Бухгалтерский и налоговый учет

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    370,71 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бухгалтерский и налоговый учет

Содержание

1. Бухгалтерский и налоговый учет: нормативное и правовое регулирование; методическое и техническое обеспечение

2. Основное содержание Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

3. Составления графика документооборота в организации. Документы бухгалтерского оформления и правила их заполнения

4. Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности

5. Понятие налоговой декларации с соответствии с гл 13 НК РФ. Состав форм налоговой отчетности.

6. Способы сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности уполномоченным органам. Условия и порядок хранение бухгалтерской и налоговой документации предприятий в налоговых органах РФ.

7. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершения

Список литературы

Приложения

1. Бухгалтерский и налоговый учет: нормативное и правовое регулирование; методическое и техническое обеспечение

Под рациональной организацией бухгалтерского учета следует понимать систему элементов и средств наиболее оптимального построения учетного процесса с целью получения достоверной, своевременной и уместной (полезной) для управления информации о деятельности организации и осуществления контроля за эффективностью использования производственных ресурсов.

Основными элементами и средствами системы организации бухгалтерского учета являются: рабочий план счетов бухгалтерского учета; регистры бухгалтерского учета; первичные учетные документы внутренняя бухгалтерская отчетность; документооборот; использование средств механизации и автоматизации учета; структура и организация учетного аппарата и определение выполняемых им функций.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета включает:

) нормативное правовое регулирование - осуществляется нормами права, содержащимися в соответствующих нормативных правовых актах;

) методическое (нормативно-техническое) регулирование - осуществляется методическими (техническими) нормами, содержащимися в соответствующих актах методического (нормативно-технического) характера.

Также важная роль в реализации нормативного регулировании бухгалтерского учета принадлежит учетной политике организации и актам Минфина России разъяснительного характера (актам толкования).

К нормативным правовым актам относятся: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (2) и нормативные правовые акты Минфина России. *(3) Акты Минфина России приобретают значение нормативных правовых после их регистрации Минюстом России и опубликовании в "Российской газете", а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации, который обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить выполнение всеми подразделениями и службами, работниками организации требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

Общее правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ и Министерством финансов Российской Федерации. Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283, и распоряжения Правительства РФ от 21 марта 1998 г.. №382-Р в России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на ведении четырехуровневой системы нормативных документов.

Указанные документы, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяет руководитель организации.

Бухгалтерский учет в организации осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером; когда в организации отсутствует бухгалтерская служба, руководитель имеет право поручить ведение учета и отчетности специализированной организации или соответствующим органам (специалистам) на договорных началах (это в основном касается малых организаций).

В зависимости от объема работа в бухгалтерии организации группируется по направлениям:

·  осуществление расчетов;

·        ведение материального учета;

·        осуществление производственно-калъкуляционной работы, финансовый учет и т.д.

Главный бухгалтер назначается на должность (освобождается от должности) руководителем организации и подчиняется непосредственно ему. В своей работе он должен руководствоваться нормативными документами, а также нести ответственность за соблюдение содержащихся в них единых правовых и методологических принципов ведения бухгалтерского учета. В организациях, основанных на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности по согласованию организации либо органом, уполномоченным собственником.

Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, обеспечивает контроль за ее исполнением, за движением активов, формированием доходов и расходов и выполнением обязательств и отражением на счетах бухгалтерскою учета хозяйственной оперативной информации, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности, проведение (совместно с другими службами) экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности в целях выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов организации.

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.

Следует заметить, что отдельные нормы налогового законодательства предусматривали дополнительные требования к обобщению информации для определения налоговой базы и до введения в действие Главы 25 НК РФ.

Так, согласно п. 1 ст. 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена МНС РФ. Во исполнение данного положения МНС РФ утвердило форму N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц", которая по своему назначению и содержанию является регистром налогового учета.

Таким образом, не смотря на легальное закрепление понятие налогового учета только для целей Главы 25 НК РФ, подобные требования содержатся и в иных главах НК РФ и актах налогового законодательства, например, по ЕСН, НДС и др. налогам.

Цель налогового учета. Целью налогового учета является формирование полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей, обеспечивающей контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога.

Содержанием налогового учета являются:

·  первичные учетные документы (платежные поручения, накладные, акты выполненных работ, авансовые отчеты, справка бухгалтера и т.д.),

·        аналитические регистры налогового учета (книга покупок, книга продаж, индивидуальная карточка по ЕСН, регистр формирования стоимости объекта учета и т.д.).

·        расчет налоговой базы, который может содержатся как в отдельных регистрах налогового учета, так и в отдельных разделах налоговой декларации.

Аналитические регистры налогового учета представляют собой сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, которые предназначены для накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.

Система и форма регистров налогового учета в зависимости от вида налога может быть утверждена налоговым законодательством либо разработана самим налогоплательщиком соответствии с общими требованиями и рекомендациями МНС РФ.

А в соответствии с требованиями Главы 25 НК РФ, напротив, налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета в целях исчисления налога на прибыль.

В этом случае система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно и закрепляется им в учетной политике организации, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Аналогично требованиям бухгалтерского учета, решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства. В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Важно иметь ввиду, что налоговый учет не является дублированием бухгалтерского учета, а является его дополнением в тех случаях, когда в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями НК РФ. В таких случаях налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Не смотря на то, что организация налогового учета осуществляется по ряду налогов налогоплательщиком самостоятельно, законодательство предусматривает к его форме и содержанию общие требования. Так, по налогу на прибыль, данные налогового учета должны отражать:

·  порядок формирования суммы доходов и расходов,

·        порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде,

·        сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах,

·        порядок формирования сумм создаваемых резервов,

·        сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

·  наименование регистра,

·        период (дату) составления,

·        измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении,

·        наименование хозяйственных операций,

·        подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Регистры налогового учета могут вестись в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления. (Рис.№1)

Рисунок№1 Форма №3 Отчет об изменениях капитала

2. Основное содержание Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»


Цель нового Закона о бухучете - исключить устаревшие и неэффективные нормы, устранить пробелы.

Статья 1. Цели и предмет настоящего Федерального закона

. Целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

. Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

) бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом;

) уполномоченный федеральный орган - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

) стандарт бухгалтерского учета - документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета;

) международный стандарт - стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта;

) план счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета;

) руководитель экономического субъекта - лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа;

) факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств;

) организации государственного сектора - государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

Вести бухучет должны все экономические субъекты (в т. ч. перешедшие на УСН). Исключение - индивидуальные предприниматели (ИП); лица, занимающиеся частной практикой; структурные подразделения иностранных организаций (при условии, что ведется налоговый учет).

Объектами бухучета являются факты хозяйственной жизни (сделки, события, операции). Активы. Обязательства. Источники финансирования деятельности. Доходы и расходы. Иные объекты, если это установлено федеральными стандартами. Прежде объектами бухучета признавались имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции.

Ранее руководители организаций могли вести бухучет лично. Это право остается только у руководителей субъектов малого и среднего предпринимательства.

Руководитель утверждает образцы первичных учетных документов. При этом в новом законе альбомы унифицированных форм не упоминаются.

Прежде бухотчетность подписывалась руководителем и бухгалтером (в т. ч. главным). Теперь она считается составленной после подписания ее руководителем.

Определены обязательные реквизиты регистров бухучета, особенности бухотчетности при реорганизации и ликвидации юрлица. Закреплено, как разрабатываются и утверждаются федеральные стандарты в области бухучета.

В отношении бухотчетности нельзя устанавливать режим коммерческой тайны. Ранее содержание регистров бухучета и внутренней бухотчетности являлось таковой.

Прежний Закон о бухучете содержал норму, допускающую не применять правила бухучета, если они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации. Новый такую возможность не предусматривает.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г.

3. Составления графика документооборота в организации. Документы бухгалтерского оформления и правила их заполнения


Документооборот - это создание первичных учетных документов или получение их от других организаций, их принятие к учету, обработка, передача в архив. Движение первичных документов в бухгалтерском учете регламентируется графиком документооборота.

График документооборота - это индивидуально разработанная схема взаимодействия всех его подразделений от момента создания (получения) документа до момента его передачи в архив (в места хранения).

График документооборота может быть составлен как для каждого структурного подразделения предприятия (например, для бухгалтерии), так и для того или иного нормативного либо внутреннего распорядительного документа (например, относительно заключения договоров).

За его основу берется перечень работ по созданию, проверке и обработке документов, которые выполняются каждым подразделением предприятия, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ. График документооборота составляется в виде таблицы, на основе которой, в случае необходимости, могут быть созданы разного рода схемы и графики.

Существуют следующие виды графиков документооборота:

·  типовые,

·        унифицированные,

·        индивидуальные.

Применение типовых и унифицированных графиков практикуется в основном на предприятиях, подчиняющихся одному органу управления, и т. п. Индивидуальные графики разрабатываются для отдельно функционирующего предприятия. График документооборота должен предусматривать оптимальное количество подразделений и обрабатывающих его лиц и время работы над ним.

Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы. Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота по предприятию, учреждению осуществляет главный бухгалтер. (Рис.№5)

Все хозяйственные операции после их оформления первичными документами записываются в учетных регистров.

Учетный регистр - это специальная таблица, предназначенная для отображения документально оформленных хозяйственных операций в системе счетов, накопление и хранение учетной информации. Учетные регистры - это носители специального формата (бумажные, машинные) в виде сведений, журналов, книг, журналов-ордеров, предназначенные для хронологического, систематического или комбинированного накопления, группировки и обобщения информации из первичных документов, которые приняты к учету.

Рисунок №5 График документооборота кадровой службы

Регистр бухгалтерского учёта - элемент организации бухгалтерского учёта на предприятии, предназначенный для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учёту первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учёта и в бухгалтерской отчетности. Содержание регистров бухгалтерского учёта и внутренней бухгалтерской отчётности обычно составляет коммерческую тайну.

Учетные регистры различаются:

·  по назначению: хронологические, систематические и комбинированные;

·        по содержанию: синтетические и аналитические;

·        по форме: односторонние, двусторонние, табличные и шахматные

Регистры налогового учета - это формы, в которые заносится вся информация, необходимая для расчета налога на прибыль (ст. 314 НК РФ). На основании этой информации, систематизированной и обобщенной в регистрах налогового учета, составляют расчет налоговой базы.

Единой формы регистров нет, поэтому каждая фирма должна разработать их самостоятельно. Затем эти регистры необходимо утвердить и приложить к приказу об учетной политике для целей налогообложения.

Каждый регистр должен содержать обязательные реквизиты. Вот они:

·  наименование;

·        период (дата) составления;

·        измерители операции в натуральном (если это возможно) и денежном выражении;

·        наименование хозяйственных операций;

·        подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление регистра.

Регистры налогового учета можно вести либо вручную на бумаге, либо в электронном виде на компьютере. Каждый регистр должен быть обязательно подписан лицом, отвечающим за его составление. Им может быть как бухгалтер фирмы, так и специалист, занимающийся непосредственно налоговым учетом.

Инструкция по заполнению налогового регистра:

.Форму налогового регистра разрабатывает организация, руководствуясь правилами, прописанными в приказах Министерства Финансов России. В составленном бланке впишите наименование компании в соответствии с учредительными документами или фамилию, инициалы физического лица, если ОПФ предприятия является индивидуальный предприниматель. Укажите ИНН, КПП вашей фирмы или ИНН (для ИП).

.Напишите персональные данные работника, которому начислена заработная плата в размере, указанном в расчетной ведомости за конкретный месяц. Впишите ИНН сотрудника, адрес проживания в РФ, реквизиты паспорта (номер, серию). Данные сведения пишутся аналогично справке 2-НДФЛ.

.Напишите код и сумму предоставляемых вычетов данному сотруднику.

.Укажите сумму дохода за данный месяц, а также дату выдачи заработной платы специалисту. Соответственно, если локальным актом компании датой ее выдачи является 10е число месяца, то его и следует вписывать в этом пункте.

.Впишите статус налогоплательщика. От него зависит налоговая ставка. Если физическое лицо является нерезидентом, находящимся на территории РФ менее 183 дней, то его доход облагается по ставке 30%. Заработная плата резидентов подлежит обложению НДФЛ по ставке 13%.

.Напишите дату удержание НДФЛ и дату перечисления его в государственный бюджет. Последняя должна совпадать с датой списания денежных средств со счета компании, указанной в платежном поручении. Первая будет соответствовать дате выдачи заработной платы сотруднику по платежной ведомости.

.Выплаты по листу нетрудоспособности по беременности, родам, а также суммы денежных средств, уплаченных сотруднику за причиненный вред здоровью, в налоговый регистр по НДФЛ не включаются. Еще не входят в него суммы денег, которые носят единовременный характер. Постоянные выплаты НДФЛ облагаются.

4. Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности


Годовая бухгалтерская отчетность организаций состоит из:

♦ бухгалтерского баланса - форма № 1;

♦ отчета о прибылях и убытках - форма № 2;

♦ пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

• отчета о состоянии капитала - форма № 3;

• отчета о движении денежных средств - форма № 4;

• приложения к бухгалтерскому балансу - форма № 5;

♦ пояснительной записки;

♦ аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Квартальная бухгалтерская отчетность включает:

♦ бухгалтерский баланс - форма № 1;

♦ отчет о прибылях и убытках - форма № 2.

При этом необходимо иметь в виду, что организация по своей инициативе в состав квартальной бухгалтерской отчетности может включать также и другие формы, входящие в состав годовой бухгалтерской отчетности.

Субъекты малого предпринимательства, не применяющие в соответствии с действующим законодательством упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы № 3, 4, 5.

Квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала года.

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов РФ. Федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета также другими органами, утверждающими в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, но при условии, что их содержание не противоречит нормативным актам Министерства финансов РФ.

В международной практике применяют два вида бухгалтерской отчетности: статическую и динамическую.

Под статической отчетностью понимают бухгалтерский баланс. Его еще называют отчетом о финансовом положении предприятия. Он характеризует имущественное и финансово-экономическое состояние предприятия на определенный момент времени.

Под динамической отчетностью понимают отчет о прибылях и убытках. Он отражает результат проведения совокупности хозяйственных операций за определенный период времени.

В российской учетной политике преимущество отдается статической отчетности, при которой основной формой отчетности является бухгалтерский баланс.

В бухгалтерском балансе отражается имущество предприятия, его капитал и обязательства в денежном выражении на определенною дату. Он состоит из двух частей: актива и пассива. В активе отражается имущество предприятия (хозяйственные средства по их видам), а в пассиве - капитал и обязательства (источники формирования хозяйственных средств).

Термин "баланс" употребляется в качестве символа равновесия (от лат. - "имеющий две весовые чаши"; фр. - "весы"). Общая идея применения балансового метода состоит в выравнивании суммарного значения показателей, записанных в левой и правой сторонах уравнения:

Бухгалтерский баланс (отчет о финансовом положении предприятия) формируется по следующим основным принципам.

Принцип хозяйствующей единицы. Сущность этого принципа заключается в том, что имущество предприятия должно быть обособлено от его учредителей. Хозяйствующей единицей является любая организация, составляющая самостоятельный бухгалтерский баланс. При этом предприятие может быть частью другой, более крупной организации. Бухгалтерская отчетность для такой организации (предприятия более высокого уровня) составляется путем консолидирования (объединения) финансовых информационных данных о предприятиях более низкого уровня.

Принцип действующего предприятия. Согласно этому принципу предполагается, что оно функционирует в течение неопределенно длительного периода времени, его ликвидация не намечается и нет необходимости переоценивать активы предприятия.

Принцип денежного измерения. Он заключается в том, что в бухгалтерском балансе все показатели приводятся в едином денежном выражении. Это позволяет сопоставлять, складывать и вычитать неоднородные факторы хозяйственной деятельности предприятия.

Принцип учета по себестоимости. Сущность этого принципа заключается в том, что в бухгалтерском учете активы регистрируются по первоначальной покупной стоимости и затем, как правило, не переоцениваются. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в балансе-нетто не все активы отражены по первоначальной стоимости. Например, основные средства в нем представляются по остаточной стоимости, которая регулярно изменяется за счет накапливаемого износа. Кроме того, в условиях гиперинфляции допускается переоценка активов государственным регулированием.

Принцип двойной записи. Этот принцип обеспечивает равновесие баланса. Активы, указанные в левой стороне баланса, должны быть равны пассивам, указанным в правой его стороне. В активе баланса отражаются экономические ресурсы предприятия, а в пассиве - требования различных лиц по отношению к данному предприятию. Пассивы подразделяются на два вида: требования кредиторов (любых лиц, кроме учредителей предприятия) и требования учредителей, являющихся владельцами предприятия. Так как все активы могут быть востребованы либо кредиторами, либо владельцами капитала, сумма всех активов должна быть равна сумме пассивов.

В международной практике данное равенство трактуется с двух точек зрения:

♦ как равенство сумм хозяйственных средств и их источников;

♦ как соответствие ресурсов предприятия и требований кредиторов или учредителей к этим ресурсам.

В соответствии с первой точкой зрения каждый рубль, вложенный в активы предприятия, предоставляется либо кредиторами, либо учредителями и каждый полученный рубль вкладывается в определенный актив.

Согласно второй точке зрения активы предприятия - это его экономические ресурсы на дату составления баланса, а обязательства и капитал - это требования кредиторов предприятия или учредителей. Эта точка зрения особо актуальна при ликвидации предприятия в связи с его банкротством.

Принцип двойной записи также означает, что все хозяйственные операции записываются по дебету одного счета и кредиту другого в одинаковых суммах.

Предприятия и организации в своей практической деятельности применяют множество видов бухгалтерских балансов, которые классифицируются по различным признакам.

По способу составления бухгалтерские балансы подразделяются на сальдовые, оборотные и шахматные.

В сальдовом балансе отражаются остатки имущества предприятия и источников их формирования в денежном выражении на определенную дату

Оборотные бухгалтерские балансы, помимо остатков средств предприятия и их источников, отражают также данные об их движении за отчетный период.

Шахматный баланс составляется так, что из него видна корреспонденция счетов. Каждая клетка пересечения какой-либо строки со столбцами показывает определенную корреспонденцию счетов.

На практике шахматный баланс применяется редко, в основном на малых предприятиях, использующих ограниченное число синтетических счетов. Его достоинство заключается в однократном отражении операций, исключающем дублирование и сокращающем трудоемкость учетного процесса.

Шахматный баланс должен быть составлен с соблюдением следующих требований:

) итог по столбцу (сальдо начальное по дебету) должен соответствовать итогу по строке (сальдо начальное по кредиту). Это означает, что показатели из информационной системы предшествующего периода в систему текущего периода перенесены правильно и достоверно;

) итог оборотов по дебету должен соответствовать итогу оборотов по кредиту. Такое равенство подтверждает правильность применяемого метода двойной записи;

) сумма хозяйственных операций должна соответствовать оборотам по дебету и кредиту. Это означает, что ни одна запись, отраженная в журнале, не пропущена и не искажена при разноске по счетам бухгалтерского учета;

) итоговые суммы по конечным остаткам по дебету и кредиту счетов между собой должны быть равны. Этим подтверждается правильность проведенных арифметических действий по каждому из счетов Главной книги.

По времени составления бухгалтерские балансы подразделяются на вступительные, текущие, санируемые, ликвидационные, разделительные и объединительные.

Вступительный баланс составляется в момент создания предприятия. В нем отражается капитал, с которого организация начинает свою деятельность.

5. Понятие налоговой декларации с соответствии с гл 13 НК РФ. Состав форм налоговой отчетности


Статья 80. Налоговая декларация

. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу.

Расчет сбора представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, плательщика сбора об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет сбора представляется в случаях, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса применительно к каждому сбору.

Налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты, предусмотренные частью второй настоящего Кодекса. Указанные расчеты представляются в порядке, установленном частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу.

. Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.

Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с настоящим Кодексом, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.

. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

. Налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

При представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

. Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

. Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов и сборов, за исключением:

) вида документа: первичный (корректирующий);

) наименования налогового органа;

) места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;

) фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);

) номера контактного телефона налогоплательщика.

. Утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 27.11.2010 N 306-ФЗ.

. Особенности представления налоговых деклараций при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.

. Особенности исполнения обязанности по представлению налоговых деклараций посредством уплаты декларационного платежа определяются федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.

. Особенности представления в налоговый орган налоговой декларации консолидированной группы налогоплательщиков определяются главой 25 настоящего Кодекса.

6. Способы сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности уполномоченным органам. Условия и порядок хранение бухгалтерской и налоговой документации предприятий в налоговых органах РФ

бухгалтерский налоговый отчетность

Предоставление необходимой отчетности в установленные законом сроки - обязанность любого хозяйствующего субъекта будь то юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо. Согласно действующему российскому законодательству, перечисленные субъекты обязаны в определенном порядке сдавать отчетность в различные инстанции: Федеральную налоговую службу, Пенсионный Фонд Российской Федерации, Росстат, другие министерства и ведомства, в зависимости от рода своей деятельности. Львиная доля сдаваемой отчетности в нашей стране приходится на долю различных фирм и ИП, физические лица в большинстве своем сдают только документы в ФНС РФ и то далеко не все и не каждый налоговый период, а только в определенных ситуациях (несколько источников дохода, проведены крупные сделки купли-продажи и др.). В данной статье мы коснемся лишь темы различных способов сдачи налоговой отчетности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Сдача отчетности в налоговую

Согласно статье 80 действующего Налогового кодекса Российской Федерации налоговая и бухгалтерская отчетность может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через доверенное лицо, направлена по почте письмом с обязательной описью вложения, либо передана по телекоммуникационным каналам связи. Кроме того, в пункте третьей данной статьи говорится о том, что если среднесписочная численность сотрудников организации за предшествующий календарный год превышает 100 человек, то такая организация предоставляет установленные для нее формы отчетности в электронном виде (очевидно, для упрощения работы с этой отчетностью налоговым органам). Установление именно такого барьера (численность в 100 человек) позволяет сказать, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе воспользоваться всеми тремя вариантами, предусмотренными Налоговым кодексом РФ. Итак, разберем в подробностях каждый из перечисленных способов.

Личное предоставление отчетности в налоговые органы

Этот способ является традиционным и самым первым для российской налоговой системы. Налогоплательщик должен явиться в налоговый орган с отчетностью и лично предоставить все необходимые документы сотруднику ФНС России. Согласно последним поправкам в Налоговый кодекс, отчетность может предоставляться на бумажных носителях (может быть заполнена как от руки, так и машинным способом), либо на электронных носителях (магнитных носителях информации, содержащих файлы с отчетностью, сформированной в специальном налоговом ПО). К сожалению, сдача отчетности на электронных носителях требует подтверждения на бумажных носителях при личной явке в налоговый орган.

Лично сдавать отчетность может индивидуальный предприниматель, а также генеральный директор или главный бухгалтер ООО или акционерных обществ. Также возможна сдачи отчетности непосредственно в налоговый орган третьими лицами на основании доверенности, выписанной на их имя. Такую доверенность вправе оформить индивидуальный предприниматель для сдачи за себя отчетности, либо генеральный директор юридического лица - для сдачи отчетности компании, причем как на сотрудника компании, так и на любых других граждан.

Несомненным плюсом личной сдачи отчетности является то, что зачастую сотрудники ФНС сразу находят неточности и ошибки в заполнении документов, что позволяет, не теряя времени на информирование об этом налогоплательщика через другие каналы, исправить незначительные ошибки прямо на месте, либо в короткие сроки переделать отчетность и сдавать заново. Также на месте можно разобраться и со всеми другими проблемами и недоразумениями в Ваших взаимоотношениях с налоговыми органами (зачастую, налогоплательщик узнает о них, лишь придя сдавать отчетность). Ну и кроме того Вы будете на сто процентов уверены, что Ваша отчетность сдана именно в тот день, когда Вы сдали документы в «окошко», а значит сможете избежать головной боли, доказывая, что отправили бумаги вовремя, в установленный срок. К минусам можно отнести потерю времени в очередях (в территориальных инспекциях для работы с юридическими лицами и ИП, как правило, выделяется всего 1-2 окна), а также возможность технических ошибок при заполнении декларации, в частности на бумажном носителе (можно банально перепутать цифры ИНН или совершить арифметическую ошибку).

Отправка налоговой отчетности почтой

Согласно вышеупомянутой статье 80 НК РФ, почтовое отправление с налоговой отчетностью должно являться письмом с описью вложения. В случае отправки налоговой отчетности любым другим почтовым отправлением оно может быть не рассмотрено налоговиками из-за нарушения действующего порядка предоставления документов. Опись представляет собой специальную форму, в которой перечислено содержимое конверта. Один экземпляр описи вкладывается в сам конверт, Вы на руки получите почтовый документ, в котором будет указано, что, когда и куда Вы отправили. Обязательно на таком документе должен стоять почтовый штемпель с датой отправления, так как согласно пункту 4 статьи 80 НК РФ, дата отправления письма с описью вложения считается датой подачи отчетности в налоговый орган. Поэтому эту квитанцию необходимо обязательно сохранить, особенно если отчетность сдается в последние часы до крайнего срока, установленного законом, т.к. возможно, что на конверт будет проставлена следующая дата в связи с особенностями сортировки писем на почте.

Вашим правом является и самостоятельный выбор почтового оператора для отправки отчетности, это не обязательно должна быть «Почта России». Однако, не совсем рационально пользоваться дорогостоящей курьерской доставкой <http://www.bisgid.ru/ideas/services/courier/>таких компаний как DHL, так как датой сдачи отчетности считается дата ОТПРАВЛЕНИЯ, а не дата доставки в налоговую. Но, если доставка осуществляется негосударственным оператором, то весьма целесообразно взять у него копию лицензии на осуществление такой деятельности во избежание недоразумений.

К положительным моментам сдачи документов в налоговую при помощи почты можно отнести удобство (не надо стоять в очередях в налоговой), оперативность (особенно, если в одном городе), доступность (тарифы на почтовые отправления ФГУП «Почта России» очень доступны). К отрицательным относятся все минусы работы нашей почты - возможная потеря или повреждение письма, длительные сроки доставки (что может повлечь за собой административное или даже уголовное производство, т.к. ФНС не будет знать, предоставили Вы отчетность или нет), несоответствие даты отправления в квитанции и на конверте (повод для налоговой оштрафовать налогоплательщика, если дата на штемпеле, нанесенном на конверт будет позже установленного срока подачи).

Сдача отчетности по телекоммуникационным каналам - отчетность в электронном виде

Этот способ является самым молодым и прогрессивным, он стремительно развивается и все больше и больше налогоплательщиков выбирают его для сдачи отчетности. Его можно поделить на две больших составляющих: сдачу отчетности через Интернет, а также сдачу в специализированных центрах, которые по защищенным каналам связи передают информацию непосредственно в налоговую. Непосредственно Федеральная налоговая служба России отчетность ни через Интернет, ни в специализированных центрах не принимает. Этим занимаются специальные телекоммуникационные компании, имеющие договор с ФНС РФ, согласно которому они могут принимать отчетность у налогоплательщиков и в электронном виде передавать ее по защищенным каналам в налоговую.

Такие компании вправе заключать с налогоплательщиками договор, по которому они предоставляют ему возможность на возмездной или безвозмездной основе предоставлять им отчетность по каналам связи, а они обязуются передать ее в ФНС РФ. Также налогоплательщик выписывает на имя компании доверенность на предоставление своей отчетности в налоговые органы. Как правило, если речь идет о сдаче отчетности на электронном носителе в офисе телекоммуникационной компании, то такая услуга предоставляется бесплатно без заключения какого-либо договора, но с составлением доверенности. Если же предоставляется возможность отправки электронных документов через Интернет, то такая услуга обязательно платная, как правило, устанавливается определенный размер ежегодной абонентской платы (в настоящий момент, примерно 1000-1500 рублей в зависимости от компании). Кроме того, налогоплательщику согласно договору зачастую предоставляется возможность сдавать и отчетность в ПФР, ФСС и органы статистики таким же образом. Компаний, предоставляющих такой комплекс услуг, сейчас немало на рынке, одним из явных лидеров является группа компаний «Тензор», имеющая офисы во многих регионах России.

Каким образом формировать отчетность для сдачи через телекоммуникационные каналы? На сайтах специализированных компаний - операторов есть специальное программное обеспечение, которое постоянно обновляется в соответствии с изменениями форм отчетности, сроков и т.д. Данное ПО, как правило, интегрировано со многими программами популярными учета и ведения бухгалтерии, в том числе такого производителя как 1С. При помощи этого программного обеспечения можно составлять отчетность в ручном режиме, загружать данные из разных источников, распечатывать готовые формы, следить за сроками сдачи отчетности, отправлять готовые документы оператору через Интернет (если у Вас заключен такой договор), либо сохранять их на электронный носитель для последующего визита в офис оператора и сдачи. Информация, которую оператор получает как через Интернет, так и лично в офисе, отправляется в зашифрованном виде в территориальное Управление ФНС России. Таким образом, разница между бесплатной (как правило) сдачей в офисе телекоммуникационной компании и подачей отчетности через интернет состоит лишь в удобстве и экономии времени, за что, впрочем, нужно вносить ежегодную абонентскую плату, технически эти два способа никак не различаются.

В последнее время в связи с заявлениями Президента Медведева часто заходит речь о внедрении системы электронного правительства. В частности, Портал государственных услуг Российской Федерации уже активно работает, открыта сложная процедура регистрации, для жителей некоторых регионов (в частности, Москвы) открыт доступ к некоторым услугам, предоставляемым через Интернет (например, получение загранпаспорта). На портале предусмотрена функция сдачи отчетности в ФНС, но, к сожалению, в данный момент услуга не предоставляется в режиме онлайн, просто дается инструкция о тех шагах, которые надо предпринять для правильной сдачи. В дальнейшем, с развитием этого Портала, возможно, отпадет потребность в фирмах-посредниках, а налогоплательщики смогут напрямую подавать свои документы в налоговую службу.

Несомненно, Интернет - самый перспективный канал общения между гражданами и государственными органами, в том числе и по поводу сдачи налоговой документации. Отсутствие очередей, максимальное удобство и комфорт, возможность сдачи из дома или офиса, минимизация процента ошибок при составлении документов, моментальная доставка информации - все это бесспорные плюсы Интернета в сравнении с другими способами. Конечно, можно сказать, что существует определенная опасность того, что информация, передаваемая через Интернет, может попасть в руки злоумышленников и может принести значительный ущерб, но современные меры шифрования и кодирования информации, технологии защиты от взломов сервера позволяют минимизировать такую вероятность. Уже сейчас можно говорить, что подача документации через Интернет - технологии настоящего, ими уже сегодня пользуются сотни тысяч человек, но в будущем популярность этого канала передачи данных будет только увеличиваться.

7. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершения

Налоговое правонарушение, согласно статье 106 НК РФ, - это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие)налогоплательщика <http://www.grandars.ru/student/nalogi/nalogovaya-sistema.html>, за которое НК РФ установлена ответственность.

К ответственности за налоговые правонарушения могут быть привлечены как организации <http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/organizaciya.html>, так и физические лица <http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/grazhdanin.html> в случаях, предусмотренных гл.16 Налогового кодекса. Последние могут быть привлечены к ответственности с шестнадцатилетнего возраста. Ст. 108 НК РФ раскрывает общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

§ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ;

§   ответственность за налоговое правонарушение, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного УК РФ;

НК РФ <http://www.grandars.ru/student/nalogi/nalogovyy-kodeks-rf.html> различает степень виновности налогоплательщиков за совершение налоговых правонарушений. Так, противоправное деяние может быть совершено умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействий), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействий). Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействий) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействий), хотя должно и могло это осознавать.

Согласно ст. 114 НК РФ, налоговой санкцией является мера ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции установлены в виде денежных взысканий (штрафов) главой 16 НК РФ.

Если налогоплательщик совершил два или более налоговых правонарушения, то налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение.

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим вопросы, связанные с налоговыми правонарушениями, является НК РФ <http://www.grandars.ru/student/nalogi/nalogovyy-kodeks-rf.html>. Налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение посвящен VI раздел НК РФ.

НК РФ является не единственным источником, в котором закреплена ответственность за совершение налогового правонарушения. Объективно существующая дифференциация в проявлениях и последствиях противоправных действий (бездействий) в налоговой сфере повлекла их разделение на налоговые преступления, за которые предусмотрена уголовная ответственность, и налоговые правонарушения, влекущие административную ответственность. Регламентирование различных видов ответственности за совершение противоправных деяний объясняется их разнообразным характером.

Противоправность деяния и наличие санкции за данное деяние являются обязательными признаками налогового правонарушения, которые образуют его состав. Налоговым правонарушением признается действие (бездействие) при одновременном наличии 4 элементов: объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями гл.16 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 114 НК РФ мерой ответственности за совершение правонарушения является налоговая санкция, которая имеет и превентивное значение - предотвращение повторного совершения плательщиком налогового правонарушения. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности, налоговой санкции.

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

Виды налоговых правонарушений, а также налоговая и административная ответственность за их совершение представлены в статьях Налогового кодекса <http://www.grandars.ru/student/nalogi/nalogovyy-kodeks-rf.html> с 116 по 135 и статья 75.

Законодательством установлена обязанность налогоплательщиков по постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения (по месту жительства, если речь идет о физических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), по месту нахождения обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им налогоплателыцику недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению (ст. 83 НК РФ).

В целях обеспечения налогового контроля должностные лица налоговых органов в соответствии со ст. 91 НК РФ при соблюдении установленных законодательством условий пользуются правом беспрепятственного доступа на территорию или в помещение налогоплательщика.

Нарушение налогоплательщиком срока постановки на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. рублей.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.

Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока предоставления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей.

Не предоставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее предоставления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей.

Не предоставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.

Неправомерное не перечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

Налоговое законодательство, регулируя общественные отношения, возникающие в связи с уплатой налогов, устанавливая права и обязанности субъектов налоговых отношений, предусматривает применение различных мер государственного принуждения в случаях нарушения субъектами налоговых правоотношений своих обязанностей. Юридическая ответственность - общеправовая категория, которая конкретизируется в отдельных отраслях права.

Список литературы


1.  Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 К7-ФКЗ).

2.       Федеральный закон N 402 -ФЗ «О бухгалтерском учете».

.        Гражданский Кодекс часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 30.11.2011).

.        Гражданский Кодекс часть 2 от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012).

.        Гражданский Кодекс часть 3 от 26.11.2001 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2011) (ред. от 30.06.2008).

.        Гражданский Кодекс часть 4 от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от 08.12.2011).

.        Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 30.03.2013).

8.  Абрютина Н.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятий.- М.: Бизнес-центр, 2009. - 256 с.

9.       Адамов Н.А., Козенкова ТА. Пути оптимизации системы налогообложения / Н.А. Адамов // Все о налогах. - 2008. - № 4. - 12-13с.

.        Александров И.М. Налоги и налогообложение, Москва, 2010 г. - 269 с.

.        Ануфриев В.Е. Учет и планирование финансовых результатов // Бухгалтерский учет. - 2008. - №4. - с. 45-52.

.        Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. - М.: Экономистъ, 2009. - 560 с.

.        Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2008.- 414с.

.        Богданова Е.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации Московская Финансово-Промышленная Академия 2010. - 238 с.

.        Бодрова Т. В. Налоговый учет и отчетность. Феникс 2010 г. - 186 с.

.        Бороненкова С.А. Управленческий анализ: Учеб. Пособие. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 384 с.

.        Брызгалин А.В. «Налоги, люди, время…или этот безграничный мир налогов» Налоги и финансовое право, 2008 г. - 297 с.

.        Брызгалин А.В. Налоговый кодекс РФ. Ч. 1 в 2011 году. Под ред. Брызгалина А.В. «Омега-Л» 2011 г. - 376 с.

.        Верстина Н.Г. Налоговое планирование как элемент финансовой политики предприятия. - М: Прогресс, 2010 г. - 231 с.

.        Воробей Е.К., Волкова-Гончарова Т.А., Сивкова С.В., Мулыкина В.П., Гварлиани Н.Х., Самохвалова О.С., Кузьмина К.Е. «Современная оценка экономического и налогового потенциала малого предпринимательства: региональный аспект». Москва Финансы и статистика, 2010 г.

.        Гварлиани Т.Е., Овечкин С.В. и др. «Исследование теории налоговедения и тенденций ее развития». Москва, Финансы и статистика, 2009 г. - 352 с.

.        Гончаренко Л. И., Анашкин А. К. Налоговое администрирование: лучше быть, чем казаться // Ваш налоговый адвокат, № 5, 2008 г. - 18-20 с.

.        Дадашев А.З., Лобанов А. В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. М.: Книжный мир, 2008. - 231 с.

.        Налоги и налогообложение / Под. ред. Поляка А. Н. - М.: Финансы, 2009. - 176 с.

.        Налоги и налогообложение. Учебник для студ. вузов/Под ред. докт. эконом. наук, проф. И.А. Майбурова. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 519 с.

.        Налоги и налогообложение: учебник / под. ред. Б.Х. Алиева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2010 г. - 294 с.

.        Налоговая политика и налоговое администрирование: учеб, пособие / Аронов, А.В., Кашин, В.А. - М.: Экономистъ, 2009. - 591 с.

.        Пансков В. Г. Налоги и налогообложение. Теория и практика: Юрайт 2011 г. - 201 с.

.        Петров М.Л. Налоговая система и налогообложение в России: учеб. пособие / М.А. Петров. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 203 с.

.        Семенова В.М. Экономика предприятия: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп.; - М.: Центр экономики и маркетинга, 2010. - 312 с.

.        Скрипниченко В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / В.Скрипниченко. - СПб.: Питер - М. Издат. Дом. БИНФА, 2010. - 326 с.

.        Соркажердв В.В., Гварлиани Т.Е. Экономико-правовые аспекты стратегии модернизации России: механизмы обеспечения конкурентоспособности и качественного экономического роста //Terra Economicus - 2010, том 8, № 7, -152-157 с.

.        Тедеев А.А, В.А.Парыгина, «Налоги и налогообложение», Москва, 2009. - 286 с.

.        Хорее А.И., Рукин Б.П., Булавина Е.В. Значение налоговой нагрузки в формировании доходов промышленных организаций / А.И. Хореев и др. // Налоговая политики и практика. - Май 2009. - № 5 (53), - 8-10 с.

.        Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / В.В. Ху-долеев. - 3-е изд., испр. и переаб. - М.: ИД «Форум»; ИНФРА-М, 2009. - 285 с.

.        Швандр В.А., Экономика предприятия: Учебник для вузов/- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 718с.

Интернет - ресурсы:

1.       <http://www.gks.ru> - Официальный сайт Росстата

.        <http://www.minfin.ru> - Официальный сайт Министерства финансов РФ.

.        <http://www.nalog.ru> - Официальный сайт Федеральной налоговой службы России.

.        <http://www.r23nalog.ru> - Официальный сайт ФНС Краснодарского края.

5.       http://www.krasnodar.ru <http://www.krasnodar.ru> - портал исполнительных органов государственной власти краснодарского края

.        www.klerk.ru <http://www.klerk.ru>

.        Гражданский Кодекс - <http://www.grazkodeks.ru/>

.        Журнал «Налоги и платежи <http://www.nalogi.com.ru>»- <http://www.nalogi.com.ru/>

.        Журнал «Налоговый вестник» <http://www.nalvest.com> -http://www.nalvest.com/

.        Журнал «Российский налоговый курьер» - <http://www.rnk.ru>

.        Налоговый Кодекс РФ - <http://www.nalkodeks.ru/>

Похожие работы на - Бухгалтерский и налоговый учет

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!