Классификация экскурсий по составу группы
КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ
ПО СОСТАВУ ГРУППЫ.
Слово «экскурсия» происходит от латинского
«экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIXв. и первоначально
означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». Позднее
произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс+ия).
Классификация представляет собой распределение предметов,
явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих
признаков.
Вопрос о классификации экскурсий всегда
находился в центре внимания экскурсионных работников и ученых-экскурсионистов.
Первые попытки решения этой проблемы относятся к концу 20-х годов.
Ученый-экскурсионист В.А. Герд говорил о своем варианте классификаций форм
экскурсий на группы и подгруппы и выделение тех основных черт, которые
определяют характер ведения экскурсий, т.е. помогают руководителю
ориентироваться во всех вопросах ее разработки. Это выделение основных черт
даст несколько центральных типов экскурсий, к которым будут примыкать
промежуточные классификационно-неясные экскурсии.
Особенности восприятия экскурсионного
материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание
мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.
В настоящее время экскурсионные работники
имеют дело с несколькими видами классификации экскурсантов. Рассмотрим каждую
из них.
Первый вид классификации. Её сущность состоит в том, что участники всех экскурсий, проводимых
данным экскурсионным учреждением, делятся на определенные группы не по
профессиональному признаку, образованию или возрасту, а в зависимости от
отношения людей к экскурсии, как к виду предоставляемых услуг. Такие группы
отличаются друг от друга только устойчивостью интереса людей к самой
экскурсии, как форму отдыха. Этот вид классификации охватывает три основные
вида экскурсантов.
Первая. В нее входят наиболее любознательные люди, которые хотят знать о
многом, и экскурсоводы должны им рассказать все новое о науке, искусстве,
архитектуре, показать самые интересные объекты. Это самые массовые участники
экскурсий. В эту группу входят люди самые различные по уровню дохода,
образованию, возрасту. Но все они сходны в одном, в своем желании получать
здания и их привлекают любые темы экскурсии.
Вторая категория. Сюда могут быть отнесены люди, которые имеют
широкий круг знаний и проявляют определенный интерес к одной из областей
знаний, к литературе, искусству. Нередко они ставят задачу дополнить свои
знания или уточнить свою точку зрения по интересующей их проблеме или теме,
поэтому они так тщательно выбирают тему предстоящей экскурсии. Участников
экскурсий, отнесенных к этой категории, можно назвать, как тип «уточните мою
точку зрения». Таких экскурсантов в отличие от первой группы интересуют не
экскурсии вообще как форма использования своего культурного досуга, а только
экскурсии на определенную тему. Работа с участниками этой группы требует
постоянного расширения экскурсионной тематики.
Третья категория. К ней относятся люди, которые стремятся
заполнить свой досуг по возможности интересными зрелищами без четко
определенной цели. Поэтому в начале экскурсии они обычно имеют смутное
представление о самой сути мероприятия, в котором решили участвовать.
Однако в ходе экскурсии в подобной группе происходит расслоение. Часть
экскурсантов, увлеченных рассказом экскурсовода, заинтересованных объектами
показа, становятся активными участниками мероприятия. Другие проявляют вежливую
заинтересованность или не скрывают своего безразличия к экскурсии.
Второй вид классификации. Здесь деление экскурсантов на группы происходит по более сложным
признакам.
Первый признак
– разделения экскурсионных групп по возрасту. Создание экскурсионных
групп с учетом возраста (дети, молодежь, люди среднего возраста, пенсионеры).
Экскурсии для возрастных групп отличаются друг от друга по способу
передвижения (автобусные и пешеходные), по продолжительности, по
методике изложения материала, по содержанию.
Второй признак
– род занятий экскурсантов. Этот признак, положенный в основу
классификации экскурсий ведет к созданию отдельных групп для людей разных
профессий, рабочих, учителей и врачей, среднего класса, чиновников, и др. Для
проведения экскурсий для подобных групп учитываются профессиональные интересы
каждой из групп.
Классификации по этому признаку оказывают
существенное влияние на процесс подготовки экскурсий, на методику их
проведения. Даже в пределах одной темы в содержание экскурсии для различных
групп вносятся определенные изменения. Изменяется так же методика их проведения,
если данная тема раскрывается раздельно для групп взрослых и детей.
Классификация этого вида требует серьезной
специализации экскурсоводов.
Третий вид классификации. К этому виду отнесены те экскурсии, которые должны проводиться для
различных групп, отличающихся друг от друга уровнем развития участников, их
образовательной подготовкой. Учет уровня развития участников, степени их
подготовки дает возможность проводить более глубокие по своему содержанию
экскурсии, служит основной для изложения материалов различной степени
сложности.
Главное отличие экскурсий для различных
аудиторий такой классификации экскурсантов – это содержание мероприятия,
зрительный и словесный материал, который преподносится участникам. Примером
может служить проведение экскурсий на одну и ту же архитектурную тему для
различных групп. Здесь можно выделить восемь групп, отличающихся уровнем
подготовки: школьники 5-6 классов, старшеклассники, рабочие, студенты
гуманитарного вуза, инженеры, педагоги, студенты архитектурного вуза,
архитекторы. Для всех групп проводится одна тема – «Архитектура нашего города».
Хотя в этом случае рассказ на экскурсии идет об объектов показа одних и тех же
для каждой из групп, экскурсия должна проводиться по-другому. По мере
возрастания знаний у аудитории возрастает сложность самой экскурсии, иным
становится показ экскурсионных объектов – памятников истории и культуры, иначе
анализируются отдельные детали, углубляется излагаемый материал.
Экскурсоводы должны учитывать, что школьник
будет чувствовать себя неуютно на той же экскурсии, если она проводится для
педагогов, равно как врач или нефтяник на экскурсии для практикующих
архитекторов.
Несколько вариантов экскурсий может быть
создано в зависимости от уровня подготовленности аудитории для историко-революционных,
военно-исторических, природоведческих и других тем. По-разному, например, будет
раскрываться тема литературной экскурсии «Лермонтов на Кавказе» для школьников
и преподавателей литературы. Также будут иметь свои особенности тексты и методические
разработки экскурсии на автомобильный завод для обычной группы и для
специализированной группы рабочих-машиностроителей.
Всех участников экскурсий можно
подразделить на:
участвующих в обычных экскурсиях, которые помогают им расширить кругозор. Среди этой части экскурсантов,
составляющих в настоящее время большинство обслуживаемых экскурсионными
учреждениями и музеями, создаются раздельные группы из молодежи, детей,
городских и сельских жителей, отдыхающих в здравницах, на туристических базах,
в кемпингах, гостиницах, путешествующих по туристическим маршрутам.
Комплектование таких групп производится с учетом желания самих участников,
носит добровольный характер;
участвующих в учебных экскурсиях, являющихся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Эти
экскурсии помогают раскрыть темы, предусмотренные учебным планом. Учебные
экскурсии проводятся для слушателей экономических и других семинаров,
участников народного творчества, самодеятельности, школ, вузов.
Рассмотреть все группы, категории, классы
экскурсантов, и особенности проведения экскурсий для них это тема курсовой, а
не контрольной работы, поэтому я рассмотрю лишь некоторые особенности
проведения экскурсии для различных групп, о которых говорилось выше.
Экскурсии для сельского населения.
Особенности работы
с сельским населением состоит, прежде всего, в том, что экскурсии для них
проводятся между напряженными сельскохозяйственными работами. Поэтому
экскурсии сочетаются с разными формами отдыха. Среди них посещение театральных
постановок, спортивных матчей, массовых гуляний, просмотр новых кинофильмов.
При подготовке экскурсий для сельского населения учитываются профессиональные
интересы и слабое знакомство с городом.
Экскурсии для приезжих (в гостиницы,
мотели).
При организации
экскурсионного обслуживания отдыхающих в гостиницах, отелях методисты и
экскурсоводы должны исходить из того, что большинство туристов приезжает в
незнакомый для них город, желая узнать о нем много нового, увидеть памятные
места, познакомится с достопримечательностями. Наиболее познавательной и
популярной частью программы пребывания отдыхающих в гостинице являются
экскурсии всех видов – городские, загородные, музейные. Особенность этих
экскурсий состоит в том, что отдыхающие плохо знают край, в котором находятся,
его историю, природу, достопримечательности. В рассказ вводится более подробный
рассказ о крае, предусматривается показ тех объектов, которые хорошо известны
местному населению, но являются «открытием» для приезжих.
Экскурсии
для отдыхающих в санаториях.
В работе по
экскурсионному обслуживанию санаториев исходят из того, что люди прибыли на
лечение, укрепить здоровье и для них необходимо выполнять рекомендации врача.
Во многих санаториях лечащий врач наряду с медицинскими назначениями указывает
в особой графе, разрешается ли отдыхающему участвовать в экскурсиях, если да,
то в каких – городских, загородных, пешеходных, автобусных, и какой
продолжительности.
Экскурсии
для молодежи.
При организации
специальных экскурсий для молодежной аудитории исходят из того, что у молодежи
есть свои специфические особенности: тематика, содержание и более активная
форма проведения. Особенности экскурсий для молодежи – рассказ в форме беседы,
вопросы к аудитории с целью сосредоточить внимание на определенной проблеме,
задание – самостоятельно провести наблюдение за тем или иным объектом и
сформулировать свое мнение по подтеме. А так же более активные способы
передвижения на маршруте, более быстрые темпы ходьбы, велосипедные экскурсии,
экскурсии на роликах и скейтах.
Экскурсии
для детей.
Экскурсии для
детской аудитории делятся на две группы – школьные и внешкольные. Отличаются
они друг от друга по своим задачам, тематике, содержанию и методике проведения.
Школьные экскурсии имеют три вида: урочные, проводимые в учебное время;
внеурочные, проводимые до или после занятий в классе, и внеклассные –
факультативные. Экскурсии урочные и внеурочные имеют учебный характер, их
содержание связанно с учебной программой соответствующего класса школы. Ведут
эти экскурсии педагоги общеобразовательных школ в соответствии с планом работы
по своему предмету. В отличие от обычных экскурсий для детей проведение
школьных экскурсий предусматривает, что оценку за знания, полученные на
экскурсии, учитель выставляет в классный журнал. Основная цель школьных
экскурсий – углубленное изучение школьной программы.
В внешкольных
экскурсиях для детей предусматривается выходы для наблюдения каждого из
объектов, рассказ о памятниках истории и культуры более краток. В ходе
экскурсии используется элемент разрядки - проводятся игры, викторины.
Если в экскурсиях
для взрослых значительное место занимают общеобразовательные элементы, то в
экскурсиях для детей больше должно быть воспитательных моментов: рассказ экскурсовода
носит обзорный характер, содержит много выдержек из произведений художественной
литературы, сравнений, стихов. Особое внимание обращается на логические
переходы. Больше требований предъявляется к наглядным пособиям из «портфеля
экскурсовода», к их внешнему виду и содержанию.
Пешеходные
экскурсии.
Пешеходные
экскурсии имеют характерные особенности: они охватывают большую территорию,
объекты показа расположенные недалеко друг от друга, темп экскурсии медленный,
экскурсовод делает больше пауз. Особенно важно для пешеходных экскурсий
определить точки осмотра. Так же экскурсоводу необходимо учитывать уровень
физической подготовки экскурсантов, чтобы никто не отставал, не устал, но при
этом экскурсию не стоит превращать, а обычную прогулку с преобладанием
элементов пассивного отдыха: длительным сидением на скамейках, бревнах, пнях,
бесцельных хождения по лесу, парку.