Задачи, функции и система контроля органов внутренних дел

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    55,91 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Задачи, функции и система контроля органов внутренних дел

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие, сущность, задачи и функции деятельности ОВД

.1 Понятие, сущность, задачи и функции деятельности ОВД

.2 Организация работы ОВД

.3 Задачи и функции ОВД

Глава 2. Система контроля в ОВД

.1 Порядок и виды контроля в ОВД

.2 Порядок проведения контролируемых операций в системе ОВД

.3 Проблемы контроля ОВД и пути решения

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

В соответствии с Конституцией РФ, Россия признается правовым государством, в котором обеспечивается защита прав, свобод и интересов человека и гражданина. При этом такая защита возможна за счет специальных органов - органов внутренних дел. Именно на ОВД лежит обязанность по поддержанию общественного порядка и безопасности в стране. Так в соответствии с различными нормативно - правовыми актами, принятыми на федеральном уровне, именно органы внутренних дел выполняют важнейшие мероприятия по осуществлению контроля.

Важность деятельности органов внутренних дел очевидна, поскольку в России должны быть все необходимые условия для того, что граждане РФ могли реализовать установленные законодательством РФ и международными актами права. И реализация их прав как раз и возможна только в том случаи, если органы внутренних дел будут надлежащим образом выполнять возложенные на них полномочия. То есть ОВД должны действовать в рамках закона, а также в рамках полномочий, которые возлагаются на них различными нормативными актами.

Можно сказать о том, что деятельность ОВД должна рассматриваться во взаимодействии с иными направлениями государственной политики в стране. Это позволит достичь наиболее эффективных результатов в процессе осуществления деятельности ОВД. В процессе осуществления своей деятельности органы внутренних дел должны плотно взаимодействовать с иными органами, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Однако на практике нередко возникают проблемы, связанные с реализацией функций, возложенных на ОВД. Это можно объяснить в первую очередь пробелами в законодательстве. Полагаю, что российское законодательство нуждается в корректировке. Так необходимо более детально раскрыть полномочия и обязанности органов внутренних дел, особенно касающиеся вопросы контроля.

Деятельность органов внутренних дел, а в первую очередь их контрольные полномочия, должны быть надлежаще реализованы на практике. Однако возникают проблемы, связанные с данными полномочиями, которые необходимо разрешать в минимально короткие сроки.

Таким образом, актуальность темы дипломной работы очевидна.

Исследование особенностей деятельности ОВД в РФ проводили различные правоведы: А.И. Александрова, С.С. Алексеева, А.П. Алехина, Л.И. Антонова, В.М. Баранова, Н.И. Барцица, Д.Н. Бахраха, И.Л. Бачило, В.М. Безденежных, В.В. Бородина, В.Н. Бутылина, A.Б. Венгерова, И.И. Веремеенко, А.П. Герасимова, С.Б. Глушаченко и другие.

Все это говорит о том, что тема осуществления деятельности органами внутренних дел в России представляет интерес для большого круга участников правоотношений.

Целью дипломной работы является полное и всестороннее исследование деятельности ОВД на современном этапе развития законодательства.

Для достижения данной цели были поставлены основные задачи:

.Раскрыть понятие и сущность ОВД.

. Проанализировать систему работу ОВД.

. Раскрыть особенности задач и функций ОВД.

. Дать характеристику понятия и вводов контроля в ОВД.

. Проанализировать особенности порядка проведения контролируемых операция в системе ОВД.

. Раскрыть основные проблемы контроля ОВД, а также предложить пути их решения.

Объектом исследования дипломной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельность ОВД.

В зависимости от объекта находится предмет исследования, который составляют:

нормы Конституции РФ и иных нормативных актов, затрагивающих порядок осуществления деятельности ОВД;

материалы судебной практики применительно к проблеме исследования.

Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в дипломной работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-юридического и иные методы научного познания.

В результате данного исследования сформулированы предложения, выводы и рекомендации, направленные на совершенствование деятельности органов внутренних дел. В дипломной работе акцентируется внимание как на дискуссионных, слабо исследованных, так и на новых проблемах теории и практики деятельности ОВД.

Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования сформулированных в нем выводов и предложений в процессе дальнейшего изучения деятельности ОВД в РФ. Практическая значимость дипломной работы определяется следующими обстоятельствами:

во-первых, внесен ряд предложений по совершенствованию норм законодательства, которые затрагивают деятельность органов внутренних дел в России;

во-вторых, содержащиеся в работе положения и выводы могут быть использованы для дальнейших теоретических исследований;

в-третьих, разработанные рекомендации направлены на совершенствование правоприменительной практики.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка литературы.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает понятие, сущность, задачи и функции ОВД.

В главе второй раскрыты особенности системы контроля органов внутренних дел в России.

Глава 1. Понятие, сущность, задачи и функции деятельности ОВД

1.1 Понятие, сущность, задачи и функции деятельности ОВД

В системе правоохранительных органов центральное и одно из наиболее важных мест занимают органы внутренних дел. Это можно объяснить тем, что на них возлагается обязанность по сохранению и поддержанию общественного порядка в стране, укреплению законности, а также защите прав и свобод человека и гражданина в России.

Сохранение общественного порядка и поддержание общественной безопасности выступает в качестве основной обязанности органов внутренних дел. Сотрудники ОВД обладают перечнем всех необходимых полномочий, способных обеспечить такую безопасность населению страны.

Именно поэтому на федеральном уровне разрабатываются различные нормативные акты, которые касаются деятельности органов внутренних дел. Нормативная база именно на законодательном уровне определят основной круг полномочий сотрудников внутренних дел.

Деятельность органов внутренних дел имеет определенную правовую базу. И в качестве основы выступает основной закон государства - Конституция РФ. В Конституции РФ закреплены основные положения, которые касаются прав, свобод человека и гражданина, а сотрудники органов внутренних дел должны обеспечивать сохранность данных прав, а также их защиту. Деятельность правоохранительных органов, как раз должна и базироваться на основном закон государства. Кроме этого, существует ряд специальных нормативных актов, регулирующих их деятельности, в частности сюда можно отнести ФЗ «О полиции», а также иные подзаконные акты - Постановления Правительства, указы Президента и так далее.

ФЗ «О полиции» помимо прав сотрудников органов внутренних дел раскрывает основной перечень полномочий и обязанностей. И если говорить о ранее действующем законодательстве, стоит отметить, что новое законодательство в данной сфере более детально регулирует данный вид правоотношений.

В силу пункта 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», в единую централизованную систему МВД России входят органы внутренних дел, включающие в себя полицию.

Статьей 4 Закона РФ от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ предусмотрено, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Можно сказать о том, что именно полиция выступает в качестве основного звена такой системы.

Соответственно деятельность органов внутренних дел, как раз и регулируется, в том числе и ФЗ «О полиции».

Органы внутренних дел прошли достаточно сложный процесс формирования, становления и развития. Это можно объяснить различными факторами: историческими, социальными, экономическими.

Так, на протяжении всей истории российского государства отношение к полиции, и ее сотрудникам было весьма различно, а соответственно регулирование деятельности полиции, а также перечень основных полномочий и обязанностей сотрудников также существенно отличается.

С точки зрения экономического фактора стоит отметить, что экономическая база для содержания аппарата полиции была также весьма различна в зависимости от исторического периода, соответственно и требования, предъявляемые к деятельности ее сотрудников отличались.

Можно сказать о том, что история возникновения органов внутренних дел связана в первую очередь с событиями революциями и изменением формы правления в России в начале 20 века.

марта 1917 года был упразднен департамент полиции и создана «народная милиция». Такой вид правоохранительных органов был направлен на охрану правопорядка, а также на поддержание дисциплины на различных фабриках и заводах. И именно на милицию была возложена данная функция.

Народная милиция выступала в качестве основного составляющего элемента государственного аппарата и соответственно выполняла те функции, которые были возложены на нее в виду указания в соответствующем нормативном акте страны.

В виду становления крестьянской власти в стране шел и активный процесс становления и развития милиции. Этому способствовало укрепление власти Советов, а также становление советского государства.

В апреле 1919 года был издан декрет «О советской рабоче - крестьянской милиции». В соответствии с данным декретом сотрудники милиции не призывались в Красную Армию.

Следует подчеркнуть, что к изданию данного декрета простое население страны отреагировало крайне негативно.

Однако стоит отметить, что на милицию распространялись положения о воинской дисциплине. Также вся милиция в соответствии с вышеуказанным декретом находилась на обеспечении государства. Соответственно за сотрудниками милиции были закреплены различные льготы.

Помимо городской милиции, которая осуществляла свои полномочия в пределах конкретной местности, стали появляться и специализированные виды: речная милиция, железнодорожная милиция и так далее. Они выполняли возложенные на них функции в конкретной сфере деятельности.

Особое место среди специализированных видов милиции занимала промышленная. Именно она была наделена функцией расследования преступлений, совершенных на предприятии, в том числе и связанных с хищением государственного имущества.

В двадцатых годах 20 века в органах милиции начинают возникать различные научно - технические подразделения. На них возлагалась функция по проведению исследований, связанных с предупреждением, пресечением, а также раскрытием совершенных преступных деяний. Так в феврале 1919 года возник кабинет судебной экспертизы, а также регистрационное и дактилоскопическое бюро. Это было большим шагом в развитии советской системы органов внутренних дел, поскольку способствовало наиболее эффективному выполнению функций, возложенных на правоохранительные органы.

В дальнейшем также издавались различные нормативные акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел в России. Законодательная база в данной области имела постоянную динамику, дополнялась и изменялась.

Большие изменения в системе органов внутренних дел были произведены в период перестройки. В данный исторический период происходят изменения в различных областях, в том числе и в системе органов внутренних дел.

Процесс, связанный с возникновением суверенитета в различных республиках, привел к тому, что произошли существенные изменения в структуре ОВД.

В России стали образовываться специализированные подструктуры ОВД, направленные на решение конкретных проблем. Так, в связи с большим ростом в 80-90 годах 20 века организованной преступности возникла необходимость по созданию специального подразделения ОВД по расследованию и раскрытию преступлений в данной сфере.

Со стороны государства была предпринята попытка объединить ОГБ и ОВД, в связи с чем, 19.12.1991 года был принят Указ «Об образовании министерства безопасности и внутренних дел РСФСР».

Большое значение имело и создание отряда милиции особого назначения. Именно на данном органе лежала обязанность по поддержанию общественной безопасности и порядка в стране.

Приятный в стране Закон «О милиции» был направлен на то, чтобы милиция была способна гарантировать выполнение социально значимых функций. То есть именно милиция должна была обеспечить порядок и безопасность в стране

Большую роль на развитие системы органов внутренних дел России оказал принятие Закона «О полиции».

Закон о полиции разработан в рамках проводимой реформы МВД России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 года № 208 «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Основная цель реформы - выведение системы МВД России на новый более качественный рубеж развития. Для этого реализуется комплекс мер по оптимизации структуры управления, реорганизации системы ведомственного образования, кадрового, тылового и материально-технического обеспечения, а также по решению наиболее острых социальных проблем органов внутренних дел. Одним из ключевых звеньев в системе мер по реформированию органов внутренних дел является собственно формирование российской полиции.

Законом устанавливается более цивилизованная модель отношений полиции и общества, сотрудника полиции и гражданина. К сотруднику полиции предъявляются совершенно новые требования. Граждане также заинтересованы в качественном обновлении работы органов правопорядка. Закон даёт исчерпывающий перечень обязанностей полиции, делает деятельность сотрудника правоохранительных органов более прозрачной для простого гражданина, а для самих сотрудников дает четко очерченную систему законодательных координат.

Закон предусматривает комплексное решение задач по устранению несогласованности норм, содержащихся в различных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также пробелов, которые существовали в правовом регулировании деятельности милиции. Полиция на современном этапе должна сосредоточить основные усилия на защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами.

Закон принят во втором и третьем чтении Государственной Думой

января 2011 года, одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2 февраля 2011 года, подписан Президентом Российской Федерации 7 февраля 2011 года.

Федеральный закон «О полиции» вступил в силу с 1 марта 2011 года.

Политические и юридические предпосылки переименования российской милиции в полицию связаны с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», в котором констатировалось не только то, что они выполняют важнейшую государственную функцию по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, но и необходимость модернизации существующей структуры органов внутренних дел, организации их деятельности, кадрового, финансового, материально-технического обеспечения милиции.

Можно сказать о том, что сущность органов внутренних дел заключается в осуществлении государственного управления внутренними делами страны.

Внутренние дела - это одно из основных направлений деятельности страны, представляет собой совокупность общественных отношений, которые направлены на защиту интересов личности, общества, государства.

Такие дела внутри страны имеют большое значение для российского государства, поскольку призваны сохранять внутреннею целостность и порядок внутри российского государства в целом.

И именно данные полномочия относятся к системе органов внутренних дел, что придает им определенную социальную значимость.

Таким образом, можно сказать о том, что система органов внутренних дел в России прошла достаточно сложный и долгий путь становления и развития. Этому способствовали различные факторы: экономические, политические, социальные и так далее. Органы внутренних дел являются важным элементом любого правового государства, однако следует отметить и то, что в различные исторические периоды законодательство, регулирующие отношение в данной сфере, было весьма различно. Соответственно роль органов внутренних дел, перечень возложенных на них полномочий также разнилась. Наибольшего расцвета ОВД приобрели именно в виду принятия Закона «О полиции», который способствовал более четкому урегулированию спорных вопросов.

1.2 Организация работы ОВД

Система органов внутренних дел представляет собой внутреннюю сбалансированную структуру составных частей, подразделений, которые способствуют наиболее эффективному выполнению возложенных на них функций и полномочий.

Система ОВД должна быть весьма сбалансированной отвечать основным потребностям российского общества и государства.

Существенным важным моментом в организации работы органов внутренних дел является то, что это определено на законодательном уровне. Существуют отдельные нормативные акты, которые раскрывают особенности организации работы органов внутренних дел. Это свидетельствует о важности выполняемой сотрудниками органов внутренних дел работы.

Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Министерство внутренних дел (МВД) - орган исполнительной власти, государственное учреждение, который выполняет административно-распорядительные функции в сфере обеспечения общественной безопасности, охраны правопорядка <#"721623.files/image001.jpg">

Рис. 1 - Диаграмма удельного веса преступлений, совершенных в России в 2012 году

Именно органы внутренних дел обеспечивают личную безопасность населения страны, а также общественную безопасность, охраняют отношения собственности, как частной, так и государственной. Именно ОВД осуществляет пресечение и предупреждение преступности. Помимо этого ОВД содействует реализации иных функций государства, как внешних, так и внутренних.

Поэтому можно сказать о том, что именно органы внутренних дел занимают одно из основных мест в системе органов исполнительной власти.

В соответствии с возложенной на органы внутренних дел компетенцией они осуществляют следующие основные задачи:

.Обеспечение безопасности личности - данная задача предполагает защиту прав и свобод человека и гражданина в государстве, а также всего общества в целом и государства против различных противоправных посягательств. При этом стоит отметить и то, что такие посягательства могут происходит, как в РФ, так и за ее пределами.

Реализация этой задачи происходит путём охраны и защиты прав и свобод личности. Для её достижения от сотрудников внутренних дел требуется:

выявление правонарушителей (при этом стоит отметить то, что такое выявление должно быть своевременным;

раскрытие и расследование преступлений - то есть установление лиц, виновных в совершении противоправного деяния;

пресечение правонарушений.

. Деятельность органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод граждан. Такая деятельность включает в себя различные функции. Каждая функция характеризуется некой обособленность, а также однородностью, и направленностью совершаемых действий. Данные функции обусловлены рядом факторов, а также потребностями, которые можно выявить только с практической стороны. Содержание каждой функции диктуется спецификой объекта деятельности. Вместе с тем количество и характер функций зависят и от субъективных факторов, т. е. от целей и задач, которые ставятся перед органами внутренних дел государством. Необходимо, чтобы та цель, которую преследует государство, а также сотрудники внутренних дел в процессе реализации возложенных на них задач совпадала. Наряду с этим внутренне содержание большинства функций в различных условиях остается в состоянии статики. В связи с этим все функции деятельности органов внутренних дел можно условно подразделить на общие, специальные (основные) и обеспечивающие.

В качестве общих функций органов внутренних дел принято выделять:

прогнозирование и планирование;

организация;

регулирование;

учет;

контроль.

Прогнозирование - это некое предвиденье различных изменений в развитии каких-либо процессов. Такое предвиденье происходит на основе полученных данных, а также их анализа. Большое значение имеет и достижений науки (в частности криминалистики, криминологии и т.д.). Прогнозирование в деятельности органов внутренних дел состоит в определении направлений и целей развития тех или иных процессов, происходящих в сфере общественного порядка, общественной безопасности, прав и свобод граждан и иных сферах, являющихся объектом деятельности органов внутренних дел, а также в выработке программы, с помощью которой должна быть достигнута цель.

Функция организации, возложенная на органы внутренних дел, заключается в формировании управляющей и управляемой систем деятельности органов внутренних дел, в обеспечении упорядоченности этих систем посредством создания соответствующей структуры и регулирования происходящих в ней процессов. Организация означает образование, реорганизацию, упразднение служб, органов, подразделений, групп и других субъектов, осуществляющих деятельность органов внутренних дел, определение их обязанностей и прав, порядка взаимоотношений, подбор и расстановку кадров и другие.

В тесной связи с организацией находится функция регулирования. Через регулирование осуществляются непосредственное руководство, направление деятельности служб, подразделений, поведение работников органов внутренних дел, осуществляющих административную, уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную деятельность по охране и защите прав и свобод граждан. Без регулирования немыслимо целенаправленное осуществление этой деятельности в соответствии с заданной программой.

Функция учета обеспечивает сбор, передачу, хранение и переработку данных, полученной информации, т. е. в количественном измерении, регистрации и группировке сведений о функционировании субъектов деятельности, о выполнении возложенных на них задач, о наличии и расходе ресурсов, о состоянии технических средств, а также о состоянии объекта, на который воздействует деятельность.

Учет составляет важную предпосылку контроля. Контроль позволяет обнаружить, насколько сделанное в сфере обеспечения прав и свобод граждан соответствует выдвинутым целям и задачам.

. Предупреждение и пресечение совершения преступления - то есть на ОВД возлагается так называемая превентивная задача, которая способствует снижению уровня преступности в стране. ОВД проводят различные мероприятия, беседы, которые как раз и являются способом предупреждения совершения в дальнейшем преступлений. В случае же совершения преступления именно органы внутренних дл принимают все необходимые меры, связанные со скорейшим пресечением таких действий (бездействий).

Предупреждение преступлений - приоритетная задача правоохранительных органов. Именно предупреждение преступности в большой степени способствует снижению ее уровня.

Задача предупреждения преступлений заключается в том, что принимаются различные необходимые оперативно-розыскные меры, которые направлены на то, чтобы человек не совершал противоправные деяния (действия или бездействия), а также необходимо устранять все условия, обстоятельства, которые способствуют совершению преступления. Способы пресечения преступлений зависят от конкретных обстоятельств, от ситуации и обстановки, и могут быть самыми различными:

возбуждение уголовного дела;

задержание с поличным;

применение уголовно-процессуальных мер пресечения.

То есть, пресечение преступления - это принятие необходимых оперативных мер в отношении конкретного лица, либо группы лиц для того, чтобы воспрепятствовать совершению противоправного деяния.

Предупреждение преступлений - деятельность, которая направлена на выявление и устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению (общее предупреждение преступлений); профилактическое воздействие на лиц с противоправным поведением с целью недопущения с их стороны совершения преступных деяний и оказание позитивного воздействия на ближайшее окружение таких лиц (индивидуальное предупреждение преступлений).

.Охрана общественного порядка и безопасности - выступает в качестве одной из основных задач ОВД.

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в современных условиях российского государства выступает в качестве основной обязанности, которая возлагается на органы внутренних дел. Именно такая деятельность органов внутренних дел способствует обеспечению внутренней безопасности страны. Поэтому данная деятельность сотрудников органов внутренних дел должна быть весьма эффективной.

Данная деятельность включает в себя непосредственно различные меры, направленные на поддержание общественного порядка, защиты прав и интересов общества, и всего государства в целом.

Для того, чтобы органы внутренних дел могли надлежащим образом реализовывать возложенные на них функции по обеспечению безопасности и общественного порядка в стране необходимо наличие четкого правового регулирования, не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов страны. Кроме этого необходимо наличие взаимодействия между органами местного самоуправления и органами внутренних дел.

.Раскрытие, расследование преступлений, а также производства различных мероприятий, направленных на розыск лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Именно на органы внутренних дел возложена обязанность по раскрытию преступлений, что подчеркивает их важность для всего российского общества и государства. ОВД занимают особое место в расследовании совершенных преступлений.

.Осуществление наказания в виде лишения свободы.

.Оказание социальной и правовой помощи населению - в том числе можно сказать о том, что ОВД способствуют развитию правовой культуры и правового образования членов общества в стране.

. На ОВД лежит обязанность по реализации различных нормативных и подзаконных актов, которые регулируют отношения внутри страны, а также затрагивают вопросы общественного порядка и безопасности.

В качестве самостоятельного элемента ОВД выделяют их функции - то есть основные направления деятельности таких органов.

В первую очередь сюда можно отнести функцию по борьбе с противоправными посягательствами на жизнь, честь, достоинство, здоровье, а также на иные законные права и интересы населения страны.

В виду того, что человек, а соответственно его жизнь, честь, достоинство являются высшей ценностью государства, РФ должно обеспечить невозможность посягательства на них извне. Следует отметить, что данная функция является самой значительной в деятельности органов внутренних дел.

В качестве самостоятельной функции ОВД можно выделить проведение различных мероприятий по охране общественного порядка в общественных местах (скверах, парках и так далее), а также пресечению различных правонарушений административного характера.

В качестве еще одной функции ОВД можно выделить охрану общественного порядка при проведении различных массовых мероприятий.

В соответствии с действующим законодательством органы внутренних дел решают возложенные на них задачи как в обычных, так и в особых условиях.

В настоящее время различные массовые мероприятия являются одной из популярных форм общественной активности и досуга населения и удовлетворяют потребности личности в непосредственном приобщении к политической жизни, достижениям спорта, культуры, искусства.

Подготовка ОВД к проведению массовых мероприятий является весьма важным этапом в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Это можно объяснить тем, что именно от надлежащего выполнения подготовительного этапа зависит эффективность обеспечения общественной безопасности, как в стране, так и в отдельных ее регионах. При этом деятельность сотрудников органов внутренних дел должна быть весьма скоординирована и производственна именно при подготовке.

Деятельность ОВД при проведении массовых мероприятий направлена имен на обеспечение общественной безопасности и поддержание общественного порядка внутри страны. Это можно объяснить тем, что в период таких мероприятий весьма часто происходит совершение противоправных действий. Кроме этого стоит подчеркнуть важность деятельности сотрудников ОВД в ходе проведения таких мероприятий.

В России и в отдельных ее регионах, существуют проблемы, связанные с обеспечением общественного порядка в период проведения массовых мероприятий. И для их решения необходимо грамотное взаимодействие органов внутренних дел с органами местного самоуправления, средствами массовой информации, а также общественностью.

На ОВД возложена функция по проведению профилактических мероприятий. Такая функция от части выражается в предупреждении противоправных деяний. Кроме этого, именно ОВД производят следствие и дознание по различным категориям дел.

ОВД осуществляет специальные мероприятия, связанные с обеспечением безопасности специальных субъектов, таких как: прокуратуры, таможенных органов, суда и так далее.

На органы ОВД возложена функция по предотвращению детской беспризорности и правонарушений. В современных условиях данная функция также занимает приоритетное место. Это можно объяснить тем, что в последнее время все большое значение для российского государства и права приобретают вопросы ювенальной юстиции.

Органы внутренних дел проводят различные мероприятия, связанные с розыском лиц, пропавших без вести, а также в иных случаях предусмотренных законом.

В соответствии с федеральным законодательством на органы внутренних дел возложен розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, лиц, без вести пропавших, а также розыск должника-гражданина и розыск ребенка в рамках возбужденного исполнительного производства о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, либо возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, а также по исполнительным документам об отобрании ребенка.

Организация розыскной работы в органах внутренних дел регламентируется нормативными правовыми актами МВД России.

Непосредственная организация розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, в системе МВД России, возложена на аппараты уголовного розыска, в которых действуют специализированные розыскные подразделения. Вся информация о розыске указанной категории граждан сосредотачивается в базе данных федерального розыска ГИЦ МВД России. Помимо лиц, в отношении которых имеется процессуальное решение о розыске, в нее помещается другая оперативная информация, в связи, с чем указанная база закрыта для свободного пользования гражданами и используется только сотрудниками правоохранительных органов.

Таким образом, можно сказать о том, что сотрудники органов внутренних дел пытаются выполнять надлежащим образом возложенные на них функции. При этом выполнение таких функций должно осуществляться в строгом соответствии с законодательством РФ.

ОВД в целях реализации политики государства внутри страны осуществляют ведение оперативно - розыскной деятельности, а также ведут различный учет граждан, населения страны.

Оперативно - розыскная деятельность - это одно из направлений деятельности этих органов. Ее содержание заключается в проведении органами внутренних дел оперативно-розыскных мероприятий, имеющих своей целью защиту жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств. Она предполагает также предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также лиц, пропавших без вести. Важным направлением этой деятельности в современных условиях является борьба с организованной преступностью.

Оперативно-розыскная деятельность, выступая в качестве одного из основных направлений работы органов внутренних дел, как и некоторых других государственных органов обеспечения безопасности, представляет собой вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями органов внутренних дел в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных и иных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

Таким образом, можно сказать о том, что задачи и функции, возложенные на органы внутренних дел тесно взаимосвязаны друг с другом, и во многом предопределяют политику внутри страны. Следует отметить и то, что функции и задачи ОВД находятся на стадии динамичного развития и в виду изменений, которые происходят в обществе и государства, такие функции и задачи постоянно дополняются и совершенствуются.

Именно надлежащее выполнение сотрудниками органов внутренних дел функций, которые на них возложены, позволит улучшить ситуацию внутри страны.

Глава 2. Система контроля в ОВД

.1 Порядок и виды контроля в ОВД

В современном российском государстве имеет место быть тенденция, которая направлена на преобразования во всей правоохранительной системе страны. В том числе происходят существенные корректировки и изменения в системе органов внутренних дел.

Это можно объяснить важностью органов внутренних дел, как для внешней, так и для внутренней политики государства. Именно они выполняют функцию, связанную с обеспечением общественной безопасности и поддержанием порядка внутри страны.

Президент РФ принимает различные нормативные акты в области защиты безопасности страны от внешних угроз, от внутренних политических проблем внутри России и так далее. И в данном случае особое значение приобретает контроль органов внутренних дел. Это связано с тем, что именно надлежащим образом выполненная работа сотрудников органов внутренних дел будет способствовать усилению России, в том числе на международной арене.

Контроль со сторон органов внутренних дел обеспечивает определенный баланс и стабильность внутри страны. За счет поведения контроля органами внутренних дел повышается эффективность работы и иных органов исполнительной власти.

В 2013- 2014 году можно сказать о том, что контроль ОВД является первоочередной задачей российских органов власти, а также одним из основных направлений политики государства. Российское государство должно сосредоточить и сбалансировать весь необходимый потенциал для создания надлежащих условий органам внутренних дел.

Государство, а также соответствующие должностные лица, должны принимать все необходимые меры, направленные на ужесточение такого контроля.

Такой контроль должен присутствовать в различных структурных подразделениях органов внутренних дел, в различных направлениях деятельности. При этом контроль должен осуществляться на различных уровнях системы МВД.

Контроль ОВД способствует единству и сбалансированию всех действий сотрудников таких органов. Поэтому можно сказать о том, что Россия нуждается именно в единообразной системе контроля органов внутренних дел.

Возникновение контроля связано с общественным характером труда, природа которого обусловливает необходимость согласованных действий между субъектом и объектом управления.

Однако, несмотря на такую значимость контроля ОВД, данная категория является весьма дискуссионной. Существуют различные подходы и трактовки понятия контроля, а точнее управления. И на сегодняшний день не выработано единого понимания данной юридической категории.

Можно сказать о том, что контроль - это определенные действия конкретных субъектов, направленные на осуществление наблюдение, проверки деятельности.

Контроль способствует и оказывает большое влияние на совершенствование работы различных органов, инстанций и так далее.

В то же время контроль, объективно присутствуя во всех элементах управленческой деятельности, выступает составной частью реализации любой другой функции управления, и является элементом организаторской работы. В этом проявляется специфическое свойство контроля и его универсальность.

В системе контроля принято выделять составные элементы, которые составляют ее содержание. Такие элементы являются исчерпывающими и присутствуют при любом виде контроля. В частности к ним можно отнести:

субъекты контрольной деятельности - то есть те, кто осуществляет контрольные полномочия;

объекты деятельности в области контроля - это то, в отношении чего субъектами контроля выполняются контрольные мероприятия;

формы контроля;

методы контроля - способы, с помощью которых реализуются контрольные функции;

средства контроля.

Данный перечень составных элементов контроля является окончательным.

Следует иметь в виду, что указанная совокупность элементов представляет собой систему контроля в статике. Динамический же аспект данной системы предполагает определенные организационные усилия по ее созданию и функционированию.

Можно сказать о том, что создание системы контроля это определенная совокупность мероприятий субъекта управления по определению субъектов, объектов, предметов контроля, времени его ведения, а также методов, форм и средств осуществления.

Именно организационный метод лежит в основе создания специфических систем контроля для различных по назначению, уровню управления, объему и сложности деятельности органов внутренних дел. Элементы же этих различных систем контроля в общем совпадают.

Организация системы контроля в различных органах внутренних дел основывается на установлении конкретных задач, а также объема такого контроля и сроков его проведения. Существует также разграничение полномочий в области контроля между различными лицами.

Система контроля направлена на обеспечение четкого, объективного контроля за деятельностью органов внутренних дел. Именно контроль отражает ре6альную обстановку в системе деятельности правоохранительных органов.

Контроль способствует установлению постоянного наблюдения за деятельностью сотрудников органов внутренних дел, способствует обобщению опыта сотрудников различных подразделений правоохранительных органов, а также при наличии недостатков в их профессиональной деятельности способствует в минимально короткие сроки исправлению таких недостатков.

Система контроля является прерогативой субъекта управления и сущность контроля состоит не только в наблюдении за соответствием деятельности управляемых объектов заданным предписаниям, но и в выявлении недостатков и достоинств в деятельности контролируемых горрайорганов, их оценке и сопоставлении с намеченными целями, а также в принятии мер по устранению недостатков и причин, их породивших.

Различные правоведы выделяют несколько видов контроля органов внутренних дел.

Так, можно выделить следующие подвиды:

внутриведомственный;

ведомственный;

внутрисистемный.

Внутренним является контроль, осуществляемый органом отраслевой компетенции (министерством) за деятельностью подчиненных органов, учреждений, предприятий и должностных лиц. Но следует указать на то, что внутренний контроль осуществляется не только органом отраслевой компетенции (МВД России), но и на любом другом уровне управления внутренними делами: МВД, ГУВД, УВД, ГРОВД, которые представляют собой системы социального управления. Это дает основание рассматривать внутренний контроль всегда конкретно, примирительно к целям и задачам конкретного органа или подразделения.

Основы организации внутрисистемного контроля заключается в осуществлении и проведении проверки в отношении различных подчиненных, подвластных объектов. Такой принцип властности как раз и обеспечивает реальность и действенность работы сотрудников органов внутренних дел.

Сущность внутрисистемного контроля состоит в наблюдении за соответствием деятельности управляемых органов, подразделений и должностных лиц заданным предписаниям, которые они получили от управляющих звеньев, а также в корректировании желаемого результата с тем, что на сегодня имеется.

Цель такого внутрисистемного контроля заключается в том, что при его проведении выявляются недостатки, которые присуще деятельности органов внутренних дел, а также достоинства в их работе, кроме этого предлагаются пути разрешения проблемных ситуаций.

Исходя из вышеизложенного, можно определить под понятием "контроль" наблюдение и проверка соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям, определение результатов их выполнения, выявления допущенных отклонений от соответствующих установлений (законов, стандартов, приказов и т.д.), от принципов организации и регулирования проверяемой деятельности.

В современных условиях осуществления деятельности ОВД существуют и такие виды контроля, как:

.Государственный контроль за деятельностью органов внутренних дел.

Государственный контроль за деятельностью органов внутренних дел осуществляют Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

То есть можно сказать о том, что контроля осуществляется именно на уровне российского государства, специально уполномоченными органами власти и их должностными лицами. При этом стоит отметить, что их полномочия отражены в соответствующих нормативных актах.

. Следующим самостоятельным видом контроля принято выделять ведомственный контроля.

Ведомственный контроль за деятельностью органов внутренних дел (сотрудников органов внутренних дел) осуществляют руководители соответствующих и вышестоящих подразделений. Помимо того в кадровых аппаратах МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУ МВД России созданы специальные структурные подразделения - инспекции по личному составу.

Именно такие специально созданные подразделения помогают вывить и устранить ошибки в деятельности сотрудников правоохранительных органов в минимально короткие сроки.

Основными задачами инспекций по личному составу являются:

проведение различных профилактических мероприятий по совершению дисциплинарных проступков, которые совершаются сотрудниками ОВД;

данное подразделение направлено на то, что инспекция по личному составу контролирует исполнение и соблюдение сотрудниками ОВД приказов, указаний и распоряжений МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУ МВД России в части организации и проведения мероприятий по укреплению законности и дисциплины в органах внутренних дел;

на данном подразделении лежит обязанность по проведению служебных проверок в соответствии с нормативными актами России, регулирующими данные вопросы. Как правило, это проверки в области соблюдения дисциплины, а также по факту совершения дисциплинарных проступков.

. Особое место среди видов контроля органов внутренних дел занимает общественный контроль. Такой контроль осуществляется непосредственно гражданами страны.

Деятельность Министерства внутренних дел РФ, олицетворяющего наряду с другими "силовыми" министерствами принудительную силу государства, является предметом постоянного внимания со стороны политических сил и общественности, стремящихся не допустить чрезмерных ограничений свободы.

Общественность принимает активную роль при проведении такого контроля. Можно сказать о том, что фактически общество выражает свое собственное мнение относительно системы органов внутренних дел.

ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" закрепил положение о том, что Общественная палата призвана обеспечивать согласование общественно значимых интересов граждан РФ, общественных объединений, органов государственной власти для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан РФ, конституционного строя и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем осуществления общественного контроля над деятельностью органов исполнительной власти.

Осуществление общественного контроля, в том числе над органами внутренних дел, должно положительно отразиться на их деятельности по охране правопорядка при проведении публичных мероприятий, а также по воспрепятствованию проведению запрещенных массовых акций.

Таким образом, можно сказать о том, что общественный контроль является весьма объективным. Он позволяет отслеживать и контролировать именно за счет общественности.

Судебный контроль и надзор за деятельностью органов внутренних дел осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами в процессе рассмотрения и разрешения уголовных дел и дел об административных правонарушениях, направленных в суд сотрудниками органов внутренних дел, а равно при рассмотрении и разрешении жалоб на действия (решения, бездействие) должностных лиц (органов) органов внутренних дел .

. В соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» принято выделять прокурорский надзор за деятельностью органов внутренних дел.

Так, большое значение имеет осуществление надзора за деятельность сотрудников правоохранительных органов Генеральным прокурором РФ, а также иными подчиненными ему прокурорами.

Однако, стоит отметить, что такой контроль должен осуществляться именно в соответствии с действующим российским законодательством.

Надзор Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров за деятельностью органов внутренних дел осуществляется от имени Российской Федерации. То есть можно отметить большую значимость такого вида контроля.

Данный вид контроля направлен на то, чтобы различные законы РФ, подзаконные акты были соблюдены и реализованы с практической стороны всеми лицами, в том числе и сотрудниками органов внутренних дел. Сотрудники правоохранительных органов должны способствовать своевременному устранению возникших нарушений законодательства.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в отношении органов внутренних дел в той или иной мере применяют средства нескольких отраслей прокурорского надзора:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Таким образом, подводя итог, можно сказать о том, что контроль в органах внутренних дел играет весьма большую роль. Он способствует надлежащему исполнению возложенных на сотрудников органов внутренних дел обязанностей и полномочий. Это можно объяснить тем, что он помогает избежать произвола со стороны сотрудников ОВД. Большую значимость имеют и то, что в современных условиях существуют различные виды контроля, как государственный контроль, так и общественный. Кроме этого, считаю, что необходимо усовершенствовать российское законодательства приняв нормативные акт, который будет регулировать процедуру и порядок осуществления контроля за деятельностью органов внутренних дел.

2.2 Порядок проведения контролируемых операций в системе ОВД

орган внутренний дело контроль

Контроль представляет собой многогранное явление, которое основано на различных аспектах проявления. При этом на содержание контрольной деятельности оказывает влияние различные факторы, обстоятельства

В частности, на содержание контроля влияют: сфера контрольной деятельности, предмет и объект контроля, субъект осуществления контроля. От этих и ряда других обстоятельств зависят форма и методы контрольного мероприятия, а также решения, принимаемые по его окончании, и др. Контроль как функция и метод деятельности в той или иной степени присущ всем органам власти и управления.

Контроль проводится различными органами исполнительной власти, как на федеральном, так и на региональном уровне, а также на уровне местного самоуправления.

Существенной особенностью проведения контрольных мероприятий в органах внутренних дел является то, что они проводятся непрерывно и систематически.

Так, различные виды контроля осуществляются постоянно, проверяется деятельность органов внутренних дел, их должностных лиц.

Следует отметить, что проведение таких контрольных мероприятий носит государственно - властный, а также исполнительно - распорядительный характер.

Так необходимо остановиться на порядке проведения контрольных мероприятий в органах внутренних дел в каждом конкретном виде контроля.

Так, создаются различные общественные советы, институты гражданского общества. В соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" направлены на то, чтобы выявлять различные нарушения в процессе осуществления деятельности сотрудниками правоохранительных органов.

Особое особенности имеет порядок проведения ведомственного контроля.

Основными задачами такого контроля выступает:

) предупреждение, выявление и пресечение нарушений сотрудниками органов внутренних дел;

) принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий и причин нарушений, выявленных в рамках государственного контроля в деятельности органов внутренних дел;

) определение показателей качества деятельности органов внутренних дел;

) создание системы оценки деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Ведомственный контроль включает проведение проверок по соблюдению сотрудниками органов внутренних дел действующего российского законодательства;

Ведомственный контроль осуществляется уполномоченными должностными лицами органа исполнительной власти в соответствии с их должностными обязанностями на постоянной основе либо по решению руководителя или заместителя руководителя органа исполнительной власти на основании приказа органа исполнительной власти.

Мероприятия по осуществлению ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел, должны быть включены в планы работы органов исполнительной власти.

Ведомственный контроль осуществляется посредством плановых и внеплановых проверок.

Внеплановые проверки осуществляются в следующих случаях:

а) поступление в орган исполнительной власти обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения прав и законных интересов сотрудниками органов внутренних дел;

б) в целях контроля исполнения ранее выданных предписаний;

О проведении плановой проверки органы внутренних дел уведомляются путем направления копии приказа о проведении проверки не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения.

Несмотря на эффективность ведомственного контроля как способа обеспечения законности в органах и учреждениях системы МВД России, исследование показывает, что в отдельных органах внутренних дел сложившаяся система ведомственного контроля была недостаточно эффективно организована. Как показывает исследование, некоторые руководители не обращают должного внимания на состояние исполнительской дисциплины и должным образом не контролируют выполнение подчиненными требований нормативных правовых актов, в том числе и нормативных актов МВД России. Это позволило отдельным сотрудникам нарушать права граждан, осуществлять вымогательство денег у предпринимателей, а также совершать иные коррупционные правонарушения. Сложившееся положение дел требует самого решительного вмешательства в организацию контроля, осуществляемого за служебной деятельностью сотрудников различных служб и подразделений органов внутренних дел, особенно территориального и линейного уровней.

Основным субъектом контрольной деятельности в системе МВД России является министр. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МВД России задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Министр внутренних дел в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми субъектами, которым они адресованы. Министр в пределах своей компетенции принимает целый ряд индивидуальных правовых актов и организует их выполнение и соблюдение.

Контроль за выполнением тех или иных нормативных правовых актов министр может возложить на своих заместителей, которые курируют соответствующие направления деятельности МВД России. Министр обладает и рядом иных контрольных полномочий в сфере внутренних дел. Министр может ставить задачи в том или ином контрольном мероприятии, утверждать график проведения контрольных мероприятий, определять должностных лиц, которые будут возглавлять проведение комплексных проверок служебной деятельности в МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, а также он заслушивает и проверяет отчеты, справки, докладные записки, подготовленные по результатам проведения контрольных мероприятий. Министр может определять периодичность проведения контроля, а также форму контрольного мероприятия. Кроме того, министр может определять и утверждать перечень должностных лиц, которые будут осуществлять соответствующее контрольное мероприятие в составе комиссии, группы, а также определять критерии его эффективности.

Министр внутренних дел может координировать контрольную деятельность, которая осуществляется в системе МВД России, обеспечивать взаимодействие структурных подразделений и должностных лиц, осуществляющих проведение тех или иных контрольных мероприятий. В чем-то аналогичными полномочиями обладают министры внутренних дел в республиках в составе Российской Федерации, а также начальники ГУВД и УВД по субъектам Федерации.

Коллегиальным контрольным органом в системе МВД России является Коллегия Министерства внутренних дел РФ в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, директора ФМС России, а также иных должностных лиц, входящих в нее по должности. Состав Коллегии МВД России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ. На Коллегию МВД России приглашаются члены Правительства, должностные лица правоохранительных и контрольных органов, высших судебных инстанций, отдельные депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, а также представители общественности и др.

На Коллегии выступает Президент России, который дает оценку деятельности Министерства, ставит перед ним приоритетные правоохранительные задачи, решает кадровые и контрольные вопросы, кроме того, на Коллегии заслушиваются руководители Министерства, также отдельные руководители МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ. В ходе коллегиального обсуждения вопросов и проблем деятельности МВД России осуществляется контроль за выполнением тех задач и поручений, которые ставились перед структурными подразделениями МВД России, а также органами и учреждениями системы МВД России. По результатам заслушивания руководителей МВД России могут делаться оргвыводы, а также приниматься решения об ответственности соответствующих должностных лиц системы МВД России.

Существенными контрольными полномочиями наделяются структурные подразделения МВД России, которые осуществляют контроль за деятельностью должностных лиц, сотрудников и гражданских служащих Министерства как по вертикали, так и по горизонтали. Этот контроль затрагивает кадровые, материально-технические, оперативно-служебные, административно-инспекторские, а также другие вопросы, касающиеся деятельности МВД России. В целях совершенствования контрольных мероприятий в системе МВД России необходимо формирование административно-правовых механизмов их координации, а также создание режима взаимодействия структурных подразделений центрального аппарата Министерства. Кроме того, нужно создавать модели взаимодействия и координации различных контрольных подразделений центрального аппарата МВД России с аналогичными контрольными структурами других федеральных органов исполнительной власти.

Свои контрольные полномочия в сфере органов внутренних дел реализуют министры внутренних дел республик в составе Российской Федерации, а также руководители ГУВД и УВД по субъектам Федерации. Соответствующие руководители являются основными субъектами контроля оперативно-служебной деятельности в регионах, свою контрольную власть они должны сопоставлять с контрольными полномочиями должностных лиц центрального аппарата, а также должностных лиц главных управлений МВД России по федеральным округам. Как показывает практика, руководители МВД, ГУВД, УВД по субъектам Федерации, как правило, делегируют часть своих контрольных полномочий своим заместителям, а также специальным контрольным структурам.

Государственный контроль за деятельность органов внутренних дел проводится на основании различных приказов, распоряжений соответствующих государственных органов власти.

Как правило, в таком распоряжении указывается все данные относительно проводимого контрольного мероприятия, а также органа, который осуществляет такой контроль.

Кроме этого, обычно имеются и данные о целях, задачах и предмете контрольных мероприятий органов внутренних дел.

Государственный контроль заключается в том, что должностные лица МВД России могут участвовать в заседаниях палат Федерального Собрания, выступать перед депутатами Госдумы и членами Совета Федерации с докладами по проблеме борьбы с преступностью, обеспечения правопорядка, а также докладами о раскрытии и расследовании резонансных уголовных дел, связанных с коррупцией, терроризмом. Президент России также в пределах своей компетенции, которая определена Конституцией России, а также и иными нормативными правовыми актами, может осуществлять контроль за деятельностью МВД России и его должностных лиц в целом, а также за деятельностью МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ. Так, Президент России утверждает структуру МВД России, назначает министра внутренних дел, его заместителей, а также ряд иных высокопоставленных должностных лиц Министерства. Президент России присваивает высшие специальные звания, награждает государственными наградами и присваивает почетные звания сотрудникам и гражданским служащим МВД России, что является одной из форм контроля.

Президент определяет основные направления деятельности МВД России, ставит Министерству те задачи, которые в настоящее время имеют наибольшее социальное значение. Президент может давать поручения министру внутренних дел, а также иным должностным лицам Министерства, осуществлять контроль за выполнением указов, распоряжений и поручений Президента и др. Такой контроль имеет административно-правовую природу и осуществляется как непосредственно Президентом, так и контрольными структурами его Администрации. Президент для усиления своего контроля за деятельностью МВД России участвует в коллегии Министерства, а также иных мероприятиях, которые проводятся в данном ведомстве.

Подчеркнем, что Президент России, осуществляя контроль за деятельностью МВД России, тем самым вносит весьма существенный вклад в дело укрепления законности и дисциплины среди личного состава Министерства. Президент в целях укрепления дисциплины в системе МВД России может отправлять в отставку должностных лиц, виновных в служебных упущениях, коррупционных правонарушениях, а также руководителей, которые не справляются со своими служебными обязанностями. Помимо применения мер дисциплинарного воздействия Президент может поощрять сотрудников, отличившихся в выполнении оперативно-служебных задач. Поощрения Президента также вносят определенный вклад в дело укрепления служебной дисциплины среди личного состава органов внутренних дел.

Правительство также осуществляет административный контроль за деятельностью МВД России в пределах своей компетенции, в частности за соблюдением финансовой дисциплины, а также выполнением должностными лицами МВД России требований нормативных документов, принятых Правительством.

Следует отметить, что по представлению председателя Правительства РФ Президент РФ назначает на должность министра внутренних дел.

Судебный контроль состоит в том, что именно в судебном порядке имеется возможность обжаловать различные акты, действия или бездействия органов внутренних дел, их должностных лиц. Именно на суды возложена обязанность по определение законности в действиях правоохранительных органов. То есть в данном виде контроля суд выступает наиболее объективным органов, которые может дать соответствующую оценку спорным правоотношениям.

Именно судебный контроль имеет определенную специфику проведения. Порядок проведения такого контроля свидетельствует о том, что такой контроль является неким показателем правомерности.

Судебное решение, вынесенное по тому или иному делу, инициированному должностными лицами органов и учреждений МВД России, порой является критерием законности в органах внутренних дел.

Таким образом, подводя итог, можно сказать о том, что существует определенный порядок проведения контролируемых операций в системе ОВД. Эффективность и достижение поставленных целей во многом зависит от тактики и процедуры проведения таких операций, а также от лиц и структур, которые осуществляют такие контрольные операции. Во многом эффективность контрольных мероприятий зависит и от вида контроля, от лиц, которые его осуществляют.

2.3 Проблемы контроля ОВД и пути решения

В виду того, что деятельность органов внутренних дел является весьма важным элементом российского государства, контроль за деятельностью таких органов занимает особое место.

Однако стоит отметить то, что на практике не редко возникают проблемы осуществления такого контроля. Это можно объяснить тем, что, во- первых, существуют различные виды контроля, а, во - вторых, органы внутренних дел включают в себя специальные специфические подразделения.

В качестве одной из причин проблем контроля органов внутренних дел выступает и то, что система органов внутренних дел также весьма специфична и во многом предопределена территориальными особенностями РФ.

Условно можно выделить несколько основных факторов, которые обуславливают проблемы контроля органов внутренних дел.

Первым, одним из самых важных факторов, выступает то, что на сегодняшний день сложилась обстановка, когда численность сотрудников правоохранительных органов недостаточна. Имеет быть тенденция сокращения численности штата.

В связи с тем, что существует недостаток сотрудников органов внутренних дел, возникают ситуации, когда весьма сложно обеспечить надлежащий контроль со стороны органов внутренних дел. То есть, фактически нет возможности для должного проведения такого контроля

Во-вторых - это крайне низкое материальное, а также техническое обеспечение, которое негативным образом сказывается на осуществлении контрольных мероприятий. То есть для более эффективного достижения поставленных целей по осуществлению контрольных полномочий необходимо задействовать мощные технические ресурсы, оснащение специальным оборудованием и так далее.

В - третьих - в России в системе правоохранительных органов, в частности в органах внутренних дел наблюдается тенденция, связанная с текучестью кадров, что также оказывает отрицательное влияние на осуществление контроля органами внутренних дел.

Применительно к контрольной деятельности органов внутренних дел следует говорить о ее правовом, организационном и техническом обеспечении.

В качестве одной из основных проблем контроля органов внутренних дел является наличие законодательной базы.

Так существует большой объем нормативных актов, как законных, так и подзаконных, которые регулируют деятельность по осуществлению контроля в органах внутренних дел. Однако, полагаю, что современная российская правовая система нуждается в корректировке и принятии единого нормативного акта, который будет регулировать вопросы осуществления контроля, а также различных его видов.

В качестве самостоятельной проблемы контроля органов внутренних дел выступает своевременность его проведения. То есть все уполномоченные органы и должностные лица должны осуществлять такой контроль в оптимальные сроки. Кроме этого устранение выявленных нарушений должно происходить в минимально короткие сроки. Именно данные обстоятельства будут способствовать эффективному выполнению контрольных полномочий.

Следующей проблемой в области осуществления и проведения контроля является организационное обеспечение. Так, необходимо своевременно выявлять, а затем и устранять причины, которые препятствуют осуществлению такого контроля.

На сегодняшний день, в целях повышения эффективности контроля органам внутренних дел необходимо выработать определенную единую систему действий, которая будет направлена на предупреждение правонарушений.

Основными из них являются:

рейды - заранее не оговоренные выезды;

оперативно-розыскные мероприятия (личный сыск, оперативная установка) и так далее.

Принятие и разработка таких мер способствует решению сложившихся проблем. Полагаю, что сотрудники органов внутренних дел в процессе осуществления таких действий должны приложить все необходимые усилия, направленные на решение возникающих проблем.

Помимо вышесказанного в современных условиях можно выделить несколько основных тенденций и путей, направленных на устранение проблем контроля органов внутренних дел и совершенствования такого контроля:

. совершенствование организационной структуры ОВД - то есть улучшение взаимосвязанных элементов в организационной структуре органов внутренних дел, которые будут способствовать повышению эффективности их работы;

. четкое распределение должностных обязанностей между лицами, которые осуществляют такой контроль - так, полагаем, что именно на законодательном уровне необходимо определить круг должностных лиц, которые уполномочены осуществлять контрольные функции;

. использование информационных стендов и т.д. - возможно, что вся необходимая информация будет доводиться путем ее размещения в различных местах, на специальных носителях и так далее.

Существующие в настоящее время в ОВД системы контроля, к сожалению, недостаточно совершенны и не в полной мере удовлетворяют потребности общества и российского государства в целом.

Система контроля в настоящее время весьма трудоемка и в тоже время не всегда основывается на четкой нормативной базе. Поэтому высшие должностные лица не всегда своевременно узнают информацию относительно результатов исполнения отдельных поручений. Поэтому такие обстоятельства и приводят к тому, что решения принимаются повторно, затрачивается дополнительное рабочее время, дисциплина внутри коллектива значительно ослабляется. Соответственно можно говорить и о снижении эффективности работы в органах внутренних дел.

Серьезным шагом на пути совершенствования контрольной деятельности является выработка рациональных подходов к имеющимся формам и методам контроля. Полагаю, что для конкретной ситуации необходимо подбирать наиболее подходящие способы контроля. Именно это будет способствовать повышению эффективности в данной сфере.

Кроме этого, полагаю, что контроль органов внутренних дел должен осуществляться именно с учетом специфики деятельности таких органов.

Большим шагом на пути совершенствования контроля органов внутренних дел является надлежащее использование технических средств, компьютерных технологий.

Контроль должен быть оснащен соответствующими техническими средствами. Техника в большей степени будет способствовать наиболее эффективному контролю.

Большое значения для решения проблем контроля органов внутренних дел является разработка и принятие различных научно обоснованных, объективных критериев оценки служб, подразделений и конкретных сотрудников.

Необходимо в отдельные периоды (квартал) проводить определенный анализ деятельности органов внутренних дел. При этом выявлять не только положительные моменты в процессе осуществления их деятельности, но и негативные.

На практике очень часто возникает такая проблема в области контроля органов внутренних дел, как объективность. Нередко должностные лица, осуществляющие контрольные мероприятия весьма субъективно подходят к осуществлению и выполнению, возложенных на них функций.

Такая проблема возникает в силу того, что в различных источниках, а также на уровне законодателя, к сожалению отсутствуют критерии, которые будут способствовать объективности. В виду отсутствия таких критериев, как раз и способствует созданию условий для необъективного подхода к оценке деятельности, как отдельных сотрудников, так и горрайоргана внутренних дел в целом.

Большим шагом на пути решения проблем в области контроля органов внутренних дел является сокращение так называемой «бумажной волокиты». Поскольку это также влияет на деятельность и эффективность проведения контрольных операций. Полагаю, что следует упростить отчетность органов внутренних дел, осуществляемую на бумажных носителях.

Следует еще подчеркнуть и такую проблему, как психологический аспект контрольной деятельности.

Руководитель органа внутренних дел призван побуждать подчиненных ему людей к инициативе и творчеству расставлять сотрудников в коллективе соответственно способностям, с целью получения высоких результатов работы коллектива в целом. Это тем более важно, что инициативу, творчество и другие сложнейшие интеллектуально- психологические качества невозможно сформулировать только приказами, распоряжениями и другими административными актами.

Здесь приходится воздействовать на личностные, психологические качества, присущие конкретному человеку. Кроме этого необходимо вызывать у него желание и стремление к работе, проявлению инициативы и так далее.

Однако, в виду того, что психика людей весьма различна, также к отдельному человеку нужен индивидуальный контроль, возникают определенные проблемы, которые в дальнейшем затрудняют процесс контроля.

Использование руководителями власти предполагает осуществление действенного контроля за работой подчиненных. При этом обязательно нужно определить масштаб, рамки контроля.

Таким образом, подводя итог, можно сказать о том, что существуют определенные проблемы, связанные с контролем в ОВД. В основном это связано с осуществлением таких полномочий, с организацией проведения контрольных мероприятий и дисбалансом между лицами и структурами, осуществляющими такой контроль.

Государства на законодательном уровне должно принять все меры для решения подобных проблем. Кроме этого, полагаем, что современное российское законодательство нуждается в корректировке и дополнении, а также принятии специального нормативного акта, которые будет регулировать вопросы контроля органов внутренних дел.

Заключение

Система органов внутренних дел характеризуется следующими положениями: наличием взаимосвязанных элементов, а также некой целостностью всех механизмов.

Однако, именно органы внутренних дел являются одной из сложнейших подсистем органов исполнительной власти.

На современном этапе развития российского государства и права органам внутренних дел, как целостной системе и одним из главных составных элементов исполнительных органов, отводится большое внимание и осуществляется соответствующее нормативное регулирование.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

.Система органов внутренних дел в России прошла достаточно сложный и долгий путь становления и развития. Этому способствовали различные факторы: экономические, политические, социальные и так далее. Органы внутренних дел являются важным элементом любого правового государства, однако следует отметить и то, что в различные исторические периоды законодательство, регулирующие отношение в данной сфере, было весьма различно. Соответственно роль органов внутренних дел, перечень возложенных на них полномочий также разнилась. Наибольшего расцвета ОВД приобрели именно в виду принятия Закона «О полиции», который способствовал более четкому урегулированию спорных вопросов.

. Для наиболее оптимального и успешного исполнения возложенных на органы внутренних дел полномочий они имеют достаточно определенную систему и структуру. Это позволяет распределить полномочия между различными подразделениями органов внутренних дел. Четкая, слаженная организация системы органов внутренних дел позволит достичь эффективных результатов. Поэтому полагаем, что на законодательном уровне необходимо еще более детально описать такую систему, тем самым повысить эффективность работы ОВД.

. Задачи и функции, возложенные на органы внутренних дел тесно взаимосвязаны друг с другом, и во многом предопределяют политику внутри страны. Следует отметить и то, что функции и задачи ОВД находятся на стадии динамичного развития и в виду изменений, которые происходят в обществе и государства, такие функции и задачи постоянно дополняются и совершенствуются.

Именно органы внутренних дел в виду наличия у них соответствующих полномочий призваны обеспечивать такую безопасность и порядок.

Большое значение имеет правильная организация охраны общественного порядка в ходе проведения таких мероприятий сотрудниками органов внутренних дел. Работа таких органов должна быть весьма слаженной. И надлежащая работа сотрудников правоохранительных органов, как раз и позволит минимизировать уровень преступности при проведении массовых и общественных мероприятий.

. Контроль в органах внутренних дел играет весьма большую роль. Это можно объяснить тем, что он помогает избежать произвола со стороны сотрудников ОВД. Большую значимость имеют и то, что в современных условиях существуют различные виды контроля, как государственный контроль, так и общественный.

. Существует определенный порядок проведения контролируемых операций в системе ОВД. Эффективность и достижение поставленных целей во многом зависит от тактики и процедуры проведения таких операций, а также от лиц и структур, которые осуществляют такие контрольные операции. Тем не менее полагаю, что современные виды контроля нуждаются в корректировке и дополнении.

. Существуют определенные проблемы, связанные с контролем в ОВД. В основном это связано с осуществлением таких полномочий, с организацией проведения контрольных мероприятий и дисбалансом между лицами и структурами, осуществляющими такой контроль.

Государства на законодательном уровне должно принять все меры для решения подобных проблем.

Кроме этого, полагаем, что современное российское законодательство нуждается в корректировке и дополнении, а также принятии специального нормативного акта, которые будет регулировать вопросы контроля органов внутренних дел.

Список использованных источников и литературы

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Текст опубликован в новой редакции в Собрании законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445,

.О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-РФ

.О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ

. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. №248

. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1.03.2011 г. №249

. Вопросы организации полиции : Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. №250

. внеочередной аттестации сотрудников ОВД РФ: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. №251

. Об организации планирования в системе МВД РФ: Приказ МВД России от 18 ноября 2005 г. № 840

. Об организации научного обеспечения и распространения передового опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России: Приказ МВД России от 28 декабря 2005г. № 1055

.Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД РФ Приказ МВД РФ от 27 июня 2003 г. № 484

. Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России: Приказ МВД РФ от 22 сентября 2006 г. № 750

. Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях: Приказ МВД РФ от 4 мая 2010 г. № 333

.Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности и органов предварительного расследования: Приказ МВД РФ от 19.01.2010 г. №25

.Приказ МВД России № 420-193 г. «О мерах по совершенствованию организации работы городских, районных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте»

Специальная литература:

15.Арестова Е.Н. К вопросу о понятии и системе органов внутренних дел // Российский следователь. - 2007. - №24.

.Арзамасов Ю.Г. О правовой природе актов государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. - №5.

.Афанасьев В.Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования). М.: Политиздат, 2011. С. 240.

.Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. 4-е изд. М: Омега-Л, 2010. С. 203.

.Братко А.Г. Правоохранительная система (вопросы теории). - М.: Юридич. лит., 2009- 364с.

.Горшенев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. М., 2012- 347с.

.Грызлов Б. Реформирование системы МВД России - веление времени//Вестник МВД России, 2011, №4, с. 23-26.

.Глущенко О.Е. Отбор граждан на службу в ОВД // Отдел кадров бюджетного учреждения. - 2009. - №9.

.Жаглин A.B. Совершенствование информационного обеспечения оперативного управления органами внутренних дел (организационные и правовые аспекты). Дисс. .канд. юрид. наук М.: Академия управления МВД России, 2010- 204с.

.Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. - "Юстицинформ", 2012- 378с

.Исаева Л. Психологические методы // Законность. 2007. - № 9.

.Корнеев В.В., Корнеева М.В. Совершенствование управления органов внутренних дел для повышения эффективности влияния аппаратов МВД, ГУВД, УВД на организацию и конечные результаты работы // Общество и право. - 2010. - №1. - СПС Консультант Плюс.

.Коренев А.П. Административное право России. М., 2010. Ч. I- 406с.

.Кожурин Ф.Д. Процесс управления (системное исследование и разработка на примере региона). М.: Мысль, 2012. -237 с.

.Куракин А.В. Контроль за полицейской службой // К.С. Бельский. Полицейское право. М., 2012- 204с.

.Кузнецова Т.В. Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти // Делопроизводство. - 2009. - №3. - СПС Консультант Плюс.

.Лончаков А.П., Никулин М.И. Понятие, содержание правоохранительной деятельности, осуществляемой в Российской Федерации: Темы учебной лекции, концептуальный аспект. Хабаровск, 2011- 178с.

.Макаров А.А. Социально-экономическая составляющая механизма противодействия коррупции в органах внутренних дел // Административное и муниципальное право. - 2008. - №9. - СПС Консультант Плюс.

.Максимов А.Н. Стиль управления в системе ОВД: теория и практика // Юридический мир. - 2007. - №1. - СПС Консультант Плюс.

.Миронченко С.Ю. Проблемы реформирования системы подготовки кадров органов внутренних дел // Адвокат. - 2009. - №2. - СПС Консультант Плюс.

.Овчинников О.А. Научные исследования в организации деятельности органов внутренних дел // Российский следователь. - 2009. - №5. - СПС КонсультантПлюс.

. Пашин В.М. Некоторые факторы внешней среды, определяющие особенности деятельности региональных органов внутренних дел // Юридический мир. - 2007. - № 11.

. Ряпухина И.А., Канибер Ю.Н. Условия прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации: Учебное пособие. - Белгород : БелЮИ МВД России, 2007.

.Соколов А.Н. Коррупция, гражданское общество и правовое государство // Журнал российского права. - 2008. - №8. - СПС КонсультантПлюс.

.Сухарев В. Ф. Комплексный подход к совершенствованию организации деятельности органов внутренних дел: Лекция. - М., 2009- 178с.

.Туманов Г.А. Орган внутренних дел как система управления. М., 2012- 204с.

.Ходжич М.В. Правоохранительная стратегия - основной элемент стратегического планирования в органах внутренних дел // Российский следователь. - 2010. - №3. - СПС КонсультантПлюс.

. Шелякин Н.Д. Организация контроля в органах внутренних дел: Лекция. М.: Академия управления МВД России, 2012. С. 3-9.

. Шелякин Н.Д. Организация системы контроля в МВД, УВД. М.: Академия МВД РФ, 2012. С. 15 - 19.

. Шелякин Н.Д. Организационные проблемы контроля в МВД, УВД: Дис. ... канд. юрид. наук. М.,2010. С. 12 - 13.

Похожие работы на - Задачи, функции и система контроля органов внутренних дел

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!