Управление качеством продукции. Схема сертификации

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    511,06 Кб
  • Опубликовано:
    2013-07-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление качеством продукции. Схема сертификации

Министерство образования и науки Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ивановская государственная текстильная академия"

Кафедра материаловедения и товароведения

Контрольная работа

ПО ДИСЦИПЛИНЕ "УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ"

Автор работы Морозова А.В.

Курс III Форма обучения: заочная

Специальность 080502 "Экономика и управление на предприятии"

Проверил: Котомина Р.И.






Иваново 2013

Оглавление

 

1. Основные цели и задачи управления качеством продукции

2. Документация систем управления качеством

3. Схемы сертификации

Список литературы

1. Основные цели и задачи управления качеством продукции

Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.

До недавнего времени при решении проблем качества предприятия ориентировались на технический уровень качества продукции без учета потребностей рынка.

Вместе с тем, следует отметить, что отечественная система управления качеством внесла существенный вклад в развитие подходов к управлению качеством продукции во всем мире. В этом вопросе отечественный опыт учтен при разработке международных стандартов по системам качества.

Системный подход к управлению качеством продукции предполагает четкое взаимодействие всех отделов и органов управления предприятием.

Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции. Система управления качеством продукции включает следующие функции:

Функции стратегического, тактического и оперативного управления.

Функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные.

Функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции.

Функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.

Политика в области качества может быть сформулирована в виде направления деятельности или долгосрочной цели и может предусматривать:

улучшение экономического положения предприятия;

расширение или завоевание новых рынков сбыта;

достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих фирм;

ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или регионов;

освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;

улучшение важнейших показателей качества продукции;

снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;

·              увеличение сроков гарантии на продукцию;

·              развитие сервиса.

Таким образом, обеспечение качества продукции - это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа "петли качества", чтобы продукция удовлетворяла требованиям к качеству.

В условиях конкурентной борьбы предприятия смогут успешно развиваться, внедряя системное управление качеством продукции. В настоящее время растущая требовательность к улучшению качества изделий - одна из характерных черт развития мирового рынка.

Всеобщее (тотальное) управление качеством (TQC), осуществляемое фирмами Западной Европы, США и Японии, предполагает три обязательных условия.

.        Качество как основная стратегическая цель деятельности признается высшим руководством фирм. При этом устанавливаются конкретные задачи и выделяются средства для их решения. Поскольку требования к качеству определяет потребитель, не может существовать такого понятия, как постоянный уровень качества. Качество должно постоянно возрастать, ибо качество - это постоянно меняющаяся цель.

2.      Мероприятия по повышению качества должны затрагивать все подразделения без исключения. Опыт показывает, что 80-90% мероприятий не контролируется отделами качества и надежности. Особое внимание уделяется повышению качества на таких этапах, как НИОКР, что обусловлено резким сокращением срока создания новых изделий.

.        Не прекращающийся процесс обучения (ориентирован на определенное рабочее место) и повышение мотивации персонала.

Современное развитие системы управления качеством получило в результате перехода от тотального управления качеством (TQC) к тотальному менеджменту качества (TQM).

Если TQC - это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQM - еще и управление целями и самими требованиями. В TQM также включается и обеспечение качества, которое трактуется как система мер, вызывающая у потребителя уверенность в качестве продукции.

Система TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку точно в срок. Основная идеология TQM базируется на принципе - улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка - стремление к "0 дефектов", к "0 непроизводительных затрат", к поставкам точно в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, однако необходимо постоянно к этому стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах. Эта идеология имеет специальный термин - "постоянное улучшение качества" (quality improvement).

В системе TQM используются методы управления качеством, адекватные целям. Одними из ключевых особенностей системы являются использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие в улучшении качества всего коллектива.

2. Документация систем управления качеством


Согласно положениям стандартов ИСО система качества должна быть тщательно документирована. Документация делает систему "видимой" не только для ее разработчиков, но и для пользователей и проверяющих. Доказать соответствие системы качества установленным требованиям можно только тогда, когда система представлена в документированном виде. В противном случае можно утверждать, что система качества отсутствует, как это следует из распространенного афоризма: "Нет документации - нет системы". Соответствующая документация системы качества необходима для решения следующих важнейших задач: - достижение требуемого качества; - оценка системы качества; - улучшение качества; - поддержание улучшений. Под документированием системы качества понимается обоснование и разработка документов системы качества. Цель документирования системы качества заключается в создании организационно-методической и нормативной основы для построения и функционирования системы качества, соответствующей рекомендациям и требованиям стандартов семейства ИСО 9000. Основные задачи документирования приведены на рис.1.

Рис. 1 Документация системы качества - комплект документов, необходимых для надлежащего функционирования системы качества и обеспечения качества продукции.

Документом системы качества считается любой материальный носитель в системе качества, содержащий информацию и реквизиты, позволяющие идентифицировать данную информацию. Документация системы качества должна отвечать целому ряду требований, основные из них приведены на рис. 2.

Рис. 2. Основные требования, предъявляемые к документации системы качества

Несоблюдение какого-либо из рассмотренных требований делает документацию системы качества неполноценной, уменьшает ее эффективность.

Структура и состав документации

Определение структуры и состава документации системы качества - один из наиболее принципиальных вопросов документирования. Условно всю документацию по системе управления качеством можно разделить на 5 уровней (рис.3).

Эта схема, принятие которой в организации должно предшествовать разработке самой документации, не только дает представление о видах документов и их взаимосвязи, определяющих построение документов системы качества, но и устанавливает последовательность ее формирования. Из схемы видно, что формирование документации идет "от общего к частному", т.е. по свойственной системному подходу логике.

Рис.3. Структура документов системы управления качеством

На первом этапе в соответствии с рекомендациями ИСО 9004-1 разрабатываются документы, регламентирующие построение системы менеджмента качества. Эту документацию следует рассматривать как базовую. Базовая документация включает в себя Общее руководство по качеству, а также общеорганизационные и обще-методические документы, касающиеся отдельных элементов системы менеджмента качества.

Очевидно, что состав элементов системы менеджмента качества может быть большим, чем это рекомендуется ИСО 9004-1 (например, за счет таких элементов, как "Управление групповой деятельностью", "Охрана окружающей среды" и др.), однако, чтобы внедрение стандартов ИСО серии 9000 было эффективным, система должна включать в себя элементы, установленные ИСО 9004-1.

Руководство по качеству (Quality Manual) является документом первого уровня. В нем излагается политика в области качества и описывается система качества организации. Руководство по качеству выступает в роли основополагающего документа системы качества и служит справочным материалом при ее поддержании в рабочем состоянии.

Документами второго уровня являются стандарты предприятия (СТП) или документированные процедуры (ДП), методики, программы качества. СТП (ДП) является нормативными документами, утверждается руководителем организации и применяется только в данной организации.

Они определяют организационные связи и обязанности подразделений и исполнителей, порядок организации и выполнения работ по обеспечению качеством, то есть регламентируют специальные функции управления качеством.

СТП (ДП) устанавливают кто, что и в какой последовательности должен делать для обеспечения качества СМР. Стандарты (процедуры) необходимо разрабатывать на такой вид деятельности, в котором участвуют несколько отделов, подразделений организации.

Они не должны дублировать функциональные обязанности отдельных подразделений. СТП (ДП) устанавливает правила, общие принципы, требования или методы, касающиеся определенных видов деятельности или объектов стандартизации. Объектами стандартизации могут быть применяемые только в данной организации:

технологические процессы и требования к ним;

процессы организации и управления производством, в том числе и управления качеством.

Примерами СТП могут служить: "Порядок и организация подготовки строительного производства”, "Порядок ведения технической документации на строительной площадке” и др.

Состав и количество стандартов предприятия (документированных процедур) определяется количеством специальных функций управления качеством, исходя из принятой модели системы. Для каждой организации, исходя из ее конкретных производственных условий, состав и количество стандартов предприятия (документированных процедур), а также последовательность их разработки могут быть разными.

Методика качества - документ, устанавливающий один или несколько методов (способов, приемов) осуществления определенной деятельности в системе качества. В отличие от процедуры, определяющей, главным образом, последовательность выполнения работы во времени, методика определяет один или несколько способов выполнения этой работы. Методика отвечает на вопрос: как (каким образом) делать? Примерами методик по качеству могут служить: "Методика оценивания качества проекта", "Методика обследования объекта аудита", "Методика анализа дефектов и отказов продукции" и др.

Инструкция по качеству - документ, содержащий требования к действиям, которые необходимо выполнить в системе качества. Рабочие инструкции (по закупкам, контролю качества, проведению технологических операций и др.) носят, как правило, более детализированный, чем процедуры, характер.

Такие инструкции необходимы в том случае, если их отсутствие может оказать прямое воздействие на качество продукции. В отличие от Руководства по качеству и общеорганизационных (общеметодических) процедур рабочие инструкции являются оперативными документами.

Инструкции, как и другие документы системы качества, являются контролируемыми документами. Следует отметить, что иногда потребитель включает в контракт условие о необходимости контроля отдельных требований к выполняемым работам. В этих случаях разрабатываются специальные инструкции или процедуры, которые заменяют или дополняют существующие документы системы качества.

План качества (англ. Quality plan) - документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, ресурсы и последовательность деятельности, относящейся к специфической продукции, проекту или контракту (ИСО 8402).

Каждый план качества - это определенная модель развития (или сохранения) объекта планирования; выполнение плана качества - доказательство развития (или сохранения) объекта планирования. В зависимости от назначения планы качества подразделяются на планы менеджмента качества и планы обеспечения качества.

В зависимости от периода времени, на который рассчитывается действие плана различают планы качества: перспективные (стратегические), текущие (годовые) и оперативные. Перспективные планы качества разрабатываются на длительный период времени (3, 5 и более лет).

Разработка таких планов связана с решением масштабных проблем в области качества (создание продукции с принципиально новым качественными характеристиками, совершенствование системы качества, освоение новой стратегии в области качества и др.).

Текущие планы разрабатываются на 1 год. Разработка таких планов связана с выполнением сложного контракта, с поддержанием системы качества в рабочем состоянии, непрерывным улучшением качества, контролем выполнения важных мероприятий, предусмотренных стратегическим планом качества.

Оперативные планы разрабатываются на период менее одного года и связаны они с проблемами качества, решение которых требует сравнительно непродолжительного времени и с несоответствиями, требующими их незамедлительного устранения.

В ряде случаев, когда речь идет о достаточно сложных (проблемных) и длительных работах, план качества представляют в виде программы качества. При этом в плане качества, наряду с мерами, ресурсами и последовательностью действий, указывают цель плана, а также средства и методы выполнения действий. Так, согласно ИСО 9004-1, программа качества должна определять:

цели в области качества (например, определенные характеристики или технические требования

однородность, эффективность, эстетические показатели, продолжительность цикла, затраты, природные ресурсы, коэффициент использования, надежность и др.);

этапы процессов, которые составляют основу деятельности предприятия (для отображения процесса может использоваться маршрутная карта или схема);

конкретное распределение ответственности и полномочий на различных этапах программы;

использование конкретных документированных процедур и инструкций;

соответствующие программы испытаний, контроля, анализа и проверки на тех или иных этапах программы;

документированную процедуру внесения изменений и поправок в программу по мере ее реализации;

методику оценки уровня достижения целей, установленных программой;

другие меры, обеспечивающие достижение целей, установленных программой.

Программы качества являются нормой для отраслей промышленности, где применяются высокие технологии или изготовление и применение продукции связано с риском для жизни. Примерами программ качества могут служить широко распространенные в отечественной практике комплексно-целевые (перспективные и годовые программы)"Качество".

Рекомендации по разработке программ качества применительно к специфической продукции, проекту или контракту приведены в ИСО 9004-5. Согласно стандарту, программы качества используются для подтверждения того, что конкретные требования к качеству продукции (проекта, контракта) соответствующим образом планируются и выполняются.

Программа качества может быть использована также в конкретных ситуациях для демонстрации заказчику, как будут выполняться конкретные требования к качеству специфического контракта.

Для каждого из указанных видов документов в организации устанавливается процедура его разработки. Не менее важным является и установление единых требований к построению, содержанию, изложению и оформлению определенного вида документа. Это позволяет:

обеспечить четкое информационное восприятие документов;

обеспечить легкую идентификацию и быструю прослеживаемость документов;

предотвратить появление в документах избыточной информации;

облегчить пользователям документов поиск необходимых сведений.

Предлагается следующий типовой состав структурных элементов в выше приведенных документах (таблица 1).

Типовой состав структурных элементов СТП

Наименование элемента

Характеристика элемента

Титульный лист*

Содержание и оформление элементов по ГОСТ Р 1.592

Предисловие*

Содержание

 

Введение

Обоснование причин разработки документа. В Руководстве по качеству дополнительно приводятся общие сведения об организации и самом документе в соответствии с ИСО 10013

Наименование*

Область применения

Содержание и оформление элементов по ГОСТ Р 1.592

Нормативные ссылки Определения Обозначения Сокращения

 

Задачи, подлежащие решению

Описание задач (комплексов задач), которые необходимо решить для достижения конкретных целей в области качества с указанием ссылок на конкретные положения Политики в области качества, пункты руководства по качеству и стандарта, регламентирующего модель обеспечения качества

 Полномочия*, ответственность и взаимодействия

Описание схем делегирования полномочий, ответственности и взаимодействия персонала, выполняющего, контролирующего, проверяющего и руководящего решением поставленных задач

 Основная часть *:

Описание деятельности применительно к регламентируемому элементу системы качества или конкретному комплексу задач

Требования. или Порядок., или Правила. и т.п.

 

Требования к документации и данным *

Описание состава, содержания, порядка разработки и оформления документации и данных, применяемых при выполнении требований основной части нормативного документа или ссылки на данные описания, если они приведены в других нормативных документах системы качества

Распределение*

Перечень подразделений и ответственных лиц организации, являющихся пользователями документа и которым должны выдаваться документ и все, последующие к нему изменения

 Приложения

 Содержание и оформление элемента по ГОСТ Р 1.592

 Справка для пользователя

 Путеводитель для пользователя документа, оформляемый в соответствии с указаниями ИСО 10013

Библиография

 Содержание и оформление документа по ГОСТ Р 1.592

 Подписной лист*

 

Перечень документов

 Перечень документов системы качества, на которые в тексте имеются ссылки.

 Список ревизий (редакций)

Приводится номер, дата и причина ревизий. Номера страниц подвергшихся ревизии


Примечание:

Обязательные элементы любого нормативного документа системы качества.

Построение, изложение, оформление и содержание СТП должны соответствовать требованиям ГОСТ.

Следующими видами документов в системе управления качеством является положение о структурных подразделениях и должностные инструкции. Количество положений о структурных подразделениях и должностных инструкций определяется самой строительной организацией.

положение о службе управления качеством;

положение о комиссии по качеству;

положение об отделах строительной организации;

положение о метрологической службе и др.

Основой, на которой базируются вышеперечисленные документы, являются документы 4 и 5 уровня. К ним можно отнести Законы РФ, все СНиПы и ГОСТы, а также др. нормативные и справочные документы.

Управление документацией и данными о качестве

Согласно требованиям стандартов ИСО 9000 организация должна установить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру управления всеми документами и регистрационными данными о качестве. Вместе с тем приводимые в стандартах ИСО указания не охватывают всех работ по управлению документацией.

Наиболее полное представление о содержании этого процесса может быть получено на основе функционального подхода к управлению. Известно, что при любом управлении выполняются следующие общие функции: планирование, организация, контроль, регулирование, учет и анализ.

Детализация этих функций применительно к управлению документацией позволяет установить состав и последовательность необходимых в этом случае работ (табл.2).

Таблица 2. Основные стадии и работы по управлению документацией

Основные стадии управления документацией и данными о качестве

Работы по управлению документацией

Планирование разработки документов

Определение состава документов; Составление планов разработки и пересмотра документов

Организация разработки документов

Разработка и согласование документов; Разработка и согласование документов; Утверждение документов; Введение в действие документов; Обеспечение документами их пользователей

Контроль документов

Контроль правильности изложения и оформления документов; Проверка выполнения требований документов

Регулирование документов

Внесение изменений и дополнений в документы; Ревизия документов; Пересмотр документов; Поддержание документов в рабочем состоянии; Отмена документов

Учет документов

Регистрация документов и данных о качестве; Хранение документов и данных о качестве

Анализ документов

Анализ документации


3. Схемы сертификации


В системе сертификации ГОСТ Р схемы сертификации - это определенный порядок действий по сертификации продукции в зависимости от вида продукции, целей сертификации и объема продукции (товара), который определяется органом по сертификации. Конечно же выбор схемы сертификации оговаривается с заявителем, т.к. сертификация продукции <#"666599.files/image004.gif">

управление качество продукция сертификация

Список литературы


1. Аристов О. В.: Управления качеством: Учеб. Пособие для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 240 с.: ил. - (Серия "Высшее образование").

. Ребрин Ю.И. Управление качеством: учеб пособие., Таганрог: Издательство ТРТУ, 2004.

Похожие работы на - Управление качеством продукции. Схема сертификации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!