов, которые задают метрический отсчет пространству и являются основными композиционными и эмоциональными акцентами. Таким образом, в ансамбле реализуется сценарий смены впечатлений - это «живая» система, объединяющая пространства тихого отдыха и созерцания с точками активации, фонтанами, которые «оживают» по случайной закономерности. Упорядоченность осевой композиции создает ощущение гармонии, а игровой азарт обостряет восприятие художественного образа пространства - все это в комплексе обусловливает взаимосвязь отдыха, развлечения и яркого эмоционального впечатления.

Показательным примером воплощения «тотального» дизайна является организация городского пространства современной Барселоны, города с богатой и разнородной культурной традицией. Сегодня повсеместный дизайн стал здесь определенным «стилем», непреложным правилом любого нового строительства или реконструкции, подразумевающим в обязательном порядке нестандартный рисунок замощения, специфическое решение озеленения и освещения, размещение городской мебели. При относительном сходстве конструкций и строительных технологий художественные темы разнообразны и несут отпечаток индивидуального авторского вкуса: аллюзии к керамике А. Гауди в парке Диагональ Мар (арх. Э. Мираллес), сюрреалистическая иллюзорная фантазия в парке Пабл Ноу (арх. Ж. Нувель), «искусственная» природа в оформлении Порта Форума. Включение художественных компонентов также повсеместно: скульптура Х. Миро «Женщина с птицей» (рис. 11), современная композиция «Давид и Голиаф», грандиозный «Кот» Ф. Ботеро. Игра смыслов и масштабов, балансирующая на грани архитектурной шутки, рождает и поддерживает линию диалога. Порой даже серьезные постройки выглядят скорее «объектами дизайна», большими «игрушками»: башня-символ «Акбар» (арх. Ж. Нувель, 2005 г.), башни «Porta Fira» (арх. Т. Ито, 2010 г.), медиатека (арх. Э. Руиз-Гели, 2010 г.) в «районе 22». Это еще одна грань дизайнерской концепции пространства, придерживаясь которой архитекторы решаются вольно интерпретировать масштаб крупных фрагментов города, таких, как активно застраиваемый сегодня инновационный «район 22».

Персональные подходы современных архитекторов зачастую демонстрируют единство различных направлений интеграции. Авторская концепция социально-активированной среды архитектора Б. Чуми наиболее полно проявилась в разработке проекта парка Ля Виллет в Париже, ставшим одним из наиболее знаковых для ХХ века примеров организации рекреационной зоны в историческом городе. Авторская теория «пустот-активаторов» напрямую перекликается с философией «точки-события» А. Бергсона и А. Пуанкаре. Используя метод суперпозиции, Б. Чуми внедряет в природный контекст жесткую ортогональную систему из «фоли», шуточных красных объектов с разнообразными семантическими значениями, которые можно интерпретировать как своеобразные «социальные активаторы», притягивающие людей и организующие пространственную структуру парка.

Для творческого метода известного французского архитектора Ж. Нувеля характерно понимание города как непрерывной пространственно-временной среды, иллюзорной и динамичной. В рамках авторского подхода границы между архитектурным объектом и окружением растворяются, что позволяет трактовать архитектуру как продолжение городских контекстов, где пространство колеблется на тонкой грани открытого и закрытого, общественного и персонального, средового и объектного. В таких работах, как фонд Картье на бульваре Распай (1991-1994 гг.) и музей ранних цивилизаций на набережной Бранли в Париже, роль открытого пространства вокруг здания в формировании художественного образа сравнима с ролью архитектурного объема, который намеренно отступает на второй план. В этих примерах архитектор обращается к природному и историко-литературному контекстам для реализации авторской концепции дематериализации. В доме Картье (выставочном зале современного искусства) представлена идея свободного «пространства кочевников», в котором по легенде растут ливанские кедры, высаженные здесь Р. Шатобрианом в начале XIX в. Заросший травой амфитеатр позади здания является местом социального притяжения и созерцания природы. Языком архитектуры «говорит» сам город с его историей, природой, атмосферой (рис. 2). Возникает ощущение, что архитектура становится своего рода «медиумом», транслирующим «голоса» и «отголоски» минувших времен.

Поэтика чуда становится ведущей темой формирования интегрального городского пространства с использованием художественных средств, близких фото- и киноискусству. В музее Бранли «волшебный лес», просвечивающий сквозь стеклянный экран вдоль улицы, адресует нас к временам зарождения цивилизации, создает иллюзию почти нетронутого человеком мира природы. Выбор стекла в качестве основного материала фокусирует внимание на свойствах прозрачности, эфемерности, мимолетности отражений - метафорах времени. «Я создаю не пространство, но закованное время в особо чувствительной коже», - программная установка творчества мастера. Философия Ж. Нувеля, развивающая концепцию активного пространства и точки-события А. Бергсона и А. Пуанкаре, основана на единстве категорий пространства и времени в сотворении нового иллюзорного мира тайны, мифа, легенды.

В последнее время особую популярность приобрели пограничные подходы, связанные с экспериментальной интерпретацией открытых пространств, чаще всего природных, в форме проектных семинаров и фестивалей. Так, участники широко известных ежегодных отечественных фестивалей «Архстояние» и «Города» соревнуются в разработке и строительстве своими руками арт-объектов из естественных материалов на заданную тему - каждое произведение призвано красноречиво представить концепцию авторов. Интегральный характер подобных мероприятий обусловлен программным сочетанием концептуального художественного начала и общей экологической ориентации, что отчасти нашло отражение в термине «lend-art». Особый интерес представляет внедрение описанных принципов в отечественное городское окружение. К таким начинаниям можно отнести ежегодный молодежный архитектурный фестиваль «Огород», организованный в Нижнем Новгороде по инициативе студентов Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ). Оригинальные и смелые объекты, включенные в среду «Нижегородского музея деревянного зодчества» на Щёлоковском хуторе (2009 г.), набережной Гребного канала (2010 г.) и Почаинского оврага (2012 г.), оказались способными «взорвать» привычный контекст места и помогли новому прочтению знакомых городских пространств.

Творческий метод французского художника Ксавье Жюйо, профессора, заведующего кафедрой пластических искусств в Архитектурной школе «Париж-Ля Вилетт», соединяет несколько направлений: понимание пространства города как «сцены» социального действа, экспериментальное погружение в природу воздушной и водной стихий, модные тенденции альтернативного архитектурного образования, а также традицию концептуального искусства и утопического дискурса ХХ века. Среди множества реализованных автором провокационных проектов - динамическое оформление финала церемонии торжественного открытия Олимпиады в Альбервиле (1992 г.), масштабные инсталляции в Париже, Женеве, Венеции, Сидне. В этих, ставших «классическими» для современного искусства, работах фрагмент городской ткани превращается в арт-объект, адресованный публике. Сегодня основной экспериментальной базой художника является бывший портовый комплекс города Шалон, пригорода Парижа, где проводятся международные авторские мастер-классы. Текущие интересы художника связаны с изучением энергии ветра и водных потоков во взаимодействии с человеком.

В 2011 и 2012 годах К. Жюйо обратился к Стрелке в Нижнем Новгороде, уникальному месту слияния Оки и Волги, где по мысли художника должен проводиться ежегодный студенческий проектный семинар «Подъёмные силы», направленный на раскрытие интеграционного потенциала пространства во взаимосвязи природных сил, современных технических достижений и интуитивного творчества участников (рис. 11). Состоявшиеся семинары объединили представителей интернациональной молодёжной бригады «Ля-Вилетт», студентов и преподавателей ННГАСУ, которым удалось почувствовать силу стихии в городском контексте. Этого, к сожалению, нельзя сказать о жителях всего города, поскольку доступ на территорию Стрелки, где сегодня располагается нижегородский порт, строго ограничен. В перспективе запланированы более масштабные инсталляции с использованием устойчивых к ветровым нагрузкам материалов интенсивных цветов, свето- и кинопроекций на подпорную стенку. Город и его жители станут соучастниками эксперимента: Стрелка и река образуют сцену, а естественные склоны противоположного берега предстанут открытым зеленым амфитеатром. Экспериментальный проект «Подъёмные силы» успешно реализуется Ксавье Жюйо в ряде регионов России: в Москве на Яузе, в Сибири на Енисее, на нижегородской Стрелке и на берегу Финского залива.

комфорт дизайн общество город

Заключение

Появление на арене мировой культуры нового вида проектной деятельности - дизайна - ознаменовало собой принципиальную ломку складывавшихся тысячелетиями представлений и принципов творческого отношения к действительности, которые олицетворяли раздельное, «по частям», вмешательство проектировщика-творца в окружавшие его визуальные структуры.

Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:

Изучены предпосылки возникновения и развития городской среды. Вследствие определенных экономических и социальных достижений городской жизни развития дизайна городской среды как новой области творческой деятельности явилось следствием. С увеличением объема информации и расширением сети коммуникаций в городе возрастает значение предметного наполнения.

Изучив влияние общества на развитие открытых пространств города, можно сделать вывод о том, что изменение общественных пространств, а это значит, изменение площадей, улиц и прочего, происходит непрерывно и является одними из основных процессов в урбосреде. Оно возникает как от смены предпочтений в обществе, так и от недостатка внимания по отношению к общественному достоянию. Общественные владения должны быть большим, чем просто пространство, оставшееся среди зданий и сооружений, стать неотъемлемым компонентом урбосреды, спроектированным «по последнему слову», который связывает прошедшее и будущее города. Что порождает у обитателей пространств чувство причастности его всему обществу.

Городская среда большинства городов (как у нас в стране, так и за рубежом) отличается дискомфортностью: нарушением "человеческих" масштабов; несоответствием реальных метрических и визуально - эстетических свойств улиц и площадей их функциональному использованию и требованиям создания комфортных условий для человека; перенасыщенностью и не структурированностью информационно-рекламных элементов; недостатком информационно-ориентирующих средств; непродуманностью решений оборудования и эксплуатации открытых пространств города в различное время года и суток; плохой организацией среды для разных возрастных и социальных групп людей; отсутствием элементарных удобств для пожилых и инвалидов.

Проанализировав тенденции формирования открытых пространств можно сделать вывод, что определяя активность свойств разных слоев и возможности их взаимовлияния, можно осуществлять контроль процесса изменения жизни города, регулировать обновление наполнения пространств, находить приемы и способы сохранения ценности среды и ее модернизации.

Список литературы

1. Аронов В. Р. Художник и предметное творчество. - М.: Советский художник, 1987.

. Визуальная культура - визуальное мышление в дизайне. - М.: ВНИИТЭ, 1990.

. Михайлов С, История дизайна. Т. 1, 2. СД России, М., 2000, 2003.

. Основные термины дизайна. Краткий словарь-справочник. - М.: ВНИИТЭ, 1989.

. Сто дизайнеров Запада. - М.: ВНИИТЭ, 1994.

6. Шимко В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории. М.: СПЦ-принт, 2003.

. Эстетические ценности предметно-пространственной среды: Под ред. А. В. Иконникова. - М.: Стройиздат, 1990.

. Дуцев, М.В. Концепция архитектурно-художественного единства города (на примере Еревана) / М.В. Дуцев // Приволжский научный журнал. - 2012. № 1. - С. 94-99.

. К. Зитте - Художественные основы градостроительства 1993 г. Стройиздат 255 с.

Похожие работы на - Формирование открытых пространств города – городские пространства и средовая обстановка в них как отражение общественной жизни

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!