Природоведческая экскурсия для школьников

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    44,31 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Природоведческая экскурсия для школьников

Содержание

Введение

. Методическая разработка на тему

. Контрольный текст экскурсии

. Индивидуальные тексты экскурсоводов

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Экскурсии в нашей стране, являясь неотъемлемой частью культурно-просветительной работы, в то же время служат важным средством воспитания трудящихся и учащейся молодежи.

Основная цель экскурсий - содействие всестороннему развитию личности. Они занимают важное место в системе нравственного, атеистического и эстетического воспитания.

Интересно, что еще в начале XX в. видные педагоги, методисты: Д.Н. Кайгородов. В.В. Половцев, Е.А. Звягинцев, Н.Г. Тарасов, С.П. Аржанов, Н.П. Анциферов, И.М. Гревс, Б.Е. Райков и другие - основываясь на экскурсионной практике, начали заниматься разработкой вопросов школьной экскурсионной методики.

Они внесли большой вклад в теорию развития экскурсионного дела. В 1910 г. вышла книга под редакцией Б.Е. Райкова и Г.Н. Боча «Школьные экскурсии, их значение и организация».

В наше время экскурсионная практика претерпела значительные изменения, но неизменными остались цели - расширение культурного кругозора детей и подростков, воспитание их в духе патриотизма, высокой морали, любви и уважения к труду и родному краю.

Создание экскурсии по любой теме - сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников.

Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогов и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.

Экскурсия - это результат двух важнейших процессов: ее полготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке [11, с. 118].

Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг. Экскурсии это реальная возможность для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и ее народа, что несомненно, подчеркивает актуальность развития экскурсионной деятельности в рамках образовательного процесса.

Выбор темы работы определяется её актуальностью. Являясь составной частью туризма, экскурсия представляет собой наиболее активный процесс познания окружающего мира, его предметов и явлений, а также служит мощным идеологическим инструментом воспитания. Экологическая экскурсия как ничто другое обладает возможностью раскрыть людям мир природы, в котором они живут, показать его красоту, разнообразие и уязвимость, убедить экскурсантов в необходимости активной его охраны и рационального использования.

Цель данного отчета по практике - разработать экскурсию для школьников и студентов на тему «Природоведческая экскурсия для школьников».

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.изучить методологические основы экскурсионной деятельности;

.проанализировать и обобщить информацию по природным памятникам Сахалина;

.разработать экскурсию по предложенной теме;

Предметом исследования выступает экскурсионная деятельность в пределах Сахалинской области. Объектом исследования природные памятники Сахалина.

Предметом экскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приёмов, при помощи которых работники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность.

Экскурсия для участников - это интеллектуальное удовольствие, а для экскурсоводов - это сложный творческий процесс, успех которого зависит от глубины краеведческих знаний экскурсовода и от того, владеет ли он отточенной информацией ведения экскурсий, обладает ли талантом педагога и актера.

Данную работу можно использовать в экскурсионной деятельности работникам практического туризма, а так же в качестве методического материала студентам туристских специальностей.

Теоретической основой работы стали труды ведущих специалистов в области экскурсоведения, таких как Б.В. Емельянов, Л.Я. Чурина, Е.Н. Ильина и др., обширный перечень краеведческой литературы, материалы периодической печати.

Методологическую основу составили теоретические исследования литературы, наблюдение, опрос.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

. Методическая разработка на тему «Природоведческая экскурсия для школьников»

Экскурсия разработана для учащихся старших классов (9-11 кл.), студентов средних и высших учебных заведений, гостей города.

Остров Сахалин - уникальный природный объект. К сожалению, сегодня молодежь забывает об этом, а чаще просто не знает. Молодых людей больше привлекают кино, телевидение, интернет.

При разработке экскурсии, была поставлена задача - привлечь внимание молодежи к природным памятникам Сахалинской области, познакомить их с известными, ставшими знаменитыми не только в области, но и во всей стране и даже за рубежом, природными памятниками.

Экскурсоводы будут встречать экскурсантов непосредственно у объекта и сопровождать их в течение всего посещения объекта.

До объектов экскурсантов будет сопровождать экскурсовод, который также будет останавливать внимание экскурсантов на отдельных зданиях, природных памятниках и других объектов, представляющих культурно-историческую ценность.

Главной задачей экскурсии является - повысить уровень культуры и образования экскурсантов.

Экскурсия рассчитана на 12 часов.

Общая схема маршрута экскурсии с учетом очередности объектов представлена на рисунке 1.




Рисунок 1 - Общая схема маршрута экскурсии

Программа экскурсии представлена в таблице 1.

Таблица 1

Программа экскурсии

ОбъектВремя посещенияОписание экскурсииОстанец «Лягушка»5ч.Ознакомительная экскурсия с горой ЛягушкаБотанический сад Сахалинской области2,30 ч.Изучение флоры и фауны острова СахалинПарк имени Ю.А. Гагарина2,30 ч.Знакомство с достопримечательностями г. Южно-Сахалинска

Экскурсия проводится 2 экскурсоводами: работником Сахалинской областной библиотеки, отдела краеведения Зиновьевой Ларисой Ивановной и работником Сахалинского областного краеведческого музея Ларионовым Эдуардом Василевичем.

Портфели экскурсовода и карточки объектов представлены в приложении 1,2,3,4, 5, 6.

Методические приемы показа, используемые при проведении экскурсии по каждому объекту представлены в таблице 2, Приложении 7.

Этапы проведения экскурсии представлены в таблице 3.

Таблица 3

Этапы проведения экскурсии

ЭтапХарактеристика этапаВремя проведения1Знакомство экскурсовода с группой3 мин.2Выход экскурсантов из автобуса3 мин.3Движения от автобуса к объектуВ зависимости от осматриваемого объекта4Расстановка у объектаВ зависимости от осматриваемого объекта5Возвращение в автобус5 мин.6Соблюдение плана в экскурсии (паузы, реакция на непредвиденные происшествия)10 мин.7Ответы на вопросы экскурсантов5 мин.8Использование индивидуального текста в экскурсии20-30 мин9Работа с «портфелем экскурсовода»5 -10 мин

В качестве рекомендаций по методике проведения экскурсии предлагаются также следующие дополнительные методы экскурсии:

.Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект (например, переход с наблюдения панорамы парка к наблюдению объектов природы).

Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект [9, с. 272].

Данный прием используем, например при показе:

·объекта - Здание управления детской железной дороги

·объекта - мост на озере Верхнее

. Методический прием движения. Движение в экскурсии как методический прием представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения.

Данный прием используем при показе, например:

·объекта - туристическая тропа до горы «Лягушка»

·объекта - дороги парка имени Ю.А. Гагарина

. Приемы рассказа - это приемы, построенные на пояснении объекта, описании его внутреннего вида и вызывающие у экскурсантов зрительные ассоциации, а также приемы репортажа, которые дают возможность понять изменения, происходящие в наблюдаемом объекте, и т.д.

. Прием экскурсионной справки используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации, абстрагирования [10, с. 224].

Экскурсовод сообщает краткие данные о наблюдаемом объекте: дату постройки (реставрации), авторов проекта, размеры, назначение и др.

·объекты - Ботанический сад, Парк имени Ю.А. Гагарина и т.д.

5.Прием характеристики построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека [5, с. 56].

6.В экскурсии дается речевая характеристика объектов Останец «Лягушка», Ботанический сад, Парк. В отличие от приема описания этот прием позволит дать наиболее полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность.

.Прием цитирования. К цитированию прибегают в следующих случаях: для подтверждения, яркого и убедительного выражения своей мысли, сохранения особенностей языка и колорита определенного исторического периода времени, воспроизведения картины события и ознакомления с чьим-то авторитетным мнением (прием ссылки на авторитет) [24, с. 196]. При проведении данной экскурсии используется цитирование цитат, стихов сахалинских авторов.

.Прием вопросов-ответов. Суть приема в активизации слушателей. Вопросы, задаваемые экскурсоводом делятся на несколько видов:

·вопросы исторического характера, представляющие собой утверждение в форме вопроса;

·вопросы, на которые отвечают сами экскурсанты.

Прием отступления состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод как бы уходит от своей темы: читает стихотворение, приводит пример из своей жизни, рассказывает содержание фильма или книги. Этот прием не связан с содержанием экскурсии. Его задача - снять усталость, усилить внимание в дальнейшем.

Рассказ и показ экскурсионных объектов основан на индивидуальном тексте экскурсовода, который представлен ниже.

Предложенные в методической разработке экскурсии приемы и методы показа и рассказа позволят повысить удовлетворение экскурсантов от экскурсии «Природоведческая экскурсия для школьников».

.Контрольный текст экскурсии

Мой остров рыбка, милый Сахалин

Люблю твоих лесов очарованье,

Загадку голубых морей глубин

И бабушки вечерние сказанья….

Остров получил свое название от маньчжурского названия реки Амур - «Сахалян-улла», что в переводе означает «Чёрная река» - название это, напечатанное на карте, было ошибочно отнесено к Сахалину, и в дальнейших изданиях карт печаталось уже как название острова [1, с. 183].

Японцы называют Сахалин «Карафуто», это название восходит к айнскому «камуй-кара-путо-я-мосир», что означает «земля бога устья», (Портфель экскурсовода, рисунок 3).

Иван Данилов

В ожерелье снежных сопок,

В алом зареве рябин,

На заре российских тропок

Распростерся Сахалин.

И суров, и хмур, и ласков,

Он порой на солнце скуп.

То в дожде холодном пляском,

То закутанный в тулуп.

Продуваемый норд-остом,

С горьким запахом волны,

Распростерся чудо-остров

На четыре стороны.

Он и пахарь, и геолог,

И рыбак, и лесоруб...

По-отечески мне дорог,

По-сыновнему мне люб [12, с. 477].

В 1805 году российское судно под командованием И.М. Крузенштерна исследовало большую часть побережья Сахалина и сделала вывод, что Сахалин - полуостров.

В 1808 году японские экспедиции, которые возглавляли Мацуда Дензюро и Мамия Риндзо, доказали, что Сахалин является островом. Большинство европейских картографов скептически отнеслось к японским данным. Долгое время на разных картах Сахалин обозначали либо островом, либо полуостровом (Портфель экскурсовода, рисунок 2).

Только в 1849 г. экспедиция под командованием Г.И. Невельского поставила окончательную точку в этом вопросе, пройдя на военно-транспортном корабле «Байкал» между Сахалином и материком. Этот пролив впоследствии был назван в честь Невельского [18, с. 15].

Остров вытянут меридионально от мыса Крильон на юге до мыса Елизаветы на севере. Длина 948 км, ширина от 26 км (перешеек Поясок) до 160 км (на широте с. Лесогорское), площадь 76,4 тыс. км².

Южная и центральная части острова характеризуются горным рельефом и состоят из двух меридионально ориентированных горных систем - Западно-Сахалинских (до 1327 м высотой - г. Онор) и Восточно-Сахалинских гор (до 1609 м высотой - г. Лопатина), разделённых продольной Тымь-Поронайской низменностью.

Над ними плывут облака невесомо

В седой океанский простор.

И чудится мне:

С полотна Васнецова

Три витязя сходит в дозор.

Россия простернась у них за плечами,

Как отчий обстроенный дом.

И витязи встали у моря с мечами,

Прикрыв эту землю щитом.

Для недруга путь туг смертельно рискован:

Алеша, Добрыня, Илья

Повергнут во прах проходимца любого-

Разбойного Соловья ...

Как в древних былинах,

у скал Сахалина

Стоят на заставе не зря

Три Брата, Три витязя, Три исполина -

Три каменных богатыря.

Север острова (за исключением полуострова Шмидта) представляет собой пологую холмистую равнину.

Берега острова слабо изрезаны; крупные заливы - Анива и Терпения (широко открыты к югу) находятся соответственно в южной и средней части острова. В береговой линии выделяются два крупных залива и четыре полуострова [26].

В рельефе Сахалина выделяют следующие 11 районов:

Полуостров Шмидта (около 1,4 тыс.км²) - гористый полуостров на крайнем севере острова с крутыми, местами обрывистыми берегами и двумя меридиональными хребтами - Западным и Восточным; высшая точка - г. Три Брата (623 м); соединён с Северо-Сахалинской равниной Охинским перешейком, ширина которого в самом узком месте - чуть более 6 км;

Северо-Сахалинская равнина (около 28 тыс.км²) - пологохолмистая территория к югу от полуострова Шмидта с широко разветвлённой речной сетью, слабо выраженными водоразделами и отдельными невысокими горными хребтами, тянется от залива Байкал на севере до слияния рек Ныш и Тымь на юге, высшая точка - г. Даахуриа (601 м); северо-восточное побережье острова выделяется в качестве подрайона, для которого характерны крупные лагуны (наиболее крупные - заливы Пильтун, Чайво, Ныйский, Набильский, Луньский), отделённые от моря узкими полосами намывных кос, дюны, низкие морские террасы - именно в этом подрайоне и на прилежащем шельфе Охотского моря находятся основные сахалинские нефтяные и газовые месторождения;

Западно-Сахалинские горы тянутся почти на 630 км от широты с. Хоэ (51º19' с.ш.) на севере до полуострова Крильон на крайнем юге острова; средняя ширина гор - 40-50 км, наибольшая (на широте мыса Ламанон) - около 70 км; осевую часть образуют Камышовый (севернее перешейка Поясок) и Южно-Камышовый хребты;

Тымь-Поронайская низменность располагается в средней части острова и представляет собой холмисто-увалистую низменность, простирающуюся примерно на 250 км в меридиональном направлении - от залива Терпения на юге до слияния рек Тымь и Ныш на севере; максимальной ширины (до 90 км) достигает в устье реки Поронай, минимальной (6-8 км) - в долине реки Тымь; на севере переходит в Набильскую низменность; покрыта мощным чехлом кайнозойских осадков, сложена осадочными отложениями четвертичного периода: песчаниками, галечниками; сильно заболоченная южная часть низменности носит название Поронайской «тундры»;

Сусунайская низменность расположена в южной части острова и тянется примерно на 100 км от залива Анива на юге до реки Найба на севере; с запада низменность ограничена Западно-Сахалинскими горами, с востока - Сусунайским хребтом и Корсаковским плато; в южной части ширина низменности достигает 20 км, в центре - 6 км, на севере - 10 км; абсолютные высоты на севере и юге не превышают 20 м над уровнем моря, в центральной части, на водоразделе бассейнов рек Сусуя и Большой Такой, достигают 60 м; относится к типу внутренних низменностей и представляет собой тектоническую депрессию, выполненную большой толщей четвертичных отложений; в пределах Сусунайской низменности находятся города Южно-Сахалинск, Анива, Долинск и проживает около половины населения острова.

Восточно-Сахалинские горы представлены на севере Лопатинским горным узлом (высшая точка - г. Лопатина, 1609 м) с радиально отходящими от него хребтами; два отрога противоположного направления представляют собой Набильский хребет; на юге Набильский хребет переходит в Центральный хребет, на севере, резко понижаясь, - в Северо-Сахалинскую равнину.

Низменность полуострова Терпения - самый маленький из районов, занимает большую часть полуострова Терпения к востоку от залива Терпения [6, с. 411].

Сусунайский хребет вытянут с севера на юг на 70 км и имеет ширину 18-120 км; высшие точки - гора Пушкинская (1047 м) и пик Чехова (1045 м); сложен палеозойскими отложениями, у подножия западного макросклона хребта находится город Южно-Сахалинск.

Муравьевская низменность расположена между заливами Анива на юге и Мордвинова на севере, имеет увалистый рельеф с плоскими вершинами увалов; в пределах низменности находится много озёр, в том числе так называемых «Тёплых озёр», куда любят выезжать на отдых южно-сахалинцы;

Тонино-Анивский хребет вытянут с севера на юг, от мыса Свободного до мыса Анива, почти на 90 км, высшая точка - гора Крузенштерна (670 м); сложен меловыми и юрскими отложениями.

Глуха трущоба, сумрачней колодца,

В ней до того набухла тишина,

Что сделай шаг - и, кажется, она

От хруста ветки может расколоться.

Идешь по мху неслышно, как по вате,

И мысленно ты - первооткрыватель

Или второй неведомый Дерсу.

Климат Сахалина - прохладный, умеренно-муссонный (средняя температура января от −6ºС на юге до −24ºС на севере, августа - от +19ºС до +10ºС соответственно), морской с продолжительной снежной зимой и коротким прохладным летом. Среднегодовая температура на севере острова (по многолетним данным) составляет около −1,5ºС, на юге - +2,2ºС.

Зимой погода в значительной степени определяется Сибирским антициклоном: в это время преобладают северные и северо-западные ветры, могут стоять крепкие морозы, особенно в центральной части острова с умеренно континентальным микроклиматом. В то же время с юга могут приходить зимние циклоны (которых практически нет в материковых районах российского Дальнего Востока), определяющие сильные и частые бураны. Так, зимой 1970 г. на область обрушились серия многоснежных циклонов, сопровождавшихся многочисленными сходами снежных лавин. Ветер достигал ураганной силы (отдельные порывы - до 50 м/сек), снежный покров в южной части Сахалина превышал норму в 3-4 раза, достигая в отдельных местах 6-8 м. Бураны парализовали работу всех видов транспорта, морских портов, промышленных предприятий.

Положение между евразиатским материком и Тихим океаном обуславливает муссонный характер климата. С ним связано влажное и прохладное, довольно дождливое сахалинское лето.

Гористый рельеф влияет на направление и скорость ветра. Снижение скорости ветра в межгорных котловинах способствует выхолаживанию воздуха зимой и прогреванию летом, именно здесь наблюдаются наибольшие температурные контрасты; при этом горы предохраняют названные низменности, а также западное побережье от воздействия холодного воздуха Охотского моря.

Летом контраст между западным и восточным побережьями острова усиливается за счёт соответственно тёплого Цусимского течения Японского моря, которое достигает юго-западной оконечности Сахалина, и холодного Восточно-Сахалинского течения Охотского моря, идущего вдоль восточного побережья с севера на юг.

Холодное Охотское море воздействует на климат острова как гигантский термоаккумулятор, определяя затяжную холодную весну и сравнительно тёплую осень: снег в Южно-Сахалинске держится иногда до середины мая (а в 1963 г. сильный снегопад отмечался 1 июня), при этом клумбы в Южно-Сахалинске могут цвести до начала ноября. Если сравнивать Сахалин с аналогичными (по климатическим показателям) территориями европейской России, то времена года на острове сменяют друг друга с опозданием примерно на три недели. По этой же причине самый тёплый месяц в году на Сахалине - это август, а самый холодный - февраль. Средняя температура сентября практически всегда выше, чем средняя июня [13, с. 712].

Основные реки Сахалина представлены в Приложении 8, таблица 4.

Красота рек не раз вдохновляла писателей и поэтов на написание произведений о природе острова:

Юрий Щербаков

Тымь

Протянулся берег, словно

Летописная строка -

Через годы катит волны

Тымь - широкая река.

По лесам и перелескам

Тихим голосом своим

Древних нивхов сказки-песни

Напевает речка Тымь.

Ветра хлесткие порывы

Вдруг ударят невпопад -

Каторжанские мотивы

Над утёсом зазвучат.

И минувших судеб строки

В голубом просторе дня

Зачеркнёт витком высоким

Самолётная лыжня [12, с. 477].

Юрий Николаев

Лютога

Она течёт на юге Сахалина

В почтительности многовековой.

Пред нею сопки молча горбят спины,

Поросшие мохнатою тайгой.

В предгорьях мчась извилисто и бурно,

Река грохочет, пенится, рычит,

И помогать ей брать преграды штурмом

Со всех сторон сбегаются ручьи….

На Сахалине насчитывается 16120 озёр общей площадью около 1000 км². Районы их наибольшего сосредоточения - север и юго-восток острова. Два самых больших озера Сахалина - Невское с площадью зеркала 178 км² (Поронайский <#"justify">Евгений Замятин

Горбуша

Уймись, вода,

Смири гордыню, суша,

Встань на колени,

Дерзкий человек.

Идёт на смерть

Усталая горбуша

По голым перекатам

Горных рек.

Чем дальше вверх,

Тем берег массивней,

Всё жёстче и острее

Дно реки.

И ловят жабры воздух конвульсивно,

И с хрустом отлетают

Плавники.

Пусть кровь её

На дикий камень брызнет,

Чтоб оставить свой

Нетленный след.

Уйти из жизни

Ради новой жизни -

Святое право сильных

На земле [20, с. 8].

Из «федеральных краснокнижных» цветковых растений флора Сахалина включает аралию сердцевидную, калипсо луковичную, кардиокринум Глена, осоки японскую и свинцово-серую, венерины башмачки настоящий и крупноцветковый, двулистник Грея, надбородник безлистный, кандык японский, пузатку высокую, ирис мечевидный, орех айлантолистный, калопанакс семилопастной, лилию тигровую, жимолость Толмачёва , долгоног крылатосемянный, миякию цельнолистную (миякия - единственный эндемичный род сосудистых растений на Сахалине), гнездоцветку клобучковую, пионы обратнояйцевидный и горный, мятлик шероховатый и калину Райта, то есть 23 вида.

Кроме того, на острове встречаются ещё восемь «федеральных краснокнижных» растений: два вида голосеменных - можжевельник Саржента и тис остроконечный, три вида папоротникообразных - полушник азиатский, лепторумора Микеля и мекодиум Райта, два вида и одна разновидность мхов - бриоксифиум японский, некера северная и плагиотециум тупейший [8, с. 12].

Анна Смирнова

Из моря смотрит островок,

Его зеленые уклоны

Украсил трав густых венок,

Фиалки, анемоны.

Вокруг него чуть плещут волны.

Деревья грустны, как мечты,

Как статуи безмолвны.

Здесь еле дышит ветерок,

Сюда гроза не долетает,

И безмятежный островок

Всё дремлет, засыпает [20, с.8].

По последним оценкам (на 1 января 2010 г.), численность населения Сахалина составляет около 493 тыс. чел. Около 84 % населения - этнические русские <#"justify">·Айвазовский - остров Малой Курильской гряды, бухта у берегов о. Шикотана, названы в честь художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (1817 -1900).

·Алигер - озеро на о. Кунашир, названо в честь русской советской поэтессы Маргариты Иосифовны Алигер (1915-1992).

·Арсеньева - гора на о. Парамушир, названа в честь писателя и этнографа Владимира Клавдиевича Арсеньева (1872-1930).

·Бажова - гора на о. Онекотан, названа н честь советского писателясказочника Павла Петровича Бажова (1879-1950).

·Белинского - поселок в Томаринском районе, назван в честь русского литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского
(1811-1848).
·Брюсова - бухта у берегов о. Симушир, гора на о. Шикотан, названы в честь русского поэта и писателя Валерия Яковлевича Брюсова
(1873-1924).
·Волошина - мыс и бухта о. Шикотан, названы в честь русского поэта, критика, художника-акварелиста Максимилиана Александровича Волошина (1877-1932).

·Врубеля - мыс на о. Харимкотан, назван 13 честь выдающегося русского художника Михаила Александровича Врубеля (1856-1910).

·Гоголевская - гора в Томаринском районе, названа в честь великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя (1809-1852).

·Гончарова - мыс в Поронайском районе, гора в Углегорском районе, названы в честь русского писателя Ивана Александровича Гончарова (1812-1891).

·Грига - небольшой островок к юго-востоку от о. Шикотан, назван в честь норвежского композитора Эдварда Хагерупа Грига (1843-1907).

·Грина - мыс в Корсаковеком районе, назван в честь русского советского писателя Александра Степановича Грина (1880-1933).

·Катаева - бухта о. Уруп, гора в Долинской районе, названы в честь советского писателя Валентина Петровича Катаева (1897-1986).

·Крылова - гора в Поронайском районе, гора в Невельеком районе,
гора в Холмском районе, названы в честь знаменитого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова (1768-1844).
·Лермонтовка - железнодорожная станция в Поронайском районе, названа в честь великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова ( 1814- 1841 ) .

·Новикова-Прибоя - мыс на о. Итуруп, назван в часть советского писателя Алексея Новикова-Прибоя (1873-1954).

·Пришвина - мыс 11 бухта о. Итуруп, названы в честь русского писателя Михаила Михайловича Пришвина (1873-1954).

·Пушкина и Пушкинская - гора в Холмском районе, гора в Макаровском, гора названы в честь великого русского поэта Александра Сергеевича Пушки на ( 1799-1837).

·Репина гора Углегорском районе, названа в честь великого русского художника Ивана Ефимовича Репина (J 844-1930).

·Руставели - гора в Невельском районе, названа в честь великого грузинского поэта Шота Руставели.

·Тропинина - ручей на о. Кунашир, назван в честь русского живописца - портретиста Василия Андреевича Тропинина (1780-1857).

·Чайковского - гора в Макаровском районе, названа в честь великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (1840-1893).

·Чехов, Чехова, Чеховка, Чеховский, Чеховское - город, горы в Холмском, Поронайском, Долинском, Смирныховском районе, мысы в Поронайском, Углегорском районах, пик в Корсаковском районе, реки в Поронайском, Холмском, Углегорском районах, перевал на территории Южно-Сахалинского горсовета, поселок в Александровском районе, названы в честь выдающегося русского писателя Антона Павловича Чехова (1860-1904), посетившего остров в 1890 году.

.Индивидуальные тексты экскурсоводов

Индивидуальный текст экскурсовода 1 по объекту Останец «Лягушка»:

Здравствуйте, уважаемые экскурсанты! Сегодня мы проведем экскурсию по природным памятникам Сахалина.

Первый объект нашей экскурсии - Останец «Лягушка».

Давайте начнем наше знакомство с островом Сахалин.

Сюда приезжают для того, чтобы преодолевать непреодолимые препятствия, форсировать реки и моря, подниматься в горы и спускаться в пещеры, взлетать на параплане и набирать скорость на виндсерфинге.

Все нас окружающее и мы сами в этом окружении - все, без единого исключения, является частью, предметами или объектами, произведениями или творениями Природы в самом общем, широком понимании или значении этого слова.

И как всякое творение или произведение, подобно рукотворным творениям художников, писателей и поэтов, музыкантов, строителей и архитекторов, оно может быть обычным, простым, рядовым, а может быть необыкновенным, из ряда вон выходящим, своего рода шедевром, чем-то поражающим наше воображение - величиной или размерами, очертаниями, сочетанием красок и деталей, общей красотой, наконец, хотя термин красота, судя по всему, до сих пор не получил ни необходимой строгой определенности, ни однозначного толкования.

Возьмем, например, хотя бы очертания нашего острова, напоминающего очертания рыбы, лежащей на боку и вытянутой в меридиональном направлении, с симметрично раздвоенным хвостом на юге на месте полуостровов Тонино-Анивским и Крильон и острым спинным плавником на востоке - на месте полуострова Терпения (Приложение 10).

Любой, взглянувший на современную географическую карту Сахалина, отметит это поразительное сходство. На это сходство указывают едва ли не все, кто писал и пишет об острове Сахалин в целом.

Поразительным является и то, что таким сходством Сахалин обладает практически в единственном числе на всем земном шаре, то есть является в этом отношении уникальным природным образованием.

При желании можно было бы привести бесчисленное множество чем-то примечательных или необычных природных объектов, отличающих и украшающих Сахалин: гор, рек, озер, заливов, водопадов, причудливо-живописных скал на суше и на море, выступающих в море мысов или полуостровов, прибрежных островков…

Природа Сахалина не раз вдохновляла и продолжает вдохновлять поэтов, музыкантов на создание стихов, поэт, написание книг…

Позвольте мне зачитать одно из таких произведений о красоте нашего края, стихотворение Валентина Богданова [7, ст. 24]:

На самом краешке России,

Где море бьется в берега,

Лежит он в океане синем,

Как в песне звонкая строка….

Весна немного припоздает,

Промедлит осень взять права-

И к сенокосу вырастает

По плечи самые трава.

А то в апрель влетят метели

И так завеют белый свет,

Что в дальних селах по неделям

Не писем нет и не газет.

Но он живет, живет наш остров!

И сквозь циклонный ветробой

С неиссякаемым упорством

Идет на спор с самой судьбой…

И пусть на тесной карте мира

Порой едва означен он -

К нему протянуты пунктиры

Земных дорог со всех сторон….

А знаете ли вы какие-либо произведения, описывающие наш чудесный остров?

Скалистые берега северной части Тихого океана и прилегающих к ней морей окаймлены мощными зарослями бурой водоросли ламинарии - морской капусты.

Это настоящие подводные леса. Такие леса любят каланы. Это очень миролюбивые животные, но человек обошелся с ними очень жестоко. К 30 гг. 20 века каланы были почти полностью истреблены. В 1924 году был принят закон, запрещающий на них охоту.

Сейчас каланы живут на 16 островах Курильской гряды, зоны их обитания объявлены заповедниками.

Подводный мир богат черно-бурыми двухстворчатыми моллюсками - мидиями и трепангом (его еще называют «морской огурец»). Они вкусны, полезны и пригодны для лечебных целей.

Фауна наших морей представлена также морскими звездами, осьминогами, кальмарами, морскими гребешками, трубачом, крабом [17, с. 9].

Сахалинская область - один из крупных рыбопромысловых районов России. Основными объектами промысла являются минтай, сельдь, камбала, горбуша, кета, сайра, треска, навага, терпуг.

В летний период заходит в больших количествах теплолюбивые рыбы - сардины, скумбрия, анчоус. Но самое главное, самое замечательное из биологических богатств дальневосточных морей и рек - лососи.

Осенью прогретые мелководья рек полны горбуши и кеты. Войдя в реку, они перестают кормиться, преодолевают в сутки до 40 км вверх против течения.

Достаточное количество нерестилищ и чистой пресной воды является залогом успешного воспроизводства лососей.

Сахалинская область по масштабу искусственного разведения этого вида рыб занимает первое место в стране. Здесь действует около дух десятков рыбоводных заводов [4, с. 109].

Природа щедро наделила Сахалин и Курилы естественными «здравницами»: горячие озера и источники, песчаные пляжи Анивского взморья, минеральные воды, реки и озера - всем этим стараются воспользоваться сахалинцы.

В области обнаружено более 50 источников минеральных солей и вод, пригодных для питья и ванн, и притом самого разного состава. В каждом районе области имеется немало выходов таких вод. Есть среди источников и редкие.

Так, санаторий «Сахалин» и «Синегорские минеральные воды» работают на синегорских источниках - углекислых высокомышьяковистых водах.

На Сахалине и Курильских островах выявлено более 20 месторождений лечебных грязей.

Наиболее ценными из них являются иловые сульфидные грязи озера Изменчивого, одной из крупнейших залежей в России, отличающихся высокими лечебными свойствами. Они используются в комплексе курортной терапии.

Остров Сахалин - один из самых загадочных и отдаленных регионов России, остров со своей особой историей.

Еще А. П. Чехов писал о нем, когда достиг Сахалина и увидел его с моря: «Перед глазами широко расстилается Лиман, впереди чуть видна туманная полоса - это каторжный остров; налево, теряясь в собственных извилинах, исчезает во мгле берег, уходящий в неведомый север. Кажется, что тут конец света и что дальше уже некуда плыть».

Остров Сахалин находится у восточного побережья Азии, и омывается водами Охотского и Японского морей.

…Там вершины низких сопок часто прячутся в тумане,

Там китовым черным усом огорожен огород,

Там за мысом Эйтаннотто из просторов океана

Каждый день источник жизни - солнце молодо встает.

И своим гортанным криком чайки будят сонный воздух,

За игрою рыбы в море наблюдая с высоты.

И шевелятся лучами на песке морские звезды,

И актинии на камнях розовеют, как цветы.

В джунглях из морской капусты краб расхаживает боком,

Преогромными клешнями ил зеленый вороша.

И лежит на мягком грунте жирный палтус-лежебока,

Глядя вверх химерой страшной и едва-едва дыша.

Гладь морскую разрезая, бродит стадо кашалотов.

На камнях и на травинках испаряется роса.

За грядою низких сопок на бамбуковом болоте
Расправляет лебедь крылья, как большие паруса...

Сахалин является самым большим островом России. От материка он отделен Татарским проливом, который и соединяет Охотское и Японское моря. С севера на юг Сахалин вытянулся на 948 км, при средней ширине около 100 км, причем на перешейках он значительно сужается: на Охинском - до 6 км, на Пояске до 27 км. Берега острова изрезаны слабо, лишь в южной его части имеется 2 крупных залива: Анива и Терпения [22, ст. 4].

Климат на Сахалине суровый: для острова характерна холодная влажная зима с снежными буранами и метелями, и прохладное дождливое лето.

Осенью здесь нередки тайфуны с ураганными ветрами и сильными дождями. Летом на острове господствуют влажные морские ветры, приносящие в сторону материка дожди и туманы. Средняя температура августа на Сахалине + 14.

Сахалин богат природными ресурсами и полезными ископаемыми: на острове есть залежи угля и нефти. Также здесь есть месторождения золота, серебра и железа. Остров богат минеральными источниками и лечебными грязями.

На Сахалине много рек и ручьев, в большинстве своем это небольшие горные потоки. Наиболее крупными из них являются реки Тымь и Поронай. Много на острове и озер - долинных и горных.

Озеро Изменчивое славится своими лечебными морскими сульфидными грязями, а на озере Тунайча <#"justify">…помню звезды сахалинские,

Тайгу одетую в «муар»,

Тымь с берегами все лесистыми,

Да деревянный тротуар...

Глуши таежной мхи пушистые,

Озер безвестных полотно,

С расшивом бисера лучистого,

Их первозданное стекло.

Звериных троп извивы тонкие,

Природы дикой благодать,

Птиц незнакомых крики звонкие,

И чрез ручей боброву гать...

Я помню дней отраду милую,

«Бывалых» байки у костра,

И осень слякотно - унылую,

И в зиму пышные снега....

А еще на карте нашей области многие мальчишки и девчонки могут

отыскать свои имена:

Аленушкина - река на о. Парамушир;

Анастасия - мыс в Корсаковском районе;

Андрей - мыс на о. Итурyn;

Аня - скала у о. Уруп;

Валентина - озеро и река на о. Кунашир;

Варвара - гора в Поронайском районе;

Владимир - полуостров на о. Атласова, мыс и озеро в Поронайском районе;

Галина - мыс на о. Уруп;

Георгий - мыс на о. Уруп, мыс и озеро в Поронайском районе, на

полуострове Терпения;

Диана - остров, пролив между островами Кетой и Симушир;

Евгения - мыс на о. Итурyп.

Я благодарю Вас за то, что вы были внимательными слушателями, Очень бы хотелось, чтобы данная экскурсия оставила вам исключительно положительные эмоции! Любите свой город и берегите его!

А закончить наше путешествие мне бы хотелось следующим стихотворением:

Здесь сочетанье севера и юга -

Лицо страны в миниатюре тут.

На горных склонах, спорящие с вьюгой,

Среди берез магнолии цветут.

Венками лег шиповник ярко-красный

На острых скулах ноздреватых скал ...

Поверив слухам, я, видать, напрасно

Суровый край на острове искал.

Раздвинув ельник, гладкое шоссе.

А высь над лесом тучи распростерла

В неповторимой, сказочной красе.

Когда на остров спустятся потемки

И пик вулкана спрячется в туман,

Напротив окон у прибрежной кромки

Хрустальный блеск качает океан.

Схема маршрута по данному объекту представлена в приложении 13.

Заключение

Реформирование общественно-политического строя и социально-экономические преобразования в нашей стране, появление платежеспособной части населения обусловили возникновение спроса на экскурсионные услуги.

Экскурсионную деятельность характеризуют два основных вида ее социальных функций, определяющих особенности ее влияния на общественную жизнь.

С одной стороны, с помощью экскурсий можно сравнительно быстро оздоровить рыночную экономику, как в целом, в крупных регионах, так и в отдельных городах.

С другой стороны, велико воспитательное значение экскурсии, основанное на использовании ценностей культуры, педагогических и духовных традиций отечественной культуры.

Возможности использования богатства нравственного, эстетического содержания экскурсионных программ, служение экскурсионного дела духовности, красоте образа жизни имеет большую популярность и оказывает положительное влияние на сферы общества.

Подготовка экскурсии проходила три основных ступени:

Предварительная работа - подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т.е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.

Непосредственная разработка самой экскурсии включала в себя: составление экскурсионного маршрута;

·обработку фактического материала;

·работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов;

·написание контрольного текста;

·работу над методикой проведения экскурсии;

·выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии;

·подготовку методической разработки новой экскурсии;

·написание экскурсоводами индивидуальных текстов.

В процессе подготовки экскурсии был выделен ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке:

.Определение цели и задач экскурсии.

Главной задачей экскурсии было - повысить уровень культуры и экологического образования экскурсантов.

.Отбор литературы и составление библиографии.

В ходе разработки экскурсии был составлен список книг, брошюр, статей, которые раскрывают тему. В качестве источника были также использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий.

.Отбор и изучение экскурсионных объектов.

Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии, поэтому для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, использовались следующие критерии:

·Познавательная ценность

·Необычность (экзотичность) объекта

·Выразительность объекта, т.е. внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой - зданиями, сооружениями, природой.

·Сохранность объекта.

·Местонахождение объекта.

.Составление маршрута экскурсии

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Поэтому в рамках заданной темы были выбраны три объекта: Останец «Лягушка», Ботанический сад, Парк культуры и отдыха имени Ю.А. Гагарина.

Целю данного отчета по практике была разработка экскурсии для школьников и студентов на тему «Природоведческая экскурсия для школьников».

Для достижения цели были решены следующие задачи:

4.изучены методологические основы экскурсионной деятельности;

.проанализирована и обобщена информация по природным памятникам Сахалина;

.разработана экскурсию по предложенной теме;

Предметом исследования выступила экскурсионная деятельность в пределах Сахалинской области. Объектом исследования - природные памятники Сахалина.

Список использованной литературы

экскурсия школьник сахалинский

1.Александров С. М. Остров Сахалин. М.: Сфера, 2007. 183 с.

.Анкудинов Ф.С., Ведмицкий В.А. Сахалин - Курилы: природа, здоровье, жизнь. Южно - Сахалинск.:Дальневосточное книжное издательство, Сахалинское отделение, 1992. 11с.

.Баркалов В.Ю., Таран А.А. Список видов сосудистых растений острова Сахалин. // В кн.: Растительный и животный мир острова Сахалин. Владивосток: Дальнаука, 2004. С. 40.

.Бердников Н.Н. Город в двух измерениях. Южно-Сахалинск: кн. изд. Книга, 2009. 109 с.

.Булыгина И.И. Организация досуга и отдыха / Учебно-методические материалы. Саратов: Издат. Центр СГСЭУ, 2009. 56 с.

.Василевский А.А. Каменный век острова Сахалин. Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2008. 411с.

.Власов К.Ю. Сахалин - родина моя. // Вестник Сахалинского музея. - 2009. - №4. - С. 24.

.Горбунов С.В. Красоты Сахалина // Вестник Сахалинского музея. - 2009. - №6. - С. 12.

.Долженко Г.П. Экскурсионное дело. М.: ИКЦ «МарТ», 2005. 272 с.

.Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2010. 224 с.

.Емельянов Б.В. Организация работы курсов по переподготовке и подготовке экскурсоводов. М.: Турист, 2000. 118 с.

.Жемчужины мысли. Сборник / Сост. А.А. Жадан. М.: Изд-во Сфера

.История Сахалина и Курильских островов с древнейших времён до начала XXI столетия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений региона/ М. С. Высоков, А. А. Василевский, А. И. Костанов, М. И. Ищенко. Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2008. 712 с.

.История Сахалинской области с древнейших времён до наших дней: Изд. 3-е, перераб. и дополн. / М. С. Высоков, В. А. Голубев, Н. И. Колесников, и др. Южно-Сахалинск: Сахалин. кн. изд-во, 2005. 272 с.

.Козинец Л.И. Каменная летопись города. Южно-Сахалинск: кн. изд. Книга, 2007. 79 с.

.Красная книга Сахалинской области: Растения. Южно-Сахалинск:Сахалин. кн. изд-во, 2005. 348 с.

.Кротова Е.Л. Рекреационно-туристский комплекс региона: стратегические приоритеты развития.// Южно-Сахалинск: Институт экономики и права. - 2007. - №2. - С. 9.

.Лукьянин В.Н., Никулина М.А. Прогулки по Сахалину. Южно-Сахалинск: Банк культурной информации, 2008. 15 с.

.Мельников О.А. Останец «Лягушка» // Вестник Сахалинского музея. - 2004. - №11. - С. 33-34.

.Муромцев А.Ю. Стихи сахалинских поэтов// Вестник Сахалинского музея. - 2010. - №5. - С. 8.

.Нечаев В.А. Обзор фауны птиц Сахалинской области // В кн.: Растительный и животный мир острова Сахалин. Владивосток: Дальнаука, 2005. - С. 278.

.Пасюков П.Н., Волков В.С. Региональный туризм: состояние и направление развития. Южно - Сахалинск, 1999. 4 с.

23.Сахалинский зооботанический сад ДВ РАН. Памятники природы. <http://www.sakhalin.ca/sbg/pugachev.htm> (дата обращения 27.03.2011)

.Седова Н. А. Культурно-просветительный туризм/ Учебное пособие. М.: Сфера, 2010. 196 с.

.Чиркина С.Ю. Полезная справочная информация для желающих самостоятельно посетить Сахалин // Сахалинский справочник. 2010. http://avp.travel.ru/rus/65_rus.htm <http://www.skitalets.ru/js/go.php?url=avp.travel.ru/rus/65_rus.htm> (дата обращения: 26.03.2010).

Похожие работы на - Природоведческая экскурсия для школьников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!