Статистика товародвижения и товарооборота
План
1. Система показателей статистики товародвижения и товарооборота
2. Задача 1
3. Задача 2
4. Задача 3
5. Задача 4
Список использованной литературы
Приложения
1. Система показателей статистики товародвижения и товарооборота
Функциональные задачи статистики товародвижения и
товарооборота можно сформулировать следующим образом:
. сбор, сводка и обработка информации о товарообороте
на уровне предприятий, фирм, каналов товародвижения (торгово-сбытовых систем),
регионов и в целом по стране; общем объеме товарооборота и продаже отдельных
продуктов и услуг;
2. оценка и анализ отдельных этапов товародвижения, его
звенности, уровней и длины каналов товародвижения, форм сбытового и
торгово-посреднического товарооборота, формирования и использования товарных
ресурсов;
. анализ объема товарооборота, его товарной структуры
и ассортимента;
. анализ динамики товарооборота;
. анализ товарооборота на душу населения и процесса
удовлетворения покупательского спроса;
. региональный анализ товарооборота.
Эти задачи конкретизируются и дифференцируются при
статистическом изучении подотраслей (субрынков), в частности статистики сбыта и
продажи средств производства, статистики оптового и розничного товарооборота
продуктов народного потребления, статистики массового питания, статистики
услуг. Систему показателей статистики товародвижения и товарооборота можно
представить в виде схемы [Приложение 1]
В ходе реализации задач по оценке и анализу товарооборота в
целом или каких-то его составляющих могут возникнуть дополнительные задачи по
выявлению и интерпретации причинно-следственных связей, характеристике
факторов, которые обусловили характер развития товарооборота.
Товародвижение и товарооборот характеризуются общей системой
показателей. Главный показатель товародвижения - звенность - рассчитывается с
помощью показателей товарооброта.
Товарооборот является центральным показателем статистики
рынка. Он используется в оценках конъюнктуры рынка, рассматривается как
показатель объема товарной массы и как показатель размера торгового предприятия,
как показатель денежной выручки торгово-сбытового предприятия за проданные
товары и как показатель размера денежных расходов покупателей на приобретение
товаров.
Товарооборот измеряется в стоимостных единицах и в
натуральном выражении. В стоимостных единицах величина товарооборота (О)
соответствует произведению:
где р - цена единицы товара;- количество проданных товаров.
С процессом товародвижения непосредственно связан показатель,
характеризующий участие в рыночном процессе торговых посредников, который
называется валовым товарооборотом.
Сумма всех продаж товара на пути движения от производителя к
потребителю образует валовой товарооборот (Овал)
,
который зависит от количества проданных товаров (Q) и числа
перепродаж (N), т.е. звеньев товародвижения.
товародвижение товарооборот показатель статистика
Данный показатель, если на время абстрагироваться от цен,
потерь и т.п., зависит от количества проданных товаров и числа перепродаж, т.е.
звеньев товародвижения.
Размер валового товарооборота прямо пропорционален числу
перепродаж, т.е. он включает повторный счет и не отражает реального объема
проданных товаров.
Реальный объем товаров отражает чистый товарооборот - это
товарооборот, освобожденный от повторного счета и равный конечной продаже
товара (Очист).
Конечная продажа товара означает, что данный товар больше
перепродаваться не будет. Розничный товарооборот всегда относится к категории
чистого товарооборота. Конечная продажа означает, что данная партия товара
больше продаваться не будет. Это означает в масштабах всей торговли, что товар
вышел за границу сферы товарного обращения, а в масштабе отдельного региона,
отдельного канала товародвижения, отдельной фирмы - что товар продан за их
пределы и в данном регионе (канале, фирме) больше продаваться не будет.
Розничный товарооборот, характеризующий продажу товаров конечным потребителям и
их переход в сферу личного потребления, всегда относится к категории чистого
товарооборота.
Чистый товарооборот применяется для характеристики результата
коммерческой деятельности торгового или сбытового предприятия, используется для
оценки его размера, является базой для расчета уровня издержек обращения и
рентабельности. Чистый товарооборот - главный оценочный и базовый показатель
статистики товарооборота. Его используют для оценки размера предприятия, для
расчета уровня издержек обращения и рентабельности.
Продажа товаров фирмами друг другу для каждой из них является
чистым товарооборотом, но для всей совокупности фирм они являются внутренним
оптовым товарооборотом, и представляет собой повторный счет.
Показатель числа перепродаж товара, или коэффициент звенности
(коммерческой, или торгово-организационной), рассчитывается как отношение
валового товарооборота к чистому:
Эта формула дает верный результат при условии, что все
товары, влившиеся в сферу товарного обращения, дошли до конечного звена. На
практике необходимо делать поправку на изменение товарных запасов:
при увеличении запасов числитель и знаменатель надо увеличить
на сумму прироста;
при уменьшении - уменьшить на сумму сокращения.
В этом случае коэффициент звенности рассчитывают по формуле:
,
где З - товарные запасы.
Расчет по этой формуле дает верные результаты при условии,
что все товары, влившиеся в сферу товарного обращения, без потерь и изменения
товарных запасов дошли до конечного звена. На практике необходимо делать
поправку на изменение товарных запасов (потерь).
Если известны товарные запасы на начало и конец периода, то ΔЗ равен разности запасов на начало и конец периода:
ΔЗ = З к − З н,
где Зк - запасы на конец периода;
Зн - запасы на начало периода;
ΔЗ - изменение (прирост)
запасов.
Когда нет прямых сведений о товарных запасах, то их прирост
можно определить, пользуясь балансовой формулой движения товаров:
,
где П - поступление товаров;
Р - реализация товаров.
Отсюда,
.
По признаку покупателя, т.е. в зависимости от того, кто
покупает товар, товарооборот подразделяется на оптовый и розничный.
Оптовым товарооборотом называется продажа товаров крупными
партиями производственными, сбытовыми, торговыми предприятиями другим торговым
предприятиям для последующей перепродажи, а также производственным и массовым
потребителям.
Оптовая продажа через канал нулевого уровня или одноуровневый
называется транзитом или транзитным товарооборотом, через двух и более
уровневые - складским товарооборотом.
Розничный товарооборот - продажа товаров предприятиями,
объединениями, физическими лицами населению для конечного потребления. Под
товарооборотом понимают только куплю-продажу товаров.
Самостоятельным показателем является мелкооптовый
товарооборот, занимающий промежуточное положение между оптовым и розничным. Это
продажа товаров массовым потребителям или торговым посредникам, а также
отдельным лицам, небольшими по сравнению с оптовыми партиями. [7]
Самостоятельной позицией в системе показателей товарооборота
выделяется продажа услуг.
К потребительским услугам относят:
. бытовые услуги;
. жилищно-коммунальные услуги;
. услуги транспорта и связи;
. медицинские услуги;
. спортивно-оздоровительные услуги;
. юридические услуги и другие.
Продажа потребительских услуг - процесс оказания услуг в
обмен на деньги, который совершается в специализированных предприятиях и
учреждениях, а также на дому у потребителей и заключается в действиях,
направленных на удовлетворение соответствующих потребностей населения.
Основные показатели товарооборота относятся к абсолютным
показателям. Исключение составляет товарооборот на душу населения. Он
рассчитывается как отношение товарооборота к средней за период (обычно за год)
численности населения. Он может быть вычислен как в стоимостном, так и в
натуральном выражении, как по всему населению, так и по отдельным его группам:
где Д - товарооборот на душу населения;- численность
населения.
Важной качественной характеристикой товарооборота и составной
частью системы показателей пропорциональности рынка служат показатели структуры
товарооборота. Глобальными показателями структуры товарооборота, используемыми
в конъюнктурном анализе, считаются удельные веса средств производства,
предметов потребления и услуг. К основным показателям пропорциональности рынка
можно отнести долю отдельных социальных групп населения в общем объеме покупок
продуктов и услуг [2].
Показатели структуры товарооборота являются составной частью
системы показателей пропорциональности рынка и важной качественной
характеристикой товарооборота.
В систему показателей товарооборота входят три показателя
товарной структуры: абсолютный размер продажи отдельного товара и товарной
группы и 4 вида относительных показателя:
. абсолютный размер продажи отдельного товара;
. удельный вес (доля) каждого товара (товарной группы) в
общем объеме товарооборота:
Он показывает, сколько денег из каждых 100 руб.,
израсходованных на покупку данного i-го товара.
. соотношение продаж двух товаров (товарных групп):
Он показывает сколько денег израсходовано на покупку товара А
в расчете на каждые 100 руб., израсходованных на покупку товара Б.
Показатели товарной структуры товарооборота используются для
оценки и анализа пропорциональности развития товарооборота.
2.
Задача 1
Задание 1.
Определите с помощью индексного анализа
влияние цены и объема продаж на изменение динамики товарооборота. Сделайте
выводы.
Таблица 1 - Цена и объем продаж
Товар
|
Цена, руб. /
шт.
|
Объем продаж,
шт.
|
|
2011 г.
|
2012 г.
|
2011 г.
|
2012 г.
|
А
|
410
|
454
|
1335
|
1108
|
Б
|
250
|
280
|
2240
|
2700
|
В
|
140
|
110
|
815
|
1300
|
Решение:
Нужно определить влияние цены и объема
продаж на изменение динамики товарооборота с помощью индексов цены и объема
продаж.
где - стоимость реализованных товаров
(товарооборот) в отчетном периоде,
- стоимость реализованных товаров (товарооборот) в отчетном
периоде по ценам базисного периода.
на 6,9% выросли цены в отчетном году по сравнению с базисным.
- стоимость реализованных товаров (товарооборот) в базисном
периоде по ценам отчетного периода.
на 7,3% увеличился объем продаж в отчетном году по сравнению с
базисным.
на 14,7% увеличился товарооборот в отчетном году по сравнению с
базисным.
Ip*Iq=
1,069*1,073= 1,147
Определяем абсолютное изменение товарооборота.
∆pq = Ʃplql - Ʃp0q0
∆pq = 1 402
032 - 1 221 450 = 180 582 руб., в том числе в результате изменения:
а) объема продаж:
∆pq (q) = Ʃp0q1 - Ʃp0q0
∆pq (q) =1 311 280 - 1 221 450 = 89 830 руб. - товарооборот увеличился
б) цен:
∆pq (p) = Ʃplql - Ʃp0ql
∆pq (p) = 1 402 032 - 1 311 280 = 90 752 руб. - товарооборот увеличился
∆pq = ∆pq (q) + ∆pq (p)
∆pq = 89 830
+ 90 752 = 180 582 руб.
Ответ: товарооборот в отчетном году увеличился на 14,7% за счет
увеличения объема продаж на 7,3% и за счет увеличения цены на 6,9%.
3.
Задача 2
Задание 2.
Определите коэффициенты равномерности и
ритмичности поставок товара в торговый центр. Сделайте выводы.
Таблица 2 - Поступление товара А
Квартал
|
Поставка, тыс.
ед.
|
|
по договору
|
фактически
|
50
|
47
|
2
|
50
|
58
|
3
|
50
|
50
|
4
|
50
|
62
|
Решение:
Рассчитаем процентное соотношение
поступления товара А:
Квартал
|
Поставка, тыс.
ед.
|
|
по договору
|
%
|
фактически
|
%
|
1
|
50
|
|
47
|
94
|
2
|
50
|
|
58
|
116
|
3
|
50
|
|
50
|
100
|
4
|
50
|
|
62
|
124
|
Всего за год
|
200
|
100
|
217
|
108,5
|
К рав. =
100 - V;
где V - коэффициент вариации;
где Q -
среднеквадратическое отклонение;
х0
- % выполнения плана реализации за год;
где: n - число
кварталов;
х1
- процент выполнения плана реализации за каждый квартал.
Находим коэффициент вариации и коэффициент равномерности поставок
товара в торговый центр.
, К рав. = 100 - 11,09 = 88,91%
Коэффициент поставок товара в торговый центр за отчетный период
составил 11,09%, отсюда, выполнение плана поступления товара в торговый центр
было равномерным только на 88,91%.
Ответ: расчет коэффициентов равномерности и ритмичности
поставок товара в торговый центр показывает, что срок поставок товара был либо
раньше, либо позднее, чем указано в договоре.
4.
Задача 3
Задание 3
В 2011 г. цена продажи товара составила 370 руб. /шт., а в
2012 г. - 450 руб. /шт. Индекс потребительских цен за 2012 г. в регионе
составил 106,9%.
Определите номинальный и реальный (без учета инфляции) рост
цен на товар.
Решение:
Ответ: номинальный рост цен на товар в регионе составил 21,6%, а
реальный рост цен на товар составил 13,8%.
5.
Задача 4
Задание 4.
Темп роста цен в Кировской области в % к
последнему месяцу предыдущего квартала в 2012 году составил:
|
1-ый квартал
|
2-ой квартал
|
3-ий квартал
|
4-ый квартал
|
Хлеб
|
100,6
|
108,1
|
104,1
|
Молоко
|
99,9
|
100,2
|
100,1
|
105,3
|
Среднедушевое потребление хлеба и хлебобулочных изделий в
области в 2011 году составило 129 кг, в 2012 году - 128 кг, молока и молочных
продуктов соответственно 284 л и 294 л.
Определить эластичность потребления хлеба и молока в
зависимости от изменения цен. Сделать выводы.
Решение:
где ∆у - прирост спроса по отношению к базовому
показателю у
∆х - прирост факторного признака по отношению к
базовому значению показателя х.
Темп прироста среднедушевого потребления хлеба и хлебобулочных
изделий в области в 2012 году составил: (100 - 99,2) = - 0,8%.
Темп роста цен на хлеб и хлебобулочные изделия в области в 2012
году составил 13,9%.
Т. к коэффициент эластичности равен - 0,06%, меньше 0 и больше -
1, то спрос хлеб и хлебобулочные изделия в области не эластичный и при
увеличении цены на 1% спрос снижается на 0,06%. Это значит, что объём спроса
изменяется на меньший процент, чем цена и что товар не эластичен и его спрос не
сильно реагирует на изменение ценового фактора. Связь обратная.
Темп прироста среднедушевого потребления молока и молочных
продуктов в области в 2012 году составил: (100 - 103,5) = 3,5%.
Темп роста цен на молоко и молочные продукты в области в 2012 году
составил 5,5%.
Т.к. коэффициент эластичности равен 0,64%, меньше 1 и больше 0, то
спрос на молоко и молочные продукты в области не эластичный и при увеличении
цены на 1% спрос снижается на 0,64%. Это значит, что объём спроса изменяется на
меньший процент, чем цена; т.е. при увеличении цены в определённое число раз,
спрос на заданный товар увеличится в меньшее число раз. Связь прямая.
Ответ: эластичность потребления хлеба и молока в зависимости от
изменения цен не эластична.
Список
использованной литературы
1. И.К.
Беляевский, Л.А. Данченок, А.В. Коротков, Н.В. Татаркова Статистика рынка
товаров и услуг: учебно-практическое пособие/ Московский государственный
университет экономики, статистики и информатики, 2006. - 143 с.
2. Л.А.
Давыдов Статистика. Все формулы. - М.: Инфа-М, 2005. - 24с.
. В.Г.
Ионина Статистика: учебное пособие для вузов/ под ред.В.Г. Ионина. - Изд.2-е,
перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 384 с
. М.Р.
Ефимова Общая теория статистики. Учебник. - М.: Экономистъ, 2005. - 416 с.
. М.Р.
Ефимова Социально-экономическая статистика: учебник / под ред. М.Р. Ефимовой. -
2-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 591 с. -
(Основы наук).
. В.С.
Мхитарян Статистика: учебник для вузов/ под ред.В.С. Мхитаряна. - М.:
Экономистъ, 2005
. Т.В.
Чернова Экономическая статистика Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999
[Электронный ресурс], Режим доступа: #"724001.files/image033.gif">