Статистический анализ влияния численности населения на объем товарооборота

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    43,11 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Статистический анализ влияния численности населения на объем товарооборота

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Кировский филиал








КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Статистика»

на тему

«Статистический анализ влияния численности населения на объем товарооборота»

Оглавление

Введение

1.      Теоретическая часть. Статистический анализ влияния численности населения на объем товарооборота

1.1    Понятие и система показателей статистики товарооборота       

1.2    Методы изучения товарооборота

2.      Расчетная часть (Вариант 8)

2.1    Задание №1

2.2    Задание №2

2.3    Задание №3

2.4    Задание №4

3.      Аналитическая часть

3.1    Постановка задачи

3.2    Методика решения

Заключение

Использованная литература

Введение

В процессе своего движения от производителя к конечному потребителю товары проходят сферу обращения, функция которой заключается в их пространственном перемещении из одного географического пункта в другой и организации товарно-денежного обмена, сопровождаемого переходом права собственности на товар или услугу от одной экономической единицы к другой. Организации сферы обращения выступают посредниками между продавцом и покупателем.

Момент продажи товара (обмена на деньги) не всегда совпадает по времени и месту с его физическим перемещением. Купля-продажа товара может быть совершена несколько раз без изменения местонахождения товара и наоборот.

Произведенный товар в процессе обращения, как правило, неоднократно меняет своего владельца, прежде чем попадает к конечному потребителю. Между производителем и конечным потребителем может быть один или несколько торговых посредников, роль которых состоит в организации физического (территориального) и экономического (от одного собственника к другому) движения товара. К торговым посредникам относятся не только фирмы и частные лица, совершающие покупку и последующую перепродажу товара и становящиеся на определенном этапе его собственниками (дистрибьюторы, дилеры), но и экономические единицы, помогающие продавцу и покупателю найти друг друга и оказывающие им услуги по заключению сделок за некоторое вознаграждение (маклеры, брокеры и др.).

Каждый акт купли-продажи товара, сопровождаемый сменой собственника, называется звеном в процессе движения товара, а число переходов товара от одного владельца к другому - звенностью товародвижения. Чрезмерное увеличение числа звеньев в обращении невыгодно ни производителю, ни потребителю, поскольку каждая последующая перепродажа и перевозка товара повышает издержки обращения и цену товара, что может привести к сокращению покупательской способности потребителей, росту запасов товара и невозможности его реализации. Нарушение координации спроса и предложения снижает эффективность рыночной экономики.

Предметом статистики обращения является количественная характеристика процессов физического и экономического перемещения товаров от производителей к потребителям.

Целью данной курсовой работы является статистический анализ влияния численности населения на объем товарооборота.

Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

рассмотреть теоретические аспекты статистического анализа влияния численности населения на объем товарооборота;

выполнить расчетную часть курсовой работы;

выполнить аналитическую часть курсовой работы.

Исходные данные, индексы динамики, доли и коэффициенты опережения приводятся в таблицах. Другие коэффициенты, а также средние показатели рассчитываются отдельно.

При написании работы использованы следующие методы: монографический, абстрактно-логический, табличный, экономико-статистический.

Информационной базой написания работы является официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru), труды отечественных ученых в области статистики.

1. Теоретическая часть. Статистический анализ влияния численности населения на объем товарооборота

.1 Понятие и система показателей статистики товарооборота

Товарооборот - общая стоимость товаров, реализованных населению и другим потребителям в денежном выражении. Товарооборот измеряется в рублях, может вычисляться за различные промежутки времени, наибольший интерес представляют дневной, месячный, квартальный, годовой товарооборот.

Товарооборот является центральным показателем статистики рынка. Это сложный и многогранный показатель. Во-первых, он характеризует обмен товаров не деньги, переход товара от продавца к покупателю. Во-вторых, он используется в оценках конъюнктуры рынка как один из показателей деловой активности. Товарооборот можно рассматривать как величину удовлетворенного спроса. Товарооборот выступает как показатель размера торгового предприятия, а также как финансовый показатель денежной выручки торгово-сбытового предприятия (фирмы) за проданные товары.

Кроме того, показатели продажи товаров используются в качестве весов в индексах цен. Это делает товарооборот многогранным показателем и требует осторожности при интерпретации его значения, его анализ имеет и экономическую и социальную направленность.

Товарооборот - инструмент измерения объема проданных/купленных товаров. Товарооборот измеряется в стоимостных единицах и в натуральном выражении. В стоимостных единицах величина товарооборота зависти от количества проданных товаров (q) и от цены единицы товара (p), т.е. в формализованном виде соответствует произведению

=q*p

Стоимостной характер товарооборота позволяет обеспечить интеграционную оценку совокупности проданных товаров.

Общий объем товарооборота представляет собой по существу среднюю арифметическую величину из частных показателей товарооборота. Основные показатели товарооборота и его составляющие относятся к категории абсолютных показателей статистики. Исключение составляет розничный товарооборот на душу населения. Он представляет собой расчетный показатель уровня товарооборота, который позволяет исключить влияние численности населения и тем самым обеспечить межрегиональную и динамическую сравнимость уровня продажи товаров (продуктов и услуг). Он часто рассматривается как уровень удовлетворения покупательского спроса и показатель социальной эффективности рыночных процессов.

Товарооборот на душу населения рассчитывается как отношение товарооборота к средней за период (обычно год) численности населения. Он может быть исчислен по розничному товарообороту, включая продажу услуг и без нее, а также по каждому отдельному продукту или виду услуг. Данный показатель может быть исчислен как в стоимостных, так и в натуральных единицах. Он рассчитывается также в разрезе регионов. Для расчета товарооборота на душу населения применяется следующая формула:


где D - товарооборот на душу населения;

О - общий объем товарооборота;

S - средняя численность населения, сопоставимая во времени и пространстве с товарооборотом.[1, c.252]

Товарооборот на душу населения является средней величиной из размеров оборота на душу городского и сельского населения.

           ∑DS

Ď = ---

           ∑S

где Ď - товарооборот на душу отдельных групп населения,

S - cреднегодовая численность отельных групп населения.

Его размер зависит не только от объема продажи на душу населения каждой группы, но и от структуры населения.

Рассмотрим расчет влияния этих факторов на примере данных таблицы № 1

Таблица 1 - Данные о розничном товарообороте и численности населения региона.

Численность

Розничный товарооборот за период, млн. руб.

Численность населения за период тысяч человек

Товарооборот на душу населения рублей


базисный O0

отчетный O1

базисный S0

отчетный S1

Базисный D0

Отчетный D1

Городское

1198

1490

850

1042

1409

1430

Сельское

293

240

458

348

640

690

Итого:

1491

1730

1308

1390

Ď0 1140

Ď1 1245


Общий товарооборот на душу всего населения можно рассматривать как среднюю величину из групповых уровней душевого товарооборота. В свою очередь групповой уровень душевого размера покупок проявляется как выражение среднего уровня из совокупности индивидуальных покупок или, точнее сказать, из индивидуальных размеров потребления товаров. Представим себе, что объем покупок группой населения А, численность которой равна SA, составил OA, а размер покупок на душу - DA (DA=OA/S ), отсюда OA= DASA; в группе Б соответственно - OБ= DБSБ.

Тогда общий размер покупок на душу населения составил:


где D - общий (средний) для всех I-х групп размер покупок (товарооборот) на душу населения; - размер покупок (товарооборот) на душу потребителей i-й группы населения; - численность i-й группы населения; - число i-х групп населения.

Запись данной величины в формализованном виде подтверждает, что общий товарооборот на душу населения представляет среднюю арифметическую из групповых величин, взвешенную по демографической структуре. [2, с.274]

Важной качественной характеристикой товарооборота и составной частью системы показателей пропорциональности рынка служат показатели структуры товарооборота. Глобальными показателями структуры товарооборота, используемыми в конъюнктурном анализе, нужно считать удельные веса средств производства, предметов потребления и услуг. К основным показателям пропорциональности рынка можно отнести долю отдельных социальных групп населения в общем объеме покупок продуктов и услуг (рассчитывается на основе выборочных данных статистики семейных бюджетов). Непосредственно в статистике структуры товарооборота выделяются два направления: оценка и анализ доли отдельных субрынков и различных форм торговли в общем объеме товарооборота; анализ товарной структуры, т.е. места каждого товара в общем объеме продаж.

В систему показателей товарооборота входят три показателя товарной структуры: абсолютный размер продажи отдельного товара и товарной группы и два относительных показателя. Первый относительный показатель - удельный вес (доля) каждого товара или товарной группы в общем объеме товарооборота (продажи услуг):


где di - доля i-го товара;

piqi - продажа отдельного i-го товара;

 - весь товарооборот;

n - число i-ых товаров.

Второй относительный показатель представляет собой соотношение продажи двух товаров (товарных групп):


где  - продажа товара А;

 - продажа товара В.

Показатель удельного веса / доли отражает место i-го товара во всей совокупности товаров или в отдельно взятой группе товаров; он может быть интерпретирован таким образом: сколько денег из каждых ста рублей, израсходованных но покупку товаров, потрачено на приобретение данного i-го товара. Второй показатель позволяет соотносить размеры продажи различных товаров. Показатели товарной структуры товарооборота используются для оценки и анализа пропорциональности развития товарооборота.

1.2 Методы изучения товарооборота

Особое место в анализе занимают индексы товарооборота на душу населения. Их система позволяет расширить возможности анализа товарооборота, выявить действие некоторых социально-демографических факторов.

Индекс товарооборота на душу населения строиться как отношение соответствующих показателей текущего и базисного периодов:

        D1     O1          O0          O1          S1= -= --- : ---= --- : ---= IT * IS,

         D0      S1          S0          O0           S0

т.е. данный индекс можно получить как частное деление индекса товарооборота на индекс численности населения. Отсюда же можно вывести факторную модель динамики товарооборота. Мультипликативная форма модели имеет следующий вид:

= IS * ID

Для построения аддитивной модели нужно представить товарооборот в виде произведения душевого товарооборота на численность населения, что вытекает из базовой формулы товарооборота на душу населения:

отсюда O=DS [2, c.271]

Абсолютный прирост товарооборота выражается следующей формулой:

∆Т = D1S1- D0S0 ,

в том числе прирост за счет изменения численности населения (экстенсивный фактор) формулой

∆Т(s) = D0S1- D0S0 ,

прирост за счет изменения душевого товарооборота (интенсивный фактор):

∆Т(D) = D1S1- D0S1 .

Таким образом, полученная следующая индексная аддитивная факторная модель товарооборота за счет демографических факторов:

∆Т =∆Т(s) + ∆Т(D) . [5, c.388]

Можно усложнить данную модель, введя туда фактор цен. Для товарооборота на душу населения текущего периода следует пересчитать в базисные цены и тем самым построить индекс физического объема душевого товарооборота:

= I ф.о.т.D * I S = (IТ / I ц.ф.т.) : IS

Тогда в дополненном виде индексная мультипликативная факторная модель товарооборота станет выглядеть следующим образом:

IT = I ф.о.т.D * I ц.ф.т * IS .

В условиях значительной инфляции и ощутимых сдвигов в покупательной способности различных групп населения целесообразно исчислять данную систему индексов по текущим показателям товарооборота на душу населения. Тогда индекс демографических структурных сдвигов будет иметь следующий вид:


Выявление фактора демографической структуры позволяет расширить границы индексной мультипликативной многофакторной модели товарооборот. Тогда она принимает следующий вид:

IT = I ф.о.т.Di * I ц.ф.т * IS * I стр.S.

Следовательно, изменение товарооборота может быть разложено по следующим четырем факторам:

за счет «чистого» изменения покупок (потребления) товаров на душу населения (в сопоставимых ценах и неизменной структуре населения);

за счет изменения цен;

в результате изменения численности населения;

в результате сдвигов в структуре населения.

2. Расчетная часть (Вариант 8)

.1 Задание №1

Обозначим через  численность населения (в тыс. чел.). Минимальное и максимальное значения фонда заработной платы равны 45 тыс. чел. и 105 тыс. чел. Делим данные на 4 группы по значениям численности населения. Получатся интервалы длиной (105-45)/4=15. Обозначим количество наблюдаемых значений в интервалах через , а через =30 - объем выборки. Результаты сортировки представим в таблице.

Интервал по численности населения, тыс. чел.

Численность населения, тыс. чел.

 Число городов,

45-60

45

5


45



45



50



50


60-75

60

8


60



60



60



60



70



70



70


75-90

80

12


80



85



86



87



88



88



89



89



89



89



89


90-105

100

5


105



105



105



105


Итого:

2304

30


Получаем ряд распределения:

Численность населения

Число городов, ni

45-60

5

60-75

8

75-90

12

90-105

5

Итого

30


Графическим изображением ряда является гистограмма.


Мода - это значение чаще всего встречающегося значения признака (численности населения), которое вычисляется по формуле:


где

 - левый конец модального интервала;

 - частота модального интервала;

 - частота интервала, предшествующего модальному;

 - частота интервала, следующего за модальным;

 - длина модального интервала.

Модальным интервалом является [75; 90]. Поэтому


Следовательно, чаще всего встречаются города с численностью населения 80, 455 тыс. чел.

Медиана - это значение признака (численности населения на рекламу), делящего выборку на две равные части, которое вычисляется по формуле:


где

 - левый конец медианного интервала;

 - частота медианного интервала;

 - накопленная частота интервала, предшествующего медианному;

 - длина медианного интервала.

Найдем накопленные частоты по формуле:


Результаты расчетов представим в таблице:

Численность населения

 


45-60

5

5

60-75

8

13

75-90

12

25

90-105

5

30

Итого

30

 


Для нахождения медианы определим медианный интервал. Это интервал с накопленной частотой, большей =15, при условии, что накопленная частота предыдущего интервала меньше =15.

Значит, медианным интервалом является [75; 90]. Поэтому


Следовательно, в половине городов численность населения не меньше, а в другой половины - не больше 77,5 тыс. чел.

Обозначим середины полученных для  интервалов через  и составим расчетную таблицу:

Численность населения




45-60

52,5

5

262,5

3511,25

60-75

67,5

8

540

1058

75-90

90

12

1080

1452

90-105

97,5

5

487,5

1711,25

Итого

 

30

2370

7732,5


Найдем  - среднее значение по формуле

=

Дисперсия находится по формуле:


Среднее квадратичное отклонение:


Коэффициент вариации:

=.

Значит, в среднем численность населения городов составляет 79 тыс. чел. плюс-минус в среднем 16,054 тыс. чел. Поскольку значение коэффициента вариации попадает в интервал 0% - 40%, то колеблемость признака «численность населения» слабая. Поскольку <33%, то совокупность по данному признаку однородная.

2.2 Задание №2

Метод аналитической группировки

Обозначим через  численность населения (тыс. чел.), а через  - товарооборот (млрд. руб.). Отсортируем данные по возрастанию факторного признака  и выделим 4 группы (как в задании 1). Обозначим количество наблюдаемых значений в интервалах через , а через =30 - объем выборки. Результаты сортировки представим в таблице.

Интервал по численности населения, тыс. чел.

Численность населения, тыс. чел., Товарооборот, млрд. Руб.,  Число городов,



45-60

45

2

5


45

2



45

2,1



50

4



50

3,9


60-75

60

4,2

8


60

4,15



60

4,05



60

4,5



60

4



70

5



70

6



70

5,3


75-90

80

7

12


80

6,3



85

7,6



86

7,7



87

7,8



88

7,8



88

7



89

7,9



89

7,95



89

7,9



89

7,9



89

7,95


90-105

100

9,05

5


105

10



105

9,8



105



105

9,7


Итого:

2304

 

30


В следующей таблице представлены результаты аналитической группировки.

Группа

Численность населения, тыс. руб.

Число городов, ni

Численность населения, тыс. чел.

Товарооборот, млрд. руб.




всего

в среднем

всего

в среднем

1

45-60

5

235

47,00

14

2,800

2

60-75

8

510

63,75

37,2

4,650

3

75-90

12

1039

86,58

90,8

7,567

4

90-105

5

520

104,00

48,15

9,630

Итого:

 

30

 2304


190,15



Таким образом, наблюдается устойчивая тенденция к росту товарооборота при росте численности населения. В частности:

Увеличение средней численности населения 47,00 тыс. руб. до 63,75 тыс. руб. ведет к увеличению товарооборота с 2,800 млрд. руб. до 4,650 млрд. руб.

Увеличение средней численности населения 63,75 тыс. руб. до 86,58 тыс. руб. ведет к увеличению товарооборота с 4,650 млрд. руб. до 7,567 млрд. руб.

Увеличение средней численности населения 86,00 тыс. руб. до 104,00 тыс. руб. ведет к увеличению товарооборота с 7,567 млрд. руб. до 9,630 млрд. руб.

Составим расчетную таблицу:






1

50

4

3600

240

16

5,468

2

60

4,2

7921

373,8

17,64

4,572

3

89

7,9

7744

695,2

62,41

2,439

4

88

7,8

3600

468

60,84

2,136

5

60

4,15

2025

186,75

17,2225

4,789

6

45

2

3600

120

4

18,821

7

60

4,05

7569

352,35

16,4025

5,236

8

87

7,8

3600

468

60,84

2,136

9

60

4,5

4900

315

20,25

3,379

10

70

5

3600

300

25

1,791

11

60

4

11025

420

16

5,468

12

105

10

7921

890

100

13,408

13

89

7,95

4900

556,5

63,2025

2,597

14

70

6

7921

534

36

0,114

15

89

7,9

7396

679,4

62,41

2,439

16

86

7,7

2025

346,5

59,29

1,854

17

45

2

6400

160

4

18,821

18

80

7

7921

623

49

0,438

19

89

7,9

7225

671,5

62,41

2,439

20

85

7,6

7744

668,8

57,76

1,592

21

88

7

4900

490

49

0,438

22

70

5,3

7921

471,7

28,09

1,078

23

89

7,95

6400

636

63,2025

2,597

24

80

6,3

11025

661,5

39,69

0,001

25

105

9,8

10000

980

96,04

11,983

26

100

9,05

11025

950,25

81,9025

7,353

27

105

9,6

2500

480

92,16

10,638

28

50

3,9

2025

175,5

15,21

5,945

29

45

2,1

11025

220,5

4,41

17,963

30

105

9,7

5080516

21863,8

94,09

11,301

Сумма

2254

190,15

5265974

35998,05

1374,4725

169,238


Коэффициент корреляции находим по формуле:

=

.

Коэффициент детерминации находится по формуле:

=

Следовательно, вариация товарооборота на 97,7% определяется вариацией численности населения и на 2,3% - вариацией неучтенных факторов.

Среднее значение результативного признака (товарооборота платы) составляет:

=

Корреляционное отношение определяется по формуле:

,

где

===5,641 - общая дисперсия

Обозначим через  средние групповые значения. Тогда межгрупповая дисперсия находится по формуле:

=

Составим расчетную таблицу для нахождения межгрупповой дисперсии:

Группа, Численность населения, тыс. руб.Число городов, Товарооборот, млрд. руб.








всего

в среднем,


1

45-60

5

14

2,800

62,599

2

60-75

8

37,2

4,650

22,804

3

75-90

12

90,8

7,567

18,106

4

90-105

5

48,15

9,630

54,175

Итого:

 

30



157,684


Получаем: =

Тогда корреляционное отношение равно:

,

Следовательно, вариация товарооборота на 96,5% определяется вариацией численности населения и на 3,5% - вариацией неучтенных факторов.

.3 Задание №3

Введем обозначения:

 =30 - объем выборки

 =79 - выборочное среднее

- объем генеральной совокупности (поскольку выборка 10%-ная, то /=0,1)

=16,054 - среднее квадратичное отклонение

 - генеральное среднее (средняя численность всех городов региона)

 - предельная допустимая погрешность

Предельная допустимая погрешность (ошибка выборки) находится по формуле:

,

где значение  определяется по таблице для вероятности 0,954. Получаем, что =2 и предельная допустимая погрешность составляет:

=5,548

Тогда среднее генеральное значение заключено в пределах:

 

-5,54879+5,548

,45284,548

Таким образом, с вероятностью 0,954 средняя численность населения городов региона составляет от 73,452 тыс. чел. до 84,548 тыс. чел.

Всего в выборке 5 городов с численностью населения 90 тыс. чел. и более. Значит, доля таких городов в выборке равна:

=

--- доля городов в регионе с численностью населения 90 тыс. чел. и более

 - предельная допустимая погрешность

Значение предельной допустимой погрешности для доли определяется по формуле:

,

=0,129

Тогда генеральная доля заключена в пределах:

,167-0,1290,167+0,129

Таким образом, с вероятностью 0,954 доля городов в регионе с численностью населения 90 тыс. чел. и более составляет от 3,8% до 29,6%

.4 Задание №4

Введем обозначения:

 и  - численность населения в базисном и отчетном периодах (в тыс. чел.) соответственно,

 и  - товарооборот на душу населения (в млрд. руб. на тыс. чел. или в млн. руб. на душу населения) в базисном и отчетном текущем периодах соответственно.

Тогда  и  - это товарооборот (в млрд. руб.) в базисном и отчетном периодах соответственно.

Составим расчетную таблицу (товарооборот на душу населения определим как отношение товарооборота к численности населения)

№ района

Базисный период

Текущий период

p0q1


p0

q0

p0q0

p1

q1

p1q1


1

0,0022

535

1,2

0,0047

400

1,87

0,8972

2

0,0072

1767

12,75

0,0081

1700

13,71

12,2666

Итого

 

2302

13,95

 

2100

15,58

13,1637


) Индекс переменного состава находится по формуле:

==1,224

Значит, средний товарооборот на душу населения вырос на 22,4%

Индекс фиксированного состава находится по формуле:

==1,184

Значит, за счет изменения товарооборота на душу населения в отдельных районах средний товарооборот на душу населения вырос на 18,4%

Индекс структурных сдвигов находится по формуле:

==1,034

статистика товарооборот погрешность индекс

Значит, за счет изменения структуры товарооборота средний товарооборот на душу населения вырос на 3,4%

) Найдем разности:

==0,0014

Значит, средний товарооборот на душу населения вырос на 0,0014 млн. руб.

==0,0012

Значит, за счет изменения товарооборота на душу населения в отдельных районах средний товарооборот на душу населения вырос на 0,0012 млн. руб.

==0,0002

Значит, за счет изменения структуры товарооборота средний товарооборот на душу населения вырос на 0,0002 млн. руб.

3. Аналитическая часть

.1 Постановка задачи


Сравнение фактического потребления отдельных товаров с нормативным уровнем позволяет определить уровень удовлетворения потребности населения в данном товаре. Коэффициент удовлетворения потребности в i-м товаре имеет вид:

где    qi факт - фактическое потребление i-го товара в среднем на душу населения;норм - нормативный уровень потребления i-го товара в среднем

на душу населения.

Динамика общего и среднедушевого потребления изучается с помощью индексов. По отдельным видам товаров рассчитываются индивидуальные индексы изменения потребления:


общего объема потребления i-го товара

где    åqi1 и åqi0 - объемы потребления i-го товара в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах;

среднедушевого потребления i-го товара

где    N1 и N0 - средняя численность населения за соответствующий отрезок времени в отчетном и базисном периодах.

Обеспеченность населения услугами измеряется так же, как и товарами: фактическое потребление услуг в среднем на душу населения сравнивается с нормативным (эталонным) его значением:


где


В случае необходимости берется среднее нормативное потребление:


Аналогично индивидуальным индексам потребления товаров строятся индексы потребления отдельных видов услуг:


В расчете на душу населения:

где iN - индекс среднегодовой численности населения.

Коэффициент удовлетворения потребностей населения по всем потребительским товарам и услугам (Кпо) в агрегатной форме определяется путем сравнения стоимости фактического потребления этих товаров и услуг (åqp и åst) со стоимостью их нормативного набора (åqHp + åsнt):


где    р - цена товара;- количество фактически потребленных товаров;- количество фактически потребленных услуг;- фактический тариф за определенную услугу;Н - норматив потребления определенного товара в расчете надушу населения;н - норматив потребления определенного вида услуг в расчете на душу населения;- средняя численность населения за период.

Важной задачей статистики является исследование структуры потребления населения. У каждой группы населения своя структура и свой определенный тип потребления. Для оценки структурных различий в потребительских расходах можно использовать интегральный коэффициент структурных сдвигов К. Гатева (Болгария):

где    v1 и v0 - доли отдельных видов расходов домохозяйств в отчетном и базисном периодах.

Этот показатель будет равен нулю, если сравниваемые структуры остались неизменными; он будет равен единице, если сравниваемые структуры полностью изменились, т. е. О £ Ks £ 1. Его можно применить и для характеристики различий в структуре потребительских расходов домашних хозяйств, обусловленных дифференциацией доходов населения. В этом случае рассматриваемый коэффициент рассчитывается по следующей формуле:


где    vj и vi - доли отдельных видов расхода домохозяиств двух разных групп населения в одном из исследуемых периодов;и i - номера сравниваемых групп населения по душевому доходу.

.2 Методика решения

Структура потребительских расходов населения в Кировской и Нижегородской областях характеризуется следующими данными (таб. 2), % от общего объема денежных доходов населения.

Таблица 2

Вид дохода

Кировская область

Нижегородская область


2011 г.

2012г.

2011 г.

2012г.

Расходы на продукты питания

50,4

49,7

32,8

33,3

Расходы на одежду

10,8

9,4

17,0

16,7

Расходы на услуги

19,3

19,4

16,2

15,2

Расходы на бытовую технику

2,2

3,3

2,6

3,0

Другие расходы

17,3

18,2

31,4

31,8

Итого:

100,0

100,0

100,0

100,0


Оценим различия в структуре денежных доходов населения Кировской и Нижегородской области в 2011 и 2012 г.г. с помощью обобщающих показателей структурных различий.

Анализ структурных изменений явления заключается в определении обобщающих показателей структурных сдвигов. В разработке системы интегральных показателей большая роль принадлежит работам ученых-статистиков: К. Гатева, А. Салаи и др.

К наиболее распространенным сводным показателям относятся следующие:

Интегральный коэффициент К. Гатева: ,

Индекс структурных сдвигов А. Салаи ,

Рассчитаем данные показатели для двух областей

Таблица 3 - Таблица расчета обобщающих структурных сдвигов структуры потребительских расходов Кировской области

Показатель

d0

d1





1

Расходы на продукты питания

50,4

49,7

0,7

0,5

10020,0

х

0,00005

2

Расходы на одежду

10,8

9,4

1,4

2,0

408,0

х

0,00480

3

Расходы на услуги

19,3

19,4

0,1

0,0

1497,7

х

0,00001

4

Расходы на бытовую технику

2,2

3,3

1,1

1,2

30,3

х

0,04000

5

Другие расходы

17,3

18,2

0,9

0,8

1260,3

х

0,00064


Итого:

100,0

100,0

4,2

4,5

13216,2

6610,4

0,04550


В результате расчетов за 2011-2012 годы получим систему обобщающих показателей структурных сдвигов:

Обобщающие показатели структурных сдвигов в потребительских расходах населения Кировской области за 2011-2012 годы:

Интегральный коэффициент К. Гатева:

,

Индекс структурных сдвигов А. Салаи

,

Таблица 4 - Таблица расчета обобщающих структурных сдвигов структуры потребительских расходах Нижегородской области

Показатель

d0

d1





1

Расходы на продукты питания

32,8

33,3

0,5

0,3

4369,2

х

0,00006

2

Расходы на одежду

17

16,7

0,3

0,1

1135,7

х

0,00008

3

Расходы на услуги

16,2

15,2

1,0

1,0

986,0

х

0,00101

4

Расходы на бытовую технику

2,6

3

0,4

0,2

31,4

х

0,00510

5

Другие расходы

31,4

31,8

0,4

0,2

3994,2

х

0,00004


Итого:

100,0

100,0

2,6

1,7

10516,5

5259,1

0,00629


В результате расчетов за 2011-2012 годы получим систему обобщающих показателей структурных сдвигов:

Обобщающие показатели структурных сдвигов в потребительских расходах населения Нижегородской области за 2011-2012 годы:

Интегральный коэффициент К. Гатева:

,

Индекс структурных сдвигов А. Салаи

.

На основании произведенных расчетов получены следующие результаты:

Динамика структуры потребительских расходах населения исследуемых областей в общем имеет примерно одинаковую скорость изменения (индекс Гатева равен для обеих областей).

Рассматривая среднее изменение доли отдельных видов потребительских расходах, видно, что при данном сравнении в Кировской области скорость изменения отдельных статей доходов значительно больше чем в Нижегородской области.

Заключение

В наши дни население - объект всестороннего исследования, поскольку оно (трудоспособная его часть) является непосредственным участником производственного процесса и потребителем его результатов. Причем интерес к статистическому изучению населения, процессов, которые происходят в обществе, условий жизни не снижается, а, наоборот, все более возрастает. Изучение потребления населения, на мой взгляд, наиболее важно и интересно во всех отношениях.

Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей.

Основные задачи статистики потребления населения как важнейшей составляющей уровня его жизни связаны с разработкой Системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.

На основе данных курсовой работы можно сделать вывод, что на объем товарооборота влияет не только численность населения, но и в результате сдвигов в структуре населения, и за счет изменения цены. Но основным фактором является численность населения.

Рассмотрение влияния численности населения на товарооборот необходимо для организации планирования и управления товародвижением на всех иерархических уровнях торговли, рассматриваемой в виде большой и сложной динамической системы. Без этой информации нельзя также решать задачу по повышению рентабельности торговли.

Анализ основных параметров товарного обращения позволяет получить достаточно обширную аналитическую информацию.

Таким образом, основные цели, поставленные при написании курсовой работы, выполнены.

В расчетной части данного исследования была освоена методика и технологии проведения статистических расчетов по методам, рассмотренным в теоретической части.

Так, в расчетной части задания 1 был построен статистический ряд распределения региона страны по признаку численность населения и проанализированы полученные результаты группировки. В расчетной части задания 2 был установлен значительный уровень линейной связи между признаками численность населения и товарооборот с использованием коэффициента детерминации (0,859). В расчетной части задания 3 были определены ошибка выборки средней численности населения города и границы, в которых находится генеральная совокупность городов и ошибка выборки доли городов с численностью 90,0 тыс. человек и более и границы, в которых находится генеральная доля. А в расчетной части в задания 4 были найдены общие индексы среднего товарооборота на душу населения переменного, постоянного состава и структурного сдвигов, абсолютное изменение среднего товарооборота на душу населения в целом и за счет отдельных факторов, сделаны соответствующие выводы.

Использованная литература

Адамов В.Е., Ильенкова С.Д., Сиротина Т.П., Смирнов И.А. Экономика и статистика фирм: учебник / под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Финансы и статистика, 2011.

Аудит и контроллинг персонала организации: учебное пособие / под ред. П.Э. Шлендера. - М.: Вузовский учебник, 2011.

Башкатов Б.И., Карпухина Ч.Ю. Международная статистика труда: учебник. - М.: Дело и Сервис, 2001.

Гусаров В.М. Статистика: учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИДАНА, 2001, 2011, 2007.

Козлов А.Ю., Мхитарян В.С., Шишов В.Ф. Статистические функции MS Excel в экономико-статистических расчетах: учебное пособие для вузов / под ред. проф. В.С. Мхитаряна. - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2011.

Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник. - М.: ЮНИТАДАНА, 2007.

Курс социально-экономической статистики: учебник для вузов / под ред. проф. М.Г. Назарова. - М.: ОмегаЛ, 2006.

Лосева О.В. Лекции по социально-экономической статистике: учебное пособие. - Пенза: Пензенский государственный педагогический университет, 2008.

Макарова Н.В., Трофимец В.Я. Статистика в Excel: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002.

Мелкумов Я.С. Социально-экономическая статистика: учебное пособие. - М.: ИНФРАМ, 2011.

Мелкумов Я.С. Социально-экономическая статистика: учебно-методическое пособие. - М.: ИМПЭПАБЛИШ, 2012.

Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: учебник / под ред. О.Э. Башиной, А.А. Спирина. - М.: Финансы и статистика, 2006.

Практикум по статистике: учебное пособие для вузов / под ред. В.М. Симчеры. - М.: Финстатинформ, 1999.

Пудова Н.В. Статистика рынка: учебное пособие. - М.: Российская экономическая академия, 2002.

Салин В.Н., Медведев В.Г., Кудряшова С.И., Шпаковская Е.П. Макроэкономическая статистика: учебное пособие. - М.: Дело, 2001.

Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: учебник. - М.: Юристъ, 2001, 2012.

Салыева Л.С. Практикум по социально-экономической статистике: учебно-практическое пособие. - Челябинск: УрСЭИ АТиСО, 2013.

Салыева Л.С. Статистика труда: учебно-практическое пособие. - Челябинск: УрСЭИ АТиСО, 2006.

Социально-экономическая статистика: учебник / под ред. М.Р. Ефимовой. - М.: Высшее образование : ЮрайтИздат, 2009.

Социально-экономическая статистика: Практикум /

Н.М. Гореева, Л.Н. Демидова, Л.М. Клизогуб, С.А. Орехов; под ред.

проф. С.А. Орехова. - М.: Эксмо, 2007.

Статистика. Методические рекомендации по выполнению статистических расчетов курсовых, контрольных и выпускных квалификационных работ. Часть I. Комплексное использование статистических методов при проведении статистического анализа данных.

Для студентов всех специальностей (первое и второе высшее образование). - М.: ВЗФЭИ, 2007; Часть II. Методы статистического анализа развития социально-экономических явлений. - М.: ВЗФЭИ, 2008; Часть III. Индексный метод в анализе статистических данных. - М.: ВЗФЭИ, 2011.

Статистика: учебное пособие / А.В. Багат, М.М. Конкина,

В.М. Симчера и др.; под ред. В.М. Симчеры. - М.: Финансы и статистика, 2013, 2006.

Статистика: учебник / под ред. В.С. Мхитаряна. - М.: Экономистъ, 2013.

Статистика: учебник / под ред. И.И. Елисеевой. - М.: Юрайт, 2011.

Статистика: учебное пособие в схемах и таблицах / Н.М. Гореева, Л.Н. Демидова, Л.М. Клизогуб, С.А. Орехов; под ред. проф. С.А. Орехова. - М.: Эксмо, 2007.

Теория статистики: учебник / под ред. Г.Л. Громыко. - М.:ИНФРА-М, 2006.

Теория статистики: учебник / под ред. Р.А. Шмойловой. - М.:Финансы и статистика, 2001, 2011, 2006, 2007.

Управление персоналом организации: учебное пособие / под ред. П.Э. Шлендера. - М.: ИНФРА-М : Вузовский учебник, 2011.

Экономикостатистический анализ: учебное пособие для вузов / под ред. проф. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

Экономика труда: учебник / под ред. Ю.П. Кокина, П.Э. Шлендера. - 2-e изд., перраб. и доп. - М.: Магистр, 2010.

Похожие работы на - Статистический анализ влияния численности населения на объем товарооборота

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!