От Мифа к Логосу: этапы становления философии

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,72 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

От Мифа к Логосу: этапы становления философии

Московский Государственный Лингвистический Университет

Факультет экономики и права

Кафедра туризма










Реферат по философии

«От Мифа к Логосу: этапы становления философии»











Москва, 2011г.

Введение

Философия - одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в VII-VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению. Уяснение таких вопросов жизненно важно для людей. Это особенно ощутимо в эпохи перемен с их сложным сплетением проблем - ведь именно тогда активно проверяется делом и преобразуется само мировоззрение. Так в истории было всегда. Но, пожалуй, никогда еще время не ставило так остро задач философского осмысления всего происходящего, как в переживаемый сейчас период истории, в начале III тысячелетия.

Первоначально слово "философия" употреблялось в более широком значении, чем закрепившееся за ним позднее. По сути это был синоним зарождающейся науки и теоретической мысли вообще. В разные времена у разных народов вопрос, что такое философия, получал неодинаковые ответы. В рамках одной эпохи рождались заметно отличавшиеся друг от друга варианты философского понимания мира и жизни, отражая особый опыт и судьбы стран, а также склад ума и характер мыслителей.

Ядром философии на ранних стадиях ее развития, да и позднее, было учение о первооснове всего сущего, из которой все возникает и в которую все возвращается. Считалось, что рациональное понимание того или иного явления по существу и означало сведение его к единой первооснове. Проблема первоосновы, первоначала смыкалась с другой важной проблемой: единого и многого. Поиск единства в многообразии мира выражал характерную для философской мысли задачу синтеза человеческого опыта, знаний о природе. Эти функции сохранялись за философской мыслью в течение многих веков.

Хотя на зрелых стадиях развития науки, особенно с появлением ее теоретических разделов, они существенно видоизменялись, философский интерес к природе не угас и, насколько можно судить, угаснуть не может.

1. Мифы как предпосылки возникновения философии

История философии как методическое мышление началась два с половиной тысячелетия назад, но как мифологическое мышление - намного раньше.

По мнению многих философов, формирование мифологического мышления связано с особенностями восприятия мира. Кузнецов В.Г и д.р. считают, что миф выступает древнейшей формой восприятия мира в его целостности, нерасчлененности. По его мнению, для первобытного сознания характерным является не противопоставление самого себя природе, а скорее отождествление с нею, осознание собственной включенности в нее.

Здесь он солидарен с В.В. Соколовым, который предполагал, что для первобытного человека характерно "огромное преобладание коллективного над индивидуальным". Важнейшие структурные компоненты мировоззрения - "Мы", "Оно" и "Я" - связаны при этом таким образом, что "Я" (осознаваемая индивидуальность), с одной стороны, сильно зависит от "Мы" (осознаваемая коллективность), а "Я" и "Мы" вместе неотторжимы от "Оно" (как осознаваемой внешней природы). Человек этого периода еще не ставит вопросы природе, он непроизвольно воспринимает ее и тем самым познает. Результатами такого познания-восприятия выступают не понятия, а образы, совокупности которых складываются в мифологические системы. В них "мир, видимый первобытным человеком, заново создается его субъективным сознанием как второе самостоятельное объективное бытие, которое отныне начинает противоречиво жить рядом с реальной, не замечаемой сознанием действительностью"2.

Мир мифов - это мир грез и фантазий. Речь в мифах идет о творении мира (космоса) из первоначального хаоса, о происхождении животных и людей, о богах, все в этом мире определяющих, о борьбе титанов и богов, о грядущей гибели космоса, за которой последует (или не последует) его возрождение, о различных испытаниях, выпадающих на долю человека. В мифах нет отчетливых разграничений между природой и людьми, идеальными и вещественными, фантазией и реальностью. Миф связывал прошлое, настоящее и будущее, формировал коллективистские представления людей, обеспечивал связь поколений.

Как отмечает А.Г. Спиркин, мифология есть результат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Еще не вооруженная наукой и философией пытливая мысль родового человека рвалась к постижению регулятивных сил бытия природы и людей. Этот процесс шел через персонифицирование, олицетворение в образах богов, перед которыми человек испытывал чувства удивления, бессилия и преклонения. Вместе с тем реальная жизнь людей тесно переплеталась с обитающими на Олимпе образами богов. Им приписывались даже человеческие пороки. Боги мыслились не только могущественными, но и капризными, преисполненными мстительности. Люди приписывали богам любвеобилие, нескончаемые измены, любовные распри и т.п.

По его мнению, суть мифологического феномена метко выявлена Г. Гегелем: «Все содержание, приписываемое богам, должно оказаться вместе с тем собственной внутренней сущностью индивидов, так что, с одной стороны, господствующие силы представляются индивидуализированными сами по себе, а с другой стороны, это внешнее для человека начало оказывается имманентным его духу и характеру».

Кузнецов В.Г и д.р также считают, что мифологические представления могли быть только образами. А "образ", как бы мы ни мудрили, есть зрительный "внешний вид", зрительная "наружная" сторона предмета. Пространственные, ограниченные внешней зрительной данностью, однократные и неподвижные представления при всей их суммарности не содержали ни доли обобщения. Мифотворческий образ - производное именно мифотворческого мышления со всеми законами мифотворческого восприятия пространства, времени и причины, с его слитностью субъекта и объекта. Поэтому метафоры мифа, хотя и носят очень конкретный характер, выступают бескачественными образованиями.

Отсутствие качественных признаков вытекает из отсутствия понятийной мысли, способной отвлекать признаки и строить "качество" предмета. Нужно осознать, что никакой эпитет, никакое описательное имя, семантически относящееся к эпохе мифотворчества, не выражают никаких качественных признаков, ни дурных, ни хороших. Как процесс познания-восприятия миф, имеющий дело с особой сознательно сконструированной реальностью, обладает собственной внутренней логикой, не менее жесткой в следовании заданным правилам, чем современная формальная логика. "Логика мифа" определялась характером мышления: оно, как мы уже сказали, было не абстрактным, а конкретным, не расчленяло, а, напротив, стремилось буквально все объединить в целостном представлении.

Как форма целостного, синтетичного восприятия мира миф является формой сознания, адекватной первобытной эпохе, а, следовательно, он не только объясняет мир, но и выполняет регулятивно-прагматические функции. Он поучает, так как основан на истине, воспринимаемой как непреложный закон и священное слово, неверие в которое равно богохульству, его предписания не требуют дополнительного обоснования.

Уход человека от первобытности привел к угасанию мифа, но не прекратился начатый им поиск разгадок мира. Многие мифы вошли в гуманитарную сокровищницу культуры.

По мнению А.Г Спиркина миф порождает философию и эстетику, которые в сумме, и составляют современное язычество. Миф ничуть не теряет своей значимости, просто меняет форму.

Многие сюжеты язычества закреплённые в мифе, сейчас вполне объяснимы с точки зрения философии. Например, для древних славян характерно было восприятие себя как потомков богов. Чтобы это понять необходимо вспомнить языческий принцип всеединства (принцип всемирья). Всё связано в мире. Человек и космос. Боги - это силы космоса, законы бытия. Т.е. и человек и Боги являются элементами одной системы - Мира. Род - главное божество славянского язычества. Род - первоисточник всего. И Боги и люди и весь Мир порождены Родом, т.е. имеют один источник. Но при этом Боги как силы и законы космоса и бытия, определяют жизнь в той или меньшей степени. Человек существо живое, сущее в жизни, следовательно, его рождение было определено Богами и законами. Возвращаясь к мифу надо вспомнить и вечный сюжет борьбы светлого и тёмного божества, Бога-героя и некоего Змия. Причём побежденная «плохая сила» всегда оживает (ибо она бессмертна) и бой начинается вновь, от мифа к мифу. Здесь, по мнению автора, затрагивается очень интересная тема языческого добра и зла.

Мир - сбалансированная система войны и единства противоположностей, которые не могут существовать друг без друга в рамках системы нашего бытия. Именно здесь и можно усмотреть корень языческого понимания данной проблемы.

Как указывает автор, языческое зло, не есть зло, как привык его понимать человек современный. Неся в себе тенденции разрушения и потери, оно всё равно вписывается в закон мировой правды, ибо без него не было бы и добра и самой жизни. Например, зима наступает лишь для того, что бы пришла весна, съеденное растение даёт жизнь зверю и.т.д. Именно поэтому "плохая сила" и не может умереть. Его смерть означала бы конец мироздания. А смысл существования героя и есть в борьбе с "плохим", чтобы поддерживать равновесие в мире.

Приведенный выше пример отражает философию «нарисованную» в мифе. Он считает, что мифологическая культура, вытесненная в более поздний период философией, конкретными науками и творениями искусства, сохраняет свою значимость на всем протяжении всемирной истории до настоящего времени. Никакая философия и никакая наука и жизнь вообще не властны разрушить мифы: они неуязвимы и бессмертны. Их нельзя и оспорить, потому что они не могут быть обоснованы и восприняты сухой силой рациональной мысли. И все-таки надо их знать - они составляют значимый факт культуры.

Подробно анализируя творения Гомера, Гесиода автор доказывает постепенность перехода от Мифа к Логосу.

«Бессмертным памятником античной культуры являются творения Гомера «Илиада» и «Одиссея». О философских воззрениях Гомера можно сказать, что он всецело находился на почве мифологии. Ему принадлежит изречение: «Мы все - вода и земля». Он не задавался философским вопросом о происхождении мира. Такого рода вопросы первым выдвинул Гесиод (VII в. до н.э.) - крестьянский поэт, автор знаменитых «Трудов и дней» и «Теогонии». Он изложил мифы как единое целое, описав родословную и перипетии в сонме олимпийских богов. «Родословная богов» начинается так: вначале был Хаос. Из него родилась Земля (Гея). Вместе с Землей рождаются Эрос и Эреб - начало мрака вообще и Ночь как самоопределившийся мрак. От брака Эреба и Ночи рождается Эфир как свет вообще и День как определенный свет. Гея рождает Небо - видимый небесный свод, а также горы и морскую пучину. Такова предварительная «Теогония» т.е. происхождение мира. После этого начинается родословная богов: от брака Геи и Урана, т.е. Земли и Неба, рождаются Океан и Тефида, а также циклопы и титаны - гиганты, олицетворяющие различные космические силы. От одного из титанов - Кроноса - берет начало новое поколение богов: сын Кроноса - Зевс в борьбе за власть отсекает у отца «мужское достоинство», которое с огромной небесной выси падает в море, поднимая сильную волну, и из морской пены появляется во всей своей божественной красоте богиня любви - Афродита. Богиня справедливости Дике и Необходимость есть начало всякого земного рождения и слиянности - та, которая посылает женщину сопрягаться с мужчиной и, наоборот, мужчину с женщиной; она взяла себе в помощники Амура и родила его первым из всех богов. Начинается уже «историческая» полоса мифологии. Гесиод приводит нас к последнему поколению богов, потомков Зевса - «олимпийцев», а отсюда - романтическая полоса вступления богов в интимную близость с земными женщинами, рождающими героев, о которых повествуют гомеровские поэмы; это упоительно-фантастическая череда любовных приключений богов. На ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием и соответствующими формами мышления: возрастала сила обобщающего и аналитического мышления, зарождались наука и философия, возникали понятия и категории собственно философского разума, происходил процесс перехода от мифа к Логосу. Однако Логос не вытесняет мифологии: она бессмертна, ею преисполнена поэзия, она завораживает детское воображение, восхищает ум и чувства людей всех возрастов, способствуя развитию воображения, что благотворно влияет на развитие творческих возможностей человека во всех сферах его деятельности».

Постепенность перехода от мифологического мышления к философскому мышлению поддерживает и И.Т. Фролов с соавторами, делая упор на процесс философской рационализации мифа, при котором образы мифических сказаний из личных существ превращаются в безличные категории. По их мнению, постепенное выхолащивание мифологических представлений хорошо видно на примере перехода от образа бабочки-Психеи к понятию души-Психеи (а затем к науке психологии).

Предпосылкой становления философии служит введение отвлеченных сущностей, а окончательно утверждается она тогда, когда эти сущности начинают рассматриваться как понятия, формирующиеся в мозгу человека и выступающие в качестве предмета мышления. От вечных и неизменных понятий берет начало философия, и они - гарант бессмертия человеческого духа.

Миф в собственном смысле слова - как целостный тип сознания, особая форма жизни первобытных народов - себя изжил. Однако не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на вопросы о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, о тайне рождения и смерти. Время показало, что это - принципиальные, ключевые вопросы всякого миропонимания. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения - религия и философия.

В поиске ответов на вопросы миропонимания, поставленные в мифологии, творцы религии и философии избрали в принципе разные (хотя и поныне иногда тесно сближающиеся) пути. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, к поиску веры в философии были вынесены на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, что отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Философская мысль заявила о себе как поиск мудрости..

миф бог космос бытие

2.Знание как основа философии

Согласно Цицерону, слово «философия» было создано Пифагором, греком с острова Самос, который жил в VI в. до н. э. и оказал значительное влияние на развитие греческой мысли.

Предание гласит, что, когда Пифагора спросили, является ли он мудрецом (по-гречески «мудрый» - «sophos»), т. е. человеком, познавшим природу вещей, он ответил: «Я не мудрец, а философ», т. е. «любитель» (philos) «мудрости» (sophia), иначе говоря, человек, любящий мудрость, но не обладающий ею.

Независимо от достоверности данной легенды, термины «философия» и «философ», утвердившиеся с античных времен, ныне используются во всех европейских языках. После знакомства арабов с античной культурой греческие термины перешли в арабский язык в прямой транскрипции. Вплоть до конца XVIII в. различали природную философию (натурфилософию), которая изучала природу (астрономию, физику, биологию и т. д., представлявшие собой составные части философии), и моральную философию, которая исследовала человека, его природу, его сознание, его отношения с миром, а также «первые», то есть высшие «начала», или причины сущего: Бог, душа и т. д., «начала», которые являются объектом метафизики, или философии в собственном смысле слова, которую Аристотель называл «первой», или высшей.

Начиная с XIX в. происходит уточнение терминов. Натурфилософия становится наукой, включая все, что это слово подразумевает (эксперименты, детерминизм законов, математическое обоснование законов природы); философия моральная распадается на несколько отраслей, которые становятся сугубо «философскими»: этика, логика, метафизика и т. д. Тогда же философия делается учебной дисциплиной. Философия

По мнению И.Т. Фролова, в отличие от мифологического миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытесняют фантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического мышления, предоставляя их сфере художественного творчества. С другой стороны, бытующие в народе мифы переосмысливаются с позиций разума, получают новое, рациональное истолкование. Само понятие мудрости несло в себе возвышенный, небудничный смысл. Мудрость противопоставлялась более обыденным благоразумию и рассудительности. С ней связывалось стремление к интеллектуальному постижению мира, основанному на бескорыстном служении истине. Развитие философской мысли означало, таким образом, прогрессирующее отмежевание от мифологии, рационализацию мифа, а также преодоление узких рамок обыденного сознания, его ограниченности.

Итак, любовь к истине и мудрости, тщательный отбор, сопоставление наиболее ценных достижений разума постепенно становится самостоятельным родом деятельности. В Европе рождение философии было одной из составных частей великого культурного переворота в Древней Греции VIII-V веков до н.э., в контексте которого возникла и наука (прежде всего греческая математика VI - IV веков до н.э.). Слово "философия" было синонимом зарождающегося рационально-теоретического миропонимания. Философскую мысль вдохновляло не накопление сведений, не освоение отдельных вещей, а познание "единого во всем". Ценившие именно такое знание древнегреческие философы полагали, что разум "управляет всем при помощи всего" (Гераклит).

Кроме познания мира любовь к мудрости предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о целях человеческой жизни и ее разумном устройстве. Ценность мудрости усматривалась и в том, что она позволяет принимать продуманные, взвешенные решения, указывает правильный путь, служит руководством человеческого поведения. Считалось, что мудрость призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия, образ жизни. Важность этого жизненно-практического аспекта мудрости глубоко понимали и первые философы, и великие мыслители более позднего времени.

Таким образом, возникновение философии означало появление особой духовной установки - поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами. В древнегреческой философии было схвачено и передано последующим векам прозрение того, что знаний самих по себе недостаточно, что они обретают смысл только в сочетании с ценностями человеческой жизни. Гениальной догадкой ранней философской мысли было и понимание того, что мудрость - не что-то готовое, что можно открыть, затвердить и использовать. Она - стремление, поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека. Это путь, который каждый из нас, даже приобщаясь к мудрости великих, к опыту веков и наших дней, все же должен пройти и сам.

В.А Канке поддерживает большинство исследователей в том, что философия как целостный феномен культуры является в первую очередь созданием гения древних греков (VII - VI вв. до н.э.). Зачатки философии можно обнаружить у самых первобытных народов, но они не образуют самостоятельное явление культуры. Как философы древние греки превосходили всех, в том числе древних китайцев и индийцев, во многих отношениях также стоявших у истоков философии.

По его мнению, философия могла возникнуть в Индии, Китае, Греции. Политическая ситуация в трех регионах была сходной: небольшие свободные государства, взаимодействующие друг с другом. Индийская и китайская культуры подготовили появлении философии, но возникла она в культуре греческой. Становлению философии в Индии и Китае помешал мистицизм, греческая же мифология оказалась благотворной почвой, создав набор образов, перешедших в понятия. На то были свои причины.

Именно в древнегреческом мире философия являлась самостоятельным культурным образованием, существовавшим наряду с искусством и религией, а не как их малозаметная составляющая. Именно в Греции появились профессиональные философы, прославившие себя в веках. Часто задаются таким вопросом: почему философия расцвела пышным цветом именно в Древней Греции? Вспоминают, что в эпоху рабства, да еще в благодатном среднеземноморском климате часть греков имела достаточно времени для глубоких размышлений. Греки достигли, а жили они в городах-государствах, определенных политических свобод, которые также благоприятствовали развитию философии. Эти доводы надо иметь в виду. Вместе с тем следует учитывать, что философия - это результат творчества. Но всякое творчество является среди прочего и случайным явлением, неожиданным изобретением, догадкой. Сами древние греки очень удивлялись философии. Великий Аристотель не без оснований утверждал: «Философия начинается с Удивления». Что же вызывало удивление в первую очередь? Систематическое рациональное мышление на основе идей. Философия дополнила мифы и религиозные представления развитым рациональным мышлением. Именно это было в диковинку.

Несколько другой точи зрения почему именно греки являются основателями философии придерживается Р. Каратини. По его мнению, общие философские рассуждения существовали задолго до того, как появились философы, как их определял Цицерон. Аналогичные рассуждения встречаются задолго до греческих сочинений, в учениях египтян, в Месопотамии и на Ближнем Востоке. Но нигде они не имели той завершенности, какая наблюдается в работах античных философов. Собственно, то, что называется философией, - это и есть тип интеллектуальной деятельности, зародившейся в Греции конца VII в. до н. э. Конечно, это еще не было философией уровня Фалеса и Пифагора. Корни греческой философии, вероятно, лежат в ближневосточной (шумерской) мысли, и ей предшествовали различные идеи, оказавшие влияние на ее будущее развитие. Однако, каковы бы ни были эти корни, ясно, что первая философская школа была создана в Милете в конце VIII в. до н. э. Фалесом. Таково место и время рождения классической философии.

Условия, при которых появилась философия, были не слишком благоприятны: об этом свидетельствует предыстория Средиземноморья. Начиная со II тысячелетия до н. э. индоевропейцы стали захватывать эгейские и критские территории. Захватчики распространяли свое влияние волнообразно: ахейцы обосновались на Пелопонесе и Крите, создав блестящую Микенскую цивилизацию, названную так по имени главного города - Микены. За ними шли ионийцы и фессалийцы, занявшие самые северные районы Греции. С XV в. до н. э. ахейцы пересекают Эгейское море и распространяются по побережью Малой Азии (современная Турция): Троянская война, о которой нам напоминают поэмы Гомера, - один из последних эпизодов этой экспансии. Но в XII в. до н. э. их вытеснили дорийцы, которые сначала захватили континентальную Грецию, затем Эгейское море и территории Малой Азии, разрушив многие греческие города. Древние эллины, изгнанные со своей земли, поселились на эгейских территориях, а дорийцы создали новые города-полисы (например, Спарту). К X в. до н. э. перемещение народов закончилось: континентальная Греция, острова и побережье Эгейского моря оказались заселенными народом, который уже не менялся до конца античного периода.

Нашествия дорийцев имели важные экономические и культурные последствия. Исчезли крупные города, приостановились торговля, навигация: господство над морями перешло в руки финикийцев из Тира и Сидона (города вблизи современного Бейрута). В культурном плане последствия были еще более существенными. Исчезла письменность, сократилось искусство керамики, свелись до минимума строительство городов и архитектура. Были и положительные моменты: дорийцы ввели верховую езду (афиняне лошадей использовали только для тягловой работы), способствовали развитию металлургии (между XII и I вв. до н. э.).

Однако значительный культурный центр, существовавший на берегах Эгейского моря, исчез с лица Земли. Отныне здесь господствовала Малая Азия - передовой бастион Ближнего Востока. Между греческими миром, находившимся в состоянии упадка, и миром семитским, где доминировали ассирийская, вавилонская, арамейская культуры, существовала зона взаимного влияния. В частности, это была Лидия периода нашествия дорийцев. Жители страны говорили на языке, относящемся к хетто-лувийской группе индоевропейских языков; первые их цари были хеттского происхождения. В VIII в. до н э. могущественные и богатейшие цари Лидии, господствовавшие на Средиземноморских территориях Малой Азии, способствовали развитию греческих городов. Находясь между древней восточной и зарождающейся греческой культурой, они, несомненно, сыграли роль в том, что можно назвать «греческим чудом». Именно в границах Лидии стали развиваться такие города, как Милет, Клазомены, Колофон, Эфес, Самос. Не случайно первые философские школы зародились именно здесь. В этой области, как и в некоторых других, античная Греция приняла эстафету от Древнего Востока.

Идея внедрения рационального содержания в мифологическое мышление как постепенного перехода к философскому мышлению доказательно отражена в учебнике Ф. С Файзуллиной. По ее мнению, с ссылкой на других исследователей, миф широко использовался в период становления философии как удобная, привычная всем согражданам форма, в которую вкладывалось новое, рациональное содержание. Например, пишется, что для обеспечения возможности совместной жизни людей боги решили «ввести среди людей стыд и правду», но что это такое, определяется по-философски. Исследователи отмечают, что довольно длительное время античная философия была своеобразной рационалистически стилизованной мифологией.

Корни философии - в обычных представлениях, прошедших стадию мифологизирования. В одной из основных философических категорий - материи, обозначающей объективную реальность, данную в ощущениях, слышится слово «мать», которое в мифологии поднялось до символа Матери-Земли, Матери-Природы как бесконечного пространства, понимаемого в виде бесформенной протяженности, доходящей до бескачественности в философском понятии материи.

А в понятии идеи как образца для всех вещей - отголоски представления об отце или, в мифологизированном варианте, об Отце-Небе как основателе и творце мира. Отыскивая корни философии, можно уйти и глубже - в мистику.

Философия вышла из мифологии, но её становление не было безоблачным. За возможность развивать философию люди платили своей жизнью. У истоков философии стояла жертва Сократа.

Философия - вдохновляемая любовь к мудрости, рациональная отрасль духовной культуры, имеющая своим предметом фундаментальные вопросы человеческого существования.

Строгое понимание философии как отрасли культуры следует отличать от образного употребления этого слова. Произвольное словоупотребление имеет место, но оно очень далеко от того содержания философии, которой присущей как общеобразовательной дисциплине.

Философия имеет культурную специфику. Рациональный характер философии отличает её от всех отраслей культуры, кроме науки, с которой ее именно по причине данного сходства часто смешивают, говоря о философии как о науке. По предмету своих исследований философия отличается от науки, во многом совпадая с мифологией и религией, дающими свой ответ на те же фундаментальные вопросы.

Первоначально философия выступала в качестве синтеза всех знаний. В дальнейшем в процессе обособления частных наук сфера философского знания постепенно сужалась, хотя при этом его главное содержание, его, так сказать, стержень сохранялся.

Что постоянно оставалось в центре внимания философов? Во-первых, природа; во-вторых, общественная жизнь; в-третьих, (и это главное), человек. Эти три центральных момента - природный и общественный мир, а так же человек в их взаимосвязи - были и остаются главными предметами философских размышлений.

Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов.

К этому следует добавить, что в центре философии стоит человек, что, с одной стороны, обусловливает формирование картины мира и исследование его воздействия на человека, а с другой - рассмотрение человека в его отношении к миру, определение его места, его предназначения в мире и обществе. Отношение человека и мира пронизывает всю философию, начиная с вопроса о том, что есть наше знание? Задана ли истина вещами, объектами или она продукт произвола субъекта? Что есть ценность? "Сидит" ли она в вещи, или мы приписываем ей ценность?

Отсюда следует, что вопрос о соотношении материи и сознания, т. е. по сути дела об отношении мира и человека есть "стержневой", основной вопрос философии. Ни одно философское учение не может обойти этот вопрос, и все иные проблемы рассматриваются через призму соотношения материи и сознания.

Различное решение этого вопроса, который Ф. Энгельс характеризовал как великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, определяет водораздел между главными направлениями философии. Сам основной вопрос имеет две стороны. Первая - что первично, материя или сознание; вторая - как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т. е. познаваем ли мир.

3.Этапы становления философии. Краткая характеристика

За 2,5 тысяч лет философия прошла большое количество этапов своего развития. Однако современная наука рассматривает всего четыре крупнейших этапа:

) античная философия - VI в. до н.э.-III н.э.;

) средневековая философия - IV-XIV вв.;

) нововременная философия - XV-XIX вв.;

) новейшая (современная) философия - XX в.

В каждую из четырех выделенных эпох существовала особенная философия, сохранявшая тесную преемственность с предыдущей философией, но и довольно резко отличающаяся от нее.

Раз мир в своем существовании независим, то человек как разумное существо должен стремиться познать мир и сообразовывать свои действия с его законами, а не пытаться в той или иной форме воздействовать на волю богов. В философском мышлении начинает формироваться теоретический интерес к миру: что он собой представляет и как устроен. Теоретическое отношение к миру предполагает отвлечение от наглядных образов и представлений и выработку понятий, отражающих наиболее общие характеристики предметов. Конечно, процесс теоретизации мышления был очень долгим, растянувшимся на века. Философии приходилось пользоваться тем мыслительным материалом, который был уже накоплен, но философия не просто позаимствовала у мифологии некоторые образы и символы, а переработала их, включив в новые мыслительные схемы и наполнив новым содержанием.

Особенности стиля философского мышления средневековья заключаются в следующем:

. Если античное мировоззрение было космоцентричным, то средневековое - теоцентрично. Реальностью, определяющей все сущее в мире, для христианства является не природа, космос, а Бог. Бог является личностью, которая существует над этим миром.

. Своеобразие философского мышления средневековья заключалось в его тесной связи с религией. Церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского мышления. Содержание философской мысли приобрело религиозную форму.

. Представление о реальном существовании сверхъестественного начала (Бога) заставляет смотреть под особым углом зрения на мир, смысл истории, человеческие цели и ценности. В основе средневекового миросозерцания лежит идея творения (учение о сотворении мира Богом из ничего - креационизм).

Христианство принесло в философскую среду идею линейности истории. История движется вперед к Судному Дню. История понимается как проявление воли Бога, как осуществление заранее предусмотренного божественного плана спасения человека (провиденциализм).

Христианская философия стремится осмыслить внутренние личностные механизмы оценки - совесть, религиозный мотив, самосознание. Ориентация всей жизни человека на спасение души - это новая, проповедуемая христианством ценность.

. Философское мышление средних веков было ретроспективным, обращенным в прошлое. Для средневекового сознания «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее».

. Стиль философского мышления средневековья отличался традиционализмом. Для средневекового философа любая форма новаторства считалась признаком гордыни, поэтому, максимально исключая субъективность из творческого процесса, он должен был придерживаться установленного образца, канона, традиции. Ценилось не творчество и оригинальность мысли, а эрудиция и приверженность традициям.

. Философское мышление средневековья было авторитарным, полагалось на авторитеты. Самый авторитетный источник - Библия. Средневековый философ обращается за подтверждением своего мнения к библейскому авторитету.

. Философия средневековья - комментаторская философия. В форме комментария написана значительная часть средневековых сочинений. Комментировалось главным образом Священное Писание. Предпочтение, отдаваемое в религии авторитету, высказыванию, освященному традицией, перед мнением, изложенным от своего лица, побуждало к аналогичному поведению и в сфере философского творчества. Ведущим жанром философской литературы в средние века был жанр комментариев.

. Как особенность следует отметить экзегетический характер средневекового философствования. Для средневекового мыслителя исходным пунктом теоретизирования становится текст Священного Писания. Этот текст является источником истины и конечной объяснительной инстанцией. Мыслитель ставит своей задачей не анализ и критику текста, а только его истолкование. Текст, освященный традицией, в котором нельзя изменить ни слова, деспотически правит мыслью философа, устанавливает ей предел и меру. Поэтому христианское философствование может быть понято как философская экзегеза (толкование) священного текста. Философия средних веков - это философия текста.

. Стиль философского мышления средневековья отличает стремление к безличности. Многие произведения этой эпохи дошли до нас анонимными. Средневековый философ не говорит от собственного имени, он рассуждает от имени «христианской философии».

. Философскому мышлению средневековья был присущ дидактизм (учительство, назидательность). Почти все известные мыслители того времени были либо проповедниками, либо преподавателями богословских школ. Отсюда, как правило, «учительский», назидательный характер философских систем.

Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. В эпоху Нового времени в центре философских изысканий ставят человека (по-гречески человек называется антропосом). В философии же эпохи Возрождения два центра - Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новому времени .

Философия Нового времени внутренне неоднородна. Связь ее основных положений не повторяет строгость математических теорем. Но она четко указывает на своеобразие нововременной философии.

Философия Нового времени ставит в центр своего внимания либо отдельного человека (Декарт, Локк, Кант, Ницше), либо "коллективного" человека (Маркс). Это означает, что философия Нового времени антропоцентрична.

В философии Нового времени преобладает гносеологическая установка, т.е. считается, что доступ к пониманию мира открывает познание.

Философия Нового времени очень логоцентрична, т.е. идеалом познания признается четкое, строго рациональное мышление (это находит свое проявление в особом интересе Декарта к ясным идеям сознания, Канта к познавательным способностям души, Гегеля к универсальным идеям, Маркса к науке).

. Для философии Нового времени очень характерен преобладающий интерес к методам, способам познания (сравните методы Локка, Канта, Гегеля, Маркса).

. Особый интерес к познанию приводит к наукоцентризму (науку ставят превыше всего, философию стремятся поставить на научные рельсы).

. Наукоцентризм приводит к желанию подчинить общественную жизнь законам - правовым (Локк), моральным (Кант), экономическим и политическим (Маркс).

. Возрастает ориентация на практику. Кант, Гегель, Маркс начинают подчеркивать приоритет практики по сравнению с теорией.

. Философия Нового времени знаменует собой третий, заключительный после античной и средневековой философии, этап так называемой классики философии, классической философии. Идеалы классической философии во многом отрицаются уже в философии Ницше.

Новейшую и современную философию XIX-XX вв. иногда называют также неклассической философией и объединяют в один период, иногда же условно разделяют на философию XIX в. и философию XX в.

Историю современной философии обычно начинают с критики мощных систем немецкого идеализма, и прежде всего - спекулятивной системы Гегеля как вершины всей предшествующей классической философии. Философия Просвещения и немецкий идеализм определяются теперь как философия абстрактного разума, как спекуляция и метафизика. Отныне понятие разума уступает своё центральное место другим принципам. Разум теряет свою автономию, единство, чистоту и суверенность и ставится в зависимость от иных начал. Многообразные течения неклассической философии объединяет отказ от рациональной метафизики, от понятия философии как высшей науки. В XIX в. начинается развитие трёх ведущих направлений современной философии:

) позитивизма, сводящего философию к анализу или синтезу конкретно-научного знания, т. е. отводящего ей роль служанки науки (О. Конт);

) марксизма, ставящего философию на службу революционному преобразованию мира и построению коммунистического общества (К. Маркс);

) иррационализма как метафизики воли и философии жизни, (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше). Рационализм и классические направления сохраняются, принимая модернизированную форму, но уже не господствуют (неокантианство, неогегельянство, неотомизм).

На рубеже XIX-XX вв. возникают ведущие течения философии XX в. - феноменология (Э. Гуссерль) и аналитическая философия (Г. Фреге, Б. Рассел).

Заключение

Философское познание изменяющейся, развивающейся действительности возможно лишь в форме творческого поиска, который считает полученные решения не окончательными, а открытыми - открытыми для дискуссии, для критики, для переосмысления, уточнения и углубления.

Философский поиск всегда не только опирается на предшествующие достижения философской мысли и одушевляется ими, но и сам вновь и вновь одухотворяет эти достижения, делает их актуальными для мировосприятия и раздумий современного человека.

В современном динамичном, бурно меняющемся мире человечество постоянно сталкивается с принципиально новыми ситуациями, задачами и проблемами во всех сферах своей жизни. Философское осмысление реальностей современного мира и тенденций его развития - одно из важных условий того, чтобы человеческая деятельность могла реализовываться как деятельность разумная, сознательная и целенаправленная.

Посредством философского анализа определяются те мыслительные горизонты, на фоне которых формируется рациональное отношение к проблемным ситуациям, возникающим в жизни человека и общества. Иначе говоря, философский анализ позволяет выразить на языке понятий и, следовательно, сделать предметом разумного осмысления наши интересы и устремления, нашу неудовлетворенность самими собой и тем, что нас окружает, - в общем, все то, что побуждает нас действовать, и действовать так, а не иначе. Критическое философское исследование всегда не только решает отрицательные задачи ниспровержения тех или иных устаревших стереотипов, но и несет в себе мощный положительный заряд утверждения всего того, что соответствует как новой, изменившейся реальности, так и новым социальным идеалам, взятым во всей их полноте и гуманистической направленности.

Литература

1. Асмус В.Ф., Античная философия.- М.: «Высшая школа», 1976 г. 541 с.

. Введение в курс философии. под ред. Файзуллина Ф. С.; Уфа, УГАТУ,1996. 408 с.

. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., М.: Республика, 2005.- 623 с.

. Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.- М.: Логос, 2001.- 272 c.

. Канке В.А. Основы философии.- М.: Логос, 2008.- 288 с.

. Каратини Р. Введение в философию; М.: Изд-во Эксмо, 2003.- 736 с.

. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х «Философия»; г. Уфа; 2004 г.- 207с.

. Соловьев В.В. «Субъект-объектная суть философии и ее проявление в цивилизованном и историко-философском процессее»; Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №3. 1999. С. 3-14

. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2006. - 736 с.

. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высшая школа, 2003. - 263 с.

Философия.- под ред. Мялкина А.В.-М.: 2010; не нашла есть 2005 528 c.

. Ясперс К. Введение в философию / Пер. с нем. Под ред. Михайлова А.А. Минск: Изд-во ЕГУ ЗАО "Пропилеи". 2000. - 191 с.

Похожие работы на - От Мифа к Логосу: этапы становления философии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!