Порядок проведения сертификации продукции по заявлению-декларации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,71 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Порядок проведения сертификации продукции по заявлению-декларации














Курсовая

Порядок проведения сертификации продукции по заявлению-декларации

Введение

В условиях перехода экономики на рыночные отношения, возрастания роли регионов, расширения самостоятельности предприятий усиливается необходимость государственного правого регулирования взаимоотношений разработчиков, изготовителей, потребителей, органов государственного и регионального управления в вопросах обеспечения необходимой номенклатуры и качества продукции, работ и услуг и, в первую очередь, их безопасности для человека и окружающей среды.

В сегодняшних условиях и государственные предприятия, и новые хозяйственные структуры гораздо быстрее наращивают права и экономическую самостоятельность, чем осознают свою ответственность и обязанности перед государством и гражданами в обеспечении качества продукции и ее безопасности.

Преодолеть эти негативные тенденции без поддержки деятельности органов государственного управления, ведающих этими вопросами, без принятия законодательных актов высшего уровня - законов Российской Федерации - было бы весьма затруднительно.

Возникновение сертификации связано с предоставлением потребителю гарантий по соответствию покупаемых им товаров требованиям конкретных стандартов. С развитием сертификации стало очевидным ее положительное влияние на торговые связи между государствами: сроки получения разрешения на ввоз значительно сокращались для сертифицированного товара; не требовалось повторных испытаний в принимающей стране, если она признавала сертификат поставщика.

Однако по мере увеличения количества национальных систем сертификации все более отчетливо обозначились их различия. Эти различия связаны как со стандартами, на соответствие которым производятся сертификационные испытания, так и с законами, на основании которых введена сертификация, а также с правилами процедуры сертификации и пр. В этой связи определилась совсем другая роль сертификации в международной торговле - как технического барьера.

Целями данной работы являются:

·Рассмотрение структуры сертификации продукции;

·Раскрыть понятие и определить назначение сертификации продукта;

·Изучить - формы сертификации продукции;

Задачи:

·Установить четкое определение сертификации;

·Рассмотреть и выявить этапы и принципы проведения сертификации продукции;

·Рассмотреть понятие сертификации - как основы контроля качества продукции; а также порядок, правила и способы (схемы) проведения сертификации;

·Изучить органы по сертификации системы качества и производства.

1. Основные термины и понятия

.1 Метрология

стандартизация сертификация декларация

Метрология - это наука, охватывающая круг проблем, связанных с измерениями. Дословно «метрология» означает «учение о мерах».

Жизнь человека в окружающем мире постоянно связана с измерениями протекающих в нем процессов и явлений. Измерения служат одним из способов познания мира и поэтому играют исключительно важную роль. В любой отрасли деятельности - промышленности, сельском хозяйстве, науке, медицине, торговле получение и использование измерительной информации является неотъемлемой частью трудового процесса.

Ценность измерительной информации зависит от единства и точности измерений. Под единством измерений понимают такое состояние, при котором результаты измерений выражены в узаконенных единицах, а погрешности известны с заданной вероятностью. Единство измерений позволяет сопоставить их результаты независимо от того, где, когда, кем выполнены измерения, с помощью каких методов и технических средств. Точность измерений - это степень близости их результатов к истинному значению измеряемой величины. Чем меньше разность между результатом и измеряемой величиной, тем выше точность.

Измерения физических величин является предметом науки метрологии. Метрология - наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и требуемой точности. Современная метрология включает три составляющие: законодательную, фундаментальную (научную) и практическую (прикладную) метрологию.

Метрология как наука и область практической деятельности возникла в средние века. Однако истоки ее зародились еще в глубокой древности, когда человек стал испытывать потребность в измерениях. Сначала они сводились к простому счету. Расстояние измерялось в шагах, выстрелах лука, днях пути. Время исчислялось сутками, фазами луны и времени года. Количество предметов-штуками, дюжинами, пачками, тюками.

С возникновением товарного обмена и производства появилась потребность в мерах - единицах измерений. Вначале такими мерами были зерна злаков (гран), горошина (карат), длина пальца руки (дюйм), ступня ноги (фут). Со временем единицы измерений становились точнее и разнообразнее, устанавливались определенные соотношения между ними, постепенно у разных народов и государств стали складываться свои национальные системы единиц. Основой системы мер в древнерусской практике послужили древнеегипетские единицы измерений, а они, в свою очередь, были заимствованы в Древней Греции и Риме. Каждая система мер отличалась своими особенностями, связанными с эпохой, национальным менталитетом. На Руси основными единицами длины были пядь и локоть, причем пядь служила основной древнерусской мерой длины и означала расстояние между концами большого и указательного пальца взрослого человека. Позднее, когда появилась другая единица - аршин - пядь (1/4 аршина) постепенно вышла из употребления. Мера «локоть» пришла из Вавилона и означала расстояние от сгиба локтя до конца среднего пальца руки. Древнее происхождение имеют и «естественные» меры. Первыми из них стали меры времени. На основе астрономических наблюдений древние вавилоняне установили год, месяц, час. Впоследствии 1/86400 часть среднего периода обращения Земли вокруг своей оси получила название секунды. Несмотря на то, что еще не существовала метрологическая служба, имеются сведения о применении образцовых мер и хранении их в церквях и монастырях, а также о ежегодных поверках средств измерений. Так, «золотой пояс» великого князя Святослава Ярославича (1070-е гг.) служил образцовой мерой длины, а в уставе Новгородского князя Всеволода (1136 г.) предписывалось «торговые весы и мерила блюсти без пакости, всякий взвешивать…». Нарушитель мог быть наказан вплоть до предания смертной казни. Важнейшим метрологическим документом является Двинская грамота Ивана Грозного (1550 г.) В ней регламентированы правила хранения и передачи размера новой меры сыпучих веществ - осьмины. Ее медные экземпляры рассылались на хранение старостам. С этих мер надлежало сделать клейменные деревянные копии для городских помещиков, а с тех, в свою очередь, деревянные копии для использования в обиходе. Образцовые меры хранились в приказах Московского государства. Таким образом, можно говорить о начале создания при Иване Грозном государственной системы обеспечения единства измерений и государственной метрологической службы. Развитие торговли и расширение внешних экономических связей требовало не только уточнения мер, но и установления их соотношения с «заморскими», а также унификации мер и более четкой организации контрольно-поверочной деятельности.

Для практического измерения единицы величины применяются технические средства, которые имеют нормативные погрешности и называются средствами измерений. К средствам измерений относятся: меры, измерительные преобразователи, измерительные приборы, измерительные установки и системы, измерительные принадлежности.

Мерой называют средство измерения, предназначенное для воспроизведения физических величин заданного размера. К данному виду средств измерений относятся гири, концевые меры длины. На практике используют однозначные и многозначные меры, а также наборы и магазины мер. Однозначные меры воспроизводят величину только одного размера (гиря). Многозначные меры воспроизводят несколько размеров физической величины, например, миллиметровая линейка, дает возможность выразить длину предмета в сантиметрах и миллиметрах.

Наборы и магазины мер представляют собой сочетание однозначных или многозначных мер для получения возможности воспроизведения промежуточной или суммарных значений величины. Набор мер представляет собой комплекс однородных мер разного размера, что дает возможность применять их в нужных сочетаниях (например, набор лабораторных гирь). Магазин мер - сочетания мер, объединенных конструктивно в одно механическое целое и имеющих приспособления для их соединения в различных комбинациях (например, магазины электрических сопротивлений).

К однозначным мерам относятся стандартные образцы и стандартные вещества. Стандартный образец - это должным образом оформленная проба вещества (материала), которая подвергается метрологической аттестации с целью установления количественного значения определенной характеристики. К подобным образцам относятся, например, наборы минералов с конкретными значениями твердости для определения этого параметра у различных минералов. Для пользования мерами следует учитывать номинальное и действительное значение мер, а также погрешность меры и ее разряд. Номинальным называют значение меры, указанное на ней. Действительное значение меры должно быть указано в специальном свидетельстве как результат высокоточного измерения с использованием специального эталона. Разность между номинальным и действительным значениями называется погрешностью меры. Величина, противоположная по знаку погрешности, представляет собой поправку к указанному на мере номинальному значению. Так как при аттестации (поверке) также могут быть погрешности, меры подразделяют на разряды (первого, второго и т.д.) и называют разрядными эталонами (образцовые измерительные средства), которые используют для поверки измерительных средств.

Величина погрешности меры служит основой для подразделения меры на классы. Измерительный преобразователь - это средство измерений, которое служит для преобразования сигнала измерительной информации в форму, удобную для обработки и хранения, а также передачи в показывающее устройство. Например, преобразователь необходим для передачи информации в память компьютера, для усиления напряжения. Преобразуемую величину называют входной, а результат преобразования - выходной величиной. Основной метрологической характеристикой измерительного преобразователя считается соотношение между входной и выходной величинами,

Измерительные приборы - это средства измерений, которые позволяют получать измерительную информацию в форме, удобной для восприятия пользователем. Различают измерительные приборы прямого действия и приборы сравнения.

Приборы прямого действия отражают измеряемую величину на показательном устройстве, имеющем соответствующую градуировку в единицах этой величины, например, амперметры, вольтметры, термометры.

Приборы сравнения предназначаются для сравнения измеряемых величин с величинами, значения которых известны (например, приборы для измерения яркости излучения, давления сжатого воздуха).

Измерительные установки и системы - это совокупность средств измерений, объединенных по функциональному признаку со вспомогательными устройствами, для измерения одной или нескольких физических величин объекта измерений. Обычно такие системы автоматизированы и обеспечивают ввод информации в систему, автоматизацию самого процесса измерений, обработку и отражение результатов измерений для восприятия их пользователем. Такие установки (системы) используют для контроля, например, производственных процессов.

Измерительные принадлежности - это вспомогательные средства измерения величин. Они необходимы для вычисления поправок к результатам измерений, если требуется высокая степень точности. Например, термометр может быть вспомогательным средством, если показания прибора достоверны при строго регламентированной температуре; психрометр - если строго оговаривается влажность окружающей среды.

По метрологическому назначению средства измерений делят на два вида - рабочие средства измерений и эталоны. Рабочие средства измерений применяют для определения параметров.

Эталон - это высокоточная мера предназначенная для воспроизведения, хранения единиц величин с целью передачи ее размера другим средствам измерений. От эталона единица величины передается разрядным эталоном, а от них рабочим средствам измерений. Эталоны классифицируются на первичные, вторичные и рабочие.

Первичный эталон - это эталон, воспроизводящий единицу физической величины с наивысшей точностью, возможной в данной области измерений на современном уровне научно-технических достижений. Первичный эталон может быть национальным (государственным) и международным. Национальный эталон утверждается в качестве исходного средства измерений для страны национальным органом по метрологии. Международные эталоны хранит и поддерживает Международное бюро мер и весов (МБМВ). Важнейшая задача деятельности МБМВ состоит в систематических международных сличениях национальных эталонов крупнейших метрологических лабораторий разных стран с международными эталонами, а также между собой, что необходимо для обеспечения достоверности, точности и единства измерений как одного из условий международных экономических связей. Сличению подлежат как эталоны основных величин системы СИ, так и производных. Установлены определенные периоды сличения, например, эталоны метра и килограмма сличают каждые 25 лет, а электрические и световые - один раз в три года.

Первичному эталону соподчинены вторичные и рабочие эталоны, размер воспроизводимой единицы вторичным эталоном сличается с государственным эталоном. Вторичные эталоны (эталоны - копии) могут утверждаться либо Госстандартом страны, либо государственными научными метрологическими центрами. Рабочие эталоны воспринимают размер единицы от вторичных эталонов и, в свою очередь, служат для передачи размера менее точному рабочему эталону и рабочим средствам измерений.

Под классом точности средств измерений понимают их обобщённые характеристики, определяемые пределами допускаемых основной и дополнительной погрешности, а также другими свойствами средств измерений, влияющими на их точность, значения которых устанавливаются в стандартах на отдельные виды средств измерений. Средствам измерений с двумя или более диапазонами измерений одной и той же физической величины допускается присваивать два или более класса точности. Например, электроизмерительному прибору, предназначенному для измерения силы постоянного тока в диапазонах 0-10; 0-20; 0-50 А, могут быть для отдельных диапазонов присвоены различные классы точности.

Средствам измерений, предназначенным для измерений двух или более физических величин, допускается присваивать различные классы точности для каждой измеряемой величины. Например, электроизмерительному прибору, предназначенному для измерений электрического напряжения и сопротивления, могут быть присвоены два класса точности: один как вольтметру, другой - как омметру.

Средства измерений должны удовлетворять требованиям к метрологическим характеристикам, установленным для присвоения класса точности как при выпуске их из производства, так и в ходе эксплуатации.

измерения параметров технологических процессов.

Качество измерений - это совокупность свойств состояния измерений, обуславливающих получение результатов измерений с требуемыми точностными характеристиками, в необходимом виде и в установленный срок.

К основным свойствам состояния измерений относятся:

точность результатов измерений;

сходимость результатов измерений;

воспроизводимость результатов измерений;

быстрота получения результатов;

единство измерений.

Решение задачи обеспечения качества измерений достигается путем создания государственных эталонов, «привязки» к ним производственных измерений и установления различных метрологических правил и норм к измерениям и средствам измерений. Если не соблюдается единство измерений, даже самые тонкие измерения проводимые с помощью правильно подобранных средств измерений не дадут необходимых результатов. Единство измерений - это состояние измерений, характеризующееся тем, что их результаты выражаются в узаконенных единицах, размеры которых в установленных пределах равны размерам единиц, воспроизводимых первичными эталонами, а погрешности результатов измерений известны и с заданной вероятностью не выходят за установленные пределы. Единство измерений основано на 4-х основных принципах:

результаты выражены в узаконенных единицах;

размер единиц, хранимых средствами измерений, равен размерам единиц воспроизводимых первичными эталонами;

погрешности результатов измерений известны;

погрешности измерений не выходят за установленные пределы.

Без выполнения этих условий невозможно добиться единства измерений. Наиболее важным условием обеспечения единства измерений является «привязка» измерений к государственным эталонам, что в соответствии со стандартами ИСО серии 9000 является обязательным в обеспечении качества продукции. Качество измерений характеризуется точностью, достоверностью, правильностью, сходимостью и воспроизводимостью измерений, а также размером допускаемых погрешностей.

Точность - это качество измерений, отражающее близость их результатов к истинному значению измеряемой величины. Высокая точность измерений соответствует малым погрешностям как систематическим, так и случайным.

1.2 Стандартизация и сертификация

Сертификация - деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Сертификация направлена на достижение следующих целей:

.создание условий для деятельности предприятия, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

.защита отечественного рынка и интересов потребителей от поступления зарубежной продукции низкого качества;

.содействие потребителям в компетентном выборе продукции;

.содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;

.защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

.контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

.подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями.

Сертификация считается основным достоверным способом доказательства соответствия продукции (процесса, услуги) заданным требованиям.

Процедуры, правила, испытания и другие действия, которые можно рассматривать как составляющие самого процесса (деятельности) сертификации, могут быть различными в зависимости от ряда факторов. Среди них - законодательство, касающееся стандартизации, качества и непосредственно сертификации; особенности объекта сертификации, что в свою очередь определяет выбор метода проведения испытаний, и т.д. Другими словами, доказательство соответствия производится по той или иной системе сертификации.



2. Сертификация продукции

Включает:

. Подачу заявки на сертификацию;

. Принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы сертификации;

. Отбор, идентификацию образцов и их испытания;

. Оценку производства (если это предусмотрено схемой сертификации);

. Анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия (далее - сертификат);

. Выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия;

. Осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если это предусмотрено схемой сертификации);

. Корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия;

. Информацию о результатах сертификации

Сертификация может носить обязательный и добровольный характер.

.1 Обязательная сертификация

Это система сертификации продукции, сертификация которых в соответствии с законодательством является обязательным требованием. Следовательно, обязательная сертификация применяется для подтверждения качества и безопасности как импортных так и отечественных товаров, а итоговым документом является обязательный сертификат соответствия

Обязательная сертификация осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия товара (процесса, услуги) требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов. Поскольку обязательные требования этих нормативных документов относятся к безопасности, охране здоровья людей и окружающей среды, то основным аспектом обязательной сертификации являются безопасность и экологичность.

В России обязательная сертификация введена Законом «О защите прав потребителя». Для осуществления обязательной сертификации создаются системы обязательной сертификации, цель их - доказательство соответствия продукции, подлежащей обязательной сертификации, требованиям технических регламентов, стандартов, которые в законодательном порядке обязательны к выполнению, либо обязательным требованиям стандартов. Номенклатура объектов обязательной сертификации устанавливается на государственном уровне управления.

Добровольная сертификация - это установленная система сертификации в системе ГОСТ Р, которая применяется для тех товаров, услуг или оборудования, сертификация которых не является обязательным требованием согласно законодательству РФ. Система добровольной сертификации регулируется законодательством наравне с остальными, действующими системами сертификации. Сертификация на добровольной основе обычно проводится по желанию производителя, продавца товаров или по требованию заказчика. Так например в настоящее время и крупные торговые сети при закупке той или иной продукции хотят видеть документальное подтверждение качества даже если в отношении того или иного товара не предусмотрена сертификация. В данном случае и проводится добровольная сертификация - оформляется добровольный сертификат соответствия и протокол испытаний. Не смотря на то, что сертификация проводится на добровольной основе, производитель или импортер уже может предоставить покупателю сертификат качества, оформленный в системе добровольной сертификации

Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации. Допускается проведение добровольной сертификации в системах обязательной сертификации органами по обязательной сертификации. Нормативный документ, на соответствие которому осуществляются испытания при добровольной сертификации, выбирается, как правило, заявителем. Заявителем может быть изготовитель, поставщик, продавец, потребитель продукции. Системы добровольной сертификации чаще всего объединяют изготовителей и потребителей продукции, заинтересованных в развитии торговли на основе долговременных партнерских отношений.

В отличие от обязательной сертификации, объекты которой и подтверждение их соответствия связаны с законодательством, добровольная сертификация касается видов продукции (процессов, услуг), не включенных в обязательную номенклатуру и определяемых заявителем (либо в договорных отношениях).

Правила и процедуры системы добровольной сертификации определяются органом по добровольной сертификации. Однако так же, как и в системах обязательной сертификации, они базируются на рекомендациях международных и региональных организаций в этой области.

Решение о добровольной сертификации обычно связано с проблемами конкурентоспособности товара, продвижением товаров на рынок (особенно зарубежный); предпочтениями покупателей, все больше ориентирующихся в своем выборе на сертифицированные изделия.

Как правило, развитие добровольной сертификации поддерживается государством.

.2 Порядок проведения сертификации продукции по заявлению - декларации

Для систем сертификации однородной продукции с учетом ее особенностей допускается разработка соответствующего порядка.

Порядок разъясняет, какие характеристики продукции проверяются, по каким критериям выбираются схемы сертификации, каким требованиям должны отвечать нормативные документы на сертифицируемую продукцию, в какой последовательности осуществляются соответствующие процедуры сертификации и в чем их сущность.

Организуют сертификацию федеральные органы, на которые возложена ответственность за обязательную сертификацию. Непосредственную работу по сертификации ведут аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории. В России действует около 680 органов по сертификации и около 1830 лабораторий.

Характеристики товара, которые проверяются при сертификации, выбираются с учетом следующих основных критериев:

они должны позволить идентифицировать продукцию (проверять принадлежность к группе классификатора, ее происхождение, принадлежность к определенной производственной партии и т.п.). Немаловажно при этом установить соответствие продукции приложенной технической документации;

отбираемые характеристики должны полно и достоверно подтвердить нормы безопасности, экологичности, установленные в нормативных документах на эту продукцию;

могут потребоваться и такие характеристики, которые отражают другие требования, подлежащие обязательной сертификации в соответствии с законодательными актами. Совокупность других проверяемых показателей определяется исходя из целей сертификации конкретной продукции.

При выборе схемы сертификации учитываются особенности производства, испытаний, поставки и применения конкретной продукции, требуемый уровень доказательности, необходимые затраты заявителя. Определяется схема обязательной сертификации. Схему добровольной сертификации выбирает заявитель и предлагает ее органу по сертификации.

Порядок проведения сертификации устанавливает последовательность действий, составляющих совокупную процедуру сертификации.

а) Подача заявки на сертификацию. Заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертификации, а при его отсутствии - в государственный орган управления. Орган по сертификации рассматривает заявку в установленный порядком сертификации однородной продукции срок (в среднем один месяц) и сообщает заявителю решение, которое в числе различных сведений, необходимых заявителю, указывает, какие органы и испытательные лаборатории может выбрать заявитель.

б) Отбор, идентификация образцов и их испытания. Образцы для испытаний отбирает, как правило, испытательная лаборатория или другая организация по ее поручению. В отдельных случаях этим занимается орган по сертификации. Образцы, прошедшие испытания, хранятся в течение срока, предусмотренного правилами системы сертификации конкретной продукции. Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации, их хранение соответствует сроку действия сертификата.

в) Оценка производства. В зависимости от выбранной схемы сертификации проводится анализ состояния производства, сертификация производства либо сертификация системы управления качеством. Метод оценки производства указывается в сертификате соответствия продукции.

г) Выдача сертификата соответствия. Протоколы испытаний, результаты оценки производства, другие документы о соответствии продукции, поступившие в орган по сертификации, подвергаются анализу для окончательного заключения о соответствии продукции заданным требованиям.

По результатам оценки составляется заключение эксперта. Это главный документ, на основании которого орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия. При положительном решении оформляется сертификат, в котором указаны основания для его выдачи и регистрационный номер, без которого сертификат недействителен.

Если заключение эксперта отрицательное, орган по сертификации выдает заявителю решение об отказе с указанием причин.

Сертификат на такие виды продукции, на которые распространяются особые требования в области безопасности (например, санитарные, ветеринарные и т.п.), выдается только при наличии гигиенического, ветеринарного, фитосанитарного и других специальных сертификатов, доказывающих их безвредность и другие специфические качества. Средства измерений до получения сертификата соответствия должны пройти государственный метрологический контроль и поверку. Эти положения относятся как к отечественной, так и импортируемой продукции.

Информация о том, что продукт сертифицирован, содержится в технической (техпаспорт, этикетка и пр.) и в товаросопроводительной документации.

д) Применение знака соответствия. Изготовитель получает право маркировки сертифицированной продукции, знаком соответствия, получив лицензию от органа по сертификации. Обычно в каждой системе принят свой знак.

е) Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится, если это предусмотрено схемой сертификации, в течение всего срока действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия (не реже одного раза в год). Форма контроля - периодические и внеплановые проверки с испытанием образцов для доказательства того, что производимая продукция продолжает соответствовать требованиям, подтвержденным сертификацией.

Степень сложности и строгости инспекционного контроля зависит от уровня потенциальной опасности продукции, стабильности производства, объема выпуска, наличия системы обеспечения качества и других факторов.

Внеплановые проверки назначаются органом по сертификации в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торговых организаций и контролирующих органов.

Результаты инспекционного контроля оформляются актом, который хранится в органе по сертификации. Этот орган имеет право по результатам контроля приостановить или отменить действие сертификата и лицензии на применение знака соответствия. Приостановление действия сертификата и знака возможно в таких ситуациях, когда изготовитель продукции, по согласованию с органом по сертификации, может принять корректирующие меры и снова представить образец продукции на подтверждение его соответствия, если это возможно без повторных испытаний. В противном случае действие сертификата и лицензии отменяется.

ж) Корректирующие мероприятия назначаются в случаях нарушения соответствия продукции установленным требованиям и правил применения знака соответствия.

Мероприятия назначает орган по сертификации, который приостанавливает действие сертификата и лицензии на использование знака соответствия, о чем информируются заинтересованные участники сертификации. Далее орган устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий и контролирует их проведение изготовителем. Изготовитель в такой ситуации обязан уведомить потребителей и все заинтересованные организации об опасности1 пользования продукцией. Если корректирующие мероприятия привели к положительным результатам, орган по сертификации обязует изготовителя применять другую маркировку изделия, о чем информируются участники сертификации. При невыполнении или неэффективности корректирующих мер сертификат и лицензия на знак соответствия аннулируются.

2.3 Этапы процесса сертификации продукции

Таблица 1 - Этапы процесса сертификации продукции

ЗаявительОрган по сертификацииИспытательная лаборатория (центр)1. Подача заявки2. Регистрация заявки, принятие решения, разработка договора, определение схемы сертификации, направление документов заявителю.3. Выбор испытательной лаборатории. Подписание договора, представление необходимой технической документации и образцов для испытаний.4. Отбор образцов для испытаний. 5. Аттестация производства (если предусмотрено схемой сертификации). 7. Принятие решения о выдаче сертификата и лицензии на право применения знака соответствия. 8. Оформление и регистрация сертификата и выдача сертификата и лицензии на право применения знака соответствия заявителю.4. Отбор образцов для испытаний. 6. Проведение испытаний и оформление протоколов.9. Маркировка продукции, тары, сопроводительной документации знаком соответствия.10. Осуществление контроля за сертифицированной продукцией (если предусмотрено схемой сертификации)

. Заявитель подает заявку в соответствующий орган по сертификации. Сведения о таком органе он может получить в территориальном органе Госстандарта или в Госстандарте.

. Орган по сертификации рассматривает заявку, принимает решение (рассматривается случай положительного решения), содержащее все основные условия сертификации, в том числе финансовые, перечень аккредитованных испытательных лабораторий, которые могут проводить испытания и перечень организаций, которые могут проводить сертификацию производства или системы качества. Сведения об этих организациях нужны, если схемы сертификации предусматривают сертификацию производства или системы качества. В табл. 1 соответствующая организация не отражена, это может быть в тех случаях, когда сертификацию производства или систему качества осуществляет орган по сертификации.

. Заявитель выбирает испытательную лабораторию и орган по сертификации производства или системы качества из предложенных органом по сертификации, оформляет договор о проведении сертификации с органом по сертификации, представляет необходимую техническую документацию и образцы.

. Орган по сертификации, испытательная организация или по ее поручению другая компетентная организация осуществляет отбор образцов для испытаний.

. Орган по сертификации производства или системы качества или комиссия органа по сертификации осуществляет анализ состояния производства, сертификацию производства или системы качества и представляет заключение в орган по сертификации.

. Испытательная лаборатория проводит испытания и представляет протоколы испытаний заявителю и в орган по сертификации.

. Орган по сертификации на основе анализа протоколов испытаний и заключения о состоянии производства, анализа других документов о соответствии продукции требованиям, установленным документом, на соответствие которому проверяется продукция, принимает решение о выдаче сертификата соответствия и лицензии на право применения знака соответствия. При отрицательных результатах оценки соответствия принимается решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин.

. Орган по сертификации оформляет сертификат соответствия, регистрирует его и передает заявителю вместе с лицензией на применение знака соответствия.

. Изготовитель продукции, подлежащей обязательной сертификации, маркирует продукцию знаком соответствия в соответствии с требованиями документа «Правила применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции».

. Орган по сертификации осуществляет контроль за сертифицированной продукцией в соответствии с выбранной при разработке схемы сертификации процедурой.

3. Центральная энергетическая таможня

В настоящее время таможенный контроль за перемещением через российскую границу энергоносителей - нефти, нефтепродуктов, природного газа и электроэнергии, в том числе при их перемещении трубопроводным транспортом и по линиям электропередач, осуществляются в Центральной энергетической таможне, включающей три отдела таможенного оформления и таможенного контроля и таможенный пост <Каспийский трубопроводный>.

Здесь оформляется около 30% всего экспорта нефти (в том числе 60% нефти, перемещаемой трубопроводным транспортом), почти 98% электроэнергии и 98% - природного газа. Кроме того, еще в 20 таможнях России оформляется экспорт нефти, в 26 - экспорт нефтепродуктов, в 6 - природного газа, в 10 - электроэнергии.

Внешнеторговый оборот энергоносителей, оформленных в ЦЭТ за первые пять месяцев года, составил 30,168 млрд. долларов США. За этот период времени было оформлено 236 тыс. т нефтепродуктов. Из них: 220 тыс. т - на экспорт в страны дальнего зарубежья, 15,9 тыс. т - без взимания вывозных пошлин в страны Таможенного союза (Белоруссию и Казахстан).

Сырой нефти в режиме экспорта оформлено 32,17 млн. тонн, в том числе - 24,28 млн. т на экспорт в страны дальнего зарубежья, 7,88 млн. т - в страны Таможенного союза: 6,46 млн. т - в Белоруссию, 1,42 млн. т - в Казахстан.

В соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита было оформлено 8 млн. т иностранной нефти.

За 5 месяцев 2010 года в ЦЭТ оформлено 14,9 млрд. кВт. ч электроэнергии (более 96% от общего количества ее экспорта из России), что на 14% меньше, чем в такой же период времени 2011 года, т.к. сократились поставки в Республику Беларусь, Грузию, Казахстан, Китай, Монголию, Финляндию. Однако объемы поставок в Азербайджан, Латвию, Литву, Молдову, Норвегию, Украину возросли.

С января по июнь 2010 года в ЦЭТ оформлено 113,3 млрд. куб. м природного газа, в том числе: на экспорт - 88,3 млрд. куб. м газа, транзитом - 23,7 млрд. куб. м газа, в режиме временного вывоза - 1,004 млрд. куб. м газа, в режиме реимпорта - 321 млн. куб. м. газа.

По сравнению с аналогичным периодом 2010 года объем природного газа, поставленный в страны Дальнего зарубежья, увеличился на 7,5%; объем газа, поставленный в страны СИГ (кроме Белоруссии и Казахстана) снизился на 35,4%, объем газа, поставленный в Белоруссию и Казахстан увеличился на 4,1%.

В деятельность ЦЭТ внедрено и успешно эксплуатируется электронное декларирование товаров, используются комплексные автоматизированные средства таможенного оформления и учета денежных средств <АИСТ-М> и ИРС <Доход>.


Сведения об использовании выделяемых бюджетных средств ЦЭТ и подчиненным таможеннымпостам (со статусом юридического лица) на 01.07.2011таможенные органы% использования выделяемых бюджетных средствЦентральная энергетическая таможня39,18Кавказский ЭТП46,04Калининградский ЭТП40,51Дальневосточный ЭТП46,04Северо - Западный ЭТП46,66Южный ЭТП47,21Северный ЭТП41,32ЦЭТсвод41,43

3.1 Положение о Центральной энергетической таможне

(с изменениями от 3 июля 2009 г., 14 января, 13 ноября 2010 г.)

. Общие положения

. Центральная энергетическая таможня (далее - таможня) является специализированным таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможни в пределах компетенции, определенной настоящим положением.

Компетенция таможни ограничивается правомочиями по совершению таможенных операций и осуществлению таможенного контроля энергоносителей (сырая нефть, газовый конденсат, природный газ, уголь каменный, лигнит (бурый уголь), торф, кокс, горючие сланцы, электроэнергия) и продуктов их переработки (далее - товары), транспортных средств, используемых в целях их перемещения через таможенную границу Российской Федерации, а также прибытия и убытия буксиров, используемых для поисковых, спасательных и буксирных операций (далее - транспортные средства).

. Регионом деятельности таможни является Российская Федерация.

. Таможня в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Банка России, иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, а также настоящим положением.

. Таможня осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, а также с физическими и юридическими лицами.

. Таможня осуществляет руководство деятельностью подчиненных таможенных постов (далее - таможенные посты) и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.. Полномочия

. Таможня осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

) производство таможенного оформления товаров и транспортных средств;

) обеспечение правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей и соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, на основе показателей согласно порядку и формам, определяемым ФТС России, анализ и контроль такой деятельности таможенных постов;

) взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, принятие мер по их принудительному взысканию;

) организация, координация и контроль правильности исчисления и взимания таможенных платежей, их учета согласно установленному порядку;

) учет задолженности по уплате таможенных платежей, выявленных недоимок и задолженности по пеням по таможенным платежам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, обеспечение взыскания указанных задолженностей, пеней, штрафов и принятие иных мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

) возврат (зачет) излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных платежей, остатков неизрасходованных авансовых платежей, денежного залога в соответствии с законодательством Российской Федерации;

) контроль предоставления отсрочки и рассрочки по уплате таможенных платежей;

) принятие обеспечения уплаты таможенных платежей, определение его размера и способа либо освобождения от обеспечения уплаты таможенных платежей согласно установленному порядку;

) контроль соблюдения таможенными постами законодательства Российской Федерации при осуществлении таможенных процедур;

) координация и контроль деятельности таможенных органов по вопросам таможенного оформления и таможенного контроля энергоносителей, исчисления и уплаты таможенных платежей;

) проведение таможенного контроля в формах, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, организация и координация проведения таможенного контроля таможенными постами;

) контроль за фактическим вывозом и подтверждением фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации;

) контроль деятельности декларантов и лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела в регионе деятельности таможни, сбор, обобщение и анализ сведений о деятельности этих лиц в части, имеющей отношение к таможенному делу;

) создание и ликвидация зон таможенного контроля, обеспечение соблюдения режима зоны таможенного контроля;

) контроль таможенной стоимости товаров и транспортных средств в соответствии с установленным порядком;

) принятие решений о классификации товаров и транспортных средств в соответствии с ТН ВЭД ТС, об их таможенной стоимости и о стране происхождения;

) принятие, прекращение действия, изменение, отзыв предварительных решений, в том числе принятых таможенными постами, в соответствии с порядком, определяемым Таможенным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами ФТС России;

) осуществление в пределах компетенции таможенных органов валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, и контроль за исполнением внешнеторговых бартерных сделок, валютных операций, связанных с перемещением валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг, координация такой деятельности на таможенных постах;

) взаимодействие с агентами валютного контроля и территориальными учреждениями Банка России, обеспечение взаимодействия с ними таможенных постов;

) контроль за целевым использованием условно выпущенных товаров и транспортных средств, за соблюдением установленных ограничений и требований при условном выпуске товаров и транспортных средств;

) контроль за соблюдением условий лицензий на учреждение свободного склада, приостановление в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, их действия, направление в случае выявления нарушений в ФТС России предложений об отзыве либо аннулировании таких лицензий;

) включение лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела в реестры, выдачу соответствующих свидетельств, а также исключение лиц из реестров согласно порядку, установленному таможенным законодательством Российской Федерации;

) производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

) дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

) оперативно-розыскная деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

) содействие в соответствии с законодательством Российской Федерации борьбе с терроризмом;

) оперативно-аналитический учет преступлений и административных правонарушений;

) обращение к исполнению постановлений таможни о наложении взысканий за административные правонарушения самостоятельно либо через органы и организации, уполномоченные на то законодательством Российской Федерации, организация такой деятельности на таможенных постах, в том числе их участия в исполнительном производстве в качестве взыскателя при исполнении указанных постановлений;

) ведение работы по обращению в федеральную собственность товаров и транспортных средств, организация и осуществление распоряжения товарами, обращенными в федеральную собственность, а также товарами и транспортными средствами, срок временного хранения которых или срок хранения которых на таможенном складе истек, товарами и транспортными средствами, являющимися вещественными доказательствами по делам об административных правонарушениях, контроль за хранением упомянутых товаров и транспортных средств, их учет, а также учет поступления денежных средств, полученных от их реализации, в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации;

) использование и защита сведений, представленных таможенным органам исключительно для таможенных целей и составляющих коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну и другую конфиденциальную информацию в своих подразделениях и на таможенных постах;

) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, создание условий, обеспечивающих защиту указанных сведений, контроль эффективности защиты сведений, составляющих государственную тайну, на таможенных постах в соответствии с законодательством Российской Федерации;

) принятие мер в соответствии с законодательством Российской Федерации по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей в случае изменения полномочий, ликвидации таможни или прекращения работ с использованием указанных сведений;

) реализация предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по ограничению прав граждан и предоставлению социальных гарантий лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;

) реализация системы мер по профилактике преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов, организация такой работы на таможенных постах;

) профилактика правонарушений среди должностных лиц таможни и таможенных постов, организация проведения таможенными постами такой деятельности;

) сбор, обработка и передача в ФТС России информации об оперативной обстановке в таможне и на таможенных постах, а также о чрезвычайных происшествиях и конфликтных ситуациях;

) выполнение в пределах своей компетенции работы по обеспечению функционирования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов и ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети таможенных органов, информационной безопасности, по оснащению соответствующих подразделений в таможне и на таможенных постах техническими средствами таможенного контроля и техническими средствами охраны таможенных органов;

) обеспечение в таможне эффективного использования, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта вычислительной техники, технических средств таможенного контроля, технических средств охраны и иных технических средств, организация и контроль такой работы на таможенных постах;

) организация эксплуатации радиационных источников (установок, в которых содержатся радиоактивные вещества) в таможне и на таможенных постах в соответствии с лицензиями органов государственного регулирования безопасности, осуществляющих регулирование ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности, а также контроль радиационной безопасности в таможне и на таможенных постах;

) метрологическое обеспечение деятельности таможни и таможенных постов;

) обеспечение участия таможни и таможенных постов в работе по защите прав, имущественных и иных интересов таможенных органов в судебных органах при рассмотрении исковых споров, жалоб по делам, вытекающим из административно-правовых отношений;

) рассмотрение жалоб юридических и физических лиц и протестов прокуроров на решения, действия (бездействие) должностных лиц таможни, таможенных постов, обеспечение своевременного и полного рассмотрения жалоб и протестов таможенными постами;

) рассмотрение жалоб юридических и физических лиц и протестов прокуроров на постановления по делам об административных правонарушениях таможенных постов, а также на решения, принимаемые должностными лицами таможенных постов в ходе производства по таким делам, обеспечение своевременного и полного рассмотрения жалоб и протестов таможенными постами;

) информирование и консультирование заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, в соответствии с порядком, установленным Таможенным кодексом Российской Федерации;

) организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, принятие по ним решения и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок, а также обеспечение своевременного и полного рассмотрения указанных обращений таможенными постами;

) систематизированный учет поступающих в таможню законодательных и иных нормативных правовых актов, актов ненормативного характера, а также собственных правовых актов, поддерживание их в контрольном состоянии, доведение их до сведения таможенных постов;

) обобщение и анализ правоприменительной и судебной практики в регионе деятельности таможни, представление в ФТС России аналитических материалов и документов;

) осуществление с использованием автоматизированных информационных систем сбора и обработки сведений о перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации для формирования таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации, ведение в пределах своей компетенции федерального государственного статистического наблюдения, а также представление в ФТС России, в органы государственной власти Российской Федерации и иные органы, определенные законодательством Российской Федерации, статистических данных, ведение специальной таможенной статистики в соответствии с порядком, определяемым ФТС России, контроль достоверности статистических и отчетных данных;

) взаимодействие с другими таможенными органами, в том числе, по поручению ФТС России, с таможенными органами других государств;

) взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам таможенного дела;

. Таможня для выполнения возложенных полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

) представлять таможенные посты, а также ФТС России (по ее поручению) в государственных органах;

) быть истцом, ответчиком, третьим лицом в суде;

) издавать правовые акты распорядительного и организационного характера, осуществлять контроль за законностью правовых актов таможенных постов, принимать меры по отмене или изменению указанных актов в случае их несоответствия законодательству Российской Федерации;

) устанавливать таможенным постам контрольные показатели деятельности, в том числе взимания таможенных платежей;

) принимать в пределах своей компетенции решения о предоставлении льгот по уплате таможенных платежей;

) совершать таможенные операции вне мест нахождения таможенных органов и вне времени их работы по мотивированным запросам заинтересованных лиц согласно порядку, установленному Таможенным кодексом Российской Федерации;

) проводить проверки соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, запрашивать у них и получать документы и информацию, связанные с проведением валютных операций в случаях и согласно порядку, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

) отменять или изменять по жалобам лиц, протестам прокуроров, при осуществлении ведомственного контроля решения должностных лиц таможни, таможенных постов и их должностных лиц, а также принимать в отношении их неправомерных действий (бездействия) меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

) проводить согласно установленному порядку конкурсы и заключать государственные контракты по результатам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможенных органов;

) утверждать проектно-сметную документацию объектов строительства в соответствии с установленным порядком;

) привлекать согласно установленному порядку научные и иные организации, а также экспертов и специалистов;

) направлять в ФТС России:

а) предложения о совершенствовании таможенного оформления и таможенного контроля;

б) предложения об аннулировании квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению, исключении юридических лиц из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

в) предложения и соответствующие заявки о материально-техническом обеспечении таможни и таможенных постов;

г) предложения об изменении пределов региона деятельности таможенных постов и мест их нахождения, а также о создании, реорганизации и ликвидации таможенных постов;

д) предложения о развитии в регионе деятельности социальной базы таможни и таможенных постов;

е) проекты перспективных программ и планов капитальных вложений;

) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, входя

) применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

) запрашивать и требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, входящим в компетенцию таможни и таможенных постов;

) создавать рабочие группы и комиссии;

) проводить работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

) пользоваться иными правами, предусмотренными Таможенным кодексом Российской Федерации и другими актами законодательства Российской Федерации.. Организация деятельности

. Таможню возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФТС России.

Начальник таможни имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в соответствии с порядком, установленным ФТС России. Заместитель начальника таможни по правоохранительной деятельности назначается на должность и освобождается от должности заместителем руководителя ФТС России, курирующим оперативно-розыскную работу таможенных органов.

На период отсутствия начальника таможни временное исполнение его обязанностей возлагается на первого заместителя начальника таможни или на заместителя начальника таможни в соответствии с распределением обязанностей.

Начальник таможни несет персональную ответственность за осуществление возложенных на таможню полномочий, выполнение программ, планов и показателей деятельности таможни.

Начальники структурных подразделений таможни назначаются на должность и освобождаются от должности согласно порядку, установленному ФТС России.

Главный бухгалтер таможни назначается на должность и освобождается от должности руководителем ФТС России.

. Таможня создана приказом ГТК России от 11 мая 2000 г. №390 «О Центральной энергетической таможне» путем реорганизации Энергетической таможни.

Таможня реорганизуется и ликвидируется ФТС России.

Таможня осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством ФТС России.

Организацию, контроль и координацию деятельности таможни осуществляет ФТС России.

Структуру и штатную численность таможни утверждает ФТС России.

. Начальник таможни:

) руководит деятельностью таможни на основе принципа единоначалия;

) осуществляет общее руководство деятельностью таможенных постов и контроль за ней;

) распределяет обязанности между своими заместителями;

) издает на основании настоящего положения, нормативных и иных правовых актов ФТС России документы распорядительного характера по вопросам, отнесенным к компетенции таможни, и контроль за их исполнением;

) представляет таможню в государственных органах, общественных и иных организациях;

) обеспечивает направление в ФТС России согласно порядку, установленному ФТС России:

а) предложений о структуре, численности и фонде оплаты труда должностных лиц и работников таможни и таможенных постов;

б) проекта ежегодного плана и прогнозных показателей деятельности таможни, а также отчета об их исполнении;

в) соответствующих материалов при представлении должностных лиц таможни и таможенных постов к награждению государственными наградами Российской Федерации, ведомственными наградами, к присвоению им почетных званий Российской Федерации и другим поощрениям;

г) предложения о присвоении специальных званий подчиненным сотрудникам;

д) предложений о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц таможни, начальников и главных бухгалтеров таможенных постов;

) осуществляет полномочия начальника органа дознания в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

) отменяет или изменяет в порядке ведомственного контроля решения должностных лиц таможни, таможенных постов и их должностных лиц;

) утверждает штатное расписание таможни в пределах установленной ФТС России численности и фонда оплаты труда должностных лиц и работников таможни;

) назначает на должность и освобождает от должности должностных лиц, работников таможни и таможенных постов согласно порядку, установленному ФТС России;

) приводит к присяге сотрудников таможни;

) присваивает в пределах своей компетенции специальные звания сотрудникам таможни и таможенных постов и классные чины государственным гражданским служащим таможни и таможенных постов;

) применяет в пределах предоставленных полномочий в отношении должностных лиц и работников таможни и таможенных постов меры поощрения и дисциплинарного воздействия в соответствии с Дисциплинарным уставом таможенной службы Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе и трудовым законодательством Российской Федерации;

) обеспечивает создание необходимых условий труда для должностных лиц таможни, а также их правовую и социальную защищенность;

) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в таможне;

) утверждает положения о структурных подразделениях таможни на основе типовых положений, утвержденных приказами ФТС России;

) организовывает в таможне и на таможенных постах согласно установленному порядку оборот боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия и специальных средств;

) обеспечивает выполнение программ, планов (плановых заданий) и показателей деятельности таможни;

) принимает меры по обеспечению выполнения таможенными постами установленных для них планов (плановых заданий) и показателей деятельности;

) несет ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, и за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну;

) заключает от имени таможни сделки и выдает доверенности;

) осуществляет другие функции, пользуется другими правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

. Начальник таможни вправе согласно установленному порядку делегировать отдельные предоставленные ему полномочия подчиненным должностным лицам.

. Финансирование расходов на содержание таможни осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также средств иных источников, установленных законодательством Российской Федерации.

. Таможня является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.2 Вывоз энергоносителей в январе-мае 2010-2012 гг. в соответствии с таможенной процедурой «Экспорт» - код 10

Наименование товараНаправление экспортаОбъем, тыс. тоннСтоимость млн. $Средняя цена, долл. США/тОбъем, тыс. тоннСтоимость, млн. $Средняя цена, долл. США/тОбъем, тыс. тоннСтоимость, млн. $Средняя цена, долл. США/т2012 г.2011 г.2010 г.Нефть сыраяИТОГО95531,569053,8722,810044853423,2531,8101405,931733312,9ДЗ86926,865306,2751,38974249385,6550,384854,927278,7321,5СНГ (за исключением ТС)720,2526,3730,81824,7963,55284842,11520,3314ТС7884,53221,3408,68881,33074,2346,111708,92934250,6Газовый конденсат природныйИТОГО1331,91125,58451031,1627,2608,3702,4197,3280,9ДЗ1331,71125,4845,11031,1627,2608,3702197,1280,8ТС0,20,1450,7---0,50,2418,6Легкие дистилляты для специфических процессов переработкиИТОГО4503,53903,6866,83735,72445,7654,73050,1976320ДЗ4325,23783,4874,73511,22344,4667,72695,8888,1329,4СНГ (за исключением ТС)4,83,9809,14,92,6531,2121,237,1305,8ТС173,5116,3670,6219,698,7449,5233,150,8218Бензин автомобильныйИТОГО19251472,4764,91668,2977,55862430,7803330,4ДЗ1252,51091,5871,51019,3671,5658,81624578,9356,4СНГ (за исключением ТС)232,1148,3638,80,40,4854,921,99,7443,6ТС440,4232,6528,2648,4305,7471,4784,7214,4273,2Дизельное топливоИТОГО17170,214510,4845,118106,611012,1608,216153,96511,3403,1ДЗ15569,113393,2860,217084,310485613,714613,45986,3409,6СНГ (за исключением ТС)729,3609,5835,7358215,7602,6411,8175,7426,7ТС871,8507,7582,4664,4311,5468,81128,7349,3309,4МазутИТОГО25612,513929,8543,927460,812087,8440,2254325595,1220ДЗ25125,913678,6544,427121,811943,3440,424767,55467,4220,7СНГ (за исключением ТС)481,7249,4517,7331,9142,6429,7395,688,8224,6ТС4,81,7361,371,9266,1268,938,8144,4Газ природный, млн. куб. мИТОГО91030,327803,9305,473562,820205274,746196,313991,2302,9ДЗ5231518394,5351,650009,714887,3297,737943,912440,5327,9СНГ (за исключением ТС)25982,47065,927213809,63639,8263,61847,8368199,2ТС127332343,41849743,51677,9172,26404,61182,6184,7Электроэнергия, млн. кВт. ч.ИТОГО10188644,363,27696,9416,854,28060,1335,141,6ДЗ8110,3524,164,67292,439754,45831,5238,440,9СНГ (за исключением ТС)14,50,748,224,51,248,1183,57,340ТС2063,2119,557,9380,118,648,92045,189,343,7Уголь каменныйИТОГО41550,63820,99248373,63479,271,940846,93210,878,6ДЗ37371,53342,489,442855,83022,970,537972,42985,578,6СНГ (за исключением ТС)4079,3466,2114,35422,4449,9832786218,378,3ТС99,812,2122,695,56,366,488,4779,5ТорфИТОГО19993,12609,4130,529452,43098,6105,228660,42011,170,2ДЗ15427,31491,996,726156,42284,187,326113,41468,756,2СНГ (за исключением ТС)1216,7262215,3738,2158,2214,31047,9183,2174,8ТС3349,1855,4255,42557,8656,3256,61499,1359,3239,6Кокс и полукокс из каменного угляИТОГО976,4277510,7284,21275254245,5199,4752,6200173266ДЗ699,2199622285,5876,8173690198,1544,3169548,9311,5СНГ (за исключением ТС)20,45468,6268,177,718184,223491094,4121,6ТС256,872420282320,562371,4194,6199,329529,8148,2Бурый угольИТОГО187145,110175,854,4118041,15280,544,7233557,69601,441,1ДЗ1793939689,254118041,15280,544,7233502,7960141,1СНГ (за исключением ТС)7752,1486,662,8------ТС------54,90,47,5СланцыИТОГО------4382,95913,5ДЗ------4382,95913,5* Средняя цена рассчитана на основе статистической стоимости на вывоз энергоносителей в январе-мае 2010-2012 гг.

В январе-мае 2011 года было оформлено на вывоз из Российской Федерации 95531,5 тыс. т нефти сырой, что на 4,9% меньше аналогичных поставок в январе-мае 2011 года и на 5,8% меньше аналогичных поставок в январе-мае 2010 года.

Общий объем вывезенных бензинов автомобильных, дизельного топлива, легких дистиллятов и мазута в январе-мае 2012 года составил 49211,1 тыс. т и уменьшился по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 3,5%, а соответствующим периодом 2010 года увеличился на 4,6%.

Поставки электроэнергии из Российской Федерации в январе-мае 2012 года составили 10188 млн. кВтч и увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 32,4%, а соответствующим периодом 2010 года увеличились на 26,4%.

Общий внешнеторговый оборот России в январе-декабре 2012 г. по товарным позициям ТН ВЭД ТС 2709 (нефть) и 2710 (нефтепродукты) составил более 428,2 млн. тонн, при этом на экспорт оформлено 379,3 млн. тонн.

Общий внешнеторговый оборот нефти, включая газовый конденсат, составил 274,4 млн. тонн, в том числе экспортные поставки - 241,5 млн. тонн.

В январе-декабре 2012 г. нефть (включая газовый конденсат) экспортировалась с территории РФ в основном морским - 144,1 млн. тонн, и трубопроводным - 96,9 млн. тонн видами транспорта. Железнодорожным транспортом оформлено на вывоз около 0,40 млн. тонн.

Кроме этого, при экспорте нефти использовались иные виды транспорта: автомобильный (70 тыс. тонн); состав транспортных средств (57,7 тыс. тонн).

Общий внешнеторговый оборот нефтепродуктов составил 153,8 млн. тонн, из них 137,8 млн. тонн - на экспорт.

В январе-декабре 2012 г. нефтепродукты экспортировались с территории РФ в основном морским - 94,2 млн. тонн и железнодорожным - более 34,7 млн. тонн видами транспорта. Существенный объем оформлен на вывоз трубопроводным транспортом - 8,9 млн. тонн.

Кроме того, для экспорта нефтепродуктов использовались иные виды транспорта: автомобильный (86,9 тыс. тонн); воздушный (0,1 тыс. тонн); состав транспортных средств (23,2 тыс. тонн).

При этом доля перечислений Центральной энергетической таможни составила 60% от общей суммы перечислений ФТС России.

3.3 Роль Центральной энергетической таможни при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи через таможенную границу РФ

Правовой регламентации отношений, связанных с перемещением товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, в последнее время придается особое значение. Россия еще не вышла на тот уровень экономического развития, который позволил бы отказаться от столь существенной части доходов федерального бюджета, которая формируется в основном за счет экспорта энергоносителей. Не случайно прогнозируемая цена на нефть на мировом рынке выступает фактически основным параметром, влияющим как на экономическое развитие страны, так и на решение социальных задач в целом. В условиях становления нового таможенного законодательства требуется качественно иной подход в регулировании отношений, связанных с перемещением товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи. Поэтому в новом ТК РФ предусмотрена глава, в которой комплексно решены все вопросы по перемещению через таможенную границу энергоресурсов с учетом их специфики. Основная цель главы Таможенного кодекса, посвященной перемещению товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, - создание благоприятных условий для отечественных нефтяных компаний с тем, чтобы таможенные формальности, связанные с процессом перемещения товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи через таможенную границу, не были бы неоправданно обременительны.

Трубопроводный транспорт и линии электропередачи - это неотъемлемые технологические звенья, непосредственно участвующие в процессе перемещения энергоносителей через таможенную границу Российской Федерации. Во многом от технического оснащения данных сооружений зависят темпы и объемы перемещения энергетических товаров за рубеж, что прямо пропорционально доходам бюджета страны. Помимо технической стороны процесса перемещения энергоносителей, значительную роль несомненно играет таможенное законодательство в этой области. Чем более оно адаптировано к текущему состоянию мирового рынка ресурсов, тем большую отдачу можно получить в виде возросших объемов таможенных отчислений в госбюджет.

Актуальность темы исследования прослеживается в вышесказанном, и заключается в том, что основной статьей дохода и пополнения бюджета России являются поставки сырья и электроэнергии за рубеж. Здесь ключевым звеном является трубопроводный транспорт и линии электропередачи, пролегающие на многие сотни километров по территории Российской Федерации и идущие за рубеж к странам-потребителям.

Таким образом, мы можем сформулировать цель поставленного исследования в следующем виде: разобраться в особенностях перемещения энергоносителей через таможенную границу. Соответственно, исходя из плана нашей работы, можно выделить задачи исследования, решение которых необходимо для достижения его цели:

. разобраться в сущности данного вида транспорта;

. изучить порядок перемещения энергоносителей;

. дать анализ деятельности Центральной энергетической таможни;

. обозначить основных энергетических партнеров России за рубежом.

При написании данной работы использовались нормативные акты ФТС РФ, статьи из журналов, посвященных таможенному делу, официальная статистическая информация, опубликованная в этих журналах.

Объектом нашего исследования является процесс перемещения энергетических товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

Предметом исследования являются отношения, возникающие в связи с перемещением указанных товаров через таможенную границу Российской Федерации.

3.4 Декларирование товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи

При перемещении товаров через таможенную границу трубопроводным транспортом допускается их периодическое временное декларирование.

Периодическое временное декларирование производится путем подачи временной таможенной декларации. Допускается подача одной временной таможенной декларации на товары в соответствие с условиями одного таможенного режима в счет исполнения обязательств по нескольким внешнеторговым договорам (в том числе по разным условиям поставки, ценообразования и оплаты).

Временная таможенная декларация представляется декларантом на период времени, не превышающий одного квартала, а на природный газ - одного календарного года, не позднее 20-го числа месяца, предшествующего этому периоду.

Декларант обязан подать одну или несколько надлежащим образом заполненных полных таможенных деклараций на товары, ввезенные или вывезенные за каждый календарный месяц поставки товаров (не позднее 20-го числа месяца, следующего за календарным месяцем поставки товаров).

Ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с этой территории товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, допускаются без предварительного разрешения таможенного органа при условии последующего декларирования и уплаты таможенных платежей.

Таможенные процедуры временного хранения и внутреннего таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, не применяются. Также не применяется идентификация.

Таможенное оформление и контроль товаров осуществляется специализированными таможенными органами (энергетической таможней и таможенными постами).

Декларирование перемещаемой через таможенную границу электрической энергии производится путем подачи таможенной декларации не позднее 20-го числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем фактической поставки товаров. По мотивированному обращению декларанта таможенный орган продлевает срок подачи таможенной декларации, но не более чем на пять дней.

Статья 311 определяет порядок декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу трубопроводным транспортом. Как уже было ранее отмечено, специфика правоотношений по перемещению товаров трубопроводным транспортом заключается не только в особенностях транспортировки, она также обусловлена и особенностями декларирования товаров. Общий принцип таможенного регулирования следующий: перемещение товаров через таможенную границу юридически оформляется одной таможенной декларацией в соответствии с заявленным таможенным режимом, в которой отражены все сведения о товарах, ввозимых на таможенную территорию или вывозимых с этой территории. Однако особенности товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, не позволяют произвести таможенное оформление по одной таможенной декларации. Эти особенности выражаются прежде всего в специфике самого товара, поскольку его цена по условиям внешнеэкономических следок (в частности, различных дополнений к контрактам) определяется биржевым котировальным периодом, и на момент обращения в таможенный орган товар имеет только стоимость, определяемую на внутреннем рынке /6/.

По какой цене он будет реализован на внешнем рынке, на момент подачи таможенной декларации не известно. И поэтому обойтись одной таможенной декларацией в рассматриваемой ситуации невозможно. В этой связи для целей таможенного оформления товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, применяется периодическое временное декларирование, предусматривающее возможность вывоза (ввоза) товаров на основании ориентировочных сведений об их количестве, условной таможенной стоимости, определяемой исходя из количества товаров, планируемого к перемещению, или в соответствии с предусмотренным условиями контракта порядком определения цены этих товаров. Полная таможенная декларация подается после того, как станут известны все необходимые для таможенного оформления сведения, подтвержденные соответствующими документами (таможенная стоимость, фактурная стоимость и т.п.).

В новом ТК РФ предусмотрена возможность заявлять во временной таможенной декларации сведения, исходя из намерений ввоза (вывоза) ориентировочного количества товаров в течение определенного периода времени, не превышающего срока действия внешнеторгового договора. Кроме того, допускается подача одной временной декларации в счет исполнения обязательств по нескольким внешнеторговым договорам, в том числе по разным условиям поставки, ценообразования и оплаты. Это потребует разработки соответствующих технологий декларирования с дополнительным оформлением приложений к временной таможенной декларации по каждому контракту /8/.

Содержание указанной статьи следует рассматривать в контексте ст. 312 ТК РФ, устанавливающей порядок уплаты таможенных пошлин, налогов.

Предусмотренный данными статьями порядок действий в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории трубопроводным транспортом, предполагает подачу временной таможенной декларации на период времени, не превышающий одного календарного года - для природного газа, а для нефти и нефтепродуктов - одного квартала. Срок подачи временной таможенной декларации совпадает со сроком уплаты вывозных таможенных пошлин. Не позднее 20-го числа месяца, предшествующего периоду поставки, необходимо подать временную декларацию и заплатить не менее 50% причитающихся к уплате сумм таможенных пошлин за один календарный месяц поставки, исходя из ставок таможенных пошлин, действующих на 15-е число месяца поставки.

Следует отметить, что в настоящее время вывоз нефти за рубеж по системе трубопроводов осуществляется в строго определенных объемах по графику, утверждаемому межведомственной правительственной комиссией на один квартал. Каждый квартал разбивается на три месяца, и Минэнерго России утверждает ежемесячно 1/3 от графика, около 30% от объемов, определенных для экспорта нефти. Перевозчик осуществляет транспортировку нефти строго в соответствии с графиком.

В случаях, когда по графику транспортировка нефти запланирована после 20-го числа месяца, предшествующего периоду поставки, допускается подача дополнительной временной декларации в течение месяца поставки, при этом вывозные таможенные пошлины уплачиваются не позднее дня принятия такой декларации в полном объеме.

Полная таможенная декларация должна быть подана не позднее 20-го числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем поставки товаров (например, если временная таможенная декларация подана на один квартал, то «закрываться» она будет несколькими полными таможенными декларациями, и такая «нарезка» должна осуществляться по каждой поставке товара). На день подачи полной таможенной декларации необходимо уплатить оставшуюся часть суммы вывозных таможенных пошлин, налогов, исчисленных из уточненных сведений о вывезенных товарах. Для целей исчисления сумм вывозных таможенных пошлин применяются ставки, действующие на 15-е число месяца поставки. Если в силу объективных причин декларант не может подать полную таможенную декларацию (например, при накоплении танкерной партии), то по его просьбе таможенный орган продлевает срок подачи полной таможенной декларации, но не более чем до 90 дней. Продление сроков подачи полной таможенной декларации не продлевает сроков уплаты таможенных пошлин, т.е. оставшаяся часть суммы вывозных таможенных пошлин должна быть уплачена не позднее 20-го числа месяца, следующего за календарным месяцем поставки.

Статья 312 ТК устанавливает применение ставок таможенных пошлин, налогов и порядок их уплаты при перемещении товаров трубопроводным транспортом. В указанной статье изложены положения, регулирующие особенности применения ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию по системе трубопроводов. Как было ранее отмечено, при перемещении товаров трубопроводным транспортом применяется временное периодическое декларирование. При ввозе товаров временная таможенная декларация подается не позднее 20-го числа месяца, предшествующего периоду импортной поставки. При этом таможенные пошлины, налоги уплачиваются на день подачи временной таможенной декларации, исходя из сведений, указанных во временной таможенной декларации. Для расчета причитающихся сумм применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на 15-е число месяца, предшествующего месяцу поставки. Полная таможенная декларация подается не позднее 20-го числа месяца, следующего за календарным месяцем импортной поставки. Если суммы таможенных пошлин, налогов увеличиваются в результате уточнения сведений о товарах, ввезенных за каждый календарный месяц поставки, то производится доплата необходимых сумм на день подачи полной таможенной декларации без начисления пени. В случае излишней уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов производится их возврат в соответствии со ст. 355 ТК РФ.

По общему правилу идентификация товаров - это установление тождественности характеристик товара его существенным признакам. Что же касается сырьевых товаров, перемещаемых по системе трубопровода или по линиям электропередачи, то идентифицировать их по индивидуально определенному признаку невозможно. Так, например, казахская нефть и нефть, добываемая отечественными нефтяными компаниями, по своему составу имеют различное качество и иные специфические характеристики. При закачке в систему трубопровода для дальнейшей транспортировки за рубеж неизбежно происходит смешивание этих товаров, и на выходе образуется российская экспортная смесь марки URALS. Поэтому идентифицировать нефть, поступившую в трубопровод, невозможно. Электрическая энергия также не обладает какими-либо признаками, поэтому требования идентификации к ней применять невозможно. Однако неприменение требований по идентификации не исключает возможности осуществлять таможенный контроль в иных формах.

Перемещение российских товаров по системе трубопровода и по линиям электропередачи между двумя пунктами, расположенными на территории России, через территорию иностранного государства осуществляется по правилам, установленным для специального таможенного режима в отношении российских товаров, перемещаемых между таможенными органами через территорию иностранного государства. Данные правила должно определить Правительство.

Заключение

При всем богатстве научного, промышленного, хозяйственного потенциала нашей великой страны, национальным богатством являются ее природные ресурсы - огромные запасы углеводородов и гидроэнергетических ресурсов. В этом у России несравненное преимущество перед большинством стран мира. В условиях истощения полезных ископаемых в мире, их постоянного дефицита на мировом рынке, Российская Федерация не только обеспечивает свои потребности в энергоносителях, но и удовлетворяет растущие потребности других стран мира, которые являются потребителями российских энергетических товаров.

Постоянно растущий спрос на сырье и энергию, а также периодические резкие скачки цен на энергоносители являются положительными факторами для роста российской экономики, позволяющим накапливать значительные средства и формировать профицит бюджета.

Однако здесь есть и обратная сторона медали, которую надо учитывать при планировании развития экономики страны. В текущее время экономика Российской Федерации ориентирована главным образом на рост экспорта за счет увеличения объема и тарифов на поставки энергоносителей за рубеж. Львиная доля бюджета страны формируется на основе сырьевых поставок. Этот факт обуславливает то, что Россия уже давно начала превращаться в «сырьевой придаток» стран Запада и Северной Америки.

Данная тенденция отрицательно сказывается на росте других отраслей промышленности. Запад стал рассматривать Россию в основном как энергетического партнера, аналогичного странам Ближнего Востока - членам ОПЕК. То есть наша страна необходима им как стабильный поставщик энергоносителей, но не более. Как раз наличие колоссальных природных запасов и привлекает страны Запада к России, как к объекту захвата в перспективе. Все это чревато серьезными отрицательными последствиями для нашего государства.

Россия ни при каких обстоятельствах внешнеэкономической конъюнктуры на мировом рынке не должна становиться сырьевым придатком развитых стран Запада - Европы и Северной Америки. Страна с таким населением, огромнейшим ресурсным и промышленным потенциалом просто обязана значительно увеличить долю наукоемких отраслей, машиностроения, обрабатывающей промышленности в своем экспорте.

Конечно, с учетом складывающихся в мире отношений и налаживанием экономических связей, можно не пугаться опасений, что Россия становится сырьевым придатком Запада. Данный факт определяет сырьевую направленность российского экспорта.

Экономика постепенно развивается, так же, как и наукоемкие отрасли промышленности страны. Уже есть реальные цифры, подтверждающие эффективный результат внешнеэкономической деятельности России. Ежегодно растут объемы экспорта всех видов товаров, денежный оборот между странами увеличивается. Большая часть дохода бюджета приходится на продажу энергетических товаров за рубеж.

Здесь важной составляющей является трубопроводный транспорт и линии электропередачи, а сам процесс перемещения регулируется благодаря деятельности Центральной энергетической таможни. Сегодня можно констатировать, что с задачами, поставленными руководством ФТС России, коллектив Центральной энергетической таможни справился.

Тот факт, что таможня, чья численность составляет менее 0,6 процента от общей численности всей таможенной системы, дает 36 процентов таможенных платежей, перечисленных ФТС России в федеральный бюджет, а доля во взимании экспортных таможенных платежей составляет 63,5 процентов, говорит сама за себя. Поэтому сегодня можно с удовлетворением отметить, что ЦЭТ занимает достойное место в системе Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что трубопроводный транспорт и линии электропередачи служили, служат и будут служить одними из базовых элементов, на которые опирается экономика нашей страны, до тех пор, пока не иссякнут природные ресурсы и добывающий потенциал государства, а это случится не скоро.

Список использованных источников

1. Федеральный закон Российской Федерации от 27 ноября 2010. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Российская газета. - Федеральный выпуск №5348 29 ноября 2010 г.

. Таможенный Кодекс Таможенного Союза от 16.04.2010.

. Решение КТС от 20 мая 2010 г. №257 в ред. от 26 апреля 2012. №39 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций»».;

. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза: Е.Г. Моисеев - Санкт-Петербург, Проспект, 2011. - 464 с

. Андриашин Х., Свинухов В., Балакин. Таможенное право. - М.: 2010. - 512 с.

. Бекяшев К.А. Таможенное право. Учебник. М.: 2011. - 445 с.

. Берков Е.А., Галанжи Е.Ф. «Учебное пособие в помощь слушателям, изучающим таможенное дело». - М.: 2012. - 436 с.

. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. Учебник для вузов. - М.: НОРМА-ИНФРА. - 2010. - 325 с.

. Драганов В.Г. Основы таможенного дела: Учебник: Российская таможенная академия при ФТС РФ. М.: 2011. - 327 с.

. Завражных М.Л. Таможенное право. М.: 2010. - 432 с

. Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. - М.: 2011. - 321 с.

. Кондаурова А. Таможенное декларирование товаров: практические аспекты. / А. Кондаурова // Таможенный вестник. - 2011. - №2. - С. 36-39.

. Лебедева Е.С. Учебник по таможенному праву. М.: 2012. - 452

. Макрусев В.В. Основы системного анализа и управления в таможенном деле: Учебник. - М.: РИО РТА, 2010. -372 с.

. Развитие таможенного дела в России / Научн. редактор П.В. Дробенко. М.: РИО РТА, 2011. - с. 349.

. Салминин Е.О. Таможенное право. Учебник для вузов. М.: 2011. - 325 с.

. Таможенный кодекс таможенного союза: с обзором изменений таможенного законодательства / автор обзора Ю.Н. Кудрявец. - Минск: Амалфея, 2010. - 376 с.

. Толкушкин А.В. Таможенное дело. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2012. 436 с.

. Халипов С.В. Таможенное право России. М.: 2011. - 328 с.

. Храбсков В.Г. Таможня и закон. - М.: Юрид. лит. 2010. - 228 с.

. Шапошников Н.Н. Таможенная политика России. - М.: 2012. - 451 с.

Похожие работы на - Порядок проведения сертификации продукции по заявлению-декларации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!