Основания, цели и формы участия в гражданском процессе органов государственного управления

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    6,98 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основания, цели и формы участия в гражданском процессе органов государственного управления















Основания, цели и формы участия в гражданском процессе органов государственного управления

1. Теоретическая часть

Обычно за защитой нарушенного права или охраняемого законом интереса обращается в суд лицо, права и интересы которого нарушены или оспариваются. Однако не всегда надлежащая защита прав и законных интересов таких лиц может быть обеспечена предоставлением права на обращение в суд только самим заинтересованным лицам. Дополнительной гарантией осуществления конституционного права на судебную защиту является положение ст. 6 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ГПК) [1], которая наделяет государственные органы полномочием на защиту прав и интересов других лиц от собственного имени в случаях, предусмотренных законом.

Совокупность норм, регулирующих такие случаи и процессуальное положение органов государственного управления, закреплены в главе 11 ГПК (ст. 85 - 90 ГПК).

Для государственных органов участие в процессе является выполнением возложенных на них функций в определенной сфере государственного управления. Поэтому формы участия в гражданском процессе государственных органов разнообразны. Эти органы могут защищать права и охраняемые законом интересы других лиц посредством возбуждения гражданских дел, но и форме дачи заключения по делу, вступив в него по своей инициативе, инициативе юридически заинтересованных в исходе дела лиц, или будучи привлеченными судами. [2]

В соответствии со ст. 85 ГПК государственные органы могут от собственного имени обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц по делам:

) об отмене усыновления;

) о лишении родительских прав;

) о взыскании алиментов;

1) о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;

) о защите иных интересов несовершеннолетних, а также интересов недееспособных;

) по другим делам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Так, например, органы опеки и попечительства вправе возбуждать в суде дела о признании брака недействительным согласно (ст. 46 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее - КоБС) [3], об отмене усыновления (ст. 139 КоБС), обращаться в суд с иском в защиту родительских прав (ст. 79 КоБС). Согласно ст. 373 ГПК органы опеки и попечительства могут предъявить иск о признании гражданина ограниченным в дееспособности или недееспособным.

Порядок подачи заявления государственным органом о возбуждении дела установлен ст. 88 ГПК. В соответствии с данной нормой в случаях, предусмотренных ГПК и иными законодательными актами, государственный орган могут обращаться в суд с иском (заявлением) в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц, участвующих затем в деле в качестве истца (заявителя), по их просьбе или с их согласия. При этом иски в защиту несовершеннолетних и недееспособных граждан предъявляются независимо от их просьбы или согласия. Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК государственные органы имеют право подавать заявления, знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии представленных документов и требовать их удостоверения, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы другим участникам судопроизводства по делу, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения суду, представлять свои доводы и соображения, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, обжаловать (опротестовывать) судебные постановления, а также совершать иные процессуальные действия, предусмотренные ГПК. В то же время объем прав и обязанностей государственного органа в процессе по конкретному делу зависит от его процессуального положения.

Гражданское процессуальное законодательство возлагает на органы государственного управления ряд процессуальных обязанностей, в том числе обязанность добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами (ч. 2 ст. 56 ГПК), поддерживать и обосновывать доказательствами заявленное ими в защиту прав других лиц требование (ст. 20 ГПК), являться в суд при отсутствии уважительных причин для неявки (ст. 282 ГПК).

Дача заключения по делу предусмотрена ст. 90 ГПК, которая содержит общее указание о праве государственных органов давать заключения по делам в случаях, предусмотренных ГПК и иными законодательными актами, вступая в процесс по своей инициативе либо инициативе юридически заинтересованных в исходе дела лиц. Суд вправе привлечь государственный орган к участию в деле по своей инициативе, если признает это необходимым.

Для дачи заключения в процессе могут участвовать органы опеки и попечительства (эти функции возлагаются на управление (отделы) образования, здравоохранения, социальной защиты), жилищно-эксплуатационные и некоторые другие органы.

Так, например, органы опеки и попечительства должны быть привлечены к участию в деле:

·О признании недействительным брака, заключенного с лицом, признанным недееспособным (ч. 4 ст. 46 КоБС);

·При рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детелей (ч. 1 ст. 86 КоБС);

·О восстановлении в родительских правах (ст. 84 КоБС);

·О лишении родительских прав (ст. 80 КоБС);

·Отмене усыновления (ч. 2 ст. 137 КоБС);

·По делам о признании гражданина недееспособным и ограниченно дееспособным (ч. 1, 2 ст. 347 ГПК);

·По делам об эмансипации (ч. 3 ст. 377 ГПК);

·О разделе наследственного имущества для охраны интересов несовершеннолетних (п. 2 ст. 1081 ГК).

Государственные органы вступают в процесс для дачи заключения по делу по определению суда. Полномочия представителя государственного органа подтверждаются доверенностью, дающей права на участие в деле от имени этого органа, за подписью руководителя.

Поскольку данные органы признаются юридически заинтересованными в исходе дела лицами, то они пользуются всей совокупностью прав и несут обязанности, предусмотренные ст. 56 ГПК.

Государственные органы, участвующие в процессе для дачи заключения по делу, обязаны предоставить такое заключение по вопросам, отнесенных к их компетенции. Заключения, даваемые государственными органами, могут касаться как всего дела в целом, так и отдельных факторов и вопросов (ч. 3 ст. 90 ГПК).

Заключение представляется в суд в письменном виде и в зависимости от компетенции государственного органа должно содержать четкий, исчерпывающий ответ на вопросы, поставленные судом. Оно должно быть подробно мотивированно. При этом в его обоснование могут быть положены не только те данные, которые имеются в материалах дела, но и собранные самим государственным органом.

Заключения государственных органов, а также связанные с ними акты и другие документы относятся к средствам доказывания, поскольку, кроме правовой оценки, в них получают отражение установленные данным органом факты. Они исследуются судом в ходе рассмотрения дела в совокупности со всеми добытыми по делу доказательствами.

Заключения и акты государственных органов оглашаются в судебном заседании. В целях их разъяснения и дополнения суд и лица, юридически заинтересованные в исходе дела, могут задавать вопросы (ст. 230 ГПК).

Выводы, содержащиеся в заключении государственного органа по вопросам, относящихся к его компетенции, не имеют для суда обязательной силы, однако несогласие с заключением государственного органа должно быть мотивированно судом в решении. Это требование содержится, в ст. 86 КоБС, предусматривающей, что несогласие с заключением органа опеки и попечительства при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, суд обязать мотивировать.

Непривлечение государственного органа в процесс для дачи заключения в случаях, когда это предусмотрено законом, является основанием для отмены судебного решения как постановленного по недостаточности исследованным материалам дела.

2. Практическая часть

Профсоюзный комитет производственного объединения «Горизонт», где работает Потапова, предъявил иск о лишении родительских прав к ее бывшему мужу, который злоупотребляет спиртными напитками, уклоняется от выполнения обязанностей по воспитанию детей, жестоко с ними обращается. Как указано в заявлении, сама Потапова опасается обратиться в суд, т.к. муж ей угрожает.

Судья отказал в принятии искового заявления профсоюза в связи с тем, что профсоюзные организации вправе предъявлять иски в защиту прав рабочих и служащих только по спорам, вытекающим из трудовых правоотношений.

Правильны ли действия суда? Назовите по данному спору лиц, юридически заинтересованных в исходе дела лиц.

Согласно ст. 86 ГПК профсоюзы могут обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и охраняемых законом интересов их членов по спорам, вытекающим из трудовых правоотношений, и делам, указанным в ст. 85 ГКП, к которым относятся: 1) об отмене усыновления; 2) о лишении родительских прав; 3) о взыскании алиментов; 31) о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении; 4) о защите иных интересов несовершеннолетних, а также интересов недееспособных; 5) по другим делам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Но вопрос по лишению родительских прав регулируется КоБС, согласно ст. 80 КоБС, по которой родители или один из них могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, а также, если родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами или если родители подали письменное заявление об отказе от ребенка.

Вышеперечисленный круг лиц, обладающих правом на предъявление исков о лишении родительских прав, является исчерпывающим. При отсутствии такого права у лица, обратившегося в суд, судья отказывает в возбуждении дела по аналогии с п. 1 ст. 245 ГПК.

В соответствии с вышеизложенным судья правомерно отказал в принятии искового заявления профсоюза.

На основании ст. 54 ГПК к юридически заинтересованным в исходе дела лицам относятся:

имеющие непосредственный интерес в исходе дела стороны, третьи лица, заявители, государственные органы, юридические лица и иные организации, должностные лица, действия (бездействие) которых обжалуются, заинтересованные граждане и юридические лица - по делам особого производства;

имеющие государственный, общественный или иной интерес в исходе дела прокурор, государственные органы, юридические лица и граждане, от собственного имени защищающие права других лиц; государственные органы, вступившие в процесс с целью дачи заключения по делу; представители юридически заинтересованных в исходе дела лиц, кроме прокурора.

Лишение родительских прав производится только в судебном порядке и рассматриваются данные дела с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства. Истцами по таким делам являются несовершеннолетние. Ответчиками по делам этой категории могут быть только лица, указанные в качестве родителей ребенка в записи акта о его рождении.

Таким образом, можно выделить юридически заинтересованных в исходе дела лиц: Потапова, ее дети, муж Потаповой, органы опеки и попечительства, прокурор, иные государственные органы, защищающие интересы Потаповой (если ими будет подан иск о лишении родительских прав).

Список использованной литературы

суд защита право процессуальный

1.Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 11 января 1999 г., №238-З // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2012.

2.Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: Кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г., №278-З // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2012.

3.Гражданский процесс. Общая часть: учебник /Под общей ред. Т.А. Беловой, И.Н. Колядко, Н.Г. Юркевича. - Минск: Амалфея, 2001. - 576 с.

4.Тихиня, В.Г. Гражданский процесс. В 2 т. Т. 1: Учебник / В.Г. Тихиня. - Мн.: УП «Минская печатная фабрика» Гознака, 2002. - 304 с.

.Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г. №9 «О судебной практике по делам о лишении родительских прав».

Похожие работы на - Основания, цели и формы участия в гражданском процессе органов государственного управления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!