инвалидов и лиц пожилого возраста. Раскрывается ее сущность: рассматривается состояние и положение пожилого человека в обществе, определяются основные критерии оценки уровня жизни пожилых людей, также и определяются задачи нашего государства в области социальной политики в отношении престарелых граждан.
Второй раздел посвящается работе Центра социального обслуживания г. Новый Уренгой. Рассматривается деятельность его структурных подразделений, их задачи, определяются проблемы и пути их решения.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 22 наименований и приложений.
Глава I. Система социального обеспечения инвалидов и лиц пожилого возраста
.1 Основные положения социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста
Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в Российской Федерации выступает социальное обслуживание престарелых и инвалидов, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данной категории лиц. В настоящее время государство прилагает большие усилия для создания комплексной системы социального обслуживания населения, выделения финансовых средств на ее развитие.
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Впервые в отечественном законодательстве сформулировано понятие такого социально-значимого обстоятельства как трудная жизненная ситуация.
Трудная жизненная ситуация - это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и прочее.
Право на социальное обслуживание имеют: граждане Российской Федерации; иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. В зависимости от социального положения нуждающихся, а также по их желанию, форма услуг может принимать следующие формы: бесплатную, форму частичной или полной оплаты.
Бесплатно оказываются социальные услуги: одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона; гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона; гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.
Социальные услуги на условиях частичной оплаты оказываются: одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона; гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона; гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона.
На условиях полной оплаты социальные услуги оказываются гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150 процентов прожиточный минимум, установленный для данного региона.
Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах:
) Адресность. Предоставление персонифицировано конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых.
) Доступность. Обеспечивается возможность бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Их качество, объем, порядок и условия оказания должны соответствовать государственным стандартам, установленным Правительством Российской Федерации. Сокращение их объёма на территориальном уровне не допускается.
) Добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время гражданин может отказаться от получения социальных услуг.
) Гуманность. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция. Лица, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.
) Конфиденциальность. Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность.
) Профилактическая направленность. Одной из основных целей социального обслуживания является профилактика негативных последствий, возникающих в связи с возникшей у гражданина жизненной ситуацией (обнищание, обострение заболеваний, беспризорность, одиночество и так далее)
Перечни социальных услуг определяются с учетом субъектов, которым они предназначены. Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.95 № 1151. На его основе разрабатываются территориальные перечни. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Контроль над деятельностью по предоставлению социальных услуг осуществляется органами социальной защиты населения, органами здравоохранения, органами образования в пределах их компетенции.
Общественный контроль осуществляют общественные объединения, занимающиеся в соответствии с учредительными документами вопросами защиты интересов граждан пожилого возраста, инвалидов, лиц с психическими расстройствами. Одним из таких объединений является Независимая психиатрическая ассоциация России
Надзор за соблюдением законности в данной сфере, осуществляют органы прокуратуры, чья помощь должна быть наиболее оперативной.
Действия или бездействие государственных органов, учреждений, организаций и должностных лиц, повлекшие нарушения прав граждан, могут быть обжалованы в суд.
1.2 Право граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание
Конституция РФ в ст.7 установила, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Такая правовая норма и отражает человеколюбие и милосердие, оно выражается конкретно в создании государством условий, которые бы обеспечивали достойную жизнь пожилых людей и инвалидов на территории РФ.
Уровень социальной обеспеченности абсолютно всех категорий пожилых людей и инвалидов в настоящее время не достаточно высок несмотря на то, что государство уже сделало немало в этом направлении и в целом социальное обеспечение инвалидов и пожилых людей улучшилось за последнее десятилетие.
В статье 5 Закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" указывается на право граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание.
Во-первых, гражданин должен быть пожилым или инвалидом. Если гражданин инвалид, то он уже не обязательно должен быть пожилым в соответствии с Законом; и наоборот, если гражданин по Закону считается пожилым, то он уже не обязательно должен являться инвалидом.
Пожилым гражданин будет считаться при достижении им определенного возраста. Данным возрастным барьером считается 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Подтвердить данный факт человек может просто предъявлением паспорта, других документов для этого не требуется. Факт того, что человек является инвалидом, должен подтверждаться согласно п.36 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95, справкой. Согласно п.5 - 13 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год. Категория "ребенок-инвалид" устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.
Граждане, которым установлена категория "ребенок-инвалид", по достижении возраста 18 лет подлежат переосвидетельствованию.
В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.
При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.
Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Вторым обязательным условием для наличия самого юридического факта будет являться то, что такой гражданин должен нуждаться в постоянной или временной посторонней помощи. Это возможно по причине частичной или полной утраты возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению. Но возможно, что это будут и какие-то другие причины, по которым можно судить о такой неспособности гражданина самому удовлетворять свои потребности и т.д. На практике, когда обращаются в органы социальной защиты с заявлением, они не выясняют факт нуждаемости в посторонней помощи, а смотрят на наличие определенного возраста или инвалидности.
Именно наличие первого и второго обстоятельства в совокупности дает состав самого юридического факта, основания для получения гражданином социальной помощи от государства в рамках комментируемого Закона.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.
1.3 Основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
Первый принцип, который отражен в Законе - принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина - имеет свое конституционное значение, которое сводится к тому, что Российская Федерация обязана выполнять взятые на себя международные обязательства по соблюдению прав и свобод человека и гражданина, отраженные в международных документах (конвенциях, протоколах, пактах и соглашениях). Вместе с тем применительно к Закону принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина имеет и свое отличное от конституционного содержание. Однако оно основано опять-таки на конституционном закреплении данного принципа. Соблюдение прав человека выражается как в равенстве прав всех граждан на получение социальной помощи от государства, так и в свободе выбора получения такой помощи.
Следующий принцип предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания не закреплен напрямую в Конституции РФ, но он следует из ряда положений Конституции. Конституция РФ объявила Россию социальным государством и закрепила принцип ответственности государства за взятые на себя обязательства по социальному обслуживанию граждан. Государство не может отказаться в одностороннем порядке от исполнения своих обязательств перед гражданами, в том числе по их социальному обслуживанию, которое оно гарантировало им ранее.
Принцип предоставления государственных гарантий по социальному обслуживанию держится, с одной стороны, на том, что Конституция РФ и стоящий на страже закона Конституционный Суд РФ не позволяют отдельным органам государственной власти как-либо умалять права граждан на социальное обслуживание, и, с другой стороны, реализуется на бюджетных гарантиях государства. Органы государственной власти при формировании бюджета на каждый финансовый год обязаны закладывать в него необходимые прогнозируемые суммы расходной части бюджета для того, чтобы исполнить в следующем финансовом году свои обязательства перед гражданами.
Глава 13.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрела формирование Стабилизационного фонда. Средства Стабилизационного фонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств. Объемы использования средств Стабилизационного фонда определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, проект которого вносится Правительством РФ.
Закон также предусмотрел определенные гарантии исполнения обязательств государством социальной помощи. Далее государство гарантирует получение всего комплекса социальных услуг, который установлен.
На федеральном уровне есть два подзаконных нормативных правовых акта, которыми и регулируется содержание и качество социальных услуг, - это Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг", принятый Постановлением Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. № 327-ст, и Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52142-2003 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения", принятый Постановлением Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. № 326-ст.
Следующий правовой принцип, сформированный законодателем в Статье 3, оформлен как принцип преемственности всех видов социального обслуживания. Это означает, скорее всего, преемственность политики нашего государства в вопросах социального обслуживания.
Рассмотрим содержание принципа ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов. Данный принцип продиктован организационной необходимостью в социальном обеспечении пожилых граждан и инвалидов. Потребности у каждого инвалида или пожилого человека разнообразны, в первую очередь это продиктовано состоянием их здоровья, особенностями их истории болезни. Также далеко не последнюю роль играют такие факторы: совместно с кем-то или одиноко проживает гражданин, может ли он самостоятельно обеспечивать себя и обслуживать себя в социально-бытовом плане. Именно данные факторы и влияют в основном на определение типа и содержание услуг по социальной помощи пожилых граждан и инвалидов. Ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов достигается посредством наличия перечня разнообразных социальных услуг, которые могут быть предоставлены гражданам, и выбора для каждого в итоге не всего сразу перечня услуг, а только тех услуг, в которых действительно нуждается инвалид или пожилой человек.
Таким образом, деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах:
соблюдения прав человека и гражданина;
предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;
обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;
преемственности всех видов социального обслуживания;
ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;
приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;
ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.
1.4 Виды социального обслуживания
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает:
) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
) срочное социальное обслуживание;
) социально-консультативную помощь.
Гражданам пожилого возраста и инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования.
Услуги, предоставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию:
) услуги по организации питания, быта и досуга: покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов; помощь в приготовлении пищи; покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости; доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом (для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения); сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка; содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений; содействие в оплате жилья и коммунальных услуг; содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению; оказание помощи в написании писем; содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами; содействие в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий;
) социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги: обеспечение ухода с учетом состояния здоровья; содействие в проведении медицинской помощи; содействие в проведении медико-социальной экспертизы; содействие в проведении реабилитационных; содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; оказание психологической помощи; содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения; посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки; помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение, в том числе льготных; содействие в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, а также в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации;
) содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями;
) содействие в трудоустройстве;
) правовые услуги: помощь в оформлении документов; содействие в получении установленных действующим законодательством льгот и преимуществ; оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат; содействие в получении юридической помощи и иных правовых услуг;
) содействие в организации ритуальных услуг.
Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях.
Полустационарное социальное обслуживание. К услугам, предоставляемым в полустационарных условиях (отделениях дневного (ночного) пребывания, создаваемых в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения), в том числе для лиц без определенного места жительства, можно отнести следующие:
) услуги по организации питания, быта и досуга: обеспечение горячим питанием; предоставление постельных принадлежностей и спального места в специальном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям; обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми и иным;
) социально-медицинские услуги;
) содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями;
) правовые услуги;
Учреждениями (отделениями) полустационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов являются:
дом ночного пребывания;
социальный приют;
социальная гостиница;
центр (отделение) социальной адаптации;
социально-реабилитационное отделение для граждан пожилого возраста и инвалидов;
центр (отделение) дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов;
центр (отделение) временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
социальная столовая, отделение торгового обслуживания малообеспеченных граждан, лечебно-производственные трудовые мастерские, подсобные хозяйства при учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и другие.
Стационарное социальное обслуживание. Услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания:
) материально-бытовые услуги:
предоставление жилой площади, помещений для организации реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, культурно-бытового обслуживания в стационарном учреждении социального обслуживания;
предоставление в пользование мебели согласно утвержденным нормативам;
содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли и связи;
компенсация расходов по проезду на обучение, лечение, консультации;
) услуги по организации питания, быта, досуга:
приготовление и подача пищи, включая диетическое питание;
предоставление мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей) согласно утвержденным нормативам;
обеспечение досуга (книги, журналы, газеты, настольные игры, экскурсии и иное);
оказание помощи в написании писем;
обеспечение при выписке из учреждения одеждой, обувью и денежным пособием по утвержденным нормативам;
обеспечение сохранности личных вещей и ценностей;
) социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги:
бесплатное оказание медицинской помощи;
обеспечение ухода с учетом состояния здоровья;
содействие в проведении медико-социальной экспертизы;
проведение реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации;
оказание первичной медико-санитарной и стоматологической помощи;
организация прохождения диспансеризации;
госпитализация нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения, содействие в направлении по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях);
оказание психологической поддержки, проведение психокоррекционной работы;
содействие в получении бесплатной зубопротезной (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) и протезно-ортопедической помощи;
обеспечение техническими средствами ухода и реабилитации;
обеспечение санитарно-гигиенических требований в жилых помещениях и местах общего пользования;
) организация получения образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей:
) услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией;
) правовые услуги;
) содействие в организации ритуальных услуг.
Виды стационарных учреждений (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:
дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов;
дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда;
специальный дом-интернат (отделение) для престарелых и инвалидов;
психоневрологический интернат;
реабилитационный центр (отделение) для инвалидов молодого возраста;
дом-интернат (отделение) милосердия;
геронтологический центр;
геронтопсихиатрический центр;
дом-интернат малой вместимости;
социально-оздоровительный центр.
Учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, оказывающие услуги по предоставлению жилого помещения в домах жилищного фонда социального использования:
специальный дом для одиноких престарелых;
социальные квартиры.
Самостоятельное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов может носить одно из следующих наименований:
дом-интернат;
интернат;
пансионат;
центр;
приют;
гостиница.
Дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов - социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда - социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания ветеранов войны и труда, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности.
Специальный дом-интернат (специальное отделение) для престарелых и инвалидов - социально-медицинское учреждение, предназначенное для граждан нуждающихся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждан пожилого возраста и инвалидов, ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством.
Психоневрологический интернат - социально-медицинское учреждение, предназначенное для страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Реабилитационный центр (отделение) для инвалидов молодого возраста - социально-медицинское учреждение, предназначенное для инвалидов молодого возраста, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию, и осуществляющее процесс реабилитации инвалидов в соответствии с реабилитационными программами, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности.
Дом-интернат (отделение) милосердия для престарелых и инвалидов - социально-медицинское учреждение, предназначенное для находящихся на постельном режиме или передвигающихся в пределах палаты с посторонней помощью, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности.
Геронтологический центр - социально-медицинское учреждение, предназначенное для частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга, осуществляет научно-практическую и организационно-методическую работу в областях геронтологии и гериатрии, а также проводит работу по повышению квалификации кадров стационарных учреждений социального обслуживания.
Геронтопсихиатрический центр - социально-медицинское учреждение, предназначенное для страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга, осуществляет научно-практическую работу в области психиатрии у лиц старших возрастных групп и проводит работу по повышению квалификации работников психоневрологических домов-интернатов.
Дом-интернат малой вместимости для пожилых людей и инвалидов - социально-медицинское учреждение, численностью не более 50 человек, предназначенное для частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности.
Социально-оздоровительный центр - учреждение социального обслуживания, предназначенное для проведения социально-оздоровительных и профилактических мероприятий для продления возможности самореализации гражданами, сохранившими способность к самообслуживанию и активному передвижению, своих жизненно важных потребностей путем укрепления здоровья, повышения физической активности, а также нормализации психического статуса.
Специальный дом для одиноких престарелых (социальная квартира) - специализированный дом или квартира, входящие в состав жилищного фонда социального использования, создаются для постоянного проживания одиноких граждан пенсионного возраста, а также супружеских пар из их числа, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в создании условий для самореализации основных жизненных потребностей.
Дом ночного пребывания, социальный приют, социальная гостиница, центр (отделение) социальной адаптации - учреждения (отделения) социальной помощи, создаваемые в системе органов социальной защиты населения для оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий. Данные учреждения (отделения) предназначены для временного местопребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, а также оказания содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи (в первую очередь лиц, освобождаемых из мест лишения свободы), к условиям жизни в обществе.
Социально-реабилитационное отделение для граждан пожилого возраста и инвалидов - структурное подразделение учреждения социального обслуживания, предназначенное для проведения оздоровительных и социально-реабилитационных мероприятий с гражданами, сохранившими способность к самообслуживанию или частично ее утратившими.
Центр (отделение) дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов - учреждение (отделение), предназначенное для оказания социальных, бытовых, культурных услуг гражданам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению, предоставления им медицинской помощи, организации питания и отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни.
Центр (отделение) временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов - учреждение (отделение), предназначенное для предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам на срок до 6 месяцев благоустроенного жилья, оказания бытовых, санитарно-гигиенических услуг, при необходимости медицинской помощи, а также организации их питания и досуга.
Центр (отделение) социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов - учреждение (отделение), предназначенное для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постороннем поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях.
Специализированный центр (отделение) социально-медицинского обслуживания на дому граждан, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и страдающим тяжелыми заболеваниями.
Центр (отделение) срочного социального обслуживания - учреждение (отделение), предназначенное для оказания гражданам, вне зависимости от их возраста, остро нуждающимся в социальной поддержке, помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности.
Консультативный центр (отделение) - учреждение (отделение), предназначенное для защиты прав и интересов граждан, их адаптации в обществе путем содействия в решении социальных, психологических и юридических вопросов.
Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - учреждение социального обслуживания, находящееся в ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или муниципальных органов социальной защиты населения и осуществляющее организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам.
Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства - учреждение социального обслуживания по оказанию содействия лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации - без определенного места жительства, в предоставлении им социальных, медицинских и других услуг.
Социальная столовая - структурное подразделение учреждения социального обслуживания, предназначенное для оказания помощи гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке ввиду малой обеспеченности или в связи с утратой способности к самообслуживанию, путем обеспечения их горячим питанием, полуфабрикатами или продуктовыми наборами.
Отделение торгового обслуживания малообеспеченных граждан - структурные подразделение учреждений социального обслуживания, предназначенное для продажи товаров первой необходимости малообеспеченным категориям населения по льготным ценам.
Лечебно-производственные трудовые мастерские, подсобные хозяйства при учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - структурные подразделения учреждений социального обслуживания, предназначенные для осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии.
Срочное социальное обслуживание. Предназначено для оказания пожилым гражданам и инвалидам социальной помощи разового характера. Такую помощь оказывает только один вид социальных учреждений - это служба (отделение) срочного социального обслуживания.
Услуги, предоставляемые отделениями срочной социальной помощи, создаваемыми при органах социальной защиты населения, или муниципальными центрами социального обслуживания (срочное социальное обслуживание предусматривает оказание разовых услуг остро нуждающимся в социальной поддержке):
обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
оказание материальной помощи;
содействие в предоставлении временного жилого помещения;
обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
организация экстренной медико-психологической помощи;
содействие в трудоустройстве;
организация юридических и иных консультаций.
Социально-консультативная помощь. Социально-консультативная помощь, оказываемая пожилым гражданам и инвалидам, - единственная форма социальной помощи, которая носит скорее профилактический характер в определенных группах риска. Такая помощь оказывается населению в целях психологической поддержки инвалидов и пожилых граждан. Однако затрагивает она не только самих пожилых граждан и инвалидов, но и всех членов их семей, поскольку в первую очередь проблемы с адаптацией и привыкание к новым условиям жизни начинается у инвалида или пожилого гражданина именно из-за нездорового восприятия в семье такого человека, которого стараются не замечать, а в ряде случаев даже проявляют агрессию по отношению к нему. Поэтому определенный психологический настрой тут надо создавать не столько у самого инвалида или пожилого гражданина, сколько у членов его семьи.
Выводы по главе I
Из всего изложенного можно сделать вывод, что важнейшей задачей государства на современном этапе является создание эффективной системы социального обслуживания как комплекса услуг различным категориям населения, находящимся в зоне социального риска.
Основная цель формирования этой системы - повышение уровня социальных гарантий, оказание адресной помощи и поддержки нетрудоспособным гражданам, прежде всего на территориальном уровне и с учетом новых социальных гарантий.
Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах: адресности, доступности, добровольности, гуманности, конфиденциальности и профилактической направленности.
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает:
) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
) срочное социальное обслуживание;
) социально-консультативную помощь.
Виды стационарных учреждений (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:
дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов;
дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда;
специальный дом-интернат (отделение) для престарелых и инвалидов;
психоневрологический интернат;
реабилитационный центр (отделение) для инвалидов молодого возраста;
дом-интернат (отделение) милосердия;
геронтологический центр;
геронтопсихиатрический центр;
дом-интернат малой вместимости;
социально-оздоровительный центр.
Социальное обслуживание призвано помогать клиентам в решении возникших у них социальных проблем по восстановлению или усилению их способности в самообеспечении и самообслуживании, создавать необходимые условия для жизнеспособности лиц с ограниченными возможностями.
Глава II. Анализ деятельности учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов города новый уренгой
2.1 Законодательные акты, используемые в работе с пожилыми людьми и инвалидами
Согласно Декларации Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 9 декабря 1971 года о правах инвалидов, инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства и равные права, за исключением некоторых льгот, со всеми другими гражданами страны.
Для того чтобы регулировать отношения государства и общества с инвалидами, инвалидов с соответствующими ведомствами, учреждениями, в целом с государством и обществом, а также инвалидом между собой нужна правовая база, опирающаяся на определенные законы.
В самом общем виде можно представить законодательную, нормативно-правовую базу как совокупность правовых документов, отражающую четыре уровня субъектов их издания.
Первый уровень - регламентирующие, рекомендательные документы мирового сообщества (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и другие). Например, Декларации о правах инвалидов, о правах умственно отсталых лиц 1971 года, Конвенция и Рекомендации о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов 1983 года и другие.
Второй уровень - внутригосударственные юридические акты федерального значения (Конституция РФ, законы РФ, указы, распоряжения Президента РФ, Правительства РФ, приказы Министерства труда и социального развития).
В российском законодательстве права инвалидов отражены в таких важнейших документах, как:
Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года;
-Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;
Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 2 августа 1995 года;
Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в РФ" от 15 ноября 1995 года граждан от 22 июня 1993 года;
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24 декабря 1995 года;
Указ Президента Российской Федерации "О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов" от 25 марта 1993 года;
Постановление Правительства РФ "О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пенсионного возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" 0т 25 ноября 1995 года и так далее.
Федеральная комплексная программа "Социальная поддержка инвалидов", утвержденная постановление Правительства РФ 16 января 1995 г., предусматривает комплекс мер, направленных на дальнейшее развитие сети социальных услуг для этой категории граждан РФ с целью усиления социальной защиты инвалидов в условиях рынка.
Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан указанной категории, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.
Следует признать, что правотворчество государства в области социального обслуживания развивается в последнее время довольно интенсивно. Важной вехой в формировании системы социального обеспечения явилось принятие Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 2 августа 1995 года.
По степени концентрации законодательного материала данный Закон можно рассматривать как нормативный акт кодификационного значения.
Он отличается актуальностью нормативного регулирования, особой емкой внутренней структурой (состоит из 7 глав, 40 статей). Что обеспечивает единое согласованное нормативное регулирование отношений в области социального обслуживания указанной категории граждан.
Этот Закон, по существу, является базовым для института социального обслуживания, двух наиболее слабо социально защищенных групп населения - граждан пожилого возраста и инвалидов. Указанный Закон закрепляет следующие формы социального обеспечения этих категорий граждан:
- стационарное обслуживание в учреждениях социального
обслуживания;
- полу стационарное социальное обслуживание;
- социально-медицинское обслуживание на дому;
- срочное социальное обслуживание;
Указанные акты носят программный характер и отражают основные принципы государственной политики в области социального обслуживания. Их реализация требует принятия специальных нормативных актов, направленных на социальную поддержку и защиту малообеспеченных слоев населения, расширение видов их социального обслуживания.
Всего за последние годы Правительством РФ принято большое количество нормативных актов, в которых получили отражение различные жизненно важные аспекты проблем инвалидов.
На основании принятых законов, постановлений правительства готовится и издается множество инструкций, рекомендаций, методических указаний и так далее. Этот вид управленческих документов принято относить к подзаконным актам. Они нередко также имеют юридическую силу.
Третий уровень - это масштаб решения вопросов субъектами Российской Федерации. Своими решениями они обеспечивают реализацию законов на своей территории, в регионе. Органы управления субъектов РФ оперативно организуют выполнение федеральных законоположений, вместе с тем обладают определенной самостоятельностью и правом законодательной инициативы.
На региональном уровне решаются задачи максимальной социальной помощи населению, развития социальной службы, интеграции ведомственных интересов и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранения единых целей при разнообразии движения к ним, придание большей адресности финансированию социальных программ.
Четвертый уровень - муниципальный. Главное звено организации социального обслуживания инвалидов и людей пожилого возраста - городские и сельские районы, микрорайон (трудовой коллектив), малый город без административного деления.
Структура муниципальных социальных служб формируется местными органами власти и управления в зависимости от потребностей в социальных услугах инвалидов, имеющихся условий с ориентацией на закрепленный законодательством минимальный ассортимент услуг. Решения муниципальными органами власти и управления принимаются на основе местной инициативы с учетом существующих условий и не должны противоречить существующему законодательству.
На территории Ямало-Ненецкого автономного округа функционируют региональные законодательные акты.
№ 74-ЗАО закон "О социальном обслуживании населения в Ямало-Ненецком автономном округе". Целью данного закона является обеспечения в Ямало-Ненецком автономном округе прав граждан на социальное обслуживание и установления гарантий его осуществления, равных возможностей для участия в жизни общества, стабилизации их социального и экономического положения создание правовых, организационных и экономических основ формирования и развития социальных служб автономного округа; совершенствование форм и видов социального обслуживания населения автономного округа; введение, исходя из местных возможностей и специфики автономного округа, дополнительных видов социального обслуживания и социальных услуг.
Важным событием в жизни муниципальных общностей стало принятие Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года. Принятие данного Закона открывает новые возможности в удовлетворении потребностей инвалидов и пожилых людей.
Коротко коснемся пятого уровня. Этот уровень принятия решений, издания приказов, распоряжений непосредственно в учреждениях.
Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.
2.2 Анализ деятельности Муниципального бюджетного учреждения "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" города Новый Уренгой
В городе Новый Уренгой координирует и осуществляет деятельность по социальному обслуживанию пожилых и инвалидов Муниципальное бюджетное учреждение "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов"
Рассмотрим структуру этого учреждения:
Муниципальное бюджетное учреждение "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" муниципального образования город Новый Уренгой в своей структуре имеет:
Отделение срочного социального обслуживания;
Отделение дневного пребывания;
Социально-реабилитационное отделение;
Консультативное отделение;
Социальное обслуживание на дому;
Реабилитация лиц БОМЖ;
Клубная деятельность;
За период 2012 года сотрудниками Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов было обслужено - 3962 человека (в 2011 году - 5890 человек) и оказано - 57962 услуги (в 2011 году - 81657 услуг):
Отделение срочного социального обслуживания 1950 человек - (в 2011 году - 2776 человек);
Социальное обслуживание на дому - 16 человек (в 2011 - 17 человек);
Консультативное отделение - 1065 человек (в 2011 году - 1869 человек);
Отделение дневного пребывания - 260 человек (в 2011 году - 282 человека);
Социально-реабилитационное отделение - 196 человек (в 2011 - 302 человека);
Реабилитация лиц БОМЖ - 62 человека (в 2011 году - 67 человек);
Клубная деятельность - 253 человека (в 2011 году - 382 человека);
Социальное такси - 160 человек (в 2011 году - 195 человек).
Миссия - обеспечение социальной безопасности граждан пожилого возраста, являющихся жителями Нового Уренгоя.
Целями деятельности Центра являются:
содействие в реализации законных прав граждан пожилого возраста и инвалидов, улучшение социально-экономических условий их жизни;
повышение уровня и качества социального обслуживания.
Задачами Центра являются:
·Выявление и дифференцированный учет граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальной поддержке, определение необходимых им видов социальных услуг и периодичности их предоставления в полустационарных и нестационарных условиях.
·Оказание гражданам пожилого возраста и инвалидам социально - бытовых, социально - педагогических, социально - консультативных, социально - медицинских, социально - правовых, социально - психологических и иных видов услуг.
·Мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально - экономического благополучия граждан пожилого возраста и инвалидов.
·Совершенствование социально-трудовых отношений:
Развитие трудовых отношений и социального партнерства;
Содействие улучшению условий и охраны труда;
Развитие кадрового потенциала.
·Обеспечение государственных гарантий и развитие стратегий ухода в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста:
Обеспечение проживания и предоставление разносторонней социальной помощи гражданам пожилого возраста, нуждающимся по состоянию здоровья в постороннем уходе и наблюдении;
Создание условий для внедрения экономически обоснованных моделей и индивидуализация социального обслуживания в условиях стационара;
Материально-техническое обеспечение деятельности Учреждения.
Правила приема
Заявителями на предоставление государственной услуги являются граждане пожилого возраста (женщины - старше 55 лет, мужчины - старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию (и/или передвижению) и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа:
-Гражданин Российской Федерации, проживающий в Ямало
Ненецком автономном округе;
-Иностранный гражданин без гражданства, в том числе беженцев, постоянно проживающих в автономном округе.
В зависимости от степени самообслуживания гражданам пожилого возраста предлагаются следующие отделения:
üСоциально - реабилитационное отделение.
Основной задачей социально - реабилитационного отделения является: поддержание у граждан возможностей самореализации жизненно важных потребностей путем укрепления их здоровья, повышения физической активности, нормализации психологического статуса, помощи в осознании собственной уникальности и значимости для себя и других, в установлении доверительных межличностных отношений с другими людьми, в создании значимого круга общения, самореализации.
Организация и проведение оздоровительных процедур на базе социально реабилитационного Отделения:
-физиотерапевтические процедуры таких как: измерение давления, организация и проведение ЛФК, массаж на массажном кресле, фитотерапия, витаминотерапия, светотерапия, цветотерапия, инфракрасная сауна.
-релаксационные занятия с клиентами Отделения.
·Социально-медицинское обслуживание инвалидов 1 группы на дому.
Основными задачами являются: выполнение медицинских мероприятий по уходу за инвалидами согласно назначению врача, оказание доврачебной медицинской помощи, предоставление квалифицированной социально - консультативной, социально - бытовой помощи, морально - психологическая поддержка граждан и их членов семьи.
-Курс социально-медицинской реабилитации включает в себя проведение классического массажа, физиотерапевтических услуг на дому у клиентов.
·Организация и проведение социального патронажа.
Социальный патронаж включал в себя: измерение давления, предоставление доврачебной помощи, общение.
·Организация и проведение "Группы здоровья"
комната психологической разгрузки, тренажерный зал.
В Учреждении существует три вида проживания:
. Постоянное проживание;
. Временное проживание;
. По путевочному типу.
На постоянное проживание принимаются одинокие пожилые граждане, или имеющие родственников, которые по независящим от них причинам не могут их содержать.
Перечень документов, которые необходимо представить для постоянного проживания:
Личное письменное заявление гражданина (либо его законного представителя);
Медицинская карта установленного образца с заключением врачей, заверенная печатью лечебного учреждения, амбулаторная карта;
Акт обследования жилищно-бытовых и социальных условий с указанием состава семьи, проживающей совместно с гражданином;
Справка и индивидуальная программа реабилитации инвалидов, выданная Государственным бюро медико-социальной экспертизы;
Копии паспорта, пенсионного удостоверения;
Справка о размере пенсии, в том числе с учетом надбавок, выданная органом, осуществляющим пенсионное обеспечение;
Справка органов местного самоуправления и жилищно-эксплуатационного предприятия о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений;
Справка от каждого члена семьи (родственника) с места работы (службы, учебы) о размере заработной платы и других доходов;
Справка об отсутствии либо наличии судимости;
Адресный листок убытия, выданный паспортно-визовой службой;
Ходатайство и характеристика, выданные гражданину органом социальной защиты населения по месту жительства;
Путевка, выданная Департаментом труда и социальной защиты населения автономного округа.
На временное проживание принимаются пожилые граждане, при наличии свободных мест на условиях оплаты сроком от 1 до 6 месяцев
Перечень документов на временное проживание:
Личное письменное заявление гражданина (либо его законного представителя);
Медицинская карта установленного образца с заключением врачей, заверенная печатью лечебного учреждения; амбулаторная карта;
Акт обследования жилищно-бытовых и социальных условий с указанием состава семьи, проживающей совместно с гражданином;
Справка МСЭ (копия при наличии);
Копии паспорта, пенсионного удостоверения;
Справка о размере пенсии, в том числе с учетом надбавок, выданная органом, осуществляющим пенсионное обеспечение;
Справка органов местного самоуправления и жилищно-эксплуатационного предприятия о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений;
По путевочному типу принимаются граждане пожилого возраста в "Социально-реабилитационное отделение" на временное проживание от 14 до 24 дней, согласно сроку путевки, способных к самообслуживанию, с сохраненным интеллектом, нуждающихся в оздоровлении, социальной реабилитации и социально-медицинском обслуживании
Перечень документов необходимых для получения путевки
Личное письменное заявление гражданина;
Медицинская карта установленного образца с заключением врачей, заверенная печатью лечебного учреждения;
Копия паспорта;
Копия пенсионного удостоверения;
Копия документа, подтверждающего отнесение к льготной категории;
Справка, выданная органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, о размере государственной и дополнительной пенсии;
Справка органов местного самоуправления или жилищно-эксплуатационных предприятий о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений;
Справка от каждого члена семьи (родственника) с места работы (службы, учебы) о размерах заработной платы и других доходов.
üОтделение срочного социального обслуживания.
Отделение срочного социального обслуживания предназначено в первую очередь для неотложной помощи разового характера гражданам, которые по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно решить свои вопросы, такие как оплата коммунальных услуг, покупка продуктов питания, получение лекарственных средств, сопровождение к врачу, госпитализация в больницу, уборка по дому, оформление инвалидности и много другое. На помощь таким людям и приходят сотрудники отделения срочного социального обслуживания.
Отделение срочного социального обслуживания на сегодняшний день является наиболее распространённым и незаменимым среди клиентов Центра социального обслуживания. Отделение срочного социального обслуживания является структурным подразделением Центра.
Отделение предназначается для адресного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальной поддержке путем оказания социальной, бытовой, медицинской, консультативной и иной помощи, а так же предоставления социальных услуг.
Деятельность Отделения направлена на оказание неотложной помощи гражданам, попавшим в экстремальные условия и остронуждающимся в социальной поддержке.
Отделение срочной социальной помощи оказывает услуги гражданам пожилого возраста, инвалидам, лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Эти услуги в настоящее время очень востребованы.
Отделение осуществляет следующие виды деятельности:
·Предоставление необходимой информации и проведение консультаций по вопросам социальной помощи;
·Оказание материальной помощи для граждан, попавших в экстремальную ситуацию;
·Обеспечение остро нуждающихся граждан одеждой и обувью б/у и другими предметами первой необходимости;
·Оказание содействия в восстановлении и оформлении документов (паспорта или другого документа, удостоверяющего личность);
·Содействие в оплате коммунальных услуг, телефона, кабельного телевидения;
·Содействие в оформлении пенсии, инвалидности, в переосвидетельствовании;
·Приобретение и доставка лекарственных средств, технических средств реабилитации;
·Содействие в оформлении и продлении документов;
·Сопровождение в медицинские и другие государственные учреждения;
·Оказание содействия в оформлении в дома-интернаты;
·Предоставление талонов на бесплатные парикмахерские услуги;
·Доставка на дом продуктов питания, товаров первой необходимости, лекарственных средств;
·Проведение благотворительных акций;
·Подготовка и проведение региональных, праздничных мероприятий;
·Выдача технических средств реабилитации во временное пользование клиентам.
üКонсультативное отделение
Консультативное Отделение ставит своей целью защиту прав и интересов граждан, их адаптацию в обществе путем предоставления консультаций, содействия в решении социально-педагогических, социально-психологических и социально-правовых проблем входящих в компетенцию органов социальной защиты населения
К основным задачам Отделения относятся:
выявление и учёт граждан, нуждающихся в социальной помощи;
определение необходимых форм помощи и периодичности ее предоставления;
оказание помощи и услуг этим гражданам и информирование населения по вопросам социального обслуживания населения, индивидуальные консультации по картам ИПР.
Формами работы Консультативного отделения являются: предоставление услуг с выездом в учреждения города, консультирование граждан по телефону, предоставление консультационных услуг в помещении Центра.
·Психологическая деятельность
С марта 2012 года ведущий психолог Центра предоставляла социально-психологические услуги клиентам, посещающим ОДП, СРО, состоящем на срочном социальном обслуживании, лицам БОМЖ (проживающим в общежитии Церкви Новый свет), а также неработающим пенсионерам и инвалидам города. Осуществлялись индивидуальная и групповая формы работы в виде: психологической диагностики, анкетирования; индивидуальных психологических бесед и консультаций; психокоррекционных занятий; психологического просвещения и информирования.
-Психологическая диагностика.
Это форма работы, с помощью которой определяется степень необходимой психологической помощи клиенту, пришедшему на консультацию или занятие, метод выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
-Психологическое просвещение.
Данная форма работы подразумевает под собой донесение информации до обслуживаемой категории населения, касающейся предоставляемых им социально-психологических услуг. А так же распространение различных тематических брошюр, листовок, буклетов, оформление стендов
-Психологическая консультация, беседа.
Индивидуальная форма работы психолога с клиентом, в ходе которой клиент непосредственно проговаривает возникшую у него проблему. Психолог и клиент в тандеме работают над поиском путей выхода из сложившейся ситуации.
-Психологическая коррекция.
Форма работы, включающая в себя систему мероприятий, направленных на исправление поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
В своей деятельности Центр руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами Ямало-Ненецкого автономного округа, нормативными правовыми актами Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа и Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, Уставом муниципального бюджетного учреждения "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов".
Вывод по главе II
В самом общем виде можно представить законодательную, нормативно-правовую базу как совокупность правовых документов, отражающую четыре уровня субъектов их издания:
первый уровень - регламентирующие, рекомендательные документы мирового сообщества;
второй уровень - внутригосударственные юридические акты федерального значения;
третий уровень - это масштаб решения вопросов субъектами Российской Федерации.
четвертый уровень - муниципальный.
Таким образом, в Новом Уренгое осуществляет свою деятельность Муниципальное бюджетное учреждение "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" муниципального образования город Новый Уренгой.
Входящий в его структуру оказывают весь спектр необходимых социальных услуг пожилым гражданам и инвалидам в своей структуре имеет:
Отделение срочного социального обслуживания;
Отделение дневного пребывания;
Социально-реабилитационное отделение;
Консультативное отделение;
Социальное обслуживание на дому;
Реабилитация лиц БОМЖ;
Клубная деятельность;
Социальное такси.
В Центре созданы соответствующие возрасту и состоянию здоровья пожилых и инвалидов условия жизнедеятельности, проводятся мероприятия медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, организован посильная трудовая деятельность, отдых и досуг. Также Центр осуществляет научно-практическую и организационно-методическую работу в областях геронтологии и гериатрии, а также проводит работу по повышению квалификации кадров стационарных учреждений социального обслуживания.
Предметом деятельности Центра является выявление и дифференцированный учет граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании, определение необходимых им видов социальных услуг и периодичности (постоянно, временно, на разовой основе) их предоставления в полустационарных и нестационарных условиях в т. ч.;
- оказание гражданам пожилого возраста и инвалидам социально-педагогических, социально-правовых, социально-психологических, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-экономических услуг при условии соблюдения принципов адресности и преемственности помощи;
- мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия граждан пожилого возраста и инвалидов на территории обслуживания;
внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости населения в социальных услугах и местных социально-экономических условий.
Заключение
Это связано с тем, что на территориях муниципальных образований создано и осуществляют свою деятельность не достаточное количество учреждений по обслуживанию пожилых и инвалидов. Качество услуг зависит от специалистов их оказываемых. В учебных заведениях только в последнее десятилетие стали готовить социальных работников. Учебные программы включают изучение как индивидуально-психологических особенностей пожилых и инвалидов, нормативно-правовой базы, так и передовых технологий, которые максимально призваны решать проблемы характерные для пожилых и инвалидов.
Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на определенных принципах, которые закреплены законодательством РФ: соблюдения прав человека и гражданина; предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания; обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов; преемственности всех видов социального обслуживания; ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственности органов государственной власти и учреждений.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает: социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание); полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования); срочное социальное обслуживание; социально-консультативную помощь. В городе Новый Уренгой координирует и осуществляет деятельность по социальному обслуживанию пожилых и инвалидов "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" муниципального образования город Новый Уренгой. Структура этого учреждения: Отделение срочного социального обслуживания; Отделение дневного пребывания; Социально-реабилитационное отделение; Консультативное отделение; Социальное обслуживание на дому; Реабилитация лиц БОМЖ; Клубная деятельность; Социальное такси. Анализ деятельности Центра показал, что центре созданы соответствующие возрасту и состоянию здоровья пожилых и инвалидов условия жизнедеятельности, проводятся мероприятия медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, организован посильная трудовая деятельность, отдых и досуг. Также центр осуществляет научно-практическую и организационно-методическую работу в областях геронтологии и гериатрии, а также проводит работу по повышению квалификации кадров стационарных учреждений социального обслуживания.
В рамках выпускной квалификационной работы сложно осветить все проблемы и тенденции в развитии системы социального обслуживания слабо защищенных слоев общества. Проведенное исследование позволяет обобщить поднятые вопросы следующим образом:
. Социальное обеспечение пожилых граждан и инвалидов должна быть одним из главных направлений государственной политики.
. Необходимо продолжать работу по совершенствованию законодательно-нормативной базы, ввести стандарты по организации социального обслуживания населения, используя для этого научный потенциал страны и зарубежный опыт.
. Социальная наука должна более активно заниматься прогнозированием и разработкой на основе прогноза эффективных управленческих решений, исключающие негативные социальные последствия, в исследованиях в большей степени опираться на практический материал.
. Эффективную систему социального обслуживания нельзя создать без соответствующего материально-технического обеспечения и базы данных по группам населения, нуждающихся в поддержке или находящихся в зоне риска.
. Финансирование центров социального обслуживания, как государственных учреждений, нацеленных на защиту населения, должно быть гарантированным и производиться за счет бюджета.
. Необходимо пересмотреть подходы к оценке труда руководителей центров социального обслуживания, решить вопрос о пересмотре оплаты труда социальных работников и административно-хозяйственного персонала центров.
. Внедрение новых эффективных методов социальной работы с пожилыми позволит сделать социальное обслуживание более доступным для каждого нуждающегося уренгойца. Для развития сети учреждений и оказания более эффективной помощи населению, необходимо привлекать не только государственные организации, но и налаживать контакты с коммерческими структурами и благотворительными фондами, путем тесного сотрудничества со средствами массовой информации и коммуникации.
Важность проведенных исследований подтверждает рост числа людей пожилого возраста, нуждающихся в социальной поддержке, а существующая система не способна в полной мере защитить их и требует дальнейшего совершенствования.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993.25 декабря.
. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"
. Федеральный закон от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"
. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г № 197-ФЗ (ред. от 17 августа 2009 г.) // Российская газета. 2009.21 августа.
. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 17 августа 2009 г.) //
Российская газета. 1994.8 декабря; Российская газета. 2009.21 августа.
. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ (ред. от 22 августа 2004 г.) // Российская газета. 1995.4 августа.
. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. // Российская газета. 1995.19 декабря.
. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: Федеральный закон от 22 июля 1993. № 5487-1 (с изменениями и дополнениями на 12 декабря 2008 г.) // Российская газета. 2008.31 декабря.
. Об образовании: Федеральный закон гот 13 января 1996 г. № 12_ФЗ (с изм. и доп.) // Российская газета. 1996.23 января.
. О социальной защите инвалида в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 28 апреля 2009 г.) // Российская газета. 2009. 5 мая.
. Федеральный Перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидами государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания: Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. № 1151 (ред. от 17 апреля 2002 г. № 244) // Российская газета. 2002.24 апреля.
. Басов Н.Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. - Ростов - н/Д.: Феникс, 2009. - 346 с.
. Батяев А.А. Комментарий Федеральному закону от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". - М.: Юристъ, 2009. - 542 с.
. Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 187 с.
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер, 2005 - 940 с.
15. Основы социальной работы. - М.: Академия <http://www.ozon.ru/context/detail/id/857710/>, 2008. - 288 с.
. Право социального обеспечения: учебник / под ред.К.Н. Гусова. - М.: Инфра-М, 2007. - 328 с.
. Социальная защита населения. Опыт организационно-административной работы. М.: "МарТ <http://www.ozon.ru/context/detail/id/1418973/>", 2007. - 400 с.
. Ткаченко <http://www.ozon.ru/context/detail/id/4644735/> В.С. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов. - М.: Дашков и Ко <http://www.ozon.ru/context/detail/id/858063/>, 2009. - 384 с.
. Харин К.С. Право социального обеспечения: учеб. Пособие. В 2 ч. Ч.1. - СПб.: ГУАП, 2008. - 360 с.
. Харин К.С. Право социального обеспечения: учеб. Пособие. В 2 ч. Ч.2. - СПб.: ГУАП, 2008. - 297 с.
. Якушев <http://www.ozon.ru/context/detail/id/5018770/> А.В. Социальная защита. Социальная работа: конспект лекций. - М.: А-Приор <http://www.ozon.ru/context/detail/id/3076295/>, 2010. - 144 с.
. Фирсов М. В, Студенова <http://www.ozon.ru/context/detail/id/5030981/> Г.Е. Теория социальной работы. - М.: Академический проект <http://www.ozon.ru/context/detail/id/856528/>, Гаудеамус <http://www.ozon.ru/context/detail/id/1912566/>, 2009. - 512 с.