Руководство и лидерство

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    118,78 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Руководство и лидерство

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО В СТРУКТУРАХ УПРАВЛЕНИЯ

Понятие о руководстве и лидерстве

Стили управления руководителя

Признаки и функции лидерства в теориях лидерства

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДИРЕКТОРА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «МОЛОТ-АВТО

Цель и задачи исследования

Проведение исследования

Результаты проведенного исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Об актуальности темы «Руководство и лидерство» говорить не приходиться. С этим встречается почти каждый человек в своей жизни, который в какой-либо степени находится в коллективе. Лидерство и руководство - два основополагающих понятия, с которыми связано эффективное управление организациями. Руководство - это формальная властная позиция, которая не имеет отношения к личным качествам людей. Для управления важно и руководство, и лидерство. Лидер важен, потому что он постоянно функционирует на фоне меняющихся отношений внутри группы, оказывая постоянное влияние на людей, которые по отношению к нему выступают как «ведомые». В хорошо организованных группах лидер чаще пользуется такими формами обращения к членам группы, как совет и просьба, и гораздо реже - наставлениями. Наиболее желательным сочетанием в практике управления является соединение в одном лице лидера и руководителя. Хорошо известные всему миру компании мирового класса возглавляют выдающиеся лидеры-руководители. В работе отдельных организаций часто слова «руководитель» и «лидер» употребляются как синонимы, что нередко является вполне оправданным.

Определяющая роль руководителя возникает из того, что это лицо, наделенное полномочиями принимать решения. Обладая реальной властью, руководитель существенным образом воздействует на трудовой коллектив, а через него, - на характер и результаты функционирования самого объекта. Особо важно отметить то, что он воспроизводит кадры системы по своему подобию: авторитетный руководитель окружает себя квалифицированными, знающими свое дело коллегами, а слабый еще более слабыми подчиненными. Умелый руководитель четко формирует задачи коллектива, ясно понимает свою роль в их решении, способен задействовать внутренние стимулы к самостоятельным действиям и предвидеть возможные трудности, предупредить неудачи и находить наилучшее решение в каждой конкретной ситуации.

Целью курсовой работы является изучение таких понятий, как «руководство» и «лидерство» на примере предприятия ООО «Молот-авто».

Для достижения цели данной работы необходимо решить следующие задачи:

раскрыть понятия «руководство» и «лидерство»;

ознакомиться со стилями управления руководителя и его качествами;

изучить признаки лидерства в теориях лидерства;

исследовать лидерские качества директора предприятия «Молот-авто;

подобрать и изучить литературу по данной теме.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключении и списка используемых источников. Основная часть состоит из двух глав. В первой главе говорится о руководстве и лидерстве в структурах управления. Во второй главе содержится практическая часть данной работы.

РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО В СТРУКТУРАХ УПРАВЛЕНИЯ

Понятие о руководстве и лидерстве

Лидерство и руководство - это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство - на том, чтобы люди делали правильные вещи. На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении.

Руководитель является ведущим и организующим звеном в социальных системах управления. Управление деятельностью групп и коллективов осуществляется в форме руководства и лидерства. Эти две формы управления имеют определенное сходство, которое заметно уже в самой терминологии. Руководителю - это ведущий за руку, лидер (от англ. leader - ведущий). В тоже время эти понятия существенно различаются, так как руководитель в большей мере выражает свои официальные полномочия в управлении коллективом, а лидер выражает неофициальные тенденции межличностных отношений в группах, хотя эти две формы управления соединяются в одном лице.

Б. Д. Парыгин в своих исследованиях выделил основные отличия руководства и лидерства:

лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель - официальных отношений группы как некоей социальной организации;

лидерство представляет собой феномен микросреды, а руководство - элемент макросреды, отвечающий системе доминирующий системе доминирующих в ней социальных отношений;

в отличие от лидерства, руководство - это явление более стабильное, менее подверженное перепадам во мнениях и настроениях членов группы;

процесс руководства характеризуется применением гораздо более определенной системы различных санкций, чем это имеет место в лидерстве;

процесс принятия решений в системе руководства носит более сложный и многократно опосредованный характер, чем в условиях лидерства;

сфера деятельности лидера, в основном, малая группа, сфера действия руководителя - более широкая социальная система;

лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, в то время как руководство - это преимущественно социальная характеристика формальных отношений в группе, прежде всего в плане распределения ролей управления и подчинения.

Руководитель - это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Следует отметить также различия этих понятий в их связи с правовыми полномочиями. Руководство представляет собой процесс правовой организации и управления совместной деятельностью членов коллектива, который осуществляется руководителем как представителем социального контроля и власти. Руководитель имеет официальные полномочия, назначаться и освобождаться с должности вышестоящими социальными структурами. Он всегда включен в иерархическую цепочку официальных отношений. Лидерство - это процесс внутренней социально-психологической организации и управления общением и деятельностью членов малой группы и коллектива, который осуществляется лидером как субъектом спонтанно формирующихся в межличностных отношениях групповых норм и ожиданий. Члены группы сами назначают лидера на его неофициальный пост, оценивая его знания, опыт и личностные качества, но члены группы могут и лишить его этих полномочий без официальных решений, если он не оправдывает их ожиданий.

Большинство психологов сходятся во мнении, что успешный руководитель должен стать лидером, способным оказывать влияние на мнения, позиции, исполнительскую деятельность работников. Лидер обладает властью авторитета, а руководитель - властью полномочий. Власть авторитета, в отличие от власти полномочий, представляет собой способность побуждать, мотивировать людей, убеждать их, ободрять. В отличие от власти полномочий, власть авторитета присваивается субъекту группой, является своего рода наградой группы. В этом есть своя опасность - власть авторитета относительно легко потерять.

Стили управления руководителя

Основу для классификаций стилей руководства или стилей поведения дали теории, основанные на поведенческом подходе. При поведенческом подходе к лидерству эффективность определяется не столько личными качествами руководителя, сколько его манерой поведения по отношению к подчиненным. Немецкий психолог Курт Левин (1890-1947) провел серию экспериментов, на основе которых выделил три ставших классическими стиля управления:

Авторитарный;

Демократический;

Либеральный.

Для авторитарного стиля характерны жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. Сотрудники должны исполнять лишь то, что им приказано. При этом они получают минимум информации. Интересы сотрудников во внимание не принимаются.

За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим.

Особенности стиля:

Преобладающие методы руководства приказы, распоряжения, выговоры, угрозы, лишение льгот. Интересы и пожелания сотрудников во внимание не принимаются.

В общении с людьми преобладает четкий язык, неприветливый тон, резкость, нетактичность, даже грубость.

Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей.

Недостатки стиля:

Высокая вероятность ошибочных решений.

Подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников.

Неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе.

Неблагоприятный психологический климат обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья.

Авторитарный стиль лежит в основе абсолютного большинства конфликтов из-за стремления управляющего к единовластию. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях.

В демократическом стиле управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками («максимум контроля»). Руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учету их интересов, потребностей, особенностей.

Демократический стиль является наиболее действенным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Этот стиль управления предполагает взаимодействие на основе доверия и взаимопонимания. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов группы. Каждый сотрудник может выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести либо одергивания. В зависимости от выполнения задачи руководство группой может передаваться от одного участника другому. При этом всячески стимулируется инициатива со стороны подчиненных, в коллективе создается благоприятный психологический климат.

Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологических, коммуникативных способностях руководителя.

Особенности стиля:

Важные производственные проблемы обсуждаются, и на этой основе вырабатывается решение. Руководитель всячески стимулирует и поощряет инициативу со стороны подчиненных.

Регулярно и своевременно информирует коллектив по важным для него вопросам.

Общение ведет доброжелательно и вежливо.

При таком стиле в коллективе складывается благоприятный психологический климат.

Либеральный стиль управления характеризуется тем, что все могут высказывать свои позиции, но реального учета согласования позиций, не стремятся достичь («максимумом демократии»), с другой стороны - даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек («минимумом контроля»).

Особенности стиля: общение ведется доверительным тоном, действуют уговорами, налаживанием личных контактов, к критике относятся терпимо, совсем соглашаются, но ничего не предпринимают для улучшения своей деятельности. Такой стиль руководства допустим в творческих коллективах, в которых сотрудники отличаются творческой индивидуальностью.

Типология лидерства К. Левина имеет в психологии наиболее широкое распространение, однако существуют еще несколько значительных теорий стилей лидерства. К таким теориям относится, например, теория Дугласа Мак-Грегора, которая выделяет стили «Х» и «У» в зависимости от восприятия лидером человеческой сущности.

Для стиля «Х» характерно восприятие подчиненных как массы людей, которые вообще не любят работать, стремятся избежать работы. Людей, которые не имеют честолюбия, безответственных, несамостоятельных, таких, которые требуют защиты. Поэтому их необходимо заставлять работать, использую принуждение и наказание. Жесткий контроль.

Руководители стиля «У» исходят из того, что работа - это природный процесс, свойства людей. В соответствующих условиях люди не только не избегают работы и ответственности, но стремятся к ней. Способности к творчеству присущи многим людям и задача руководителя - использовать их.

Признаки и функции лидерства в теориях лидерства

Ранние исследования имели целью выявить общие качества или личностные характеристики эффективных руководителей. Существует три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства. «Теория черт» (иногда называется «харизматической теорией», от слова «харизма», т.е. «благодать», которая в различных системах религии интерпретировалась как нечто, снизошедшее на человека) исходит из положений немецкой психологии конца XIX - начала XX в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера.

Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. В американской социальной психологии эти наборы черт фиксировались особенно тщательно, поскольку они должны были стать основанием для построения систем тестов для отбора лиц - возможных лидеров. Однако очень быстро выяснилось, что задача составления перечня таких черт не решаема. В 1940 г. психолог К. Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерских». Среди них были названы такие: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие. Однако, если посмотреть на разброс этих черт у разных авторов, то ни одна из них не занимала прочного места в перечнях: 65% названных черт были вообще упомянуты лишь однажды, 16-20% - дважды, 4-5% - трижды и лишь 5% черт были названы четыре раза. Разнобой существовал даже относительно таких черт, как «сила воли» и «ум», что дало основание усомниться вообще в возможности составить более или менее стабильный перечень черт, необходимых лидеру и, тем более, существующих у него.

На смену теории черт пришло новое объяснение, сформулированное в «ситуационной теории лидерства». Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство - продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Таким образом, идея о врожденности качеств была отброшена, и вместо нее принята идея о том, что лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц). Свойства, черты или качества лидера оказывались относительными. В одном из вариантов ситуационной теории предлагалось считать главным моментом появления лидера, выдвижение его группой, потому что именно она испытывает по отношению к данному человеку определенные экспектации, ожидает от него проявления необходимой в данной ситуации черты (этот подход называют еще и функциональным).

Как это часто бывает в истории науки, два столь крайних подхода породили третий, более или менее компромиссный вариант решения проблемы. Этот третий вариант был представлен в так называемой «системной теории лидерства», согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов. Рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например длительность ее существования. В этом смысле системная теория имеет, конечно, ряд преимуществ. Они очевидны, когда речь заходит не просто о лидерстве, но и о руководстве.

Исходя из различных теорий лидерства, в современной психологии в качестве основных признаков лидерства выделяют следующие:

более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач;

большая информированность о решаемой задаче, о членах группы, о ситуации в целом;

более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы.

Основные функции лидерства - организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.

Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики группы, характер решаемых задач и особенности ситуации, в которой находится группа.

Чтобы преодолеть очевидную противоречивость в подобных рассуждениях, Е. Хартли предложил четыре «модели», позволяющие дать особую интерпретацию тому факту, почему все-таки определенные люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет их выдвижение. Во-первых, если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он же станет таковым и в другой ситуации. Во-вторых, вследствие воздействия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются группой как лидеры «вообще». В-третьих, человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, и этот автори­тет работает в дальнейшем на то, что данного человека изберут лидером и в другой раз. В-четвертых, отдельным людям свойственно «искать посты», вследствие чего они ведут себя именно так, что им «дают посты». Вряд ли можно считать достаточно убедительными эти рассуждения для преодоления полной относительности черт лидера, как они выступают в ситуационной теории. Тем не менее, ситуационная теория оказалась достаточно популярной: именно на ее основе проведена масса экспериментальных исследований лидерства в школе групповой динамики.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДИРЕКТОРА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «МОЛОТ-АВТО»

Цель и задачи исследования

Объект исследования: директор предприятия «Молот-авто».

Предмет исследования: лидерские качества руководителя.

Цель: определить может ли директор данного предприятия быть руководителем и лидером в одном лице.

Задачи исследования:

Выбор метода исследования.

Проведение исследования.

Анализ результатов.

Предприятие «Молот-авто» начало свою деятельность полгода назад, но, не смотря на столь короткий срок существования, у него уже имеется богатая база клиентов. Организация занимается тем, что поставляет и продает запчасти для машин иностранного производства.

Директора организации зовут Ефимов Валерий Сергеевич, ему двадцать три года. Он имеет среднее профессиональное образование. Этот человек достаточно эрудирован, с ним интересно рассуждать на различные темы. Помимо того что он любит поразмышлять, его интересуют активные виды спорта, он с удовольствием катается на горных лыжах и любит ездить по лесу на велосипеде. Валерий с удовольствием согласился стать испытуемым в данном исследовании.

Для проведения данного исследования были использованы: метод наблюдения, проективная методика и тестовый опрос.

Метод наблюдение - психологический <#"706963.files/image001.gif">

Выделяют три основных значения:

высший уровень совместимости (среднее значение угла близко к 180 градусам) - в такой паре партнеры психофизиологически идеально дополняют друг друга;

средний уровень совместимости (среднее значение угла близко к 90 градусам) - в этом случае приходится говорить, к сожалению, о действительно средней совместимости, что потребует немалых усилий для взаимной адаптации;

низкий уровень совместимости (среднее значение угла близко к О градусов); для такой пары характерна крайне низкая стабильность в отношениях, они фактически несовместимы.

Кроме того, тест позволяет определить уровень искренности ваших ответов, так как содержит корректурную шкалу (оставшиеся 9 вопросов). Если "результат" по этой шкале свыше 4 баллов, это означает, что вы были не совсем честны перед самим собой, отвечая на вопросы, а значит, результаты теста также могут быть не вполне достоверными ("ключ" на эти вопросы: "да" - 6, 24, 36; "нет" - 12, 18, 30,42,48,54).

Тест № 12.

СИЛЬНЫЙ ЛИ У ВАС ХАРАКТЕР?

Предлагаемый ниже для самостоятельного выполнения тест (№ 12) позволяет выявить силу вашего характера. Отвечая на поставленные вопросы, необходимо выбрать наиболее оптимальный (лично для вас) вариант ответа:

. Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние оказывают ваши поступки на окружающих?

а) Очень редко;

б) редко;

в) достаточно часто;

г) очень часто.

. Случается ли вам говорить что-либо такое, во что вы сами не верите (из-за упрямства, наперекор другим, либо из "престижных" соображений)?

а) Да;

б) нет.

. Какие из нижеперечисленных качеств вы более всего цените в людях:

а) настойчивость;

б) широту мышления;

в) эффектность, умение "показать себя".

. Имеете ли вы склонность к педантизму?

а) Да;

б) нет.

. Быстро ли забываете о неприятностях, которые случаются с вами?

а) Да;

б) нет.

. Любите ли анализировать свои поступки?

а) Да;

б) нет.

. Находясь в кругу лиц, хорошо вам известных:

а) стараетесь сохранить тон, принятый в этом кругу;

б) остаетесь самим собой.

. Приступая к трудному заданию, стараетесь ли не думать об ожидающих вас трудностях?

а) Да;

б) нет.

. Какое из перечисленных ниже определений, по вашему мнению, более всего подходит вам:

а) мечтатель;

б) "рубаха-парень";

в) усерден в труде;

г) пунктуален, аккуратен;

д) "философ" в широком смысле этого слова;

е) суетный человек.

. При обсуждении того или иного вопроса:

а) высказываете свою точку зрения, хотя, быть может, она отличается от мнения большинства;

б) считаете, что в данной ситуации лучше промолчать, хотя и имеете иную точку зрения;

в) поддерживаете большинство, оставаясь при своем мнении;

г) не утруждаете себя раздумьями и принимаете точку зрения, которая преобладает.

. Какое чувство вызывает у вас неожиданный вызов к руководителю?

а) Раздражение;

б) тревогу;

в) озабоченность;

г) равнодушие.

. Если в пылу полемики ваш оппонент "сорвется" и допустит личный выпад против вас, как вы поступите?

а) Ответите ему в том же тоне;

б) проигнорируете этот факт;

в) демонстративно оскорбитесь;

г) предложите сделать перерыв.

. Если ваша работа забракована, это вызовет у вас:

а) досаду;

б) стыд;

в) гнев.

. Если вы попадаете впросак, кого вините в первую очередь:

а) себя самого;

б) "фатальное невезение";

в) прочие "объективные обстоятельства".

. Не кажется ли вам, что окружающие вас люди - будь то руководители, коллеги или подчиненные - недооценивают ваши способности и знания?

а) Да;

б) нет.

. Если ваши друзья или коллеги начинают над вами подтрунивать, то вы:

а) злитесь на них;

б) стараетесь ретироваться;

в) не раздражаясь, начинаете подыгрывать им;

г) отвечаете смехом и, как говорится, "ноль внимания";

д) делаете безразличный вид и даже улыбаетесь, но в душе негодуете.

. Если вы спешите и вдруг на обычном месте не находите свой портфель (зонтик, перчатки и т. п.), то вы:

а) будете продолжать поиск молча;

б) будете искать, обвиняя своих домашних в беспорядке;

в) уйдете без нужной вам вещи.

. Скорее всего вас выведет из равновесия:

а) длинная очередь в приемной;

б) толчея в общественном транспорте;

в) необходимость приходить в определенное место несколько раз по одному и тому же вопросу.

. Закончив спор, продолжаете ли вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения?

а) Да;

б) нет.

. Если для выполнения срочной работы вам представится возможность выбрать себе помощника, кого из возможных кандидатов вы выберете?

а) Человека исполнительного, но безынициативного;

б) человека знающего, но упрямца и спорщика;

в) человека одаренного, но с ленцой.

Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим "ключом":

. "а"-0,"б"-1,"в"-2;

. "да"-0, "нет"-1;

. "а" - 1, "б"-1,"в"-0;

. "да"-2, "нет"-0;

. "да"-0, "нет"-2;

. "да" - 2, "нет" - 0;

. "а" - 2, "б" - 0;

. "да"-0, "нет"-2;

. "а" - 0, "б" - 1, "в" - 3, "г" - 2, "д" - 2, "е" - 0;

. "а" - 2, "б" - 0, "в" - 0, "г" - 0;

. "а" - 0, "б" - 1, "в" - 2, "г" - 0;

. "а" - 0, "б" - 2, "в" - 1, "г" - 3;

. "а"-2,"б"-1, "в"-0;

. "а" - 2, "б" - 0, "в" - 0;

. "да"-0, "нет"-2;

. "а" - 0, "б" - 1, "в" - 2, "г" - 0, "д" - 0;

. "а" - 2, "б" - 0, "в" - 1;

. "а" - 1, "б" - 0, "в" - 2;

. "да" - 0, "нет" - 2;

. "а"-0,"б"-1,"в"-2;

Меньше 15 баллов - увы, человек вы слабохарактерный, не уравновешенный и, пожалуй, беззаботный. В случающихся с вами неприятностях готовы винить кого угодно, кроме себя. И в дружбе, и в работе на вас трудно положиться (задумайтесь над этим!).

От 15 до 25 баллов - у вас достаточно твердый характер. Вы обладаете реалистическими взглядами на жизнь, но не все ваши поступки равноценны. Бывают у вас и срывы, и заблуждения. Вы добросовестны и вполне терпимы в коллективе. И все же вам есть еще над чем подумать, чтобы избавиться от некоторых недостатков (можно не сомневаться, что вам это под силу!).

От 26 до 38 баллов - вы принадлежите к числу людей настойчивых и обладающих достаточным чувством ответственности. Цените свои суждения, но и считаетесь с мнением других. Правильно ориентируетесь в возникающих ситуациях и в большинстве случаев умеете выбрать правильное решение. Это говорит о наличии у вас черт сильного характера. Избегайте только самолюбования и всегда помните: сильный - это не значит жестокий.

Свыше 38 баллов - простите, но вам трудно сказать что-либо определенное. Почему? Потому что просто не верится, что есть люди с таким идеальным характером. А может быть, такая сумма баллов - это результат не совсем объективной оценки своих поступков и поведения?

Тест № 13.

ЕСТЬ ЛИ У ВАС СПОСОБНОСТИ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ?

На сегодняшний день существует большое количество тестов и опросников, направленных на выявление различных способностей человека. Предлагаемый ниже тест (№ 13) позволяет оценить вашу потенциальную способность быть предпринимателем. Выберите наиболее подходящий для вас вариант ответа на каждый вопрос.

. Какой, по-вашему, самый легкий способ "делать" деньги?

а) Много работать, быть широко информированным, рисковать, вкладывать наличные деньги в дело;

б) ждать наследство от "богатого дяди", попытаться "отхватить" крупный выигрыш в лотерею или в азартных играх;

в) делать карьеру постепенно, шаг за шагом, не проявляя спешки и не отлучая себя от участия в политике.

. Какую прибыль, по вашему мнению, получают зарубежные миллионеры от неплохой сделки?

а) Около миллиона долларов;

б) до десяти миллионов долларов;

в) свыше десяти миллионов долларов.

. С каким из перечисленных заключений вы согласны?

а) Чем больше удается заработать денег, тем большее удовлетворение получаете от своей работы;

б) деньги - власть;

в) обладание богатством вызывает зависть, и это приятно.

. Вложите ли свои деньги в мероприятие, когда нет никаких гарантий, что вы эти деньги не потеряете?

а) Да;

б) сумму в разумных пределах (не приведет к разорению);

в) нет.

. Как отнесетесь к вымогательству, сопровождаемому шантажом и угрозами физической расправы?

а) Прибегнете к помощи соответствующих органов;

б) постараетесь справиться своими силами;

в) откупитесь.

. Участвуете ли в азартных играх, в частности в тотализаторе на ипподроме, и готовы ли в пылу азарта сделать крупную ставку?

а) Да;

б) да, если есть "свободные" деньги;

в) нет.

. Как вы считаете, люди какой из перечисленных специальностей имеют самый большой шанс разбогатеть?

а) Актер, художник, журналист, инженер, геолог;

б) адвокат, врач, политик, певец, мастер на все руки;

в) руководитель фирмы, издатель, коммерсант.

. Как вы относитесь к деловым связям с друзьями?

а) Могу дать взаймы надежному приятелю: не исключено ведь, что и он ответит мне взаимностью в нужный момент;

б) дружба дружбой, а денежки врозь;

в) при нужде беру в долг, сам же - никогда, никому и ни под каким видом не даю, таков мой принцип.

. На этот вопрос ответьте абсолютно точно: если станете миллионером, будете ли наслаждаться сознанием, что принадлежите к элите?

а) Несомненно;

б) буду демонстрировать свое наслаждение только тем, кто не верил в меня или относился свысока;

в) нет.

. Куда бы вложили свои "свободные" капиталы?

а) В недвижимость, другое имущество, в предметы искусства;

б) в акции и ценные бумаги;

в) сделаю так, как решит моя жена (муж).

. Если вы имеете на своем счету тридцать миллионов, будете активно продолжать операции по наращиванию своего состояния?

а) Может быть, если только дело окажется "верняком";

б) непременно;

в) ну его к черту! С меня хватит.

Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим "ключом":

. "а" - 6, "б" - 0, "в" - 3;

. "а"-0, "б"-3, "в"-6;

. "а"-6, "б"-3, "в"-0;

. "а"-0, "б"-6, "в"-3;

. "а"-6, "б"-3, "в"-0;

. "а" - 0, "б" - 3, "в" - 6;

. "а"-0, "б"-3, "в"-6;

. "а" - 3, "б" - 6, "в" - 0;

. "а"-0, "б"-3, "в"-6;

. "а" - 3, "б" - 6, "в" - 0;

. "а"-3, "б"-6, "в"-0.

До 21 балла включительно - здоровая и цепкая хватка бизнесмена вам совершенно чужда. Вы очень поверхностно представляете себе коммерческую и деловую деятельность, далеки от экономики и юриспруденции. Поищите иное поприще: может быть, вы еще не распознали самого себя, может быть, вы обнаружите в себе задатки другого таланта, которые тоже позволят вам стать, если и не миллионером, то по крайней мере человеком достаточно известным и обеспеченным.

От 22 до 45 баллов - вы можете стать миллионером, но это потребует от вас неимоверных усилий и адского труда. Избегайте финансовых и прочих спекуляций. Не ищите легких путей в своем деле. Лучшее, что вам "светит" - войти в состав правления фирмы или стать совладельцем. Только со временем, не теряя присутствия духа, вы сможете обрести имя в бизнесе. Но если вы и не достигнете вершин, - жизнь вам гарантирована безбедная. И упаси вас Господь, поддаваться разрушительной силе зависти.

Свыше 45 баллов - вы имеете, кажется, все необходимые данные, чтобы стать миллионером. Ваши взгляды, способности и деловая хватка дают вам большой шанс. Надо полагать, вы очень настойчивы, хорошо ориентируетесь в конъюнктуре, дока в финансовых и коммерческих операциях, не идете на безумный риск. Только не превращайте свой жизненный принцип в сомнительную формулу "деньги ради денег". Примите к сведению тот факт, что почти все миллионеры "за бугром" если не меценаты и спонсоры, то во всяком случае они время от времени участвуют в благотворительных акциях, что, безусловно, придает им "вес" в обществе. Пусть ваше богатство не лишит вас человеческих

Тест № 14.

КТО ВЫ: "КАПИТАН"? "РУЛЕВОЙ"? "ПАССАЖИР"?

Предлагаемый ниже тест (№ 14) позволит определить какую "роль" вы непосредственно играете в этой жизни. Иными словами, кто вы: "капитан"? "рулевой"? "пассажир"? Варианты ответов: "да", "нет", "не знаю".

. Я всегда чувствую ответственность за все, что происходит в моей жизни.

. В моей жизни не было бы стольких проблем, если бы некоторые люди изменили свое отношение ко мне.

. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач.

. Иногда мне кажется, что я родился (родилась) под "несчастливой звездой".

. Я считаю, что алкоголики сами виноваты в своей болезни.

. Иногда я думаю, что за многое в моей жизни ответственны те люди, под влиянием которых я стал (стала) таким, какой я есть.

. Если я простужаюсь, предпочитаю лечиться самостоятельно, а не прибегать к помощи врача.

. Я считаю, что во вздорности и агрессивности, которые так раздражают в женщине, чаще всего виноваты другие люди.

. Считаю, что любую проблему можно решить, и не очень понимаю тех, у кого вечно возникают какие-то жизненные трудности.

. Я люблю помогать людям, потому что чувствую благодарность за то, что другие сделали для меня.

. Если происходит конфликт, то, размышляя, кто в нем виноват, я обычно начинаю с самого (самой) себя.

. Если черная кошка перейдет мне дорогу, я перехожу на другую сторону улицы.

. Я считаю, что каждый человек независимо от обстоятельств должен быть сильным и самостоятельным.

. Я знаю свои недостатки, но хочу, чтобы окружающие относились к ним снисходительно.

. Обычно я мирюсь с ситуацией, повлиять на которую не в состоянии.

За каждый ответ "да" на вопросы 1,3,5,7,9,11,13 и ответ "нет" на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15 поставьте себе по 10 баллов. За ответы "не знаю" - по 5 баллов. Подсчитайте общее количество баллов.

От 100 до 150 баллов - вы "капитан" собственной жизни, чувствуете ответственность за все, что с вами происходит, многое берете на себя, преодолеваете трудности, не преувеличивая их, не возводя в ранг жизненных проблем. Вы видите перед собой задачу и думаете над тем, как ее можно решить. Что при этом вы чувствуете, что происходит в вашей душе - для окружающих загадка.

От 50 до 99 баллов - вы охотно бываете "рулевым", но можете, если это необходимо, передавать штурвал в верные руки. При оценке причин собственных трудностей вы вполне реалистичны. Гибкость, рассудительность и чуткость всегда бывают вашими союзниками. Случаются ситуации, которые никак вас не касаются, вы не несете за них никакой ответственности и, тем не менее, если это требуется, все-таки берете ответственность на себя. И вы обычно знаете, когда это необходимо сделать. Вы умеете жить в добром согласии с другими людьми, не нарушая согласия с самим (самой) собой.

До 49 баллов - вы часто бываете "пассажиром" в своей жизни, легко подчиняетесь внешним силам, говоря: так сложились обстоятельства, судьба и т. п. В своих трудностях вы обвиняете кого угодно, но только не себя. Настоящая независимость кажется вам недостижимой. Но вы умеете мирно сосуществовать с другими.

Тест № 22.

ЛИДЕРСТВО

Предлагаемый ниже тест (№ 22) позволяет определить степень индивидуальной выраженности лидерства. Каждый из 50 приведенных вопросов, которые предназначены для выявления особенностей вашего поведения, содержит два возможных варианта ответа. Выберите тот, который наиболее совпадает с вашим мнением. Знайте, что плохих ответов нет. Отвечать нужно быстро, не раздумывая долго над ответом.

. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?

а) Да;

б) нет.

. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?

а) Да;

б) нет.

. Находясь на собрании людей, равных по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?

а) Да;

б) нет.

. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам руководить играми ваших маленьких друзей?

а) Да;

б) нет.

. Испытываете ли вы большое удовлетворение, когда вам удается убедить кого-либо, кто вам до этого возражал?

а) Да;

б) нет.

. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?

а) Да;

б) нет.

. Согласны ли вы с утверждением: "Все самое полезное в мире есть творение небольшого числа выдающихся личностей"?

а) Да;

б) нет.

. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который бы мог направить вашу профессиональную активность?

а) Да;

б) нет.

. Теряли ли вы иногда хладнокровие в беседе с людьми?

а) Да;

б) нет.

. Доставляет ли вам удовольствие, когда вы видите, что окружающие побаиваются вас?

а) Да;

б) нет.

. Во всех обстоятельствах (рабочее совещание, дружеская компания) стараетесь ли вы занять свое место за столом, расположенное таким образом, чтобы оно позволяло вам легче всего контролировать ситуацию и привлекать к себе некоторое внимание?

а) Да;

б) нет.

. Считают ли обычно, что ваша внешность производит внушительное (импозантное) впечатление?

а) Да;

б) нет.

. Считаете ли вы себя мечтателем?

а) Да;

б) нет.

. Легко ли вы теряетесь, если люди, которые вас окружают, не согласны с вашим мнением?

а) Да;

б) нет.

. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих (спортивных, развлекательных и т. п.) групп?

а) Да;

б) нет.

. Если мероприятие, которым вы занимаетесь, не дает намечавшихся результатов:

а) вы рады, если ответственность возложат на кого-то другого;

б) вы сумеете взять на себя всю ответственность за решение, которое было принято.

. Какое из этих двух мнений приближается к вашему собственному?

а) Настоящий руководитель должен сам уметь делать дело, даже в мелочах;

б) настоящий руководитель должен уметь управлять.

. С кем вы предпочитаете работать?

а) С людьми покорными;

б) с людьми строптивыми.

а) Да;

б) нет.

. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?

а) Да;

б) нет.

. Умеете ли вы в профессиональной дискуссии повернуть на свою сторону тех, кто раньше с вами был не согласен?

а) Да;

б) нет.

. Представьте такую сцену: во время прогулки с друзьями в лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер. Нужно принять решение:

а) вы считаете, что вопрос должен решить человек, наиболее компетентный в группе;

б) вы просто полагаетесь на решение других.

. Есть выражение: "Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе". Если бы вы делали выбор, то что бы вы предпочли?

а) Быть первым в деревне;

б) быть вторым в городе.

. Считаете ли, что вы - человек, сильно влияющий на других людей?

а) Да;

б) нет.

. Может ли неудачный прошлый опыт заставить вас никогда больше не проявлять значительной личной инициативы?

а) Да;

б) нет.

. С вашей точки зрения, истинный лидер группы тот, кто:

а) Самый компетентный;

б) у кого самый сильный характер.

. Всегда ли вы стараетесь понимать (оценивать) людей?

а) Да;

б) нет.

. Умеете ли вы уважать дисциплину вокруг вас?

а) Да;

б) нет.

. Какой из двух типов руководителей кажется вам более значительным (предпочтительным)?

а) Тот, который все решает сам;

б) тот, который постоянно советуется.

. Какой из двух типов руководства, по вашему мнению, является наиболее благоприятным для хорошей работы предприятия (фирмы)?

а) Коллегиальный тип;

б) авторитарный тип.

. Часто ли у вас бывает впечатление, что другие вами злоупотребляют?

а) Да;

б) нет.

. Какой из двух следующих портретов больше приближается к вашему образу?

а) Громкий голос, экспрессивные жесты, за словом в карман не полезет;

б) негромкий голос, неторопливые ответы, сдержанные жесты, задумчивый взгляд.

. На рабочем совещании вы один имеете мнение, противоположное мнению других, но уверены в своей правоте. Как вы поведете себя?

а) Будете молчать;

б) будете отстаивать свою точку зрения.

. Называют ли вас человеком, который подчиняет и свои, и чужие интересы только интересам дела?

а) Да;

б) нет.

. Если на вас возложена очень большая ответственность за какое-то дело, то испытываете ли вы при этом чувство тревоги?

а) Да;

б) нет.

. Что вы предпочли бы в своей профессиональной деятельности?

а) Работать под руководством хорошего руководителя;

б) работать независимо.

. Как вы относитесь к такому утверждению: "Чтобы семейная жизнь была удачной, нужно, чтобы важные решения принимались одним из супругов"?

а) Это верно;

б) это неверно.

. Случалось ли вам покупать что-то, в чем вы не испытывали необходимости, под влиянием мнения других лиц?

а) Да;

б) нет.

. Считаете ли вы, что ваши организаторские способности выше средних?

а) Да;

б) нет.

. Как вы обычно ведете себя, встретившись с трудностями?

а) Трудности обескураживают;

б) трудности заставляют действовать активнее.

. Часто ли вы делаете резкие упреки сотрудникам (сокурсникам), когда они их заслуживают?

а) Да;

б) нет.

. Считаете ли, что ваша нервная система успешно выдерживает напряженность жизни?

а) Да;

б) нет.

. Если вам предстоит произвести реорганизацию, то как вы поступаете?

а) Ввожу изменения немедленно;

б) предлагаю медленные, эволюционные изменения.

. Если это необходимо, сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника?

а) Да;

б) нет.

. Согласны ли вы с такой мыслью: "Чтобы быть счастливым, надо жить незаметно"?

а) Да;

б) нет.

. Считаете ли вы, что каждый из людей благодаря своим человеческим способностям должен сделать что-то выдающееся?

а) Да;

б) нет.

. Кем (из предложенных профессий) вам в молодости хотелось стать?

а) Известным художником, композитором, поэтом и т. д.;

б) руководителем коллектива.

. Какую музыку вам приятнее слушать?

а) Торжественную, могучую;

б) тихую, лирическую.

. Испытываете ли вы некоторое волнение при встрече с важными личностями?

а) Да;

б) нет.

. Часто ли вы встречаете людей с более сильной волей, чем у вас?

а) Да;

б) нет.

Вы можете начислить по 1 баллу за ответы "а" на 1, 2, 4, 5, 7, 10, 11,12,15,20,21,22,23,24,26,28,31,32,33,34,37,39,41, 42, 43, 44,46, 48-й вопросы и по 1 баллу за ответы "б" на 3, 6, 8, 9, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 27, 29, 30, 35, 36, 38, 40, 45, 47, 49, 50-й вопросы. Суммируйте баллы.

До 25 баллов - лидерство слабо выражено;

от 26 до 35 баллов - лидерство в определенной степени выражено;

от 36 до 40 баллов - лидерство выражено в сильной степени;

свыше 40 баллов - склонность к диктату.

Тест № 30.

КАКОЙ ВЫ РУКОВОДИТЕЛЬ?

Если кто-то из вас уже имеет навыки и практику руководящей работы (а может быть, является руководителем какого-либо коллектива и в настоящий момент), то предлагаемый ниже тест (№ 30) позволит ответить на вопрос: какой вы руководитель?

Внимательно прочитайте вопросы, отвечая последовательно (не пропуская ни одного из них) "да" или "нет".

. Охотно ли вы беретесь за решение задач, требующих нестандартного подхода?

. С легкостью ли вы освобождаетесь от привычных навыков работы?

. Долго ли вы оказываете внимание своему прежнему коллективу, уйдя на повышение?

. Стремитесь ли вы освоить универсальный стиль руководства, пригодный для многих ситуаций?

. Умеете ли вы безошибочно оценивать своих подчиненных, выделяя среди них сильных, средних и слабых?

. Легко ли вам выйти за рамки симпатий или антипатий, занимаясь кадрами?

. Считаете ли вы, что нет универсальных методов работы, а поэтому желательно постоянно сочетать различные методы в зависимости от специфики конкретных ситуаций?

. Считаете ли вы, что вам легче избежать конфликтов с вышестоящими руководителями, чем со своими подчиненными?

. Вас беспокоят стереотипы отношения к работе, сложившиеся у ваших подчиненных?

. Часто ли оказываются точными ваши первые впечатления о руководителях как личностях?

. Часто ли вы объясняете свои неудачи в работе объективными условиями?

. Часто ли вы ощущаете нехватку рабочего времени?

. Вы уверены, что ваше частое пребывание среди подчиненных способствовало бы повышению эффективности руководства ими?

. Всегда ли охотно делегируете перспективным работникам свои властные полномочия?

Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим "ключом":

. "да" - 1, "нет" - 0; 8. "да" - 0, "нет" - 2;

. "да" - 0, "нет" - 1; 9. "да" - 1, "нет" - 0;

. "да" - 0, "нет" - 1; 10. "да" - 1, "нет" - 0;

. "да" - 0, "нет" - 2; 11. "да" - 0, "нет" - 2;

. "да" - 2, "нет" - 0; 12. "да" - 0, "нет" - 1;

. "да" - 1, "нет" - 0; 13. "да" - 0, "нет" - 2;

. "да" - 1, "нет" - 0; 14. "да" - 2, "нет" - 0.

До 5 баллов - вы больше специалист, чем руководитель. Если предоставится возможность, то вам лучше освободиться от административной работы. Ваше амплуа - роль такого функционального организатора, как главный специалист, главный инженер, главный технолог, старший менеджер и т. п. Сделайте это, не колеблясь!

От 6 до 10 баллов - как руководитель вы еще не сложились. Если в вашем коллективе дела идут неплохо, то лучше не предпринимать каких-то значительных перемен. Больше прислушивайтесь к мнению опытных людей, консультируйтесь с вышестоящими руководителями. Особое внимание обратите на кадровые проблемы, коллегиальные формы выработки управленческих решений. Смелее утверждайте в коллективе интересные традиции.

От 11 до 15 баллов - вы относитесь к руководителю административного типа. У вас недюжинные организаторские способности, что особенно заметно в умении подбирать и расставлять кадры, разумно планировать работу, выделяя в ней приоритеты. Вы не идете на поводу у кого-либо, не боитесь высказывать свое мнение. Одно лишь пожелание: не запускайте текущие дела, активнее перепоручайте их своим подчиненным, но при условии их превентивной подстраховки.

От 16 до 20 баллов - вы - незаурядный, почти "идеальный" руководитель. Вам присущ новаторский подход ко всем делам. У вас прекрасные бойцовские качества, проявление которых во многом способствует вашей служебной карьере. Однако вы бываете излишне категоричны и резки в оценках, позволяя себе иногда "разгул" эмоций. Поубавьте некоторую свою пристрастность в оценках действий вышестоящих руководителей. Не остывайте в своем духовном и физическом самосовершенствовании, в профессиональном росте.

Тест № 31.

МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ БЫТЬ РУКОВОДИТЕЛЕМ?

Заканчивая рассмотрение данного раздела, имеющего особое значение для всех, кто задумывается над вопросами служебного роста и карьеры и имеет желание стать эффективным, преуспевающим руководителем, предлагается выполнить тест (№ 31), позволяющий оценить уровень потенциальных возможностей к тому, чтобы быть руководителем.

Отвечая на приведенные ниже вопросы, выберите наиболее подходящий для вас вариант и помните, что здесь нет "правильных" или "неправильных" ответов.

. Можете ли вы командовать людьми?

а) Да;

б) нет.

. Любите ли вы работать на приусадебном участке?

а) Да;

б) нет.

. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?

а) Да;

б) нет.

. Какое из двух достоинств (авторитетность или нежность) вы цените больше?

а) Первое;

б) второе.

. Любите ли вы произносить речи?

а) Да;

б) нет.

. Чем, по вашему мнению, можно определить уровень цивилизации?

а) Степенью эмансипации женщин;

б) уровнем развития техники.

. Раздражает ли вас чья-то неумелость, неловкость?

а) Да;

б) нет.

. Любите ли вы работу, требующую контактов с людьми?

а) Да;

б) нет.

. Считаете ли вы, что в детстве слишком долго находились под влиянием матери?

а) Да;

б) нет.

. На что во время знакомства вы в первую очередь обращаете внимание:

а) на внешность нового знакомого;

б) на то, что и как он говорит.

. Впадаете ли вы в ярость, если не можете настоять на своем?

а) Да;

б) нет.

. Какой вид карьеры кажется вам наиболее привлекательным:

а) известного актера Гарри Купера;

б) Джимми Кларка, чемпиона автогонок.

. Часто ли вас выдвигают на выборную (руководящую общественную) работу?

а) Да;

б) нет.

. Бываете ли вы инициатором смелых начинаний?

а) Да;

б) нет.

. Ждете ли вы, пока дела решатся сами по себе?

а) Да;

б) нет.

. Раздражает ли вас то, что вы живете, к примеру, в комнате без штор на окнах?

а) Да;

б) нет.

. Какой цвет вам больше нравится?

а) Голубой;

б) красный.

. Легко ли вы принимаете решения?

а) Да;

б) нет.

. Какие виды спорта вам больше по душе?

а) Те, которые развивают ловкость;

б) те, которые развивают силу.

. Признаете ли вы руководителя, представляющего противоположный пол, если он достаточно компетентен?

а) Да;

б) нет.

Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим "ключом":

. "а" - 5, "б" - 0; 11. "а" - 5, "б" - 0;

. "а" - 5, "б" - 0; 12. "а" - 0, "б" - 5;

. "а" - 5, "б" - 0; 13. "а" - 5. "б" - 0;

. "а" - 5, "б" - 0; 14. "а" - 5, "б" - 0;

. "а" - 5, "б" - 0; 15. "а" - 0, "б" - 5;

. "а" - 0, "б" - 5; 16. "а" - 0, "б" - 5;

. "а" - 5, "б" - 0; 17. "а" - 0, "б" - 5;

. "а" - 5, "б" - 0; 18. "а" - 5, "б" - 0;

. "а" - 0, "б" - 5; 19. "а" - 0, "б" - 5;

. "а" - 0, "б" - 5; 20. "а" - 5, "б" - 0.

и более баллов - вы - тот человек, который имеет большую потребность доминировать над людьми. Несмотря на то, что вы проявляете инициативу и бываете прекрасным организатором, ваша горячность, стремление быть признанным любой ценой, ваше желание манипулировать другими значительно снижают эффективность ваших действий. Сильное нервное напряжение, неумение расслабляться приводят к тому, что, будучи взволнованны, вы легко можете обидеть другого человека. Вы часто хвастаете, зазнаетесь, бываете агрессивным. Но если вам удастся изменить ваше отношение к людям, то предрасположенность к руководящей работе может принести прекрасный эффект.

От 40 до 75 баллов - у вас высокие запросы, часто бываете самоуверенны, любите подчеркнуть собственное "Я". Умение управлять собственными эмоциями и склонность к анализу своих поступков приводят к тому, что необходимость руководить другими не принимает у вас крайних форм. Вы любите ходить "непроторенными" дорогами, имеете собственное мнение, которое не всегда совпадает с мнением других. Вы не любите навязывать себя другим и с трудом им подчиняетесь. Вам безразлично то, что о вас говорят. В то же время вы имеете склонность критиковать других. Любите, чтобы ваше слово было последним.

и менее баллов - вы - человек, который склонен больше быть подчиненным, чем руководить. В роли "шефа" вы чувствовали бы себя плохо. Вы, скорее всего, человек несмелый, скромный, не уверенный в себе. Вы редко выступаете с инициативой, с удовольствием подчиняетесь руководству со стороны других. Чаще всего вы предпочитаете компромиссные решения и остаетесь "в тени" других людей.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!