Прекращение деятельности юридических лиц

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,18 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Прекращение деятельности юридических лиц

Введение

Юридическое лицо является одним из основных, важнейших участников гражданского оборота. Существование большинства юридических лиц не ограниченно какими либо временными рамками, однако рыночная экономика предполагает определенный динамизм состава участников экономической деятельности. И в определенных случаях юридические лица могут быть прекращены путем реорганизации и ликвидации.

И реорганизация, и ликвидация юридического лица может быть как добровольной, так и принудительной. Реорганизация юридического лица проводится в одной из пяти форм предусмотренных законом. Это слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся правопреемниками реорганизуемых юридических лиц.

Ликвидация представляет собой прекращение правосубъектности юридического лица без правопреемства, то есть без перехода прав и обязанностей к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами.

В данной курсовой работе будет исследован порядок прекращения деятельности юридических лиц путем реорганизации.

Проблема прекращения деятельности юридических лиц актуальна в силу того, что при этом происходит выбытие лица из числа субъектов гражданского права, вследствие чего необходимо решить вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее деятельность юридическое лицо.

Законодательство по данному вопросу на протяжении ряда лет менялось, усложняя процедуру реорганизации юридических лиц, но главной важнейшей его задачей осталась усовершенствование и анализ процессов реорганизации. Это свидетельствует о необходимости совершенствования законодательства в данной сфере.

Среди белорусских ученых проблемы реорганизации юридических лиц исследовали И.А. Маньковский, С.С. Вабищевич, В.В. Чигир, В.А. Витушко, В.Н. Паращенко и др. Тем не менее, анализ научной и учебной литературы по вопросу прекращения деятельности юридических лиц показывает, что данная тема разрабатывается и изучается недостаточно.

Поэтому целью курсовой работы является полное и всестороннее рассмотрение теоретических и практических проблем правового регулирования реорганизации юридических лиц в Республике Беларусь.

Для достижения этой цели ставились и решались следующие задачи:

) исследование понятия и источников правового регулирования реорганизации;

) определение оснований реорганизации юридических лиц;

) рассмотрение порядка и способов реорганизации юридических лиц.

Объектом исследования является совокупность регулируемых правом общественных отношений, возникающих в результате действия и реализации правовых норм, определяющих основания и порядок реорганизации юридических лиц, изучение которых позволит обеспечить единообразное применение норм действующего законодательства и избежать коллизий при регламентации указанных отношений.

Предмет исследования - соответствующие положения Конституции Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК), Закона Республики Беларусь от 8 июля 2006 г. «О хозяйственных обществах», Декрета Президента Республики от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики от 22 декабря 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о предпринимателей, а также материалы судебной практики, другие акты законодательства.

Методологической основой исследования является комплексный и системный подход к изучению предмета исследования, использование различных методов - формально-юридического, системного и системно-структурного анализа, формально-логического, сравнительно-правового, обобщения, а также общенаучных методов познания (анализ, аналогия и т.д.).

Глава 1. Понятие и способы реорганизации юридических лиц

.1 Понятие и признаки реорганизации юридических лиц

В процессе участия в гражданском обороте по различным причинам может возникнуть необходимость в реорганизации субъекта гражданского права, обладающего статусом юридического лица. Реорганизация, согласно норме, закрепленной ст. 53 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), осуществляется путем слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования субъекта гражданского оборота [3, ст. 53].

Реорганизация может быть добровольной и принудительной. В первом случае она осуществляется по решению учредителей (участников) организации либо органа организации, уполномоченного на принятие соответствующего решения, ее учредительными документами. Во втором случае решение о реорганизации принимается судом или уполномоченным государственным органом [17, с. 28].

Если организация со статусом юридического лица подлежит реорганизации по решению уполномоченного государственного органа, а ее участники не проводят предписанные действия в установленные указанным государственным органом сроки, суд по иску органа, принявшего решение о реорганизации, назначает внешнего управляющего организацией и поручает ему осуществить реорганизацию данного субъекта хозяйствования. С момента принятия судом такого решения к внешнему управляющему переходят полномочия по управлению делами организации со статусом юридического лица (ч. 2 п. 2 ст. 53 ГК).

Согласно норме, закрепленной в п. 3 ст. 53 ГК, в случаях, установленных правовыми нормами, реорганизация организаций может осуществляться лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Суть реорганизации состоит в том, что в процессе ее осуществления в большинстве случаев либо вместо двух субъектов хозяйствования и гражданском обороте остается один, но обладающий всеми правами и обязанностями реорганизованных организаций со статусом юридического лица (реорганизация путем слияния и присоединения), либо вместо одного субъекта хозяйствования образуются два, разделившие между собой права и обязанности реорганизованной организации со статусом юридического лица (реорганизация путем разделения и выделения). И только в одном случае - в случае реорганизации путем преобразования - количество участников гражданского оборота не изменяется. При этом в процессе реорганизации все имеющиеся права и обязанности субъектов хозяйствования продолжают существовать, т.е. не прекращаются, как в процессе ликвидации организации.

Передача имущества, прав и обязанностей в процессе реорганизации осуществляется в зависимости от формы реорганизации, в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом, которые в соответствии с нормой ст. 55 ГК утверждаются участниками организации со статусом юридического лица или органом, принявшим решение о ее реорганизации, и должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного субъекта хозяйствования, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Государственная регистрация вновь возникших организаций со статусом юридического лица, согласно норме п. 2 ст. 55 ГК, осуществляется уполномоченным государственным органом только при представлении одновременно учредительных документов и надлежаще оформленного передаточного акта или разделительного баланса.

В соответствии с нормой ст. 56 ГК кредиторы реорганизуемой организации должны быть письменно оповещены о ее реорганизации. Указанная обязанность правовыми нормами возлагается на лиц, принявших решение о реорганизации участника гражданского оборота. При этом кредиторы реорганизуемой организации имеют право потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств, а также возмещения возникших в связи с этим убытков, что является установленной правовыми нормами гарантией реализации их прав [3, ст. 56].

В том случае, когда в силу каких-либо причин не определен правопреемник организации со статусом юридического лица по имеющимся у нее обязательствам, вновь возникшие организации, согласно норме, закрепленной в п. 3 ст. 56 ГК, несут солидарную ответственность перед кредиторами реорганизованного субъекта гражданского оборота [17, с. 31].

Таким образом, реорганизация - это способ создания или прекращения юридического лица, вследствие которого происходит преемственность в правах и обязанностях. Реорганизация является специфическим способом образования новых и прекращения действующих юридических лиц. Основные цели, которые преследуют участники реорганизации - это, прежде всего, финансовая выгода (укрупнение юридического лица, увеличение материального и имущественного фонда), увеличения доли присутствия на рынке, оптимизация налогообложения. Также не стоит списывать со счетов и такую цель как уход от исполнения обязательств, гарантиями исполнения которых, могут служить привлекательные активы либо имущество.

.2 Способы реорганизации юридических лиц

Реорганизация - одна из наиболее часто применяемых в последнее время процедур в процессе деятельности практически всех организаций. Традиционно реорганизация рассматривается с точки зрения установленной законодателем процедуры перехода прав и обязанностей одних юридических лиц к другим в порядке правопреемства.

Для проведения реорганизации необходима, конечно же, оптимальная правовая база, призванная обеспечить достижение необходимого результата.

Как уже отмечалось выше, реорганизация юридического лица может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

В соответствии с нормой ст. 54 ГК при слиянии организаций со статусом юридического лица права и обязанности каждой из них переходят к вновь возникшей организации в соответствии с передаточным актом. В данном случае вместо двух участников гражданского оборота, которые прекращают свое существование, возникает новый субъект гражданского права наделенный всеми правами и отягощенный всеми обязанностями его предшественников. Реорганизация в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшей организации [3, ст. 54].

При присоединении организации со статусом юридического лица к другой организации к последней переходят права и обязанности присоединенной организации в соответствии с передаточным актом. При реорганизации в форме присоединения присоединяемая организация прекращает свое существование, а ее права и обязанности переходят к другой организации, которая с точки зрения своей правовой формы, наименования и места нахождения существует в неизменном виде. Изменяется имущественное положение данной организации. Реорганизация в форме присоединения для присоединяемой организации, согласно норме, закрепленной в ч. 2 п. 4 ст. 53 ГК, считается завершенной с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении ее деятельности.

При разделении организации со статусом юридического лица ее права и обязанности переходят к вновь возникшим организациям в соответствии с разделительным балансом. Таким образом, при реорганизации путем разделения реорганизуемая организация прекращает свое существование, а вместо нее в гражданском обороте возникают два новых субъекта. Реорганизация в форме разделения считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникших организаций [17, с. 29].

При выделении из состава организации со статусом юридического лица одной или нескольких организаций к каждой из них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованной организации со статусом юридического лица. В данном случае реорганизуемая организация сохраняется как субъект гражданского оборота, причем ее правовое уложение, т.е. правовая форма, наименование, юридический адрес, не изменяются. Одновременно в гражданский оборот вводится один или несколько новых субъектов, которые наделяются частью имущества, прав и обязанностей реорганизуемой организации. Реорганизация в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшей (их) организации (ий).

При преобразовании организации со статусом юридического лица одного вида в организацию другого вида (изменение правовой формы организации) к вновь возникшей организации со статусом юридического лица переходят права и обязанности реорганизованной организации в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшей организации со статусом юридического лица (например, лицензия, выданная реорганизованной организации, прекращает свое действие). Так, в указанной ситуации реорганизуемая организация прекращает свое существование, а в гражданский оборот вводится новый субъект права, обладающий имуществом, правами и обязанностями реорганизованной организации. Следовательно, с точки зрения права, возник новый субъект гражданского оборота. Однако его имущественное положение полностью идентично имущественному положению реорганизованной организации. Реорганизация в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшей организации [17, с. 35].

В каждом конкретном случае мотивы, побуждающие руководителей проводить реорганизацию своих предприятий - различны. Но, как бы, то, ни было, объединяет их стремление к повышению эффективности работы и упрочению позиций предприятия на рынке.

Как правило, посредством слияния и присоединения компании могут значительно увеличить эффективность своей деятельности за счет существенной экономии на текущих издержках, оптимизации управления и повышения конкурентоспособности.

При реорганизации происходит замена субъектов, которые имеют определенные права и обязанности.

Реорганизация является способом, как прекращения юридических лиц, так и возникновения новых. Реорганизация юридического лица - это его прекращение, влекущее возникновение новых организаций или значительное изменение характера юридической личности существующих организаций. Проще это можно сказать так: реорганизация - это способ прекращения деятельности юридического лица, характеризующийся переходом прав и обязанностей к другому юридическому лицу. В таких случаях ко вновь возникшим или ранее существующим организациям, помимо участников и имущества юридического лица, могут перейти особенности его организационной структуры, правоспособности, фирменного наименования и др. Реорганизация возможна в формах слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Согласно нормам в случаях, предусмотренных специальными законами, такой вид реорганизации юридических лиц, как разделение или выделение, может иметь место по решению уполномоченных на то государственных органов, а слияние, присоединение и преобразование - только с их согласия.

Юридическое лицо считается реорганизованным, как правило, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При проведении реорганизации юридических лиц должны учитываться интересы их кредиторов, так как последние вступали в имущественные отношения с одними организациями, а потом на месте должников оказываются другие, что может нарушить интересы кредиторов реорганизуемого юридического лица. Во избежание этого участники юридического лица или орган, принявший решение о его реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом его кредиторов, которые вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения причиненным им досрочным прекращением обязательств убытков. При разукрупнении юридического лица, возникшие на его основе организации, становятся перед его кредиторами солидарными должниками, если из содержания разделительного баланса нельзя определить, кто из них и в каком объеме принял на себя долги реорганизуемого юридического лица.

По смыслу действующего законодательства реорганизация представляет собой специфический способ прекращения действующих и образования новых юридических лиц (кроме случаев реорганизации в формах присоединения и выделения), влекущий переход прав и обязанностей от ранее действовавших юридических лиц к вновь возникшим.

Поскольку реорганизация всегда связана с имущественным правопреемством между юридическими лицами, при ее проведении существенное значение имеет вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику. В результате реорганизации права и обязанности реорганизованных юридических лиц могут переходить:

в полном объеме только к одному правопреемнику (при слиянии, присоединении и преобразовании);

в полном объеме, но к нескольким правопреемникам в соответствующих частях (при разделении);

частично как к одному, так и к нескольким правопреемникам (при выделении).

Переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому в процессе реорганизации оформляется соответствующими правоустанавливающими документами: передаточным актом реорганизации в формах слияния, присоединения и преобразования или разделительным балансом (при реорганизации в формах разделения и выделения). Утвержденные передаточный акт (или разделительный баланс имеют важнейшее значение, поскольку по этим документам определяется состав прав и обязанностей, переходящих к соответствующему правопреемнику. Однако вряд ли их можно считать правоустанавливающими документами в том смысле, что без этого документа нет перехода соответствующего права. Скорее они являются доказательствами решения о распределении прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица. К правопреемникам переходят и не отраженные в этих документах и даже не выявленные на момент реорганизации права и обязанности реорганизованных правопредшественников.

Реорганизация юридического лица не влечет появления в обязательстве дополнительных участников ни на стороне кредитора, ни на стороне должника, происходит лишь прекращение участия реорганизуемого юридического лица во всех обязательствах, права и обязанности, по которым переходят в порядке универсального правопреемства к другим юридическим лицам. Причем сами обязательства не прекращаются, а продолжают исполняться лицами, заменившими выбывшего из обязательства первоначального участника.

Поскольку при реорганизации в формах разделения и выделения у вновь образованных юридических лиц правопреемство возникает в отношении строго определенных обязательств реорганизованного юридического лица, предусмотрено, что подготавливаемый разделительный баланс должен состоять не менее чем из двух частей: баланса реорганизуемого юридического лица и баланса создаваемого юридического лица. Данное требование к его форме объясняется тем, что только при сопоставлении балансов реорганизованного юридического лица и каждого вновь образованного юридического лица можно определить объем прав и обязанностей, перешедших в процессе реорганизации к правопреемникам, и в каких пропорциях эти права и обязанности распределяются между ними.

При реорганизации любого предприятия или организации в обязательном порядке должна проводиться инвентаризация его имущества и денежных обязательств. Основными целями инвентаризации являются:

выявление фактического наличия имущества;

сопоставление фактического имущества с данными бухгалтерского учета;

проверка полноты отражения в учете обязательств;

установление действительности обязательств, права и обязанности, по которым в процессе реорганизации перешли к правопреемнику.

Для успешного выполнения указанных задач необходимо, чтобы к разделительному балансу реорганизованного юридического лица был приложен последний акт инвентаризации.

За понятием «реорганизация» стоит переход имущества одного лица к другому, и в принципе, не придумай законодатель подобного легального определения, этот процесс вполне мог протекать в следующей форме: получение участниками причитающегося им имущества юридического лица и незамедлительная передача его в полном объеме другому юридическому лицу. Динамика подобных отношений предполагала бы юридически значимую трансформацию прав участников реорганизуемого юридического лица: из обязательственных - в вещные и затем обратно в обязательственные. При этом очевидно, что, поскольку реальный вклад в уставный капитал юридического лица осуществлял бы обладающий имуществом на правах собственника участник прекратившего существование предприятия, он бы и выступал законным учредителем первого.

Таким образом, завершая данную главу курсовой работы, можно сделать вывод о том, что реорганизация - это процесс перемены лиц в имущественных и иных правоотношениях, характеризующийся изменением комплекса их прав и обязанностей, субъектного состава участников либо организационно-правовой формы реорганизуемого юридического лица и влекущий универсальное правопреемство.

Реорганизация юридических лиц может быть представлена как их прекращение. Однако это определение не является всеобъемлющим и не включает такой вид реорганизации, как выделение, влекущее не прекращение, а, наоборот, возникновение нового субъекта права.

К юридически значимым признакам реорганизации можно отнести следующие:

универсальное правопреемство вновь возникших (в случае присоединения - измененных) юридических лиц, включающее, помимо перехода к преемнику актива, также одну передачу имущественных обязанностей (пассива);

отсутствие какой-либо связи (обязательственно-правовой или вещной) между реорганизованным юридическим лицом и его правопреемником и полная автономия последнего;

все или часть участников реорганизуемого субъекта выступают учредителями (участниками) его правопреемника.

Глава 2. Порядок реорганизации юридических лиц

.1 Процедура добровольной реорганизации юридического лица

Как уже отмечалось в предыдущей главе курсовой работы, в процессе участия в гражданском обороте по различным причинам может возникнуть необходимость в реорганизации субъекта гражданского права, обладающего статусом юридического лица.

Как показывает практика, вопросы реорганизации юридических лиц и последующая подготовка документов для государственной регистрации относятся к числу наиболее сложных юридических вопросов, возникающих в деятельности руководителей, юристов, бухгалтеров, учредителей, а зачастую и органов государственного управления этих юридических лиц.

Реорганизация может быть проведена в добровольном порядке. В этом случае она осуществляется по решению учредителей (участников) либо органа организации, уполномоченного на то документами.

Наиболее простой случай, когда реорганизации подлежит юридическое лицо (или юридические лица), учрежденное одним учредителем - физическим лицом (частное унитарное предприятие, частное учреждение, фермерское хозяйство). В силу приведенных выше требований решение о реорганизации принимается этим физическим лицом - учредителем.

В случае если учредителем выступает юридическое лицо, порядок принятия решения, кроме законодательства и устава реорганизуемого предприятия, будет регулироваться учредительными документами его учредителя.

Реорганизация хозяйственного товарищества и общества может быть осуществлена в соответствии с параграфом 2 главы 4 ГК и Законом «О хозяйственных обществах» исключительно по решению общего собрания его участников. Орган, уполномоченный принимать решение о реорганизации производственного кооператива (в том числе и сельскохозяйственного), определен статьями 110 Гражданского кодекса Республики Беларусь и п. 71, 72, 121 Примерного устава колхоза - общее собрание его членов.

Решение о реорганизации (в форме присоединения или слияния) предприятий (учреждений), находящихся в республиканской собственности, но в ведении (в составе) различных министерств и ведомств может быть принято лишь после переподчинения юридических лиц одному министерству. Это условие вытекает, во-первых, из требований гл. 2 Положения о порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности (министерства вправе принимать решение о реорганизации только подведомственных (входящих в их состав) юридических лиц), во-вторых, из приведенных выше требований.

Подобным образом должно приниматься решение о реорганизации юридических лиц, находящихся в собственности различных субъектов.

Решение может быть принято лишь после отчуждения (передачи) предприятия (учреждения) одному собственнику.

Порядок принятия решения о реорганизации зависит от различных факторов, в том числе формы вещных прав на имущество юридического лица, собственника этого имущества, организационно-правовой формы самого юридического лица, организационно-правовой формы его учредителя (в случае, если учредителем выступает другое юридическое лицо) и др.

Важным условием для проведения реорганизации юридических лиц, находящихся в собственности Республики Беларусь, является требование Положения о порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности о согласовании проведения реорганизации с Министерством экономики и Министерством финансов, а унитарных предприятий в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Для принятия юридически значимого решения о реорганизации хозяйственных товариществ и обществ, а также производственных кооперативов обязательными условиями будут правомочность общего собрания и необходимое большинство голосов его членов, требуемые для принятия соответствующего решения.

Надлежащим образом принятое решение о реорганизации является юридически значимым правовым документом, который должен отвечать всем требованиям нормотворческой деятельности. В таком решении должна быть указана форма реорганизации и наименование реорганизуемого субъекта хозяйствования, причем с целью исключения разночтений и споров наименование юридического лица, содержащееся в решении, должно точно соответствовать официальному наименованию, указанному в зарегистрированных учредительных документах. Очень часто в решениях имеет место произвольная интерпретация наименования субъекта хозяйствования. В этой связи хочется отметить, что зарегистрированное наименование юридического лица является одним из признаков его индивидуализации, позволяющих отличить один субъект правоотношений от другого. В связи с огромным количеством действующих юридических лиц их наименования могут отличаться всего одной буквой либо местом расположения слов. Отсюда и приведенное выше требование регистрирующих органов.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредиторы при этом вправе потребовать прекращение или досрочное исполнение обязательства, должником по которому является ликвидируемое юридическое лицо. Кроме того кредиторы вправе потребовать и возмещение убытков. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, то вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам юридического лица перед его кредиторами.

Если кредиторы реорганизуемого лица не были уведомлены о его реорганизации, они могут в судебном порядке оспаривать саму реорганизацию и требовать признать ее несостоявшейся [14, с. 27].

Сущность реорганизации юридического лица состоит в том, что она влечет за собой не полное прекращение правоотношений, а их изменение (общее и частное правопреемство). Состав прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику, в том числе и обязательств, оспариваемых сторонами, отражается в передаточном акте или разделительном балансе. Непредставление с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

В частности, при реорганизации юридических лиц в форме разделения и выделения составляется разделительный баланс, а при реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования - передаточный акт.

Как уже было сказано ранее, эти документы должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Причем, передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о реорганизации юридического лица, и представляются вместе с учредительными документами для регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц (п. 2 ст. 55 ГК). Таким образом, участники (учредители) имеют возможность получить необходимую информацию о том, какие обязательства или имущество передаются в рамках реорганизации. Во избежание возможных злоупотреблений участнику желательно изготовить копию утвержденного передаточного акта или разделительного баланса для себя.

Какой-либо обязательной формы передаточного акта или разделительного баланса на сегодняшний день законодательство не устанавливает. На практике разделы данных документов обычно соответствуют разделам бухгалтерского баланса, что значительно упрощает их понимание и дает повод советовать пригласить для изучения указанных документов квалифицированного бухгалтера или аудитора. К вопросу составления разделительного баланса следует подойти с высокой степенью ответственности, принимая во внимание следующие аспекты, что в переходный период с момента принятия решения о реорганизации и утверждении разделительного баланса и до государственной регистрации нового юридического лица (лиц) возможны создание, приобретение или выбытие основных средств, нематериальных активов, запасов, кредиторской и дебиторской задолженности, а также иного имущества, отражаемого на забалансовых счетах реорганизуемого хозяйственного общества, принадлежащего третьим лицам, однако находящегося у этого юридического лица во владении, пользовании или на ином правовом основании. Для разрешения возможных впоследствии споров, связанных с указанными выше обстоятельствами, рекомендуется закрепить в разделительном балансе функциональный принцип, то есть принцип следования обязательства за переданным имуществом. Таким образом, происходящие изменения будут впоследствии отражаться у того субъекта, который в результате реорганизации получит то имущество, за которым «следует» изменившееся обстоятельство.

Также разделительный баланс может предусматривать, что права и обязанности, связанные с осуществлением, например, лицензируемых видов деятельности, переходят к вновь созданному юридическому лицу с момента получения последним соответствующего специального разрешения (лицензии). До момента получения указанных документов такая деятельность может при необходимости продолжать осуществляться тем субъектом, который осуществлял ее ранее. Эти нюансы необходимо детально оговаривать еще на стадии принятия решения о реорганизации, потому что впоследствии наличие споров и конфликтов в этой сфере затронет не только субъектов, непосредственно участвовавших в реорганизации, но контрагентов и может негативно повлиять на взаимоотношения с контрагентами. Учитывая длительный (месячный) срок рассмотрения заявления для получения лицензии, и возможность его продления для проведения проверки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, вопрос может приобрести особую остроту.

Возможной гарантией соответствия бухгалтерских данных, содержащихся в разделительном балансе (передаточном акте), фактическому наличию имущества и обязательств, является обязанность реорганизуемого юридического лица провести инвентаризацию активов и обязательств. Эта обязанность установлена ст. 12 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».

Зачастую добровольная реорганизация юридического лица влечет за собой необходимость внесения дополнительных вкладов и пересмотра размера долей участников (учредителей). Размер доли участника в уставном фонде юридического лица определяется в процентах или в виде дроби и обычно соответствует соотношению между стоимостью его вклада в уставный фонд и уставным фондом этого юридического лица. Однако учредительными документами юридического лица может быть предусмотрено и иное.

Действительная стоимость доли участника соответствует части стоимости чистых активов этого юридического лица, пропорциональной размеру его доли.

На практике при присоединении, слиянии или при преобразовании унитарного предприятия в хозяйственное общество возникает ситуация, когда увеличивается уставный фонд. Как уже отмечалось, размер доли, по общему правилу, соответствует вкладу участника в уставный фонд. Однако в большинстве случаев, стоимость чистых активов юридического лица не соответствует размеру уставного фонда (иными словами, юридическое лицо обладает имуществом, которое больше или меньше уставного фонда). В процедуре реорганизации при определении долей определяющую роль могут играть именно размер уставного фонда и вкладов участников, а не стоимость имущества, принадлежащего участвующим в реорганизации юридическим лицам. Таким образом, возможна ситуация, когда участники юридического лица с большой стоимостью чистых активов и маленьким размером уставного фонда при слиянии с юридическим лицом с большим уставным фондом и меньшей стоимостью чистых активом получат меньшие доли в уставном фонде нового юридического лица. Действительная доля указанных лиц в уставном фонде созданного после реорганизации юридического лица будет меньше действительной доли в уставном фонде их старой компании, которая была реорганизована.

А меньший размер доли - это, как минимум, меньший размер дивидендов и уменьшение роли в управлении компанией…

Во избежание подобных ситуаций необходимо производить расчет стоимости чистых активов юридических лиц, участвующих в реорганизации и устанавливать размер долей по соглашению сторон.

Также нужно акцентировать внимание на том, что при реорганизации происходит правопреемство, в том числе по налоговым обязательствам. Поэтому при слиянии или присоединении иного юридического лица всегда необходимо проводить его полную проверку, включающую в себя бухгалтерский и юридический аудит, что позволит иметь полное представление обо всех его обязательствах, в том числе и перед фискальными органами.

Для более детального понимания добровольной процедуры реорганизации юридического лица приведем пример из судебной практики.

Коммерческая организация - общество с ограниченной ответственностью «А» - было создано путем слияния унитарного предприятия «А» и частного унитарного предприятия «Б» и впоследствии зарегистрировано решением Минского городского исполнительного комитета в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В поданном в хозяйственный суд исковом заявлении (учредитель унитарного предприятия «А») указал, что при принятии решения о создании общества с ограниченной ответственностью «А» он неправильно оценил результаты реорганизации, так как полагал, что унитарное предприятие «А» будет существовать самостоятельно. В связи, с чем просил признать недействительным решение (протокол) собрания учредителей общества с ограниченной ответственностью «А».

Как следует из материалов дела, учредителем торгового унитарного предприятия «А» и учредителем частного строительного унитарного предприятия «Б» были приняты решения о реорганизации путем слияния принадлежащих им предприятий с образованием общества с ограниченной ответственностью «А».

На собрании учредителей общества ограниченной ответственностью «А» было принято совместное аналогичное решение, а также определен состав учредителей, наименование, размер и порядок внесения вкладов учредителей в уставный фонд, распределение долей учредителей, порядок совместных действий по созданию и подготовке документов к государственной регистрации общества и другое.

Следовательно, решение (протокол) собрания учредителей общества с ограниченной ответственностью «А» принято собственниками реорганизуемых унитарных предприятий, которые впоследствии и явились учредителями вновь созданного юридического лица.

Согласно п. 1 ст. 53 ГК реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Причем согласно п. 4 ст. 53 ГК юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

Частью первой ст. 16 Закона Республики Беларусь от «О хозяйственных обществах» определено, что слиянием хозяйственных обществ, хозяйственных обществ или юридических лиц иных организационно-правовых форм признается создание нового хозяйственного общества или юридического лица иной организационно-правовой формы путем передачи создаваемому в результате слияния новому юридическому лицу всех прав и обязанностей участвующих в результате слияния хозяйственных обществ, хозяйственных обществ и юридических лиц иных организационно-правовых форм с прекращением их деятельности в порядке, установленном Законом «О хозяйственных обществах» и иными законодательными актами [6].

Таким образом, утверждение истца о незнании действующего законодательства хозяйственный суд не принял во внимание, как необоснованное, не соответствующее материалам дела. Также суд отметил, что незнание законодательства не освобождает от обязанности его соблюдения.

Хозяйственным судом также признана необоснованной ссылка истца на то, что общество с ограниченной ответственностью «А» возникло не в результате слияния двух реорганизуемых юридических лиц, а путем учреждения двумя физическими лицами, что, по мнению истца, противоречит условиям и порядку реорганизации юридических лиц.

Согласно ч. 2 ст. 16 Закона «О хозяйственных обществах» хозяйственные общества и юридические лица иных организационно - правовых форм, участвующие в слиянии заключают договор о слиянии, в котором определяют порядок и условия слияния.

Общее собрание участников каждого из участвующих в слиянии хозяйственных обществ и учредители (участники) каждого из участвующих в слиянии юридических лиц иных организационно-правовых форм или органы управления таких юридических лиц, уполномоченные на то учредительными документами, утверждают договор о слиянии.

Совместное общее собрание хозяйственных обществ и учредителей (участников) юридических лиц иных организационно - правовых форм или органов управления таких юридических лиц, уполномоченных на то учредительными документами, участвующих в слиянии, утверждает учредительные документы возникающего хозяйственного общества или юридического лица иной организационно-правовой формы и образует его органы.

Формы реорганизации унитарного предприятия, установленные п. 2 ст. 113 ГК, а равно закрепленные в данном пункте основания ее осуществления, не являются исчерпывающими для названного субъекта права, в связи с чем принятие собственником имущества унитарного предприятия решение о реорганизации в форме преобразования в хозяйственное общество (с последующим заключением им учредительного договора с иными лицами - потенциальными участниками и внесением ими вкладов в уставной фонд хозяйственного общества, созданного путем преобразования) может иметь место как не противоречащее действующему законодательству основание для создания хозяйственного общества и его государственной регистрации.

Аналогичная позиция нашла свое отражение и в письме Министерства юстиции Республики Беларусь от 21.07.2004 № 05 - 05/1399 - 1 «О правовых основаниях государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате преобразования унитарных предприятий в хозяйственные общества».

На основании изложенного хозяйственный суд не усмотрел оснований для признания недействительным решения (протокола) собрания учредителей общества с ограниченной ответственностью «А» [22, с. 30].

.2 Процедура принудительной реорганизации юридического лица

Принудительная реорганизация юридического лица осуществляется в случаях, установленных законом, лишь с согласия уполномоченных государственных органов или суда. Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган юридического лица или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществляет реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом поручает ему осуществлять реорганизацию этого юридического лица.

С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс (разделение, выделение) или передаточный акт (слияние, присоединение, преобразование) передает их на рассмотрение суду вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц [3].

Юридическое значение передаточного акта и разделительного баланса заключается в определении этими документами состава прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику, в том числе и обязательств, оспариваемых сторонами. Однако неотражение в них тех или иных прав и обязанностей реорганизованных юридических лиц (например, обязательств, не выявление на момент реорганизации) не препятствует их переходу к правопреемникам. Споры между правопреемниками в дальнейшем разрешаются в установленном законодательством общем порядке [3].

В процессе принудительной реорганизации любая из форм может быть болезненно не только для субъектов, непосредственно участвующих в этом процессе, но и для третьих лиц. Очень часто после реорганизации кредитор не может обнаружить правопреемников своего должника. Процесс реорганизации таит в себе значительные опасности для кредиторов - контрагентов реорганизуемых юридических лиц. Они могут столкнуться с ситуацией, когда имеющиеся перед ними у юридического лица обстоятельства после разделения и выделения окажутся переданными наиболее слабым в имущественном отношении преемникам.

С учетом этих обстоятельств законодатель обращает свое внимание на защиту прав кредиторов в случае реорганизации. Так ст. 56 ГК предусматривает, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения и или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

Как следует из приведенной выше нормы, данное уведомление должно быть направленно каждому кредитору учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации.

Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

При проведении реорганизации могут пострадать интересы не только добросовестных кредиторов, но и интересы самого, например, юридического лица и, как следствие, его участников и работников. При этом наиболее опасным в этом смысле является период с момента принятия решения о реорганизации юридического лица и утверждение разделительного баланса и до государственной реорганизации новых юридических лиц.

После утверждения разделительного баланса все имущество в разрезе реорганизуемого юридического лица и вновь создаваемого (создаваемых) в ходе реорганизации, то есть всех участников реорганизационного процесса, обособляется, первичная учетная документация соответствующим образом маркируется и обеспечиваются разделительные места учета и хранения такой документации.

Учетная политика в период с момента утверждения разделительного баланса и до окончания процедуры реорганизации должна обеспечить фиксацию изменений в составе имущества, прав и обязательств, которые произошли с даты разделительного баланса (не даты утверждения разделительного баланса, но даты, на которую разделительный баланс был составлен). При необходимости соответствующие изменения должны быть внесены в учетную политику реорганизуемого юридического лица с учетам требования положений законодательства.

Разделительный баланс должен четко закреплять те принципы, на которых будут строиться взаимоотношения субъектов, связанных с процедурами реорганизации, с учетом тех нюансов, что в переходный период возможны создание, приобретение или выбытие основных средств, нематериальных активов, запасов, кредиторской и дебиторской задолженности, а также иного имущества, отражаемого на забалансовых счетах реорганизуемого юридического лица.

Основанием для принятия решения о реорганизации убыточных сельскохозяйственных организаций уполномоченными государственными органами являются результаты их хозяйственной деятельности, отраженные в бухгалтерской отчетности этих организаций за последних три года до принятия этими органами решения об их реорганизации.

Уполномоченные государственные органы для оценки результатов хозяйственной деятельности сельскохозяйственной организации проводят анализ текущей деятельности ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, обеспеченности финансовых обязательств, в том числе просроченных, активами и анализ структуры имеющейся кредиторской задолженности.

Решение о реорганизации убыточной сельскохозяйственной организации может быть обжаловано в судебном порядке.

Уполномоченным государственным органом, принявшим решение о реорганизации убыточной сельскохозяйственной организации, в течении семи дней со дня принятия решения создается комиссия по реорганизации и устанавливаются порядок и срок ее деятельности.

В состав комиссии по реорганизации включаются руководитель реорганизуемой убыточной сельскохозяйственной организации, его заместители, представители профессионального союза этой организации (в случае, если он создан), уполномоченного государственного органа, принявшего решение о реорганизации, местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого расположены земли, находившиеся в пользовании реорганизуемой убыточной сельскохозяйственной организации, а также представители местных финансовых и налоговых органов [18, с. 121].

Кроме лиц, по усмотрению уполномоченного государственного органа, принявшего решение о реорганизации убыточной сельскохозяйственной организации, в состав комиссии по реорганизации могут быть включены представители иных организаций, а также другие работники (члены) реорганизуемой убыточной сельскохозяйственной организации.

Работой комиссии по реорганизации руководит председатель комиссии. Уполномоченный государственный орган, принявший решение о реорганизации убыточной сельскохозяйственной организации, назначает председателя комиссии в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Заседание комиссии по реорганизации проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и являются правомочными, если на них присутствуют не менее двух третей от общего числа членов комиссии.

Решение комиссии по реорганизации принимаются двумя третями голосов от числа присутствующих на заседании.

Решение комиссии по реорганизации оформляются протоколами, которые подписываются председателем и членами комиссии.

В полномочия комиссии по реорганизации входит:

помещение в периодическом печатном издании, где публикуются сведения о зарегистрированных и ликвидированных субъектах хозяйственной деятельности, сообщение о реорганизации убыточной реорганизуемой убыточной сельскохозяйственной организации;

принимают меры по выявлению и погашению кредиторской и дебиторской задолженности реорганизуемой убыточной задолженности реорганизуемой убыточной сельскохозяйственной организации;

принимает решение о проведении инвентаризации имущества реорганизуемой убыточной сельскохозяйственной организации, устанавливает сроки ее проведения, осуществляет проверку полноты и правильности инвентаризации и оценки имущества;

организует подготовку и проведение общего собрания работников (членов) реорганизуемой убыточной сельскохозяйственной организации;

при создании в процессе реорганизации убыточной сельскохозяйственной организации нового юридического лица обеспечивает подготовку учредительных документов и решает иные вопросы, связанные с созданием этого юридического лица;

обеспечивает составление передаточного акта или разделительного баланса, которые предписываются председателем и членами комиссии и утверждаются государственным органом, принявшим решение о реорганизации убыточной сельскохозяйственной организации;

составляет список работников (членов) реорганизуемой убыточной сельскохозяйственной организации;

при необходимости может привлекать на договорной основе специалистов в качестве экспертов и консультантов по вопросам реорганизации убыточной сельскохозяйственной организации.

Комиссия по реорганизации в десятидневный срок после ее создания обязана письменно уведомить кредиторов о реорганизации убыточной сельскохозяйственной организации.

Таким образом, законодательством Республики Беларусь предусмотрены следующие процедуры реорганизации: добровольный (по решению участников); разрешительный (с согласия государственных органов) принудительный (по решению уполномоченных органов государственной власти или суда).

юридическое лицо реорганизация ликвидация

Заключение

В процессе написания курсовой работы сделаны следующие выводы.

В соответствии с законодательством можно выделить два критерия классификации разновидностей прекращения деятельности юридических лиц - в зависимости от органа, принявшего решение о прекращении деятельности субъекта, либо в зависимости от наличия правопреемства.

В зависимости от органа, принимающего решение о прекращении деятельности юридического лица, можно выделить добровольное и принудительное прекращение деятельности. Добровольное прекращение происходит в случае принятия решения об этом самим юридическим лицом, т.е. по решению его учредителей (участников) либо органа, имеющего в силу учредительных документов соответствующие полномочия. Принудительное прекращение деятельности юридического лица происходит по решению суда (в большинстве случаев) либо по решению уполномоченных государственных органов.

В зависимости от наличия правопреемства различают такие виды прекращения деятельности юридических лиц, как реорганизация и ликвидация.

Как видно из гражданского законодательства и судебной практики проблемы прекращения деятельности юридических лиц занимают важное место и приобрели актуальность в Республики Беларусь, так как происходит выбытие лица из числа субъектов гражданского права и на сегодняшний день недостаточно урегулированы вопросы защиты интересов кредиторов юридического лица. С целью их защиты необходимо внести в Гражданский кодекс Республики Беларусь положения, которые бы обеспечили дополнительные государственные гарантии обеспечения требований кредиторов при недостаточности у ликвидируемого юридического лица средств на их погашение.

Сущность реорганизации юридического лица состоит в том, что ее последствием является не прекращение его деятельности, а общее (универсальное) правопреемство.

Гражданский кодекс Республики Беларусь предусматривает пять форм реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них в порядке универсального правопреемства переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 54 ГК).

При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу к последнему в порядке универсального правопреемства переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 2 ст. 54 ГК).

В случае разделения юридического лица его права и обязанности в порядке правопреемства переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом (п. 3 ст. 54 ГК).

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц в порядке правопреемства к каждому из них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица (п. 4 ст. 54 ГК).

При преобразовании юридического лица оно приобретает новую организационно-правовую форму, вследствие чего к вновь возникшему юридическому лицу в порядке универсального правопреемства переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу (п. 5 ст. 54 ГК).

Реорганизация юридического лица, как правило, осуществляется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Однако, в случаях и в порядке, установленных законодательством, реорганизация юридического лица осуществляется по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. В случае реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведений о вновь созданном юридическом лице.

В заключении курсовой работы следует отметить, что множественность нормативных правовых актов о деятельности юридических лиц затрудняет их применение на практике и свидетельствует о необходимости их совершенствования и систематизации. В связи с этим следовало бы в едином законе установить и детализировать правила и этапы реорганизационного процесса для всех юридических лиц, определить более широкий перечень органов печати, в которых публикуются данные о реорганизации и ликвидации юридических лиц. Представляется, что наиболее оптимальным решением по объединению разрозненных актов законодательства относительно государственной регистрации, реорганизации и ликвидации субъектов хозяйствования, было бы принятие единого Закона «О государственной регистрации, реорганизации и ликвидации (прекращении деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Список использованных источников

1.Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48с.

2.Банковский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 25 окт. 2000 г., № 441-З: текст Кодекса по состоянию на 13 июля 2012 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.

.Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-З: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г., одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 8 янв. 2014 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.

.Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 22 июня 2001 г., № 37-З: принят Палатой представителей 30 мая 2001 г., одобрен Советом Респ. 8 июня 2001 г.: текст Кодекса по состоянию на 12 июля 2013 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.

5.О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1: в ред. Декрета от 24 янв. 2013 г. № 2 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.

6.О хозяйственных обществах: Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года № 2020-ХII: в редакции Закона от 15 июля 2010 года № 168-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.

.О лицензировании отдельных видов деятельности: Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450: в ред. Указа от 16 янв. 2014 г. № 39 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.

8.О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей: постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 дек. 2006 г. № 18: в ред. постановления от 24 апр. 2013 г. № 2 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.

9.Байдан, Л. Основные мотивы ликвидации субъектов хозяйствования в судебном порядке / Л. Байдан, В. Денисова // Юрист. - 2010. - № 7. - С. 7-10.

10.Бакиновская, О.А. Хозяйственное право: Учебное пособие / О.А. Бакиновская, И.А. Шарапа, Ю.А. Амельченя. - Минск: Изд-во Гревцова, 2010. - 416 с.

.Борчук, Ю.З. Основные новации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования» / Ю.З. Борчук // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. - 2009. - № 8. - С. 55-63.

.Буга, Д.М. Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 года № 1 «О государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования» и Положению о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденному Декретом № 1 / Д.М. Буга // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2014.

13.Ваулин, В.П. Реорганизация коммерческой организации: некоторые аспекты правового регулирования и практики / В.П. Ваулин // Право Беларуси. - 2005. - № 12. - С. 45-51.

14.Горностаева, Ю.С. Совершенствование порядка реорганизации субъектов хозяйствования по решению собственника / Ю.С. Горностаева // Весник ВХС. - 2010. - № 9. - С. 27-29.

15.Гуреев, А.В. Реорганизация и ликвидация юридических лиц и прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей по решению хозяйственного суда / А.В. Гуреев // Весник ВХС. - 2010. - № 10. - С. 91-94.

16.Королева, В.Б. Юридические лица / В.Б. Королева. - Минск: БИП-С Плюс, 2007. - 92 с.

17.Маньковский, И.А. Субъекты гражданского права: Монография / И.А. Маньковский, С.С. Вабищевич. - Минск: Молодежное, 2010. - 496 с.

.Маньковский, И.А. Юридические лица: научно-практическое исследование сущности и современного правового положения: Монография / И.А. Маньковский, С.С. Вабищевич. - Минск: Молодежное, 2009. - 304 с.

19.Ответственность субъектов хозяйствования // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2014.

20.Практика рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации: Обобщение судебной практики рассмотрения хозяйственным судом Минской области в 2012 г. дел о ликвидации субъектов хозяйствования // Сайт Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">21.Рогожкина, Т. Реорганизация субъектов хозяйствования по решению регистрирующих органов / Т. Рогожкина // Юстиция Беларуси. - 2005. - № 3. - С. 70-74.

22.Сушко, О.В. Судебная практика по делам о ликвидации юридических лиц и прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей / О.В. Сушко, Т.В. Климова // Весник ВХС. - 2009. - № 15. - С. 30-34.

23.Тихиня, В.Г. Основные тенденции и перспективы развития хозяйственного законодательства в Республике Беларусь: общий взгляд на проблему / В.Г. Тихиня // Проблемы совершенствования хозяйственного законодательства Республики Беларусь на современном этапе: материалы Международной научно-практической конференции // БГЭУ. - Отв. ред. Новикова. - Минск, 2004. - С. 31-34.

.Шалаева, Т.З. Хозяйственное право: Учебно-методическое пособие / Т.З. Шалаева. - Брест: Издательство БрГУ, 2004. - 84 с.

.Шашок, И.В. Реорганизация коммерческих организаций: основания и этапы процедуры / И.В. Шашок // Юридический мир. - 2006. - № 9. - С. 66-72.

Похожие работы на - Прекращение деятельности юридических лиц

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!