Анализ деятельности МУП 'Жилищно-эксплуатационное управление' г. Мирный

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    78,57 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ деятельности МУП 'Жилищно-эксплуатационное управление' г. Мирный

Содержание

Введение

. Краткая экономико-правовая характеристика деятельности МУП «Жилищно-эксплуатационное управление»

. Анализ финансово-хозяйственной деятельности МУП «Жилищно-эксплуатационное управление»

. Анализ структуры, динамики поступления и расходования финансовых ресурсов МУП «Жилищно-эксплуатационное управление»

. Мероприятия по повышению эффективности формирования и распределения финансовых ресурсов МУП «Жилищно-эксплуатационное управление»

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В современных условиях рыночной экономики дипломированный экономист должен быть хорошо подготовлен к профессиональному обслуживанию предпринимательства, к самостоятельной работе на должностях, требующих аналитического подхода в нестандартных ситуациях. Это требование к реализации знаний и умений в практической профессиональной деятельности в соответствии с Государственным стандартом высшего образования тесно связано с организацией самостоятельного научного исследования студентов, важнейшей частью которого является преддипломная практика, результаты которой отражаются в отчете.

Объектом исследования данной работы является МУП «Жилищно-эксплуатационное управление» г. Мирный.

В качестве предмета исследования выступают экономические, правовые и организационно-управленческие отношения, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов, а также функционирование и развитие данного унитарного предприятия.

Исходя из всего выше сказанного, цель работы - закрепление теоретических знаний и приобретение более глубоких практических навыков, опыта работы по специальности в МУП «Жилищно-эксплуатационное управление» и оформление полученных результатов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть специализацию деятельности, структуру, организацию работы предприятия и его подразделений;

проанализировать структуру и динамику бюджета МУП, а также основные экономические показатели его деятельности;

определить структуру и динамику поступления и распределения финансовых ресурсов МУП;

предложить мероприятия по совершенствованию эффективности формирования и распределения МУП на основе выявленных проблем, связанных с данными процессами.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили правовые и законодательные акты РФ, научные труды российских и зарубежных авторов, периодические издания, Internet - ресурсы, экономические словари и справочники. Главным источником информации для проведения анализа в работе является годовая бухгалтерская отчетность МУП «Жилищно-эксплуатационное управление» за последние три года.

Информационной базой работы, позволившей доказать достоверность выводов и практических рекомендаций, стали экспертные оценки и разработки российских экономистов, материалы Госкомстата РФ и региональных органов статистики, а также аналитические данные, опубликованные в научной литературе и периодической печати.

Структура отчета определяется целью и задачами работы: состоит из введения, пяти разделов, заключения и списка использованных источников литературы.

1. Краткая экономико-правовая характеристика деятельности МУП «Жилищно-эксплуатационное управление»

жилищный управление финансовый ресурс

Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-эксплуатационное управление» создано в соответствии с Постановлением Мэра Мирного от 19 февраля 1997 года № 41 на основании ст. 113, 114 ГК РФ. Предприятие является правопреемником по правам и обязательствам дочерних предприятий: Муниципального унитарного предприятия «Районное эксплуатационное управление № 2» и Муниципального унитарного предприятия «Районное эксплуатационное управление № 3», реорганизованных на основании Федерального закона № 161-ФЗ от 14.11.2002 года по Постановлению Мэра Мирного от 15 апреля 2003 г. № 436, в форме присоединения к предприятию, в соответствии с передаточными актами.

Предприятие является коммерческой организацией. Учредителем предприятия является Муниципальное образование Мирный Архангельской области. Функции учредителя Предприятия, в соответствии с Уставом Муниципального образования Мирный Архангельской области, осуществляет Администрация Мирного Муниципального образования Мирный Архангельской области.

Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, круглую печать со своим наименованием, штампы, бланки, фирменное наименование. Оно осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными актами Российской Федерации, законодательством Архангельской области, актами органов местного самоуправления Муниципального образования Мирный Архангельской области, а также настоящим Уставом.

Предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Предприятие не несет ответственность по обязательствам муниципального образования Мирный Архангельской области и органов местного самоуправления. Муниципальное образование Мирный Архангельской области, в лице его органов не несет ответственность по обязательствам Предприятия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

МУП «Жилищно-эксплуатационное управление» создано в целях решения социальных задач, выполнения работ, производства продукции, оказания услуг для удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности на территории Муниципального образования Мирный и получения прибыли.

Для достижения поставленных целей организация осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности:

содержание, эксплуатация и развитие муниципальных объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, находящихся в хозяйственном ведении;

организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

оказание предприятиям и организациям на территории муниципального образования Мирный услуг по тепло-, водоснабжению, водоотведению;

оказание предприятиям и организациям на территории муниципального образования Мирный услуг по вывозу и складированию бытовых и промышленных отходов;

оказание услуг по содержанию и строительству автомобильных дорог в границах муниципального образования Мирный, за исключением дорог федерального и регионального значения;

содержание тепличного хозяйства, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, выращивание и реализация продукции тепличного производства;

оказание услуг механической прачечной;

торгово-закупочная деятельность;

деятельность по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов;

деятельность по хранению нефти, газа и продуктов их переработки.

Для реализации указанных видов деятельности предприятие осуществляет следующие функции:

принимает в хозяйственное ведение объекты коммунального хозяйства, находящиеся в муниципальной собственности Муниципального образования Мирный и подлежащие обслуживанию предприятием;

организует работу по отбору объектов, находящихся в хозяйственном ведении на текущий и капитальный ремонт, осуществляет контроль за качеством и надежностью выполняемых работ и оказываемых услуг, принимает участие в приемке работ по их завершении, оплачивает произведенные работы и оказанные услуги согласно заключенных договоров;

осуществляет контроль за экологической безопасностью и качеством предоставляемых услуг.

Предприятие строит свои отношения с другими организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров, соглашений, контрактов. Оно свободно в выборе предмета и содержания договоров и обязательств, любых форм хозяйственных взаимоотношений, которые не противоречат законодательству Российской Федерации и Уставу.

Все виды производимых работ, услуг, выпускаемую продукцию реализует по ценам и тарифам, устанавливаемым в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Для выполнения уставных целей предприятие имеет право в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации:

заключать все виды договоров с юридическими и физическими лицами, не противоречащие законодательству Российской Федерации, а также целям и предмету деятельности Предприятия;

приобретать или арендовать основные и оборотные средства за счет имеющихся у него финансовых ресурсов, кредитов, ссуд и других источников финансирования;

осуществлять материально - техническое обеспечение производства и развитие объектов социальной сферы;

планировать свою деятельность и определять перспективы развития исходя из основных экономических показателей, наличия спроса на выполняемые работы, оказываемые услуги, производимую продукцию;

определять и устанавливать формы и системы оплаты труда, численность работников, структуру и штатное расписание;

устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные социальные льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Предприятие имеет также право привлекать граждан для выполнения отдельных работ на основе трудовых и гражданско - правовых договоров, осуществляет другие права, не противоречащие законодательству Российской Федерации, целям и предмету деятельности, несет обязанности, может быть привлечено к ответственности по основаниям и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Предприятие обязано:

выполнять утвержденные в установленном порядке основные экономические показатели деятельности;

возмещать ущерб, причиненный нерациональным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, нарушением правил безопасности производства, санитарно - гигиенических норм и требований по защите здоровья работников, населения и потребителей продукции и др.;

обеспечивать своевременно и в полном объеме выплату работникам заработной платы и иных выплат, проводить индексацию заработной платы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

обеспечивать своим работникам безопасные условия труда;

обеспечивать гарантированные условия труда и меры социальной защиты своих работников;

осуществлять оперативный и бухгалтерский учет результатов финансово - хозяйственной и иной деятельности, вести статистическую отчетность, отчитываться о результатах деятельности и использовании имущества с предоставлением отчетов в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации;

ежегодно проводить аудиторские проверки, в порядке установленном законодательством Российской Федерации;

представлять государственным органам информацию в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Организационная структура организации представлена в приложении 1.

Управление Предприятием осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и уставом директором, назначаемым на должность учредителем предприятия.

При назначении директора с ним заключается трудовой договор, в котором определяются его права, обязанности и ответственность перед учредителем, условия оплаты его труда, срок договора, условия освобождения от занимаемой должности.

Директор предприятия:

без доверенности действует от имени предприятия и представляет его интересы;

выдает доверенности;

открывает в банках расчетный и другие счета;

является оперативным распорядителем всех средств предприятия;

определяет структуру и численность работников предприятия исходя из финансовых возможностей и задач, стоящих перед ним;

принимает на работу и увольняет работников на основе трудовых договоров;

направляет работников предприятия в служебные командировки, на стажировку, учебу, переподготовку и др.;

издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников.

Директор признается заинтересованным в совершении Предприятием сделки в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Кандидатура главного бухгалтера утверждается директором по согласованию с Учредителем Предприятия. Директор действует от имени предприятия добросовестно и разумно на принципе единоначалия и несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом и заключенным с ним трудовым договором.

Компетенция заместителей директора устанавливается руководителем Предприятия. Заместители директора действуют от имени предприятия, представляют его в государственных органах, в организациях Российской Федерации, совершают сделки и иные юридические действия в пределах полномочий, предусмотренных в доверенностях, выдаваемых директором.

Состав и объем сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, а также порядок их защиты определяются руководителем в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Трудовой коллектив составляют все граждане, участвующие в его деятельности на основе трудового договора, заключаемого с директором предприятия. Сотрудники пользуется всеми правами, предусмотренными действующим законодательством Российской Федерации. Полномочия трудового коллектива осуществляются собранием трудового коллектива.

На предприятии могут создаваться и действовать совещательные и комиссионные органы, в том числе:

для ведения переговоров по подготовке, заключению, внесению изменений и дополнений в коллективный договор, подведению итогов его выполнения, а также для рассмотрения конфликтных ситуаций и разногласий по коллективному договору - согласительная комиссия;

для разрешения индивидуальных трудовых споров, возникающих на предприятии, по вопросам применения законов и иных нормативных актов, содержащих в себе нормы трудового права - комиссия по трудовым спорам;

для урегулирования разногласий между работниками (их представителями) предприятия и работодателем по поводу установления и изменения условий труда, коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом предприятия учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии им актов, содержащих нормы трудового права - примирительная комиссия;

для установления соответствия работника занимаемой должности и его тарификации (определения разряда оплаты труда) - аттестационная комиссия;

для проверки соблюдения требований охраны труда, разработки мероприятий по улучшению условий и охраны труда, проведение расследований несчастных и страховых случаев, а также проведение мероприятий по предупреждению и устранению причин травматизма - комиссия по охране труда;

иные комиссионные органы, создание которых не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

В состав комиссий входят: председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, секретарь, члены комиссии из состава руководителей структурных подразделений предприятия и его работников.

2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности МУП «Жилищно-эксплуатационное управление»

Для оценки результативности и эффективности финансово - хозяйственной деятельности исследуемой организации проведем анализ доходов и расходов по данным отчета о прибылях и убытках, по видам экономической деятельности (таблицы 2.1 - 2.4, приложение 2), а также основных экономических показателей (таблицы 2.5 - 2.6).

Выручка от реализации признается предприятием по мере оказания выполненных работ и услуг на основании выставленных счетов-фактур.

Таблица 2.1 - Анализ динамики показателей отчета о прибылях и убытках МУП «ЖЭУ»

Показатели

Сумма, тыс. руб.

Отклонение, тыс. руб.

Темп прироста, %


2009 г.

2010 г.

2011г.

2010г. к 2009г.

2011г. к 2010г.

2010г. к 2009г.

2011г. к 2010г.









Выручка от реализации

520141

512799

383086

-7342

-129713

-1,41

-25,3

Себестоимость продаж

528910

557565

546911

28655

-10654

5,42

-1,91

Валовая прибыль (убыток)

-8769

-44766

-163825

-35997

-119059

410,5

265,96

Прибыль (убыток) от продаж

-8769

-44766

-163825

-35997

-119059

410,5

265,96

Проценты к уплате

0

2886


2886

-2886

0

-100

Прочие доходы

74785

50046

163074

-24739

113028

-33,08

225,85

Прочие расходы

36405

27676

29221

-8729

1545

-23,98

5,58

Прибыль (убыток) до налогообложения

29611

-25282

-29972

-54893

-4690

-185,38

18,55

Прочее

-1656

-7224

-6637

-5568

587

336,23

-8,13

Текущий налог на прибыль

5591

0

0

-5591

0

0

0

Платежи за счет прибыли

-10076

0

0

10076

0

0

0

Чистая прибыль (убыток)

13943

-32506

-36609

-46449

-4103

-333,13

12,62


В ходе проведения анализа были выявлены следующие проблемы: наибольшую долю в структуре доходов организации занимает выручка от реализации, по которой за 2009 - 2011 гг. наблюдается отрицательная динамика, что свидетельствует о снижении темпов оказания услуг. Снижение показателя «Выручка» в 2011 году по сравнению с 2010 годом произошло в большей степени в связи с реорганизацией МУП «ЖЭУ» и выделением из его состава МУП «ЖКК» (Постановление администрации Мирного от 07 апреля 2010 г. № 693).

Отрицательное значение валовой прибыли за анализируемые периоды свидетельствует о превышении расходов над доходами и неэффективном управлении хозяйственной деятельностью.

Прочие доходы возросли за 2009 - 2011 годы на 88289 тыс. руб. В состав данного показателя за 2011 год включены субсидии, выделенные из бюджета на покрытие убытков в сумме 138190 тыс. руб.

Увеличение суммы прибыли до налогообложения по сравнению с прибылью от реализации услуг свидетельствует об эффективной внереализационной деятельности.

Таблица 2.2 - Анализ структуры и динамики показателей выручки от коммерческой деятельности МУП «ЖЭУ»

Показатели

Сумма доходов, тыс. руб.

Структура,%

Темп роста,%


2009 г.

2010 г.

2011г.

2009

2010

2011

2010 к 2009

2011 к 2009










Гостиница

7188,48

6193,29

6551,73

1,38

1,21

1,71

86,16

91,14

Вывоз ТБО

6379,28

10573,59

12883,67

1,23

2,06

3,36

165,75

201,96

Оранжерея

197,65

192,38

184,99

0,04

0,04

0,05

97,33

93,59

Отопление

340924,96

362944,71

270103,79

65,54

70,78

70,51

106,46

79,23

Водопотребление

36696,76

35473,97

36863,85

7,06

6,92

9,62

96,67

100,46

Водоотведение

25593,95

25267,06

24884,09

4,92

4,93

6,50

98,72

97,23

Стирка белья

10868,97

9884,73

8482,55

2,09

1,93

2,21

90,94

78,04

Содержание дорог

28777,94

22633,05

20657,53

5,53

4,41

5,39

78,65

71,78

Баня

2812,02

2239,54

2474,05

0,54

0,44

0,65

79,64

87,98

УЭЖФ

52137,46

35021,53

0

10,02

6,83

0,00

67,17

0,00

Благоустройство

5222,86

0

0

1,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Капитальный ремонт жилья

3340,25

2374,87

0

0,64

0,46

0,00

71,10

0,00

Итого

520140,58

512798,72

383086,3

100,00

100,00

100,00

98,59

73,65


Таблица 2.3 - Анализ структуры и динамики расходов по видам деятельности МУП «ЖЭУ»

Показатели

Сумма расходов, тыс. руб.

Структура,%

Темп роста,%


2009 г.

2010 г.

2011г.

2009

2010

2011

2010 к 2009

2011 к 2009










Гостиница

4359,02

5507,35

5783,68

0,83

0,99

1,06

132,68

Вывоз ТБО

7647,49

10547,84

11237,89

1,45

1,89

2,05

137,93

146,95

Оранжерея

0

1268,58

1860,97

0,00

0,23

0,34

0,00

0,00

Отопление

303806,93

347271,53

365156,37

57,69

62,28

66,77

114,31

120,19

Водопотребление

46648,31

55265,41

61942,78

8,86

9,91

11,33

118,47

132,79

Водоотведение

47097,66

51885,83

56873,35

8,94

9,31

10,40

110,17

120,76

Стирка белья

7078,51

7075,69

8732,39

1,34

1,27

1,60

99,96

123,36

Содержание дорог

29091,17

28447,41

30634,96

5,52

5,10

5,60

97,79

105,31

Баня

3611,03

4217,75

4688,69

0,69

0,76

0,86

116,80

129,84

УЭЖФ

72255,2

46077,29

0

13,72

8,26

0,00

63,77

0,00

Благоустройство

5041,5

0

0

0,96

0,00

0,00

0,00

0,00

Капитальный ремонт жилья

0

0

0

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Итого

526636,82

557564,68

546911,08

100,00

100,00

100,00

105,87

103,85


Анализ динамики показателей доходов и расходов по видам деятельности, представленных в таблицах 2.2 и 2.3, позволяет сделать вывод о том, что по такому виду деятельности, как вывоз ТБО присутствует, хоть и незначительный, но стабильный темп роста. В 2011и 2010 году произошел рост в сравнении с 2009 годом.

Таблица 2.4 - Анализ структуры прибыли по видам деятельности МУП «ЖЭУ» за 2009 год

№п/п

вид деятельности

Сумма, тыс руб

Структура, %

 1

Гостиница

2829,46

5,94%

2

Оранжерея

361,45

0,76%

3

БПК

3790,47

7,96%

4

Благоустройство

181,36

0,38%

5

Отопление

37118,03

77,94%

6

Капитальный ремонт жилья

3340,25

7,01%

 

Итого

47621,02

100,00%


Таблица 2.5 - Анализ структуры убытков по видам деятельности МУП «ЖЭУ» за 2009 год

№п/п

вид деятельности

Сумма, тыс руб

Структура, %

 1

Вывоз ТБО

1268,21

2,25%

2

Содержание дорог

313,22

0,56%

3

Баня

799,01

1,42%

4

Водопотребление

9951,54

17,65%

5

Водоотведение

21503,71

38,13%

6

УЭЖФ

20117,75

35,68%

7

Охрана площадок

2437,15

4,32%

 

Итого

56390,59

100,00%


Таблица 2.6 - Анализ структуры прибыли по видам деятельности МУП «ЖЭУ» за 2010 год

№п/п

вид деятельности

Сумма, тыс руб

Структура, %

1

ГОСТИНИЦА

685,95

3,18%

2

ВЫВОЗ ТБО

25,75

0,12%

3

ОТОПЛЕНИЕ

15673,18

72,67%

4

БПК

2809,05

13,02%

5

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ЖИЛЬЯ

2374,87

11,01%

 

Итого

21568,8

100,00%


Таблица 2.7 - Анализ структуры убытков по видам деятельности МУП «ЖЭУ» за 2010 год

№п/п

вид деятельности

Сумма, тыс руб

Структура, %

1

ОРАНЖЕРЕЯ

1076,21

1,62%

2

ВОДОПОТРЕБЛЕНИЕ

19791,45

29,84%

3

ВОДООТВЕДЕНИЕ

26618,77

40,13%

4

БАНЯ

1978,22

2,98%

5

СОДЕРЖАНИЕ ДОРОГ

5814,36

8,77%

6

УЭЖФ

11055,77

16,67%

 

Итого

66334,78

100,00%


Таблица 2.8 - Анализ структуры прибыли по видам деятельности МУП «ЖЭУ» за 2011 год

№п/п

вид деятельности

Сумма, тыс руб

Структура, %

1

ГОСТИНИЦА

768,05

31,82%

2

ВЫВОЗ ТБО

1645,77

68,18%

 

Итого

2413,82

100,00%


Таблица 2.9 - Анализ структуры убытков по видам деятельности МУП «ЖЭУ» за 2011 год

№п/п

вид деятельности

Сумма, тыс руб

Структура, %

1

ОРАНЖЕРЕЯ

1675,98

1,01%

2

ОТОПЛЕНИЕ

95052,58

57,18%

3

ВОДОПОТРЕБЛЕНИЕ

25078,94

15,09%

4

ВОДООТВЕДЕНИЕ

31989,27

19,24%

5

БПК

249,86

0,15%

6

БАНЯ

2214,64

1,33%

7

СОДЕРЖАНИЕ ДОРОГ

9977,43

6,00%

 

Итого

166238,7

100,00%


В анализе структуры мы наблюдаем тенденцию в сторону увеличения по таким статьям, как гостиница, вывоз ТБО (за 2010 - 2011 гг.), отопление (за 2010 - 2011 гг.), стирка белья (за 2010 - 2011 гг.), а в сторону уменьшения оказались следующие виды основной деятельности: оранжерея, водопотребление, водоотведение, содержание дорог, баня, УЭЖФ.

Таблица 2.10 - Анализ рентабельности по видам деятельности МУП ЖЭУ за 2009 год

№п/п

вид деятельности

Прибыль, тыс руб

Себестоимость, тыс руб

Рентабельность, %


1

Гостиница

2829,46

4359,02

64,91


2

Оранжерея

361,45

0,00

0,00


3

БПК

3790,47

7078,51

53,55


4

Благоустройство

181,36

5041,50

3,60


5

Отопление

37118,03

303806,93

12,22


6

Капитальный ремонт жилья

3340,25

0,00

0,00


 

Итого

47621,02

320285,96

134,27



Таблица 2.11 - Анализ рентабельности по видам деятельности МУП ЖЭУ за 2009 год

№п/п

вид деятельности

Убыток, тыс руб

Себестоимость, тыс руб

Рентабельность,%


1

Вывоз ТБО

1268,21

7647,49

16,58


2

313,22

29091,17

1,08


3

Баня

799,01

3611,03

22,13


4

Водопотребление

9951,54

46648,31

21,33


5

Водоотведение

21503,71

47097,66

45,66


6

УЭЖФ

20117,75

72255,20

27,84


7

Охрана площадок

2437,15

2437,15

100,00


 

Итого

56390,59

208788,01

234,62



Таблица 2.12 - Анализ рентабельности по видам деятельности МУП ЖЭУ за 2010 год

№п/п

вид деятельности

Прибыль, тыс руб

Себестоимость, тыс руб

Рентабельность, %

1

ГОСТИНИЦА

685,95

5507,35

12,46

2

ВЫВОЗ ТБО

25,75

10547,84

0,24

3

ОТОПЛЕНИЕ

15673,18

347271,53

4,51

4

БПК

2809,05

7075,69

39,70

5

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ЖИЛЬЯ

2374,87

0,00

0,00

 

Итого

21568,8

370402,41

56,91


Таблица 2.13 - Анализ рентабельности по видам деятельности МУП ЖЭУ за 2010 год

№п/п

вид деятельности

Убыток, тыс руб

Себестоимость, тыс руб

Рентабельность,%

1

ОРАНЖЕРЕЯ

1076,21

1268,58

84,84

2

ВОДОПОТРЕБЛЕНИЕ

19791,45

55265,41

35,81

3

ВОДООТВЕДЕНИЕ

26618,77

51885,83

51,30

4

БАНЯ

1978,22

4217,75

46,90

5

СОДЕРЖАНИЕ ДОРОГ

5814,36

28447,41

20,44

6

УЭЖФ

11055,77

46077,29

23,99

 

Итого

66334,78

187162,27

263,29


Таблица 2.14 - Анализ рентабельности по видам деятельности МУП ЖЭУ за 2011 год

№п/п

вид деятельности

Прибыль, тыс руб

Себестоимость, тыс руб

Рентабельность,%

1

ГОСТИНИЦА

768,05

5783,68

13,28

2

ВЫВОЗ ТБО

1645,77

11237,89

14,64

 

Итого

2413,82

17021,57

27,92


Таблица 2.15 - Анализ рентабельности по видам деятельности МУП ЖЭУ за 2011 год

№п/п

вид деятельности

Убыток, тыс руб

Себестоимость, тыс руб

Рентабельность, %

1

ОРАНЖЕРЕЯ

1675,98

1860,97

90,06

2

ОТОПЛЕНИЕ

95052,58

365156,37

26,03

3

ВОДОПОТРЕБЛЕНИЕ

25078,94

61942,78

40,49

4

ВОДООТВЕДЕНИЕ

31989,27

56873,35

56,25

5

БПК

249,86

8732,39

2,86

6

БАНЯ

2214,64

4688,69

47,23

7

СОДЕРЖАНИЕ ДОРОГ

9977,43

30634,96

32,57

 

Итого

166238,7

529889,51

295,49


В ходе проведения анализа были выявлены следующие выводы: В 2009 г. общая рентабельность прибыли по видам деятельности составила 134,27%, т.е. на 1 рубль полных затрат приходится 1,34 рубля прибыли, а общая рентабельность убытков по видам деятельности составила 234,62%, т. е на 1 рубль приходиться 2,34 рубля убытков, что показывает низкую рентабельность - 1 . Такая низкая рентабельность говорит о том, что в следующих годах возможен убыток у предприятия. Что и подтвердилось в 2010 г. и в 2011 г. - никакой прибыли и рентабельность равна 0. Также низкое значение наблюдается по таким видам деятельности, как водопотребление, водоотведение, оранжерея. Хорошее значение рентабельности в 2009-2010 г. наблюдается только у рентабельности БПК, гостиница. В соответствии с выше указанным обозначились явные проблемы практически по всем видам деятельности прибыль предприятия уменьшается, а убытки растут, если в ближайшее время нечего не предпринять организация обанкротиться.

Таблица 2.16

Показатели

убыток, тыс. руб

субсидии, ты. Руб

Расчет с учетом субсидий, тыс. руб

Профинансировало, %


2011г.

2011

2011

2011






Отопление

-95052,58

112010,00

16957,42

15,14

Водопотребление

-25078,94

8687,90

-16391,04

-188,67

Водоотведение

-31989,27

17492,19

-14497,08

-82,88

Итого

-152120,79

138190,09

-13930,70

-256,40


В ходе проведения анализа были выявлены следующие проблемы: 2009-2010 г.г. субсидии на данные виды деятельности не предоставлялись, как мы видим из анализа покрытие убытков идет только на отопление, а на водопотребление и водоотведение субсидии предоставляются в недостаточном количестве. Тарифы установлены на уровне ниже экономически обоснованных и выделяются недостаточно из средств бюджета на покрытие убытков.

Таблица 2.17 - Анализ рентабельности по видам деятельности МУП «ЖЭУ»

Показатели

Сумма, тыс. руб.

Отклонение, тыс. руб.

Темп прироста, %


2009 г.

2010 г.

2011г.

2010г. к 2009г.

2011г. к 2010г.

2010г. к 2009г.

2011г. к 2010г.









Доходы от основной деятельности

520140,58

512798,72

383086,24

-7341,86

-129712,48

-1,41

-25,30

Расходы от основной деятельности

528910,17

557564,68

546911,10

28654,51

-10653,58

5,42

-1,91

Прибыль (убыток) от основной деятельности (с учетом субсидий в 2011 году)

-8769,59

-44765,96

-25634,78

-35996,37

19131,19

410,47

-42,74

Рентабельность основной деятельности, %

-1,69

-8,73

-6,69

-7,04

2,04

417,78

-23,35

Доходы от внереализационной деятельности

74785,41

50045,75

163073,58

-24739,66

113027,83

-33,08

225,85

Расходы от внереализационной деятельности

36404,74

30562,39

29220,30

-5842,35

-1342,09

-16,05

-4,39

Прибыль (убыток) от внереализационной деятельности

38380,67

19483,36

133853,28

-18897,31

114369,92

-49,24

587,01

Рентабельность внереализационной деятельности, %

51,32

38,93

82,08

-12,39

43,15

-24,14

110,84


В ходе проведения анализа были выявлены следующие проблемы: идет снижение показателя рентабельности основной деятельности до -6,69 %, что также показывает ее убыточность.

За 2009 - 2011 годы наблюдается увеличение рентабельности внереализационной деятельности с 51,32 % до 82,08 %, что связано в большей степени с получением субсидий и ростом прибыли по некоторым статьям, указанным выше. В динамике лет по данному виду деятельности происходит увеличение доходов с одновременным снижением расходов, что говорит о ее эффективности.

Анализ динамики дебиторской и кредиторской задолженностей представлены соответственно в таблицах 2.6 - 2.7.

Таблица 2.18 - Анализ динамики дебиторской задолженности МУП ЖЭУ

Дебиторская задолженность

Сумма, тыс. руб.

Отклонение, тыс. руб.

Темп прироста, %


2009 г.

2010 г.

2011 г.

2010г. к 2009г.

2011г. к 2010г.

2010г. к 2009г.

2011г. к 2010г.

Поставщики и подрядчики

960

2901

769

1941

- 2132

202,19

-73,49

Покупатели и заказчики

139170

117695

96676

- 21475

- 21019

-15,43

-17,86

Расчеты по соц. страхованию и обеспечению

314

19

1

- 295

- 18

-93,95

-94,74

Расчеты по оплате труда

93

86

93

- 7

7

-7,53

8,14

Расчеты с подотчетными лицами

29

10

20

- 19

10

-65,52

100,00

Расчеты с персоналом по проч. операциям

71

-

10

- 71

10

-100,00

-

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

-

6239

1267

4972

-

392,42

Расходы будущих периодов

-

-

76

-

76

-

-

Итого:

140637

121978

103884

- 18659

- 18094

-13,27

-14,83


В ходе проведения анализа были выявлены следующие проблемы: в динамике лет наблюдается снижение дебиторской задолженности МУП «ЖЭУ» на 36753 тыс. руб. Увеличение данного показателя произошло по статьям расчетов с разными дебиторами и кредиторами, а также расходов будущих периодов. Значительно снизилась сумма расчетов с покупателями и заказчиками - на 42494 тыс. руб., или на 30,53 %, а также расчетов по социальному страхованию и обеспечению - на 313 тыс. руб., или на 99,68 %.

Наибольшую долю в структуре дебиторской задолженности занимают расчеты с поставщиками и подрядчиками (до 3 %), покупателями и заказчиками (до 98,96 %), а также с разными дебиторами и кредиторами (до 6 %).

Таблица 2.19 - Анализ динамики кредиторской задолженности МУП ЖЭУ

Дебиторская задолженность

Сумма, тыс. руб.

Отклонение, тыс. руб.

Темп прироста, %


2009 г.

2010 г.

2011 г.

2010г. к 2009г.

2011г. к 2010г.

2010г. к 2009г.

2011г. к 2010г.

Поставщики и подрядчики

51868

80578

86243

28710

5665

55,35

7,03

Покупатели и заказчики

1486

1199

1544

-287

345

-19,31

28,77

Расчеты с бюджетом по налогам и сборам

16083

13411

4997

-2672

-8414

-16,61

-62,74

Расчеты по соц. страхованию и обеспечению

2907

3534

4717

627

1183

21,57

33,47

Расчеты по оплате труда

7297

6026

6617

-1271

591

-17,42

9,81

Расчеты с персоналом по проч. операциям

444

339

342

-105

3

-23,65

0,88

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

4134

0

0

-4134

0

-100,00

-

Итого:

84219

105087

104460

20868

-627

24,78

-0,60


В ходе проведения анализа были выявлены следующие проблемы: за 2009 - 2011 годы произошло увеличение кредиторской задолженности на 20241 тыс. руб., или на 24,03 %. Рост наблюдается по показателям расчетов с поставщиками и подрядчиками (на 34375 тыс. руб., или 66,27 %), покупателями и заказчиками (на 58 тыс. руб., или 3,9 %), по социальному страхованию и обеспечению (на 1810 тыс. руб., или 62,26 %). Значительное снижение произошло по статьям расчетов с бюджетом по налогам и сборам, а также с разными дебиторами и кредиторами. В структуре кредиторской задолженности преобладают расчеты с поставщиками и подрядчиками, бюджетом и персоналом по оплате труда.

Соотношение темпов роста дебиторской и кредиторской задолженностей показывает снижение первой и увеличение последней (рис. 1). В итоге, к концу 2011 года сумма кредиторской задолженности превышала дебиторскую на 576 тыс. руб.

Рис. 2.1 - Темпы роста дебиторской и кредиторской задолженности предприятия

В процессе оказания услуг за 2011 год МУП ЖЭУ приобретено у поставщиков и использовано энергетических ресурсов на общую сумму 279134 тыс. руб., в том числе:

электроэнергия 18 977 373 Квт/час на сумму 83414,0 тыс. руб.;

газ 41745,241 тм3 на сумму 183675,0 тыс. руб.;

мазут 418,44 тн на сумму 1176,0 тыс. руб.;

уголь 282,777 тн на сумму 738,2 тыс. руб.;

дрова 234,5 мз на сумму 132,3 тыс. руб.;

дизтопливо 272074 л на сумму 5590,1 тыс. руб.;

бензин А-80 112767,3 л на сумму 2119,4 тыс. руб.;

бензин А-92 81970,76 л на сумму 1726,5 тыс. руб.;

масла моторные на сумму 513,5 тыс. руб.

За анализируемые периоды предприятие оказывало услуги по:

содержанию и ремонту городских дорог;

выращиванию и реализации продукции тепличного хозяйства;

гостиничные услуги;

услуги городской бани;

теплоснабжению;

водоснабжению;

водоотведению.

Цены на предоставляемые услуги установлены ОМС и регулирующими органами, субъекта. Тарифы на коммунальные услуги, оказываемые предприятием населению, установлены регулирующим органом субъекта на уровне ниже экономически обоснованных.

Убытки, возникающие у предприятия в результате государственного регулирования тарифов, возмещались на основании заключенных договоров с «Управлением Архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации Мирного».

Всего поступило из бюджета в 2011 г. субсидий на покрытие убытков на сумму 138190086 руб. В целях налогообложения налогом на прибыль, указанная сумма отражена в форме «Отчет о прибылях и убытках» и в налоговой декларации в составе внереализационых доходов.

Таким образом, за анализируемые периоды получены убытки практически по всем основным видам деятельности. В связи с тем, что убыток в целом по предприятию увеличился на 4104 тыс. руб., руководству необходимо предпринять срочные меры по оптимизации видов деятельности, приносящих убытки.

Таблица 2.20 - Анализ показателей рентабельности и деловой активности организации

Показатели

2009 г.

2010 г.

Изменение

2011г.

Изменение




абс.

отн.


абс.

отн.

Общая рентабельность, %

5,69

-4,93

-10,62

-186,60

-7,82

-2,89

58,69

Рентабельность собственного капитала, %

27,97

-72,94

-100,91

-360,73

-2481,97

-2409,03

3302,95

Рентабельность оборотных активов, %

6,45

-17,42

-23,87

-369,93

-21,55

-4,13

23,70

Рентабельность активов, %

1,36

-6,58

-7,95

-582,57

-8,98

-2,40

36,48

Оборачиваемость оборотных активов, раз

2,41

2,75

0,34

14,15

2,25

-0,49

-17,94

Период оборота оборотных активов, дней

151,61

132,82

-18,79

-12,39

161,87

29,05

21,87

Коэффициент общей оборачиваемости, раз

0,51

1,04

0,53

104,07

0,94

-0,10

-9,47

Коэффициент фондоотдачи

3,58

2,96

-0,63

-17,45

2,33

-0,63

-21,28

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала, раз

10,44

11,51

1,07

10,26

259,72

248,21

2157,25

Оборачиваемость запасов, раз

10,34

13,25

2,91

28,14

10,92

-2,33

-17,58

Период оборота запасов, дней

35,31

27,55

-7,75

-21,96

33,43

5,88

21,34

Оборачиваемость денежных средств, раз

20,72

19,79

-0,93

-4,50

14,15

-5,64

-28,50

Период оборота денежных средств, дней

17,62

18,45

0,83

4,72

25,80

7,35

39,85

Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз

3,70

4,20

0,51

13,67

3,69

-0,52

-12,28

Период оборота дебиторской задолженности, дней

98,69

86,82

-11,87

-12,03

98,98

12,16

14,00

Оборачиваемость кредиторской задолженности, раз

6,18

4,88

-1,30

-20,99

3,67

-1,21

-24,85

Период оборота кредиторской задолженности, дней

59,10

74,80

15,70

26,56

99,53

24,73

33,06


В ходе проведения анализа были выявлены следующие проблемы: все показатели рентабельности имеют отрицательное значение и динамику, что связано с полученными предприятием убытками.

Снижение оборачиваемости мобильных (оборотных) активов на 0,16 оборота является негативной тенденцией, так как снижается эффективность управления ими.

Незначительное увеличение оборачиваемости запасов (на 0,58 оборота) оборота свидетельствует об относительном снижении производственных запасов и увеличении спроса на предоставляемые услуги.

Рост оборачиваемости дебиторской задолженности за 2009 - 2010 годы связан с расширением коммерческого кредита, предоставляемого МУП «ЖЭУ». Значительное снижение периода оборачиваемости показателя за данные периоды говорит об уменьшении срока погашения долгов и оценивается положительно.

В отношении объекта исследования коэффициент текущей ликвидности за анализируемые периоды находится в пределах нормативного значения, однако, наблюдается тенденция его снижения, т.е. предприятие в будущем, возможно, будет не в состоянии погасить задолженность по краткосрочным финансовым обязательствам за счет текущих активов, что не характеризует предприятие как успешно функционирующее.

Таблица 2.21 - Анализ показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия

Показатели

2009 г.

2010 г.

Изменение

2011г.

Изменение




абс.

отн.


абс.

отн.

Коэффициент текущей ликвидности

7,25

4,64

-2,61

-35,99

3,62

-1,02

-22,02

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,18

0,24

0,07

36,77

0,24

0,00

-1,27

Коэффициент соотношения запасов и краткосрочной кредиторской задолженности

0,60

0,37

-0,23

-38,34

1,63

1,26

341,51

Коэффициент автономии

0,05

0,09

0,04

85,08

0,00

-0,09

-95,99

Коэффициент концентрации заемного капитала

0,90

0,91

0,01

1,56

1,00

0,09

9,52

Коэффициент маневренности собственного капитала

0,23

0,24

0,01

3,53

0,01

-0,23

-96,36

Коэффициент структуры долгосрочных вложений

1,03

1,12

0,08

8,22

1,24

0,12

10,66

Коэффициент структуры заемного капитала

0,86

0,76

-0,09

-10,74

0,72

-5,30

Коэффициент соотношения запасов и краткосрочной кредиторской задолженности

0,60

0,37

-0,23

-38,34

0,34

-0,03

-8,81

Коэффициент финансового левериджа

19,51

10,08

-9,43

-48,33

275,28

265,20

2630,76


В ходе проведения анализа были выявлены следующий вывод, так как коэффициент текущей ликвидности на протяжении 2009 - 2011 годов больше единицы, следовательно, МУП «Жилищно-эксплуатационное управление» располагает некоторым объемом свободных ресурсов, формируемых за счет собственных источников и способно оплатить свои счета без особых затруднений.

Коэффициент абсолютной ликвидности, как и предыдущий показатель, находится в пределах нормы, то есть больше 0,2 (20 %). Только в 2009 году он снижен до отметки 0,18, что обусловлено низкой долей величины денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, так как политика предприятия была направлена на увеличение внеоборотных средств, а не высоколиквидных активов.

Уменьшение в динамике коэффициента маневренности функционирующего капитала, возможно, вследствие увеличения основных средств предприятия.

Значение коэффициента финансовой независимости намного ниже критической точки, что свидетельствует о неблагоприятной финансовой ситуации, т.е. предприятие сильно зависимо от внешних источников финансирования деятельности. Это также подтверждается и значениями других показателей.

Таким образом, анализ показателей свидетельствует о возможной потери финансовой устойчивости предприятия в ближайшей перспективе. Если анализируемые показатели в дальнейшем будут ниже нормативных значений и обладать отрицательной динамикой, предприятие не сможет своевременно и в полном объеме отвечать по своим обязательствам, что может привести к банкротству. В связи с этим, руководству рекомендуется принять меры по финансовому оздоровлению организации, как можно скорее.

3. Анализ структуры, динамики поступления и расходования финансовых ресурсов МУП «Жилищно-эксплуатационное управление»

Для оценки динамики, структуры имущества исследуемого предприятия и источников его формирования проведем горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса (таблицы 3.1 - 3.2).

Таблица 3.1 - Анализ динамики показателей бухгалтерского баланса МУП «Жилищно-эксплуатационное управление», тыс. руб.

Показатели

2009 г.

2010 г.

Изменение

2011г.

Изменение




абс.

отн.


абс.

отн.

Активы

Внеоборотные активы всего, в том числе

806143

307233

-498910

-61,89

237617

-69616

-22,66

Нематериальные активы

11

0

-11

-100,00

0

0

0,00

Основные средства

145208

173429

28221

19,43

164584

-8845

-5,10

Прочие внеоборотные активы

660924

133804

-527120

-79,76

73033

-60771

-45,42

Оборотные активы всего, в том числе

216054

186606

-29448

-13,63

169890

-16716

-8,96

Запасы

50312

38710

-11602

-23,06

35088

-3622

-9,36

Дебиторская задолженность

140637

121978

-18659

-13,27

103884

-18094

-14,83

Денежные средства

25105

25918

813

3,24

27078

1160

4,48

Прочие оборотные активы

0

0

0

0,00

3840

3840

0,00

Баланс

1022197

493839

-528358

-51,69

407507

-86332

-17,48

Пассивы

Капитал и резервы всего, в том числе

49844

44568

-5276

-10,59

1475

-43093

-96,69

Уставный капитал

70

28069

27999

39998,57

28069

0

0,00

Добавочный капитал

42666

42595

-71

-0,17

42595

0

0,00

Нераспределенная прибыль

7108

-26096

-33204

-467,14

-69189

-43093

165,13

Долгосрочные обязательства

831456

342921

-488535

-58,76

293491

-49430

-14,41

Краткосрочные обязательства всего, в том числе

140897

106350

-34547

-24,52

112541

6191

5,82

Кредиторская задолженность

84219

105087

20868

24,78

104460

-627

-0,60

Доходы будущих периодов

0

0

0

0,00

2985

2985

0,00

Резервы предстоящих расходов

56678

1263

-55415

-97,77

5096

3833

303,48

Баланс

1022197

493839

-528358

-51,69

407507

-86332

-17,48


В ходе проведения анализа были выявлены следующие проблемы: в динамике лет наблюдается снижение валюты баланса предприятия на 614690 тыс. руб., в том числе уменьшение:

внеоборотных активов на 568526 тыс. руб.;

оборотных активов на 46164 тыс. руб.

Вместе с тем, наблюдается снижение:

собственного капитала организации на 48369 тыс. руб.;

долгосрочных обязательств на 537965 тыс. руб.;

краткосрочных обязательств на 28356 тыс. руб.

Таблица 3.2 - Анализ структуры бухгалтерского баланса МУП «Жилищно-эксплуатационное управление», %

Показатели

2009 г.

2010 г.

Изменение

2011г.

Изменение




абс.

отн.


абс.

отн.

Активы

Внеоборотные активы всего, в том числе

78,86

62,21

-16,65

-21,11

58,31

-3,90

-6,27

Нематериальные активы

0,0014

0,00

-0,0014

-100,00

0,00

0,00

0,00

Основные средства

18,01

56,45

38,44

213,38

69,26

12,82

22,70

Прочие внеоборотные активы

81,99

43,55

-38,43

-46,88

30,74

-12,82

-29,43

Оборотные активы всего, в том числе

21,14

37,79

16,65

78,78

41,69

3,90

10,33

Запасы

23,29

20,74

-2,54

-10,92

20,65

-0,09

-0,44

Дебиторская задолженность

65,09

65,37

0,27

0,42

61,15

-4,22

-6,45

Денежные средства

11,62

13,89

2,27

19,53

15,94

2,05

14,76

Прочие оборотные активы

0,00

0,00

0,00

0,00

2,26

2,26

0,00

Баланс

100,00

100,00

0,00

0,00

100,00

0,00

0,00

Пассивы

Капитал и резервы всего, в том числе

4,88

9,02

4,15

85,08

0,36

-8,66

-95,99

Уставный капитал

0,14

62,98

62,84

44745,48

1902,98

1840,00

2921,56

Добавочный капитал

85,60

95,57

9,97

11,65

2887,80

2792,22

2921,56

Нераспределенная прибыль

14,26

-58,55

-72,81

-510,60

-4690,78

-4632,23

7911,14

Долгосрочные обязательства

81,34

69,44

-11,90

-14,63

72,02

2,58

3,72

Краткосрочные обязательства всего, в том числе

13,78

21,54

7,75

56,24

27,62

6,08

28,24

Кредиторская задолженность

59,77

98,81

39,04

65,31

-5,99

-6,06

Доходы будущих периодов

0,00

0,00

0,00

0,00

2,65

2,65

0,00

Резервы предстоящих расходов

40,23

1,19

-39,04

-97,05

4,53

3,34

281,29

Баланс

100,00

100,00

0,00

0,00

100,00

0,00

0,00


В ходе проведения анализа были выявлены следующие проблемы: данные анализа свидетельствуют также об уменьшении доли внеоборотных активов в структуре имущества предприятия, которое связано с выбытием недостроенного объекта капитального строительства - «здание средней школы».

Вторым по значимости показателем в структуре баланса является дебиторская задолженность и прочие оборотные активы. Доля дебиторской задолженности в структуре оборотных активов за 2009 - 2011 годы составляла 61,15 - 65,09 %.

По состоянию на 31.12.2011 года не закончены следующие судебные разбирательства по искам, предъявленным Муниципальным унитарным предприятием «Жилищно-эксплуатационное управление» по взысканию дебиторской задолженности со следующих организаций:

ОАО «Славянка» в сумме 2 705 тыс. руб.;

ФГУ 607 КЭО в сумме 5 252 тыс. руб.;

ФГУ 608 КЭО в сумме 3 973 тыс. руб.

Денежные средства от должников в 2012 г. не поступали.

В связи с тем, что денежные средства являются наиболее ликвидным активом, соответственно увеличение показателя на конец исследуемого периода на 1973 тыс. руб. является фактором, положительно влияющим на структуру активов баланса.

Однако следует обратить внимание, что по состоянию на конец 2011 года непокрытый убыток составляет 69189 тыс. руб., который только за год увеличился в 2,6 раза. Следовательно, у предприятия отсутствуют источники пополнения собственных средств для ведения им эффективной финансово - хозяйственной деятельности.

Чистые активы организации имеют значение выше величины уставного капитала, а именно:

на конец 2010 г. - 303047 тыс. руб.;

на конец 2011 г. - 308173 тыс. руб.

Уставный капитал за 2011 год составляет 28069 тыс. руб., следовательно, величина чистых активов соответствует требованиям ст. 15 Федерального закона № 161 - ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Величина чистых активов позволяют сделать вывод о том, что МУП «ЖЭУ» может продолжить свою деятельность в обозримом (не менее 12 месяцев) будущем в соответствии с принципом непрерывности деятельности предприятия. Однако следует учитывать, что при расчете чистых активов участвует добавочный капитал. Кроме, того в случае увеличения убытков величина чистых активов будет снижаться.

Имущество предприятия формируется за счет собственных и заемных источников. В структуре собственного капитала организации преобладает добавочный капитал (более 50 %), в структуре заемного капитала - долгосрочные обязательства (также более 50 %).

Источники образования финансовых ре­сурсов МУП «ЖЭУ» разделяются на собственные, привлеченные и заемные.

В состав собственных финансовых ресурсов предприятия включаются:

прибыль, оставшаяся в распоряжении организации после выплаты всех обязательных платежей;

амортизационный фонд;

сформированные фонды накоплений.

В качестве привлеченных источников формирования финансовых ресурсов предприятия выступает целевое финансирование со стороны государства на покрытие убытков и осуществление капитальных вложений.

МУП «ЖЭУ» использует также заемные средства на краткосрочной и долгосрочной основе (коммерческие кредиты и займы).

За 2009 - 2011 годы произошло увеличение амортизационного фонда на 26845 тыс. руб., или на 13,68 %.

В соответствии с уставом предприятием созданы и используются следующие резервные фонды:

резервы под оценочные обязательства;

резерв по сомнительным долгам;

резерв предстоящих расходов.

Резервный капитал по состоянию на конец 2011 года отсутствует, на конец 2010 г. - составляет 251776,00 руб. В соответствии с уставом предприятие формирует резервный фонд не ниже 50% уставного фонда путем ежегодных отчислений в размере 10 % от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия до достижения размеров, предусмотренных уставом. Средства резервного фонда предназначены исключительно на покрытие убытков. В связи с наличием убытка за 2010 - 2011 годы резервный фонд не сформирован.

Сумма резерва по сомнительным долгам по состоянию на начало 2011 г. составляет 1261051,12 руб. на конец этого же года - 4997392 руб. Необходимость увеличения средств данного резерва связана с возросшим риском невозврата денежных средств от должников.

В 2011 году по сравнению с 2009 годом произошло значительное снижение резерва предстоящих расходов, а именно на 51582 тыс. руб. Предприятие не формирует резервы на отпуска и годовое премиальное вознаграждение, поэтому часть средств резерва предстоящих расходов были направлены на данные мероприятия.

Согласно данным бухгалтерского учета в 2011 году при отсутствии чистой прибыли произведены выплаты:

материальной помощи работникам, проработавшим год - 2955386,84 руб.;

вознаграждения по итогам работы за год (13-я зарплата) - 4172414 руб.

Согласно коллективному договору источниками указанных выплат является:

выплат материальной помощи - фонд материального стимулирования, создаваемый за счет чистой прибыли, экономия фонда оплаты труда;

выплат по премированию работников МУП «ЖЭУ по итогам работы за год - чистая прибыль и создаваемый за счет прибыли фонд материального стимулирования.

Таким образом, предприятию рекомендуется выплаты стимулирующего характера при наличии убытков проводить с согласования собственника, или создать фонды материального стимулирования в соответствии с требованиями устава.

Целевое финансирование из регионального бюджета по состоянию на 2009 - 2010 годы отсутствует, а в 2011 году составляет 2985164,25 руб. В составе целевого финансирования учтены денежные средства поступившие (начисленные) от МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации Мирного» по договору № 003 от 11.02.2011 г. и договору б/н от 03.02.2011 г. на убытки, возникающие в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию и холодное водоснабжение и водоотведение.

Динамика поступлений из федерального бюджета отражена в таблице 3.3.

Таблица 3.3 - Бюджетные средства, направленные МУП «Жилищно-эксплуатационное управление», млн. руб.

Показатели

2009г.

2010г.

Изменение




абс.

отн.

Получено в отчетном году бюджетных средств всего, в том числе

94288

18780

-75508

-80,08

на текущие расходы

23550

5648,62

-17901,4

-76,01

на вложения во внеоборотные активы (приобретение НМА, покупка, реконструкция и модернизация ОПФ)

13894,8

2500

-11394,8

-82,00

целевое финансирование на покрытие убытков

55552,8

9280,48

-46272,3

-83,29

субсидии и льготы населению

1290,5

1350,9

60,4

4,68


Данные за 2011 год не отражены в таблице, так как за этот период были получены только средства, предоставленные по статье «Субсидии и льготы для населения».

В ходе проведения анализа были выявлены следующие проблемы: за анализируемые периоды наблюдается значительное сокращение бюджетных поступлений. За 2009 - 2010 годы их сумма сократилась на 80,08 %. В частности, уменьшение произошло по следующим статьям:

на текущие расходы - на 76,01 %;

на вложения во внеоборотные активы - 82 %;

на покрытие убытков - 83,29 %.

Положительная динамика наблюдается по статье поступлений «Субсидии и льготы населению» - на 4,68 % по состоянию на конец 2010 года.

Все полученные средства использовались исключительно по назначению.

Таким образом, показатель соотношения бюджетных и собственных средств в исследуемой организации имеет следующие значения:

за 2009 год - 1891,66;

за 2010 год - 421,38;

за 2011 год - 936,88.

Следовательно, предприятие полностью зависимо от бюджетных поступлений для осуществления своей финансово - хозяйственной деятельности.

В практике предприятия основными направлениями использования прибыли являлись:

строительство, реконструкция и обновление основных производственных фондов;

увеличение уставного капитала (при необходимости доведении его размера до величины чистых активов):

развитие и расширение производственной деятельности предприятия, пополнение его оборотных активов;

создание различных фондов организации, в том числе предназначенных для покрытия убытков;

материальное стимулирование, обучение, подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников предприятия и др.

Таким образом, ввиду того, что за последние два года предприятием были получены убытки, денежные средства на данные мероприятия, кроме материального стимулирования сотрудников, не направлялись.

4. Мероприятия по повышению эффективности формирования и распределения финансовых ресурсов МУП «Жилищно-эксплуатационное управление»

Анализ финансово - хозяйственной деятельности предприятия позволил выявить наличие следующих проблем:

. По основной деятельности:

полная зависимость предприятия от поступлений из бюджета;

экономически не выгодные установленные тарифы на оказываемые услуги;

рост суммы неоплаченных долгов предприятию;

снижение динамики поступлений из федерального и регионального бюджетов;

значительное превышение доходов над расходами;

превышение темпов роста кредиторской задолженности над темпами роста дебиторской;

ухудшение важных финансово - экономических показателей, характеризующих платежеспособность и финансовую устойчивость организации;

снижение объема предоставления услуг;

нерентабельность следующих видов деятельности: оранжерея, водопотребление, водоотведение, содержание дорог, баня и УЭЖФ.

. По внереализационной деятельности:

отсутствие резервных фондов по состоянию на конец 2011 года;

экономически не выгодная реализация ТМЦ;

наличие убытков прошлых лет;

недостаточность средств, выделенных в качестве субсидий на покрытие убытков при осуществлении основной деятельности.

Основными направлениями развития деятельности МУП «ЖЭУ» в среднесрочной перспективе являются:

повышение качества обслуживания населения;

содержание объектов внешнего благоустройства и улично-дорожной сети путем внедрения новых технологий, высокопроизводительной техники, энергосберегающих программ, обеспечивающих снижение затрат на предоставляемые услуги и выполняемые виды работ;

обеспечение подготовки и бесперебойной работы всех объектов;

проведение капитального ремонта жилищного фонда;

стремление к достижению финансовой устойчивости.

Для улучшения хозяйственной деятельности и повышения эффективности формирования и распределения финансовых ресурсов предприятию рекомендуется проведение следующих мероприятий:

. Активное развитие широкого спектра платных бытовых услуг для населения по выполнению строительных, ремонтных, сантехнических работ улучшенного качества. Предварительная оценка платежеспособного спроса на строительные материалы, сантехническое оборудование и т.д. дает прогнозный объем реализации в 0,5-0,6 миллионов рублей в месяц.

Также перспективным направлением получения дополнительных источников доходов является организация платных автостоянок, которая не требует значительных финансовых вложений и быстро окупаема. Осуществление дополнительной коммерческой деятельности в указанных областях позволит предприятию увеличить размер прибыли.

. Использование финансовых инструментов таких как:

банковские краткосрочные депозиты;

система вексельных расчетов с поставщиками и подрядчиками.

В процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия через его расчетный счет постоянно проходят крупные денежные средства, которые не всегда используются одномоментно. В связи с этим возможно использование вексельной формы расчетов со сторонними поставщиками и подрядчиками. Использование вексельной формы расчета со сторонними организациями, позволит предприятию увеличить денежные поступления, а также сэкономить на оплате услуг, обслуживающего банка, поскольку передача (индоссамент) векселя не требует оплаты.

. Проведение организационно-административных мероприятий по своевременному принятию мер к лицам, просрочившим оплату за предоставленные услуги. В условиях инфляции, наличие такой задолженности, напрямую приводит к убыткам из-за постоянного роста цен на приобретаемые материалы и услуги сторонних организаций. В связи с этим предлагается создание отдела по контролю за платежами в рамках бухгалтерии предприятия, задачей которого являлся бы жесткий контроль за поступлением платежей и возможность принятия, вплоть до судебных, мер по взысканию задолженности.

. Для повышения прибыльности основной деятельности (при условии выделения финансирования) рекомендуется выполнить следующие виды работ:

техническое обследование коллекторов и водовыпусков;

аварийно-восстановительные работы объектов;

прочистку и ремонт водоотводных труб;

разработку проектно-сметной документации на ремонт объектов.

В целях сокращения расходов на энергоресурсы и снижение себестоимости услуг рекомендуется:

осуществление модернизации и реконструкции объектов коммунального комплекса;

снижение уровня износа наиболее важных объектов (по отоплению, водоснабжению и водоотведению), улучшение их технических характеристик;

снижение непроизводительных потерь.

Для снижения уровня износа основных фондов предприятия необходимо своевременное проведение капитальных и текущих ремонтов и постоянное текущее содержание. Проведение запланированного объема работ ремонтов приведет к повышению эксплуатационного состояния сетей, а также к снижению аварийности и уменьшению процента потерь ресурсов.

. Организовать работу с физическими лицами по предоставлению услуг Банно-прачечного комбината, что позволит увеличить объем предоставляемых услуг и как следствие при минимальных затратах увеличит прибыль предприятия.

.

Похожие работы на - Анализ деятельности МУП 'Жилищно-эксплуатационное управление' г. Мирный

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!