принимать меры к увеличению межремонтного пробега ТС.
2. Основные цели и задачи, решаемые технической службой по предупреждению ДТП и снижению аварийности в автотранспортном предприятии
Порядок учета и сбора сведений о ДТП установлен «Правилами учета дорожно-транспортных происшествий», действующими с 29 июня 1995 года.
Сведения о ДТП, в которых погибли или получили ранения люди, заносятся в специальную карточку учета ДТП и включаются в государственную статистическую отчетность.
Государственная статистическая отчетность по ДТП ведется органами внутренних дел.
При решении вопроса о включении сведений о ДТП в государственную статистическую отчетность используются определения «погибшего» и «раненого».
Сведения о ДТП с материальным ущербом без пострадавших, а также ДТП, в которых люди получили легкие телесные повреждения и не подпадают под категорию «раненый», в соответствии с действующими правилами включения в государственную статистическую отчетность учитываются и анализируются на уровне отдельных городов и районов (в соответствующих отделах и подразделениях ДПС ГИБДД).
Существуют также группы происшествий, которые по формальным признакам могут быть квалифицированы как дорожно-транспортные, но сведения о них в государственную статистическую отчетность не включаются, учету как ДТП они не подлежат.
Различают 6 таких случаев:
) происшествия, возникшие во время проведения мероприятий по автомобильному и мотоциклетному спорту (соревнования, тренировки и т.п.), когда пострадали зрители, участники и персонал, обслуживающий спортивные мероприятия;
) происшествия, возникшие при выполнении транспортными средствами технологических производственных операций, не связанных с перевозкой людей или грузов (прокладка траншей, производство сельскохозяйственных работ, лесозаготовка, погрузо-разгрузочные работы, установка мачт, опор и т.п.);
) происшествия, возникшие в результате стихийных бедствий;
) происшествия, возникшие вследствие нарушения Правил техники безопасности и эксплуатации транспортных средств (запуск двигателя при включенной передаче, при сцепке-расцепке транспортных средств, механизмов, приспособлений и т.п.);
) происшествия, возникшие в связи с попыткой покончить жизнь самоубийством или действиями, совершенными в состоянии невменяемости;
) происшествия, возникшие в результате умышленных посягательств на жизнь и здоровье граждан или действий, направленных на причинение имущественного вреда.
Учет ДТП в Российской Федерации в соответствии с Правилами учета ДТП должен осуществляться также (наряду с государственной системой учета) предприятиями и организациями, эксплуатирующими транспортные средства, государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомств и частных дорог. В медицинских учреждениях подлежат учету все лица, обратившиеся или доставленные для оказания медицинской помощи в связи с ДТП, а также погибшие вследствие дорожно-транспортного происшествия.
Учет ДТП в предприятиях, организациях осуществляется работниками службы БДД или иными лицами, назначенными приказом по предприятию или организации.
Предприятия и организации обязаны немедленно сообщать в органы внутренних дел по территориальной принадлежности о всех ДТП с участием принадлежащих им транспортных средств. Предприятия и организации ежемесячно сверяют с территориальными органами внутренних дел сведения о ДТП с пострадавшими.
При анализе структуры аварийности используются удельные и относительные показатели аварийности, объектами сопоставления при таком анализе могут быть:
виды ДТП;
типы и марки транспортных средств;
группы водителей с различным стажем (общим и в предприятии), возрастом, другими особенностями;
регулярные маршруты, обслуживаемые предприятием;
подразделения предприятия (колонны, отряды, бригады) и др. При этом сопоставление производится также со средними значениями соответствующих показателей по отрасли.
Для детализации причин аварийности проводится анализ по времени и месту совершения ДТП, виду и характеру перевозки, видам нарушений ПДД, часу работы на линии и т.д. Целью анализа является выявление «узких мест» - условий, характеризующихся повышенной частотой совершения ДТП или повышенной тяжестью последствий.
Анализ завершается построением матрицы «причины ДТП - мероприятия (или направления деятельности) по устранению причин ДТП».
Перечень показателей, разделенных по основным задачам деятельности по предупреждению ДТП:
. Обеспечение надежности водительского состава.
.1. Аварийные показатели:
количество ДТП, погибших и раненых в ДТП по вине водителей;
коэффициент виновности в различных классах ДТП (отношение ДТП по вине водителей к ДТП с участием транспортных средств предприятия).
.2. Неаварийные показатели:
количество выявленных нарушений ПДД водителями на линии по отношению к числу проверок;
число нарушений ПДД, количество водителей с неоднократными нарушениями ПДД;
число водителей, повысивших свою квалификацию;
число водителей со стажем работы до 1 года.
. Обеспечение технической исправности транспортных средств в эксплуатации.
.1. Аварийные показатели:
количество ДТП по причине технической неисправности транспортных средств;
удельная тяжесть последствий, связанная с неисправностью автомобиля.
.2. Неаварийные показатели:
количество сходов с линии по технической неисправности;
количество автомобилей, выявленных на линии с техническими неисправностями;
количество автомобилей, не оснащенных необходимыми приборами и оборудованием и др.;
количество автомобилей со сроками эксплуатации, превышающими нормативы.
. Обеспечение безопасности при организации перевозочного процесса.
.1. Аварийные показатели:
количество ДТП, совершенных водителями после 8 часов работы водителя на линии;
количество ДТП, совершенных водителями при использовании автомобиля в личных целях;
количество ДТП, совершенных неопытными водителями (со стажем от 1 до 3 лет).
.2. Неаварийные показатели:
количество выявленных нарушений режимов труда и отдыха водителей и иных нарушений Правил перевозки пассажиров и грузов;
частота проведения линейного контроля;
процент водителей, не охваченных предрейсовым медосмотром.
. Обеспечение безопасных условий работы водителей на линии.
.1. Аварийные показатели:
количество ДТП по причине неудовлетворительных дорожных условий.
.2. Неаварийные показатели:
количество маршрутов, на которых не обследовались дорожные условия в установленные сроки;
количество (процент) маршрутов регулярных перевозок, на которые не составлены паспорта и схемы маршрутов с указанием опасных мест;
количество сходов с линии из-за неблагоприятных дорожных условий, срывов графиков движения и др.
Увеличение значений аварийных и неаварийных показателей с большой вероятностью свидетельствует о наличии проблем БДД, т.е. отклонений в работе служб предприятия по обеспечению БДД. Эти недостатки можно считать потенциальными носителями причин ДТП.
Итак, на основе анализа аварийности, анализа единичных ДТП (в ходе и по материалам служебных расследований), анализа неаварийных показателей, анализа практики реализации мероприятий по БДД в предприятии, анализа выполнения требований нормативных документов выявляются основные причины ДТП, формируются проблемы («узкие места», недостатки) в деятельности предприятия по БДД, определяются задачи, основные направления деятельности по устранению выявленных причин, проблем. Результаты проведенного комплексного анализа являются базой для формирования плана (программы) конкретных мероприятий по безопасности движения.
Литература
безопасность дорожный транспортный водитель
1.Ф.П. Касаткин, С.И. Коновалов, Э.Ф. Касаткина. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса: Учебное пособие для высшей школы. М., Академический Проект, 2005.
2.Методические указания по предмету «Правила безопасности дорожного движения».
3.Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. А.Э. Горев, Е.М. Олещенко. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.