Налогообложение в нефтегазовой отрасли

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    88,69 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налогообложение в нефтегазовой отрасли
















Курсовая работа

на тему:

Налоговое законодательство в нефтегазовом комплексе

Д.А. Советов

Введение

налогообложение нефтегазовый экономический

Темой данной курсовой работы является налоговое законодательство в нефтегазовом комплексе. Приводится как общая характеристика налоговой системы, так и рассматривается взаимодействие налогового механизма с компаниями, занятыми узконаправленной деятельностью - добычей нефти и газа.

Цель курсовой работы - провести комплексный анализ налоговой системы: дать её общую характеристику, рассмотреть механизмы налогообложения в нефтегазовой отрасли.

Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:

рассмотреть теоретические аспекты механизма налогообложения, касающиеся налогоплательщиков всех категорий: как физических, так и юридических лиц;

определить характер и способы взаимодействия налогового механизма с предприятиями нефтегазовой отрасли;

произвести анализ состояния производственной деятельности УДНГ по имеющимся технико-экономическим показателям в динамике, сделать выводы о направлении дальнейшего развития.

Знание механизма налогообложения - залог успешной деятельности любого предприятия. Стоит отметить, что в нефтегазовой отрасли к стандартному перечню налогов добавляются такие специфические, как налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), рассматривается специальный налоговый режим - Соглашение о разделе продукции (СРП). Знание специфики налогообложения в нефтегазовом комплексе помогает минимизировать налогооблагаемую базу, сократить налоговые отчисления, и, как следствие, увеличить размер прибыли, которая остается в распоряжении предприятия. Таким образом, знание аспектов налоговой системы в контексте рассматриваемой отрасли необходимо для компаний, целью которых является экономический рост и повышение эффективности производственной деятельности.

Необходимо принять во внимание важность процесса налогообложения не только с точки зрения издержек производства, но и как важной составляющей положительного социального эффекта от деятельности компании. Налоги, уплачиваемые предприятием, идут на нужды бюджетов федерального и регионального уровней. Аккумулированные денежные средства перераспределяются и расходуются по целевым направлениям.

В связи с этим чрезвычайно актуальной является проблема определения эффективной системы налогообложения нефтегазового комплекса, обеспечивающей как изъятие государством части сверхприбыли, генерируемой при добыче минерального сырья, так и сохранение достаточных стимулов для инвестиций в данный сектор.

1 Технико-экономическая характеристика нефтегазодобывающего предприятия

Основные технико-экономические показатели нефтегазодобывающего предприятия приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные технико-экономические показатели нефтегазодобывающего предприятия

Показатель

Год

Отклонения


2010

2011

Абсолютные

Относит, %

Валовая продукция, тыс.руб.

1671912,0

1714720,7

42808,7

2,6

Валовая добыча жидкости, тыс. т

50097,1

49268,0

-829,1

-1,7

Обводненность, %

84

82

-2

-2,4

Валовая добыча нефти, тыс. т

8015,5

8868,2

852,7

10,6

Закачка воды, тыс. м3

30560,2

27450,1

-3110,1

-10,2

Скважино-месяцы числившиеся по действ. фонду скважин, скв-мес.

29280,2

28765,0

-515,2

-1,8

Скважино-месяцы числившиеся по экспл. фонду скважин, скв-мес.

36044,5

34744,6

-1299,9

-3,6

Скважино-месяцы отработанные, скв-мес.

28150,9

27442,8

-708,1

-2,5

Проектный среднесуточный дебит нефти, т/сут

2,4

2,2

-0,2

-8,3

32,1

32,9

0,8

2,5

Действующий фонд скважин, скв., в т.ч.

-

-

-

-

-нефтяных

2483

2380,4

-102,6

-4,1

-нагнетательных

488

498,3

10,3

2,1

Среднегодовая стоимость всех ОПФ, тыс. руб., в т.ч.

1321406,4

1322167,0

760,6

0,1

ФОТ, тыс. руб.

40607,7

38992,8

-1614,9

-4

Среднемесячная заработная плата 1 работника, руб.

22764,3

21518,6

-1245,7

-5,5

Среднесписочная численность ППП, чел.

2313

2156

-157

-6,8

Полная себестоимость товарной добычи нефти, тыс. руб.

1620544,7

1609267,1

-11277,6

-0,7

Капиталовложения производственного назначения, тыс. руб., из них на:

-

-

-

-

- бурение эксплуатационное

346401,9

388270,7

41868,8

12,1

- бурение разведочное

8071,9

9373,1

1301,2

16,1

- строительно-монтажные работы

3624,8

3451,8

-173

-4,8

- оборудование

22684,5

30627,0

7942,5

35


Результаты расчетов показателей производственной деятельности УДНГ приведены в таблице 2.

Показатель

Год

Отклонения

 


2010

2011

Абсолют

Относит, %

 

Среднесуточный дебит нефти, т/сут

9,37

10,63

1,26

13,45

 

Среднесуточный дебит жидкости, т/сут

58,54

59,06

0,52

0,89

 

Коэффициент эксплуатации скважин

0,96

0,95

-0,01

-1,04

 

Коэффициент использования скважин

0,78

0,79

0,01

1,28

 

Коэффициент интенсивного использования скважин

3,9

4,83

0,93

23,85

 

Фондоотдача в виде:

-

-

-

-

 

- натуральном, т/руб.

6,1

6,7

0,60

9,84

 

- стоимостном, руб./руб.

1,27

1,3

0,03

2,36

 

Фондовооруженность, тыс. руб./чел.

571,3

613,25

41,95

7,34

 

Фондоёмкость в виде:





 

- стоимостном, руб./руб.

0,79

0,77

-0,02

-2,53

 

- натуральном, руб./т

164,86

149,09

-15,77

-9,57

 

Численность ППП на 1нефтяную скважину

1

1

0

0

 

Производительность в виде:

-

-

-

- стоимостном, руб./чел.

722,83

795,33

72,50

10,03

- натуральном, тыс.т/чел.

3,47

4,11

0,64

18,44

Затраты на 1 рубль товарной продукции, руб./руб.

0,97

0,94

-0,03

-3,09

Себестоимость 1 тонны нефти, руб./ т

202,18

181,46

-20,72

-10,25

Рентабельность основных фондов, %

3,89

7,98

4,09

105,14

Рентабельность трудовых ресурсов, %

126,5

270,44

143,94

113,79

Рентабельность капитальных вложений, %

13,49

24,43

10,94

81,1

 

Анализ выполненных расчетов показал:

. Растет среднесуточный дебит нефти (с 9,37 т/сут. в 2010 году до 10,63 т/сут. в 2011 году), что говорит об интенсификации добычи нефти.

. Снижается обводненность продукции скважин (с 84% в 2010 году до 82% в 2011 году), уменьшается объем закачиваемой воды и сокращается количество нефтяных скважин (с 2483 скв. в 2010 году до 2380,4 скв. в 2011 году). Совокупность этих факторов может говорить о том, что из эксплуатации выводятся скважины с более высокой обводненностью продукции, ухудшающие динамику добычи нефти по всему фонду.

. Незначительны изменения коэффициентов эксплуатации и использования скважин в 2010 и 2011 годах (0,96 против 0,95 и 0,78 против 0,79). Это может говорить о том, что не происходит значительных структурных изменений в действующем и эксплуатационном фонде скважин, не возникает внезапных простоев, связанных с ремонтом скважин или другими причинами.

. Увеличивается фондоотдача как в натуральном (с 6,1 тыс./руб. в 2010 году до 6,7 тыс./руб. в 2011 году), так и в стоимостном виде (с 1,27 руб./руб. в 2010 году до 1,3 руб./руб. в 2011 году).

. Увеличивается фондовооруженность (с 571,3 тыс. руб./чел. в 2010 году до 613,25 тыс. руб./чел. в 2011 году). Это может быть обусловлено как сокращением среднесписочной численности ППП (с 2313 человек в 2010 году до 2156 человек в 2011 году), так и закупкой более совершенных машин и типов оборудования.

. Растет производительность труда как в стоимостном (с 722,83 руб./чел. в 2010 году до 795,33 руб./чел. в 2011 году), так и в натуральном виде (3,47 тыс.т/чел. в 2010 году до 4,11 тыс.т/чел. в 2011 году). Рост так же может быть обусловлен и сокращением ППП (с 2313 человек в 2010 году до 2156 человек в 2011 году), и интенсификацией добычи нефти.

. Себестоимость 1 тонны нефти уменьшилась более чем на 10% (с 202,18 руб./т в 2010 году до 181,46 руб./т в 2011 году). На это уменьшение повлияло два фактора: увеличение валовой добычи нефти с 8015,54 тыс.т в 2010 году до 8868,24 тыс.т в 2011 году и сокращение издержек на её добычу с 1620544,7 тыс. руб. в 2010 году до 1609267,1 тыс. руб. в 2011 году.

. Удвоилась рентабельность основных фондов (с 3,89% в 2010 году до 7,98% в 2011 году) и рентабельность капитальных вложений (с 13,49% в 2010 году до 24,43% в 2011 году). Главным образом это вызвано двукратным увеличением валовой прибыли (с 51367,3 тыс. руб. в 2010 году до 105453,6 тыс. руб. в 2011 году).

. На рентабельность трудовых ресурсов (с 126,5% в 2010 году до 270,44% в 2011 году) влияние оказало как двукратное увеличение прибыли, так и одновременное сокращение численности ППП (с 2313 до 2156 человек).

По изменению показателей можно сделать вывод. Предприятие имеет хорошую динамику развития. Увеличивается среднесуточная добыча нефти, выводятся из эксплуатации скважины с высокой степенью обводненности продукции и сокращается необходимая для их обслуживания часть ППП. Как следствие, уменьшаются издержки производства и себестоимость добычи нефти. В целом по предприятию наблюдается комплексное улучшение показателей эффективности использования ОФ, трудовых ресурсов, рентабельности. По состоянию на 2011 год разведочное бурение, строительно-монтажные работы и вложения в оборудование, составляют десятую часть от всех капиталовложений. Основные средства 388270,7 тыс. руб. из 431722,6 тыс. руб. приходятся на эксплуатационное бурение. Можно сказать, что месторождение находится в зрелой стадии разработки.

. Общая характеристика налоговой системы. Функции налогов

Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятия с государством в условиях рыночного хозяйства, является налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства.

Основополагающим законом России по вопросам налогов является Налоговый кодекс Российской Федерации.

Налоговый кодекс Российской Федерации состоит из двух частей. Первая часть НК РФ была введена в действие 1 января 1999 года. Она содержит основополагающие нормы действующего в России налогового законодательства, включая понятия, которые используются в налоговом праве, принципы налогообложения, систему налогов, статус налогоплательщиков и органов власти, которые участвуют в налоговых отношениях.

И хотя в области налогов и налогообложения не существует единых стандартов (в отличие от бухгалтерского учета и аудита), можно выделить следующие общепризнанные названия элементов налогов и налоговая терминология:

- объект налога - предмет, подлежащий обложению: доход, стоимость потребляемого товара, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, движимое и недвижимое имущество юридических и физических лиц. Часто название налога вытекает из объекта. Например, земельный налог;

субъект налога (налогоплательщик) - физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который и будет действительным носителем налога, или фактическим конечным плательщиком;

налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу налога, может устанавливаться в абсолютных суммах либо в процентах;

налоговая политика - комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение каких-либо целей.

Вторая часть НК РФ была введена в действие 1 января 2001 года. Данная часть устанавливает правила, которые касаются конкретных налогов.

По территориальному признаку в России действует трехуровневая система налогов: федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги.

Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собираемые в виде налогов. Налоги можно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения.

Налоги - это обязательные, индивидуальные безвозмездные взносы, взимаемые с налогоплательщиков (юридических и физических лиц) в определенных законом размерах и в установленные сроки, в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного или оперативного ведения денежных средств в бюджеты соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды.

Налоговая система - это организованная на определенных принципах система общественных отношений между государством и его гражданами по поводу установления и взимания налогов и сборов.

Налоговая система - совокупность налогов, построенных на основании чётко сформулированных принципов, правил и процедур их установления, введения в действие, контроля за своевременностью и полнотой уплаты и ответственностью за их неуплату.

Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению финансовыми потоками внутри страны, регулируя, распределяя и перераспределяя их.

Современная российская налоговая система сложилась на рубеже 1991г. - 1992г., в период политического противостояния, широкомасштабных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране - все эти факторы непосредственно повлияли на ее становление.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов и иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

В настоящее время налоговая система России основана на следующих принципах: единства налоговой системы; подвижности; стабильности; множественности налогов; исчерпывающего перечня региональных и местных налогов; однократности налогообложения; равенства и справедливости налогообложения.

Действующая в Российской Федерации налоговая система характеризуется многообразием взимаемых налогов и сборов. В настоящее время их перечень содержится в ст. 19-21 Закона об основах налоговой системы. При этом согласно п. 2 ст. 18 Закона органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют (рисунок 1).

Рисунок 1 - Основные функции налогов

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции - обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение налоговой системы - более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых. И наоборот, повышение налогового бремени может вызвать удорожание производства, спад деловой активности. Поэтому важно верно определить налоговый предел. Налоговый предел - это такой уровень налогообложения, превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений и при котором достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового внутреннего продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Реализация фискальной функции налогов имеет ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к внутренним и внешним государственным займам.

Похожие работы на - Налогообложение в нефтегазовой отрасли

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!