Масса моей дрессированной собачки, когда она стоит на двух задних лапках, 3 кг. Какова её масса, если она стоит на двух лапках?
Молодцы, ребята!
Артисты цирка прощаются с вами и ждут на следующее представление.
Игры на уроках могут быть разной продолжительности и проходить на разных этапах урока. Важно учесть следующее: какие умения и навыки формируются в процессе игры, какие преследуются цели, материалы и пособия для игр, знакомство с правилами игры в минимально короткий срок, время её проведения, организацию детей, изменение правил игры в целях активизации класса, подведение итогов игры.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. Во время её проведения формируются многие положительные качества, интерес и готовность к учению, развиваются познавательные процессы, способности. Игра нужна для подготовки ребёнка к будущему, для того, чтобы сделать его жизнь насыщенной и счастливой.
. Дидактические игры как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся младших классов
«Игра тем и интересна, что позволяет детям мыслить и действовать нестандартно. Стремление к победе побуждает их искать пути преодоления возникающих во время игры разного рода предприятий. Успеха в игровых ситуациях можно достичь лишь с помощью творческих решений».
А.А. Огородников
Развитие познавательных интересов ребёнка в процессе его обучения в младших классах - один из важнейших факторов успешности учения, причём не только в начальной, но и в основной школе. Все усилия педагога сформировать у детей какое-либо представление или понятие обречено на неуспех, если учеников не удалось заинтересовать предметом рассуждений.
Познавательный интерес в работе с детьми младшего школьного возраста выступает и в качестве средства обучения, и в роли мотива учебной деятельности.
Нельзя добиваться осознанных, глубоких и прочных знаний у учащихся, если не воспитать у них познавательный интерес.
Каким же образом возбуждается интерес к познавательной деятельности, к овладению знаниями? Поскольку интерес является своеобразной формой потребности, то для формирования интереса использую те же методы и приёмы, что и для воспитания потребности в знаниях. Создание противоречий в процессе изучения нового материала, использование запоминающихся ярких примеров и фактов, теоретических обобщений, глубокая содержательность изложения - вот важнейшие из них. Именно эти приёмы помогают ученику пережить радость успеха, почувствовать веру в свои силы.
Одной из самых распространённых причин школьной неуспеваемости является отсутствие у детей интереса к учебной информации. Ребёнку, особенно младшего школьного возраста, не всегда понятны цели изучения того или иного материала. Утверждения учителей и родителей, что всё это понадобится им в самостоятельной взрослой жизни, как правило, не помогает. Возникает необходимость найти такие весомые аргументы, которые приведут к тому, что ребёнок САМ ЗАХОЧЕТ найти ответ на вопрос задачи или усвоить правило.
Одним из эффективных методов работы с малышами является увлекательная деятельность, дидактическая игра, способствующая созданию у учеников эмоционального настроя, позволяющая многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки. Вместе с тем процесс игры, её результаты заставляют задуматься некоторых учащихся о пробелах в знаниях и путях их ликвидации.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Я рассматриваю игру как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребёнка.
Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определённое русло. Если общение учеников делать целенаправленным, таким, чтобы они почувствовали пользу от такого общения в процессе познавательной деятельности, то можно получить положительные результаты, как в обучении, так и в формировании личности, поскольку в этом случае по-настоящему реализуется принцип воспитания в коллективе.
Игру не путаю с забавой, а смотрю как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
Наблюдения показывают, что игровые приёмы, использующие программный материал, и особенности игр школьников вызывают у них активизацию умственной деятельности, способствуют возникновению внутренних мотивов учения.
Использую на уроках огромное количество дидактических игр и упражнений. Например:
«Что у тебя?»
Цель: развивать речь детей, учить описывать какой-либо предмет.
«Из какой я сказки?»
Цель: учить угадывать сказку по небольшому отрывку.
Цель: учить называть слова с нужным звуком в начале, середине и конце слова.
«Поставь букву»
Цель: учить детей дописывать букву к сочетанию букв, чтобы получилось слово.
«Цепочка»
Цель: учить читать слоги, слова, текст цепочкой на скорость и правильность.
«Разговор чисел»
«Сложи целое из частей»
Цель: учить складывать целые фигуры из отдельных геометрических фигур.
Цель: учить детей ориентироваться в последовательности чисел, их зависимости друг от друга, местонахождении.
«Найди дерево»
Цель: отгадывать деревья по описанию.
«Что сначала, что потом»
Цель: расширить знания детей о сезонных изменениях в природе и труде людей.
«ИЗ какой мы песенки?»
Цель: развивать музыкальный слух, прививать интерес к музыке, песням.
«День рождения куклы Тани»
Цель: обсудить подарок, вручение подарка, поведение за столом.
«Важные слова»
Цель: провести беседу о важных словах, учить определять важные слова (Родина, мама, школа, мир, друг и т.д.)
Математическая, филологическая и др. сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в предметном развитии детей и воспитании интереса к тому или иному учебному предмету.
В термине «дидактическая игра» подчёркивается её педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Поэтому есть основания утверждать, что использование дидактической игры в системе обучения является важным средством интенсификации учебной деятельности школьников.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель, ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Оборудование дидактической игры в значительной степени включает в себя оборудование урока. Это наличие ТСО, различные средства наглядности: таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы и т.д.
Дидактические игры имеют определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.
При подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, составляю краткую характеристику хода игры (сценарий), указываю временные рамки игры, учитываю уровень знаний и возрастные особенности учащихся, не забываю о межпредметных связях.
При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное - её эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю необходимо своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки. Этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой. Что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.
Интересная игра, доставившая детям удовлетворение, оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр.
Дидактические игры часто бывают связаны с определёнными сюжетами. Сюжеты эти весьма просты, рассчитаны на детское воображение. Иногда сюжеты подсказываются названиями игры: «Борьба за цифру», «Таблицу знаю» и др. В ряде игр сюжеты связаны с путешествиями. Сюжеты героического поиска, романтики путешествий в этих играх питают воображение младших школьников.
Во многих играх взят принцип соревнования, который усиливает эмоциональный характер. При этом следует иметь в виду, что лучше, когда соревнование проводится не на личное первенство, а на первенство команды учащихся, чтобы дети не только сами стремились выполнить задание, но и побуждали к этому своих товарищей, помогали им. Мотив соревнования может быть выражен по-разному, в частности в названии игр: «Кто скорее, кто вернее», «Хоккей», «Телефон» и др.
При организации дидактических игр с предметным содержанием придерживаюсь следующих вопросов методики:
. Цель игры. Какие умения и навыки в области учебного предмета школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?
. Количество играющих. Каждая игра требует определённого минимального или максимального количества играющих. Это приходится учитывать при организации игр.
. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?
. На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней ещё раз?
. Как обеспечить участие всех школьников в игре?
. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в игру?
. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?
. Какие выводы следует сообщить учащимся в заключение, после игры (лучшие моменты игры, недочёты в игре, результат усвоения знаний, оценки отдельным участникам игры, замечания по нарушению дисциплины и др.)?
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры, как уже говорилось, у учащихся вырабатывается целеустремлённость, организованность, положительное отношение к учёбе.
Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.
Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причём результат усвоения знаний будет тем лучше, чем чётче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре. Но и в самом содержании материала.
Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определённая подготовка.
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.
При организации дидактических игр придерживаюсь следующих положений:
. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а содержание предлагаемого материала - доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводится формально.
. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать зоркость и внимание.
. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, иначе игра не даст должного эффекта.
. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за её результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учёт результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в учёте, неясности в самой организации учёта приводят к несправедливым выводам о победителях, а следовательно, и к недовольству участников игры.
. Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.
. Если на уроке проводится несколько игр, то лёгкие и более трудные по содержанию должны чередоваться.
. Если на нескольких уроках проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию материала они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Это положение необходимо последовательно и строго соблюдать при проведении логических игр.
. Игровой характер должен иметь определённую меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети во всём будут видеть игру.
. В процессе игры учащиеся должны грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой, краткой.
. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.
Многие дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания школьников, но они приносят большую пользу тем, что учат учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности. Дидактическая игра является средством умственного развития, так как в процессе игры активируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснения учителя. Решения задач, поставленных играми, требуют сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнения сравнения и обобщения.
В свою очередь, дидактические игры в зависимости от содержания материала, способа организации, уровня подготовки школьников, цели урока могут приобретать различный характер, например быть продуктивными, репродуктивными, творческими, конструктивными, практическими, воспитывающими.
Подводя итог, подчеркну, что в игровых формах занятия реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив, приобщения детей к научно-техническому творчеству, воспитания ответственности каждого за учёбу и дисциплину в классе, а главная - стимулирование познавательных интересов. Поэтому использование дидактических игр даёт наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету.
3.Неисчерпаемые возможности игровых технологий
Наряду с учением игра - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Л.С. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, в зарубежной - З. Фрейд, Ж. Пиаже и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессе социализации - в усвоении и использовании человеком общественного опыта.
Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с древнейших времён. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
·в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
·в качестве элементов (иногда даже существенных) более обширной технологии;
·в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
·в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Мне очень нравится технология развивающих игр Б.П. Никитина, она интересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
В отечественной педагогике имеется целый ряд таких игровых технологий («Сам самыч» В.В.Репкина, Мумми-троль, персонажи «Волшебника Изумрудного города», «Приключения Буратино»).
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика. Использую предлагаемые Никитиным развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами М.Монтессори, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячом, верёвками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками, что способствует развитию мелкой моторики. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и способствуют развитию интеллекта.
Интеллектуальные тренинги
Помогают в учебной деятельности, в запоминании и установлении связей между различными явлениями в решении проблем и практических ситуаций; развивают устойчивость внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления, воображения. Например: «Найди отличия», «Запомни квадрат», «Что лишнее?», «Найди рифму», «Назови соседей».
Сенсомоторные тренинги
Развивают и стимулируют восприятие и воображение, зрительную, осязательную, слуховую, тактильную чувствительность, перцептивные действия, формируют навыки обследования формы, величины, взаимного расположения предметов, творческое воображение, коммуникативные способности. Например: «Найди одинаковые предметы», «помоги художнику дорисовать предмет», «Чьи похожи домики?», «Отгадай загадку, нарисуй отгадку», «Разрезные картинки».
Психомоторные тренинги
Направлены на интенсивное стимулирование психомоторных возможностей детей (координация и соразмерность движения кисти руки, мелкой моторики пальцев, развитие зрительно-двигательной координации). Развивают пространственную ориентацию, внимание, память. Например: «Пальчиковая гимнастика», «Кто больше завяжет узелков», «Дорисуй картинку и раскрась», «Продолжи узор», «Графический диктант».
Мнемонические тренинги
Совокупность приёмов, облегчающих запоминание. Развивают зрительную, слуховую, двигательную, тактильную, эмоциональную память. Например: «Посмотри, запомни, нарисуй», «Отгадай загадки и запомни отгадки», «Что изменилось?», «Запомни слова парами».
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами и появляются имитационные игры.
Результативность развивающих игр зависит, во-первых, от систематического использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.
дидактический игра познавательный
Заключение
Из изложенного можно сделать вывод, что дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Её правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к учебному предмету, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса.
В ходе работы я раскрыла, что основным в дидактической игре на уроках является обучение предмету, создание игровых ситуаций на уроках повышает интерес, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную деятельность, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Словом, дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводится формально. Чем интереснее игровые действия, которые я использую на уроках и во внеклассных мероприятиях, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания.
В заключении хочу ещё раз сказать о важности систематического использования дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру материала, что является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.
Список используемых источников
1.Аникеева Н.П. Воспитание игрой.- М.: Просвещение, 1987.
2.Воспитание и обучение детей шестого года жизни./ Под редакцией О.С.Ушаковой, Л.А.Парамоновой.- М.: Провещение, 1987.
.Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой.- М.: Просвещение, 1991.
.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста./ Под редакцией С.Л.Новосёловой. Изд. 3-е. испр. М.: Просвещение, 1977.
5. Игровая деятельность в процессе обучения учащихся в 1 классе.- Мн.: «Пачатковая школа», 2005.
. Максимчук Н.М. Дидактические игры для шестилеток.- Мн.: Народная асвета, 2000.
. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей: Книга для учителя.- Мн.: Народная асвета, 1989.
. Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе.- М.: Просвещение, 1986.
. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - Москва: Народное образование, 1998.
. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1982.
. Спиваковская А.С. Игра - это серьёзно. - М.: Педагогика, 1981.
. Ткачёва В.И. Играем каждый день.- Мн.: Народная асвета, 2001.
. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение. 1979.
. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. - М.: Просвещение, 1974.
. Агаркова.: «Дидактические игры на уроках трудового обучения»//Начальная школа.- 2003.- №10.- С. 92-95.
. Брейва В.В.: «Контроль в занимательной форме»//Пачатковая школа.- 2003.- №5.- С. 29-30.
. Жукова З.П.: «Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры»//Начальная школа.- 2006.- №5.- С. 30-31.
. Капалыгина И.И. «Принципы активного обучения и их использование в общеобразовательной школе»//Пачатковае навучанне: сямя. Дзiцячы сад. Школа.-2001.- №2.- С. 36-37.
. Климович Н.А. «Гульня як сродак арганiзацыi узаемадзеяння настаунiка i вучня»//Пачатковая школа.-2000.- №2.- С. 24-25.
. Корзун А.В. «Как помочь ребёнку стать успешным в учении»//Пачатковая школа.-2003.- № 6.- С. 20-22.
. Ксёнда В.Р. «Шасцiгодкi: праблемы навучання» //Пачатковая школа.- 2003.- № 5.- С. 16-17.
. Ларисова А.В. «Выкарыстанне элементау гульнi на уроках матэматыкi у падрыхтоучым классе»//Пачатковая школа.- 2002.- № 5.- С. 36-38.