Возрождение в Германии

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,64 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Возрождение в Германии

Казанский государственный архитектурно-строительный университет












Реферат

по истории искусств и архитектуры

на тему: Возрождение в Германии











Казань, 2014

Введение

В Германии расцвет культуры не был таким органичным, как в Италии. Собственного античного наследия не было, античность стала известна уже в переработке итальянцами. В отличии от Италии, где искусство становится светским, в Германии религиозные темы все еще господствуют в искусстве. Развиваясь одним целым с европейским Возрождением, германское искусство чаще искало свой путь развития. Конец XV - начало XVI в. стали периодом недолговременного, но блистательного расцвета немецкой ренессансной живописи и графики, которые в значительно большей мере, чем в Италии, сохраняли связь с традициями готики, но дали художественные достижения мирового значения. Поэтому огромную роль играли местные художественные традиции. Писатели-мистики XIII - XIV веков дали богатый материал художникам последующих двух столетий.

Отличительные черты немецкого искусства: интерес к сокровенной жизни духа, переживаниям и конфликтам. Меньше рациональности, богатое воображение при изображении драм и трагедий, ощущение неповторимости каждого явления, интерес к портрету, меньший отрыв от средневековья, отсутствие образа идеальной личности. Кроме того, важной идеологической составляющей явилась Реформация.

Реформа́ция - массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI - начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией. Основными причинами Реформации являлись преодоление феодальной раздробленности и возникновение централизованных государств, появление национальной буржуазии, (третьего сословия) которая не желала тратить деньги на дорогую церковь, недовольство различных слоёв населения Европы моральным разложением католической церкви. Церковь в лице Римского папы и монастырей владела огромными богатствами, что вступало в противоречие с учением Христа и стало причиной требовать «дешевую» церковь. И в соответствии с этим становилась не только ненужной, но и просто вредной вся дорогостоящая организация церкви с её папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением.В протестантской церкви ничего этого и не будет. Католическая церковь была порождена феодальным строем, который к 14 - 15 вв. начал распадаться. В протестантском движении были заинтересованы государства, находящиеся на достаточном расстоянии от Рима: Германия, Нидерланды, Англия, Швейцария, Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия. Латинский язык был уже совсем непонятен массам населения этих стран, которые говорили на своих национальных диалектах.

Её начало - выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций.

Церковь особенно преследовала те учения, в которых спасение признавалось делом самого человека. Именно поэтому Реформация в лице Мартина Лютера провозгласила спасение человека - делом только его самого и его Веры, то есть ответственности перед богом. Для этого требовалось дать каждому верующему Библию на родном языке, и Мартин Лютер перевел ее на немецкий, заложив основы немецкого литературного языка. 10 декабря 1520 года при огромном скоплении народа Лютер сжёг папскую буллу, где осуждались его взгляды. Император Священной Римской империи Карл V вызвал Лютера на имперский сейм в Вормсе с целью убедить его отказаться от своих взглядов. Лютер ответил: «На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог».

В Германии выступление Лютера на Вормсском рейхстаге всколыхнуло широкие народные массы. В 1523 году часть рыцарей, недовольных своим положением в империи, подняло восстание, провозгласив себя продолжателями дела Реформации. Очень быстро рыцарское восстание было подавлено, но оно показало, что стремление Лютера осуществить Реформацию мирным путём уже не осуществится. Доказательством этого стала разгоревшаяся вскоре Крестьянская война во главе с Томасом Мюнцером. Крестьяне требовали вернуться к временам, когда не было богатых и бедных, к идеям раннего христианства, к уравниванию всех в имуществе. Теперь религиозное учение обрело явно социальный характер. Крестьяне были разбиты. В то же время часть немецких князей выступила в защиту учения Лютера, подписав протестный документ. Их стали называть протестантами. Протестантизм успел пустить на немецкой земле глубокие корни и давно уже являлся религией не только князей и купцов, но и крестьян и рудокопов.

Но не смотря на существенную роль христианства в ту пору, на творчество художников и архитекторов немецкого ренессанса сильно повлияли местные традиции, мифологические образы и мировоззрение народа тех земель, что отчётливо видно в сохранившихся до наших дней работах мастеров северного возрождения.

Глава I. История немецкого возрождения и его деятели

В Германии первые черты нового искусства появились в 1430-е годы (Л. Мозер, Х. Мульчер, К. Виц), а собственно Возрождение, на искусство которого оказали большое влияние идеи Реформации и события Крестьянской войны 1524-1526, началось на рубеже 15 и 16 веков и закончилось уже в 1530-1540-е годы (живопись и графика Альбрехта Дюрера, Маттиаса Грюневальда, Лукаса Кранаха Старшего, Альбрехта Альтдорфера, Ханса Хольбейна Младшего, Ганса Бальдунга, скульптура Т. Рименшнейдера, Ф. Штоса, А. Крафта и др.).

Особое течение немецкого Возрождения, отличающееся ярко выраженным национальным своеобразием, образует творчество мастеров Дунайской школы, главой которой являлся Альбрехт Альтдорфер. В искусстве этих художников также заметен отпечаток неустойчивости немецкой художественной культуры 10 века, во многом живущей пережитками прошлого, объединяющей в себе новые, реалистически разумные взгляды на мир с путаными иррациональными представлениями. При этом мастерам дунайской школы равно чужды научные интересы Дюрера и религиозная экзальтация Маттиаса Грюневальда. Освободившись в своем творчестве от спиритуалистической направленности средневекового искусства, они не пришли к прославлению человеческого разума и поискам гармонического идеала. В их произведениях создан сказочный мир, в котором фантастика и вымысел переплетаются с точно зафиксированными впечатлениями от реальной действительности, мифологическая или библейская легенда сливается с жанровым повествованием. Позднеготические элементы уживаются с реалистическими открытиями, причудливость соединяется с простотой. В качестве наиболее сильной стороны творчества этих художников можно отметить присущее им обостренное чувство природы. Они становятся родоначальниками немецкого пейзажа как самостоятельного жанра живописи, изображая людей в окружении природы или природу в чистом виде.

Дунайская школа

К Дунайской школе относят ранние картины Лукаса Кранаха Старшего, произведения Альбрехта Альтдорфера («Битва Александра Македонского при Иссе», 1529 год), В. Хубера и других художников, отличающиеся свободой художественной фантазии, яркой эмоциональностью, пантеистическим восприятием природы, лесного или речного пейзажа, интересом к сказочно-легендарной окраске сюжета; они выделяются также динамичной, порывистой манерой письма, острой выразительностью рисунка, интенсивностью цветовых решений. Тенденции искусства Возрождения переплетены в Дунайской школе с традициями поздней готики. Творчество Дюрера определило ведущее направление искусства немецкого Возрождения. Влияние его на современных художников, в том числе и на художников Дунайской школы, было велико; оно проникло даже в Италию, во Францию.

Одновременно с Дюрером и вслед за ним выступила плеяда крупных художников. Среди них были тонко чувствующий гармонию природы и человека Лукас Кранах Старший (1472-1553) и наделенный огромной силой воображения Маттиас Готхардт Нейтхардт, известный под именем Маттиас Грюневальд (около 1475-1528), связанный с мистическими народными учениями и готической традицией. Его творчество проникнуто духом бунтарства, отчаянного исступления или ликования, высоким накалом чувств и мучительной экспрессией то вспыхивающего, то замирающего, то гаснущего, то пламенеющего цвета и света. Северное возрождение по истине уникально в своём роде своим тесным переплетением прошлого и настоящего того времени, влиянием Итальянского возрождения, слиянием техник и мастерства.

В творчестве мастеров немецкого Возрождения происходит единение человека с природой. Опара на античность носила двоякий характер. Художники брали сюжеты из античной истории и мифологии. Но древнегреческие и римские сюжеты решены далеко не в античном духе, а наоборот показаны в своём неповторимом стиле, где слились воедино веяния возрождения и традиционные немецкие мотивы. Основные деятели искусства эпохи Северного возрождения в Германии:

немецкий возрождение дюрер альтдорфер

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Возрождение в Германии называют эпохой Дюрера. Дюрер - первый художник, чья популярность была общеевропейской уже при жизни. Будущий художник родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера, прибывшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века, и Барбары Хольпер. У Дюреров было восемнадцать детей, из которых выжили восемь. Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном. С 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской. Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью. Старший Дюрер уступил его просьбам, и в возрасте 15 лет Альбрехт был направлен в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни, одной из первых автобиографий в истории западноевропейского искусства.

Дюрер, как и многие мастера Возрождения, был всесторонне даровитым. Его талант в равной степени развивался в гравюре, живописи, теории искусства.

-1500 года - начало самостоятельной деятельности, вернувшись из Италии, Дюрер стал пробовать работать одновременно в живописи, гравюре на дереве и гравюре на меди. Он работал над алтарными образами, придавая им реалистическую достоверность. Портреты Дюрера положили начало расцвету этого жанра в немецкой живописи. К концу 90-х годов его имя становится известно не только в Германии, но за ее пределами, главным образом благодаря популярности гравюр. Дюрер предпочитал распространенную однолистную гравюру на дереве, со временем перешел к созданию серий гравюр, соединенных в виде сброшюрованных книжек с сопроводительным текстом на обороте листов. Во второй половине 90-х годов художник переходит к новой технике: он вводит штриховку по форме изгибающимися линиями, применяет перекрестные штрихи, дающие глубокие тени. Среди лучших работ этого времени - "Св.Екатерина" 1498 года, серия гравюр "Апокалипсис". Содержащиеся в "Апокалипсисе" описания бедствий и гибели человечества в то время производили сильное впечатление. Иллюстрации Дюрера отражают реформационные настроения.

Гравюра "Меланхолия" 1514 года является одной из самых загадочных его работ. Она изображает одиноко сидящую женщину в лавровом венке, олицетворяющую творческий гений. На боку у нее связка ключей и кошелек, на коленях - закрытая книга, в правой циркуль - символ геометрии и строительного искусства. На стене за спиной женщины висят весы, песочные часы, колокол и магический квадрат. Человек для Дюрера - центр мироздания. Он создает обобщающий тип человека эпохи Ренессанса в "Автопортрете" 1500 года. Дюрер помещал свои автопортреты во многих картинах, он подписывал полным именем все свои масштабные работы, ставил монограмму на гравюрах и даже на рисунках. Влияние нидерландской школы сказывается в тщательности проработке деталей, для портретов характерна необычайная экспрессивность.

В своих теоретических работах Дюрер разделил ремесло, в основе которого навык, и искусство, базирующееся на теории.

Реформация, как общесоциальное явление не могло не повлиять на мировоззрение и, как следствие, на творчество мастера. В 1517 году Дюрер примкнул к кружку нюрнбергских реформаторов, во главе которых стояли викарий августинцев Иоганн Штаупитц и его соратник Венцеслав Линк. Знакомство с сочинениями Мартина Лютера, которые, по словам художника, «очень ему помогли», вероятно, произошло около 1518 года. В начале 1518 года Дюрер послал Лютеру свои гравюры, художник надеялся выгравировать его портрет, однако их личная встреча так и не состоялась. В 1521 году, когда распространился ложный слух о том, что Лютер после Вормского рейхстага был схвачен, Дюрер записал в своём «Дневнике путешествия в Нидерланды»: «О боже, если Лютер мёртв, кто отныне будет так ясно излагать нам святое евангелие?»

В поздних работах Дюрера некоторые исследователи находят сочувствие протестантизму. Например, в гравюре «Тайная вечеря» (1523) включение в композицию Евхаристической чаши считается выражением солидарности с каликстинцами, хотя эта интерпретация была подвергнута сомнению.

После выхода в свет «Апокалипсиса» Дюрер прославился в Европе как мастер гравюры, и лишь во время второго пребывания в Италии получил за рубежом признание как живописец. В 1505 году Якоб Вимпфелинг в своей «Немецкой истории» писал, что картины Дюрера ценятся в Италии «…столь же высоко, как картины Паррасия и Апеллеса». Работы, выполненные после поездки в Венецию, демонстрируют успехи его в решении задач изображения тела человека, в том числе обнажённого, сложных ракурсов, персонажей в движении. Исчезает свойственная его ранним произведениям готическая угловатость. Произведения 1507-1511 годов отличаются уравновешенностью композиции, строгой симметрией, «некоторой рассудочностью», суховатостью манеры изображения. В отличие от своих венецианских работ, Дюрер не стремился передать эффекты световоздушной среды, работал с локальными цветами, возможно, уступая консервативным вкусам заказчиков.

Всего А. Дюрер создал 374 ксилогравюры и 83 гравюры на меди. Для него гравюра была не только средством тиражирования художественных произведений и иллюстрирования книг, доступной широким слоям населения, но и самостоятельной отраслью изобразительного искусства. Кроме того, в гравюре, в отличие от живописи, раньше появились и легче приживались новые жанры. Помимо традиционных библейских и новых античных, он разрабатывал и бытовые сюжеты.

Несомненно А.Дюрер является одним из самых ярких представителей Северного возрождения. Его можно считать основоположником направлений, которые в последствии перехватили многие другие мастера того времени. Его вклад нельзя недооценивать и в общеевропейское искусство, ведь он стал первым немецким художником возрождения, которого признала вся Европа.

Глава III. Жизнь и творчество Альбрехта Альтдорфера

Альбрехт Альтдорфер (ок.1480-1538), возглавлял "Дунайскую школу". Работал в Южной Германии и Австрии. Тематика его работ библейская и мифологическая.

Рисунки Альтдорфера являются полноценными произведениями искусства. В 1510 году написан "Лесной пейзаж с битвой св.Георгия", в котором стремление к тональной живописи наиболее полно выражено. Зрелость мастера омечена созданием алтаря монастыря Санкт-Флориан близ австрийского города Линца в 1516-1518 году. Высота алтаря 2,7 м, на нем размещено 16 картин. Во всех композициях линия горизонта проходила на одном уровне. Все сцены пронизаны кипением страстей, то скрытых, то вырывающихся наружу. Драматическая обостренность особенно проявляется в почти босховской гротескности. Колорит является наиболее замечательной чертой живописи алтаря. В "Молении о чаше" красные отсветы написаны по фону из чистого золота. Самое замечательное произведение Альтдорфера "Битва Александра с Дарием" 1529 года в ней действие разворачивается на фоне показанного сверху грандиозного пейзажа.

Картины Альтдорфера, полные фантазии и поэзии, производят чарующее впечатление; они богаты самым разнообразным жизненным содержанием; фигуры и пейзаж одинаково разработаны, с любовью, умно и старательно.

Ему принадлежит заслуга открытия для немецкой живописи жанра «чистого» пейзажа: Пейзаж с замком Вёрт (нач. 1510-х). Первая историческая картина Северного Возрождения: Битва Александра Македонского с царем Дарием (Битва Александра Македонского при Иссе) (1529) была заказана художнику герцогом Вильгельмом IV Баварским при основании Старой Пинакотеки.

Главное произведение его кисти, изображающее победу Александра над Дарием, хранится в Мюнхене. Одна Мадонна со святыми принадлежит Амбразовскому собранию редкостей в Вене.

Как гравер Альтдорфер вместе с Альдегревером принадлежит к так называемым "малым мастерам"; работы его важны для современной художественной промышленности, так как содержат массу превосходных орнаментов в стиле немецкого Возрождения.

Некоторые полагают, что он является учеником Дюрера, так как в творчестве художника прослеживаются его мотивы. Но к Дюреру он имеет такое же отношение, как большинство мастеров Германского возрождения, которые многое почерпнули из его работ и творчества.

Самые знаменитые его произведения:


Маттиас Нитхард (ок.1470-1528) - Грюневальд, так с XVII века стали называть крупнейшего немецкого живописца и архитектора . Нитхардт работал во Франкфурте-на-Майне, Майнце, был придворным живописцем майнцских архиепископов и курфюрстов. В творчестве мастера наиболее полно выразился национальный дух, его мироощущение близко к народному, религиозные образы трактованы в духе мистических ересей. Его манере присуще драматизм и экспрессия, особое соотношение цвета и света. Самое известное произведение Грюневальда - "Изенгеймский алтарь" представлял собой монументальную девятичастную композицию, дополнением которой служила раскрашенная деревянная скульптура. В центре композиции - исполненная полного трагизма, передача мук и боли сцены распятия Христа.

Ганс Гольбейн Младший (ок.1947-1543). Как художник развивался в эпоху зрелости Возрождения, став его самой яркой личностью. Гольбейн из всех немецких художников был ближе всего к итальянскому Возрождению. Работал во Франции, Нидерландах, а с 1532 года переезжает в Англию, где ему покровительствуют Томас Мор и Генрих VII. Лучше всего Гольбейн работал в рисунке и портрете. Ранние портреты Гольбейна созданы в технике серебряного карандаша, после 1522 года мастер чаще использует более мягкие материалы - черный и цветные меловые карандаши. Свои поздние портреты художник рисует на розовой бумаге, которая дает теплоту человеческому лицу.

Лукас Кранах Старший (1472-1553)Он был придворным живописцем саксонского курфюрста. Кранах был знаком с Лютером, иллюстрировал его сочинения. В ранних работах Кранаха сочетаются драматизм и лиричность. В пейзажах все тщательно прописано. В монументальных алтарных композициях "Алтарь св.Екатерины", "Княжеский алтарь" художник использует и жанровые мотивы. Его "Мария с младенцем", "Венера" близки итальянским образцам, с которыми он был хорошо знаком. В портретах своих современников Кранах стремился к тщательной передаче всех деталей внешнего облика.

В последний период творчества у мастера преобладают мифологические и сказочные сюжеты, проявляются черты маньеризма.

Кранах прославился очень утонченным стилем, в котором очень гармонично соединяются пейзаж и фигуры. Кранах был придворным живописцем Фридриха Мудрого в Виттенберге - саксонского курфюрста, возглавлял крупную мастерскую, а также оставался другом Лютера и сторонником идей Рейформации. Он занимался иллюстрированием протестантских памфлетов, несколько раз писал портреты Лютера - своего друга, а также занимался финансированием издания Библии - Лютер перевел ее на немецкий язык.

В ранних работах Кранаха отражается явное новаторство замыслов - с их помощью он выразил противоречивость эпохи, в которую жил. В жанре портрета художник достиг огромного мастерства как раз в тот момент, когда стал придворным художником. В его работах запечатлено немало известных современников. Что примечательно, он не идеализировал своих заказчиков, хотя всегда относился к ним с симпатией, но без лишнего восхищения.

Ганс фон Кульмбах (1476 - 1522) Художник и мастер по гравюре. Учился у Якопо де Барбари, быть может, занимался затем в мастерской Альбрехта Дюрера, последователем которого стал позже, трудился в Нюрнберге и Кракове. Он писал исторические картины и портреты, хотя и не столь мастерские в отношении рисунка, как дюреровские, однако, замечательные по мягкости и гармоничности общего тона, по тонкости переходов в нюансах красок и по прекрасной разработке светотени. Главные его произведения - «Небесное коронование Богородицы» (алтарный образ в церкви святого Зебальда, в Нюрнберге), две боковые створки триптиха, «Святой Иоаким со святой Анною» и «Святой Вилибранд со святым Бенедиктом» (в мюнхенской Пинакотеке) и «Поклонение волхвов» (в Берлинском музее).

Ханс Бальдунг (1480, 1484 или 1485 - 1545) - один из выдающихся художников так называемой верхнегерманской школы, известен как живописец, гравёр и рисовальщик. Считается самым талантливым учеником Дюрера.

Родом из гуманистически образованной семьи юриста. Вскоре после рождения Ханса семья переехала в Страсбург. В 1503 г. Бальдунг уже находится в мастерской Дюрера в Нюрнберге, где остаётся до 1507 г. будучи подмастерьем великого художника, Бальдунг вместе с Кульмбахом и Шейфеленом делает самостоятельно иллюстрации, зарабатывая на жизнь. Его рисуночный автопортрет, хранящийся в Публичном художественном собрании в Базеле, красноречиво говорит о независимом и смелом нраве художника уже в юности.

Бальдунг одним из первых среди живописцев открыто примкнул к Реформации. Даже в его ранних, ещё «католических» работах, часто звучат суровые морализаторские ноты.

Работал в Брейсгау, Швейцарии и Эльзасе. Поселившись с 1538 г. В Страсбурге, был придворным художником при дворе епископа.

В картинах Бальдунга заметно влияние натуралистической верхнегерманской школы, но в выборе сюжета и в компоновке проявляется богатая творческая фантазия.

Самыми выдающимися из его работ считаются картины, находящиеся в Лихтентальском женском монастыре, написанные им в1496 г., и главный алтарь Фрайбургского собора, оконченный в 1516 г.; на средней части этого алтаря изображено «Венчание Девы Марии»; на боковых частях великолепно исполнено «Бегство в Египет», считающееся его лучшим произведением.

Долгое время Бальдунгу приписывалось авторство Изенгеймского алтаря, хранящегося в настоящее время в Кольмарском музееУнтерлинден. Настоящим автором алтаря является Маттиас Грюневальд.

Заключение

Однозначно тема возрождения в Германии очень интересна и требует особого внимания к себе и к личностям той эпохи. Главным образом она интересна тем, что Северное возрождение развивалось немного позже Итальянского и Венецианского и развивалась своим уникальным путём. Античные и библейские образы в Германии воспринимались и изображались в неповторимом и особенном стиле, благодаря тому, что на него очень сильно повлияли местные традиции и обычаи. Сильно повлияла на немецкое возрождение проходившая в те времена революционная во всех смыслах реформация. Она коснулась всех художников, мастеров. По их холстам, произведениям, скульптурам, трактатам можно проследить, как они росли в ногу со временем, как менялись и создавали свой неповторимый стиль.

Каждый мастер и работы немецкого возрождения требуют к себе отдельного внимания, так как нельзя в полной мере раскрыть тему в пределах одного реферата.

Список литературы

  1. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.:ил.
  2. Вельчинская И.Л.Альбрехт Альтдорфер. - М: Директ-Медиа, 2009.: ил.
  3. Василенко Н.В. Великие. Северное Возрождение. - М: Олма Медиа Групп, 2011.: ил.
  4. . М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой. История зарубежного искусства - М: 2008.:ил.

<http://smallbay.ru/>

<http://www.pinacotheca.net/>

Похожие работы на - Возрождение в Германии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!