как учебная дисциплина, - это предмет преподавания, курс, основанный на достижениях данной науки.
Конституционное право как одна из основных теоретико-правовых дисциплин изучается сейчас во всех юридических вузах. Изучение курса конституционного права призвано способствовать глубокому уяснению студентами:
- содержания, места и роли этой важнейшей отрасли права в правовой системе современного Российского государства;
сущности и основных этапов развития Конституции России, ее юридических свойств;
понятия и содержания основ конституционного строя РФ;
правового положения человека и гражданина в нашем государстве;
системы органов государственной власти в России, их структуры и организации деятельности;
конституционных основ местного самоуправления.
Конституционное право как отрасль права - составная часть общей правовой системы России. Эта отрасль права, как и другие (административное, гражданское, уголовное и т.д.) является совокупностью правовых норм, правил поведения, установленных и охраняемых государством.
Конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.
Главной задачей конституционного права является нахождение баланса между властью, необходимой для организации общества и свободой.
Для юридического анализа и правовой оценки той или иной ситуации необходимо, прежде всего, уяснение вопроса о том, нормами какой отрасли права регулируются данные общественные отношения. Деление права на отрасли помогает изучению права, совершенствованию правовых норм.
В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования. Следовательно, для уяснения понятия конституционного права необходимо определить его предмет и метод.
Предмет правового регулирования составляют качественно однородные общественные отношения, на которые направлено воздействие группы норм той или иной отрасли права [25, С.70].
Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:
а) отношения по поводу устройства государства и организации государственной власти;
б) отношения между человеком и государством.
Регулирование устройства государства и организации государственной власти осуществляется путём установления основополагающих положений, принципов, определяющих качественную характеристику государства. Это - народовластие, государственный суверенитет, разделение властей, форма правления, форма государственно-территориального устройства. Это также - определение субъектов государственной власти и способов её реализации.
Систему, виды органов государственной власти и местного самоуправления, правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, полномочия, формы деятельности устанавливают и регламентируют отношения между ними конституционно-правовые нормы, которые представлены в Приложении А.
Установленные конституционно-правовыми нормами основы взаимоотношений между органами законодательной и исполнительной власти определяют форму правления страны, а между центральными и региональными органами государственной власти - форму государственно-территориального устройства [22, С.12].
Отношения между человеком и государством регулируются многими отраслями права: трудовым, гражданским, административным и др. Конституционное право устанавливает в этой сфере взаимоотношений лишь основополагающие принципы правового статуса личности, основные права, свободы и обязанности.
Права и свободы принадлежат человеку от рождения, они не могут быть ограничены ни государством, ни его основным законом. Нормы конституционного права России закрепляют неотъемлемость прав и свобод, провозглашают их высшей ценностью и устанавливают обязанности государства по их охране и защите.
Следует отметить, что конституционное право обычно не регулирует отношений человека и общества, не устанавливает основ общественного строя и гражданского общества. В принципе в конституционном праве (есть, конечно, исключения) ни в какой форме не закрепляется руководство государства обществом. Общество независимо от государства стоит над ним. Взаимоотношения между обществом и государством должны строится на признании свободы человека и институтов гражданского общества.
Под методом правового регулирования понимается совокупность приёмов, способов, форм правового воздействия на общественные отношения и их участников. Как и любая отрасль права, конституционное право присущими ему правовыми методами воздействует на общественные отношения.
Методы регулирующего воздействия конституционного права на общественные отношения разнообразны и зависят от характера содержащегося предписания. Конституционное право применяет следующие правовые методы воздействия на общественные отношения: установление прав; возложение обязанностей и ответственности; дозволение; запрет и др. [5, С.45].
Управомочивающие нормы конституционного права закрепляют компетенцию государственных органов, права субъектов федерации и т.п. Так, например, ст. 73 Конституции РФ устанавливает, что «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерацией и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти». Эти нормы содержат установления, закрепляющие правомочия соответствующих субъектов правоотношений [19, С.80].
В конституционно-правовом регулировании общественных отношений встречается метод обязывания. Например, в соответствии со ст. 108 Конституции РФ принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Эти нормы закрепляют обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием.
Конституционному праву присущ и метод дозволения. Например: «Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ» (ч. 2 ст.117 Конституции РФ); «По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе» (ч. 3 ст.66 Конституции РФ). Предписания, содержащиеся в этих нормах, не управомочивают, не обязывают, но разрешают субъекту конституционного права действовать по своему усмотрению.
В конституционном праве нередко применяется и метод запрещения. Например: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации» (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ); «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому обращению или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ); «Создание чрезвычайных судов не допускается» (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ). Предписания в данном случае запрещают субъектам конституционного права осуществлять названные действия. Конституционное право, применяя названные методы регулирования, обеспечивает нормальное функционирование институтов государственной власти, гарантирует народовластие. Посредством различных методов регулирования гарантируются и основные права и свободы человека и гражданина.
Зная предмет и методы конституционно-правового регулирования, можно сформулировать наиболее полное определение конституционного права. Это ведущая отрасль российского права, представляющая систему правовых норм, регулирующих устройство государства, организацию государственной власти и местного самоуправления, отношения между человеком и государством. В этом определении указаны наиболее существенные отношения, регулируемые нормами конституционного права. Конституционное право отдельных стран может иметь своим предметом и более широкий круг отношений [4, С.33]. Таким образом, конституционно-правовыми нормами являются установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу.
Определение принадлежности конституционно-правовой нормы к тому или иному институту необходимо для того, чтобы правильно уяснить механизм их реализации.
Отношения, урегулированные нормами конституционного права, становятся конституционно-правовыми отношениями. Им свойственны как общие черты, присущие всем правоотношениям, так и специфика. Отличия от других правоотношений связаны с их содержанием и составом субъектов. Конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием. Но все они возникают в основном в процессе осуществления государственной власти и реализации прав и свобод человека.
В зависимости от характера норм конституционного права формы конституционно-правовых отношений носят общий или конкретный характер. Нормы-принципы, нормы-декларации порождают правоотношения общего характера, которыми, как правило, не определены субъекты отношений, их конкретные права и обязанности. Это относится, например, к декларируемым Конституцией народному суверенитету (ст. 3 Конституции РФ), разделению властей (ст. 10 Конституции РФ), не отчуждаемости прав (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ) и т.п. Эти общие принципы имеют определяющее значение для возникновения конкретных конституционно-правовых отношений, в которых чётко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.
Для возникновения конкретных конституционно-правовых отношений недостаточно только урегулированности конституционно-правовой нормой. Для этого необходим также определённый юридический факт, приводящий норму в действие [17, С.100].
Юридическими фактами являются события или действия, которые влекут за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Развитие правоотношений побуждается, как правило, целой системой юридических фактов. Конституционно-правовые отношения действуют не сами по себе. Кроме юридических фактов необходимы ещё субъекты, которые наделяются определёнными правами и обязанностями. Между ними и возникают правоотношения.
Субъекты конституционно-правовых отношений:
а) физические лица: граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, обладающие конституционными правами и свободами на территории страны, правда, права иностранцев и лиц без гражданства ограничены;
б) общности людей: многонациональный народ страны, которому принадлежит вся государственная власть; народы субъектов федерации; население административно-территориальных единиц, которое выступает в качестве избирателей и формирует представительные органы власти и местного самоуправления;
в) государство, обладающее суверенитетом на всей своей территории и независимостью в отношениях с другими государствами;
г) республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа - являющиеся составными частями федерации и обладающие законодательно-властными полномочиями;
д) органы государственной власти: центральные (парламент, глава государства, правительство, орган конституционного контроля, верховный суд и др.); региональные (представительный орган, региональная администрация и др.); государственные органы местного управления;
е) органы местного самоуправления, создаваемые муниципальными образованиями, которые наделяются правом решать все основные вопросы местной жизни;
ж) депутаты парламента и региональных законодательных собраний, представительных учреждений местного самоуправления;
з) ассоциации граждан: политические партии, одной из функций которых является участие в формировании представительных органов путем выдвижения кандидатов в депутаты или списков кандидатов, кандидата на должность президента страны и других должностных лиц; массовые общественные организации, профсоюзы, религиозные объединения и др. [9, С.22].
Перечисленный круг субъектов конституционно-правовых отношений присущ всем государствам. В некоторых из них имеются субъекты, не характерные для других стран, как, например, церковь, главой которой нередко выступает монарх.
Источники конституционного права можно разделить на две основные сферы: естественное право и позитивное право. Естественным правом являются общечеловеческие представления о свободе, справедливости, неотъемлемости прав человека. Такие представления сложились ещё в античном мире и обусловили в дальнейшем главные цели революционных движений в Европе и Америке в XVII - XVIII веках; они были положены в основу формирования концепции правового государства и народовластия.
В XX веке, особенно после второй мировой войны, общечеловеческие идеалы и ценности нашли своё отражение в международных декларациях, конвенциях, пактах о правах человека, обрели правовое обеспечение в нормативно-правовых актах многих стран мира. Так, в конституциях большинства стран мира закреплены все основные естественные права и свободы - на жизнь, на неприкосновенность личности и жилища, на свободу слова, на частную собственность и др. Таким образом, естественное право всё больше сближается с позитивным.
Естественное право является важнейшей гарантией демократических ценностей и институтов. Со сменой политических сил, стоящих у руля механизма государственной власти, можно реформировать позитивное право, изменить или принять новую конституцию, ограничивающую естественные права и свободы, установить авторитарный или тоталитарный политический режим. Но естественное право, если оно признаётся источником конституционного права, становится важным гарантом для спасения свободы и демократии.
Однако во многих государствах мира - и Россия, к сожалению, пока остаётся в их числе - источником права признаётся лишь позитивное право, а представители юридической науки и практики призывают к соблюдению лишь норм писаного права [7, С.77].
Под источниками позитивного конституционного права понимают писанные правовые акты. Они являются в основном результатом нормотворческой деятельности государственных органов - парламента, главы государства, правительства, региональных органов власти и др. Система источников позитивного конституционного права существенно зависит от формы государственно-территориального устройства, формы правления, динамичности общественно-политических процессов, происходящих в стране, иных факторов. Вместе с тем, источникам конституционного права присущи общие черты, позволяющие их классифицировать.
Так, например, по территории действия можно выделить следующие нормативные правовые акты:
действующие на всей территории Российской Федерации (Конституция РФ, законы федерации, акты главы государства, правительства и др.);
действующие на территории конкретного субъекта РФ (конституция республики, устав области, акты, принимаемые законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ);
действующие на территории муниципального образования (устав о местном самоуправлении и т.д.).
По юридической силе источники позитивного конституционного права можно разделить на следующие виды: конституции, законы, акты палат, главы государства, правительства и др. в соответствии с Приложением Б.
Виды источников конституционного права.
. Конституции. Они являются основным источником конституционного права. Их роль обусловлена различными факторами, характеризующими положение конституций среди других источников конституционного права.
Во-первых, конституции выступают наивысшей формой воплощения государственной воли народа. Они принимаются народом или от имени народа. Конституции устанавливают основополагающие принципы организации и жизнедеятельности государства, касаются его сущности и формы, механизма власти, функционирования общества, прав и свобод человека и гражданина.
Во-вторых, конституции обладают высшей юридической силой. Законы и все другие нормативно-правовые акты, принимаемые в стране, действия граждан, общественных объединений, должностных лиц и государственных органы не должны противоречить конституции.
В-третьих, конституционные нормы являются первичными и имеют учредительный характер. Для конституции не существует каких-либо обязательных предписаний позитивного права.
В-четвёртых, нормы конституции являются важнейшим источником не только конституционного права, но и всех других отраслей права; они составляют основу правового регулирования всех общественных отношений.
. Законы. Они обладают наибольшей после конституции юридической силой и являются самым распространённым источником конституционного права. Конечно, источником конституционного права являются не все законы, а только те, которые содержат конституционно-правовые нормы. Понятие «закон» имеет не одинаковое содержание. Конституция РФ предусматривает принятие: федеральных конституционных и федеральных законов. Они различаются: по юридической силе; по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться; по порядку принятия; по возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом РФ.
Конституционные законы издаются по указанным в Конституции РФ вопросам и имеют более высокую юридическую силу, чем федеральные Законы (ч. 3 ст.76 Конституции РФ).
. Декларации. В этой правовой форме были приняты важнейшие конституционно-правовые акты: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.; Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г.; Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.
. Постановления палат Федерального собрания - парламента.
. Регламенты палат Федерального Собрания, положения о комитетах и комиссиях совета федерации и государственной Думы.
. Источниками конституционного права могут быть и нормативно-правовые акты, издаваемые главой государства, правительством, министрами и т.д.
. К числу источников конституционного права относятся решения Конституционного Суда РФ, если они носят нормативно-правовой характер и содержат конституционно-правовые нормы о конституционности законов и т.д.
. Источниками конституционного права России являются некоторые правовые акты СССР и РСФСР - в силу принципа преемственности и на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство.
. Федеративный характер устройства России обуславливает существование таких видов источников конституционного права, как законы, принимаемые высшими представительными органами республик и иных субъектов федерации, указы, принимаемые главами республик, постановления глав администраций краев, областей, городов федерального значения, автономий, иные правовые акты.
. Договоры и соглашения, заключаемые российской федерацией с её субъектами, а также между самими субъектами.
. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.
. Акты органов местного самоуправления, если они регулируют отношения в сфере конституционного права.
Таким образом, отношения, урегулированные нормами конституционного права, становятся конституционно-правовыми отношениями, которым свойственны как общие черты, присущие всем правоотношениям, так и специфика. Отличия от других правоотношений связаны с их содержанием и составом субъектов.
Вывод по первой главе. Конституционное право занимает ведущее место в общей правовой системе РФ. Являясь ведущей отраслью права, конституционное право не включает и не объединяет другие отрасли права. Оно устанавливает лишь основополагающие принципы, которым должны соответствовать нормы других отраслей права. По юридической силе источники позитивного конституционного права можно разделить на следующие виды: конституции, законы, акты палат, главы государства, правительства и др.
2. Конституционное право как юридическая наука
2.1 Методы и источники науки конституционного (государственного) права России
Российская наука конституционного права в современный период - это отрасль правоведения, которая изучает конституционно-правовые нормы и институты, а также общественные отношения, регулируемые ими, то есть конституционно-правовые отношения. Эта наука изучает и практику реализации норм и институтов конституционного права, анализирует закономерности их развития.
В современной российской науке конституционного права заметно стремление по-новому обосновать важнейшие категории и институты конституционного права, роль конституции в жизни нашего общества.
Реализация новой Конституции РФ, по мнению учёных, - задача не из простых. Недостаточно создать новый государственный аппарат и декларировать подлинные права и свободы. Более сложная задача - воспитание нового конституционного сознания у государственных чиновников, у судей, которым принадлежит важнейшая роль в защите конституционного строя, у граждан.
Решение этой задачи не в малой мере зависит от науки конституционного права. Предлагая широкую программу законодательной деятельности и совершенствования правовых механизмов, гарантирующих права и свободы, основы рыночной экономики, учёные призваны способствовать признанию всем нашим обществом высокой ценности и общеобязательности конституционных положений. Как подчёркивается в Комментарии к Конституции РФ, действенность Конституции во многом зависит от того, насколько она усвоена, признана и поддерживается широкими слоями многонационального российского народа, не только властными структурами, но и рядовыми гражданами. С принятием новой Конституции РФ наука конституционного права больше внимания стала уделять проблеме современного российского федерализма. Учёные указывают на взаимосвязь федерализма и демократии, которая проявляется в том, что распределение полномочий между центром и субъектами федерации приближает власть к гражданину, делает её более зависимой от него. Обосновывается необходимость создания таких структур и процедур, которые обеспечивали бы разумную децентрализацию управления, способствовали повышению его эффективности через систему участия населения в принятии решений и контроля за их исполнением.
Перед наукой конституционного права встаёт множество вопросов и практически-регулятивного характера. В их числе - выявление общих контуров такого нового для российской действительности юридико-нормативного образования, каким является парламентское право, понятие которого в отечественной литературе не получило сколько-нибудь развёрнутого толкования.
Всё больше внимания в науке конституционного права уделяется роли политических партий в демократическом процессе. Многопартийность и демократия как конституционные категории не могут быть реализованы друг без друга. Формирование многопартийной системы возможно только в условиях демократии. В свою очередь демократия немыслима без политических партий, борющихся за власть, используя конституционные формы и методы. С развитием многопартийности связано и формирование подлинно представительной формы правления. Становление новой российской науки конституционного права продолжается. Многие проблемы ещё ждут своего теоретического решения.
Если конституционное право как отрасль права выражено действующими нормами конституционного права и представлено в виде нормативно-правовых актов, прежде всего конституцией, законами страны, актами главы государства и другими источниками конституционного права, то наука конституционного права представлена в книгах (учебниках и монографиях), в статьях, научных докладах и сообщениях и т.д.
Наука конституционного права изучает нормы этой отрасли права, практику и закономерности их реализации, широкую сферу общественных отношений, которые регулируются ими. Наука изучает источники конституционного права и, прежде всего, основной его источник - конституции, их виды, форму, содержание, юридические свойства, порядок принятия и изменения.
Наука изучает также конституционно-правовые институты, динамику их становления и развития, практику функционирования. Особое внимание уделяется основам положения человека и гражданина, организации гражданского общества, механизма осуществления государственной власти.
Таким образом, наука конституционного права даёт анализ и оценку состояния отрасли конституционного права.
При изучении норм, источников и институтов конституционного права выявляются общие тенденции и закономерности в их развитии, показываются особенности отдельных стран и, прежде всего, Российской Федерации. Методы изучения конституционно-правовых норм и институтов разнообразны. Среди них:
метод формально-юридического анализа, позволяющий уяснить содержание исследуемого нормативного материала;
сравнительно-правовой метод, являющийся важным инструментом выявления наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования;
исторический метод, позволяющий изучить конституционно-правовые институты в их историческом развитии;
системный метод, рассматривающий структуру всей отрасли права как систему взаимосвязанных составных частей;
статистический метод, позволяющий выявить эффективность действия конституционно-правовых норм и институтов;
конкретно-социологические методы, с помощью которых изучается общественное мнение, проводятся эксперименты и т.д. [4, С.60].
Используя названные методы изучения общественных явлений, наука конституционного права играет активную роль в развитии конституционного права, ибо на основе достигнутого она выдвигает предложения по совершенствованию конституционно-правовых норм и институтов.
Изучая конституционно-правовые нормы и институты, наука конституционного права опирается на систему источников, которыми являются: труды отечественных и зарубежных учёных; конституции и другие нормативные акты, содержащие нормы конституционного права; практика функционирования конституционно-правовых норм и институтов в различных странах.
Учёными разрабатываются теоретические проблемы конституционного права, высказываются суждения по общим и конкретным вопросам конституционно-правовой науки. К трудам учёных относятся многочисленные монографии и статьи, в которых даётся критическое осмысление различных категорий и институтов. Учёные спорят между собой, отвергают старые и выдвигают новые концепции, направленные на дальнейшее совершенствование теории и практики конституционного права. Изучение и осмысление трудов учёных является важнейшей стадией научного познания.
Конституция и иные нормативно-правовые акты являются также важным источником конституционно-правовой науки. Они всегда находятся в центре внимания учёных, поскольку являются также и источниками отрасли конституционного права. Только научно обоснованные изменения и дополнения в конституцию и законодательство делают их жизнеспособными. В нормотворческом процессе России всё более активную роль играют представители науки.
Практика - неисчерпаемый источник науки конституционного права. Любые научно обоснованные концепции и модели могут быть апробированы только на практике. Поэтому наука тщательно изучает процессы, которые происходят в жизни в связи с действием конституционно-правовых норм и институтов.
Наука о государстве возникла ещё в Древней Греции и развивалась во все последующие века. Труды философов и просветителей прошлого были направлены на выяснение назначения государства, его сущности и происхождения. Они разработали общие и философские представления о таких понятиях, как естественное происхождение прав и свобод человека, суверенитет народа и государственный суверенитет, разделение властей, и других, ставших важнейшими принципами в борьбе народов за гражданские свободы и демократию. Теории о государстве и праве этих выдающихся людей изучаются в курсе истории политических и правовых учений, философии права [2, С.110].
Наука конституционного (государственного) права в современном её понимании сложилась только в прошлом столетии. Её становление происходило параллельно с формированием системы правовых норм, регулирующих сферу отношений человека и государства и организации государственной власти. Во второй половине XIX- начале XX в., когда сформировалась наука конституционного (государственного) права, господствовавшее направление в ней получило название «юридическая школа», которую называют также классической школой.
В первой половине ХХ в. в зарубежной науке конституционного права стало складываться социологическое направление.
Российская школа конституционного (государственного) права развивалась в тесной взаимосвязи с наукой в зарубежных странах. Юридическая школа второй половины XIX - начала XX в. была представлена выдающимися учёными-государствоведами. Это М.В. Баглай [2], Ю.А. Дмитриев [4] и другие.
Яркими представителями социологического направления в науке конституционного права дореволюционной России были М.М. Ковалевский, В.В. Ивановский и другие [2].
Теории и доктрины, созданные примерно сто лет назад, заслуживают пристального внимания и изучения, во-первых, потому, что в любой науке есть свои классики и своя история, знание которой обогащает науку, а во-вторых, потому, что конституционно-правовые теории прошлого во многом актуальны и для современной науки.
Советская наука государственного права по существу прервала развитие конституционно-правовой мысли в России. Опираясь на труды классиков марксизма-ленинизма, советские государствоведы обосновывали необходимость диктатуры пролетариата, доказывали обречённость капиталистического строя и буржуазного государства и права, историческую неизбежность установления во всём мире социализма и советской власти.
Таким образом, перед наукой конституционного права встаёт множество вопросов и практически-регулятивного характера. В их числе - выявление общих контуров такого нового для российской действительности юридико-нормативного образования, каким является парламентское право, понятие которого в отечественной литературе не получило сколько-нибудь развёрнутого толкования.
2.2 Система науки конституционное право России
В науке конституционного права, как в целом в правоведении, объективно происходит дифференциация знаний, в результате чего вся их совокупность обособляется в отдельные блоки. В своем единстве, взаимодействии и сочетании они образуют систему науки конституционного права.
Под системой науки традиционно понимается порядок расположения знаний в их логической последовательности. Составные части системы именуются разделами.
Структура науки конституционного права во многом совпадает со структурами отрасли конституционного права и учебной дисциплины.
Наименование разделов обусловлено спецификой предмета регулирования.
Обычно они располагаются в такой последовательности:
-общетеоретические вопросы науки конституционного права - это предмет, задачи, методология, источники науки конституционного права как правовой отрасли, конституционно-правовые нормы и конституционно-правовые отношения, система отрасли, методы регулирования общественных отношений, тенденции развития;
-учение о Конституции:
сущность, особенности и юридические свойства конституции, ее виды, этапы конституционного развития;
взаимосвязи конституций различных видов внутри Российской Федерации, других государств;
формы и механизм реализации конституционных норм, охрана Конституции;
-Основы конституционного строя Российской Федерации:
конституционные основы народовластия;
суверенитет народа;
экономические, политические основы народовластия;
социальная политика;
-Конституционный статус человека и гражданина:
демократия и личность, индивид и общество, индивид и государство;
права человека и общие принципы демократии, их соотношение;
конституционный статус личности, его понятие, принципы;
основные права, свободы и обязанности граждан, вопросы гражданства.
-Государственное устройство РФ:
понятие, структура,
формы и принципы национально-государственного устройства, статус РФ и ее субъектов;
административно-территориальное устройство субъектов Федерации.
-Конституционные основы организации и деятельности органов РФ:
государственный механизм Российской Федерации,
система органов государственной власти,
виды государственной деятельности,
разделение властей; порядок образования,
статус, основы деятельности органов государственной власти.
-Конституционные основы местного самоуправления в РФ.
Наука конституционного права и соответствующий учебный курс близки и во многом совпадают по содержанию. Однако учебный курс является более узким, так как он не в состоянии вобрать в себя весь объем знаний накопленный наукой конституционного права за время становления конституционализма.
В высших учебных заведениях юридического профиля конституционное право изучается, как правило, на первом курсе после изучения истории и теории права и государства. Эта дисциплина знакомит студентов с основами предмета, научными понятиями и категориями. Изучение этой дисциплины позволяет познать общие тенденции развития конституционного права, создать условия для последующего изучения других отраслей права России [24, С.66].
Учебная дисциплина «Конституционное (государственное) право России» призвана, детально ознакомить обучающихся с основами конституционного права России, научить их самостоятельно пользоваться нормативными актами, правильно понимать роль и значение конституционных и институтов и применять нормы конституционного права. Изучение конституционного права России повышает правовую культуру студентов, учит их широкому, разностороннему подходу к действительности.
При изучении конституционного права используются различные методы: исторический, логический, анализ, синтез, индукция, дедукция и др. Широко применяется специфический метод - метод сравнительного правоведения. На изучение учебной дисциплины в соответствии с Государственным образовательным стандартом и учебным планом вуза определено:
всего - 180 часов из них:
часов отведено на аудиторные занятия;
на самостоятельное изучение.
Аудиторные занятия проводятся преподавателями со студентами в форме:
лекций - 70 часов;
на семинарские занятия - 32 часа;
часов отведено на проведение практических занятий.
Заканчивается изучение курса Конституционное (государственное) право России экзаменом.
Таким образом, структура науки конституционного права во многом совпадает со структурами отрасли конституционного права и учебной дисциплины. Наименование разделов обусловлено спецификой предмета регулирования: общетеоретические вопросы науки конституционного права; учение о Конституции; основы конституционного строя РФ; конституционный статус человека и гражданина; государственное устройство РФ; конституционные основы организации и деятельности органов РФ; конституционные основы местного самоуправления в РФ.
Выводы по второй главе. Конституционное право РФ как отраслевая юридическая наука представляет собой систему научных знаний о конституционно-правовой действительности и закономерностях ее развития. Отраслевая специфика науки конституционного права состоит в интеграции соответствующих элементов логической структуры: совокупности эмпирических фактов, имеющих юридическое значение, образующих объект конституционно-правового познания (эмпирические основания); научных представлений о методологии познания конституционно-правовой реальности (логико-методологические основания); категориального и понятийного аппарата теории конституционного права (теоретические основания).
Заключение
Конституционное право занимает ведущее место в общей правовой системе РФ. Являясь ведущей отраслью права, конституционное право не включает и не объединяет другие отрасли права. Оно устанавливает лишь основополагающие принципы, которым должны соответствовать нормы других отраслей права.
Конституционно-правовыми нормами являются установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу.
«Конституционное (государственное) право России» имеет три значения: отрасль действующего права, наука, учебная дисциплина. Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм, содержащихся в конституции, законах, указах президента и т. д. Как наука это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права. Как учебная дисциплина - предмет преподавания в высшей школе.
Свое название конституционное право получило от особого юридического документа - Конституции, которую официально называют Основным законом. В отличие от других отраслей права, каждая из которых имеет свой объект регулирования (имущественные и некоторые неимущественные отношения в гражданском праве, трудовые отношения в трудовом), правовые акты, относящиеся к конституционному праву, регулируют, прежде всего, наиболее значимые, важнейшие общественные отношения: основы жизни общества, государства, коллектива, личности. Эти акты в своей совокупности распространяются на все четыре главные сферы общественной жизни: экономику, социальные отношения, политику, идеологию. Предметом конституционного права является особый срез общественных отношений, имеющихся во всех сферах развития общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу:
а) устройства государства и организации государственной власти;
б) гражданской свободы.
Регулирование устройства государства и организации государственной деятельности осуществляется путем установления основополагающих положений, принципов, определяющих качественную характеристику государства. Это - народовластие, государственный суверенитет, разделение властей, форма правления, форма государственно-территориального устройства. Это также - определение субъектов государственной власти и способов ее реализации.
Источниками конституционного права РФ являются:
Главным источником, конечно, является Конституция РФ. Среди других источников можно выделить: - законы - конституционные (вносят изменения в конституцию или дополняют ее) могут быть органическими (регулируют какой-то институт конституционного права), обыкновенные (регулируют какой-то отдельный вопрос, например, выборы президента) и чрезвычайные;
внутригосударственные публично-правовые договоры (например, договор между Республикой Татарстан и Российской Федерацией);
акты президента и правительства РФ;
акты органа конституционного контроля (то есть конституционного суда РФ).
Конституционное право - самостоятельная отрасль права, система юридических норм, регламентирующих организацию государственной власти в стране, основные формы осуществления этой власти, отношения государства и гражданина. Конституционное право отличается от других отраслей права по предмету правового регулирования и методу воздействия правовых норм на общественные отношения. Самым важным, за истекшее время со дня принятия последней Конституции, следует считать то, что подавляющее большинство населения, общественно-политических движений и правящих сил осознали неприемлемость жестких политических противостояний. Российское общество и политическая элита постепенно осознают необходимость развития страны в рамках правового государства.
Глоссарий
№ПонятиеОпределение1Источники позитивного конституционного праваПо юридической силе источники позитивного конституционного права можно разделить на следующие виды: конституции, законы, акты палат, главы государства, правительства и др.2Конституционно-правовые отношенияотношения, урегулированные нормами конституционного права3Конституционное правоотрасль права т.е. упорядоченная совокупность правовых норм, регулирующих группу однородных общественных отношений, охраняющих права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти4Конституционное право как отрасль правасоставная часть общей правовой системы России. Эта отрасль права, как и другие (административное, гражданское, уголовное и т.д.) является совокупностью правовых норм, правил поведения, установленных и охраняемых государством5Материальная нормапредусматривает содержание действия по правовому регулированию общественных отношений (ч. 1 ст. 105 Конституции РФ)6Метод дозволенияПредписания, содержащиеся в этих нормах, не управомочивают, не обязывают, но разрешают субъекту конституционного права действовать по своему усмотрению7Метод запрещенияч. 5 ст. 13 Конституции РФ. Предписания в данном случае запрещают субъектам конституционного права осуществлять названные действия8Метод обязываниязакрепляют обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием9Метод правового регулированиясовокупность приёмов, способов, форм правового воздействия на общественные отношения и их участников10Наука конституционного правадаёт анализ и оценку состояния отрасли конституционного права 11Предмет правового регулированиясоставляют качественно однородные общественные отношения, на которые направлено воздействие группы норм той или иной отрасли права12Процессуальные нормыопределяют формы, в которых эта норма должна быть реализована13Российская наука конституционного права в современный периодэто отрасль правоведения, которая изучает конституционно-правовые нормы и институты, а также общественные отношения, регулируемые ими, то есть конституционно-правовые отношения 14Система наукипорядок расположения знаний в их логической последовательности15Субъекты конституционно-правовых отношенийа) физические лица; б) общности людей; в) государство; г) республики, края, области; д) органы государственной власти; е) органы местного самоуправления; ж) депутаты парламента и региональных законодательных собраний; з) ассоциации граждан и др.16Юридические фактысобытия или действия, которые влекут за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения
Список использованных источников
Нормативно-правовой акт
Научная и обзорная литература
Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации [Текст]: Учебник для юридических вузов и факультетов / М.В. Баглай. - Изд. 2-е, изм. и доп. - М.: Норма-Инфра, 2009. - 440 с.
Баглай, М.В. Малая энциклопедия конституционного права [Текст] / М.В. Баглай. - М.: Изд. Бек, 2008. - 390 с.
Дмитриев, Ю.А. Понятие, предмет и метод конституционного права Российской Федерации: от истоков к современности [Текст] / Ю.А. Дмитриев. - М.: ПРАНА, 2008. - 370 с.
Зиновьев, А.В. Конституционное право [Текст]: Конспект лекций / А.В. Зиновьев. - СПб.: Альфа, 2008. - 410 с.
Зиновьев, А.В. Конституционное право России: проблемы теории и практики [Текст] / А.В. Зиновьев. - СПб.: Герда, 2009. - 360 с.
Зиновьев, А.В. Конституционное право России [Текст]: Учебное пособие / А.В. Зиновьев. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2010. - С.77.
Зиновьев, А.В. Конституционное (государственное) право Российской Федерации Альбом схем [Текст]: Учебное наглядное пособие / Зиновьев А.В., Иванов П.В., Смольяков А.А., Ячменев Ю.В. и др. Под общей ред. В.П. Сальникова. - СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2006. - 220 с.
Казанчев, Ю.Д Конституционное право РФ: Вопросы и ответы [Текст] / Ю.Д. Казанчев. - М.: Изд-во Прана, 2008. - 440 с.
Козлова, Е.И. Конституционное право Российской Федерации [Текст]: Учебник / Е.И. Козлова. - М.: Юрист, 2008. - 380 с.
Комментарий к Конституции Российской Федерации [Текст] / Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М.: Фонд «Правовая культура», 2010. - 550 с.
Конституционное (государственное) право России [Текст]: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Сальникова. - М.: Юрист, 2010. - 500 с.
Конституционное законодательство России [Текст]: Учебное пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. - М.: Городец, 2009. - 370 с.
Конституционное право России. В вопросах и ответах [Текст]: Учебно-методическое пособие / Под ред. А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2009. - 220 с.
Конституционное право России. Основные законы, конституции и документы XVII-XX веков [Текст]: Хрестоматия / Сост. А.П. Угроватов. - Новосибирск: Изд. «ЮКЭА», 2009. - 690 с.
Конституционное право Российской Федерации [Текст]: Альбом схем. Учебное пособие. А.В. Зиновьев и др. / Под общ. ред. В.П. Сальникова. Санкт-Петербургский университет МВД России. - СПб.: Право, 2010. - 290 с.
Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания [Текст] / Л.Ш. Лозовский, Б.А. Райзберг. - М.: Инфра М, 2009. - 610 с.
Ломовский, В.Д. О методе конституционного регулирования // Журнал российского права. - 2008. - № 1-5. - С. 91-99.
Малько, А.В. Конституционное право России [Текст]: Учебное пособие / А.В. Малько. - М.: Норма, 2009. - 520 с.
Малько, А.В. Конституционное право России [Текст]: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. - М.: Изд. Норма, 2009. - 490 с.
Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации [Текст]/ Отв. ред. В.В. Лазарев. 2-е изд. - М.: Спарк, 2009. - 370 с.
Тихомиров Ю. А. Развитие теории конституционного права [Текст]// Государство и право. - 2008. - № 7. - С.12.
Хабриева, Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика [Текст]. - М.: Юристъ, 2008. - 390 с.
Червонюк, В.И. Конституционное право России [Текст]: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 440 с.
Чиркин, В.Е. Конституционное право России [Текст]: Практикум. М.: Юристъ, 2009. - 440 с.