Сравнение как прием определения понятий

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,89 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сравнение как прием определения понятий

Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Минский филиал МЭСИ









Контрольная работа

Кафедра: гуманитарных наук

по дисциплине: «Логика»

Выполнил: Марченко Е.С.

Группа 11 МО (БУА)

Проверил: Елисеев А.Б.







Минск 2013г.

Содержание

Введение

Сравнение как прием определения понятий

Задание 1

Задание 2

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В повседневной речевой практике многие слова используются на основе интуитивного установления их значений. В связи с тем, что интуитивное усвоение словарного запаса у каждого человека осуществляется при каких-то конкретных обстоятельствах, понимание значения отдельных терминов разными людьми может быть неодинаковым. На этой основе часто возникает взаимное недопонимание и всевозможные недоразумения. Но если в обыденном общении это, как правило, не влечет за собой серьезных последствий, то в деловом общении точность используемых выражений играет весьма значительную роль. Нетрудно представить, какой бы хаос возник, если бы понимание терминов, используемых, например, в законодательстве, основывалось бы только на интуиции. Строго однозначное употребление понятий весьма важно при заключении контрактов в сфере бизнеса. Одной из особенностей науки является употребление строго определенных терминов. Способ, позволяющий избежать недоразумений в общении путем уточнения содержания используемых понятий, и называется определением (дефиницией).

Определение понятия (или дефиниция) есть логическая операция, которая раскрывает содержание понятия или устанавливает значение термина.

С помощью определения понятий мы можем раскрывать содержание понятия и тем самым отличать мыслимые в нем предметы от других предметов.

Понятие образуется на основе ощущения, восприятия и представления с помощью общенаучных методов: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Эти приемы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных признаков.

Чтобы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.

Сравнение - это прием, который используется для образной характеристики предмета.

С помощью различения устанавливаются признаки, отличающие один предмет от других, сходных с ним, предметов. Например, в практике следователя часто встречаются так называемые «особые приметы».

Сравнение как прием определения понятий

Всем понятиям определение дать невозможно (к тому же этом нет необходимости), поэтому в науке и в процессе обучения используются другие способы введения понятий - приёмы, сходные с определением: описание, характеристика, сравнение.

Сравнение - это прием, позволяющий достаточно четко охарактеризовать предмет за счет сопоставления его характерных признаков и черт с другим, однородным предметом. Такое сопоставление приводит к достаточно четкому отграничению сравниваемых предметов друг от друга путем выявления не только сходства, но и различия их признаков. При использовании сравнения для определения понятия оно будет определено тем более полно, чем с большим количеством однородных предметов будет сравнен объем данного понятия. Сравнение приводит к формированию мнимого образа предмета, обладающего характерными признаками.

Сравнение - установление сходства сопоставляемых предметов. Река - это поистине вечно длящийся карнавал, и всякий месяц она может похвалиться новыми красками (Р. Эмерсон). Якорь уже вышел из воды, он висит на цепи, как огромный морской краб (Т. Тэсс). К сравнению прибегают как на уровне научного познания, так и на уровне художественного отображения действительности. В. А. Сухомлинский использовал сравнение мозга ребенка с цветком розы: Мы, учителя, имеем дело с самым нежным, самым тонким, самым чутким, что есть в природе, - с мозгом ребенка. Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны для того, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю. Вот такая же осторожность нужна и нам каждую минуту: ведь мы прикасаемся к тончайшему и нежнейшему в природе - к мыслящей материи растущего организма [3, с. 54].

Многие сравнения входят в наше сознание с раннего детства. Есть такие сравнения, которые можно часто услышать в речи: сладкий как мёд, мягкий как пух, порхать как бабочка, пыхтеть как самовар. В основе большинства загадок лежит сравнение. Все мы помним строчки С. Есенина о белой берёзе, сказки К. Чуковского.

В сравнении имеет место обращение к прежнему опыту ощущений, который формируется на основе общих представлений. Так стол напоминает табурет. Оба деревянные, имеют похожую форму, но применение их разное. Процесс сравнения, как и любой другой прием логики, связан с эмоциями. Чтобы сравнить разные по семантическому значению понятия, нужно найти сходства в сложном чувственном отношении к ним. Это можно сделать, вспомнив, например, какую-то ситуацию, в которой эмоциональная реакция обеспечила ассоциативную связь между данными объектами восприятия. Так же происходят и поэтические сравнения людей со звездами или с цветами. Обонятельные ощущения, к примеру, чаще всего обозначают понятиями вкуса: кислый или горький запах, пр.

Сравнение представляет собой простейшую форму образной речи. Почти всякое образное выражение можно свести к сравнению.

Сравнение - логический прием, который органически входит и в научную, и в практическую деятельность. В ходе мысленного сравнения мы сопоставляем несколько явлений, выявляем их сходство и различие и на основе этого различаем или отождествляем эти явления. Правила сравнения предписывают сравнивать только однородные предметы, причем сравнение должно осуществляться по наиболее существенным признакам

Прием сравнения пронизывает и практическую деятельность юриста, которому постоянно приходится сравнивать одни нормы с другими при толковании и выборе норм. В процессе расследования сравниваются различного рода следы с предметами или людьми, которые предположительно их оставили. Целесообразно сравнивать каждое расследуемое дело с другими, уже расследованными и рассмотренными. Такое сравнение позволяет вовлечь в расследование или разрешение юридических дел предшествующий опыт.

В науке сравнение позволяет выяснить сходства и различия сопоставляемых предметов. В учебнике по биологии приводятся такие сравнения: Тело медузы студенистое, похожее на зонтик, Почки - небольшие парные органы, имеющие форму бобов; Цветок гороха напоминает сидящего мотылька; Завязи пестиков шиповника скрыты в разросшемся цветоложе, похожем на бокал [2, с. 77]. Во всех приведенных сравнениях общим признаком (основанием сравнения) является форма.

Сравнение на уровне художественного отображения действительности позволяет подметить общее, сходное в двух предметах и в яркой форме, образно выразить это сходство. М. Горький использует такое сравнение: Грубость - такое же уродство, как горб.

Художественные сравнения часто включают в свой состав слова: как, как будто, словно и др.

Приведем три сравнения людей с животными, которыми пользуется Агата Кристи при характеристике героев в детективном романе Десять негритят: Филипп... двигался легко и бесшумно, как ягуар. И вообще во всем его облике было что-то от ягуара. Красивого хищника - вот кого он напоминал; Судья... обвёл глазами собравшихся и, вытянув шею, как разъяренная черепаха, сказал: Я думаю, настало время нам поделиться друг с другом своими сведениями; Прикрытые складчатыми, как у ящера, веками глаза остановились на его лице [2, с. 78].

В. Набоков в рассказе Весна в Фиальте использует такиеинтересные сравнения: ...Елки молча, торговали своими голубоватыми пирогами; ...Кто-то, спасаясь, падая, хрустя, хохоча с запышкой, влез на сугроб, побежал, охнул сугроб, произвел ампутацию валенка; ...Точно женская любовь была родниковой водой, содержащей целебные соли, которой она из своего ковшика охотно поила всякого, только напомни.

Артур Конан Доил в одном предложении использует сразу три приема, заменяющие определение (приводит описание, характеристику и ряд сравнений): Стоит мне и теперь закрыть глаза, Мари встает передо мной: щеки смуглые, как лепестки мускатной розы; взгляд карих глаз нежен и в то же время смел; волосы черные, как смоль, будят волнение в крови и в стихи просятся; а фигурка - точно молодая березка на ветру.

В сравнениях необходимо упрощение, в этом случае выделяют сходный признак у объектов. Здесь редукция осуществляется по одному элементу разных явлений, который считается одинаковым для них. Можно рассмотреть, к примеру, форму предметов или найти общее в их содержании. По этим показателям их можно сравнивать между собой.

Процесс сравнения активизирует познавательную деятельность, развивает абстрактное мышление, сознательное и прочное усвоение знаний. Данный прием состоит из сопоставления, когда выделяются признаки, по которым проводится сравнение, и собственно сравнения, устанавливающего сходство и различие между объектами.

Предметы или явления можно сравнивать по одному или нескольким признакам. В процессе сравнения изучаются не только внешние признаки, но и свойства. Сравнение помогает проследить предметы и явления в изменении и развитии.

Сравнивая предметы и явления друг с другом, выделяются частные и общие, существенные и несущественные признаки. На выделении общих и существенных признаков основано обобщение. Именно оно ведет к образованию понятий, к познанию закономерных связей и отношений.

Сравнение дает возможность определить новые стороны объектов, их связи, такие черты предметов и явлений, которые не воспринимаются при изучении их в отдельности. В процессе сравнения люди проникают в сущность объектов, без посторонней помощи замечают неощутимые с первого взгляда свойства, постигают особенности явлений.

При сравнении объектов необходимо соблюдать следующие требования:

для сравнения следует отбирать объекты, имеющие определенную связь между собой.

необходимо четко определять признаки (свойства), по которым сравниваются объекты.

перечень признаков должен быть по возможности более полным, исчерпывающим.

Профессор Б.В. Томашевский выделял в сравнении три элемента: 1) то, что сравнивается, «предмет», 2) то, с чем что-то сравнивается, «образ» и 3) то, на основании чего одно сравнивается с другим, «признак».

Сравнения могут быть различны по своей структуре. Чаще всего они выступают в форме сравнительного оборота и присоединяются с помощью союзов как, точно, словно, будто, как будто, как бы.

Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже: Влага брызнула игриво жемчугом вокруг (И. Никитин). К этим сравнениям близки и такие, которые выступают в форме сравнительной степени прилагательных, наречий. Есть сравнения, которые вводятся словами похож, напоминает. Сравнение может выступать даже в форме вопросительного предложения.

Особым видом сравнения является отрицательное сравнение. Противопоставление одного предмета другому выступает здесь одновременно и как их образное сопоставление. Такое сравнение - распространённый приём в народной поэзии, откуда он перешёл и в художественную литературу.

Таким образом, сравнение - определение сходства или различий явлений и процессов. Этот прием позволяет соотносить неизвестное с известным, выразить новое через уже познанное и изученное. Сравнивая ряд предметов, мы устанавливаем наличие у них некоторых общих признаков, присущих отдельной группе предметов.

Задача 1

сравнение предмет художественный противопоставление

Проведите операцию деления следующих понятий:

государство - монархии и республика (по форме правления)

звезда - новорожденные, молодые, среднего возраста и старые (по возрасту)

занятие - мужское и женское (по полу)

система - централизованные и децентрализованные (по направленности связей между элементами)

болезнь - кишечные, респираторные, проникающие через повреждения кожи и слизистой оболочки, кожные, комплексные (в зависимости от путей проникновения возбудителей в человеческий организм)

экзамен - устный, письменные, комбинированные (по форме сдачи)

логический союз делится на соединительный союз, соединительно-разделительный, исключающе-разделительный, условный, равносильный и отрицательный.

население земного шара - делится на население с очень высоким уровнем рождаемости, средним и нулевым (рождаемость в них примерно равна смертности, например, Дания, Венгрия, Германия)

одежда - мужское и женское (по полу)

часы - женские, мужские

язык - универсальные и специализированные (современные языки программирования)

акция - обычные (простые) и привилегированные (преференциальные).

клетка - эукариотические и прокариотические (по наличию ядра)

устройство - аналоговое и цифровое

город - западноевропейский, арабский, африканский, латиноамериканский и североамериканский.

лекарство - продающиеся по рецепту врача и без него

экономика - экономика рыночного типы, централизованная и смешанная

наука - античные, средневековые, классические, современные (по временному интервалу)

искусство - античные, средневековое, и современное

религия - классическая наука делит религию на 3 основных типа: родоплеменную, народно - национальную и мировые религии.

литература - 1. Агитационная литература, агитеза. 2. Религиозная литература. 3. Детская литература. 4. Классическая литература. 5. Развлекательная литература. 6. Общая литература.

Задача 2

Пользуясь логическим квадратом, установите логическое значение:

1.1. А, I, О, если Е - истинно.

Для решения данных задач воспользуемся "логическим квадратом", по углам которого располагаются суждения А, Е, I, O, а его стороны и диагонали являются символическим выражением основных логических отношений между суждениями.

Для суждений, находящихся в отношении подчинения, имеет значение условие истинности: если Е - истинно, то О - истинно. Суждения Е, I и суждения А, О связаны отношением противоречия. Согласно законам логики два противоречивых суждения не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными. Значит если Е - истинно, то I - ложно, а также если О - истинно, то А - ложно.

Ответ: если Е - истинно, то А - ложно, I - ложно, О - истинно.

.2. А, Е, I, если O - истинно.

Снова для решения задачи применим "логический квадрат". Так как суждения О и А связаны отношением противоречия то если О - истинно, то А - ложно. Если А - ложно, то I может быть как истинным, так и ложным, так как для суждений находящихся в отношении подчинения действует отношение истинности, если бы А было бы истинно, то мы точно могли бы предполагать, что I тоже истинно, но в нашем случае получается, что I может принять одно из двух значений: истинна или ложь. Раз А - ложно, то Е так же может принять одно из двух значений то ли ложь, то ли истинна. Так как согласно отношению контрарности, которым суждения А и Е связаны они могут быть оба ложные, то ли одно из них может быть ложным, а одно истинным и точно не могут быть оба истинными. Поэтому для данного задания есть два варианта ответа:

Ответ 1: если О - истинно, то А - ложно, I - истинно, то Е - ложно.

Ответ 2: если О - истинно, то А - ложно, I - ложно, то Е - истинно.

.3. А, Е, О, если I - ложно.

Так как суждения I и Е связаны отношением противоречия то если I - ложно, то Е - истинно. Суждения Е и О связаны отношением подчинения то если Е - истинно, то О - истинно. Суждения А и О связаны отношением противоречия, значит если О - истинно, то А - ложно.

Ответ: если I - ложно, Е - истинно, А - ложно, О - истинно.

Заключение

Сравнение - это логический прием образования понятия, представляющий мысленное установление сходства или различия предметов по признакам. Сравнение предметов заключается в установлении сходства предметов.

Сравнение - прием ознакомления с предметом, он употребляется в том случае, когда можно сопоставить интересующее нас понятие с похожим на него, и в результате такого сопоставления лучше уяснить данное понятие; сравнивать следует только однородные понятия, которые отражают однородные предметы и явления объективной действительности и сравнивать предметы надо по таким признакам, которые имеют важное, существенное значение;

Сравнение помогает установить не только сходные признаки, но и признаки, отличающие один предмет от других, сходных с ним предметов. Например, при розыске похищенного имущества важную роль играют особые приметы: монограмма или гравировка на часах и т.д.

Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными.

При сравнении объектов необходимо соблюдать следующие требования: для сравнения следует отбирать объекты, имеющие определенную связь между собой; необходимо четко определять признаки (свойства), по которым сравниваются объекты; перечень признаков должен быть по возможности более полным, исчерпывающим.

Сравнение - прием мышления, используемый как в научных исследованиях, так и в обучении. С помощью сравнения выявляют сходство и различие сравниваемых предметов. Рассматривая предмет или процесс с разных сторон, выделяя мысленно его элементы и сравнивая их, учащиеся учатся анализу, а переходя от отдельных частей к целому, постигают синтез. Приемы сравнения, аналогии, анализа и синтеза служат формированию логического мышления и вообще облегчают обучение учащихся навыкам самостоятельных размышлений.

Список использованной литературы

1.Гетманова А. Д.Логика: Для педагогических учебных заведений. - М. Новая школа, 2004. - 416 с.

.Иванов Е. А. Логика: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 2000. - 368 с

.Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике/Под ред. В.И. Кириллова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО «Антея 2000», МЦУПЛ, Профобразование 2000. - 160 с.

.Логика: Учеб. пособие/В.Ф. Берков, В.И. Бартон, И.И. Дубинин и др.; Под общ. ред. проф. В.Ф. Беркова.- Мн.: Выш. шк., 2004.- 296 с.

.Трушко М.Н. Логика: Учеб. пособие. - Мн.: БГЭУ, 2006. - 131 с.

Похожие работы на - Сравнение как прием определения понятий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!