Быт и традиции русского дворянства XVIII-начала XIX веков

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,4 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Быт и традиции русского дворянства XVIII-начала XIX веков

Содержание

Введение

Глава 1. Социальная эволюция «служилого» человека

Глава 2. Нравственный облик дворянина XVIII - XIX веков

Глава 3. Чин, ранг. Мундир

Глава 4. Бытовое поведение и традиции русского дворянства

Глава 5. Появление женского образования в России

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Тема моей контрольной работы: «Быт и традиции русского дворянства XVIII-начала XIX веков». Дворянство - это высшее сословие, которое являлось господствующим и руководящим в Российском государстве до революции 1917года.

В своей работе я расскажу о зарождении, становлении и расцвете дворянского сословия, которое, несомненно, имело важное значение для развития нашего государства. Пользуясь трудами таких выдающихся историков как В.О. Ключевский и К. Валишевский, а так же используя воспоминания очевидцев тех лет, я изложу наиболее важные моменты в развитие дворянского общества XIII-XIX веков. Я расскажу, как формировалось дворянское сословие во времена правления Петра I и как это сословие развивалось в дальнейшем.

Также я покажу на примерах расцвет русского дворянства во времена правления императрицы Екатерины II. И расскажу о конфликтах в дворянском обществе в начале XIX века. Используя сведения, полученные из учебников истории и другой исторической литературы, я расскажу о нравах дворянства, о его быте и традициях, которые явились важной составляющей для культурного развития России.

Пользуясь материалами, изложенными в специальной литературе по этим вопросам, я покажу, как жили, в каких условиях жили русские дворяне. В моей работе речь также будет идти о нравственном облике русского дворянина, о его времяпрепровождении и настроении.

В этой работе будет рассказано о начале зарождения традиций, которые стали характерными для тех лет и которые нашли отражение и в наше время.

В моей работе также пойдет речь о появлении женского образования в России. Я расскажу, как петровские указы вывели женщин из затворничества. Покажу дальнейший путь развития женского образования в России.

В конце работы будут даны выводы к которым я пришла изучив материалы по теме: «Быт и традиции русского дворянства XVIII- начала XIX веков».

Глава 1. Социальная эволюция «служилого человека»

С середины XV века, когда только началось формирование Московского княжества, постепенно началось складываться и социальная организация российского общества. На протяжении последующих двух веков в Московском государстве сложились две основные правящие группы людей. Это были так называемые «служилые люди» - бояре и дворяне.

Бояре - поначалу удельные князья и их потомки, князья, присоединенных к Московскому княжеству земель. Дворяне - служилые люди. Это слуги княжеских дворов, позже, с конца XV века к ним присоединились военные слуги и малоземельные помещики.

К концу XVII века появилась категория служилых людей по прибору, то есть по набору, которых нанимали на работу. В качестве оплаты за работу таким людям выделялся участок земли. Польский историк Казимир Валишевский в книге «Петр Великий» так описывает служилых людей.

«Преследуя с жестокой энергией дело объединения страны, Иоанн III образовал вокруг себя новую группу: класс людей служащих, служилых, являющихся в то же время единственными земельными собственниками. Действительно, государь раздавал им земли в наследственное или пожизненное владение, взамен обязательства служить ему во время мира и во время войны. Таким образом, в военном, экономическом и административном отношениях эта группа играла в государстве важную роль: она сражалась на поле брани, она помогала государю управлять страной, и ею поглощалась сполна, или почти сполна, вся общественная сущность». К. Валишевский. Петр Великий. СП « КВАДРАТ».1993.С358.

К концу XVII века в России насчитывалось более 15 тысяч дворян. Основную же массу населения страны составляли крестьяне, которые обрабатывали землю и обязаны были платить государственной казне подати.

Когда к власти в стране пришел царь реформатор - ПетрI, то изменения прежде всего произошли в общественном строе государства. Дворянами начали становиться люди низкого происхождения, получившие это звание по своим заслугам, по царской милости. Все новые дворяне получали земли и крестьян для их обработки. Не случайно появление поговорки « из грязи в князи». Например, сподвижник ПетраI А.Д. Меньшиков по своему происхождению из самого низшего сословия. Сделал головокружительную карьеру, имел титул «Светлейший князь» и получил от ПетраI более 100 тысяч крепостных крестьян.

Характерна для примера личность родоначальника уральских металлургических заводов Никиты Демидовича Антуфьева, более известного под фамилией Демидов. Тульский кузнец получил от Петра I огромные земли на Урале для строительства металлургических заводов. В 1720 году ему было даровано дворянское звание. Более двух веков его потомки считались богатейшими людьми в России.

Значимым указом во время царствования Петра I стал «Указ о Единонаследии» от 23 марта 1714 года. Этим указом Петр I решил прекратить дробление помещичьих земель. Земли разрешалось передавать по наследству только одному наследнику, остальные наследники должны были служить на благо государства.

Я считаю, что именно во времена правления Петра I и сформировалось дворянское сословие. Преданно служа царю и Отечеству, по царскому указу, человек из низшего сословия мог стать дворянином. Но в тоже время, при немилости царя, дворянин мог лишиться, и своего дворянского титула, и своих земель.

В 1722 году появился «Табель о рангах», где четко определялся порядок продвижения по службе. Порядок, установленный Табелью о рангах позволял незнатным людям добиваться более высоких чинов.

В дальнейшие годы права и привилегии дворян расширились. Так во время правления Анны Иоанновны дворяне получили ряд новых привилегий. Например, имения дворян признавались их полной собственностью, так как был отменен петровский указ о единонаследии. С 1731 года дворяне сами стали собирать налоги с крестьян.

Усиление прав и привилегий дворянства продолжалось и во время правления Елизаветы. В 1746 году по указу императрицы Елизаветы за дворянами было закреплено право владеть не только землей и крестьянами, но и личностью крестьян и их имуществом.

Своего наивысшего расцвета дворянство достигло во времена правления Екатерины II. Недаром годы царствования Екатерины II называют «Золотым веком русского дворянства». В 1785 году была опубликована «Жалованная грамота дворянству». Этой грамотой Екатерина II окончательно закрепила привилегии дворянству: свобода от обязательной службы, податей, телесных наказаний. Этой же грамотой устанавливалось монопольное право на владение землей и крестьянами.

В начале XIX века, во время правления Павла I интересы дворянства были несколько ущемлены, так как Павел не питал пристрастия ни к одному сословию, ставя выше всех прежде всего самого себя. « Знатен только тот, с кем я говорю, и до тех пор, пока я с ним говорю».

Тартаковский А. Г. Павел I Романовы. Исторические портреты. Армада,1997.с 217

Хотя Павел I не испытывал особой приязни к дворянству, но все таки он признавал дворянство как опору государя.

Таким образом, в XVIII веке сформировалась единая социальная система управления Российского государства. Во главе государства стоял монарх, который управлял империей с помощью класса дворян.

Глава 2. Нравственный облик дворянина XVIII - нач. XIX веков

Начав реформировать государство, Петр I понимал, что для успешного проведения реформ ему нужны новые люди, люди, с новым мышлением, с новым жизненным укладом. Поэтому он строго следил за выполнением своих указов о бритье бород, о ношении иноземного костюма. Эти указы, несомненно повлияли на облик людей, и соответственно новому облику вырабатывалась новая манера поведения. «Замена традиционной одежды сильно повлияла на всю сословную систему. Правда, новая система обозначения места человека на иерархической лестнице сложилась довольно скоро, однако требовалось время, чтобы их научились читать все сословия. Новый внешний облик подразумевал новую систему жестов, пластики, походки. Оглаживать бороду при бритом подбородке стало невозможным: засовывать руки за кушак, который принято было повязывать ниже талии, тоже стало затруднительно (шарфы, повязанные на талии, полагались отныне только военным)». Р.М. Кирсанова. Русский костюм и быт XVIII - XIX веков. СЛОВО 2002. С13.

Петр I так же усиленно старался внедрять в высшие слои общества новые правила и принципы поведения - этикет. В 1717 году выпускается первое печатное пособие по этикету и правилам хорошего поведения «Юности честное зерцало». Это было первое пособие и руководство для молодых дворян, которое указывало как надо правильно вести себя в обществе на западно-европейский манер.

В начале XVIII века многие дворяне не умели, не только прилично вести себя в общественном месте или поддержать беседу на должном уровне, но даже не умели правильно вести себя за столом. Поэтому Петр I ввел новый вид службы для дворян - обязанность учиться. Дворяне всячески старались уклониться от этой обязанности, но Петр I строго наказывал уклоняющихся.

В соответствии с его указом о единонаследии дворяне могли передать наследство только одному из наследников. Остальные дворянские дети должны были идти на службу, а для этого они должны были обладать знаниями. Для обучения дворян Петр I в 1715 году открывает Морскую академию, еще раньше Навигационную школу. Многие дворяне отправлялись учиться за границу. «Поначалу за границей молодые люди обучались преимущественно мореходству, кораблестроению, военному делу. Со временем за рубеж стали посылать для овладения архитектурой, живописью, устройством парков, восточными языками и т. д.». Н. И. Павленко. Петр Первый и его время. Просвещение 1989. С 121.

За границей молодые дворяне приобретали хорошие манеры, умение прилично вести себя в обществе, светский лоск. Хотя среди дворян, обучающихся за границей встречались и бездельники, и транжиры, и кутилы. Петр Первый жестоко расправлялся с такими бездельниками. Например, семью провинившегося дворянина Василия Петровича Шереметева царь наказал так: « Сына Василия тотчас отправь в надлежащий путь и более недели не давай сроку; а его, Василия, за ту вину, отняв чин, пошли на работу городовую, а жену ево - в прядильный дом; а дворы московские изагородные запечатать, и чтоб прямо работали так, как и простые!».

Н. И. Павленко. Указ. произв. С122. Такими жестокими методами Петр Первый преодолевал косность некоторой части дворянства, тем самым укрепляя господствующее положение этого класса в целом.

В последующие годы XVIII столетия, когда класс дворянства начал получать особые привилегии, нравственный облик представителей этого класса начал постепенно меняться. Так во времена правления Анны Иоанновны, в 1739 году, был отменен петровский указ о единонаследии.

Свободные от службы, налогов и обязанностей дворяне становились бездельниками, прожигателями жизни. Стремясь заполнить душевную пустоту дворяне начали приобщаться к иноземной культуре. Во времена Анны Иоанновны к немецкой, во времена правления Елизаветы к французской.

Французская мода, манеры, язык нашли прочное место в высшем обществе XVIII века. « Это было общество французского языка и легкого романа, состоявшее, говоря языком того времени, из « модных щеголей и светских вертопрашек «т. е. тех же петиметров и кокеток. Это общество (пользуясь его же жаргоном) фельетировало модную книжку « без всякой дистракции» и выносило из этого чтения «речь расстеганную и мысли прыгающие».

Особенно заметные изменения произошли в перемене нравственного облика и вообще всего уклада жизни у русских дворянок. Если до петровских преобразований общества дворянка не имела права лишний раз показываться на публике, то на Ассамблеях, введенных Петром I, было обязательным присутствие дворянских жен и дочерей. Хотя домостроевское воспитание еще оказывало сильное влияние на поведение женщин.

Например, вот что рассказывает о себе княгиня Н.Б. Долгорукая: «Пришло на меня высокоумие, вздумала я себя сохранять от излишнего гуляния, чтоб мне чего не понести, какого поносного слова, - тогда очень наблюдали честь. И так я сама себя заключила; и правда, что в тогдашнее время не такое было обхождение; в свете очень примечали поступки знатных или молодых девушек; тогда не можно было так мыкаться, как в нынешний век».

Во времена правления Екатерины II изменения нравственного облика русского дворянства продолжаются. Политику своего правления сама Екатерина II назвала «просвещенный абсолютизм». «Политика просвещенного абсолютизма в России, так же как и ряде других европейских стран, заключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения».

Благодаря «Жалованной грамоте дворянству» русские дворяне получили от Екатерины II особые привилегии (о чем было изложено в первой главе моей работы). Получив эти привилегии русское дворянство, которое было руководящим классом в России, постепенно утрачивало эту способность. «С книжкой Вольтера в руках где-нибудь на Поварской или в тульской деревне этот дворянин представлял очень странное явление: усвоенные им манеры, привычки, понятия, чувства, самый язык, на котором он мыслил,- все было чужое, все привозное. А дома у него не было никаких органических связей с окружающими, никакого серьезного дела, ибо мы знаем, ни участие в местном управлении, ни сельское хозяйство не задавали ему такой серьезной работы».

В начале XIX века появилось новое поколение русских дворян. После Отечественной войны 1812 года мировоззрение дворян, их взгляды на действительность сильно изменились. Вольнодумие, которое они впитали от своих отцов, испытания во время войны, все это привело к тому, что в России в начале XIX века пробудилось национальное движение.

Прогрессивные и патриотично настроенные представители высших слоев русского общества ждали от правительства деятельности, направленной на улучшения социальной жизни общества, но правительство не предпринимало ни каких шагов. Я считаю, что именно это и привело к расколу в высшем обществе, образованию тайного общества и восстанию декабристов. «Один из немногих невоенных участников движения 14 декабря - Кюхельбекер на допросе верховной следственной комиссии откровенно признавался, что главной причиной, заставившей его принять участие в тайном обществе, была скорбь его об обнаружившейся в народе порче нравов как следствие угнетения. «Взирая, - говорит он, - на блистательные качества, которыми бог одарил русский народ, единственный на свете по славе и могуществу, по сильному и мощному языку, которому нет подобного в Европе, по радушию, мягкосердечию, я скорбел душой, что все падет, не принесши никакого плода в мире».

Итоги этой главы я определила, проводя этапы изменения нравственного облика русского дворянина. Обязательная служба на благо Отечества и получение знаний в петровские времена. Приобретение светского лоска, изысканных манер во времена Елизаветы. Безделье одних и вольнодумие других дворян во времена Екатерины II. Свободомыслие и зарождение революционных идей у русских дворян в начале XIX века.

Глава 3. Чин, ранг, мундир

дворянство сословие революция государство

Чиновничество зародилось в России в XVI веке. В те времена на Руси существовала система приказов. Сначала лица, имевшие чин, состояли на гражданской службе. Принятый 24 января 1722 года «Табель о рангах», создал единую систему чинов для государственных чиновников и для военных лиц. Должности были поделены на 2 категории: штатские и военные. В каждой категории было 14 рангов (классов). Первый ранг самый высокий - генералиссимус, генерал - фельдмаршал, действительный статский советник, канцлер. Самый низший ранг 14 - прапорщик на военной и коллежский регистратор на гражданской службе.

Чиновники даже самого низкого ранга имели личное дворянство, продвигаясь далее по рангам и чинам, получали наследное дворянство. В качестве денежного вознаграждения чиновники, в соответствии с рангом, получали земли с крестьянами. И хотя Екатерина II отменила для дворян обязательную государственную службу, некоторые дворяне стремились подняться выше по чину и занять более привилегированное место в обществе в соответствии с «Табелью о рангах».

До начала XIX века образование не было обязательным для занятия чиновничьих должностей. Подразумевалось, что дворяне итак имеют знания благодаря своему воспитанию. Но, например Екатерина II продвигала по службе только дворян, умевших грамотно писать на русском языке. Во времена правления Екатерины II русские дворяне практически не владели русским языком. В основном они разговаривали и писали на французском языке, считая, что свой родной русский язык годен только для низшего сословия. Екатерина II желала придать своему царствованию национальный, чисто русский характер и поэтому назначала на высокие должности только тех, кто знал русский язык.

В 1809 году, во времена Александра I, был издан специальный указ, который требовал от чиновников специального университетского, академического или кадетского образования.

Новая система обозначения места человека на иерархической лестнице подразумевала обязательное ношение мундира, как для военных, так и для гражданских чинов. В 1720 Петр I подписал указ о введении единой для всех полков формы. «За образец кроя была выбрана тогда форма немецкого мундира. Однако даже при Павле I форменная военная одежда не была точной копией иноземного прототипа - цвет сукна, прибор (отделки, знаки полков и их расположение на мундире) легко позволяли опознать принадлежность солдата или офицера к русской армии».

При Екатерине II были введены мундирные платья для женщин в соответствии с должностями мужей. « Я помню по рассказам, что покойная матушка езжала на куртаги, которые были учреждены в Москве: барыни собирались с работами, а барышни танцевали; мужчины и старухи играли в карты, и по желанию императрицы для того, чтобы не было роскоши в туалетах, для дам были придуманы мундирные платья по губерниям, и какой губернии был муж, такого цвета и платье у жены… Так как батюшка был владельцем в Калужской губернии, где был предводителем, и в Тульской губернии, то у матушки было два мундира - один стального цвета, а другой, помнится, лазоревый с красным».

У мундиров, в соответствии с чинами, имелись знаки отличия. Офицеры петровских времен отличались от рядовых нашитым на их мундир по краям обшлагов, карманов, по бортам мундира золотого галуна. Офицеры так же имели нагрудные знаки и шпагу с позолоченным эфесом. С 1801 года в России были введены погонных разных цветов для различных частей войск. В 1807 году появились специальные погоны для офицеров - эполеты. В зависимости от рода войск погоны носили или на обоих или на одном плече. На форменном головном уборе знаком отличия служила кокарда. У военных кокарда расположена на околышке, у гражданских чинов на тулье фуражки. Высшие военные чины имели право носить аксельбанты.

Я считаю, что мундир как бы обезличивал человека, лишал его индивидуальности. Человек, встречая другого человека в форменной одежде, прежде всего, смотрел на его мундир. Мундир был визитной карточкой человека. Низшие чины всегда раболепствовали перед человеком, одетым в мундир с особенными знаками отличия для высшего чина, не смотря на личные качества этого человека. Хотя в армии мундир и знаки различия на нем необходимы для поддержания дисциплины.

Глава 4. Бытовое поведение и традиции русского дворянства XVIII -XIX веков

Новая система обозначения места человека на иерархической лестнице подразумевала обязательное ношение мундира, как для военных, так и для гражданских чинов. До Петра русское общество следовало законам Домостроя. Например, внешний облик боярина говорил о его сословной принадлежности. Длинные, просторные и безразмерные платья передавались из поколения в поколение. Длинная борода свидетельствовала о зрелом возрасте и степенности. Открытые икры ног у мужчин свидетельствовали о том, что он еще не достиг брачного возраста.

Петровские указы полностью изменили внешний облик русского дворянина.

«Новый внешний облик подразумевал новую систему жестов, пластики, походки. Оглаживать бороду при бритом подбородке стало невозможным; засовывать руки за кушак, который принято было повязывать ниже талии, тоже стало затруднительным ( шарфы, повязанные на талии, полагались отныне только военным)».

Терема и светелки постепенно превращались во дворцы и будуары. С появлением Ассамблей появились и новые традиции. « На ассамблеи приглашалось избранное общество, вместе с женами туда должны были являться высшие офицеры, вельможи, чиновники, корабельные мастера, богатые купцы и ученые. Начинались они в четыре - пять часов дня и продолжались до 10 вечера. Хозяева, к которым съезжались гости на ассамблеи, должны были предоставить им помещение, а также легкое угощение: сладости, табак и трубки, напитки для утоления жажды. Специальные столики выставлялись для игры в шашки и шахматы».

Указом от 20 декабря 1699 года Петр I ввел новый календарь, по которому новый год начинался с 1 января, а не с 1 сентября как раньше. Также он повелел отмечать приход нового года как праздник.

Традиционным стало отправлять молодых дворян на учебу за границу, где они приобщались к иноземному укладу и по возращении в Россию внедряли его на Родине.

Новый уклад и традиции не сразу прижились в русском обществе. В России еще долгое время сохраняли верность старым традициям. Хотя дворяне боялись ослушаться царского указа, за неисполнение следовало строгое наказание. Поэтому высшей знати приходилось приспосабливаться, сочетать в своей повседневной жизни привычное и новое. Например, такое приспосабливание характерно для одежды русских дворян. « Дамы сидели около стен; молодые блистали всею роскошию моды. Золото и серебро блистало на их робах; из пышных фижм возвышалась, как стебель, их узкая талия; алмазы блистали в ушах, в длинных локонах и около шеи. Они весело повертывались направо и налево, ожидая кавалеров и начала танцев. Барыни

Постепенно, с годами традиции русской знати приобретают светскую направленность. Вот как описывает В.О. Ключевский обычный день высшей знати времен императрицы Елизаветы. «Дамы меняли костюмы по два, по три раза в день, императрица - даже до пяти раз, почти никогда не надевая два раза одного и того же платья. С утра до вечера шла азартная игра на крупные суммы среди сплетен, подпольных интриг, пересудов, наушничества и флирта, флирта без конца. По вечерам сама императрица принимала деятельное участие в игре. Карты спасали придворное общежитие: другого общего примиряющего интереса не было у этих людей, которые, ежедневно встречаясь во дворце, сердечно ненавидели друг друга».

Еще при Петре I началось зарождаться театральное движение в России. Именно при его правлении создалась первая русская труппа, которая исполняла русские пьесы. В последующие годы увлечение театром среди русского дворянства становится традиционным. Богатые помещики устраивали у себя в имениях собственные театры. Актерами в этих театрах были крепостные крестьяне. Наиболее известным и знаменитым был театр, созданный графом Шереметьевым в своем имении Останково.

Во времена «просвещенного абсолютизма», при правлении императрицы Екатерины II, традиционным стало увлечение дворян философией. Сама императрица вела оживленную переписку с Вольтером. Поэтому русская высшая знать, подражая императрице, также интересовалась произведениями этого философа, его вольнодумными идеями.

Во времена царствования Екатерины II наступает расцвет русского дворянства. Именно это время принято называть «золотым веком русского дворянства». Выдающимися архитекторами возводятся изысканные дворцы, с огромным количеством богато обставленных залов, с шикарной обстановкой.

В XVIII веке появились творения В. Растрелли: дворец в Петергофе, четвертый Зимний дворец, особняки графа Воронцова и Строганова.

Мне кажется важным для характеристики быта русских дворян XVIII века рассказать о внедрении в этот быт предметов иноземного происхождения.

Например, как принадлежность дамского туалета, появились веера. Веера появились на Руси вместе с посольскими дарами. Богато украшенные драгоценными камнями, искусно расписанные веера стали традиционным атрибутом костюма русской дворянки. Положение веера в руке дамы говорило о ее настроении и ее желании. «Хотя веер был обязательной деталью только женского костюма, его язык хорошо понимали и мужчины, поскольку он был непременным атрибутом дамского кокетства. Поэтому в русском языке появилось выражение « махаться» - в значении кокетничать».

У мужчин предметом, пришедшим к нам из-за границы, был парик. Парик был привилегией дворян. Он придавал владельцу горделивую осанку и представительность.

Во времена Елизаветы характерным предметом для повседневной жизни дворян была табакерка. « Искусствовед Н. Б. Тарабукин так реконструировал ритуал демонстрации табакерки: « Табакерками люди хвастались. Уже одна манера обращения с ними говорит об этом, прежде чем понюхать табак, табакерку медленно вынимали из кармана, долго держали на ладони, словно невзначай забыв о ней во время разговора, затем неторопливо раскрывали, показывая на внутренней стороне крышки тонко выполненную миниатюру и, взяв щепотку нюхательного табака, оставляли ее открытой в руке и, затянувшись раза два, как бы нехотя убирали в карман».

Во второй половине XVIII века вычурный стиль «барокко», господствующий в Европе, нашел своих почитателей и в России среди высшей знати. Именно тогда появились прически гигантских размеров, с размещенными на них корзинами цветов и макетами кораблей. Достигнув своего расцвета, русская знать не знала меры в проявлении своего высокого положения, своего богатства. Отсюда чрезмерная роскошь в костюме, который изобиловал количеством бантов, лент, перьев, цветов и все это присутствовало одновременно.

В начале XIX века из Англии в Россию пришла мода на шали, вместе с увлечением античной модой. Шалями красиво драпировались, дорогие шали принимали как залог. « Шали были невероятно дороги и принимались в залог наряду с драгоценностями. Во всяком случае, А.С. Пушкин 24 января 1837 года получил 2200 рублей под залог шалей своей жены, жемчуга и серебра».

Существовал даже танец с шалью. Обязательный танец для женских учебных заведений, где обучались молодые дворянки.

Я считаю, что изменения, которые дворянство вносило в свой быт и традиции в XVIII - начале XIX веков, принесли пользу для развития русского общества, так как некоторыми традициями мы пользуемся до сих пор.

Например, традиция с размахом отмечать наступление нового года, идет еще с петровских времен.

Архитектурные памятники, живописные полотна, литературные произведения XVIII - XIX веков, несомненно, являются огромным культурным наследием для нашей страны, которое принесло ей мировую славу. Например, мы гордимся и до сих пор пользуемся зданием Московского Университета, построенным в конце XVIII века по проекту архитектора М.Ф. Козакова.

Таким образом, русское дворянство, как правящий класс, пользуясь своими привилегиями в области образования и культуры, внесло значительные изменения в быт и традиции всего русского народа.

Глава 5. Появление женского образования в России

В начале XVIII века патриархальный уклад жизни русского высшего общества постепенно менялся на новый образ жизни. Домострой уступал место «светскости».

Реформы Петра I внесли изменения не только в сферы управления государством, но и изменили культуры России.

В 1718 был издан указ о проведении Ассамблей. Ассамблеи это встречи людей для проведения увеселительных мероприятий, с обязательным присутствием женщин. Главное значение Ассамблей заключалось в том, что они положили конец затворничеству русских женщин, в частности дворянок.

Царь хотел, чтобы на ассамблеях верхи общества проходили школу светского воспитания. Петровские нововведения не сразу прижились в дворянском обществе. «На первых балах петровского времени царила удручающая скука, над гостями нависала угроза вызвать каким - либо поступком раздражение царя. Танцевали, словно отбывали неприятнейшую повинность - с каменными от напряжения лицами и плохо повиновавшимися ногами. Беседы тоже не получалось - вместо них односложные ответы на простенькие вопросы и тягостно долгие паузы».

Чтобы обучить дворян правилам этикета, было выпущено специальное наставление « Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». В этом первом печатном пособии по правилам хорошего тона есть раздел, посвященный женскому полу. Из этого пособия следовало, девице надо иметь смирение, трудолюбие, стыдливость, чистоплотность.

Специальными указами Петр I выводил русских дворянок из теремов и светелок на приемы, балы, обязывал бывать в театрах.

Великий Реформатор хотел отправить боярских дочерей, так же как и их сыновей учиться за границу. Я считаю, учитывая устоявшиеся традиции Домостроя, что это петровское стремление, несомненно, было большим прорывом в области женского образования. Но русское дворянское общество еще не было готово к подобному явлению, и Петр уступил возмущению дворян. Но не оставил саму идею женского образования, призывая дворян нанимать для своих дочерей домашних учителей. Например, для своих дочерей он нанял наставницу француженку.

После петровских преобразований у русских женщин, принадлежавших к высшему сословию, появилась потребность и по моему мнению, самое главное возможность публично высказывать свои мысли. К наиболее известным воспоминаниям о жизни русских женщин принадлежат «Своеручные записки княгини Наталии Борисовны Долгорукой», написанные в 1767 году. Записки охватывают небольшой период жизни княгини и написаны по просьбе сына. « Как скоро вы от меня поехали, осталась я в уединении, пришло на меня уныние, и так отягощена была голова моя беспокойными мыслями: казалось, что уже от той тягости к земле клонюсь. Не знала, чем бы те беспокойные мысли разбить; пришло мне на память, что вы всегда меня просили, чтобы по себе оставила на память журнал, что мне случилось в жизни моей достойно памяти и каким средством в жизнь проводила».

Записки Н.Б. Долгорукой представляют как превосходный литературный, так и замечательный исторический материал. Записки написаны превосходным русским языком и в наши дни читаются с большим интересом.

Во времена правления Елизаветы образованием русских дворянок занимались домашние учителя, которые обучали молодых дворянок основам этикета, французскому языку, танцам и рукоделию.

Во времена правления императрицы Екатерины II женское образование поднимается на более высокий уровень. Одной из самых образованных женщин той эпохи была княгиня Екатерина Романовна Дашкова. Е.Р. Дашкова принадлежала к высшему дворянскому сословию и получила по тем временам превосходное образование. «Мой дядя не жалел денег на учителей. И мы - по своему времени - получили превосходное образование: мы говорили на четырех языках, и в особенности владели отлично французским; хорошо танцевали, умели рисовать; некий статский советник преподавал нам итальянский язык, а когда мы изъявили желание брать уроки русского языка, с нами занимался Бахтеев; у нас были изысканные и любезные манеры, и поэтому немудрено было, что мы слыли за отлично воспитанных девиц».

Записки и воспоминания русских женщин XVIII - первой половины XIX веков.

Записки Е.Р. Дашковой позволяют нам увидеть жизнь русского общества, понять идеи, существовавшие в умах русского дворянства екатерининских времен. Несомненно, что эти записки имеют большое историческое значение.

С 1783 по 1794 годы Е.Р. Дашкова возглавляла сразу две академии - Академию наук и Российскую академию. Е.Р. Дашкова - первая русская женщина, которая добилась таких высот.

В середине XVIII века образование не было массовым и повсеместным. Основное внимание уделялось образованию дворянских детей в закрытых учебных заведениях. В 1764 году императрица Екатерина II одобрила «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», разработанное И. И. Бецким. Он же был инициатором открытия первого в России высшего учебного заведения для женщин. Под Петербургом, возле деревни Смольная, открылось учебное заведение для молодых дворянок под названием «Институт благородных девиц». Но это было в то время единственное учебное заведение для лиц женского пола.

Только в конце XVIII века в разных городах России начали открываться другие учебные заведения для женщин. С 1786 года начали открываться губернские и уездные народные училища, инициатором открытия которых был П.В. Завадовский. В начале XIX века начали открываться школы, в которых имели право обучаться дочери военных.

Основная же часть женского населения в России в начале XIX века не имела возможности получить образование.

Заключение

Основываясь на представленные материалы, я делаю вывод о том, что русское дворянское сословие, несомненно, оставило свой след в истории и культуре нашего государства. Возникновение, расцвет и упадок русского дворянства являлись важными поворотными моментами в историческом плане для формирования и развития нашего государства в XVIII - XIX веках.

В допетровские времена наверху русского общества стоял класс служилых людей, которые хотя и имели преимущества перед другими классами, но должны были отрабатывать свои привилегии. Поэтому разница между дворянством и более низшими классами русского общества, которые также служили царю и Отечеству, была не очень заметной. В течении последующих лет каждый из монархов, стоящих во главе Российского государства, старался упрочить свое монархическое положения, за счет укрепления власти дворянства, считая дворянское сословие своей опорой.

Создавая привилегии русскому дворянскому сословию, и в тоже время, освобождая это сословие от его прежних обязанностей, усиливая власть высшего класса за счет эксплуатации низших классов, Российские монархи увеличивали разницу между этими классами русского общества.

Проявляемая с годами пропасть между высшей знатью и крепостным крестьянством, а также деградация, падение нравов и конфликты внутри дворянского сословия подготовили почву для дальнейших важных событий в истории развития нашего государства, а именно, отмены крепостного права.

Однако полностью отрицать положительного влияния передового дворянства на историю и культуру нашей страны нельзя. Дворянское сословие в XVIII - начале XIX века было самым образованным классом русского общества.

Знаменитые деятели науки, культуры, искусства, великие полководцы, талантливые государственные деятели - все они в основном, принадлежали к высшему русскому сословию. А. Голицын, А.В. Суворов, Ф. Ушаков, П.А. Румянцев, В.И. Баженов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, М.В. Ломоносов, И.И. Шувалов. А.Н. Радищев, А.П. Сумароков, Н.М. Карамзин жили именно в это столетие. Они оставили важный след в истории и культуре нашего государства и прославили нашу страну за ее пределами. Их имена навсегда останутся в памяти потомков.

Список используемой литературы

1.К. Валишевский. Петр Великий. СП «КВАДРАТ» Москва 1993.

.Записки и воспоминания русских женщин XVIII - первой половины XIX веков. Москва «Современник». 1990.

.М. Н. Зуев. Учебник, История России. Москва. Высшее образование. 2008.

.Р.М. Кирсанова, Русский костюм и быт XVIII- XIX веков. Москва. СЛОВО 2002

.В.О. Ключевский. Курс русской истории. Часть V. Москва «Мысль» 1989

.А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.С. Сивохина. Учебник. История России с древнейших времен до наших дней. Москва « Проспект» 1997

.Н. И. Павленко. Петр первый и его время. Москва «Просвещение» 1989.

.А.Г. Тартаковский. Павел I. Романовы. Исторические портреты. Москва «Армада» 1997.

Похожие работы на - Быт и традиции русского дворянства XVIII-начала XIX веков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!