Использование дидактических игр как средства развития познавательного интереса на уроках окружающего мира в начальных классах
Министерство
образования Иркутской области
Государственное
бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Иркутской области "Черемховский педагогический колледж"
Выпускная
квалификационная работа
"Использование
дидактических игр как средства развития познавательного интереса на уроках
окружающего мира в начальных классах"
Выполнила студентка
4 курса 402 группы
Спешилова Алена
Петровна
Руководитель
Мотаевская Анна Павловна
Черемхово,
2013
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы
развития познавательного интереса
1.1 Психолого-педагогическое
обоснование понятия "познавательный интерес"
1.2 Дидактическая
игра и ее роль в развитии познавательного интереса
Выводы к 1-ой главе
Глава 2. Использование дидактических
игр как средства развития познавательного интереса на уроках окружающего мира в
начальных классах
.1 Анализ педагогического опыта по
проблеме использования дидактических игр как средства развития познавательного
интереса на уроках окружающего мира в начальных классах
.2 Апробация дидактических игр как
средства развития познавательного интереса на уроках окружающего мира
Выводы к 2 главе
Заключение
Литература
Приложение
познавательный дидактический игра
педагогический
Введение
Увеличение умственной нагрузки на уроках
окружающего мира заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся
интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В
связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких
методических приемов, которые активизировали бы мысль учащихся, стимулировали
бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Возникновение интереса к обществознанию у
значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики
преподавания. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал
активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и
развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно
важно в младшем школьном возрасте, когда еще формируются, а иногда и только
определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно
в этот период нужно стремиться развить познавательный интерес к изучению
окружающего мира.
Немаловажная роль здесь отводится дидактическим
играм современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему
образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в
органическом единстве. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам
обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной
организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с
присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного
интереса.
Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры
у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно,
развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что
учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях,
пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Дидактические игры
очень хорошо уживаются с "серьезным" учением.
Включение в урок дидактических игр и игровых
моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей
бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного
материала. Разнообразные игровые действия поддерживают и усиливают интерес
детей к учебному предмету. Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а
средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует
рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия.
На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой
деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
Цель: определить эффективность использования
дидактических игр как средства развития познавательного интереса на уроках
обществознания в начальных классах.
Задачи:
изучить и проанализировать
психолого-педагогическую литературу в соответствии с темой работы;
- разработать,
апробировать серию дидактических игр на уроках окружающего мира в начальных
классах;
- определить
эффективность использования дидактических игр как средства развития
познавательного интереса на уроках окружающего мира в начальных классах.
Объект исследования: процесс развития
познавательного интереса на уроках окружающего мира в начальных классах.
Предмет исследования: использование
дидактических игр как средства развития познавательного интереса на уроках
окружающего мира в начальных классах.
Методами исследования являются: теоретический
анализ литературы по проблеме, реферирование, анализ педагогического опыта.
Методологическую основу
составили труды известных ученых JI.C.
Выготского, Бабанского Ю.К, Бондаревского В.Б., Гамезо М. В., Петровой Е. А., в
которых рассматриваются вопросы сущности познавательного интереса, его
структура, пути и способы активизации. Г.И.Щукина, Газман О.С., Петрова И. А. и
Кабанова Л. В. рассматривают вопросы использования дидактических игр в
образовательном процессе.
Глава 1. Теоретические основы развития
познавательного интереса в процессе обществознания
1.1 Психолого-педагогическое обоснование понятия
"познавательный интерес"
Познавательный интерес - важнейшая область
общего интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека:
познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной
ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении человека к
миру - в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании
сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности.
Интерес - сложное понятие, которое можно
рассмотреть с позиций разных групп авторов. В переводе с латинского языка слово
"интерес" (interest)
означает "имеет значение, важно ".
Филологи дают следующее определение:
"Интерес - это особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть,
узнать, понять; занимательность, значительность".
С точки зрения Г.И. Щукиной, познавательный
интерес - это "избирательная направленность личности, обращенная к области
познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями"
[1]. По мнению Немова Р.С "Интерес - это активная познавательная
направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность,
связанная с положительным эмоциональным отношением к ней"[7, 12].
Ю.К.Бабанский рассматривал познавательный интерес как сильный мотив учения, как
важный фактор успешности овладения знаниями.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что
познавательный интерес - это активная познавательная избирательная
направленность личности на овладение знаниями в той или иной предметной
области. Учитель воспитывает интерес к своему предмету.
Интерес побуждает к овладению знаниями,
заставляют учеников активно работать, преодолевая трудности и препятствия.
Познавательный интерес - более узкое понятие,
суть которого заключается в целенаправленном стремлении учащийся к овладению
знаниями, в активном поиске новых способов углубления познания.
Познавательный интерес - важнейшее образование
личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека,
формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не
является присущим человеку от рождения.
Познавательный интерес - интегральное
образование личности. Интерес имеет сложнейшую структуру, которую составляют
как отдельные психические процессы: интеллектуальные, эмоциональные,
регулятивные - так и объективные, и субъективные связи человека с миром,
выраженные в отношениях.
Познавательный интерес - явление многозначное,
поэтому на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими
сторонами. В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто
лишь как внешний стимул этих процессов, как средство активизации познавательной
деятельности обучающихся, эффективный инструмент учителя, позволяющий ему
сделать учебный процесс привлекательным, выделять в обучении именно те аспекты,
которые могут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, побуждать
активизировать их мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над
учебной задачей.
Такой подход к познавательному процессу как
внешнему стимулу обучения может иметь основания. Действительно, если из
окружающего мира человек отбирает только то, что является для него более
значимым, то следует задуматься над тем, что особо важное и значительное в
обучении нужно представить в интересной для учеников форме. Познавательный
интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной
активностью, ясной избирательной направленностью учебных предметов, ценной
мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.
Познавательный интерес становится мотивом
познавательной деятельности, если учащийся проявляет готовность, стремление
совершенствовать своё учение. Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд
преимуществ перед другими мотивами, которые могут существовать вместе и наряду
с ним (коллективные, профессиональные, широкие социальные мотивы).
1. Познавательный
интерес раньше других осознается школьником. "Интересно" -
"неинтересно" - основные критерии его оценки. На вопрос "Что
тебе нравится в школе?" значительная часть отвечают: "Интересно
учиться, интересно каждый день узнавать новое".
2. Познавательный
интерес в сравнении с другими мотивами более точно выражает мотивацию учения,
ясно понимается.
3. Познавательный
интерес более доступен для наблюдения. Его легче обнаружить, распознать,
вызвать. А, следовательно, легче управлять его развитием.
4. Познавательный
интерес является звеном в процессе мотивации и не обособлен от других мотивов,
которыми одновременно руководствуется школьник. Он взаимосвязан с мотивами
долга, ответственности, мотивами самоутверждения. Это необходимо учитывать,
развивая познавательный интерес, потому что взаимосвязь мотивов обогащает
личность, а интерес к познанию, обладая психологической основой, благотворно
влияет на другие мотивы.
По характеру проявления познавательного интереса
в процессе изучения предмета выделяются уровни развития познавательного
интереса: 1 - низкий уровень, 2 - средний и 3 - высокий уровень. Так, у
учащихся с низким уровнем развития познавательного интереса активность на
уроках ситуативная, часты отвлечения, предпочтение отдается заданиям
репродуктивного характера, со стереотипными действиями. Учащиеся со средним
уровнем развития познавательного интереса предпочитают также поисковый характер
деятельности, но не всегда склонны к выполнению творческих заданий, их
самостоятельная деятельность носит эпизодический характер, зависит от внешних
стимулов. Учащиеся с высоким уровнем развития интереса отличаются
самостоятельностью, активным участием на уроке, предпочтением учебной
деятельности более трудного характера.
Определим место познавательного интереса в
структуре познавательного процесса.
ПИ - познавательный интерес к обществознанию;
ПА (познавательная активность) - личностное
отношение познающего субъекта к процессу познания;
ПС (познавательная самостоятельность) -
характеристика личности ученика, связанная с инициативой в процессе учения, с
поиском различных путей нового знания без участия учителя и помощи со стороны;
УПД (учебно-познавательная деятельность) - такая
деятельность, результатом которой являются открытие учеником новых знаний,
умений и навыков;
УД (учебная деятельность) - деятельность
ученика, результатом которой является закрепление новых знаний, умений и
навыков;
ПД (познавательная деятельность) - деятельность,
результатом которой является открытие учеником нового, неизвестного для него
научного знания.
Рассмотрим наиболее эффективный путь развития
познавательно интереса к обществознанию посредством дидактических игр. Выделим
условия, которые необходимо соблюдать учителю при развитии интереса:
• владение
понятием познавательный интерес(учителю необходимо знать, что такое
"познавательный интерес", различать уровни развития данного интереса
у учащихся);
• учет
возрастных и индивидуальных особенностей;
• содержание
дидактических игр.
Сформулированные условия являются необходимыми:
если соблюдать их, то возможно эффективное развитие познавательного интереса к
обществознанию. Сформулированные условия достаточны: развитие познавательного
интереса к обществознанию достигается соблюдением уже перечисленных условий.
Таким образом, развитие познавательных процессов
учащийся основывается на создании интереса к предмету. Умелое применение
учителем знаний по психологии, педагогике и по предмету в целом, дают гарантию
результативности образовательного процесса.
Для развития познавательного интереса на уроках
окружающего мира используется дидактическая игра. Остановимся на этом
подробнее.
.2 Дидактическая игра и ее роль в развитии
познавательного интереса учащихся
По мнению Борзовой Л.П., дидактические игры -
"игры, специально предназначенные для реализации целей обучения".
Дидактические игры - соревнование или состязание
между учащимися по заранее согласованными правилам (игры), используемые для
достижения определенных дидактических целей.
Игра дидактическая - специально созданная игра,
выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой
ситуации за игровыми действиями.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что
дидактическая игра - это соревнование или состязание между учащимися по заранее
согласованными правилам (игры), используемые для достижения определенных
дидактических целей.
Игра - один из видов деятельности, значимость
которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Игра предметная -
детская игра с окружающими предметами, в которой ребенок учится использовать их
по прямому назначению.
Игра ролевая - совместная групповая игра, в
которой дети берут на себя различные социальные роли в специально создаваемых
ими сюжетных условиях. Игра символическая - игра , в которой реальность
воспроизводится в виде символов, знаков, а действия выполняются в абстрактной,
символической форме.
Игра сюжетная - игра, в которой ребенок
воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т.п.
Игры компьютерные дидактические и развивающие -
игровые программы для персональных компьютеров, имеющие обучающий и развивающий
характер.
Классификация дидактических игр:
1. Игры
с правилами.
2. Ролевые
игры.
3. Комплексные
игровые системы .
Кроме общих классификационных моделей есть
множество иных, где игра рассматривается с других точек зрения, поскольку игра
пересекается с
разными явлениями человеческой жизни:
творчеством, досугом, общением, обучением и т.д.
В зависимости от дидактических целей игры можно
разделить по структурным элементам урока:
а) игры для изучения нового материала;
б) игры для закрепления;
в) игры для проверки знаний;
г) обобщающие игры;
д) релаксационные игры - паузы.
Дидактическая игра по окружающему миру является
практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные не
только на уроках, но также и в процессе изучения других учебных дисциплин и из
жизненного опыта.
Иногда, планируя учебный процесс, необходимо
разделить обучающие игры по источнику познания:
1) игры
на основе устного изложения учебного материала;
2) игры
на основе работы с наглядностью;
3) игры
на основе практической работы школьников.
При планировании педагогической работы в
определенных случаях важно разделить игры по количеству участников на
групповые, индивидуальные, диалоговые (парные), массовые.
Условно можно выделить несколько типов
дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.
• Игры-путешествия
• Игры-поручения
• Игры-предположения
• Игры-загадки
• Игры-беседы
(игры-диалоги).
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее
развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но
обычное
раскрывается через необычное, простое - через
загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Все
это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует
его. Цель игры- путешествия - усилить впечатление, придать познавательному
содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что
находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание,
наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и
достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает
интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий,
стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то
узнать, чему-то научиться.
Роль педагога в игре сложна, требует знаний,
готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения
незаметно.
Игра-путешествие - игра действия, мысли, чувств
ребенка, форма удовлетворения его потребности в знании.
В названии игры, в формулировке игровой задачи
должны быть "зовущие слова", вызывающие интерес детей, активную
игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия
познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка
задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия,
поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав
игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки.
Игры-путешествия иногда неправильно
отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что
экскурсия - форма обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего
является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения,
сравнения с уже известным. Иногда игру-путешествие отождествляют и с прогулкой.
Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели.
Познавательное содержание может быть и на
прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы,
что и игры- путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности
короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные
поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предположении,
что- то сделать: "Проверь домашнее задание у Незнайки".
Игры-предположения "Что было бы...?"
или "Что бы я сделал...", и др. Иногда началом такой игры может
послужить картинка, задание, проблема и т.п.
Дидактическое содержание игры заключается в том,
что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления
последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии "Что было
бы...?" или "Что бы я сделал...?". Игровые действия определяются
задачей и требуют от детей целесообразно предполагаемого действия в
соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети
высказывают предположения, констатирующие или обобщенно- доказательные. Эти
игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных
связей. В них содержится и соревновательный элемент: "Кто быстрее
сообразит?".
Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в
далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы,
включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В
этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность
загадок как умного развлечения.
В настоящее время загадки, загадывание и
отгадывание рассматриваются как вид обучающей игры.
Основным признаком загадки является замысловатое
описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это
лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной
особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических
задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям
нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать,
догадываться - доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок
развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать
выводы, умозаключения.
Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы
лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это
общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В
игре - беседе учитель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и
тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его,
желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления
приемов прямого обучения.
Воспитательно-обучающее значение заключено в
содержании сюжета - темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам
объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит
"на поверхности", его нужно найти, добыть - сделать открытие и в
результате что-то узнать.
Ценность игры-беседы заключается в том, что она
предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов:
единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает
умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение
сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное,
высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной
игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что
характеризует уровень воспитанности.
Основным средством игры-беседы является слово,
словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является
удовольствие, полученное детьми.
Перечисленными типами игр не исчерпывается,
конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее
часто используются указанные игры, либо в "чистом" виде, либо в
сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.
В основе любой игровой методики, проводимой на
занятиях, должны лежать следующие принципы:
• Актуальность
дидактического материала (актуальные формулировки наглядные пособия и др.)
собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать
заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из
возможных решений.
• Коллективность
позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм,
способный решить задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку,
и зачастую - более сложные.
• Соревновательность
создает у учащегося или группы учащихся стремление выполнить задание быстрее и
качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с
одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой. Классическим
примером указанных выше принципов могут служить практически любые командные
игры: "Что? Где? Когда?" (одна половина задает вопросы - другая
отвечает на них).
На основе указанных принципов можно
сформулировать рекомендации к проводимым на занятиях дидактическим играм:
• Каждая
игра должна содержать элемент новизны.
• Нельзя
навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра - дело добровольное.
Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и
выбрать другую игру.
• Игра
- не урок. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования,
загадка, путешествие в сказку и многое другое,... - это не только методическое
богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии.
• Эмоциональное
состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он
участвует. Необходимо не только уметь проводить, но и играть вместе с детьми.
• Игра
- средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не
лучших качествах.
Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные
меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть
лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда,
собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто, как проявил себя в игре, и
как надо было бы избежать конфликта.
Игровая форма занятий создается на уроках при
помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения,
стимулирования учащихся к познавательной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при
урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная
деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется
в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования,
который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения
дидактического задания связывается с игровым результатом.
Идея игры состоит в том, что учитель формирует
учебную проблему или создает проблемную ситуацию, а учащиеся стараются решить
эту проблему. Они понимают, что для решения проблемы им недостаточно имеющихся
знаний.
Рассмотрим, в чем специфика дидактической игры,
ее существенный признак.
Во-первых, дидактическая игра имеет свою
устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности.
Во-вторых, основными структурными компонентами
дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия,
познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты
игры. В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным
признаком - наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей
педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном
виде и характеризуются учебно- познавательной направленностью.
Основой дидактической игры, которая пронизывает
собой ее структурные элементы, является познавательное содержание.
Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые
применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Оборудование дидактической игры в значительной
мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств
обучения кодопозитивов, диапозитивов, диафильмов, видеофильмов, использование
мультимедиа средств. Сюда также относятся различные средства наглядности:
таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы, грамоты,
благодарности, подарки.
Дидактическая игра имеет определенный результат,
который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде
всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное
и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является
показателем уровня достижений учащихся, или усвоения знаний, или в их
применении.
Сочетание всех элементов игры и их
взаимодействие повышают организованность игры, ее эффективность, приводят к
желаемому результату. Ценность дидактических игр заключается в том, что в
процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые Знания,
активно помогают друг другу в этом.
При использовании дидактических игр очень важно
следить за сохранением интереса учащийся к игре. При отсутствии интереса или
угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям,
так как игра по обязанности теряет свое дидактическое, развивающее значение; в
этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное - ее эмоциональное
начало. При потере интереса к игре учителю следует своевременно принять
действия, ведущие к изменению обстановки. Этому могут служить эмоциональная
речь, приветливое отношение, поддержка отстающих. При наличии интереса дети занимаются
с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний. Очень важно
проводить игру выразительно. Если учитель разговаривает с детьми сухо,
равнодушно, монотонно, то дети относятся к занятиям безразлично, начинают
отвлекаться. Поэтому бывает трудно поддерживать их интерес, сохранять желание
слушать, смотреть, участвовать в игре. Нередко это и совсем не удается, и тогда
дети не получают от игры никакой пользы, она вызывает у них только утомление.
Возникает отрицательное отношение к занятиям.
Учитель сам должен в определенной степени
включаться в игру, иначе руководство и влияние его будут недостаточно
естественными. Умение включаться в игру тоже один из показателей
педагогического мастерства. Интересная игра, доставившая детям удовлетворение,
оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр. При проведении
дидактических игр забавность и обучение надо сочетать так, чтобы они не мешали,
а, наоборот помогали друг другу. Средства и способы, повышающие эмоциональное
отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь,
ведущий к выполнению дидактических задач.
Дидактические игры в 2-3 классах часто бывают
связаны с определенными сюжетами. Сюжеты эти весьма просты, рассчитаны на
детское воображение. Иногда сюжеты подсказываются названием игры: "Древо
познания", " Историческая азбука", "Пять исторических
названий", "Интервью с историческими героями".
Эти игры развивает гибкость мышления,
оперативность памяти, обобщает знания обучающихся, позволяет эффективно
повторить пройденный материал, развивает логичность изложения материала, умение
слышать другого человека, помогает учащимся глубже проникнуть в быт изучаемой
эпохи, почувствовать специфику того или иного исторического периода, развивает
внимание, быстроту реакции .
Выводы к 1-ой главе
Таким образом, можно сделать вывод о том, что
игра - это вид деятельности, соревнование или состязание между учащимися по
заранее согласованными правилам, специально предназначенное для реализации
определенных дидактических целей обучения. В практике накоплен достаточно
большой опыт применения дидактических игр. Это игры
В игровых формах занятий реализуются идеи
совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через
коллектив, приобщения детей к творчеству, воспитанию ответственности каждого за
учебу и дисциплину в классе. Применение дидактических игр на уроках играет
огромную роль в развитии познавательного интереса как одного из важнейших
мотивов учебно-познавательной деятельности, личностных качеств обучающегося.
Глава 2. Использование дидактических игр как
средства развития познавательного интереса на уроках окружающего мира в
начальных классах
2.1 Анализ педагогического опыта по проблеме
использования дидактических игр как средства развития познавательного интереса
на уроках в начальных классах
Анализ опыта педагогов позволяет утверждать, что
на уроках окружающего мира педагоги используют различные дидактические игры.
Каждая игра нацелена на решение дидактических
задач. Например, задачи игры "Эти разные цветы" следующие:
· закрепить знания обучающихся о
комнатных и дикорастущих цветах;
· развивать познавательную активность,
умение использовать в работе ранее полученные знания;
· формировать умение работать в парах;
· развивать интерес и любовь к
природе.
Эта дидактическая игра может использоваться для
работы в парах. Учащимся раздаются карточки с изображением комнатных цветов и
цветов дикорастущих, а также два полотна с буквами "Д" и
"К". Цель этой игры заключается в том, что после рассказа учителя
детям предлагается распределить цветы на комнатные и дикорастущие. Затем
ученики называют цветы, которые они отнесли к комнатным и дикорастущим. Можно
на доске прикрепить такие же буквы и дети по очереди будут выходить, и
прикреплять по одной карточке под нужной буквой.
Игра "По порядку", задачи игры:
· закрепить и классифицировать знания
детей о днях недели;
· развивать познавательную активность
детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать,
анализировать.
Цель этой игры заключается в том, что детям
раздаются карточки с надписями дней недели. За несколько минут они должны
выложить их по порядку, как идут дни недели. Выигрывает тот, кто быстрее
расставит правильно все дни недели.
Следующая игра "12 месяцев", задачи
игры :
закрепить представление учащихся о временах
года, месяцах и их последовательности;
· развивать внимание,
наблюдательность, умение сравнивать;
· активизировать двигательную
активность детей;
· развивать умение работать в
коллективе
Учащимся предлагаются иллюстрации или слайды с
изображением природы и надписями месяцев (можно воспользоваться иллюстрациями
из календарей природы).
Обучающиеся разбиваются на две команды. По
очереди они выбирают иллюстрацию, символизирующую определенный месяц и
перемещают ее к названию месяца. Выигрывает команда, которая правильно
расставит все 12 месяцев.
Следующая игра "Откуда письмо?"
проводится на уроке по теме "Природные зоны", задачи игры:
· сформировать представления учащихся
о живой природе разных континентов;
· развивать умение распределять
представителей живой природы и фауны по странам и природным зонам;
· развивать познавательную активность,
умение рассуждать, сравнивать, высказывать свои мысли.
Учащимся предлагаются макеты писем, на которых
наклеены или нарисованы особенные признаки определенной страны и природной
зоны. На доске изображения материков.
Письма раздаются детям. Ученик должен определить
в какую страну(континент) или в какую природную зону надо отправить письмо.
После того как ученик определит куда надо "отправить" письмо, он
должен подойти к доске и прикрепить письмо там, "куда оно должно
дойти".
Игра "Объедини виды транспорта" задачи
игры :
· формировать представление учащихся о
видах транспорта;
· учить классифицировать и находить
общие признаки;
· развивать умение использовать в
работе ранее полученные знания;
· развивать познавательную активность
детей.
Ученикам предлагаются карточки с изображением
разных видов транспорта (на команду можно дать 8-10 карточек).
Ученики делятся на 4 команды. Командам дают
карточки с разными видами транспорта. Ученики должны из имеющихся карточек
выбрать нужный им вид транспорта. Одна команда выбирает наземный транспорт,
другая - водный, третья - железнодорожный, а четвертая - воздушный. Побеждает
та команда, которая быстро и правильно выполнит задание.
Таким образом, анализ педагогического опыта,
позволяет сделать вывод о том, что педагоги применяют разнообразные
дидактические игры на уроках окружающего мира. В процессе подготовки и во время
проведения дидактических игр у обучающихся развивается познавательный интерес к
предмету; в процессе игровой деятельности происходит формирование
коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных универсальных действий. У
учеников развиваются умения высказывать своё мнение, определять и формулировать
цель деятельности, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.
Но самое главное, на наш взгляд, у учащихся
формируется познавательный интерес, желание узнавать больше, открывать новые
знания, они с большим интересом работают с дополнительным материалом, интернет-
источниками.
2.2 Апробация дидактических игр как средства
развития познавательного интереса на уроках окружающего мира
Во время государственной преддипломной практики
в МОУ СОШ № 8 во 2 классе мы сформулировали задачи:
· разработать и апробировать серию дидактических
игр на уроках окружающего мира во 2 классе;
· определить эффективность
использования дидактических игр как средства развития познавательного интереса
на уроках окружающего мира во 2 классе.
Мы разработали и апробировали следующие
дидактические игры.
На уроке по теме: "Страна грибов", мы
апробировали дидактическую игру
"Собери грибы в корзинку". Эта игра
проводится на этапе усвоения новых знаний.
Появляется Машенька, она говорит: "Сейчас я
пойду в лес за грибами. Но, к сожалению, я забыла, какие грибы нельзя
употреблять в пищу. Ребята, помогите мне собрать грибы".
Учитель: Машенька должна отделить съедобные
грибы от несъедобных. Поможем Маше собрать грибы.
Мы тропинкой узкою сейчас свернем,
Туда, где сосны рослые касаются небес,
Где сказки шепчут ели, березы и дубы,
Где ягоды поспели и выросли грибы.
О чем нужно помнить, собираясь на грибную охоту?
Ученики делятся на 2 команды.
Конкурс № 1
Раскрасьте только те грибы, которые вы соберете
в лесу и принесете домой.
Какой гриб остался? Почему?
Задание выполняется на скорость и правильность.
Съедобные грибы Ядовитые грибы
Приведите примеры каждой группы.
Чтобы собирать грибы, нужно знать, в каких
местах они растут.
Конкурс № 2 См. Приложение № 1
Разгадайте кроссворд и назовите места в лесу,
где можно найти каждый из этих грибов.
.Возле леса, на опушке,
Украшая темный бор, вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый …
2.Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички
Золотистые …
.Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай:
Это …
.Лета первая примета-
Под березой в холодке
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке.
.Что за гриб стоит на кочке
В красном бархатном платочке?
.Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой.
Под коричневою шляпкой
С бархатной подкладкой.
Таким образом, во время проведения игры, дети с
интересом общаются, отвечают на вопросы, играют, стараются победить. Работа в
команде способствует формированию познавательных интересов обучающихся.
На следующем уроке по теме "Ты и твои
друзья" на этапе закрепления новых знаний мы апробировали дидактическую
игру "Театр". Суть игры заключается в том, что каждый ученик
превращается в сказочное животное.
А теперь давайте поиграем в театр.
Встаем друг против друга и выполняем команды.
Превратитесь:
В сердитого волка.
В испуганного зайчика.
В печального и грустного козлика.
В весёлого и дружелюбного енота.
Кого из зверей приятнее было изображать?
И я хочу, чтобы вы были всегда весёлыми и
дружелюбными.
При проведении игры учащиеся раскрывают свои
таланты, детям становится интересно, они с большим интересом выполняют команды
учителя, каждый ученик стремится выполнить задание лучше.
На следующем уроке по теме: "Какие бывают
животные?", мы апробировали дидактическую игру "Синквейн" на
этапе закрепления новых знаний. В этой игре учащиеся делятся на четыре группы и
из данных слов составляют пятистишье и каждая группа представляет свой
синквейн.
Творческая работа.
Учитель: - Приступим к творческой работе.
Составим рассказ о каждой группе животных. Для этого понадобятся маленькие
конверты.
Взяли их. (В конвертах находятся заготовки для
составления синквейна.)
(Синквейн - это пятистрочная стихотворная форма,
используемая как эффективный метод развития образной речи, которая позволяет
быстро получить результат ).
гр. - насекомые удивительные, многоглазые,
жужжат, стрекочут, порхают, Насекомых насчитывается больше миллиона.
гр. - рыбы длинные, круглые, плавают, мечут,
молчат, Колечки чешуи показывают возраст рыбы.
гр. - птицы голосистые, разноцветные, чирикают,
крякают, щебечут,
Птицы - покорители воздушного океана.
гр. - звери, изящные, крылатые, рычат, мяукают,
пыхтят ,
Звери - разные внешне существа.
(Кроме конвертов у каждой группы есть поле, на
котором будет составлен синквейн).
.____________________
.____________________
.____________________
.____________________
Учитель:
Найти слово, которое отвечает на вопрос
"кто?" и приклеить его рядом с цифрой 1.
Найти два слова, которые отвечают на вопрос
"какие?" и приклеить их рядом с цифрой 2.
Найти три слова, которые отвечают на вопрос
"что делают?" и приклеить их рядом с цифрой 3.
Из оставшихся четырёх слов составить предложение
и приклеить его рядом с цифрой 4. Начинать со слова, напечатанного с заглавной
буквы.
На пятой строке вам нужно одним словом передать
свое отношение к тому, о ком составляем наш рассказ.
На доске вывешивается плакат с набором слов:
интересно, понравилось, удивило и т. д. Дети могут выбрать нужное слово.
Дети:
Представляют по группам полученный синквейн.
На доске вывесить синквейны под названиями групп
животных.
1. насекомые
2. удивительные, многоглазые
. жужжат, стрекочут, порхают
. Насекомых насчитывается больше миллиона.
. интересно
1. птицы
2. голосистые, разноцветные
. чирикают, крякают, щебечут
. Птицы - покорители воздушного океана.
. увлекательно
1. рыбы
2. длинные, круглые
. плавают, мечут, молчат
. Колечки чешуи - возраст рыбы.
. заинтересовало
1. звери
2. изящные, мохнатые
. рычат, мяукают, пыхтят
. Звери - разные внешне существа.
. Интересно.
Таким образом, во время проведения игры, дети
познакомились с такой игрой, как "Синквейн". Им было интересно
работать в группах, составлять из данных слов пятистишье о разных животных. В
основном дети работали самостоятельно, иногда просили помощь у учителя, у всех
четырёх групп было огромное стремление победить.
На следующем уроке по теме: "Какие бывают
растения?", мы провели дидактическую игру "Отгадай растение".
Игра проводится на этапе актуализации опорных знаний. Цель этой игры в том, что
учащиеся должны отгадать растение по признакам.
Ученикам предлагается рассмотреть слайд с
изображением леса.
Учитель: - На прошлом уроке мы с вами
путешествовали по лесу и познакомились с разными группами растений. Какие
растения вы встречали в лесу? (ответы детей)
Учитель: - А сейчас мы с вами поиграем в игру -
загадку, вы должны отгадать растения по признакам и назвать к какой группе оно
относится:
. Это растение встречается вдоль дорог и
тропинок, будто специально растет там, чтобы помочь поранившемуся путешественнику
(подорожник)
. Из травы смотрит веселый фиолетовый глазок.
Значит, будет хорошая погода. Перед дождём этот цветок обязательно закроется
(фиалка)
. Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов,
завтра - бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые "головки",
а с головок слетают легкие пушинки (одуванчик)
. С запахом стебля этого растения знаком даже
тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и
запах именно благодаря этому растению (мята).
. Дерево с большими, красиво вырезанными
листьями можно было бы назвать "музыкальным" - из его древесины
изготавливают музыкальные инструменты (клён)
. Ветки этого растения покрыты острыми и
твердыми колючками (боярышник)
. Весной в лесу на этом дереве появляются
"лампочки". Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях
вспыхивают гирлянды настоящих лампочек (ель).
Учитель: - Молодцы, ребята!
Можно сделать вывод, что во время проведения
игры все учащиеся с огромным интересом играют, отгадывают растения, отвечают на
вопросы. Ребята узнают много интересного для себя, они стремятся узнать больше,
чем знают.
На следующем уроке по теме "Зоны тундры и
зоны леса" на этапе обобщения нового материала мы провели дидактическую
игру "Поле чудес",
Цели и задачи игры:
· расширить познания детей о видах
животных и растений, населяющих зоны тундры и лесов.
· в игровой форме проверить и
закрепить ранее полученные знания по темам "Красная книга",
"Растения и животные, характерные для этих зон".
· при помощи предлагаемых вопросов
провести фронтальную проверку знаний.
· развивать познавательный интерес у
детей к обитателям Северных просторов.
Оборудование: барабан, карманы для букв, набор
букв из картона, поднос, изображения животных и растений, карточки с
подсказками для ведущего, бумага, карандаши и ручки, полоски цветного картона
(за полный правильный ответ розовая, за дополнение или неполный ответ белая),
призы.
Подготовительная работа:
1. Подготовить
вопросы для игроков и зрителей.
2. Сделать
буквы из картона.
3. Подготовить
призы для игроков.
4. Подготовить
саму игру (барабан).
5. Подготовить
и проинструктировать помощника.
Ход игры. Выбирается первая тройка игроков. Для
этого задаются три вопроса. Кто на них ответит на большее количество вопросов,
тот станет участником игрового тура полуфинала. Ответы дети записывают на
листочках (если правильных ответов будет больше трех, проводится жеребьевка).
Примерные вопросы для первого
отборочного тура "Растения".
-Как называется это растение? В течение долгих
зимних месяцев это растение - единственный корм северных оленей (оно составляет
70% их годового рациона). Без этого растения олени гибнут от кишечных
заболеваний. Сохранить здоровье оленей помогают вещества, содержащиеся в этом
растении. (Ягель, "олений мох")
Знаете ли вы это растение? В тундре и лесотундре
растет низкий ветвистый кустарничек высотой чуть больше метра. Зимой его
полностью покрывает снег. Его листочки кругленькие, похожи на мелкие монетки.
Осенью листья окрашиваются в яркие оранжевые и красные тона. (Карликовая
березка) Подсказка: в более южных районах и в лесотундре встречается его
"старшая сестрица" - всеми любимое белоствольное дерево.
А про это растение вы наверняка слышали. Сначала
загадка:
Сидит на палочке в красной рубашечке.
Брюшко сыто - камешками набито.
Эта загадка про растение, которое является одним
из видов диких роз. Растет в средней полосе и лесотундре. Его плоды содержат
намного больше витаминов, чем лимоны и апельсины. (Шиповник)
Игровой тур. Игроки по очереди вращают барабан.
Если выпадает пустой сектор, он должен назвать букву. Если игрок отгадал букву,
он имеет право на следующий ход и снова вращает барабан. Если названной буквы
нет в слове, право следующего хода переходит другому игроку. Если: а) выпадает
сектор "П" - приз. Игрок может взять приз и выбывает из дальнейшей
игры или отказывается от приза и продолжает игру; б) выпал сектор
"О", то ход переходит к другому; в) игрок подряд угадывает три буквы,
то выносят две капсулы, в одной из них приз. Игрок выбирает одну капсулу и
забирает ее содержимое. Игрок, угадавший слово, выходит в финал.
Вопрос для участников игрового тура
первого полуфинала "Растения".
Ягоды этого растения очень вкусны и полезны
(содержат много железа, витаминов С, Р, В), но их еще применяют как краситель.
В старину ими красили лен и шерсть в красный и фиолетовый цвета. Это растение -
родственник вереска. Его ягоды улучшают зрение. Растет оно и в тундре, и в
лесной зоне. (Черника) Игрок, угадавший слово, становится участником финала.
Примерные вопросы для второго
отборочного тура "Птицы".
1. Выберите названия птиц, обитающих в тундре:
1. синица большая; 2. белая куропатка +; 3. снегирь; 4. голубь; 5.сокол-сапсан
+; 6. розовая чайка +; 7. рыжая цапля; 8. Краснозобая казарка +; 9. марабу; 10.
серпоклювый колибри. (Значком + отмечены ответы.)
. Какие из выше перечисленных птиц занесены в
Красную книгу? (Краснозобая казарка, розовая чайка, сокол-сапсан).
. Впишите в пустые клетки буквы, чтобы
получились названия птиц лесной зоны (предлагается кроссворд).
Вопрос для участников игрового тура
второго полуфинала "Птицы".
Это небольшая изящная птица. "Хвостом лед
пробивает",- шутливо говорят про нее в народе. Поговорка связана с тем,
что эта птичка прилетает рано; перед вскрытием рек ото льда. Ее даже зовут птицей-ледоколом.
Питается она насекомыми, ловко схватывая их на лету. Подсказка: передвигается
она по земле мелкими шажками, все время потряхивая довольно длинным хвостом.
(Трясогузка) Игрок, угадавший слово, становится участником финала.
Примерные вопросы для третьего
отборочного тура "Звери".
1. Выберите названия зверей, обитающих в тундре:
1. благородный олень; 2. красный волк; 3. сибирский лемминг +; 4. заяц-беляк +;
5. сурок; 6. северный олень +; 7. ушастый еж; 8. барсук обыкновенный; 9. бурый
медведь +; 10. голубой песец +. (значком + отмечены ответы)
. Отгадайте загадки:
Летом
ходит без дороги Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза
прячет нос. (Медведь)
|
Трав
копытами касаясь, В тундру бегает красавец, Ходит смело и легко, Рога, раскинув
широко. (Олень)
|
Угадайте,
что за шапка: Меха целая охапка. Шапка бегает в бору, У стволов грызет кору.
(Заяц)
|
Кто
зимой холодной Ходит злой, голодный. (Волк)
|
Сам
пушистый, Мех серебристый, В тундре живет, Хищником слывет. (Песец)
|
Живет
под землей, Сам рыжий такой, Зимой и летом в норке живет Корешки и травку
жует. (Лемминг)
|
3. Задание "Живые буквы". К названному
слову нужно прибавить одну или несколько букв, чтобы получилось название
животного, обитающего в тундре.
.Лень - тюлень. 2.Вол - волк. 3.Мор - морж.
4.Бык - овцебык.
Вопрос для участников игрового тура
третьего полуфинала "Звери".
Мех этого зверя носили как знак верховной власти
цари, короли, князья. В былые времена в Англии его разрешалось надевать лишь
членам королевской семьи. Позже этой чести были удостоены и официальные
государственные лица. Об их ранге можно было судить по количеству хвостов этого
зверя на одежде. Питается грызунами, рыбой, птицей, черникой, брусникой,
можжевеловыми ягодами. Он ловок и силен. (Горностай) Дополнительная подсказка:
Внешне похож с соболем и норкой. Игрок, угадавший слово, становится участником
финала.
Игра со зрителями.
Отгадайте название птицы. Необычайно много
легенд, мифов и сказок сложено различными народами об этой птице. Верхом на ней
восседает высшее индуистское божество Брахма, в нее превращался и сам
Зевс-громовержец, этих птиц запрягал в свою колесницу древнегреческий бог
Аполлон.
Вопрос для участников финального
тура.
Что это за растение? В зоне лесотундры растет
хвойное дерево. Его древесина твердая, тяжелая (свежесрубленное дерево даже
тонет в воде) и очень долговечная. Долго не поддается гниению в почве и в воде.
Северяне делают из него телеграфные столбы и сваи для мостов. До наших дней
сохранилась деревянная башня Якутского острога, сооруженная в середине XVII
века. (Лиственница) Подсказка: хвоинки у этого дерева мягкие и опадают каждую
осень, как листья.
Финалист награждается призом.
Таким образом, проведение дидактической игры на
уроке окружающего мира, у обучающихся сформировался социальный и практический
навык, который вызывает у обучающихся желание экспериментировать и заниматься
учебной деятельностью на уроках окружающего мира. На этапе закрепление нового
материала, у обучающихся развиваются умения высказывать своё мнение, определять
и формулировать цель деятельности, сравнивать, анализировать, обобщать и делать
выводы. Ребята с большим интересом играли, отвечали на вопросы, каждый
обучающийся помогал своему товарищу по команде, победить в конкурсе, была
взаимопомощь обучающихся с учителем.
Выводы ко 2-ой главе
Таким образом, можно сделать следующий вывод,
что на уроках окружающего мира педагоги используют различные дидактические
игры.
Каждая игра нацелена на решение дидактических
задач. В ходе дидактических игр идет работа по закреплению и обобщению знаний обучающихся,
развивается познавательная активность, формируется умение работать в парах,
развивается интерес к изучению окружающего мира, а так же умение использовать в
работе ранее полученные знания. В процессе подготовки и во время проведения
дидактических игр у обучающихся развивается познавательный интерес к предмету;
в процессе игровой деятельности происходит формирование коммуникативных,
регулятивных, познавательных учебных универсальных действий. Но самое главное,
на наш взгляд, у обучающихся формируется познавательный интерес, желание
узнавать больше, открывать новые знания, они с большим интересом работают с
дополнительным материалом, интернет - источниками.
Во время государственной преддипломной практики
были разработаны и апробированы дидактические игр на уроках окружающего мира во
2 классе: "Поле чудес", "Помоги Маше собрать грибы",
"Театр", игры-загадки, кроссворд, синквейн, "отгадай
растение".
Каждая дидактическая игра направлена на
организацию деятельности обучающихся. Выполнение правил дидактических игр
требует усвоение способов и культуры общения, ответственности, точности. У
обучающихся развиваются умения высказывать своё мнение, определять и
формулировать цель деятельности, сравнивать, анализировать, обобщать и делать
выводы, работать в команде, развивается познавательный интерес.
Заключение
Дидактическая игра - это вид соревнований или
состязаний между учащимися по заранее согласованными правилам, используемые для
достижения определенных дидактических целей.
Правила игры направляют деятельность детей на
обеспечение выполнение ими поставленной задачи, они помогают учителю управлять
игрой, имеют обучающий, организационный и дисциплинирующий характер. Выполнение
правил требует усвоение способов и культуры общения, ответственности, точности и
взаимопомощи. На уроках окружающего мира мы апробировали дидактические игры,
такие как: "Собери грибы в корзинку", "Театр",
"Синквейн", "Поле чудес", "Отгадай растение".
Мы увидели, что применение дидактических игр на
уроках окружающего мира - эффективный инструмент учителя, позволяющий ему
сделать учебный процесс привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты,
которые могут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, побуждать
активизировать их мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над
учебной задачей. Познавательный интерес становится мотивом познавательной
деятельности, если учащийся проявляет готовность, стремление совершенствовать
своё учение.
Во время проведения дидактических игр
обучающиеся демонстрируют познавательный интерес. Эти игры развивает у
обучающихся гибкость мышления, оперативность памяти, обобщает знания
обучающихся, позволяют эффективно повторить пройденный материал, развивает
умение слышать другого человека, развивает быстроту реакции.
В процессе подготовки и во время проведения
дидактических игр у обучающихся развивается познавательный интерес к предмету;
в процессе игровой деятельности происходит формирование коммуникативных,
регулятивных, познавательных учебных универсальных действий.
У учеников развиваются умения высказывать своё
мнение, определять и формулировать цель деятельности, сравнивать,
анализировать, обобщать и делать выводы.
Список литературы
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация
учебно-воспитательного процесса. Методические основы / Бабанский Ю.К.- М.:
Педагогика, 2005. - 193 с.
. Бондаревский В.Б.
Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / Бондаревский
В.Б. - М.: Просвещение, 2005. - 513 с.
. Выготский Л.С. Воображение
и творчество в детском возрасте. М., 2000.
. Газман О.С., Харитонова
Н.Е. В школу с игрой. М.,2001.
. Гамезо М. В., Петрова Е.
А., Орлова Л. М., Петрова Е. П. Возрастная и педагогическая психология / Гамезо
М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М., Петрова Е.П. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2003. - 512 с.
. Борзова Л.П. Игры на
уроках истории. М., 2004.
. #"696905.files/image003.gif">
Тема: "Страна грибов".
Цели урока: расширить представления учащихся о
царстве живой природы - "грибы", о связях в природе. Познакомить с
представителями царства грибов, привить навык распознавания съедобных и
несъедобных грибов. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: наборы рисунков, учебник 2 класса
"Мы и окружающий мир", рабочая тетрадь Н.В. Дмитриевой.
Ход урока: Ι Организационный
момент.
-Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное
путешествие . нас ждут необыкновенные открытия. А чтобы вы догадались, куда мы
отправимся, отгадайте загадки:
1.У него одна нога , да и та без сапога.
.Кто носит шляпу на ноге?
.Без головы, а в шляпе.
.Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой накрылся.
По каким признакам вы догадались, что это грибы?
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
ΙΙ Этап
усвоения новых знаний.
Мы тропинкой узкою сейчас свернем,
Туда, где сосны рослые касаются небес,
Где сказки шепчут ели, березы и дубы,
Где ягоды поспели и выросли грибы.
- Что же такое грибы ?
Что удивило. Чего не знали раньше?
Человек всегда употреблял грибы в пищу. Грибы
вкусны и питательны. О чем нужно помнить, собираясь на грибную охоту?
Работа в Тетради:
Стр.34, задание 67.
Раскрасьте только те грибы, которые вы соберете
в лесу и принесете домой.
Какой гриб остался? Почему?
На какие группы можно разделить все грибы?
Съедобные грибы Ядовитые грибы
Приведите примеры каждой группы.
Чтобы собирать грибы, нужно знать, в каких
местах они растут. Разгадайте кроссворд и назовите места в лесу, где можно
найти каждый из этих грибов.
1.Возле леса , на опушке,
Украшая темный бор, вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый …
2.Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички
Золотистые …
3.Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай:
Это ..
4.Лета первая примета-
Под березой в холодке
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке.
.Что за гриб стоит на кочке
В красном бархатном платочке?
.Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой.
Под коричневою шляпкой
С бархатной подкладкой.
ΙΙΙ Закрепление
знаний.
Выполняя задание, будьте внимательны. Задание
такое: если вы согласны с моим утверждением, то рисуйте "горку", если
нет- "полянку".
v Мухомор и бледная поганка - ядовитые грибы.
v Грибы нужно срывать, не срезая ножом.
v Боровик, маслята, подберезовик - съедобные
грибы.
v Подберезовики растут на пеньках.
v Грибы - это растения.
v Ядовитыми грибами лечатся некоторые животные.
Проверьте себя:
Что нового узнали сегодня на уроке?
Тест по теме "Грибы"
Подчеркните верные утверждения:
v Мухомор и бледная поганка - ядовитые грибы.
v Грибы нужно срывать, не срезая ножом.
v Боровик, маслята, подберёзовик - съедобные
грибы.
v Подберёзовики растут на пеньках.
v Грибы - это растения.
v Ядовитыми грибами лечатся некоторые животные.
Приложение№2
Тема: "О чем расскажет дождик"
Цель : формировать знания детей о дожде.
Задачи:
Образовательные:
формировать и закрепить знания о причинах
возникновения дождя;
учить рисовать дождь, передавая его характер
(сильный дождь - сплошные линии; слабый дождь - пунктирные линии)
учить прикладывать кисть всем ворсом к бумаге;
закрепить знания о цветах.
Развивающие:
развивать у детей познавательный интерес к
природе;
развивать наблюдательность, мыслительную
деятельность;
побуждать детей экспериментировать;
развивать творческие способности и
коммуникативные навыки детей;
Воспитывающие;
воспитывать положительное отношение детей к
сотрудничеству с взрослым, с детьми, собственной деятельности, ее результату.
воспитывать аккуратность при работе с кисточкой,
краской;
способствовать созданию у детей радостного
эмоционального настроя.
Предварительная работа: чтение сказки
"Дождик", разучивание русских народных потешек, беседа по
стихотворению А. Барто "Зайка", наблюдения на прогулке за сезонными
изменениями в природе.
Дидактическое обеспечение занятия:
раздаточный материал: комплект для
экспериментирования по количеству детей: поднос, губка, два цветных стакана с
разным количеством воды, глубокая тарелка, салфетки для рук;
комплект для рисования по количеству детей:
кисточкая. Маленькая посуда с краской, подставка для кисточки, баночка для
мытья кисточки, альбомный лист.
демонстрационный материал:
комплект картинок "Природные явления.
Дождь", аудиозапись "Шум дождя", мольберт, дидактическая игрушка
Зайчонок.
Ход занятия
Организационный
момент - звучит аудиозапись "шум дождя", дети встают перед учителем
в полукруг.
|
-
Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас. Ребята, сегодня у нас в гостях
наш любимый друг Зайка.
|
(Дети
здороваются с воспитателем и Зайчиком)
|
-
А почему вы такие хмурые? Давайте мы улыбнемся Зайчику, улыбнемся друг другу
и скажем все вместе: "Встало солнышко - ура! Заниматься нам пора!"
|
(Дети
повторяют за учителем).
|
-
Ребята, а что же это у нас шумит?
|
-
Машина проезжает. Ветер на улице шумит. Дождь идет
|
-
Правильно! Молодцы! Это шумит дождь. Дождик. Дождик, полно лить. Малых
детушек мочить! (Шум дождя прекращается)
|
|
-Ребята,
а вы знаете откуда берется дождик?
|
-
С неба капает. Из тучки берется
|
-
Правильно , из тучки. А вы знаете, как он появляется в тучке?
|
-
Я не знаю. И я не знаю, но хочу узнать
|
Основная
часть
|
-
Ребята, наш друг Зайка согласился помочь нам узнать тайны волшебного дождя.
Он приглашает нас к столам.
|
(Дети
подходят к столам, на которых стоят подносы с губками, стаканы с водой и
глубокие тарелочки)
|
-Ребята,
скажите пожалуйста, что у нас на подносе?
|
-Губки
|
-
Правильно. А как вы думаете, на что похожа губка?
|
-
На кирпичик, на тучку
|
-
Правильно, молодцы! Она похожа на тучку. А тучка состоит из капелек. Сожмите
ее и посмотрите, течет из "тучки" водичка или нет?
|
(Дети
берут губку-тучку и сжимают в руке).
|
-
Почему не идет водичка?
|
-
Нет в ней водички, губка сухая
|
-
Правильно, губка-тучка сухая. В тучке очень- очень мало капелек собралось и
поэтому дождик не идет. Положите свою тучку на тарелочку. Перед вами стоят по
2 стаканчика. А какого цвета стаканы?
|
-1
стакан белый, другой - прозрачный
|
-Молодцы,
правильно. А сколько воды в белом стаканчике, ребята?
|
-
немножко, мало
|
-
А в прозрачном стаканчике?
|
-
полный стакан, много
|
-
Правильно. В белом стаканчике мало воды, а в прозрачном - много. Возьмите белый
стаканчик и вылейте воду на вашу губку-тучку. Чтобы помочь тучке пропитать
тучку, нажмите на нее пальчиками. Ребята, а что произойдет, если мы поднимем
и отожмем тучку?
|
-ничего
не произойдет; начнет капать вода
|
-
А давайте проверим. Поднимите свою тучку-губку и отожмите.
|
(Дети
проверяют свои предположения опытным путем).
|
-
Получается дождик. А скажите пожалуйста, какой дождик у тебя получился:
сильный или слабый?
|
-
слабый
|
-Положите
губку-тучку опять на тарелочку. Возьмите прозрачный стаканчик и вылейте из
него всю воду на тучку. Нажмите на нее пальчиками, пропитайте водой. Что
теперь произойдет, если тучку отжать?
|
-
польется много воды
|
-
А почему много воды польется?
|
-
потому что губка пропитала много воды (дети проверяют свои предположения)
|
-
Правильно, ребята. Посмотрите, как много капелек воды собралось в губке!
Капельки становятся слишком тяжелыми для тучки и выпадают дождем. А теперь
какой дождь получился?
|
-
большой; сильный
|
-
Правильно, сильный. Такой дождь называется проливной. Вот так ребята,
соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из
тучки на землю, падают дождем. Спасибо нашему Зайке, он помог нам узнать,
какие тайны хранит волшебный дождик. И давайте мы с Зайчиком поиграем. Игра
называется "Тучка и капельки"
|
|
Физкультминутка.
(Проводится подвижная игра "Тучка и капельки". Дети-капельки,
учитель-туча.
|
-
Дети - капельки летите. И всю землю напоите.
|
(дети
бегают врассыпную под музыку)
|
-
Собрались капельки и потекли ручьем. Бежит, журчит ручей ничей. По камушкам -
динь, динь. По корягам - буль, буль. По осоке - ш-ш.
|
(дети
передвигаются " паровозиком")
|
-
Вдруг солнышко выглянуло, капельки испарились. И к маме-тучке возвратились
|
(дети
бегут к воспитателю)
|
-
А теперь, ребята, присаживайтесь на стульчики и мы с вами нарисуем дождь. Я
предлагаю девочкам нарисовать слабый дождь, а мальчикам - сильный дождь.
|
(дети
садятся за столы, на которых приготовлены кисточки, краски, альбомный лист
бумаги. На лист бумаги приклеена заранее голубая тучка)
|
-
Ребята, что вы видите на своем листочке?
|
-
голубое небо, голубая тучка
|
-
Правильно, тучку. А теперь все возьмите кисточку тремя пальцами так, чтобы
она находилась в вертикальном положении. Деревянная палочка у кисточки
смотрит в потолок. Аккуратно набираем краску синего цвета на кисть и
прикладываем кисть всем ворсом к бумаге. Дождь падает сверху, поэтому
начинаем рисовать сверху-вниз в медленном темпе. Девочки рисуют проговаривая
"кап, кап, кап" пунктирные линии. А мальчики рисуют сплошные линии,
не отрывая кисть от листа. Воспитатель на мольберте рисует сильный и слабый
дождь). Пока дети рисуют, воспитатель рассказывает фольклорные стихотворения.
Звучит аудиозапись "Шум дождя"
|
(
дети рисуют, повторяют за учителем)
|
1.
Дождик, дождик, веселей!. Капай, капай, воду лей! На цветочек, на листок.
Кап, кап, кап! Тучка в небе синяя, - капай дождик сильный! 2. Русская
народная попевка "Дождик". Дождик, дождик, пуще. Дам тебе гущу.
Дадим тебе ложку, хлебай понемножку.
|
|
Заключительная
часть
|
-
Посмотрите, ребята на свои рисунки. У вас получилась замечательная картина
природы! Молодцы!
|
|
-
А теперь, скажите-ка мне, какую тайну дождя мы раскрыли вместе с нашим другом
Зайкой?
|
-
Дождик берется из тучки; бывает сильный дождь; и слабый дождик бывает
|
Приложение№3
Тема: Какие бывают животные?
Цели:
Образовательные:
Обобщить знания детей о животных, на этой основе
разделить животных на группы (насекомые, птицы, рыбы, звери).
Задачи:
Выявить отличительные особенности насекомых,
рыб, птиц, зверей; - Научить различать группы животных по их характерным
признакам; - Целенаправленно и последовательно раскрывать доступные
экологические зависимости;
Развивающие:
Расширять кругозор детей о природе. Дать
представление о невидимых нитях в природе;
Развивать умение самостоятельно находить ответы
на поставленные вопросы.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и бережное отношение к
природе, чувство милосердия, нормы поведения в природной среде.
Прививать интерес к предмету;
Воспитывать у учащихся чувства товарищества,
культуры общения, чувства взаимовыручки.
Здоровье сберегающие:
Проведение физминуток. Создание благоприятных
условий, эмоционального и психического климата в классе для восприятия ученого
материала.
Оборудование:
. Учебник "Мир вокруг нас" часть 1-я,
2 класс (А.А. Плешаков);
. Картина "Лес";
. Рисунки животных;
. Раздаточный материал в больших и маленьких
конвертах;
Ход урока.
(на уроке учащиеся работают в 4-х группах). Орг.
момент
Прозвенел, друзья, звонок
Начинается урок.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
II. Актуализация знаний
На доске картина "Лес"
Учитель: - На прошлом уроке мы с вами
путешествовали по лесу и познакомились с разными группами растений. Какие
растения вы встречали в лесу? (ответы детей)
Учитель: - Отгадайте растения по признакам и
назовите к какой группе оно относится:
. Это растение встречается вдоль дорог и
тропинок, будто специально растет там, чтобы помочь поранившемуся
путешественнику (подорожник)
. Из травы смотрит веселый фиолетовый глазок.
Значит, будет хорошая погода. Перед дождём этот цветок обязательно закроется
(фиалка)
. Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов,
завтра - бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые "головки",
а с головок слетают легкие пушинки (одуванчик)
. С запахом стебля этого растения знаком даже
тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и
запах именно благодаря этому растению (мята).
. Дерево с большими, красиво вырезанными
листьями можно было бы назвать "музыкальным" - из его древесины
изготавливают музыкальные инструменты (клён)
. Ветки этого растения покрыты острыми и
твердыми колючками (боярышник)
. Весной в лесу на этом дереве появляются
"лампочки". Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают
гирлянды настоящих лампочек (ель).
Учитель: - Молодцы, ребята!. Работа над новой
темой. Работа в группах.
Учитель: - А кто еще живет в нашем лесу ?
(Ответы детей)
Учитель: - Сегодня нам нужно ответить на вопрос,
какие бывают животные? (Вопрос записан на доске). А также провести исследование
и выделить отличительные признаки каждой группы животных.
Мы с вами разобьемся по группам согласно ваших
карточек и начнем наше исследование.
Учитель: - Возьмите большой конверт- в нем ваше
первое задание.
В больших конвертах подготовлены рисунки
животных:
-я группа- окунь, ерш, кузнечик, карась;
-я группа- муха, божья коровка, медведь, жук;
-я группа- тигр, лиса, гусь, волк;
-я группа- ласточка, клест, судак, синица
Рассмотрите картинки с изображением животных и найдите
лишнее животное.
На доску вывесить результат работы каждой
группы.
Как одним словом назвать всех животных каждой
группы? (Жук, кузнечик, божья коровка- это насекомые и т.д.)
На доске названия групп животных: насекомые,
рыбы, птицы, звери.
Учитель : Выявить отличительные признаки каждой
группы.
Ответ на этот вопрос найдете в учебнике на стр.
50-51
Для ответов используйте подсказку:
Сколько ног, чем покрыто тело.
Каждая группа работает только с одной статьей
учебника стр. 50-51 и стр. 52-53.
Учитель: - Что узнали о животных данной группы?
Что отличает их от других групп?
Ответы детей по группам.
На доске вывесить:
Название группы Количество ног и покровы
Звери 4ноги шерсть
Птицы 2 ноги перья
Рыбы плавники чешуя
Насекомые 6 ног
Земноводные 4 ноги голая кожа
Пресмыкающиеся 4 ноги роговые чешуйки
Учитель: - Сегодня мы познакомимся с двумя
новыми группами животных.
Как вы думаете, к какой группе можно отнести
лягушек и жаб?
Где они обитают? ( на суше и в воде)
Поэтому они составляют особую группу- земноводные
(могут находиться на суше и в водоеме)
Еще одна группа- это пресмыкающиеся, к ним
относятся?
(Змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы).
Сколько у них ног? (4 Ноги)
Какой покров (Роговые чешуйки)
lV . Физминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
По тропинке побежим,
До лужайки добежим
На лужайке на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
V .Закрепление нового материала.
Творческая работа.
Учитель: - Приступим к творческой работе.
Составим рассказ о каждой группе животных. Для этого понадобятся маленькие
конверты.
Взяли их. (В конвертах находятся заготовки для
составления синквейна.)
(Синквейн- это пятистрочная стихотворная форма,
используемая как эффективный метод развития образной речи, которая позволяет
быстро получить результат ).
1 гр. - насекомые удивительные, многоглазые,
жужжат, стрекочут, порхают,
Насекомых насчитывается больше миллиона.
2 гр. - рыбы длинные, круглые, плавают, мечут,
молчат, Колечки чешуи показывают возраст рыбы.
3 гр. - птицы голосистые, разноцветные,
чирикают, крякают, щебечут,
Птицы - покорители воздушного океана.
4 гр. - звери, изящные, крылатые, рычат,
мяукают, пыхтят ,
Звери - разные внешне существа.
( Кроме конвертов у каждой группы есть поле ,на
котором будет составлен синквейн).
.______________________
.______________________
.____________________
.______________________
.______________________
Учитель:
Найти слово, которое отвечает на вопрос
"кто?" и приклеить его рядом с цифрой 1.
Найти два слова, которые отвечают на вопрос
"какие?" и приклеить их рядом с цифрой 2.
Найти три слова, которые отвечают на вопрос
"что делают?" и приклеить их рядом с цифрой 3.
Из оставшихся четырёх слов составить предложение
и приклеить его рядом с цифрой 4. Начинать со слова, напечатанного с заглавной
буквы.
На пятой строке вам нужно одним словом передать
свое отношение к тому,о ком составляем наш рассказ.
На доске вывешивается плакат с набором слов:
интересно, понравилось, удивило и т. д. Дети могут выбрать нужное слово.
Дети:
Представляют по группам полученный синквейн.
На доске вывесить синквейны под названиями групп
животных.
. насекомые
. удивительные, многоглазые
. жужжат, стрекочут, порхают
. Насекомых насчитывается больше миллиона.
. интересно
1. птицы
2. голосистые, разноцветные
. чирикают, крякают, щебечут
. Птицы - покорители воздушного океана.
. увлекательно
1. рыбы
2. длинные, круглые
. плавают, мечут, молчат
. Колечки чешуи - возраст рыбы.
. заинтересовало
1. звери
2. изящные, мохнатые
. рычат, мяукают, пыхтят
. Звери - разные внешне существа.
. Интересно
Учитель: Ребята, а что произойдет с лесом,
если
исчезнут птицы? Останется ли лес жить?
(нет,
насекомые
съедят листья и лес погибнет) В природе все взаимосвязано между собой
невидимыми нитями. Дома вы прочитаете рассказ в учебнике на с.54-55 и узнаете о
них.. Рефлексия. Закрепление нового материала.
Отгадайте загадки и та группа, к которой
относится отгаданное животное - встает.
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком. (Пчела)
Ходит на рыбалку
Не спеша, вразвалку:
Сама себе удочка,
Сама себе лодочка. (Утка)
Сидит на ветке,
А не птица,
Есть рыжий хвост,
Да не лисица. (Белка)
Полосатая злодейка
Съест любого малыша-
Пескаря, плотву, уклейку,
Не проглотит лишь ерша. (Щука)
Загадки- ловушки
Многорукий царь Гордей
Наплел ловушек да сетей.
Как расставит он ловушки,
Прошипит: " Ловитесь мушки!" (Паук)
Учитель: - Можно ли назвать его насекомым? (нет)
у него 8 ног- он относится к отряду паукообразных.
Над водой- водицей-
Поет царевна,
Да так напевно,
Что все на суше
Затыкают уши. (Лягушка)
Лягушки относятся к земноводным животным.
VII . Подведение итогов урока.
· Какой вопрос обсуждали?
· Что выяснили?
· Что для этого делали на уроке?
· Какое задание на уроке было самым интересным?
Итак, наш урок подошел к концу. Вы молодцы,
настоящие исследователи! Со своей работой справились хорошо! А сейчас Амалия
прочитает нам замечательное стихотворение.
Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете…
Давайте сохраним ромашку на лугу
И белочку в тайге,
И цаплю на болоте.
Учитель: Ребята, как вы думаете к чему нас
призывает автор этих строк?
Молодцы! Урок закончен.
Интересные заметки
Насекомые- на нашей планете живет 2 млн. видов
насекомых. Более, чем всех остальных животных да и растений вместе взятых. Они
обитают в почве, на земле и в воде, в воздухе- везде.
Божья коровка - отличная помощница в борьбе за
урожай. Она поедает тлю, опасных насекомых. Только один жук за свою жизнь
поедает 4000 тлей (подсчитали учёные). Нельзя отлавливать божьих коровок за их
красоту, будет распространяться тля, и уменьшаться урожай.
Рыбы - мы знаем, что рыбы дышат при помощи жабр,
через которые постоянно проходит вода. Но существуют и такие рыбы, которые
могут проводить достаточно времени и без воды. Очень занимательная летающая
рыба, она стремительно плывет, очень энергично двигая своим хвостом. Затем
расправляет плавники и на скорости выпрыгивает из воды. Она может пролететь над
водой несколько сотен метров.
Еще более необычная рыба- лазающий окунь. Он
обитает на Дальнем Востоке. Отдельные особи имеют в длину от 8 до 20 см. Они
могут вылезать на берег при помощи двигающейся чешуи, которая покрывает жабры.
Проталкиваясь хвостом и плавниками, окунь может "разгуливать" по
земле! К тому же они могут быть найдены на деревьях на высоте около 1,5 метров.
Животные- Какое животное живет дольше всех?
Среди млекопитающих обычно слон считается самым долгоживущим.
Зарегистрированный рекорд- чуть более 60 лет. Лошадь разделяет со слоном
первенство по долготе жизни. Известно много случаев, когда они прожили более 50
лет.
Звери и только звери выкармливают своих
детенышей молоком. Поэтому их называют млекопитающими .Шерсть помогает им
выжить в суровых условиях нашего климата.
Птицы : Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку
Длинный клюв и два крыла
А кого паук боится? Угадали? Это….(птица)
Тело птицы хитроумно устроенный аппарат ,и
важную роль в нем играют перья. Большие перья на крыльях помогают птице летать,
перья на туловище защищают тело и придают ему форму. Пух, находящийся под
пером, согревает тело. Перья хвоста позволяют птице держать равновесие, делать
повороты, остановки.