Инновационная деятельность по решению социальных проблем

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,91 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инновационная деятельность по решению социальных проблем

Введение

О новаторстве сегодня рассуждают довольно много, что, впрочем, неудивительно. Причиной тому служит изменение существующего порядка вещей, затронувшее все сферы жизни общества. Как пишет в своей статье Энди Олдфилд, мы являемся свидетелями трансформации финансовых рынков и радикальных перемен в способах экономического взаимодействия между отраслями и целыми странами. По его мнению, эти процессы вызывают перемены во многих других областях: в политической, культурной, социально-демографической и т.д. Непрерывные изменения обнажают слабости существующих методологий, механизмов и практик, требуя их отладки и оптимизации. Но, чтобы не заниматься переменами ради самих перемен, необходимо подлинное новаторство, то есть новые идеи, которые помогли бы справиться с новыми и старыми проблемами.

Итак, следует определить, что конкретно имеется ввиду под новаторством. В экономическом словаре понятию новаторства дается следующее определение: «Новаторство - это процесс интеллектуальной деятельности людей, имеющий творческий характер и приводящий к появлению нового научного знания, открытий, изобретений, рационализаторских предложений и других результатов новаторских решений». Если говорить о новаторстве в социологии и в решении социальных проблем, то речь пойдет о поиске новых путей, способов и методов решения данных проблем. Такой поиск становится особенно актуальным в условиях современного мира. Ведь, как уже говорилось выше, изменения во всем сегодня происходят непрерывно и быстрыми темпами, поэтому новые проблемы появляются постоянно и зачастую быстрее, чем человечество успевает не только изучить их, но и просто осознать. Но, как считают многие современные исследователи, с решением данных проблем дела обстоят еще сложнее. Это обусловлено рядом причин, важнейшие из которых заключаются в устаревании знаний и опыта, накопленных социологической наукой за годы ее существования. Говоря простым языком, те способы и пути решения многих социальных проблем, которые раньше использовались и были эффективны, в условиях современности становятся бесполезными и неактуальными. Поэтому новаторство в данном вопросе сегодня особенно необходимо.

Чаше всего, сталкиваясь с необходимостью решать социальные проблемы , государство возлагает ответственность на различные социальные организации. В ходе решения этой задачи разрабатываются и внедряются различные нововведения в социальной сфере нашего общества. Они все чаще определяются учеными как социальные инновации.

Слово инновация" обозначает введение практику нового. «Понятие "социальная инновация" можно определить как сознательно организуемое нововведение или новое явление в практике социальной работы, формирующееся на определенном этапе развития общества в соответствии с изменяющимися условиями и имеющее целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере»3, - говорит в своей статье А.Н. Петрова.

Задача социальных инноваций несколько отдалена во времени, эффект не проявляется быстро и не носит конкретного характера, как это часто бывает в случае с техническими новшествами. Поэтому при разработке программ по внедрению социальных инноваций предварительно проводятся различные прогностические исследования, которые и определяют характер дальнейшей новаторской деятельности.

При классификации социальных инноваций используются различные подходы. Исходя из понятия уровня и объема социальных нововведений, можно выделить инновации глобального характера, направленные на решение общечеловеческих проблем, а также региональные и локальные, представляющие более узкие интересы регионального и местного значения.

В соответствии со структурой социальной сферы в целом, компонентами которой являются образование, управление, занятость населения, пенсионное обеспечение, культура, спорт, здоровье людей, можно выделить виды социальных инноваций: педагогические, образовательные, правовые, управленческие и т.д.

Источниками социальных инноваций являются изменения внешней среды, возникающие социальные проблемы, которые невозможно решить с помощью традиционных методов, изменения потребностей общества и его членов. Неразрешенность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере, особенно это важно сегодня.

Однако, человечеству и раньше приходилось сталкиваться с ситуациями, когда без каких-либо нововведений, новых подходов обходиться становилось невозможно. Так развивалась социологическая наука, формировались новые концепции, зарождались школы, которые занимались решением различных социальных проблем. Для того, чтобы проследить, как осуществлялась новаторская деятельность по решению различных социальных проблем, следует рассмотреть, во-первых, проблемы, которые вставали перед социологами за время существования социологической науки, а во-вторых, новые пути, способы и методы решения данных проблем, которые находили и разрабатывали ученые. Этому посвящены две главы данной курсовой работы. На наш взгляд, следует начать с изучения западного опыта в данном вопросе, так как он более объемный и, как нам кажется, весомый.

1. Западный опыт новаторства в социологии

1.1 Историческая трансформация взглядов на решение социальных проблем в западных социологических школах

Развивающиеся вместе философия истории и социальная философия (И. Кант, И. Г. Фихте, Г. В. Гегель) пытались дать объяснение таким явлениям общественной жизни, как «свобода», «мораль», «государство», «право» и др. Однако, не располагая в полной мере научным арсеналом, диалектико-материалистическим методом, они не ушли дальше общих, абстрактных рассуждений. По мнению В.Д. Плахова, показателен в этом отношении Гегель с его «абсолютным духом», положенным в основание человеческой истории, всей общественной жизни и вообще мироздания.4

«Абстрактная, умозрительная философия истории и оторванная от практики социальная философия к 40-м гг. XIX в. полностью исчерпали себя. Выход на историческую авансцену пролетариата вызвал к жизни марксизм, выражающий мировоззрение, идеологию рабочего класса, вступившего на путь революционной борьбы против капиталистической эксплуатации», - пишет В.Д. Плахов.5

Примерно в эти же годы, в середине XIX в., как реакция на оказавшиеся в тупике отвлеченные академические учения об обществе, в рамках буржуазного мировоззрения формируется позитивистская философия, нигилистически относящаяся, что становится впоследствии традицией всех позитивистских учений, к масштабным теоретическим обобщениям, а в границах позитивистской философии оформляется наука об обществе - социология, сохраняющая все мировоззренческие, идеологические и методологические особенности позитивизма.

Итак, наука об обществе, родившаяся в передовых капиталистических странах Западной Европы в середине XIX в., отразила раскол общества на два антагонистических класса - пролетариат и буржуазию. С пролетарским мировоззрением и марксистской диалектико-материалистической философией была связана марксистская социология, с буржуазным мировоззрением, философией позитивизма - позитивистская социология. Классовая борьба, партийность, на наш взгляд, наложили отпечаток на взаимоотношения той и другой. Эти взаимоотношения можно охарактеризовать одном словом: «борьба». На самом деле, по мнению Г.В. Осипова, взаимоотношения марксистской и позитивистской социологии значительно сложнее, и характеризуют их не только борьба, но и единство, взаимовлияние.6 Получается, что мы имеем дело с различными мировоззрениями, подходами, методологиями, в которых есть свои плюсы и минусы. Борьба взглядов, мнений, различия в представлениях, научный спор как средство постижения истины - все это составляет содержание социологического знания.

Так, в рамках западноевропейской социологии можно указать на достаточно своеобразные национальные школы: немецкую и французскую. Конечно, нельзя отрицать тот факт, что деятельность этих школ была обусловлена необходимостью решения возникавших социальных проблем. Однако, стоит отметить, что большинство разработок этих школ носили теоретический характер и не были нацелены на практическую деятельность. В нашей курсовой работе необходимо уделить внимание именно эмпирическим исследованиям, цель проведения которых заключается непосредственно в решении социальных проблем и задач.

Особое место занимает национальная школа, получившая развитие в Соединенных Штатах Америки, - американская социология. Следует добавить, что со временем в ряде стран утверждаются еще и локальные школы. Скажем, в США в XX столетии возникает и плодотворно развивается весьма представительные школы: чикагская и колумбийская.

Подготовительный период в развитии этой школы (1892-1915) связан с деятельностью так называемой большой четверки - А. Смолла, Дж. Винсента, Ч. Хендерсона, У. Томаса. Отличительные черты творчества представителей Чикагской школы - органичное соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями, соединение различных подходов и методов, выдвижение гипотез в рамках единой организованной и направленной на конкретные практические цели программы.

По мнению В.И. Добренькова, в деятельности Чикагской школы можно выделить характерные особенности:

1)развитие так называемой социальной деятельности - практические решения социальных проблем, порожденных урбанизацией и индустриализацией: безработицы, нищеты, преступности. Социальный работник (психолог, юрист, социолог) в 20-30-е гг. занимался решением социальных проблем производства - предупреждением конфликтов и решением трудовых споров, улучшением условий труда и стабилизацией кадров. Постепенно его вытеснил специализированный отдел управления персоналом;

2)разработка социально-экологической теории Р. Парка и Э. Берджеса, основными элементами которой являлись «социальная мобильность», «социально-экономический статус», «маргинальная личность».7

Для Чикагской школы характерно такое новшество, как соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями, которые в тот период не представляли собой «высокой теории» в духе структурного функционализма Т. Парсонса, т. е. «высокоабстрактного, жестко кодифицированного теоретического построения, претендующего на универсальное объяснение социальной реальности»8, как отмечает В.И. Добреньков.

Среди методических новшеств, числящихся за Чикагской школой, историки называют особый жанр написания социологических работ. Наравне с социологическими работами, основной частью содержания которых были абстрактные теоретические рассуждения, стали появляться работы, основанные на детально изученных реальных жизненных ситуациях, имеющие множество иллюстрирующих теоретические размышления цитат из интервью, дневников, и других личных документов исследуемых субъектов, что делало эти работы более живыми и близкими к изучаемому объекту. Кроме того, тот факт, что посредством цитат объект исследования в работах социологов «заговорил», во многом предопределил развитие дальнейших дискуссий о ролевых позициях исследователя и исследуемого. Работы чикагских социологов - яркий пример того, что исследуемый может быть представлен в работе как действующее лицо, имеющее право голоса.

Все эти новшества выражались в проведении полевых исследований, по результатам которых государство могло выстраивать программы по решению изучаемых социальных проблем. Стоит отметить также, что именно во время работы Чикагской школы в США правительство страны стало активно сотрудничать с учеными-социологами, принимая во внимание их рекомендации по ведению социальной политики.

Влияние Чикагской школы на полевые исследования прошло две стадии. На первой стадии, с 1910-х по 1930-е гг., школа использовала разнообразие методов, основанных на «кейс-стади» или историях жизни, включая непосредственные наблюдения, неформальные интервью, чтение документов, официальных отчетов. В 1916 г. Р.Е. Парк составил программу социального исследования города в Чикаго. Под влиянием собственного предшествующего опыта работы в качестве репортера, как пишет Л. Ньюман, он утверждал, что обществоведы должны оставить библиотеки и «запачкать руки», ведя непосредственные наблюдения и беседы на улицах, в барах, в холлах шикарных гостиниц.9 Несколько первых исследований стали основой ранней Чикагской школы социологии как описательного исследования уличной жизни, сопровождаемого небольшим анализом.

На первом этапе сочетались журналистская и антропологическая модели исследования. На втором (с начала 1940-х до 1960-х гг.) Чикагская школа разработала в качестве особой техники включенное наблюдение. В ней применялась расширенная антропологическая модель в отношении к группам и окружению в обществе, в котором жил сам исследователь. Появились три принципа: изучать людей в естественном окружении или ситуации; изучать людей посредством прямого взаимодействия с ними: достигать понимания социального мира и делать теоретические заключения о перспективах членов группы.

Влияние Чикагской социологической школы на развитие социологии сказывалось на протяжении 30-40-х гг., после чего инициатива перешла к Гарвардскому и Колумбийскому университетам.

Созданный вторым, после Чикагского, Колумбийский департамент социологии в начале XX века был единственным его соперником как в области профессиональной подготовки кадров, так и в академической разработке социологической проблематики. Однако серьезным и крупным исследовательским центром международного значения он становится с 30-х годов XX века, с появлением в нем таких фигур, как Роберт Мак-Айвер, Джекоб Морено и, конечно же, Пауль Лазарсфельд и Роберт Мертон.

Роберт Моррисон Мак-Айвер известен в США не только как социолог, но и как политолог, философ, крупный организатор академической науки. Он внес значительный вклад в разработку фундаментальных моральных, социологических и философских принципов демократических институтов и процессов. Занимаясь разработкой крупных теоретических проблем, он в то же время связывал свой анализ с возможностью решения конкретных социальных проблем. Мак-Айвер, по мнению ученых, стремился применить социологическую методологию к решению проблем трудовых взаимоотношений, экономических преобразований, интернационализма и мира, межгрупповых конфликтов, религии, академической свободы, социальной работы, правонарушений несовершеннолетних, эффективного использования трудовых ресурсов.10

Крупной фигурой не только американской, но и мировой социальной науки является также Джекоб Морено, еще один знаменитый представитель Колумбийской школы. Морено - американский социолог и психолог румынского происхождения, создатель социометрии и групповой психотерапии как социотерапевтического средства (метод психодрамы). Основные элементы социометрической, психодраматической и социодраматической концепций - по существу, те же, поскольку все они являются частью общей интегральной теории. Разница состоит главным образом в акцентах, и проистекает она из тех методов, которые применяются в каждом из трех случаев. Для социометрии главной целью является создание таких сообществ, которые позволяют индивиду выжить в качестве творческого человеческого существа. Практику достижения социального здоровья всем обществом Морено иногда называл «социатрией».

Согласно оценкам Международной энциклопедии социальных наук, «Морено или его ученики уже к середине 70-х годов подготовили примерно пятнадцать тысяч практических специалистов по психодраме, главным образом в США»11. Сегодня существует двадцать три института в США и одиннадцать в других странах, действующих на основе его методик. Университетские курсы по психодраме и социометрии читаются в 14 вузах США и как минимум в 12 вузах других стран.

Пауль Феликс Лазарсфельд - австрийско-американский социолог, внесший значительный вклад в развитие математических методов в социологии. Наиболее значительным исследованием Лазарсфельда в первом - венском институте был проект, посвященный социальным и психологическим последствиям безработицы. Местом проведения стал городок Мариенталь, основными методами - включенное наблюдение, анализ биографий и различные неискаженные измерения последствий безработицы. Например, исследователи замеряли скорость, с которой ходят люди. Вывод: мужчины ходят медленней, чем женщины, поскольку у них больше свободного времени, которое надо убить. Исследователи, в частности, заметили, что с повышением уровня безработицы снижается распространение газеты социалистической партии, но возрастает тираж газеты, посвященной спорту и развлечениям. Это интерпретировалось как степень ухода от участия в политических делах. В библиотеках упало количество читаемых людьми книг почти наполовину, несмотря на отмену платы за пользование книгами. Этот индикатор интерпретировался как показатель растущей апатии.12

Собственной тематикой Лазарсфельда было сравнительное изучение воздействия на аудиторию радио и прессы. Результаты были опубликованы им в соавторстве с Робертом Мертоном. В работе проанализированы социальные функции, выполняемые СМИ, отмечается, что они, обладая высоким статусом, утверждают и закрепляют социальные нормы и одновременно вызывают «наркотизирующие дисфункции». В работе, по словам В.Г. Осипова, делается вывод о том, что воздействие СМИ эффективно по отношению к социальным проблемам, находящимся на периферии общественного внимания, и что СМИ на самом деле не имеют такой степени власти и способности изменять общественное мнение, как это иногда им приписывается.13 За пятьдесят два года своей активной исследовательской деятельности Лазарсфельд внес значительный вклад в развитие четырех важнейших областей: социальные последствия безработицы, средства массовой коммуникации, поведение избирателей и социология высшего образования.

Если в XIX и начале XX в. основная тенденция в развитии социологии в странах Запада сводилась преимущественно к созданию теоретических концепций, то в первой половине ХХ в. широкое распространение получают эмпирические исследования. Их теоретической основой стал неопозитивизм или сциентизм (от англ. «science» - наука), который делает упор на точности фактов, на сближении метода общественных наук с методами, используемыми в естественных науках.

.2 Современный опыт решения социальных проблем: инновационные подходы

Новый, современный этап в развитии социологии начинается с периода ослабления интереса к выработке общей социологической теории и бурного развития эмпирических исследований - в первую очередь в США, а затем и в других странах. Этот внутринаучный процесс был спровоцирован изменением модели экономического развития западного общества, приведшим к увеличению роли потребительских вкусов в развитии экономики и роли общественного мнения в развитии политической жизни общества. Об этом было сказано выше, поэтому далее речь пойдет о еще более современном этапе: конец ХХ - начало ХХ1 века.

Данный этап характеризуется, в первую очередь, началом процесса глобализации. На наш взгляд, это связано с тем, что на рубеже XX-XXI вв. человечество оказывается в принципиально новой конкретно-исторической реальности, становление которой достигло того момента развития, когда она делается очевидной абсолютно всем. Так, З. Бауман, пишет, что глобализация есть «необратимый процесс, в равной степени и равным образом затрагивающий каждого человека»14.

Этот факт делает востребованным осмысление глобализации именно в ракурсе социокультурной парадигмы, выводящей рефлексию на уровень общественно-культурной системы в целом. И помимо господствующей ранее трактовки глобализации в русле экономико-политических взаимодействий, все большую степень актуализации получает ее социокультурный аспект. Исходя из этого, мы считаем, что современный этап новаторской деятельности в решении социальных проблем следует рассматривать именно в контексте глобализационных процессов.

Инновация сегодня сознательно продуцируется обществом и культурой, и предстает как своеобразный «регулятив», некое формообразующее начало социокультурного развития, если не полностью вытесняющее в этом качестве традицию, то, по крайней мере, доминирующее над ней. В отличии от инновационных подходов, которые разрабатывались учеными в социологии на протяжении предыдущего столетия с довольно узкими целями (для решения конкретных социальных проблем), сегодня такая деятельность выделилась в отдельную большую сферу, стала сознательной. На Западе впервые стали появляться целые институты и исследовательские центры, задачей которых стала именно разработка таких инновационных подходов, которые смогли бы прогнозировать и регулировать происходящие в мире и обществе изменения. Создание таких организаций активно финансируется правительствами государств, для работы отбираются лучшие силы, подготавливаются высококвалифицированные специалисты.

Радикальные инновации последних лет связаны, безусловно, с информационно-технологической революцией. К их числу, помимо персонального компьютера и различных микропроцессорных технологий, следует отнести мобильную телефонную связь, электронную почту, глобальную информационно-коммуникативную сеть Интернет, спутниковое телевидение и т.д.

Следует отметить, что первичные информационно-технологические и информационно-коммуникативные инновации, возникшие в производственной сфере, постепенно распространились на остальные области жизнедеятельности и спровоцировали инновационные процессы в области культуры в целом, среди которых, такие как информатизация, виртуализация и др.

Все выше перечисленное можно назвать факторами, способствующими появлению проблем современного общества. На наш взгляд, все такие проблемы можно разделить на несколько групп, крупнейшими из которых будут социально-экономические, культурные, экологические, социально-политические и социально-психологические проблемы. Попробуем перечислить их более конкретно: критика современной науки, угроза глобализма, критика рыночной экономики, критика ценностной системы современного общества, псевдорациональная цивилизация, демографические кризисы, экологическая угроза и др. Именно на решение этих проблем направляют сегодня свои силы многие западные государства. Как уже говорилось ранее, методы, существовавшие и действенные прежде, сегодня далеко не всегда эффективно срабатывают, поэтому разрабатываются инновационные программы и способы решения современных проблем. Но для того, чтобы рассмотреть эти способы более подробно, сначала следует обратиться к проблемам, которые возникают на пути современных исследователей социальных проблем. Эти проблемы, в первую очередь, связаны с некоторым кризисом современной науки в целом.

«Преобладающие ныне представления о том, что происходит в мире либо схоластичны, догматичны, либо сугубо эмпиричны, незначительно поднимаются над уровнем обывателя. А некоторые публицисты, прямо и откровенно заявляют, что наука и не должна подниматься выше уровня обывателя, выше здравого смысла»15, - говорит В.А. Вазюлин. Действительно, сегодня в научном мире сложилась определенная стереотипность социально-гуманитарного знания о человеке, обществе и природе. История человечества в таком случае видится как некое социально-экономическое развитие, и человек мыслится главным образом как производительная и потребительная субстанция, устанавливаются оценочные штампы.

Но не только в науке можно найти препятствия на пути исследователей-социологов. Основная трудность социальных исследований сегодня, по мнению В.И. Пригожина, состоит в том, что люди сами участвуют в этих процессах. Автор в своей статье пишет, что «результаты их зависят от субъективизма исследователей и опрашиваемых, от случайностей, от пропагандистских целей, от интересов различных категорий людей и идеологии. Слабо развиваются науки, отвечающих за познания человека, его интеллекта, живого вещества биосферы, за становление биосфероведения и ноосферологии, как отраслей знания, в которых биосфера и человечество предстает как целостные объекты, взаимодействующие друг с другом»16. Конечно, так было и раньше, но сейчас мы говорим о совершенно новых условиях жизни, о так называемом «новом мире», а значит, взгляд на все сохранившиеся устои тоже должен быть обновлен.

Теперь, рассмотрев выше перечисленные мнения ученых, можно постараться вывести некоторые тенденции в новаторской деятельности по усовершенствованию методов и способов проведения социальных исследований и разрешению социальных проблем сегодня. Мы говорим об этом именно в главе о западном опыте, так как именно там зарождаются все интересующие нас подходы и тенденции, которые постепенно переходят и в отечественную практику.

Итак, приведем перечень существующих сегодня социальных проблем: алкоголизм, бандитизм, бедность, бездомные, безработица, детская беспризорность, высокая смертность, загрязнение окружающей среды, инвалидность, инфляция, коррупция, наркомания, нарушения прав ребенка, насилие над несовершеннолетними, низкая рождаемость, положение беженцев и вынужденных переселенцев, положение заключённых, положение людей с ограниченными возможностями, права и свободы человека и гражданина, преступность, преступность несовершеннолетних, проституция, проблема престарелых, распространение ВИЧ-инфекции и других заболеваний, ситуация в армии, самоубийство, социальное неравенство, терроризм, угроза техногенных катастроф, уровень жизни, экстремизм, фашизм. Если проанализировать последние события, происходящие или случившиеся в Испании и Греции, в США, в Норвегии, то на первый план по актуальности выходят лишь некоторые из перечисленных проблем современного общества, актуальные именно для Запада: безработица, преступность и терроризм, социальное неравенство, уровень жизни, экстремизм. И это все на фоне низкой рождаемости, общих проблем прав и свобод современного человека, экономического кризиса. Об этом говорят многие исследователи, в частности Н.С. Гостев в своей статье, основанной на материалах обозревателя агентства Reuters Кристи Фриленд. По мнению Н.С. Гостева, "следует рассматривать все эти явления, как различные симптомы одной и той же проблемы, которая заключается в том, что Запад стремительно стареет. Этот демографический факт постепенно перерастает в войну поколений, и у нас есть все основания полагать, что в ближайшие десятилетия ситуация будет только ухудшаться.

Суть проблемы лежит в области обычной арифметики. Социальные государства европейского образца создавались в период после Второй мировой войны, когда так называемый «бэби-бум» был в самом разгаре, и никто не думал, что подобное положение вещей может измениться. Конструкция такого государства напоминает пирамиду, в которой старшее поколение располагается наверху, а молодежь - снизу. Однако со временем средняя продолжительность жизни увеличивается, а рождаемость падает, так что пирамида постепенно начинает переворачиваться, вставать вверх ногами. В некоторых странах эта тенденция грозит опрокинуть экономику»17.

Подобная ситуация сложилась в Греции и Испании, где молодежь выходит на улицы ввиду того, что обязательства государства в отношении пенсий стали неподъемными, они буквально душат экономику и лишают внуков пожилых людей всяких шансов найти работу. С похожей проблемой столкнулись и Соединенные Штаты, хотя они позиционируют себя обществом, исповедующим принцип неограниченной свободы предпринимательства и отвергающим ту щедрую систему социальных гарантий, которая характерна для европейских стран. Ведь если посмотреть внимательно, видно, что в основе «битвы» за бюджет лежат проблемы старшего поколения. Расходы на социальные программы для пожилых людей составляют почти половину от беспроцентных обязательств государства. Более того, по мнению исследователей, эта цифра будет возрастать по мере того, как люди поколения «бэби-бума» достигают пенсионного возраста.

К решению обозначенных проблем западные государства стали подходить различными путями, которые раньше считались неприемлемыми. Одним из таких путей стал призыв к увеличению рождаемости. Если раньше уменьшение количества детей в семьях считалось способом некоторым образом простимулировать экономику, так как женщины освобождались от обязанностей по уходу за большими количеством детей и могли выходить на работу, делать успешную карьеру наравне с мужчинами, то сегодня во многих странах западного мира делается упор на совершенно обратную политику.

Еще одним из новых решений демографической проблемы является иммиграция. Однако, принимая иммигрантов, страна рискует столкнуться с очень неприятными последствиями. Это можно видеть на примере охваченной ужасом Норвегии. Более того, как отмечает Н.С. Гостев, «подобный подход является игрой с нулевым исходом, в которой нет победителей, ведь иммиграция не может продолжаться постоянно. По мере того как бедные страны мира становятся богаче, их граждане теряют желание эмигрировать. Кроме этого, эти государства также начинают сталкиваться с проблемой сокращения населения»18.

В качестве вывода из всего вышесказанного стоит еще раз отметить, что помимо перечисленных наиболее острых и актуальных проблем современного Запада, существуют не менее острые и актуальные проблемы, но уже всего мирового сообщества, которые нельзя рассматривать только в западном обществе. Речь идет, например, о терроризме, об угрозе техногенных и экологических катастроф. К тому же, в условиях глобализации даже социально-экономические или политические проблемы отдельного государства становятся всеобщими и затрагивают экономическое или политическое спокойствие всего мира.

Если же говорить о решении этих проблем, то тут тоже сложно выделить сугубо западные подходы. Современный мир настолько объединен, что и усилия по решению большинства социальных проблем прикладываются совместно, способы и пути их разрабатываются согласованно, поэтому говорить можно и, на наш взгляд, нужно об общемировых тенденциях к решению социальных проблем и о совместной новаторской деятельности в этой области.

2. Отечественный опыт новаторства в социологии

2.1 Социальные проблемы России и поиск путей их решения

В 1990-е годы в России возникли беспрецедентные по сравнению с советской эпохой различия как в текущих доходах и потреблении населения, так и в его обеспеченности недвижимостью, предметами длительного пользования. Как следствие, в стране усилилось социальное расслоение, которое выражается не только в количественных параметрах. Образовавшиеся новые группы населения (богатые, средние классы, средне- и малообеспеченные) сформировали собственные уклады жизни. При этом в годы подъема, несмотря на благоприятные усредненные экономические показатели, различия между данными укладами продолжали углубляться. По мнению Т.С. Малевой, происходит их «капсулирование (закрепление) из-за фактического прекращения процесса диффузии социальных групп. После начального бурного социального перемешивания общественных слоев в 1990-е годы произошло резкое уменьшение, вертикальной мобильности и сформировалась ориентация на извлечение ренты из достигнутого положения»19.

Можно утверждать, что в результате экономических, социальных и политических процессов последних 15-20 лет российское общество еще не смогло консолидироваться вокруг общих целей и ценностей. В настоящее время, как считают многие исследователи, оно представляет собой постепенно усложняющуюся совокупность микросообществ, возникших по множеству оснований.

На этом фоне проведение любых реформ сталкивается с практически неизбежным сопротивлением со стороны групп специальных интересов, поскольку рациональные действия "сверху" могут их непосредственно затрагивать. Власть вынуждена прибегать к авторитарным и манипулятивным методам управления обществом, что еще больше усугубляет ситуацию. Нынешнее его состояние характеризуют как стабильное прежде всего потому, что благодаря экономическому росту появилась возможность направить существенные средства на социальные цели, например на "монетизацию льгот", которая обошлась федеральному бюджету в сумму, в несколько раз превосходящую первоначально запланированную.

Органы власти периодически высказываются о наиболее важных социальных проблемах, устанавливая приоритеты их решения, что, в частности, находит отражение в регулярных посланиях Президента Федеральному собранию. Свою позицию по данному вопросу озвучивают не только руководители государства, но и лидеры политических партий. В результате можно составить представление о неком официальном рейтинге важности социальных проблем, т.е. социальные задачи как бы ранжируются по степени срочности их решения, где под важностью понимается та срочность, с которой они должны быть решены.

«В 2000-е годы основным лейтмотивом заявлений первых лиц российского государства была необходимость стабилизации внутреннего положения в стране - предотвращение политических и иных кризисов и создание условий для поступательного экономического роста, что должно было гарантировать улучшение жизни народа. И такая стабильность, якобы характеризовавшая двухтысячные, представлялась главным достижением последнего десятилетия, в противовес нестабильности турбулентных 90-х. Правда, эту картину несколько подпортил экономический кризис, случившийся вопреки доктрине острова стабильности в мире кризиса, какой подавалась Россия властями предержащими ещё летом 2008 г.»20, - считает Н.П. Попов.

Следующей по степени важности в официальном листе приоритетов страны на ближайшее будущее стоит задача отхода нашей экономики от ориентации на добычу и продажу сырья, прежде всего топлива, и первоочередное развитие машиностроения и перерабатывающей промышленности, а также модернизация производства и переход на современные наукоёмкие технологии. Об этом особенно активно заговорили в последние два года в связи с началом кризиса и падением доходов от продажи топлива. Уже несколько лет констатируется факт вымирания российского населения: высокая смертность и низкая рождаемость. Периодически упоминается о необходимости борьбы с коррупцией - очищения органов власти от взяточничества и откатов. За последний год в числе опасных социальных явлений снова называют катастрофическую алкоголизацию населения. Регулярно представители власти говорят о незыблемости социальных программ государства, даже в условиях экономического кризиса: борьбе с безработицей, повышении пенсий, подъёме жизненного уровня населения.

В целом, однако, официальные выступления и объявляемые программы обходят стороной ряд наиболее критических общественных феноменов, являясь, скорее, декларацией о намерениях, чем продуктивным планом социального урегулирования, выраженным в количественных показателях, т.е. в конкретных объёмах и сроках.

Выход очередных программ социального развития часто совпадает с избирательными кампаниями и имеет целью стимулирование позитивного настроя избирателей в отношении действующей власти. Представители среднего звена управления определяют приоритеты решения социальных задач, руководствуясь установками высшего начальства, а те, в свою очередь, исходя из соображений выполнимости той или иной задачи в обозримые сроки и возможности затем поставить успех себе в заслугу. То, что нельзя решить быстро, в список социальных задач первостепенной важности не попадает. «Этому безмерно способствуют коррупционные интересы различных кланов бюрократии, стремящихся получить свою долю из государственного финансирования социальных программ»21, - считает Н.П. Попов.

«Декларативность, аморфность и избирательность подачи информации правящим классом создают у населения ложные представления о главных угрозах обществу - лично каждому жителю и всей стране как единому организму, а также порождают непонимание того, что каждый человек, будучи гражданином и избирателем, может сделать для решения важных для себя социальных проблем»22, - отмечает в своей статье Л.Н. Ионова.

Общественное мнение в стране формируется в основном средствами массовой информации. Ограниченный личный опыт часто оберегает людей от столкновения со многими остро стоящими социальными проблемами, и если таковые не освещаются СМИ, то многие об их существовании и не подозревают. В результате, картина в сознании населения складывается неполная и искажённая.

Вот как, по данным опроса ВЦИОМ, в результате которого было опрошено 1600 человек в 140 населённых пунктах в 42 областях, краях и республиках России, выглядят рейтинги значимости основных социальных проблем современной России: бедность, нищета населения, алкоголизация населения, пьянство, распространение наркотиков, наркомания, эпидемия ВИЧ/СПИД, эпидемия туберкулёза, вымирание населения, социальное сиротство, мигранты, переселение соотечественников, коррупция, партия власти как социальная проблема.23

Современные исследователи предлагают множество вариантов решения перечисленных проблем в стране, однако государственные решения не всегда принимаются с учетом данных рекомендаций. Далее приведем некоторые новые пути решения социальных проблем в стране, разработанные исследователями.

Ощущение социального неблагополучия, распространенное в стране, обостряется массовой безнадзорностью детей, нищетой инвалидов, заброшенностью и полной беззащитностью стариков, особенно одиноких. В дореволюционной России государство практически не занималось этими проблемами, оставляя их решение на усмотрение частных и местных благотворителей. Но за годы советской власти ситуация в данной области кардинально изменилась, и до сих пор в общественном мнении доминирует представление о том, что именно государство должно нести основную ответственность за судьбы социально уязвимых граждан. В 1990-е годы оно резко ослабило свои усилия в сфере социальной защиты и фактически оставило без поддержки миллионы беспомощных людей, что лишь обострило в обществе чувство свершающейся несправедливости.

Т.С. Малева считает, что было бы ошибкой требовать срочной раздачи денег всем бедным и социально незащищенным. Общество поймет и поддержит меры, направленные в первую очередь на социальную реабилитацию безнадзорных детей, инвалидов и одиноких стариков.24

Многое уже было сказано о необходимости ликвидации детских домов (за исключением тех, в которых находятся тяжело больные дети, требующие специализированного ухода). Но еще важнее из-за масштабов проблемы (речь идет о миллионах детей) позаботиться о детях из социально неблагополучных семей. Здесь возможны и ужесточение законодательства о лишении родительских прав, и временное изъятие детей в благополучные семьи (подкрепленное соответствующим материальным поощрением), и установление ежедневной опеки со стороны общественности и местных властей над семьями, где ребенок чувствует себя неуютно и создана реальная угроза его здоровью и нормальному развитию. Подключение общественности к решению этих проблем способно положительно повлиять на настроения жителей на поселенческом и муниципальном уровнях.

Аналогичные программы необходимы и применительно к одиноким пенсионерам (одиноким супружеским парам пенсионеров), нуждающимся в постороннем уходе. Однако здесь роль государства сводится к публичному размещению бюджетного госзаказа между муниципальными, частными и общественными организациями, специализирующимися на работе в этой сфере.

«Крайне важно децентрализовать политику в отношении социально уязвимых групп населения, максимально приблизив ее к адресатам помощи. Для этого надо передать соответствующие функции по крайней мере на уровень муниципальных округов, закрепив за ними стабильные источники бюджетных доходов. Подобный маневр благотворно скажется на мнении населения о проводимой борьбе с социальным неблагополучием, позволит вовлечь в данный процесс представителей общественности»25, - считает А.И. Леонидова.

Что касается проблемы бедности, то существует мнение, что богатые могут позаботиться о своем благополучии сами. Социально незащищенных должно взять под опеку государство вместе с бизнесом и общественностью. Но большинство населения - это люди, работающие по найму, мелкие предприниматели, военнослужащие, отчисления с доходов которых во многом и позволяют функционировать государству. Несмотря на снижение уровня безработицы в российской экономике и рост доходов населения, ситуация продолжает оставаться тревожной.

Во-первых, крупнейший работодатель - государство - выплачивает врачам, учителям, работникам культуры, военнослужащим в подавляющем большинстве случаев мизерную зарплату. Именно поэтому российские бедные - не столько пенсионеры и инвалиды (хотя среди них бедных тоже немало), сколько бюджетники с женами-бюджетницами и одним-двумя несовершеннолетними детьми и молодые семейные офицеры.

Во-вторых, миллионы людей все еще заняты на убыточных предприятиях, конкурентоспособность которых восстановить невозможно. Прямое социальное следствие этого - низкие зарплаты в сельском хозяйстве, текстильной и кожевенно-обувной промышленности, большинстве подотраслей машиностроения.

В качестве социального норматива, соответствующего желаемому российскому образу жизни, исследователи предлагают не просто "достойную" заработную плату, а занятость на эффективных рабочих местах, связанных с производством конкурентоспособных товаров и услуг, что, в свою очередь, и позволит обеспечить достойную зарплату.

Требует расшифровки и понятие "достойная". По мнению ученых, оно определяется сочетанием двух факторов: минимальная оплата труда должна обеспечивать по крайней мере "минимальный потребительский бюджет" (примерно вдвое больше "прожиточного минимума трудоспособного человека") одинокого работника, а средняя оплата труда по стране - быть не ниже совокупного минимального потребительского бюджета работника и двух членов его семьи, то есть на свою зарплату работник сможет скромно, но достойно содержать семью с неработающей женой и ребенком.

Помимо конкретных рекомендаций исследователи предлагают различные стратегии развития общества в России. Одной из таких стратегий является стратегия «Рантье»26. В рамках данной стратегии социальная политика предполагает существенное усиление перераспределительных функций государства без проведения модернизационных реформ. В результате такой политики (если она будет проводиться достаточно профессионально) возможно некоторое сокращение имущественных различий за счет форсированного повышения доходов (в том числе в рыночном секторе - через давление на бизнес) наименее обеспеченных слоев населения.

Продолжится наращивание финансирования через национальные проекты. При этом объемы выделенных средств могут возрасти в несколько раз, что позволит осуществлять дальнейшее обновление материально-технической базы образования, здравоохранения и, возможно, культуры (в качестве нового национального проекта), а также повышение заработной платы бюджетников.

Пенсионный фонд окончательно превратится в часть федерального бюджета. При этом индексации пенсий будут проводиться очень часто, исходя из необходимости поддержания стабильности в обществе.

Реализация всех названных мер будет сопровождаться мощной пропагандистской кампанией прежде всего через электронные СМИ, суть которой - показать, как социально ориентированное государство (наконец-то появившееся в стране, пережившей "непростой советский период и хаос 1990-х годов") решает назревшие проблемы. Временная трудовая миграция в страну может принять своеобразный характер. Обласканные государством "коренные жители" будут замещать только "чистые" рабочие места, перекладывая на гастарбайтеров уборку улиц и строительство дорог, бэби-ситтерство и даже работу станочником на заводе.

Большая сырьевая рента позволит состоятельным российским гражданам проводить отпуск за границей. При сохранении социального неравенства это означает двух-трехкратный выезд в год вместо расширения круга выезжающих. Рентополучатели из состоятельных слоев быстро освоят мир, посетят те столицы, острова и курорты, куда раньше было невозможно попасть, может быть, купят там дома и виллы. Следующее поколение уже не будет знать своей страны и переключится на жизнь за рубежом. В принципе в глобализации молодежи нет ничего удивительного - масса молодых людей и сейчас уезжает на хорошо оплачиваемые рабочие места за границей.

В принципе подобная стратегия может быть успешной, однако возможно и формирование модернизационной стратегии. Только ее успешная реализация поможет избежать крупных потрясений, чреватых исчезновением нашей страны как суверенного государства. Именно модернизационная стратегия подразумевает переход российского общества к желаемому образу жизни, в котором можно выделить две сферы: моральную и материальную.

Моральная сфера предполагает (в качестве идеала, к которому следует стремиться):

исчезновение столь распространенной сейчас социальной розни (это относится к контрастным парам: общество - государство; бедные - богатые; молодые - пожилые);

создание и функционирование многообразных саморегулируемых механизмов для решения всех типов потенциальных конфликтов.

При этом важно понимать, что такой итог - не результат массированной промывки мозгов или настойчивой рекламы, а прямое следствие новой социальной политики, охватывающей все общественные группы, и нового типа государства, не пытающегося узурпировать функции гражданского общества.

Материальная сфера предполагает:

неантагонистическое распределение богатства между членами общества;

превращение образования, здравоохранения и культуры в важнейшие производственные отрасли с точки зрения как инвестиций, так и инновационного вклада в рост ВВП;

изменение в динамике карьерного роста, с тем чтобы после полного курса обучения в начале трудовой деятельности обеспечивалась заработная плата, достаточная для быстрого приобретения недвижимости и другого имущества;

широкое распространение такой формы собственности, как ценные бумаги и акции, которые приносят не решающий, но ощутимый доход;

массовый переход к обеспеченности населения комфортабельным жильем, при этом все более распространенной станет тенденция выезда на постоянное место жительства из крупных городов в пригороды, из многоквартирных домов - в малоэтажное жилье с собственным земельным участком;

получение возможности отдыха в России и за рубежом в соответствии с собственными интересами.

Исходя из желаемого образа жизни, который оказывается достижимым только при выборе модернизационной стратегии, можно сформулировать конкретные планы действий в каждом сегменте социальной политики. При этом отметим, что модернизация осуществима на основе нескольких сценариев, лежащих внутри "спектра возможностей", которые могут сменять и дополнять друг друга. Крайними его границами мы условно принимаем "индивидуалистский" и "общественный" сценарии.

Основные принципы "индивидуалистского" сценария:

форсированный перенос ответственности за формирование семейного благосостояния на трудоспособного человека;

оказание государственной социальной помощи (в том числе предоставление значимого пакета бесплатных услуг образования, здравоохранения и культуры) только тем одиноким людям и семьям, доходы которых находятся ниже признанной обществом черты бедности по объективным причинам (прежде всего нетрудоспособность и наличие большого числа несовершеннолетних детей), а также - на незначительный период времени - официально зарегистрированным безработным.

Основные принципы "общественного" сценария:

интенсификация участия государства в перераспределении денежных доходов от богатых к бедным;

стремление обеспечить бесплатные минимальные социальные стандарты в области образования, здравоохранения и культуры для всех граждан России независимо от уровня семейных доходов;

рост бюджетных расходов на социальные цели как в абсолютном, так и в относительном выражении (при сохранении благоприятной экспортной конъюнктуры);

стимулирование участия в социальной политике профсоюзов и других неполитических общественных организаций.

Если в прошлом было принято списывать проблемы на тяжёлое прошлое или внешние факторы - наследие царского режима, враждебное окружение, навязанную нам гонку вооружений, просчёты коммунистического правления, засилье олигархов 90-х, то сейчас очевидно, что в последнее десятилетие проблемы не решались и только усугублялись. И, не смотря на все попытки современного правительства разрешить хотя бы часть имеющихся в стране социальных проблем, пока результаты оценить очень сложно. Но, как видно из данного пункта второй главы, альтернативные и инновационные стратегии развития России существуют, поэтому главная задача - вступление государства в активное сотрудничество с исследователями, которое может дать свои положительные результаты.

2.2 Российский взгляд на глобальные проблемы современного общества

Термин "глобальные проблемы" в научной литературе начал употребляться с конца 60-х годов нашего века. Сами глобальные проблемы возникли намного раньше. Уже с конца 50-х годов с достаточной очевидностью проявилась глобальная экологическая проблема. Мировые войны ХХ столетия, создание ракетно-ядерного оружия на рубеже 40-50-х годов поставило человечество перед угрозой самоуничтожения.

Выделяя критерий глобальности проблем, следует отметить, что здесь недостаточно их пространственно-планомерного измерения, которое, безусловно необходимо. Главное значение приобретают признаки содержательного плана, и прежде всего вопросы сохранения всей цивилизации. Исходя из этого, глобальными следует считать только такие проблемы, которые сдерживают общественный прогресс человечества, а при определенных условиях ставят под сомнение существование нашей цивилизации. Данное определение является довольно общим, но на его основе можно сформулировать наиболее характерные черты глобальных проблем:

они имеют общечеловеческий характер, т.к. затрагивают интересы всех стран и народов, а в перспективе - будущее всего человечества;

имманентно сопутствуют человеческому обществу на всем протяжении его истории, хотя до определенного этапа они не проявляют всей своей остроты и их развитие не всегда даже заметно;

в современных условиях приобретают всемирный характер, ибо сферой их действия впервые стала вся планета;

имеют комплексный, системный характер, и для их успешного решения необходимы совместные усилия всех стран и народов;

постоянно развивается во времени и пространстве, в результате появляются новые глобальные проблемы, а некоторые могут и исчезать;

противоречивы с точки зрения пределов своего решения, т.к. полностью глобальные потребности удовлетворимы только в большой исторической перспективе, а в современных условиях они получают частичное, промежуточное решение при условии активного международного сотрудничества;

имеют смешанную социоприродную сущность и по причинам возникновения и по характеру проявления.

Таким образом, глобальные проблемы - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации, это проблемы, которые характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества. социальный проблема глобальный общество

Глобальные проблемы современности не являются чем-то новым для нынешнего этапа развития человечества, а представляют собой небывалое обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее противоречий в системе "человек - общество - природа" и поэтому для более детального их анализа необходимо остановиться на выяснении тех причин, которые способствовали их актуализации. Прежде всего в основе их обострения лежат два взаимосвязанных процесса. С одной стороны, это результат совершенствования и развития производительных сил и производственных отношений, результат развития материальной культуры общества. С другой - возникновение и углубление глобальных проблем является результатом социального прогресса. Эти две основные причины возникновения глобальных проблем обусловили и их углубление. Если на первых ступенях развития человеческой истории эти два процесса носили локальный, затем региональный характер, то в современных условиях они приобрели глобальный характер.

Кроме того, развитие современной цивилизации идет под знаком усиления всемирного характера многих важных процессов и явлений. Серьезной причиной обострения глобальных проблем является углубление противоречий, которые в предшествующих антагонистических формациях определяются хищническим отношением к человеку и природе. Бесконтрольное и все более интенсивное использование природных ресурсов, усиление неблагоприятных последствий человеческой деятельности по отношению к природе поставили общество перед угрозой экологической катастрофы.

Небывалый в истории уровень и размах научных знаний, ускоренное развитие НТР способствовало динамичному развитию отношений в системе "человек - общество - природа", которые далеко не всегда развиваются гармонично, а иногда способствуют обострению глобальных противоречий в данной системе.

Значительное влияние на углубление глобальных противоречий оказало совпадение во времени бурного развития научно-технической революции с крупнейшими социальными переменами в мире. Переворот в военном деле, создание оружия массового уничтожения в количествах, угрожающих существованию человеческой цивилизации, с небывалой остротой поставил проблемы сохранения и выживания этой цивилизации в изменившихся условиях.

Таковы основные причины обострения глобальных проблем в современную эпоху, которые связаны с развитием общества, его производительных сил, с бурным развитием научно-технической революции и социальным прогрессом.

Неотъемлемой чертой, характеризующей современные глобальные проблемы, является их динамизм, что означает возможность увеличения или уменьшения глобальных проблем, а также снижение или увеличение остроты той или иной проблемы. Система глобальных проблем не остается неизменной во времени, количество и характер глобальных проблем находится в постоянном динамичном развитии. И закономерно, что уже в начале третьего тысячелетия человечество оказалось перед необходимостью искать решения совершенно иной по составу и характеру системы глобальных проблем.

Все глобальные проблемы находятся в неразрывной взаимообусловленной связи друг с другом. Каждая глобальная проблема выступает не сама по себе, а как "элемент" структуры всей системы глобальных проблем. Системность глобальных проблем современности предполагает их комплексное исследование одновременно всеми тремя главными ветвями науки и рассмотрение их в неразрывной связи друг с другом.

По мнению исследователя проблемы России в процессе глобализации А.А. Возьмителя, этот процесс принес ни с чем не соизмеримые социокультурные потери. Разлом огромного евразийского пространства, «сцементированного» русским языком и русской культурой, контрпродуктивен для России и для образовавшихся на ее окраинах новых независимых государств.27

Потеря русской культурной составляющей, вытеснение Пушкина, Толстого, Достоевского - признак обеднения и деградации национальных культур. Русская культура всегда присваивала элементы культур и традиций многих народов, такие как толерантность и взаимоуважение, характерные для всей многовековой истории Российского государства. Распад евразийского культурного сообщества подорвал солидарность большинства народов, его населяющих, а последующая их культурная миграция к Западной Европе, Америке, Китаю, Ираку, Турции способствовала появлению и проявлению крайне националистических экстремистских тенденций, что реально стало угрожать этноконфессиональной, социальной и политической стабильности, а, следовательно, и безопасности Российского региона.

Еще более катастрофичен по своим последствиям модернизационный прорыв советского образа жизни, означающий по сути цивилизационный катаклизм, распад парадигмы человеческого существования, уже приведший к глобальным изменениям.

Внутри страны активно идет преобразование моностилистической культуры в полистилистическую, сопровождающееся обесцениванием культурной и нравственной традиции, дегуманизацией почти всех общественных отношений.

В России сегодня «отпущены все вожжи и очень часто не работают никакие тормоза»28. Примата права («нет ничего выше закона») в России не было, и нет. Но теперь, как считает А.А. Возьмитель, исчезает и чувство долга перед Родиной, некогда объединявшее людей самых разных убеждений. Распалась и система моральной регуляции - фактически отсутствует общепринятая или же хотя бы широко распространенная система представлений о добре и зле, о нравственном и безнравственном, о совести, правде, справедливости, о норме и отклонении от нее.

Как показывают исследования среди молодежи, западные ценности, «усиленно насаждаемые многими ведущими СМИ», русскому народу вместо этического навязывают внеэтический индивидуализм. Причем соответствующие установки формируются не на основе рефлексии, а воздействием на чувства и подсознание через видеоряд, киноиллюзии, музыку, пение. С помощью этих средств, а также американской, по сути социологической, пропаганды (включая рекламу), осуществляемой через российские СМИ, складывается контркультура молодежи, характеризующаяся принятием крайне индивидуалистических принципов и моделей поведения (эгоизм, стремление жить за счет других, насилие, ксенофобия и т. п.) наряду с отвержением таких важнейших компонентов западной культуры, как христианская этика труда и личная ответственность. В результате, по мнению А.А. Возьмителя, в орбиту преступного и асоциального поведения втягивается все больше людей.

Таким образом, получается, что процесс глобализации для русской национальной культуры и культуры российского общества в целом назвать благоприятным нельзя. Возможно, положительные стороны имеются, но мы их не выявили среди множества отрицательных аспектов влияния данного процесса на культуру в России. В этом заключается основная опасность процесса глобализации для России.

Если говорить о решении глобальных социальных проблем, то ученые считают, что Россия не способна внести значительный вклад в данную деятельность, так как не обладает достаточным количеством ресурсов. Помимо этого, ситуация внутри страны, не связанная с глобальными мировыми процессами, характеризуется наличием большого ряда своих собственных проблем. Именно на решение этих проблем и стоит направить сегодня все усилия, считают исследователи.

Заключение

В данной курсовой работе мы рассмотрели несколько важных аспектов инновационной деятельности по решению социальных проблем. Мы проследили роль такого вида деятельности в истории западной социологии и то, как она проявляется сегодня. Выяснили, на что направлено новаторство в современном мире: на решение социальных проблем глобального характера.

Как показывает практика, огромное значение для успешного решения глобальных проблем приобретает опережающий научный расчет и прогноз. Возникнув стихийно, глобальные проблемы требуют планомерно направленных действий людей для их решения. И здесь нельзя полагаться на стихийное формирование общественного сознания под воздействием общественного бытия; необходимо сознательно и целенаправленно создавать и развивать глобалистику, как новую целостную систему знания, решающую вопросы сохранения цивилизации на нашей планете. Ведущее место в глобалистике, как новой отрасли научного знания, принадлежит методу глобального моделирования и прогнозирования. Его использование является необходимым при проведении крупномасштабных исследований, каковыми являются глобальные проблемы.

Решение глобальных проблем в современных условиях стало предпосылкой дальнейшего прогресса во всех сферах человеческой деятельности. Человечество должно предотвратить возможные негативные последствия, угрожающие существованию и развитию нынешнего и будущих поколений. Это необычайно сложная и ответственная задача. Сложность ее решения усугубляется тем, что наряду с прогрессивными тенденциями, которые лежат в основе поступательного развития цивилизации, существуют, и в ряде случаев усугубляются трудности и противоречия, стоящие на пути такого развития. Трудность решения глобальных проблем обусловлена также их двойственной сущностью. Они одновременно являются и естественно-природными и социальными по своему характеру. Разорвать эти две стороны глобальных проблем практически невозможно. Следовательно, и для их решения необходимо учитывать научно-технические (или естественно-природные) и социально-политические аспекты.

Планетарный характер глобальных проблем предопределил и широкий диапазон подходов, мнений, теорий. Среди этого множества концепций можно выделить как взаимодополняющие, так и взаимоисключающие друг друга. Стратегия решения глобальных проблем с неизбежностью должна соединить в себе научный, социальный и гуманистический подходы к этим проблемам.

Следует отметить, что до сих пор в не выработано единого понимания глобальных проблем. Обострение глобальных проблем во второй половине ХХ века по-новому заставило взглянуть на проблему предсказания будущего развития глобальных проблем. На волне "бума прогнозов" в 60 - 70-е годы возникает так называемая футурология (наука о будущем). В проектах решения глобальных проблем можно выделить несколько основных позиций рассмотрения роли и значения научно-технического прогресса.

Что же касается роли России как в разработке и применении инновационных методов в решении социальных проблем, так и в решении глобальных проблем современного мира, то мы выяснили, что, не смотря на все усилия государства, роль в решении этих вопросов нашей страны довольно мала.

Сегодня в России вопрос разработки и внедрения социальных инноваций стоит довольно остро: правительство в своих выступлениях всячески поддерживает эту деятельность, организуются круглые столы, конкурсы, семинары, привлекается к участию молодежь и опытные специалисты, формулируются специальные программы, составляются долгосрочные проекты. Но зачастую это все происходит лишь на словах или бумаге. Многие социальные проблемы, такие как низкий уровень зарплат, малообеспеченность, безработица, в том числе среди молодежи, снижение рождаемости и высокая смертность, низкое качество образования и здравоохранения, коррупция, растущее недоверие к правящей партии, до сих пор остаются не решенными на государственном или региональном уровне.

Отсюда следует вывод, что развивающиеся западные инновационные технологии не всегда приемлемы для нашей страны, а собственные слабо внедряются на практике. На наш взгляд, необходимо совершенствовать систему сотрудничества правительства с исследовательскими группами, с учеными, которые готовы предложить пути и стратегии развития нашего государства, а также улучшать качество контроля над структурами, ответственными за непосредственное внедрение социальных инноваций в жизнь современного российского общества.

Список использованных источников

2.Возьмитель А.А. Россия в мировом пространстве: глобализирующаяся Россия / А.А. Возьмитель // Мир России. - 2004. - №1. - С.32-35.

.Глобализация. Последствия для человека и общества / Под ред. З. Бауман - М.: Весь Мир, 2004. - 184 с.

.Западная социология: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. В.Д. Плахова - СПб.: Издательский центр РГПУ им. Герцена, 2000. - 225 с.

.Ионова Л.Н. Депопуляция в России: 15 лет демографической трагедии / Л.Н. Ионова // Демографические исследования. - 2008. - № 6. - С.39-46.

.История зарубежной социологии: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Добренькова, А.И. Кравченко - М.: ИНФРА-М, 2004. - 314 с.

.История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов / Под ред. В.Г.Осипова - М.: Издательство «Норма», 2001. - 297 с.

.Колумбийская школа социологии // Портал «Библиофонд»: [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=125746

.Леонидова А.И. Проблема бедности в России / А.И. Леонидова // Русский репортер. - 2009. - № 4. - С. 12-20.

.Малева Т.С. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения / Т.С. Малева // Русский репортер. - 2011. - № 3. - С. 29-40.

.Ньман Л. Полевое исследование / Л. Ньюман // Социологические исследования. - 2009. - № 4. - С. 111-117.

.Олдфилд Э. Время новаторства / Э. Олдфилд // Экономический журнал. - 2010. - №2. - С. 17-24.

.Опрос ВЦИОМ 10-11 января 2009 г. // Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1140. - 23.01.2009.

.Попов Н.П. Главные социальные проблемы России последнего десятилетия / Н.П. Попов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2011. - № 2. - С. 17-22.

.Пригожин В.И. Проблемы социальных исследований сегодня / В.И. Пригожин // Социологические исследования. - 2008. - № 5. - С. 114-117.

.Решение экономических и социальных проблем Запада // Новости Испании : [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.newsspain.ru/novost6544.html

.Современный экономический словарь // Федеральный образовательный портал ЭСМ: [электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/33651925/

.Социальные инновации // Социальный портал «Дети с ЗУР»: [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.deti-s-zur.ru/article/12.html

.Справочное пособие по истории немарксистской западной социологии // Социальная политика: [электронный ресурс]. Режим доступа: http://socpolit.ru/pages_476/index.html.

Похожие работы на - Инновационная деятельность по решению социальных проблем

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!