Статистика товародвижения и товарооборота

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    68,17 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Статистика товародвижения и товарооборота

План

 

1. Система показателей статистики товародвижения и товарооборота

2. Задача 1

3. Задача 2

4. Задача 3

5. Задача 4

Список использованной литературы

Приложения

1. Система показателей статистики товародвижения и товарооборота

Функциональные задачи статистики товародвижения и товарооборота можно сформулировать следующим образом:

.        сбор, сводка и обработка информации о товарообороте на уровне предприятий, фирм, каналов товародвижения (торгово-сбытовых систем), регионов и в целом по стране; общем объеме товарооборота и продаже отдельных продуктов и услуг;

2.      оценка и анализ отдельных этапов товародвижения, его звенности, уровней и длины каналов товародвижения, форм сбытового и торгово-посреднического товарооборота, формирования и использования товарных ресурсов;

.        анализ объема товарооборота, его товарной структуры и ассортимента;

.        анализ динамики товарооборота;

.        анализ товарооборота на душу населения и процесса удовлетворения покупательского спроса;

.        региональный анализ товарооборота.

Эти задачи конкретизируются и дифференцируются при статистическом изучении подотраслей (субрынков), в частности статистики сбыта и продажи средств производства, статистики оптового и розничного товарооборота продуктов народного потребления, статистики массового питания, статистики услуг. Систему показателей статистики товародвижения и товарооборота можно представить в виде схемы [Приложение 1]

В ходе реализации задач по оценке и анализу товарооборота в целом или каких-то его составляющих могут возникнуть дополнительные задачи по выявлению и интерпретации причинно-следственных связей, характеристике факторов, которые обусловили характер развития товарооборота.

Товародвижение и товарооборот характеризуются общей системой показателей. Главный показатель товародвижения - звенность - рассчитывается с помощью показателей товарооброта.

Товарооборот является центральным показателем статистики рынка. Он используется в оценках конъюнктуры рынка, рассматривается как показатель объема товарной массы и как показатель размера торгового предприятия, как показатель денежной выручки торгово-сбытового предприятия за проданные товары и как показатель размера денежных расходов покупателей на приобретение товаров.

Товарооборот измеряется в стоимостных единицах и в натуральном выражении. В стоимостных единицах величина товарооборота (О) соответствует произведению:


где р - цена единицы товара;- количество проданных товаров.

С процессом товародвижения непосредственно связан показатель, характеризующий участие в рыночном процессе торговых посредников, который называется валовым товарооборотом.

Сумма всех продаж товара на пути движения от производителя к потребителю образует валовой товарооборот (Овал)

,

который зависит от количества проданных товаров (Q) и числа перепродаж (N), т.е. звеньев товародвижения.

товародвижение товарооборот показатель статистика

Данный показатель, если на время абстрагироваться от цен, потерь и т.п., зависит от количества проданных товаров и числа перепродаж, т.е. звеньев товародвижения.

Размер валового товарооборота прямо пропорционален числу перепродаж, т.е. он включает повторный счет и не отражает реального объема проданных товаров.

Реальный объем товаров отражает чистый товарооборот - это товарооборот, освобожденный от повторного счета и равный конечной продаже товара (Очист).

Конечная продажа товара означает, что данный товар больше перепродаваться не будет. Розничный товарооборот всегда относится к категории чистого товарооборота. Конечная продажа означает, что данная партия товара больше продаваться не будет. Это означает в масштабах всей торговли, что товар вышел за границу сферы товарного обращения, а в масштабе отдельного региона, отдельного канала товародвижения, отдельной фирмы - что товар продан за их пределы и в данном регионе (канале, фирме) больше продаваться не будет. Розничный товарооборот, характеризующий продажу товаров конечным потребителям и их переход в сферу личного потребления, всегда относится к категории чистого товарооборота.

Чистый товарооборот применяется для характеристики результата коммерческой деятельности торгового или сбытового предприятия, используется для оценки его размера, является базой для расчета уровня издержек обращения и рентабельности. Чистый товарооборот - главный оценочный и базовый показатель статистики товарооборота. Его используют для оценки размера предприятия, для расчета уровня издержек обращения и рентабельности.

Продажа товаров фирмами друг другу для каждой из них является чистым товарооборотом, но для всей совокупности фирм они являются внутренним оптовым товарооборотом, и представляет собой повторный счет.

Показатель числа перепродаж товара, или коэффициент звенности (коммерческой, или торгово-организационной), рассчитывается как отношение валового товарооборота к чистому:


Эта формула дает верный результат при условии, что все товары, влившиеся в сферу товарного обращения, дошли до конечного звена. На практике необходимо делать поправку на изменение товарных запасов:

при увеличении запасов числитель и знаменатель надо увеличить на сумму прироста;

при уменьшении - уменьшить на сумму сокращения.

В этом случае коэффициент звенности рассчитывают по формуле:

,

где З - товарные запасы.

Расчет по этой формуле дает верные результаты при условии, что все товары, влившиеся в сферу товарного обращения, без потерь и изменения товарных запасов дошли до конечного звена. На практике необходимо делать поправку на изменение товарных запасов (потерь).

Если известны товарные запасы на начало и конец периода, то ΔЗ равен разности запасов на начало и конец периода:

ΔЗ = З к − З н,

где Зк - запасы на конец периода;

Зн - запасы на начало периода;

ΔЗ - изменение (прирост) запасов.

Когда нет прямых сведений о товарных запасах, то их прирост можно определить, пользуясь балансовой формулой движения товаров:

,

где П - поступление товаров;

Р - реализация товаров.

Отсюда,

.

По признаку покупателя, т.е. в зависимости от того, кто покупает товар, товарооборот подразделяется на оптовый и розничный.

Оптовым товарооборотом называется продажа товаров крупными партиями производственными, сбытовыми, торговыми предприятиями другим торговым предприятиям для последующей перепродажи, а также производственным и массовым потребителям.

Оптовая продажа через канал нулевого уровня или одноуровневый называется транзитом или транзитным товарооборотом, через двух и более уровневые - складским товарооборотом.

Розничный товарооборот - продажа товаров предприятиями, объединениями, физическими лицами населению для конечного потребления. Под товарооборотом понимают только куплю-продажу товаров.

Самостоятельным показателем является мелкооптовый товарооборот, занимающий промежуточное положение между оптовым и розничным. Это продажа товаров массовым потребителям или торговым посредникам, а также отдельным лицам, небольшими по сравнению с оптовыми партиями. [7]

Самостоятельной позицией в системе показателей товарооборота выделяется продажа услуг.

К потребительским услугам относят:

. бытовые услуги;

. жилищно-коммунальные услуги;

. услуги транспорта и связи;

. медицинские услуги;

. спортивно-оздоровительные услуги;

. юридические услуги и другие.

Продажа потребительских услуг - процесс оказания услуг в обмен на деньги, который совершается в специализированных предприятиях и учреждениях, а также на дому у потребителей и заключается в действиях, направленных на удовлетворение соответствующих потребностей населения.

Основные показатели товарооборота относятся к абсолютным показателям. Исключение составляет товарооборот на душу населения. Он рассчитывается как отношение товарооборота к средней за период (обычно за год) численности населения. Он может быть вычислен как в стоимостном, так и в натуральном выражении, как по всему населению, так и по отдельным его группам:


где Д - товарооборот на душу населения;- численность населения.

Важной качественной характеристикой товарооборота и составной частью системы показателей пропорциональности рынка служат показатели структуры товарооборота. Глобальными показателями структуры товарооборота, используемыми в конъюнктурном анализе, считаются удельные веса средств производства, предметов потребления и услуг. К основным показателям пропорциональности рынка можно отнести долю отдельных социальных групп населения в общем объеме покупок продуктов и услуг [2].

Показатели структуры товарооборота являются составной частью системы показателей пропорциональности рынка и важной качественной характеристикой товарооборота.

В систему показателей товарооборота входят три показателя товарной структуры: абсолютный размер продажи отдельного товара и товарной группы и 4 вида относительных показателя:

. абсолютный размер продажи отдельного товара;

. удельный вес (доля) каждого товара (товарной группы) в общем объеме товарооборота:


Он показывает, сколько денег из каждых 100 руб., израсходованных на покупку данного i-го товара.

. соотношение продаж двух товаров (товарных групп):


Он показывает сколько денег израсходовано на покупку товара А в расчете на каждые 100 руб., израсходованных на покупку товара Б.

Показатели товарной структуры товарооборота используются для оценки и анализа пропорциональности развития товарооборота.

2. Задача 1


Задание 1.

Определите с помощью индексного анализа влияние цены и объема продаж на изменение динамики товарооборота. Сделайте выводы.

Таблица 1 - Цена и объем продаж

Товар

Цена, руб. / шт.

Объем продаж, шт.


2011 г.

2012 г.

2011 г.

2012 г.

А

410

454

1335

1108

Б

250

280

2240

2700

В

140

110

815

1300


Решение:

Нужно определить влияние цены и объема продаж на изменение динамики товарооборота с помощью индексов цены и объема продаж.


где  - стоимость реализованных товаров (товарооборот) в отчетном периоде,

 - стоимость реализованных товаров (товарооборот) в отчетном периоде по ценам базисного периода.


на 6,9% выросли цены в отчетном году по сравнению с базисным.


 - стоимость реализованных товаров (товарооборот) в базисном периоде по ценам отчетного периода.


на 7,3% увеличился объем продаж в отчетном году по сравнению с базисным.


на 14,7% увеличился товарооборот в отчетном году по сравнению с базисным.

Ip*Iq= 1,069*1,073= 1,147

Определяем абсолютное изменение товарооборота.

pq = Ʃplql - Ʃp0q0

pq = 1 402 032 - 1 221 450 = 180 582 руб., в том числе в результате изменения:

а) объема продаж:

pq (q) = Ʃp0q1 - Ʃp0q0

pq (q) =1 311 280 - 1 221 450 = 89 830 руб. - товарооборот увеличился

б) цен:

pq (p) = Ʃplql - Ʃp0ql

pq (p) = 1 402 032 - 1 311 280 = 90 752 руб. - товарооборот увеличился

pq = ∆pq (q) + ∆pq (p)

pq = 89 830 + 90 752 = 180 582 руб.

Ответ: товарооборот в отчетном году увеличился на 14,7% за счет увеличения объема продаж на 7,3% и за счет увеличения цены на 6,9%.

3. Задача 2


Задание 2.

Определите коэффициенты равномерности и ритмичности поставок товара в торговый центр. Сделайте выводы.

Таблица 2 - Поступление товара А

Квартал

Поставка, тыс. ед.


по договору

фактически

50

47

2

50

58

3

50

50

4

50

62


Решение:

Рассчитаем процентное соотношение поступления товара А:

Квартал

Поставка, тыс. ед.


по договору

%

фактически

%

1

50


47

94

2

50


58

116

3

50


50

100

4

50


62

124

Всего за год

200

100

217

108,5


К рав. = 100 - V;

где V - коэффициент вариации;


где Q - среднеквадратическое отклонение;

х0 - % выполнения плана реализации за год;


где: n - число кварталов;

х1 - процент выполнения плана реализации за каждый квартал.

Находим коэффициент вариации и коэффициент равномерности поставок товара в торговый центр.

, К рав. = 100 - 11,09 = 88,91%

Коэффициент поставок товара в торговый центр за отчетный период составил 11,09%, отсюда, выполнение плана поступления товара в торговый центр было равномерным только на 88,91%.


Ответ: расчет коэффициентов равномерности и ритмичности поставок товара в торговый центр показывает, что срок поставок товара был либо раньше, либо позднее, чем указано в договоре.

4. Задача 3


Задание 3

В 2011 г. цена продажи товара составила 370 руб. /шт., а в 2012 г. - 450 руб. /шт. Индекс потребительских цен за 2012 г. в регионе составил 106,9%.

Определите номинальный и реальный (без учета инфляции) рост цен на товар.

Решение:


Ответ: номинальный рост цен на товар в регионе составил 21,6%, а реальный рост цен на товар составил 13,8%.

5. Задача 4


Задание 4.

Темп роста цен в Кировской области в % к последнему месяцу предыдущего квартала в 2012 году составил:


1-ый квартал

2-ой квартал

3-ий квартал

4-ый квартал

Хлеб

100,6

108,1

104,1

Молоко

99,9

100,2

100,1

105,3


Среднедушевое потребление хлеба и хлебобулочных изделий в области в 2011 году составило 129 кг, в 2012 году - 128 кг, молока и молочных продуктов соответственно 284 л и 294 л.

Определить эластичность потребления хлеба и молока в зависимости от изменения цен. Сделать выводы.

Решение:


где ∆у - прирост спроса по отношению к базовому показателю у

х - прирост факторного признака по отношению к базовому значению показателя х.


Темп прироста среднедушевого потребления хлеба и хлебобулочных изделий в области в 2012 году составил: (100 - 99,2) = - 0,8%.


Темп роста цен на хлеб и хлебобулочные изделия в области в 2012 году составил 13,9%.


Т. к коэффициент эластичности равен - 0,06%, меньше 0 и больше - 1, то спрос хлеб и хлебобулочные изделия в области не эластичный и при увеличении цены на 1% спрос снижается на 0,06%. Это значит, что объём спроса изменяется на меньший процент, чем цена и что товар не эластичен и его спрос не сильно реагирует на изменение ценового фактора. Связь обратная.


Темп прироста среднедушевого потребления молока и молочных продуктов в области в 2012 году составил: (100 - 103,5) = 3,5%.


Темп роста цен на молоко и молочные продукты в области в 2012 году составил 5,5%.


Т.к. коэффициент эластичности равен 0,64%, меньше 1 и больше 0, то спрос на молоко и молочные продукты в области не эластичный и при увеличении цены на 1% спрос снижается на 0,64%. Это значит, что объём спроса изменяется на меньший процент, чем цена; т.е. при увеличении цены в определённое число раз, спрос на заданный товар увеличится в меньшее число раз. Связь прямая.

Ответ: эластичность потребления хлеба и молока в зависимости от изменения цен не эластична.

Список использованной литературы


1.       И.К. Беляевский, Л.А. Данченок, А.В. Коротков, Н.В. Татаркова Статистика рынка товаров и услуг: учебно-практическое пособие/ Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2006. - 143 с.

2.      Л.А. Давыдов Статистика. Все формулы. - М.: Инфа-М, 2005. - 24с.

.        В.Г. Ионина Статистика: учебное пособие для вузов/ под ред.В.Г. Ионина. - Изд.2-е, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 384 с

.        М.Р. Ефимова Общая теория статистики. Учебник. - М.: Экономистъ, 2005. - 416 с.

.        М.Р. Ефимова Социально-экономическая статистика: учебник / под ред. М.Р. Ефимовой. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 591 с. - (Основы наук).

.        В.С. Мхитарян Статистика: учебник для вузов/ под ред.В.С. Мхитаряна. - М.: Экономистъ, 2005

.        Т.В. Чернова Экономическая статистика Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999 [Электронный ресурс], Режим доступа: #"724001.files/image033.gif">

Похожие работы на - Статистика товародвижения и товарооборота

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!