Задачи экспертизы
Задачи экспертизы
акт законодательство экспертиза устав
1.Выявить наличие отсылок к акту в законодательстве, Уставе муниципального образования и отсутствие действующих актов, регулирующих данные отношения;
.Проверить на конституционность муниципальный правовой акт;
.Проверить данный акт на уровень юридической техники.
В Распоряжении главы Волоколамского муниципального района Московской области от 27.03.2012 г. №121 рк «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы, при назначении на которые муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» указан нормативно-правовой акт, в соответствии с которым данное распоряжение разработано:
)Федеральный закон от 25.12.2008 г. №273 - ФЗ «О противодействии коррупции».
Кроме нормативно-правового акта, указанного в Распоряжении, должности муниципальной службы регламентируется в соответствии со следующим перечнем нормативно-правовых актов:
)Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131 - ФЗ (ред. от 30.12.2012 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
)Федеральный закон от 02.03.2007 г. №25 - ФЗ (ред. 03.12.2012 г.) «О муниципальной службе в Российской Федерации»,
)Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 г. «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»,
)Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. №1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы»,
)Закон Московской области от 24.07.2007 №137/2007 - ОЗ (ред. от 05.12.2012) «О муниципальной службе в Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 11.07.2007 №26/14-П) (вместе с «Реестром должностей муниципальной службы в Московской области»),
)Закон г. Москвы от 22.10.2008 №50 (ред. от 06.02.2013) «О муниципальной службе в городе Москве» (вместе с «Типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих органов местного самоуправления, муниципальных органов внутригородских муниципальных образований в городе Москве»),
)Указ Мэра Москвы от 17.10.2012 №70-УМ «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в городе Москве, муниципальными служащими в органах местного самоуправления в городе Москве, и соблюдения муниципальными служащими органов местного самоуправления в городе Москве требований к служебному поведению» (вместе с «Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в городе Москве, муниципальными служащими в органах местного самоуправления в городе Москве, и соблюдения муниципальными служащими органов местного самоуправления в городе Москве требований к служебному поведению»),
)Постановление главы Волоколамского муниципального района МО от 05.04.2012 №1080 «Об утверждении Порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности муниципальной службы, и членов их семей на официальном сайте и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования».
Федеральный закон от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В данном федеральном законе нет прямой отсылки к данному Распоряжению, однако имеется отсылка к перечню должностей муниципальной службы, при назначении на которые муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, которые устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации: «Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации (пп. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 г. №273 - ФЗ «О противодействии коррупции»). Перечень таковых должностей муниципальной службы для Волоколамского муниципального района Московского округа устанавливается соответствующим Распоряжением.
Однако не соответствующим данному федеральному закону является указание в Распоряжении на предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера родителей и родителей супруги (супруга), сестер и братьев, сестер и братьев супруги (супруга) (п. 1,2 Преамбулы Распоряжения, заголовок в приложении к Распоряжению).
В Федеральном законе от 06.10.2003 г. №131 - ФЗ (ред. от 30.12.2012 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нет прямой отсылки к данному Распоряжению, только общие положения, которые устанавливают: «правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определения статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами». Данное Распоряжение не соответствует п. 4 ст. 7 указанного Федерального закона: «униципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации».
Однако не соответствующим данному федеральному закону является указание в Распоряжении также на предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера родителей и родителей супруги (супруга), сестер и братьев, сестер и братьев супруги (супруга) (п. 1,2 Преамбулы Распоряжения, заголовок в приложении к Распоряжению).
Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 г. №557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» также не содержит прямой отсылки к соответствующему Распоряжению. Указ Президента РФ от 18.05.2009 г. №557 устанавливает перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Кроме того, данный нормативный правовой акт закрепляет рекомендацию для органов местного самоуправления до 1 сентября 2009 г. определить должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации и муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Однако не соответствующим данному Указу является указание в Распоряжении также на предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера родителей и родителей супруги (супруга), сестер и братьев, сестер и братьев супруги (супруга) (п. 1,2 Преамбулы Распоряжения, заголовок в приложении к Распоряжению).
Кроме того, в разделе 3 данного перечня установлен более широкий круг должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками. Однако муниципальным правовым актом, такой перечень должностей, закрепленный на федеральном уровне, изменяться не может.
Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. №1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы», установлен перечень должностей государственной гражданской службы, при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Прямой отсылки к данному Распоряжению Указ не содержит.
Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, предусмотрен более широкий перечень должностей по сравнению с Перечнем, утвержденным Распоряжением.
Закон г. Москвы от 22.10.2008 №50 (ред. от 06.02.2013) «О муниципальной службе в городе Москве» (вместе с «Типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих органов местного самоуправления, муниципальных органов внутригородских муниципальных образований в городе Москве») регулирует отношения, связанные с организацией муниципальной службы в городе Москве, поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе (далее - граждане), условиями и порядком прохождения и прекращения муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих внутригородских муниципальных образований в городе Москве.
В законе нет прямой отсылки к данному Распоряжению, однако содержатся общие положения, касающиеся сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего: «Граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны ежегодно представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (п. 1 ст. 17 Закона г. Москвы от 22.10.2008 №50 (ред. от 06.02.2013) «О муниципальной службе в городе Москве»).
Таким образом, настоящее Распоряжение также не соответствует данному закону в части установления дополнительного круга лиц (а именно, родителей и родителей супруги (супруга), сестер и братьев, сестер и братьев супруги (супруга)), сведения о доходах которых граждане и муниципальные служащие обязаны предоставлять при назначении (замещении) на соответствующие должности нанимателю (работодателю) (п. 1,2 Преамбулы Распоряжения, заголовок в приложении к Распоряжению).
Закон Московской области от 24.07.2007 №137/2007 - ОЗ (ред. от 05.12.2012) «О муниципальной службе в Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 11.07.2007 №26/14-П) (вместе с «Реестром должностей муниципальной службы в Московской области») регулирует отношения, связанные с прохождением муниципальной службы в Московской области, не урегулированные Федеральным законом от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Данный закон также не содержит прямой отсылки к данному Распоряжению, однако также устанавливает, что «гражданин при поступлении на муниципальную службу, а также муниципальный служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (п. 1 ст. 9 Закона Московской области от 24.07.2007 №137/2007 - ОЗ (ред. от 05.12.2012) «О муниципальной службе в Московской области»).
Так, настоящее Распоряжение также не соответствует данному закону в части установления дополнительного круга лиц (а именно, родителей и родителей супруги (супруга), сестер и братьев, сестер и братьев супруги (супруга)), сведения о доходах которых граждане и муниципальные служащие обязаны предоставлять при назначении (замещении) на соответствующие должности нанимателю (работодателю) (п. 1,2 Преамбулы Распоряжения, заголовок в приложении к Распоряжению).
Указ Мэра Москвы от 17.10.2012 №70-УМ «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в городе Москве, муниципальными служащими в органах местного самоуправления в городе Москве, и соблюдения муниципальными служащими органов местного самоуправления в городе Москве требований к служебному поведению» (вместе с «Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в городе Москве, муниципальными служащими в органах местного самоуправления в городе Москве, и соблюдения муниципальными служащими органов местного самоуправления в городе Москве требований к служебному поведению») не содержит прямой отсылки к данному Распоряжению, однако устанавливает, что проверке подлежат достоверность и полнота сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии со статьей 17 Закона города Москвы от 22 октября 2008 г. №50 «О муниципальной службе в городе Москве».
Постановление главы Волоколамского муниципального района МО от 05.04.2012 №1080 «Об утверждении Порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности муниципальной службы, и членов их семей на официальном сайте и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования» не содержит прямой отсылки к Распоряжению, однако устанавливает обязанности отдела кадрового обеспечения и муниципальной службы администрации Волоколамского муниципального района по размещению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности муниципальной службы, их супругов и несовершеннолетних детей на официальном сайте муниципального образования Волоколамский муниципальный район, а также по предоставлению этих сведений средствам массовой информации для опубликования в связи с их запросами.
Настоящее Распоряжение не соответствует иПостановлению главы Волоколамского муниципального района в части установления дополнительного круга лиц (а именно, родителей и родителей супруги (супруга), сестер и братьев, сестер и братьев супруги (супруга)), сведения о доходах которых граждане и муниципальные служащие обязаны предоставлять при назначении (замещении) на соответствующие должности нанимателю (работодателю) (п. 1,2 Преамбулы Распоряжения, заголовок в приложении к Распоряжению).
Общими положениями Постановления регулируются сроки размещения на официальном сайте сведений такого характера, перечень данных, составляющих сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Таким образом, следует отметить, что настоящее Распоряжение не соответствует федеральным законам, законам субъекта, муниципальным правовым актам.
Положения Распоряжения Главы Волоколамского муниципального района Московской области от 27.03.2012 г. №121 рк «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы, при назначении на которые муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» не противоречат основам конституционного строя Российской Федерации, а также не противоречат главе 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина».
Правила юридической техники многогранны и разнообразны, необходимо определить:
1. Точность и определенность юридической формы акта: текст Распоряжения Главы Волоколамского муниципального района Московской области от 27.03.2012 г. №121 рк «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы, при назначении на которые муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» является точным, в тексте не встречается абстрактных формулировок.
Внешняя форма: отсутствуют реквизиты, отличающие данный акт от других, а именно, дата принятия и номер правового акта. Таким образом, нарушены требования п. 2.1 ГОСТ - Р 6.30-97.
Внутренняя форма: средства правотворческой техники, относящиеся к внутренней форме нормативного акта, позволяют надлежащим образом зафиксировать нормы права. В данном правовом акте можно выделить заголовок, преамбулу, структурные единицы текста: пункт, подпункт, приложение.
Текст нормативного акта полностью соответствует лексическим, грамматическим и стилистическим стандартам литературного русского языка.
Данное Распоряжение не в должной мере является взаимно согласованным с нормами других нормативных правовых актов, входящих в качестве составных частей, в правовую систему Российской Федерации и муниципального образования, регулирующую перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Так, Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. №1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы», установлен более широкий перечень должностей государственной гражданской службы, при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Таким образом, более сокращенный перечень таких должностей на уровне муниципального образования самостоятельно устанавливаться не может, поскольку будет вступать в противоречие с федеральным законодательством.
Заключение:
)Распоряжение Главы Волоколамского муниципального района Московской области от 27.03.2012 г. №121 рк «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы, при назначении на которые муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» соответствует Конституции РФ, однако не соответствует федеральным законам, основным отраслевым законодательным актам, законодательству г. Москвы, муниципальным правовым актам.
)Распоряжение должным образом не согласовано с нормами других нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу отношений; не соответствует установленным требования законодательства, противоречит действующим актам, регулирующим данную сферу отношений на федеральном и региональном уровнях.
)С точки зрения формальной логики и юридической силы актов, указание в п. 2 Преамбулы Распоряжения на то, что действующее ранее Распоряжение главы Волоколамского муниципального района от 27.02.2010 г. №69 рк, регулирующее те же вопросы, что и принимаемый муниципальный правовой акт, не утратило юридической силы, является неверным, поскольку с момента принятия нового распоряжения по тому же вопросу, ранее действовавшее утрачивает свою юридическую силу.
)С точки зрения полноты акта и его соответствия с вышестоящими актами, необходимо внести некоторые поправки, касающиеся установления более широкого круга должностей, при назначении (замещении) которых граждане (муниципальные служащие) обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. №1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» дополнить п. 1 Перечня следующими должностями:
§Первый заместитель главы администрации Волоколамского муниципального района;
§Заместители главы администрации Волоколамского муниципального района;
§Начальники управлений;
§Председатель комитета;
§Начальники отделов;
§Начальник отдела - главный бухгалтер;
§Начальники отделов в составе управления, комитета.
В соответствии с разделом 3 Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 г. №557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» дополнить список, указанный в пп. 2.1 п. 2 Перечня:
§Управление муниципальным имуществом;
§Осуществление муниципальных закупок либо выдачу разрешений;
§Хранение и распределение материально-технических ресурсов.