Анализ инновационной деятельности

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,99 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ инновационной деятельности
















Анализ инновационной деятельности

1. Понятие инновационной деятельности

1.1Понятие и сущность инновационной деятельности

Обращая внимание на инновационную деятельность, ученые, а также специалисты начинают свои труды с понятия новшество, которое подразумевает научное знание, заключающееся в обладании новыми или отличающимися от уже имеющихся решений. В нашей работе мы стараемся дать четкое определение, которое плавно перетечет в понятие инновационной деятельности.

Так например данный эффект можно проследить на примере логистики чья экономическая роль, раскрылась в период пост-индустриализации, и вызвала кардинальные изменения в мировой экономике и характеризовалась увеличением ВВП мировых держав. Логистика получила новый виток развития, так как была напрямую связана с такими явлениями постиндустриального развития мировой экономики, как: активный переход к высокотехнологичным системам производства, использование научных знаний, что в свою очередь связано с переходом на новые высокотехнологичные способы и инновации в логистике;

В научных трудах инновации получили развернутое и четкое определение инновациям, звучит оно так - новые или улучшенные технологии, виды продукций или услуг, а также решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, благодаря которым происходит продвижение, необходимой технологий, товарной продукции или услуги на рынке.

Инновацией называют финальный результат, деятельности по созданию нового или усовершенствования уже реализуемого на рынке продукта, процесса или организационно-технических мероприятий, используемых в обычной деятельности предприятия.

Обязательным свойством любой инновации называют научно-техническую новизну. Исходя из этого, стоит различать инновации и несущественные видоизменения в продукте или технологическом процессе; незначительные технические или внешние изменения продукта, а также его составляющих; от увеличения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке, Или его перепрофилирования

Существуют особые виды инновационной деятельности:

Инновации в области технологии - инновации, связываемые с созданием и разработкой новых или улучшенных технологических процессов.

Стоит обратить внимание что, инновация в управлении производством, социальных или информационных технологий обычно не относят к технологическим инновациям.

Инновации в области продукта, зачастую включают создание и внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Нам стоит дать определение технологическому продукту коим является - продукт, чьи характеристики, признаки, выполнение, а также состав материалов и компонентов существенно отличен от аналогичных показателей ранее производимого продукта, а различия основаны на внедрении или, на сочетании существующих технологий.

Инновация процесса производства, она связанна с созданием и внедрением новых или улучшенных производственных процессов, что приводит к применению нового, новых методов организации производственного процесса.

Инновации кадровые - связана с внедрением кадровых новшеств, кардинально новыми организациями структур и подразделений, для более эффективного решения поставленных задач.

Инновации финансовые - заключаются в создании финансовых инструментов с целью увеличения прибыли и снижения рисков.

Инновации организационного характера - Связаны улучшением организации, а также управления технологическим производством, большинством процессов, не забывая о трудовых ресурсах.

Инновации экономические - инновации, которые чаще всего, связывают с улучшениями в финансовой, платежной, а также в бухгалтерской сферах деятельности предприятия.

Инновации в Социальной сфере - это инновации, связанный с совершенствованием социальных условий жизни, экологии, гигиены и безопасности труда, культуры и досуга.

Инновации также различаются по уровню новизны:

базовые, иногда их также называют радикальными, это инновации, использующие принципиально новые средства для новых потребностей;

совершенствующие их также называют модифицирующими инновациями, они видоизменяют практические средства для улучшения уровня удовлетворения существующих потребностей.

Как мы отмечали ранее, процесс инновации - представляет собой череду действий по созданию, материализации и коммерциализации интеллектуальной деятельности и её продуктов.

Существуют вариант монопольного создания новшества, как и в первом случае, производством новшества занимаются организации-создатели, но продукцию они продают, выходя на внешний рынок (стадия 5), распространяя ее потребителям. В данном контексте появляется промежуточный воспроизводственный цикл, включающий рыночный механизм, однако, его действие ограничено присутствием единственного производителя. Это позволяет организациям определять цены и получать монопольную сверхприбыль.

Увеличенное производство новшеств охарактеризовывается тем, данное производство осваивается несколькими организациями. На рубеже второй и пятой стадий особое значение приобретает - распространение методов производства новшества, а также форм его использования; расширенное производство новшества.

Помимо этого, возникает финальная стадия - полная обкатка нового производства и самого «новшества» в окружающей среде вплоть до полного заполнения рынка «новшеством», а также дальнейшее прекращение его производства (стадия 7).

После этого в полной мере проявляются и вступают в действие рыночные механизмы, интегрируя производителей и потребителей инновации. В своей деятельности они «разгоняют» инновационный процесс до максимального КПД.

1.2Жизненный цикл инноваций

Весь жизненный цикл инновации призван выразить динамику взаимосвязи инновационного процесса с его внешней средой, эффективность производителей и потребителей.

Жизненным циклом нововведения - называют периоды времени от зарождения идеи, а также от ее воплощения в новых изделиях, до старения этих изделий и снятия их с производства, а также прекращения использования инновации в техническом производстве. Весь жизненный цикл нововведений и инноваций укладывается в следующие пункты:

- исследования закладывающие фундамент;

- исследования проверяющие прикладную значимость;

- конструкторские разработки;

- освоение инновации в технологическом плане;

- продвижение и маркетинг;

- включение инновации в производство;

- начало эксплуатации;

- если возможна, модернизация;

- непосредственно утилизация.

Именно с этих позиций следует оценивать всю эффективность инновации. Оценка проводиться по многим критериям. Оценивая инновации необходимо учитывать, два основных критерия: вклад инновации в рентабельность и в конкурентоспособность организации.

На этом этапе, нашей работы, мы бы хотели обратить особое внимание на окончательную стадию инновационного процесса, которая по определению является самой затратной как в финансовом плане, так и в плане ресурсном, это внедрение. Ведь не секрет что только после успешного внедрения в производство, а также от его эффективности зависит реальная отдача инновации, что говорит о общей эффективности процесса и оправдывает затраты - от фундаментальных исследований до широкого использования материализованных новшеств. Также не стоит забывать о всех потерях которые понесет предприятие, если инновации останутся не внедренными, ведь на их разработку тоже затрачены ресурсы.

Второй важный фактор, неразрывно связан с тем, что внедрение - это не только самая важная часть инновационного процесса, но также и самое слабое звено.

На данный момент времени, разработкой и освоением инноваций занимается чуть более 11,7% промышленных организаций. В структурах производства продукции, уровень затрат от общего дохода предприятий составляет не более 10%, что свидетельствует о увеличении сумм, по сравнению с предыдущим годом.

К сожалению, в нынешней России сложилась система, когда ученые не заинтересованы во внедрение своих открытий в производство, а они нацелены на получение патента, дабы не потереть финансовые убытки, нередко их также интересует подготовка отчетов в публикации. А в то же время на производстве продолжают использовать устаревшие системы производства. К этому эффекту приводит недостаток инвестиций и отсутствие тесных связей науки с производством.

Помимо этого, многие уверены, что для успешных инноваций, в развитии экономики достаточно сделать научные открытия, или же найти инвестора. Про остальные стадии и этапы, даже если они являются показательными и ключевыми, том числе пусконаладочные работы и освоение проектных технико-экономических показателей, обычно забывают.

Делая вывод, можно обратить внимание на позицию государства к такому важному виду деятельности. Государство активно участвует в инновационной деятельности, существует понятие инновационная политика, под которой понимают - часть государственной политики, связанная с позицией государства и с комплексом мер, направленных продвижение инновационной деятельности.

В рамках этой политики власть определяет цели, стратегии и механизмы поддержки приоритетных программ и проектов. Это осуществляется путем контроля финансовых средств выделяемых государством на поддержку, инновационной деятельности и инновационных программ.

Стоит дать четкое определение инновационной программе, под этим термином понимается - комплекс проектов и мероприятий обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции.

1.3Субъекты инновационной деятельности

Важным элементом инновационной деятельности, являются субъекты, взаимодействующие в этой среде, в их число относят:

Институты, исследующие направления академическое и отраслевое

Вузы, проводящие научные исследования

Государственный научный центр (ГНЦ)

В нашей стране звание научного центра дается научной организации, которая:

обладает уникальным опытно-экспериментальным оборудованием;

обладает высококвалифицированными кадрами;

деятельность организации получила международное признание;

в структуре организации имеет место наукоград.

организация имеет в своем подразделении производственные центры.

Предприятия инновационно-активного характера - осуществляют разработку и внедрение новой или усовершенствованной продукции, процессов или иных видов инноваций.

предприниматели и изобретатели, занимающиеся исследовательской и изобретательской деятельностью в частном порядке.

иные;

Инновационный капитал - возможности хозяйства или производства создавать наукоемкую продукцию, по требованиям мировой экономике.

Инновационный потенциал - ресурсы и их совокупность, необходимая для осуществления инновационной деятельности.

К инновационному потенциалу следует отнести и институциональные условия: правовые акты финансового и социального характера.

Обычно к таким ресурсам причисляют:

Базы данных, в основном исследовательские;

Производственные мощности и помещения;

Соответствующий кадровый состав;

Технологии, научный потенциал и т.п.

Финансовая поддержка

Сети сбыта

Объекты инфраструктуры Инновационной Деятельности

Все ресурсы, требуемые субъектам инновационной деятельности для обычной их деятельности, могут быть предоставлены организациями входящими в общую структуру исследовательского центра.

Услуги предоставляемые организациями, можно классифицировать подобным образом:

. Производственные:

.1. Помещения их предоставление и аренда.

.2. Предоставление офисных помещений.

В эти пункты входит также организация охраны и предоставление коммуникаций.

.3. Организация работы производственных мощностей.

.4. разработка инновационных проектов и их продвижение.

.4.1. Подготовка проекта для рассмотрения советом экспертов.

.4.2. Попытка создания опытного образца.

. Кадровые, персональные.

.1. поиск необходимых специалистов

.1.1. для работы над исследованием

.1.2. для работы с оборудованием

.1.3. для работы в области менеджмента и логистики

.2. повышение квалификации сотрудников.

. Консалтинговые услуги:

.1. разрешение вопросов, возникающих в ходе производственного процесса;

.2. юридические консультации:

.2.1. защита предприятия с юридической стороны;

.2.2. интеллектуальная защита собственности;

.3. область управления;

.4 инвестиционная область;

.5. область финансов и экономики;

.6. маркетинговая область;

.7. внешнеэкономическая деятельность.

. информационная область:

.1. упрощение коммуникации между сотрудниками, по средствам телефонов, интернета, локальных сетей, социальных сетей и прочих достижений цивилизации

.2. организация консультирований работников по использованию новых технологий, тренинги, семинары, курсы по овладеванию новыми достижениями;

.3. организация доступа к запатентованной информации, проведение консультаций по ее использованию;

.4. доведение до сведения работников ситуации с рынка, цены, общее положение продукта.

.5. доступ к статистической информации

. Поиск и предоставление финансовых средств

.1. инвестирование

.2. кредиты

.3. спонсорская помощь

. проблемы сбыта

.1. посредничество

.2. выставки и презентации

.3. организация конференций и слетов.

. Прочее

.1. патенты и подготовка юридической документации

.2. делопроизводство

.3. бухгалтерский учет

.4. создание бизнес плана

.5. услуги секретаря

.6. услуги по поддержанию чистоты зданий

2. Рекомендации специалистов по осуществлению инновационной деятельности

2.1 Предпосылки инновационной деятельности

Деятельность направленная на инновационный процесс - это процесс, направленный на поиски и реализацию инноваций. Основной целью данного процесса является расширение ассортимента и повышение качества продукции, а также улучшение технологического процесса и организации производства.

Данная деятельность включает в себя:

попытки выявления проблематики предприятия;

непосредственная реализация инновационного процесса;

организация и контроль инноваций.

Как и у любой деятельности, у инноваций есть свои предпосылки, главной из них касается вопроса о том, что все существующее стареет. Именно поэтому мы обращаем внимание на тот факт, что необходимо отбрасывать все то, что устарело, тормозит органичное развитие предприятия, но не стоит забывать об ошибках и неудачных опытах. Что бы избежать подобного на предприятиях необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и персонала. Другими словами должен проводится постоянный анализ всего организма предприятия. Однако стоит обратить внимание что это не просто диагностика. На основе этих отчетов, руководитель принимает решение, каким образом избежать застоя предприятия, а не ждать, пока этот способ придумают конкуренты. Это побуждает предприятия к инновациям. Как показывает опыт, нередко именно осознание того факта, что продукт, в ближайшее время окажется устаревшим, подталкивает руководителя к принятию решения по проведению инноваций.

Инновационные идеи появляются у специалистов, не просто так. Мы можем назвать семь источников. Они в свою очередь делятся на внутренние источники, возникшие внутри предприятия. К таким относят:

случайное событие - к таким относят успехи, неудачи, форс-мажорные обстоятельства;

несоответствие между реальностью и нашими представлениями о ней;

Потребность прогресса, она рождает нововведения;

изменения в отраслях рынка, или же в экономической его составляющей.

Существуют также и внешние источники, они названы так оттого что находятся за пределами предприятия. Это:

изменения демографической ситуации;

изменения ценностных ориентиров потребителя;

новые технологии, новые знания.

Четкая разработка каждого направления позволяет установить характер инновационного решения. Даже в случаях размытого ответа, существует ряд вопросов ответы на которые исследователь получает всегда. Это следующие вопросы:

Что произойдет, если мы используем создавшееся изменение, себе на благо?

По какому курсу пойдет предприятие, следуя этим инновациям?

на что нужно обратить внимания, чтобы энергию изменения направить в свою пользу?

Изменения, вызываемые потребностью процесса, куда важнее первых двух. В качестве примера можно использовать китайскую поговорку: «необходимость есть мать изобретения». В данном случае потребности человечества породили необходимость технологических инноваций, в том числе и на производстве, например редко сейчас можно встретить офис без кондиционера, или продуктовый магазин без рефрижератора. Стоит отметить, что изменения предполагают необходимость понимания, что:

Одной потребности недостаточно, нужно познать и разобраться в ее сути, другими путями решение невозможно найти;

Потребность не всегда может быть удовлетворена, и найти можно решение лишь части проблемы.

Так или иначе, при решении проблемы подобного рода стоит ответить на следующие вопросы.

Понимаем ли мы в каких именно изменениях нуждается процесс?

Имеются ли требуемые знания и опыт, для осуществления инновации, или их необходимо получить?

Ориентированы ли принимаемые решения на предпочтения потребителя?

2.2 Подход к проведению изменений

Изменения происходящие на основе «нового знания», признаются самыми радикальными. Подобные нововведения как правило трудно управляемы. И на это есть несколько причин. Во первых, это обусловлено тем фактом что между новым знанием и его технологическим использованием и внедрением не малое количество времени, во-вторых, пройдет еще не мало времени, пока новая технология материализуется в продукте, или в услуге.

В связи с вышеперечисленным нововведения этого сектора требуют особого подхода:

Анализа всех факторов;

Четкой стратегии, и понимания следующей цели;

Организация предпринимательского управления

Нововведение или инновация, в этих условиях должно быть принято обществом, в противном случае успеха оно не принесет.

В рекомендациях по ведению инновационной деятельности необходимо провести четкую границу между тем, что специалисты советуют делать для успеха предприятия, а что делать крайне не рекомендуется.

Это поможет предприятию:

Анализ всех источников инновации, перед непосредственной реализацией.

Не стоит забывать что инновация обязана соответствовать нуждам, желаниям, привычкам людей, целевой аудитории. Поэтому нужно как можно чаще задавать себе вопрос: «Какой должна быть инновация, чтобы современные люди пользовались ею?»

Инновация должна быть простой, и легкой к восприятию

Внедряя инновацию, не забывать что это потребует денежных вложений, и именно поэтому позаботится о финансировании заранее.

Инновация, дабы считаться успешной должна быть нацелена в первую очередь на свою нишу рынка, а не раскидывать свои интересы по всему сегменту, необходимо помнить об этом правиле, иначе конкуренты опередят инноватора, воспользовавшись его идеей.

Это принесет больше вреда нежели пользы:

Не стоит забывать, что инновациями пользуются люди, обычные люди, а при достижении нужных масштабов - и люди некомпетентные. Все инновации сопряженные со сложными конструкциями, или требующие специальных навыков, заранее встретят сопротивление.

Не стоит раскидывать ресурсы, по сегментам, следует сконцентрировать все силы на отдельно взятой задаче, а по ее завершению переходить к другой.

Инновация должна найти отражение в реальности предприятия практически немедленно, в противном случае нововведение останется лишь идеей.

Успех любой инновации это кропотливая работа, поэтому если вы по каким либо причинам не можете гарантировать максимальной отдачи от предприятия, нововведение, скорее всего не приживется.

Чтобы преуспеть, необходимо использовать свои сильные стороны, люди должны увлечься инновацией всерьез.

И наконец, инновации должны ориентироваться на рынок, предприятия обязаны следить за его изменениями, и быть готовыми к любому прогнозируемому изменению.

2.3 Осуществление инновационной деятельности

Для осуществления предприятием инновационной деятельности, оно должно иметь такие структуру и настрой, которые способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства и восприятия нового как благоприятной возможности. При этом необходимо учесть ряд важных моментов.

Основной организационный принцип для инновации заключается в создании команды из лучших работников, освобожденных от текущей работы.

Как показывает опыт, все попытки превратить существующее подразделение в носителя инновационного проекта заканчиваются неудачей. Причем этот вывод касается как предприятия крупного, так и малого бизнеса. Дело в том, что поддержание производства в рабочем состоянии - уже большая задача для людей, этим занятых. Поэтому на создание нового у них практически не остается времени. Существующие подразделения, в какой бы сфере они ни функционировали, в основном способны лишь расширять, модернизировать производство.

Прибыль от реализации инновационного проекта существенно отличается от прибыли, получаемой за выпуск отлаженной продукции. На протяжении длительного времени новаторские начинания могут не давать ни прибыли, ни роста, а только потреблять ресурсы. Затем инновация в течение длительного времени должна быстро разрастаться и возвращать вложенные в ее разработку средства по меньшей мере в 5-10-кратном размере, иначе ее можно рассматривать как неудачную. Нововведение начинается с малого, но результаты его должны быть масштабными.

Предприятием следует управлять таким образом, чтобы в нем создавалась атмосфера восприятия нового не как угрозы, а как благоприятной возможности. Сопротивления изменениям коренятся в страхе перед неизвестным. Каждый работник должен осознать, что нововведения - это лучшее средство сохранить и укрепить свое предприятие. Более того, необходимо понять, что нововведения - это гарантия занятости и благополучия каждого работника. Организация инновационной деятельности на основе указанных принципов позволит предприятию продвинуться вперед и добиться успеха.

Инновационная деятельность может осуществляться как в рамках предприятий специально созданными для этого подразделениями (так называемые внутренние венчуры), так и самостоятельными венчурными (рисковыми) фирмами.

Внутренние венчуры представляют собой небольшие подразделения, организуемые для разработки и производства новых типов наукоемкой продукции и наделяемые значительной автономией в рамках предприятий. Отбор и финансирование предложений, поступающих от сотрудников предприятия или независимых изобретателей, ведутся специализированными службами. В случае одобрения проекта автор идеи возглавляет внутренний венчур. Это подразделение функционирует при минимальном административно-хозяйственном вмешательстве со стороны руководства предприятия.

В течение обусловленного срока внутренний венчур должен провести разработку новшества и подготовить новый продукт или изделие к запуску в массовое производство. Как правило, это производство нетрадиционного для данной фирмы изделия.

В Российской Федерации внутренние венчуры созданы на ряде крупных промышленных предприятий, прежде всего, военно-промышленного комплекса (ВПК).

Венчурная фирма - это малое предприятие, специализирующееся на исследованиях и разработках инновационных идей, связанных со значительным риском. Для разработки перспективной идеи привлекается венчурный капитал крупных фирм, заинтересованных в инновациях. Крупная фирма обычно неохотно идет на собственную разработку инновационной идеи со значительным риском. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой фирмы. Поэтому главным направлением участия крупной фирмы в исследованиях вероятного характера, связанных с разработкой инновационных идей, становится осуществление рискового финансирования небольших фирм-новаторов, специализирующихся на подобных разработках.

Для малых фирм характерны простота управления, широкий простор личной инициативы, возможность проведения гибкой научно-технической политики, активное привлечение к своей деятельности изобретателей. Это обусловливает высокую эффективность деятельности венчурных фирм. Многие из них вносят существенный вклад в инновационный прогресс, разработку новой продукции, прогрессивных технологий.

Об эффективности малых фирм в инновационном процессе свидетельствуют следующие данные: по оценкам Национального научного фонда США, на каждый вложенный в НИОКР доллар фирмы с численностью до 100 человек осуществляли в четыре раза больше нововведений, чем фирмы с занятостью в 100-1000 человек, и в 24 раза больше, чем компании, где занятость свыше 1000 человек. Темпы нововведений у них на треть выше, чем у крупных, кроме этого, небольшим фирмам требуется в среднем 2,22 года, чтобы выйти со своими нововведениями на рынок, тогда как крупным - 3,05 года.

Участие крупных фирм в рисковом финансировании по сравнению с традиционными формами ведения НИОКР обусловлено не только повышенной отдачей, но и их прямой экономической заинтересованностью. Дело в том, что независимые малые фирмы пользуются налоговыми и другими льготами, получают прямую финансовую поддержку в рамках правительственных программ стимулирования научно-технического прогресса. В результате в настоящее время венчурное финансирование во многих странах активно развивается. Определенное развитие венчурные формы получают и в России.

Заключение

инновационный команда работник специалист

Предпринимательская и инновационная деятельность не обязательно должна проводиться на постоянной основе, тем более в малых предприятиях, где такая постановка дела зачастую невозможна. Однако необходимо назначить работника, персонально ответственного за успех инноваций. Он должен отвечать за своевременное выявление и замену устаревающей продукции, техники, технологии, за всесторонний анализ производственно-хозяйственной деятельности (рентгенограмму бизнеса), за разработку инновационных мероприятий. Работник, ответственный за инновационную деятельность, должен быть лицом, достаточно авторитетным на предприятии.

Необходимо оградить инновационное подразделение от непосильных нагрузок. Вложения в разработку инноваций не должны включаться в регулярно проводимый анализ отдачи от капиталовложений до тех пор, пока новые изделия не утвердятся на рынке. В противном случае дело будет загублено.

Подводя итог нашей работе мы делаем вывод, что инновационная деятельность влияет на экономику, и предприятия. Требует серьезного внимания со стороны предпринимателей и государства, ведь от успеха или провала инновационной деятельности зависит позиция предприятия в призме долгосрочного планирования.

Библиография

1. «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.» (утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике, протокол от 15. 02. 2006 г. №1)

. Голдякова Т. Понятие и классификация инноваций // Инвестиции в России, 2006. - №6, 43-48 с.

. Гусаров В.М. Теория статистики: Учебное пособие для вузов. - Спб.: Рокот, 2006.

. Гусев В.М инновации в предпринимательской деятельности / Под ред. М.Г. Назарова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Омега - Л, 2006.

. Микроэкономическая статистика: Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Финансы и статистика, 2004.

. Монастырный Е.А. Проблемы статистики инноваций и пути их решения // Инновации. - 2006. - №8.

. О мероприятиях федеральной целевой программы «Развитие государственных инноваций в России 2011-2013 годах» // Вопросы экономики. - 2011. - №6.

. О работе системы государственной статистики в 2009 году и основных направления деятельности на 2012 год // Вопросы статистики, 2012. - №7,

. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. / Росстат. - М., 2013.

. Теория статистики: Учебник. / Под ред. проф. Р.А. Шмойловой. - перераб. - СПб,: Финансы и статистика, 2008.

. Уваров А.Ф., Осипов Ю.М. Инновации, Спб, 2-е изд. 2009. -.

. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник, 3-е изд., М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2008.

Похожие работы на - Анализ инновационной деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!