График документооборота в организации первичного учета
ВВЕДЕНИЕ
В данной контрольной работе рассмотрен график документооборота организации первичного учета. Это достаточно актуальная тема в настоящее время, так как от правильного выбора технологии работы зависит успех любой организации.
Все факты хозяйственной жизни, осуществляемые организацией, оформляются оправдательными (первичными) документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Применение унифицированной первичной документации позволяет избежать разнобоя на первоначальном этапе организации бухгалтерского учета и облегчить внедрение компьютерного учета. А правильное обращение этих документов в организации и есть задача документооборота.
Целью контрольной работы является углубленное изучение графика документооборота в организации первичного учета.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Рассмотреть основные понятия: документооборот, график документооборота и т.д.;
Подробнее изучить схему движения первичных документов в организации;
Проанализировать лиц, отвечающих за разработку и подписание графика документооборота, и лиц, ответственных за движение документов;
Выполнить практическую часть работы: разработать учетную политику организации и решить представленную задачу.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
График документооборота в организации первичного учета
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете <#"justify">Преобладающая часть первичных документов формируется вне бухгалтерии организации. Однако в соответствии с графиком они поступают в бухгалтерию, где каждый первичный документ проходит следующие этапы обработки:
проверку по форме и по существу;
таксировку;
группировку;
контировку;
регистрацию (разноску) в учетных регистрах.
Проверки документа по форме предназначена для контроля за соблюдением соответствия документа формальным требованиям, предъявляемым к данному виду документов (наличие всех необходимых реквизитов, подписей ответственных лиц, отсутствие грамматических или арифметических ошибок).
Проверка документа по существу заключается в выяснении законности и целесообразности совершенной хозяйственной операции, оформленной данным документом. Фактически проверка по существу разбивается на две составляющие: проверка законности хозяйственной операции и проверка целесообразности хозяйственной операции.
Проверенные на первых двух этапах и принятые бухгалтерией документы подвергаются учетной обработке, которая заключается в таксировке, группировке и котировке.
Группировка документа проводится по определенным признакам. На основе данных сгруппированных первичных документов составляются группировочные или накопительные ведомости, которые позволяют сделать запись в бухгаттерском учете общим итогом.
Контировка документа - указание счетов бухгалтерского учета, на которых будет отражена хозяйственная операция, оформленная документом.
Главный бухгалтер организации обеспечивает сохранность первичных документов (накладных, счетов, счетов-фактур, приходно-кассовых ордеров и т.д.), их оформление и передачу в архив. [3]
Правила ведения бухгалтерского учета предусматривают срок хранения первичных документов в течение пяти лет. Архивным законодательством установлены различные сроки хранения типовых управленческих документов (перечень утвержден Росархивом 6 декабря 2000г.). Например, лицевые счета работников перечень обязывает хранить 75 лет. Срок хранения документа исчисляется с 1 января года, следующего за годом, когда документ был оформлен.
. ПАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Учетная политика для целей финансового учета представляет собой принятую организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).
Применительно к управленческому учету учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения учета составления отчетности.
ООО «Дружок»»
ПРИКАЗ №28 от 25.12.2012 г.
ОБ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ
Приказываю утвердить учетную политику по бухгалтерскому и налоговому учету на 2013 год:
. Порядок ведения учета на предприятии
.1. Бухгалтерский и налоговый учет на предприятии ведется бухгалтерией.
.2. Организация ведет учет с использованием компьютерной техники и бухгалтерской программы.
.3. Организация использует рабочий план счетов, разработанный на основе типового плана счетов, утвержденного приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.
. Учетные документы и регистры
.1. Хозяйственные операции в бухгалтерском учете оформляются типовыми первичными документами, которые утверждены законодательно. А также формами, разработанными предприятием самостоятельно. Аналитические и синтетические регистры бухгалтерского учета распечатываются не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным.
Малоценные основные средства, которые списываются в бухгалтерском учете единовременно, оформляются первичными документами по учету материалов.
.2. Налоговый учет ведется в бухгалтерских регистрах и регистрах, разработанных организацией самостоятельно и утвержденных настоящим приказом.
.3. Все учетные документы хранятся на предприятии в электронной форме в течение пяти лет.
Организация учетного процесса осуществляется централизованным способом
СОСТАВЛЕНИЕ ПРИКАЗА БО УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ
Выбор и обоснование элементов учетной политики для бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов
Элементы учетной политикиАльтернативные вариантыВариант, принятый в организацииОснование (законодательные акты и нормативные документы)1234Рабочий план счетов1.Типовой план счетов; 2.Упрощенный типовой план счетов1.Типовой план счетовПлан счетов бухгалтерского учета. Инструкция по применению (в ред. приказа Минфина РФ от 18.09.2006 №115н)Первичные документы1.Унифицированные формы; 2.Разработанные организацией1.Унифицированные формы; 2.Разработанные организациейПБУ 4/99, утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.1999 №43н (в ред. приказа Минфина РФ от 18.09.2006 №115н)Инвентаризация1.при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а т/ж при преобразовании гос-го или муниципального унитарного предприятия; 2.перед составлением годовой бух. отчетности 3.инвентаризация ОС может проводиться один раз в три года; 4.при смене материально ответственных лиц; 5.при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; 6.устанавливает организация (1 раз в квартал)Один раз в кварталПриказ Минфина РФ от 13.06.1995 №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»Бухгалтерская отчетность: - состав1.бухгалтерский баланс; 2.отчет о прибылях и убытках; 3. отчет об изменениях капитала; 4. отчет о движении денежных средств; 5. приложение к бухгалтерскому балансу; 6. отчет о целевом использовании полученных средств1.бухгалтерский баланс; 2.отчет о прибылях и убытках; 3. отчет об изменениях капитала; 4. отчет о движении денежных средств; 5. приложение к бухгалтерскому балансу; 6. отчет о целевом использовании полученных средствПБУ 4/99 от 06.07.1999, ФЗ О Бухгалтерском учете от 21.11.1996 №129 - ФЗ Формы бухгалтерского учета1.Мемориально-ордерная; 2.Журнально-ордерная; 3.Автоматизиро-ванная; 4.УпрощеннаяАвтоматизированнаяМинфин РФ письмо от 24 июля 1992 г. N 59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях»Учет поступления основных средствОсновные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости.Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости.ПБУ 6/01 утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.2001 №26нМетод начисления амортизации1.линейный способ; 2.способ уменьшаемого остатка; 3.способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; 4.способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)Линейный способПБУ 6/01 утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.2001 №26нРемонт основных средств1.фактические затраты по ремонту списывают на счета издержек производства или обращения; 2.создают ремонтный фонд с последующим списанием на него фактических затрат по ремонту ОС; 3.фактические затраты по ремонту ОС вначале учитывают на сч.97 «Расходы будущих периодов», а затем равномерно списывают на издержки производстваСоздают ремонтный фонд с последующим списанием на него фактических затрат по ремонту ОСМетодические указания по бухгалтерскому учету ОС, утвержденные приказом МФ РФ от 13.10.2003г. №91нУчет поступления НМАНМА принимается к бухгалтерскому учету по фактической (первоначальной) стоимости, определенной по состоянию на дату принятия его к бухгалтерскому учетуНМА принимается к бухгалтерскому учету по фактической (первоначальной) стоимости, определенной по состоянию на дату принятия его к бухгалтерскому учетуПБУ 14/2007 приказ Минфина РФ от 27.12.2007 №153нСрок полезного использования1.срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивиду-ализации и периода контроля над активом; 2.ожидаемый срок использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды; 3.срок полезного использования нематериального актива не может превышать срок деятельности организации.Срок полезного использования нематериального актива не может превышать срок деятельности организации. ПБУ 14/2007 приказ Минфина РФ от 27.12.2007 №153нМетод начисления амортизации1.линейный способ; 2.способ уменьшаемого остатка; 3.способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг)Линейный способПБУ 14/2007 приказ Минфина РФ от 27.12.2007 №153нОценка израсходованных МПЗ1.по себестоимости каждой единицы; 2.по средней себестоимости; 3.по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (метод ФИФО)По средней себестоимости ПБУ 5/01 утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.2001г. №44нОценка ГП1.по полной фактической производственной себестоимости; 2.по полной нормативной (плановой) производственной себестоимости; 3.по неполной фактической производственной себестоимости; 4. по неполной нормативной себестоимости продукцииПо полной фактической производственной себестоимостип.59 Положения по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ, План счетов, п.203-205 Методических указаний по бухучету МПЗВариант учета выпуска продукцииВозможность учета выпуска продукции без использования счета 40, и с использованием 40,43Возможность учета выпуска продукции без использования счета 40План счетов бухгалтерского учета. Инструкция по применению (в ред. приказа Минфина РФ от 18.09.2006 №115н)Учет товаров (оценка, отгрузка, списывание)1.по покупной стоимости; 2.по проданной стоимостиПо покупной стоимости ПБУ 5/01 утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.2001г. №44нСроки предоставления ДС подотчет1.3 дня; 2.устанавливается организацией3 дняПБУ 3/2006 утверждено приказом Минфина РФ от 27.11.2006г. №154н, Инструкция №40Счет 631.создаются резервы по сомнительным долгам; 2. не создаются резервыСоздаются резервы по сомнительным долгамПлан счетов бухгалтерского учета. Инструкция по применению (в ред. приказа Минфина РФ от 18.09.2006 №115н)Счет 67 (начисление %)1.отражение начислений с отражением %; 2.без начисления %Отражение начислений с отражением %ПБУ 15/01 утверждено приказом Минфина РФ от 02.08.2001г. №60нНачисление резерва на выплату отпускных1.резерв начисляется; 2.резерв не начисляетсяРезерв начисляетсяПБУ 10/99 утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №33нУчет общепроиз-водственных расходов (счет 25) -пропорционально основной з/п рабочих -пропорционально сумме прямых затрат -пропорционально выручке полученной по видам деятельностиПропорционально основной заработной плате рабочихМетодические указания по учету затрат и калькулированию себестоимости в производствеУчет и распределение общехозяйственных расходов (счет 26):Условно - постоянные расходы учитывают на счете 26 и в конце отчетного периода списывают со счета 26 в дебет счета 20 «Основное производство»Условно - постоянные расходы учитывают на счете 26 и в конце отчетного периода списывают со счета 26 в дебет счета 20 «Основное производство»ПБУ 10/99 утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №33н План счетов Методические указания по учету затрат и калькулирования себестоимости в производстве
Выбор и обоснование элементов учетной политики для налогового учета хозяйствующих субъектов.
Элементы учетной политикиАльтернативные вариантыВариант, принятый в организацииОснование (законодательные акты и нормативные документы)1234Первичные документы1.унифицированные формы; 2.разработанные организацией1.Унифицированные формы; 2.Разработанные организациейГл.25 НК РФНалоговая отчетность1.декларации; 2.расчет авансовых платежей1.декларации; 2.расчет авансовых платежейГл. 25 НК РФ 21,23,24Учетные регистры1.Карточки; 2.ВедомостиКарточкиГл. 21,23,24,25 НК РФНалоговый учет1.ведется; 2. не ведетсяВедетсяГл. 25 НК РФУчет поступления основных средствОсновные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости.Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости.Гл. 25 НК РФМетод начисления амортизации1.Линейный; 2.нелинейныйЛинейныйГл. 25 НК РФРемонт основных средств1.есть резерв по ремонту ОС; 2. нет резерва по ремонту ОСЕсть резерв по ремонту ОСГл.25 НК РФУчет поступления НМАНМА принимаются к учету по первоначальной стоимости.НМА принимаются к учету по первоначальной стоимости.Гл.25 НК РФ1234Оценка израсходованных МПЗ1.по себестоимости каждой единицы; 2.по средней себестоимости; 3.по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (метод ФИФО);По средней себестоимости Гл. 25 НК РФОценка ГППо прямым затратам По прямым затратамГл. 25 НК РФУчет товаров (оценка, отгрузка, списывание)1.по себестоимости каждой единицы; 2.по средней себестоимости; 3.по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (метод ФИФО);По средней себестоимостиГл. 25 НК РФСроки предоставления ДС подотчет1.3 дня; 2.устанавливается организацией3 дняГл.25 НК РФСчет 631.создаются резервы по сомнительным долгам; 2. не создаются резервыСоздаются резервы по сомнительным долгамГл.25 НК РФСчет 67 (начисление %)1.отражение начислений с отражением %; 2.без начисления %Отражение начислений с отражением %Гл. 25 НК РФНачисление резерва на выплату отпускных1.резерв начисляется; 2.резерв не начисляетсяРезерв начисляетсяГл. 25 НК РФУчет общепроизводственных расходов (счет 25)Косвенные расходы списываются на налогооблагаемую базуКосвенные расходы списываются на налогооблагаемую базуГл. 25 НК РФ
. ЗАДАЧА
ООО «Дружок» приобретает у ОАО «Ветерок» исключительные права на товарный знак, плата за которые составляет 59 000 руб. (в том числе НДС) и перечисляется единовременно при регистрации договора об отчуждении исключительных прав. Уплату пошлин за регистрацию договора и внесение изменений в Государственный реестр товарных знаков производит ОАО «Ветерок». Фактическое использование приобретенного товарного знака начато ООО «Дружок» в месяце регистрации договора - в январе 201Х г. В соответствии с учетной политикой для целей бухгалтерского учета амортизация по нематериальным активам начисляется линейным способом. Оставшийся срок действия исключительного права на товарный знак составляет пять лет.
Отразите операции в учете ООО «Дружок» со ссылками на требования нормативных документов, действующих в бухгалтерском и налоговом учете.
Решение:
Отражена задолженность перед ОАО «Ветерок» за товарный знак, по договору об отчуждении исключительных прав:
амортизация учетный политика организация
Дт 08(5) Кт 60 - 50000 рублей (ПБУ 14/2007)
Выделен НДС:
Дт 19 Кт 60 - 9000 рублей
Принят к учету товарный знак в составе нематериальных активов:
Дт 04 Кт 08(5) - 50000 рублей (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций)
Принят к вычету НДС:
Дт 68 Кт 19 - 9000 рублей (пункт 4 статьи 170 Налогового Кодекса РФ)
Оплачен счет ОАО «Ветерок» выписка банка прилагается:
Ежемесячная сумма амортизации нематериальных активов = 10000 рублей /12 месяцев = 833,33 рубля
Отражено налоговое обязательство:
,33 рублей*20% = 166,67 рублей
Дт 68 Кт 77 - 166,67 рублей
Так же ежемесячно в течение 5 лет момента ввода в эксплуатацию товарного знака, ООО «Дружок» будет начислять амортизация.
Дт 20 Кт 05 - 833,33 рублей
По истечению срока полезного использования товарный знак полностью проамортизируется и будет погашено отложенное налоговое обязательство.
Погашение отложенного налогового обязательства:
Дт 77 Кт 68 - 166,67 рублей
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 09.11.2012) "О бухгалтерском учете" <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122227/>.
.Налоговый Кодекс РФ.
.Бухгалтерское дело: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (080109) / П.С. Безруких, И. П. Комиссарова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 271 с.
.Бухгалтерское дело: учеб. пособие / Под ред. Р.Б. Шахбанова. - Изд. с обновл. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 384 с.