Операционный анализ и его роль в обосновании управленческих решений (на примере общества с ограниченной ответственностью 'ХХХ')

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    371,88 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Операционный анализ и его роль в обосновании управленческих решений (на примере общества с ограниченной ответственностью 'ХХХ')

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ДВФУ)

Кафедра «Финансы и кредит»







КУРСОВАЯ РАБОТА

ОПЕРАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ И ЕГО РОЛЬ В ОБОСНОВАНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

(на примере общества с ограниченной ответственностью «ХХХ»)










г. Владивосток 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

.1 Сущность и цели операционного анализа

.2 Основные элементы операционного анализа

.2.1 Классификация затрат предприятия

.2.2 Расчет величин операционного анализа

.3 Методика операционного анализа

. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ И ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ООО «ХХХ»

.1 Экономическая характеристика и анализ финансового состояния деятельности ООО «ХХХ»

.2 Анализ структуры и динамики затрат на производство

. ОПЕРАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ООО «xxx»

.1 Анализ динамики операционного рычага

.2 Порог рентабельности и запас финансовой прочности

.3 Предложения по оптимизации себестоимости продукции ООО «ХХХ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

операционный рычаг рентабельность финансовый результат

ВВЕДЕНИЕ

Одной из самых главных задач предприятия является оценка финансового положения предприятия, которая возможна при совокупности методов, позволяющих определить состояние дел предприятия в результате анализа его деятельности на конечном интервале времени. Цель этого анализа - получение информации о его финансовом положении, платежеспособности и доходности.

Источниками анализа финансового положения предприятия являются формы отчета и приложения к ним, а также сведения из самого учета, если анализ проводится внутри предприятия. В конечном результате после анализа руководство предприятия получает картину его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятии, но заинтересованным в его финансовом состоянии

С помощью финансового анализа оценивается эффективность деятельности предприятия. Для отслеживания зависимости финансовых результатов деятельности от издержек и объемов реализации используется операционный анализ. Операционный анализ, отслеживающий зависимость финансовых результатов фирмы от объемов производства (реализации), является эффективным методом для оперативного и стратегического планирования.

Целью работы является рассмотрение системы операционного анализа и планирование рентабельности предприятия, посредством управления товарными и денежными потоками, ценами и издержками, ресурсами. Исходя из этой цели, поставлены и решены следующие задачи:

рассмотрены теоретические аспекты операционного анализа, его основные элементы и технология проведения;

рассмотреть взаимосвязь эффекта операционного рычага и возможность получения дополнительных доходов предприятием;

даны рекомендации по сокращению затрат на производство.

Предметом исследований является методология и методы управления предприятиями и их структурными подразделениями в рыночных условиях.

Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность ООО «ХХХ».

Методы исследования. В основу методов исследования положен диалектический метод, предполагающий изучение явлений в развитии и взаимосвязи. В ходе исследования применялись методы статистической обработки информации, экономического анализа и системного анализа.

Методологической основой для написания работы явились труды ведущих экономистов России.

1.1 Сущность и цели операционного анализа

Формирование и управление прибылью является основой предпринимательской деятельности. Масса полученной прибыли является характеристикой эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. Одним из достаточно результативных методов анализа с целью управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия является операционный анализ, называемый также анализом «затраты - объем - прибыль», или CVP-анализ.

Операционный анализ - это анализ результатов деятельности предприятия на основе соотношения объемов производства, прибыли и затрат, позволяющий определить взаимосвязи между издержками и доходами при разных объемах производства. Его задачей является нахождение наиболее выгодного сочетания переменных и постоянных издержек, цены и объёма реализации.

Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Он был разработан в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства. Впервые подробно был описан в отечественной литературе в 1971 г. Н.Г. Чумаченко, а позднее - А.П. Зудилиным.

Операционный анализ может быть только внутренним. Он использует весь комплекс экономической информации, носит оперативный характер и полностью подчинен воле руководства предприятия. Операционный анализ является неотъемлемой частью управленческого учета и управленческого анализа. Ключевыми элементами операционного анализа служат: операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.

Прежде всего, результаты операционного анализа необходимы руководству предприятия для принятия ими правильных управленческих решений. Это связано с тем, что в условиях рыночной экономики предприятия разных форм собственности сами определяют хозяйственную политику, сами формируют производственную программу, выбирают поставщиков и покупателей, сами назначают цены на производимую ими продукцию, распоряжаются своей продукцией. С помощью операционного анализа определяются резервы, обеспечивается объективная оценка состояния резервов производства и степени их использования. При этом очевидны реальный дефицит или убыток ресурсов, объективная потребность в их увеличении или прирост производства на имеющихся ресурсах.

Увеличения прибыли можно добиться за счет установления оптимального соотношения между постоянными и переменными затратами, изменяя степень воздействия силы операционного рычага. Проведя соответствующие расчеты прибыли, запаса финансовой прочности предприятия для различных вариантов сочетания постоянных и переменных затрат находят наиболее приемлемое с точки зрения получаемого эффекта решение. На основе данных анализа можно реально оценить состояние дел на предприятии, исследовать структуру себестоимости не только всей выпущенной и реализованной продукции, но и себестоимость отдельных ее видов, состав коммерческих и управленческих расходов.

Таким образом, анализ, проводимый с целью принятия финансовых решений, позволяет решить ряд вопросов, связанных с формированием рациональной структуры средств предприятия, текущих затрат с целью повышения рентабельности, увеличения прибыли. Финансовые показатели служат критерием определения перспектив развития предприятия с точки вложения средств потенциальными инвесторами.

1.2 Основные элементы операционного анализа


Исходными понятиями являются переменные и постоянные издержки предприятия, выручка от реализации, объем произведенной продукции в натуральном выражении.

Ключевыми понятиями операционного анализа являются: операционный (экономический) рычаг, порог рентабельности (точка безубыточности), запас финансовой прочности (устойчивости) предприятия.

1.2.1 Классификация затрат предприятия

Изучение текущих расходов предприятия - производственных и внепроизводственных - позволяет выявить возможности их сокращения и, тем самым способствовать увеличению массы прибыли, темпов ее роста. Все суммарные затраты предприятия делятся на 3 основные категории - постоянные, переменные, смешанные.

Структура себестоимости может быть представлена:

1. По статьям калькуляции

2.       По уровню иерархии

.         По экономическим элементам

По статьям калькуляции:

А) Для основного производства:

Прямые:

1) Сырье и материалы

2) Энергозатраты

3) Вспомогательные материалы (химикаты) + услуги вспомогательного производства

4) Фонд оплаты труда

·   З/п основных рабочих

·   З/п вспомогательных рабочих

·   Отчисления от з/п

Косвенные:

1) Общепроизводственные расходы (ОПР)

2) Общехозяйственные расходы (ОХР)

Разное:

3) Налоги, включаемые в состав себестоимости (на пользователей автодорог, страхование от стихийных бедствий и т.д.).

Итого: полная производственная себестоимость.

В) Для вспомогательного производства:

Прямые:

1) Нет

2) Нет

3)       Вспомогательные материалы (химикаты) + услуги вспомогательного производства

)         Фонд оплаты труда

·   З/п основных рабочих

·   З/п вспомогательных рабочих

·   Отчисления от з/п

Косвенные:

)   Общепроизводственные расходы (ОПР)

6)       Общехозяйственные расходы (ОХР)

Разное:

7) Налоги, включаемые в состав себестоимости (на пользователей автодорог, страхование от стихийных бедствий и т.д.).

Итого: полная производственная себестоимость.

По уровням иерархии:

- С 1 по 5 = цеховая себестоимость

С 1 по 6 = заводская себестоимость

С 1 по 7 = полная себестоимость

По экономическим элементам:

1. Материальные затраты - покупные материалы (сырьё и основные материалы, вспомогательные материалы)

. Труд (з/п) (З/п основных и вспомогательных рабочих без начислений)

. Услуги сторонних организаций - затраты материального характера

. Амортизация

. Разные

ОПР и ОХР включаются во все элементы затрат.

Классификация:

  Постоянные

-         Переменные

          Смешанные

Постоянные расходы прямо и непосредственно не зависят от изменения объемов производства и реализации продукции. К ним относятся амортизационные отчисления, арендная плата, административно-управленческие расходы и т. д. Например, независимо от того, какое количество продукции предприятие выпускает на оборудовании данного вида, сумма начисленной амортизации не изменяется, так как определяется в зависимости от стоимости оборудования и сроков его службы. То же самое относится к расходам по аренде, которые зависят от ставок арендной платы, сроков аренды, площади арендуемых помещений, но не изменяются с увеличением или уменьшением объемов производства. Однако это справедливо для относительно стабильных краткосрочных периодов, которые называются релевантными. Если принимаются стратегические решения о расширении масштабов деятельности предприятия, изменении его профиля, то постоянные затраты возрастают. Но такие изменения носят скачкообразный характер. В обычной ситуации прямая зависимость между постоянными издержками и изменением объемов производства и реализации продукции отсутствует. Данное обстоятельство обусловливает тот факт, что очень сложно уменьшить постоянные расходы в условиях спада производства, т. к. сохраняется необходимость начислять амортизацию, заработную плату (повременную), выплачивать проценты по ранее полученным кредитам и т. д.

Переменные расходы - расходы, прямо и непосредственно зависящие от объема производства и реализации продукции. К ним относятся расходы на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортные издержки, торгово-комиссионные сборы за продажу и т. д. Предполагается, что эти расходы изменяются прямо пропорционально изменению объемов производства. Следует иметь в виду, что переменные затраты на единицу продукции (исходя из самой сути определения переменных затрат) являются величиной неизменной. Это обстоятельство необходимо учитывать при проведении аналитических расчетов.

Смешанные расходы включают в себя как постоянные, так и переменные издержки. К ним относятся: почтовые и телеграфные расходы, затраты на текущий ремонт оборудования, командировочные расходы и т. д. В случае необходимости проведения точных аналитических расчетов смешанные издержки подразделяются на постоянную и переменную часть, каждая из которых относится на соответствующие затраты, т. е. расклассифицируются.

Одни и те же виды расходов могут относиться к постоянным и переменным. Например, если на предприятии используется повременная форма оплаты труда, то заработная плата не зависит от изменения объемов производства и реализации продукции. Если - сдельная, то зависимость складывается прямо пропорциональная. Соответственно и затраты будут относиться к постоянным и переменным.

Сумма постоянных и переменных издержек (с учетом деления смешанных затрат) представляет собой суммарные (полные) издержки на весь объем продукции. Классификация затрат на постоянные и переменные необходима для того, чтобы:

оценить окупаемость затрат;

оптимизировать величину прибыли;

определить запас финансовой прочности предприятия.

Сопоставление выручки от реализации произведенной продукции с совокупными затратами дает возможность определить величину прибыли, которую можно получить при заданном объеме производства и соотношении переменных и постоянных затрат. С целью оптимизации прибыли рассчитывается влияние изменения объема производства на величину прибыли при заданном соотношении постоянных и переменных затрат.

При проведении анализа затрат необходимо учитывать особенности их изменения в случае увеличения или уменьшения объемов производства. Кроме того, как отмечалось выше, структура издержек, сумма постоянных расходов и переменные издержки на единицу продукции неизменны лишь в определенном (релевантном) периоде, характеризующимся уровнем объемов производства и количества продаж. При значительном изменении масштабов деятельности затраты также меняются, формируется новый релевантный диапазон.

Характеристика тенденций в изменении переменных и постоянных издержек в зависимости от объема производства приведена в табл. 1.

Таблица 1 - Постоянные и переменные издержки при изменениях объема производства в релевантном диапазоне

Объем производства (сбыта)

Переменные издержки

Постоянные издержки


Суммарные

На единицу продукции

Суммарные

На единицу продукции

Растет

Увеличиваются

Неизменны

Неизменны

Уменьшаются

Падает

Уменьшаются

Неизменны

Неизменны

Увеличиваются


Следует отметить, что деление издержек на постоянные и переменные носит условный характер. Иногда используются термины "условно-постоянные" и "условно-переменные" затраты. Например, постоянные издержки могут изменяться в зависимости от роста цен, изменения стоимости основных фондов в результате переоценки, пересмотра норм амортизационных отчислений и т. д.

Переменные расходы не столь жестко зависимы от объема производства. Например, стоимость сырья может изменяться менее интенсивно за счет того, что с увеличением объема закупки цена снижается. Однако при проведении аналитических расчетов, связанных с определением оптимального размера прибыли, целесообразно абстрагироваться от возможного влияния прочих факторов, выделив в качестве критерия классификации затрат основной объем производства и реализации продукции.

В действующей системе учета и отчетности дифференциация издержек на постоянные и переменные отсутствует. Поэтому определение их величины требует проведения дополнительных расчетов. Эти расчеты могут производиться тремя основными методами.

Первый метод - метод максимальной и минимальной точки.

Определяется так называемая ставка переменных издержек (СПИ), то есть средние переменные расходы в себестоимости единицы продукции:

(1.1)

где

Иmax - максимальная общая сумма издержек, тыс. руб.,

Иmin - минимальная общая сумма издержек, тыс. руб.,

ОПmax - максимальный объем производства, тыс. шт.,

ОПmin, % - минимальный объем производства в процентах к максимальному.

Второй метод - графический.

На графике отмечаются все данные о совокупных издержках фирмы. Проводится прямая, приблизительно соответствующая уравнению зависимости совокупных затрат от объемов производства, выравнивающая все значения издержек. Точка пересечения прямой с осью у (совокупные издержки) характеризует сумму постоянных затрат.

Ставка переменных издержек определяется:

СПИ = (И - Ипост.) / ОП, (1.2)

где

И - совокупные издержки в среднем за месяц;

Ипост. - величина постоянных издержек в среднем за месяц,

ОП - объем производства в среднем за месяц.

Третий метод. Метод наименьших квадратов - основан на использовании корреляционного анализа. Зависимость между суммой общих затрат и постоянными и переменными издержками может быть описана уравнением линейной зависимости вида: у = а + bx,

где y - общая сумма затрат,

а - уровень постоянных затрат,- ставка переменных затрат,- объем производства (тыс. шт.)

Для определения коэффициентов a и b применяется метод наименьших квадратов: b = S(x - x')(y - y')/S(x - x')2 .

Этот метод является наиболее точным, т. к. позволяет учесть все данные о совокупных издержках.

1.2.2 Расчет величин операционного анализа

Эффект операционного рычага может быть представлен с помощью несложной модели (Мор).

Введем следующие обозначения:

x - объем производства продукции в натуральном выражении;

р - цена продукции;

у - выручка (объем продаж);

С - общие (суммарные) затраты;

k - переменные затраты на единицу выпуска;

в - постоянные затраты;

m - удельная прибыль;

S - сумма прибыли и постоянных затрат, называемая в финансовом анализе валовой маржой.

Уравнение выручки может быть представлено прямой , а полных затрат - другой прямой . Решая систему двух линейных уравнений

, (1.3)

находим решение хо (точка пересечения прямых на рис. 1). Так как p > k, это решение находится в положительной области изменения х.

Очевидно, что в точке хo имеем:

(1.4)

или

 (1.5)

Соотношение (1.1) интерпретируется в финансовом анализе как равенство валовой маржи постоянным затратам:

(1.6)

Действительно, из известного соотношения, отражающего соотношение в выручке затрат и прибыли , следует . Таким образом, равенство (1.6) выполняется только при условии нулевой прибыли ().

Отсюда находится точка безубыточности:

(1.7)

Очевидно, что для всех объемов производства, для которых производство будет убыточным (валовая маржа меньше постоянных затрат); и наоборот, при  производство оказывается прибыльным (валовая маржа больше постоянных затрат). Отсюда определяется порог рентабельности предприятия  и запас его прочности (устойчивости) , где  - фактическая выручка предприятия. Таким образом, при фиксированной выручке запас прочности предприятия  зависит от расположения точки : чем она выше, тем меньше запас прочности и больше предпринимательский риск.

Как видно из графика рис.1, расположение точки  определяется углом наклона прямых (коэффициентами p и k) и смещением прямой  относительно оси абсцисс (константой в). Иными словами, запас прочности предприятия зависит от соотношения цены, переменных и постоянных затрат. Обычно цены зависят от конъюнктуры рынка, а переменные издержки - от технологических особенностей производства и слабоуправляемы со стороны предприятия. Постоянные затраты - наиболее управляемый параметр из данного перечня. Именно поэтому важно отслеживать величину постоянных затрат в.

Рис. 1. Схема определения точки безубыточности в методе операционного рычага (модель Мор): хо - точка безубыточности.

Отслеживать «переступание порога» постоянных расходов помогает анализ безубыточности. Такой анализ можно проводить не только по отдельным продуктам, группам товаров, но и при оценке реализуемых проектов и по всему бизнесу в целом. При этом в расчет каждый раз берутся разные затраты. Если безубыточность считается для отдельного продукта, это будут затраты приходящиеся именно на этот продукт. Тогда кроме затрат здесь будет важным натуральное выражение объемов. Если же безубыточность рассчитывается для всего предприятия, то натуральные показатели не будут играть определяющую роль, особенно если предприятие выпускает дифференцированную продукцию или оказывает не сопоставимые по величине услуги. Здесь будет фигурировать преимущественно денежная оценка.  Стандартная формула точки безубыточности имеет следующий вид:

(1.8)

Где разница между ценой и переменными расходами на единицу является маржинальными доходом, как раз той величиной, которая покрывает постоянные затраты, а потом создает прибыль. Соответственно, формула показывает, сколько нужно выпустить единиц продукции, чтобы заработать минимальную величину маржинального дохода, чтобы покрыть постоянные расходы предприятия. Если необходимо рассчитать объем выпуска для получения заданного уровня прибыли, то к величине постоянных расходов в формуле нужно прибавить соответствующую сумму ожидаемой прибыли. В этой же величине можно учесть влияние налога на прибыль. Для ситуаций, когда нет данных о том, сколько постоянных расходов приходится на конкретное изделие, в приведенную выше формулу вместо разницы между ценой и переменными затратами на единицу продукции подставляют долю маржинального дохода в выручке. Тогда получится следующее выражение:

(1.9)

Что дает информация о безубыточных объемах деятельности? Зачем вообще считать эти объемы? В основном эта информация необходима при определении запаса финансовой прочности и при анализе операционного левериджа.

Запас финансовой прочности показывает, на какую величину компания может уменьшить обороты до того как войдет в зону убытков. То есть, по сути это разница между выручкой и выручкой от безубыточного объема.

Однако запас финансовой прочности не говорит, насколько изменится прибыль при уменьшении или увеличении объемов деятельности. Для получения этой информации необходимо воспользоваться операционным левериджем.

(1.10)

Операционный леверидж показывает, на сколько процентов изменится прибыль от изменения на один процент оцениваемого фактора. Так можно отследить влияние на прибыль, которое оказывает объем, цена или расходы.

Чтобы вычислить как повлияют изменения переменных и/или постоянных затрат на прибыль вместо маржинального дохода следует подставить соответствующую величину. Если подставить расходы, то эффект будет обратно пропорциональный - при процентном увеличении фактора расходов, прибыль будет снижаться и наоборот.

Операционный леверидж с одной стороны показывает риск деятельности предприятия, с другой его потенциал. Чем выше его значение, тем сильнее прибыль реагирует на изменения соответствующего фактора. Если рычаг высокий, и объемы увеличиваются - это потенциал, но если объемы начинают падать, то рычаг покажет риск выпадения из зоны безубыточности.

Сформулируем принцип операционного рычага, величина которого непосредственно связана с точкой безубыточности.

Действие операционного рычага проявляется в том, что в условиях неизменности цен и постоянных затрат любое относительное изменение выручки от реализации порождает более сильное относительное изменение прибыли.

Сравним две величины  и , где М - прибыль предприятия, причем . Очевидно, что сравниваемые величины могут быть рассчитаны следующим образом:

(1.11)

(1.12)

Так как х0 > 0, имеем:

 и (1.13)

что и требовалось доказать.

Сила действия (величина эффекта) операционного рычага m определяется отношением величин  и :

(1.14)

Коэффициент m (мультипликатор операционного рычага, показатель эластичности прибыли по объему производства) показывает относительное увеличение прибыли при увеличении выручки на 1%.

Учитывая соотношение (1.12) для хo, получаем:

(1.15)

Соотношение (1.15) в терминах финансового анализа означает, что сила действия операционного рычага определяется отношением валовой маржи к прибыли предприятия.

Из соотношения (1.15) следует, в частности, что уменьшая величину постоянных затрат в, можно добиться уменьшения силы рычага m; это хотя и уменьшит потенциально возможные темпы роста прибыли, но зато увеличит запас прочности предприятия.

Действительно,

(1.16)

Разделив и умножив числитель и знаменатель дроби на х в соотношении (1.16) и учитывая формулу (1.15), имеем:

(1.17)

Таким образом, запас прочности предприятия обратно пропорционален силе операционного рычага и прямо пропорционален отношению прибыли к валовой марже.

В заключение необходимо отметить, что операционный анализ следует проводить вблизи точки безубыточности хo (т.е. при малых изменениях параметров х, у, в), поскольку при значительных отклонениях от этой точки возможно накопление ошибок ввиду изменения характера поведения функций у(х) и С(х).

1.3 Методика операционного анализа

Как следует из принципиальной схемы, приведенной на рис. 2, процедура операционного анализа осуществляется в следующей последовательности:

. Определяется сила воздействия анализируемых факторов (Силы операционного рычага) на прибыль;

. Построятся универсальные факторные модели.

. Определяется компенсирующий объем реализации при прогнозируемом изменении одного из факторов.

В стадии операционного анализа сила воздействия анализируемого фактора на прибыль предприятия принято характеризовать равнозначным понятием «сила операционного рычага». Количественно значение силы операционного рычага показывает, во сколько раз изменяется прибыль при изменении анализируемого фактора.

Рис. 2 - Принципиальная технологическая схема анализа влияния различных факторов на прибыль.

Для эффективного управления процессом перераспределения средств необходимы количественные методы оценки эффективности работы и вклада каждого из структурных подразделений в общий результат. Для этих целей необходим методический аппарат, включающий методику контроля и управления прибылью, как структурных подразделений, так и предприятия в целом, а также методику определения "свободных" или недостающих средств для покрытия их текущих финансовых потребностей. Разработка показателей и методов оценки вклада структурных подразделений в общий результат работы предприятия является необходимой, но недостаточной составляющей в решении проблемы развития производств.

В современных условиях экономической деятельности организаций приоритетными объектами управления стали финансовые, трудовые и материальные ресурсы. Финансовому ресурсу, как единственному виду ресурсов организации, который непосредственно может быть трансформирован в любой другой ресурс, должно придаваться первостепенное значение. С помощью финансового анализа оценивается эффективность деятельности предприятия. Для отслеживания зависимости финансовых результатов деятельности от издержек и объемов реализации используется операционный анализ. Анализ доходности отдельных видов товара, производств, видов деятельности позволяет фирме выявить слабые и сильные звенья своего бизнеса и на этой информационной базе оптимизировать структуру и объем выпуска, построить эффективную ценовую политику. Все это, в конечном счете, способствует снижению риска, повышению устойчивости и эффективности работы предприятия. Таким образом, предприятию удается добиваться, так называемого, эффекта синергизма - т.е. системного эффекта, состоящего в том, что свойства системы в целом превосходят простую сумму свойств (результатов работы) ее отдельных элементов (структурных подразделений).

Достижение этого эффекта сопряжено с необходимостью контроля и перераспределения финансовых потоков внутри предприятия так, чтобы упрочить его положение, улучшить общие показатели как в текущем периоде, так и в долгосрочной перспективе.

Понятно, что решение этой задачи возможно лишь при наличии количественных методов оценки эффективности работы и вклада каждого из структурных подразделений предприятия в общий результат, количественной оценки их роли, места и конкурентоспособности на рынке товаров и услуг.

В практике финансового менеджмента для оценки эффективности работы предприятий (фирм) используют относительные коэффициенты и показатели, рассчитываемые на базе чистой прибыли.

Среди них наибольшее практическое применение нашел показатель рентабельности собственных средств или рентабельности акционерного капитала:

 или (1.18)

где Рс - рентабельность собственных средств (акционерного капитала)

Пч - чистая прибыль предприятия (фирмы);

Сс, Ак - собственный и акционерный капитал, соответственно.

Для целей анализа и управления доходностью собственного капитала применяются различные интерпретации этого показателя. Однако наибольшее распространение в теории финансов получила расширенная формула, именуемая модифицированной формулой Дюпона:

(1.19)

где

Реал. - объем продаж (реализации);

А - активы предприятия.

С проблемой оценки эффективности функционирования предприятия тесно связана проблема оценки устойчивого его развития (роста).

В практике финансового менеджмента развитие и рост предприятия принято связывать с максимизацией темпов роста объема продаж. Логика этой взаимосвязи такова: при прочих равных условиях, чем выше темпы роста продаж, тем больше доля рынка, тем больше прибыль.

Для роста продаж необходимо увеличение активов предприятия. В соответствии с концепцией устойчивого роста и структуры аналитического баланса это увеличение может покрываться, в первую очередь, за счет роста нераспределенной прибыли и пропорционального приращения пассивов.

Другими словами, устойчивые темпы развития (роста) - это темпы роста собственного капитала предприятия, источником которого служит чистая прибыль. Учитывая это, обозначим через R - норму накопления, то есть процент отчислений от чистой прибыли, направляемых на развитие (обновление) производства. Тогда модель устойчивого роста (УР), после соответствующей трансформации модифицированной формулы Дюпона, будет иметь следующий вид:

(1.20)

Приведенное уравнение показывает, что на устойчивые темпы роста (развития) предприятия оказывают влияние четыре параметра: норма накопления (R), коммерческая маржа (), оборачиваемость активов (); финансовый леверидж (структура капитала фирмы).

Два параметра - маржа и оборачиваемость - представляют собой суммарные результаты операционной деятельности, а два других - норма накопления и финансовый леверидж - отражают финансовую политику предприятия.

Приведенная модель показывает, что темпы роста объема продаж сохраняют устойчивость, если стабильны все четыре параметра одновременно.

Если фактические темпы роста продаж должны быть выше (или ниже) устойчивых темпов роста, должен измениться хотя бы один из четырех параметров.

Если, например, предприятие хочет иметь темпы роста выше устойчивых (оптимальных), оно должно либо улучшить свою операционную (производственную) деятельность, то есть увеличить маржу или ускорить оборачиваемость активов, либо изменить свою финансовую политику, то есть увеличить норму накопления или повысить финансовый леверидж.

Таким образом, каждый из элементов формулы (1.20.) следует рассматривать как финансовый рычаг управления эффективностью работы и устойчивостью развития предприятия, комбинирование которыми позволяет достигать желаемого результата. Сказанное относится как к оценке деятельности предприятия в целом, так и к отдельным структурным подразделениям, входящим в предприятие.

2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ И ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ООО «ХХХ»

 

2.1 Экономическая характеристика и анализ финансового состояния деятельности ООО «ХХХ»

 

ООО «ХХХ» создано на основе учредительного договора между физическими лицами в 1999 году и действует на основании Устава в соответствии с Гражданским кодексом РФ и закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (принят ГД ФС РФ 14.01.1998), другими нормами действующим законодательством.

Форма собственности предприятия - частная. На предприятии используется налоговый режим - упрощенная система налогообложения (объект налогообложения - доходы).

Основное направление деятельности предприятия - производство деревянных строительных конструкций и столярных изделий (ОКВЭД - 20.30.1). ООО «xxx» изготавливает деревянные массивные и шпонированные двери (сосна: шпон ясень - изделие А; шпон дуб - изделие В; шпон орех - изделие С), отличительная черта которых - высокое качество, современный дизайн и относительно невысокая цена, т.е. продукция, выпускаемая этим цехом вполне конкурентоспособна на рынке. В своей работе ООО «xxx» руководствуется ГОСТ 6629-88 «Двери деревянные внутренние для жилых и общественных зданий. Типы и конструкция».

На предприятии действует повременно-премиальная оплата труда - система оплаты труда, при которой к сумме заработка по тарифу прибавляется премия в определенном проценте к тарифной сетке или к другому измерителю.

Основные экономические показатели деятельности предприятия представлены в таблице 2

Таблица 2 - Основные экономические показатели ООО «xxx» за 2008-2009 гг.

№ п/п

Наименование показателей

2008 г.

 2009 г.

Изменения





абс.

отн., %

1

2

3

4

5

6

1

Выручка от продажи продукции, тыс. руб.

20684

21264

580

102,8

2

Среднесписочная численность работающих, чел. в т.ч. рабочих

11 7

11 7

- -

- -

3

Среднегодовая выработка одного работающего, тыс. руб. в т.ч. одного рабочего

 1880,4 2954,9

 1933,1 3037,7

 52,7 82,8

 102,8 102,8

4

Фонд оплаты труда, тыс. руб.

2064

2064

0

-

5

Среднегодовой уровень оплаты труда, тыс. руб.

187,6

187,6

0

-

6

Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб.

910

976

66

107,3

7

Фондоотдача, руб. / руб.

22,7

21,8

-0,9

96,0

8

Фондоемкость, руб.

0,04

0,05

0,01

125,0

9

Себестоимость продукции (услуг), тыс. руб.

16467

17989

1522

109,2

10

Затраты на 1 рубль реализованной продукции, руб.

0,80

0,85

0,05

106,2

11

Прибыль от продаж, тыс. руб.

2990

3275

285

109,5

12

Рентабельность продаж, %

14,5

15,4

0,9

106,2


Как видно из таблицы 2, выручка от продажи за период 2008-2009 гг. возросла на 580 тыс. руб. или 2,8%, и на конец 2009 года составила 21264 тыс. руб. Среднегодовая выработка возросла на 52,7 тыс. руб. или 2,8%, что положительно характеризует работу предприятия, в том числе выросла среднегодовая выработка одного рабочего на 82,8 тыс. руб., что можно рассматривать как положительную тенденцию в работе ООО «xxx» и назвать его «сильным» местом.

За 2008-2009 гг. не произошло увеличение численности работающих ООО «xxx», фонд заработной платы остался без изменений.

Из таблицы видно, что обеспеченность ООО «xxx» основными производственными фондами за 2008-2009 гг. возросла на 66 тыс. руб. или 7,3%. В анализируемом периоде фондоотдача основных производственных фондов сократилась:. в 2009 году на 1 рубль стоимости основных производственных фондов пришлось 21,8 тыс. руб. продукции, что меньше на 0,9 руб. / руб. или на 4% по сравнению с 2008 годом. В тоже время наблюдается увеличение фондоемкости на 25%. Сокращение фондоотдачи и увеличение фондоемкости говорит о нерациональном использовании основных производственных фондов.

Себестоимость в ООО «xxx» растет, темп прироста составил 9,2%. Данное явление можно объяснить увеличением цен на материалы, установленных поставщиками на свою продукцию в отчетном периоде. Темп прироста себестоимости ниже темпа прироста объема реализации (отклонение составило 6,4%).

В результате затраты на рубль реализованной продукции за 2008-2009 гг. увеличились на 6,2% и составили 0,85 руб., то есть на рубль выручки от продажи продукции приходится 85 копеек затрат, что можно рассматривать как отрицательную тенденцию в работе ООО «xxx». Прибыль от продаж возросла за 2008-2009 гг. на 285 тыс. руб. или 9,5% и на конец 2009 года составила 3275 тыс. руб., рентабельность продаж возросла за 2008-2009 гг. на 0,9 процентных пункта.

По результатам анализа можно определить некоторые отрицательные тенденции в работе ООО «xxx» и сделать вывод о том, что эффективность использования ресурсов предприятием за 2008-2009 гг. снизилась, а рост выручки обусловлен только увеличением цен на продукцию.

2.2 Анализ структуры и динамики затрат на производство

 

В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции.

Себестоимость продукции - это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. В себестоимости продукции как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом. Одно из основных условий получения достоверной информации о себестоимости продукции - четкое определение состава производственных затрат. В нашей стране состав себестоимости продукции регламентируется государством. Основные принципы формирования этого состава определены в Законе РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” и конкретизированы в Положении о составе затрат.

Положением о составе затрат определено, что себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

В таблицах 2-6 приведены исходные данные по производству и реализации продукции А, В, С. Для изготовления продукции А, В, С на условиях лизинга было приобретено два деревообрабатывающих станка, столярный цех расположен в арендуемом помещении.

Таблица 2 - Цены и объем производства

Изделия

А

В

С

Цена за единицу продукции, тыс.р./единицу

8,4

9,5

12

Объем производства, единиц, месяц

80

40

60

Итого объем реализации 1772 тыс. руб. в месяц

672

380

720

По предприятию имеются данные о переменных затратах по каждому виду продукции, а также сумма постоянных затрат за период. Деление общих затрат на отдельные виды продукции осуществлялось пропорционально заработной плате основных производственных рабочих, начисленной по данным видам продукции.

Определим себестоимость и рентабельность каждого вида продукции.

Таблица 3 - Переменные затраты

Затраты переменного характера

Изделия

Итого


А

В

С


Материалы, комплектующие, электроэнергия переменного характера, тыс. руб./единицу

2,8

3

5


Зарплата основных рабочих переменного характера, тыс. руб./единицу

0,431

0,575

0,575


Зарплата основных рабочих переменного характера за весь объем продукции, тыс. руб.

34,5

23

34,5

92


Таблица 4 - Общепроизводственные затраты

Общепроизводственные затраты

Тыс. руб./месяц

Итого

Зарплата АУП с начислениями

80

 151  

Топливо, энергия, водоснабжение постоянного характера

54

Амортизационные начисления

12


Прочие

5


Налоги, включаемые в себестоимость (1% выручки от реализации)

17,72


Лизинговые платежи

50


Аренда производственных помещений

50


ИТОГО

268,7

268,7


Таблица 5 - Себестоимость и прибыльность

Затраты

Изделия


А

В

С

1

2

3

4

Переменные затраты на единицу продукции, тыс. руб.

6,23

6,88

8,98

Доля зарплаты (база распределения общепроизводственных затрат)

34,5/92 = = 0,38

23/92 = = 0,25

34,5/92 = = 0,38

Постоянные затраты, распределенные на весь объем производства, тыс.руб.

268,7*0,38= = 102,1

268,7*0,25= = 68,17

268,7*0,38=  = 102,1

Объем производства (ед. в месяц)

80

40

60

Постоянные затраты на единицу продукции, тыс.руб.

102,1/80 = = 1,28

68,17/40 = = 1,68

102,1/60 = = 1,70

ИТОГО затраты на единицу продукции, т.р.

6,23+1,28 = = 7,51

6,88+1,68 = = 8,55

8,98+1,70 = = 10,68

Прибыльность продаж (цена-себестоимость)/цена

10,63%

9,95%

11,03%


Расчет показывает, что наиболее прибыльным для предприятия явилась продажа изделия С, тем не менее изделия А и В можно считать также привлекательными для производства. При формировании производственной программы на будущее можно сохранять объемы реализации и объемы всех трех изделий. Сведем в общую таблицу затраты по экономическим элементам и проанализируем структуру затрат на производство.

Таблица 6 - Анализ затрат по экономическим элементам

Показатели

Изделия

Итого


А

В

С

Сумма, тыс. руб.

Уд.вес.,%

1

2

3

4

5

6

Материалы, комплектующие

464

252

504

1220

77,0

Зарплата основных рабочих переменного характера

34,5

23

34,5

92

5,8

Зарплата АУП с начислениями

х

х

х

80

5,1

Топливо, энергия, водоснабжение постоянного характера

х

х

х

54

3,4

Амортизация

х

х

х

12

0,8

Прочие

х

х

х

5

0,3

Налоги, включаемые в себестоимость (1% выручки от реализации)

х

х

х

17,72

1,1

Лизинговые платежи

х

х

х

50

3,2

Аренда производственных помещений

х

х

х

50

3,2

Постоянные затраты, распределенные на весь объем производства

102,1

67,2

102,1

271,4

17,1

Всего

600,6

342,2

640,6

1583,4

100,0


Из приведенных в таблице данных видно, что фактические затраты в месяц составили 1583, 4 тысячи рублей. Наибольший удельный вес занимают материалы и комплектующие - 77%, аренда и лизинговые платежи - 6,4%, материальные затраты составляют 2,2%. Следовательно, важнейшим направлением снижения затрат на производство должен стать поиск резервов по сокращению этих расходов.

3. ОПЕРАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ООО «xxx»

3.1 Анализ динамики операционного рычага

Поскольку ООО «xxx» производит несколько видов продукции, для расчета силы воздействия операционного рычага удобнее пользоваться стоимостными показателями (табл. 7).

Таблица 7. Стоимостные показатели ООО «xxx»

№ п/п

Показатель

2009 год

1

Выручка (нетто) от продаж, тыс. руб.

21264

2

Переменные затраты, тыс. руб.

14732

3

Валовая прибыль (п.1-п.2), тыс. руб.

6532

4

Постоянные затраты, тыс. руб.

3257

5

Суммарные затраты (п.2+п.4), тыс. руб.

17989

6

Операционная прибыль (п.3-п.4), тыс. руб.

3275

7

Операционная рентабельность, % (п.6/п.1х100%)

15,4

8

Операционный рычаг, коэф. (п.4/п.5)

0,18


Расчет:

. Рассчитаем силу воздействия операционного рычага.

Сумма покрытия = 3257 тыс. руб. + 3275 тыс. руб. = 6532 тыс. руб.

Сила воздействия операционного рычага = 6532 / 3275 = 1,99 раза.

Таким образом, изменение объема продаж на 1% при сохранении постоянных затрат на прежнем уровне вызовет изменение операционной прибыли на 1,99%.

2. Анализ финансового состояния показал, что в ООО «xxx» наметилась тенденция нерационального использования ОПФ. Предположим, что будет принято решение о снижении производства на 15%, в этом случае операционная прибыль снизится для предприятия на 30% (1,99*15%). Рассчитаем, на сколько процентов снизится прибыль:

15% * 1,99 = 30%.

Прибыль: 21264 * 85% / 100 = 18074,4 тыс. руб

Переменные затраты: 14732 * 85% / 100 = 12522,2 тыс. руб.

Валовая прибыль: 18074,4 - 12522,2 = 5552,2 тыс. руб.

Операционная прибыль: 5552,2 - 3257 = 2295,2 тыс. руб.

Сила воздействия рычага = (3257 + 2295,2) / 2295,2 = 2,42 раза.

Отсюда прибыль снижается на 29,9%:

Сделаем проверку:

ДП = (2295,2/3257)*100% - 100% = -30%.

Очевидно, что при одинаковых постоянных затратах операционный рычаг тем больше, чем меньше доля переменных затрат, или чем больше доля постоянных затрат в общей сумме затрат.

3.2 Порог рентабельности и запас финансовой прочности

Для определения порога рентабельности определим коэффициент валовой маржи. Он считается как отношение валовой маржи к выручке от реализации: 6532/21264 = 0,31

Поскольку продукция предприятия представлена тремя видами изделий, рассчитаем точку безубыточности и запас финансовой прочности для всего предприятия и для каждого продукта отдельно (табл. 8):

Таблица 8 - Определение точки безубыточности и запаса финансовой прочности.

Показатели

А

В

С

Итого

I. Исходные данные

1

Выручка от продажи, тыс. руб.

8064

4560

8640

21264

2

Переменные затраты, тыс. руб.

5782

3400

5550

14732

3

Валовая прибыль, тыс. руб. (п.1-п.2)

2282

1160

3090

6532

4

Уровень валовой прибыли (п.3/п.1)

0,28

0,25

0,36

0,31

5

Постоянные затраты, тыс. руб.

на три продукта

3257

6

Прибыль, тыс. руб.

на три продукта

3275

7

Точка безубыточности, тыс. руб. (п.5/п.4)

на три продукта

10506,5

8

Запас финансовой прочности, тыс. руб. (п.1-п.7)

на три продукта

10758

II. Расчет точки безубыточности и ЗПФ для продуктов А, В и С

9

Удельный вес продукта в общей выручке

0,38

0,21

0,41

1,00

10

Постоянные затраты на каждый вид продукта, тыс. руб. (п.5*п.9)

1238

684

1335

3257

11

Точка безубыточности для каждого вида продукта (п.10/п.4)

4421

2736

3708

10865

12

ЗФП для каждого вида продукта (п.1-п.11)

3643

1824

4932

10399

13

Прибыль (убыток) для каждого вида продукта, тыс. руб. (п.3-п.10)

1044

476

1755

3275


*) Значения точек безубыточности и ЗФП по разделу I и II не совпадают на 359 тыс. руб. Это случилось вследствие округления коэффициентов «уровень валовой прибыли» (п.4) и «удельный вид продукта в общей выручке» (п.9).

Точка безубыточности в целом по предприятию составляет 10506,5 тыс. рублей, а запас финансовой прочности 10758 тыс. рублей, т.е. ООО «xxx» способно выдержать 51% снижение объема продаж без существенной угрозы для своего финансового состояния в период экономического спада или по другим причинам.

Проанализируем вклад каждого продукта в достижении общей суммы прибыли 3275 тыс. рублей. Постоянные затраты были распределены на каждый вид продукта пропорционально его доли в общей выручке от продаж.

Продукт А имеет постоянные затраты в 1235 тыс. руб., В - 698 тыс. руб., С - 1323 тыс. руб. Сопоставим полученные данные (II) с исходными данными табл. 8 (I). Все продукты перешли свой порог рентабельности и дали прибыль, т.е. все 3 продукта положительно повлияли на достижение общей суммы прибыли 3275 тыс. руб. Наиболее выгодно для предприятия производство продуктов С и А соответственно, продукция В имеет прибыль в 3,7 раза меньше прибыли продукции С, но тем не менее его влияние на общий финансовый результат положительное.

3.3 Предложения по оптимизации себестоимости продукции ООО «xxx»

Анализ финансового состояния и себестоимости ООО «xxx» показал, что наибольший удельный вес в затратах на производство продукции составляют материалы и комплектующие. Управление затратами - тема, которая волнует едва ли не каждое предприятие. Для решения этой проблемы необходима четкая программа действий.

Опыт зарубежных компаний показывает, что управление затратами эффективно только в жесткой увязке с системой бюджетирования. Внедрение на предприятии системы бюджетирования может расцениваться как первый шаг на пути к управлению затратами. Разрабатывая бюджет, предприятие ограничивает размер планируемых затрат, тем самым управляя ими. Есть два варианта ограничения затрат уже в процессе бюджетирования: использование нормативов затрат, а также жесткое ограничение затрат (установления лимитов). Как показывает практика, оптимальным является сочетание этих двух методов: лимитирование применяется обычно к тем статьям затрат, для которых не установлены нормы (коммерческие расходы, общехозяйственные расходы и т.д.). Вместе с тем, есть и успешно функционирующие предприятия, которые используют только нормирование или только лимитирование.

Планирование затрат предприятия - один из наиболее эффективных инструментов управления затратами, но, к сожалению, хорошо забытый. Планы предприятия должны быть реальными, но напряженными, - такой подход обеспечит прогрессивное развитие предприятия.

Управление затратами начинается уже с составления первого варианта бюджета предприятия. Если этот вариант не устраивает менеджмент компании или собственников, то начинается процесс корректировки запланированных статей бюджета, в том числе и затратных.

В случае явной необходимости снижения затрат можно действовать следующим образом. Все статьи затрат разделить на три группы:

затраты, не подлежащие пересмотру, поскольку существуют жесткие обязательства со стороны предприятия (например, заработная плата, заключенные договора);

затраты, связанные с обязательствами, которые могут быть пересмотрены (например, существует возможность расторжения договоров, но могут последовать штрафные санкции);

затраты, которые могут быть отклонены или отложены на другие периоды, без значительного ущерба для предприятия.

Сокращение затрат происходит путем поэтапного исключения групп затрат: сначала сокращаются затраты из третьей группы, потом - из второй и только в крайнем случае - из первой. Отметим, что пересмотр затрат первой группы может привести к необходимости структурных изменений: пересмотру штата, размеров заработной платы и т.д.

При этом перед финансовым менеджером, как правило, ставится задача выработать комплекс мероприятий, необходимых для снижения затрат до требуемого руководством уровня. Как показывает практика, в большинстве случаев возможно оптимизировать затраты путем проведения небольших организационных изменений. Однако порой для снижения затрат могут потребоваться и более кардинальные меры - смена оборудования на более производительное, внедрение энергосберегающих технологий и т.д.

Для выявления затрат, которые могут быть сокращены, можно использовать различные виды анализа (или их сочетание):

анализ структуры затрат;

сравнительный анализ;

анализ носителей затрат.

Управление затратами в связи с использованием эффекта операционного рычага позволяет оперативно и комплексно подходить к использованию финансов предприятия. Для этого можно воспользоваться правилом «50/50»

Все виды продукции подразделяются на две группы в зависимости от доли переменных затрат. Если она больше 50 %, то поданным видам продукции выгоднее работать над снижением затрат. Если доля переменных затрат меньше 50 %, то предприятию лучше увеличить объемы реализации - это даст больше валовой маржи.

Освоив систему управления затратами, предприятие получает следующие преимущества:

- возможность увеличить конкурентоспособность производимой продукции (услуг) за счет снижения издержек и увеличения рентабельности;

разработать гибкую ценовую политику, на ее основе увеличить оборот и вытеснить конкурентов;

сэкономить материальные и финансовые ресурсы предприятия, получить дополнительные оборотные средства;

оценить эффективность деятельности подразделений предприятия, мотивацию персонала.

Ответственными за управление затратами должны быть менеджеры компании (начальники производственных подразделений, функциональные директора), поскольку только они владеют технологией, управляют производством и другими бизнес-процессами, принимают решения в рамках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Роль финансово-экономических служб заключается в установлении "правил игры": разработке классификаторов и справочников, внедрении управленческого учета и бюджетирования, а также предоставлении менеджерам информации для принятия решений. И самое главное - участие и заинтересованность в управлении затратами генерального директора компании: весь процесс управления затратами должен проходить под его руководством.

Но, недостаточно только разработать мероприятия по снижению затрат. Зачастую нужно преодолевать сопротивление собственных сотрудников, которые считают, что не стоит дополнительно тратить свои силы еще и на снижение затрат. Поэтому важно разработать положения по премированию сотрудников за снижение затрат.

На анализируемом предприятии предлагается следующая система мотивации персонала. При выполнении разработанных мероприятий и снижению затрат по истечению отчетного периода подразделение получает в свое распоряжение 50% от сэкономленной суммы, при этом часть из этой суммы идет на развитие (до 60%), а остальная часть используется в качестве материального стимулирования сотрудников.

Таким образом, если в снижении затрат будут заинтересованы как рядовые сотрудники, так и финансовая служба ООО «xxx», то управление издержками наверняка даст положительные результаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение обобщим все факты и сделаем некоторые выводы.

Проведенный анализ финансово-хозяйственной деятельности свидетельствуют о том, что выручка от продажи за период 2008-2009 гг. возросла на 580 тыс. руб. или 2,8%, и на конец 2009 года составила 21264 тыс. руб. Среднегодовая выработка возросла на 52,7 тыс. руб. или 2,8%, что положительно характеризует работу предприятия, в том числе выросла среднегодовая выработка одного рабочего на 82,8 тыс. руб., что можно рассматривать как положительную тенденцию в работе ООО «xxx» и назвать его «сильным» местом.

За 2008-2009 гг. не произошло увеличение численности работающих ООО «xxx», фонд заработной платы остался без изменений.

Из таблицы видно, что обеспеченность ООО «xxx» основными производственными фондами за 2008-2009 гг. возросла на 66 тыс. руб. или 7,3%. В анализируемом периоде фондоотдача основных производственных фондов сократилась:. в 2009 году на 1 рубль стоимости основных производственных фондов пришлось 21,8 тыс. руб. продукции, что меньше на 0,9 руб. / руб. или на 4% по сравнению с 2008 годом. В тоже время наблюдается увеличение фондоемкости на 25%. Сокращение фондоотдачи и увеличение фондоемкости говорит о нерациональном использовании основных производственных фондов. Себестоимость в ООО «xxx» растет, темп прироста составил 9,2%. Данное явление можно объяснить увеличением цен на материалы, установленных поставщиками на свою продукцию в отчетном периоде. Темп прироста себестоимости ниже темпа прироста объема реализации (отклонение составило 6,4%). В результате затраты на рубль реализованной продукции за 2008-2009 гг. увеличились на 6,2% и составили 0,85 руб., то есть на рубль выручки от продажи продукции приходится 85 копеек затрат, что можно рассматривать как отрицательную тенденцию в работе ООО «xxx».

Прибыль от продаж возросла за 2008-2009 гг. на 285 тыс. руб. или 9,5% и на конец 2009 года составила 3275 тыс. руб., рентабельность продаж возросла за 2008-2009 гг. на 0,9 процентных пункта.

Точка безубыточности в целом по предприятию составляет 10506,5 тыс. рублей, а запас финансовой прочности 10758 тыс. рублей, т.е. ООО «xxx» способно выдержать 51% снижение объема продаж без существенной угрозы для своего финансового состояния в период экономического спада или по другим причинам.

Проанализируем вклад каждого продукта в достижении общей суммы прибыли 3275 тыс. рублей. Постоянные затраты были распределены на каждый вид продукта пропорционально его доли в общей выручке от продаж.

Продукт А имеет постоянные затраты в 1235 тыс. руб., В - 698 тыс. руб., С - 1323 тыс. руб. Все продукты перешли свой порог рентабельности и дали прибыль, т.е. все 3 продукта положительно повлияли на достижение общей суммы прибыли 3275 тыс. руб. Наиболее выгодно для предприятия производство продуктов С и А соответственно, продукция В имеет прибыль в 3,7 раза меньше прибыли продукции С, но тем не менее его влияние на общий финансовый результат положительное.

Анализ финансового состояния и себестоимости ООО «xxx» показал, что наибольший удельный вес в затратах на производство продукции составляют материалы и комплектующие. Управление затратами в связи с использованием эффекта операционного рычага позволяет оперативно и комплексно подходить к использованию финансов предприятия. Было рекомендовано воспользоваться правилом «50/50»


ЛИТЕРАТУРА

1.Любушин, Н.П, Лещева, В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятий: Учебное пособие для ВУЗов / Н.П. Любушин, В.Б. Лещева, В.Г.Дьякова // 2001.- 471 с.

.Иванова, Ж.А. Операционный анализ: Учебное пособие / Ж.А. Иванова // Улан-Удэ: Издательство РИО ВСГТУ, 2005. - 77 с.

.Никонова, И.А. Использование маржинального анализа в принятии управленческих решений [Электронный ресурс] / Некоммерческое партнерство Центр дистанционного образования «Элитариум». - СПб, 2000-2010. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.elitarium.ru.

.Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Перспектива», 2003.

.Кусарев, В.П. Меры финансового оздоровления и управления затратами на предприятии / В.П. Кусарев // ЭКО, 2003. - № 10. - с. 112-123.

.Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента / И.Т. Балабанов // М.: Финансы и статистика, 1999. - 328 с.

.Лебедев, В.Г., Дроздова, Т.Г. Управление затратами на предприятии / В.Г. Лебедев, Т.Г. Дроздова // СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса». - 2000.-

.Близнюк, Т.С., Дорман, В.Н. Методика определения постоянных затрат и практика ее использования [Электронный ресурс] / Т.С. Близнюк, В.Н. Дорман // Официальный сайт Издательской группы «Дело и сервис». - М., 2000-2010. - Режим доступа: http://www.dis.ru.

.Дмитриева, И. Классификация и распределение затрат [Электронный ресурс] / И. Дмитриева // Интернет-издание «WEBcommunity», опубл. 24.01.2008. - Режим доступа: http://webcommunity.ru.

.Прыкин, Б.В. Технико - экономический анализ производства: Учебник для ВУЗов / Б.В. Прыкин // М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 339 с.

.Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - 2-е изд., исправ. и доп. / Г.В. Савицкая // М.: ИНФРА - М, 2004.

.Крейнина, М.Н. Финансовый менеджмент: Уч. пособ. / М.Н. Крейнина - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. - 304 с.

.Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Н.Ф. Самсонов, Н.П. Баранникова, А.А. Володин и др.; Под ред. Проф. Н.Ф. Самсонова - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001. - 495 с.

.Стерлигова, А.Н., Фель А.В. Операционный (производственный) менеджмент / А.Н. Стерлигова, А.В. Фель. - Издательство «ИНФРА-М», 2009. - 187 с.

.Савчук, В.П. Оценка эффективности инвестиционных проектов [Электронный ресурс] / В.П. Савчук. - Официальный сайт ООО "Кубанский бизнес-справочник", 2006-2009. - Режим доступа: http://www.nega-project.ru.

.Операционный анализ [Электронный ресурс] / Каталог статей и учебных пособий "JourClub", 2006-2010. - Режим доступа: http://www.jourclub.ru.

.Маренный, М.А. Методы финансового анализа кооперационных взаимодействий малых промышленных предприятии [Электронный ресурс] / М. А. Маренный . - Аудит и финансовый анализ.- 2001.- № 3.- Режим доступа: http://www.cfin.ru.

.Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / П.П. Табурчак, А.Е. Викуленко А.Е., Л.А. Овчиникова и др.; Под ред. П.П. Табурчака. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.

.Лабзунов, П. Функции управления затратами на промышленных предприятиях / П. Лабзунов. - Проблемы теории и практики управления, 2004.- № 2.- с. 118-123.

.Авдеев, В. Ю. Анализ себестоимости продукции [Электронный ресурс] / В.Ю. Авдеев. - Сайт информационной поддержки российских бухгалтеров, аудиторов, оценщиков, финансиcтов, общения и коллективной помощи в профессиональных вопросах, 1999-2010. - Режим доступа: http://www.audit-it.ru.

Похожие работы на - Операционный анализ и его роль в обосновании управленческих решений (на примере общества с ограниченной ответственностью 'ХХХ')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!