Конституционное право Российской Федерации

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,92 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конституционное право Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Таможенное дело»





КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Конституционное право Российской Федерации

Вариант № 1


Выполнил:

Клычов Мерген Сапаргулыевич





Тюмень 2013

1. Раскройте понятие отрасли Конституционного права как ведущей отрасли правовой системы России

конституционный право гражданство

Конституционное право - одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль. Конституционное право регулирует общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр.

Единство общества обеспечивается:

) лежащими в его основе принципами, выражающими его качественную определённость, формы организации и функционирования; и

Конституционно-правовые нормы закрепляют, прежде всего, основные принципы, которые определяют устройство государства. В них выражается качественная характеристика государства - суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, принадлежность власти, субъекты государственной власти и способы её реализации, общие основы функционирования всей системы политической организации общества.

Совокупность основополагающих общественных отношений, определяющих устройство государства, общества, закрепляющие их нормы в действующей Конституции России, обобщаются понятием основы конституционного строя.

Поскольку конституционное право регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, оно неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование (не обязательно исторически, но логически последовательно) всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более, если она противоречит им. В демократическом государстве конституционное право создает специальные гарантии против опасности сползания к тоталитаризму, определенные нормы и институты, регулирующие, например, правовое положение средств массовой информации, и многое другое.

Как и другие существующие, правовая система России подразделяется на отрасли права, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельную часть правовой системы. В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, в юриспруденции принято именовать ее предметом. Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр. Другие же отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни. Так, предметом трудового права являются трудовые правоотношения, гражданского права - имущественные и связанные с ними личные неимущественные.

Особенность предмета конституционного права состоит в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково.

В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере. Во всем объеме их регулирование осуществляется другими отраслями права. Так, в сфере экономической жизни общества предметом конституционного права являются только те отношения, которые характеризуют основные начала и принципы экономики, формы собственности. А в полном объеме правовое регулирование экономических отношений осуществляется гражданским, предпринимательским, финансовым и рядом иных отраслей права.

В других сферах жизни общества предметом конституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений. Это, прежде всего, те отношения, которые связаны с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества и служат основой формирования всех других общественных отношений.

Таким образом, предметом конституционного права являются отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию. Эти базовые отношения - системообразующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства. Это, прежде всего отношения, связанные с организацией и функционированием общества и с механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества, поддерживается его целостность.

Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

) основ конституционного строя РФ, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве. Нормы конституционного права регулируют общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества. В этих отношениях выражается, прежде всего, качественная характеристика государства: суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, т.е. общие основы функционирования всей политической системы общества. Общество не может быть жизнеспособной организацией без единых основ экономической системы: установления допускаемых и охраняемых государством форм собственности, гарантий защиты прав собственников, способов хозяйственной деятельности, охраны труда, провозглашения определенной системы обеспечения социальных потребностей членов общества в области образования, культуры, науки, охраны природы, здоровья и т.п. Нормы конституционного права регулируют общественные отношения, выражающие основные принципы организации общества и в этой области;

) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации. Именно эти отношения и являются исходными для остальных общественных отношений между людьми, определяют положение человека в любых его общественно значимых связях. Конституционные нормы, регулирующие эти отношения, закреплены в гл.2 Конституции России;

) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т.д. Поскольку одной из основ конституционного строя России является федерализм, то объективно существует широкая сфера отношений между Федерацией и ее субъектами. Урегулирование этих общественных отношений составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства, обоснованных реальными потребностями разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Данные отношения тоже входят в предмет конституционного права. Нормы, регулируемые их, содержатся в гл.3 Конституции РФ;

) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти Российской Федерации, органов судебной власти, а также местного самоуправления. Целостность и единство общества обеспечиваются не только связывающими все социальные отношения общими принципами его устройства и организации, но и соответствующим механизмом управления социальными процессами, через который осуществляются функции, и свойственные данному обществу как организованной структуре. Таким механизмом являются система государственной власти и система местного самоуправления. Нормы конституционного права закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления. Такой правовой регламентацией обеспечивается управление обществом, основанное на четком согласовании и соподчинении всех организационных структур, задействованных в процессе реализации властных функций по управлению обществом.

Исходя из того, что одной из незыблемых основ конституционного строя России является народовластие - главный фактор формирования политического единства общества, - к предмету конституционного права нужно отнести регулирование всей сферы отношений, связанных с законодательными (представительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Детальное регулирование деятельности органов исполнительной и судебной власти относится к предмету иных отраслей права (административного, уголовно-процессуального, муниципального и др.).

Методы конституционного регулирования - это способы, при помощи которых регулируются конституционно-правовые отношения. Существуют два диаметрально противоположных способа правового регулирования - императивный и диспозитивный. Императивный (авторитарный) метод характеризуется неравенством сторон общественных отношений. Этот метод означает установление обязательных для этих сторон правил, исключающих свободу выбора собственного поведения. Диспозитивный метод характеризуется равенством сторон и свободой выбора собственного поведения каждой из них. В зависимости от того, какой из указанных методов используется той или иной отраслью права, все эти отрасли можно разделить на отрасли публичного и частного права. В отраслях публичного права в основном используется императивный метод, а в отраслях частного права - диспозитивный метод.

В конституционном праве используются оба метода правового регулирования. Диспозитивный метод характерен для регулирования общественных отношений, связанных с правами и свободами гражданина, но только в сфере пользования этими правами и свободами. Человек может пользоваться или не пользоваться ими (например, избирательными правами), то есть имеет свободу выбора поведения. В то же время все остальные граждане, органы государства и местного самоуправления, их должностные лица обязаны не препятствовать реализации прав и свобод человека и гражданина. В остальном же метод конституционного регулирования является императивным, а конституционное право в целом - отраслью публичного права.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что конституционное право как отрасль российского права, представляет собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти, местного самоуправления.

. Раскройте основные отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве России

Статья 16 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. (в ред. от 02 июля 2013 г.) предусматривает основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, а именно:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) участвуют либо участвовали в международных, межнациональных, межтерриториальных или иных вооруженных конфликтах, либо в совершении в ходе таких конфликтов действий, направленных против российского контингента миротворческих сил и препятствующих исполнению им своих миротворческих функций или направленных против Вооруженных Сил Российской Федерации, либо в совершении террористических актов, осуществлении экстремистской деятельности или в подготовке совершения таких актов, в осуществлении такой деятельности за пределами Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации, представительств Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, представительств субъектов Российской Федерации и их сотрудников;

в) участвуют либо участвовали в совершении или в подготовке к совершению противоправных действий, содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности, за осуществление которой законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность, либо иных действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

г) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

д) использовали при подаче заявления подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

е) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

ж) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148581/?dst=100099>;

з) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148581/> (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

и) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148581/> (до истечения срока наказания).

. Заявления о признании гражданами Российской Федерации отклоняются по основаниям, предусмотренным пунктами "а" <http://www.consultant.ru/popular/civic/34_2.html>, "б" <http://www.consultant.ru/popular/civic/34_2.html> и "в" части первой <http://www.consultant.ru/popular/civic/34_2.html> настоящей статьи.

Решения об отклонении заявлений о приеме, восстановлении в гражданстве принимают органы, их рассматривающие. Президент РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных в пп. «б» - «ж», в исключительных случаях вправе рассмотреть вопрос о приеме в российское гражданство <http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/grazhdanstvo-rf.html>, восстановлении в гражданстве иностранцев, лиц без гражданства.

Поскольку приобретение гражданства осуществляется не автоматически, а посредством специальной процедуры и при наличии соблюдения определенных условий, указанных в ст. ст. 13 - 14 ФЗ, следовательно, оно зависит от усмотрения государственных органов, наделенных компетенцией по рассмотрению вопросов гражданства. Вместе с тем такое усмотрение ограничено перечнем обстоятельств, указанных в данной статье. Нормы ст. 16 направлены на то, чтобы не допустить приобретения гражданства РФ и правового статуса гражданина некоторыми категориями лиц.

Круг условий, при которых отклоняется заявление о приеме в гражданство, охватывает обстоятельства, касающиеся биографии или деятельности лица. При этом они не связаны с его национальной, расовой, социальной принадлежностью, а затрагивают случаи, когда лицо представляет потенциальную опасность для общества или государства.

В соответствии с п. 37 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии предусмотренных ст. 16 ФЗ оснований для отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ и восстановлении в гражданстве РФ, Федеральная служба безопасности РФ или ее территориальные органы информируют об этом в письменной форме соответствующий полномочный орган. Решения об отклонении заявлений о приеме в гражданство РФ и восстановлении в гражданстве РФ либо об отказе в выходе из гражданства РФ принимаются полномочными органами с учетом результатов проведенных проверок.

Лица, заявления которых о признании гражданами РФ или о приеме в гражданство РФ отклонены по основаниям, предусмотренным пп. «а» <http://base.garant.ru/184539/9/>, «<http://base.garant.ru/184539/9/>» и «в» ч. 4 ст. 41.2 <http://base.garant.ru/184539/9/> и пп. «а» <http://base.garant.ru/184539/2/>, «б <http://base.garant.ru/184539/2/>» и «в» ч. 1 ст. 16 <http://base.garant.ru/184539/2/> указанного ФЗ, обязаны выехать <http://base.garant.ru/70257102/> из Российской Федерации в течение трех месяцев со дня получения ими соответствующего решения об отказе в признании гражданином РФ или о приеме в гражданство РФ. В случае неисполнения указанного требования такие лица подлежат депортации.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993 г.: по сост. на 30 декабря 2008 г. // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

. ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62 - ФЗ: по сост. на 02 июля 2013 г. // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 2031.

. Кириллов В.Ф. Конституционное право Российской Федерации: учебное пособие. 3 изд. - Тюмень: изд-во Тюменского государственного университета, 2008.

. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: учебник. 4 изд. - М., 2005.

Похожие работы на - Конституционное право Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!