Сравнительная оценка налоговых систем Российской Федерации и Италии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    81,5 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сравнительная оценка налоговых систем Российской Федерации и Италии

Федеральное агентство по образованию

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет»

факультет «Менеджмент и маркетинг»

кафедра «Финансы и кредит»





КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Сравнительная оценка налоговых систем Российской Федерации и Италии»



Выполнила: студентка группы 8-22-39з

Вершинина А.А.

Проверила : Глухова М.Н.





Ижевск 2012

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность налоговой системы Российской Федерации

.1 Понятие налоговой системы

.2 Принципы построения налоговой системы и ее элементов

.3 Система государственных налоговых органов

Глава 2. Сущность налоговой системы Италии

.1 Эволюционные этапы формирования налоговой системы в рамках Европейского Союза

.2 Элементы налоговой системы Италии

.3 Система органов налоговой системы Италии

Глава 3. Сравнительный анализ налоговых систем России и Италии

.1 Сравнительная характеристика основных налогов России и Италии

.2 Анализ налоговых поступлений в бюджеты России и Италии

.3 Пути совершенствования налоговой системы России и Италии

Заключение

Литература

налоговая система орган бюджет

Введение

В условиях мирового кризиса налоговая система, являясь одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики, должна адекватно адаптироваться под сложившуюся ситуацию и стабилизировать экономику в целом.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства страны.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что налоги активно используются властями для воздействия на экономическую ситуацию. Манипулируя ими, государство может повлиять на совокупный спрос и ВВП. В современной экономике неуклонно повышается удельный вес государственных финансов в общем объеме ВВП (включая госбюджет с его основными компонентами - государственными бюджетными расходами и налогами). Манипулирование налогами связано с конкретной деловой активностью - либо в периоды спадов, либо - подъемов. С его помощью властям удается поставить в зависимость от изменений величины государственных расходов и налогов динамику совокупного спроса и ВВП, способствуя их стабилизации. В связи с выполнением этих функций некоторые налоги в экономической теории называют «встроенными стабилизаторами» рыночной экономики. Налоги помогают решать важные экономические, социальные и экологические задачи. Значение и роль налогов в современной жизни каждой страны трудно переоценить.

Цель курсовой работы: рассмотреть теоретические основы функционирования налоговых систем Российской Федерации и Италии и пути их совершенствования.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: изучение налоговой системы Российской Федерации и Италии, их понятия, принципов их построения, структуры и элементов, рассмотрение систем налоговых органов стран, сравнение основных налоговых ставок и показателей, а также возможные пути совершенствования налоговых систем.

Глава I. Сущность налоговой системы России

.1 Понятие налоговой системы

Налоговая система - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке.

В пункте 1 статьи 12 НК РФ законодатель определяет структуру системы налогов и сборов, устанавливаемых в Российской Федерации.

Система налогов и сборов в Российской Федерации отражает федеративное устройство Российского государства и представлена тремя уровнями:

. федеральные налоги и сборы;

. региональные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы субъектов Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов;

. местные налоги и сборы.

Выделение трех уровней системы налогов и сборов в Российской Федерации позволяет четко дифференцировать полномочия представительных органов различных уровней в отношении конкретных видов налогов и сборов.

Под федеральными налогами и сборами понимаются налоги и сборы, отвечающие одновременно двум условиям:

. устанавливаются Налоговым кодексом РФ;

. обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Региональные налоги и сборы в соответствии с комментируемой статьей характеризуются следующими чертами:

. устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ;

. вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов РФ;

. обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;

. законодательные органы субъектов РФ при установлении регионального налога определяют:

а) налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ);

б) порядок и сроки уплаты налога;

в) формы отчетности по региональному налогу;

г) (факультативно) налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Законодательство запрещает устанавливать региональные налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ (п. 5 ст. 12 НК).

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Местные налоги и сборы:

. устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления;

. вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

. обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований (городских или сельских поселений, муниципальных районов, городских округов либо внутригородской территории города федерального значения);

. представительные органы местного самоуправления при установлении местного налога определяют:

а) налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ;

б) порядок и сроки уплаты налога;

в) формы отчетности по местному налогу;

г) (факультативно) налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Так же, как и в отношении региональных налогов, законодатель запрещает установление местных налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым кодексом РФ (п. 5 ст. 12 НК РФ).

Таблица 1.1 Классификация налогов

Федеральные налоги и сборы

Региональные налоги и сборы

Местные налоги и сборы

налог на добавленную стоимость

налог на имущество организаций

земельный налог

акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья

налог на недвижимость

налог на имущество физических лиц

налог на прибыль (доход) организаций

дорожный налог

налог на рекламу

налог на доходы от капитала

транспортный налог

налог на наследование или дарение

подоходный налог с физических лиц

налог с продаж

местные лицензионные сборы

взносы в государственные социальные внебюджетные фонды

налог на игорный бизнес


государственная пошлина

региональные лицензионные сборы


таможенная пошлина и таможенные сборы



налог на пользование недрами



налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы



налог на дополнительный доход от добычи углеводородов



сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами



лесной налог



водный налог



экологический налог



федеральные лицензионные сборы




Для местных налогов и сборов в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) законодатель устанавливает особенность, состоящую в том, что такие налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Налоги и сборы, включенные в систему налогов и сборов Российской Федерации, подразделяются на виды в соответствии с несколькими критериями - порядком установления, порядком введения в действие, территорией, на которой налоги и сборы обязательны к уплате.

При этом следует отметить, что принадлежность налога (сбора) к конкретному уровню системы налогов и сборов не означает, что он является источником доходов только федерального бюджета, или региональных бюджетов, или местных бюджетов.

.2 Принципы построения налоговой системы и ее элементов

Рассмотрим вначале так называемые базовые, основополагающие принципы налогообложения.

Сформулированные еще А.Смитом 4 основных принципа построения налоговой системы, определенным образом модернизированные, используются до настоящего времени:

принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику;

принцип удобства - налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобство для плательщика;

принцип экономичности, заключающийся в минимизации издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Кроме этих ставших уже классическими норм, современная практика налогообложения выработала еще ряд не менее важных принципов (на практике эти принципы чаще всего выражаются в виде так называемых запретов). Среди них выделяют следующие:

) запрет на введение налога без закона;

) запрет двойного взимания налога;

) запрет налогообложения факторов производства;

) запрет необоснованной налоговой дискриминации.

Первый принцип (запрет) чрезвычайно прост: он запрещает государственной власти вводить налоги без ведома и против воли народа. Фактически под этим лозунгом прошли все буржуазные революции, и в настоящее время в любом современном государстве любое налоговое обложение должно быть обязательно одобрено представителями граждан в органах законодательной власти (в парламенте).

Следующий принцип (запрет) имеет дело с ситуацией, когда один и тот же объект за один и тот же отчетный период может облагаться идентичным налогом более одного раза (так называемое юридическое двойное налогообложение). Подобная ситуация обычна для нынешней усложненной системы налогообложения, при которой власти разных государств или разные уровни власти в одном и том же государстве пользуются расширенными (пересекающимися) налоговыми правами.

Важнейшее значение имеет принцип (запрет) привлекать к налогообложению базовые факторы производства. К таким факторам, как известно, относятся труд и капитал. Поскольку этот запрет носит экономический характер, то он не закреплен каким-либо образом в законодательных документах. Однако это не мешает властям во всех достаточно развитых странах следовать ему столь строго, как если бы он был признан на уровне конституционного закона. Фактически все налоговое законодательство во всех развитых странах формировалось и формируется при непременном соблюдении этого основополагающего запрета.

Для капитала, вложенного в производство, формально существуют налог на прибыль и налоги на доходы от капитала. Однако первый налог на деле сконструирован таким образом, что им фактически облагается только капитал, выводимый из производства: капитал, примененный в процессе производства, защищен от налогообложения щедрыми амортизационными льготами, а полученная на этот капитал прибыль практически всегда освобождается от налога, если она реинвестируется на развитие производства в рамках этого же предприятия.

Труд как фактор производства свободен от налогообложения во всех развитых странах. Фактически это обеспечено установлением не облагаемого налогом минимума дохода на таком уровне, который превосходит нормальную для данной страны стоимость воспроизводства рабочей силы. На этом минимальном прожиточном уровне дохода работник может всю жизнь быть свободным от налога и получать еще при этом за счет средств бюджета широкий круг социальных пособий, которые некоторыми учеными квалифицируются как некий род "отрицательных" налогов.

В целом же не следует считать жертву властей для таких случаев слишком значительной. На самом деле освобождение от налогообложения предоставляется только в отношении прямых налогов, поскольку эти же работники и так уплачивают в бюджет в виде, например, акцизов и налога на добавленную стоимость до 30% и более от суммы их доходов.

Наконец, последний запрет касается в основном международных отношений и отражает ту известную реальность, что в настоящее время граждане и капиталы широко мигрируют между странами, и сотни тысяч и даже миллионы граждан живут, работают, занимаются бизнесом и получают доходы в разных странах. В большинстве этих стран государство использует в отношении граждан и неграждан принцип резидентства (постоянного местожительства). Соответственно, в этих условиях сама жизненная необходимость требует отказаться от какой-либо налоговой дискриминации иностранцев (хотя бы в расчете на встречную взаимность).

Таким образом, для обеспечения стабильного развития всякая страна должна учитывать и строго соблюдать все вышеперечисленные базовые принципы налогообложения. На них должна основываться налоговая политика страны, налоговые законы не должны приниматься и проводиться в нарушение этих принципов, суды должны разрешать налоговые споры в духе этих налоговых принципов, даже если они и не выражены прямо в форме конкретной нормы закона или иного правового документа (если налоговые правила допускают неоднозначное толкование или намеренно оставляют вопрос на усмотрение исполнительной власти).

Статья 17 НК РФ. Общие условия установления налогов и сборов.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Налоговая база (налогооблагаемая база) - стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения. Общие принципы исчисления налоговой базы:

Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ).

Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения). В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).

Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

Вышеизложенные правила распространяются также на налоговых агентов.

Остальные налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.

В случаях, предусмотренных НК РФ, налоговые органы исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных.

Налоговый период - период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Является одним из обязательных элементов налога. Налоговый период может составлять календарный месяц, квартал, календарный год или иной период времени. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчётных периодов, по окончании которых уплачиваются авансовые платежи.

Общие принципы исчисления налогового периода:

Налоговый период и порядок его исчисления устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ).

Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации). Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации). Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации. Данные правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

Вышеизложенные правила не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал. В таких случаях при создании, ликвидации, реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

Налоговая ставка (норма налогового обложения) - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ.

В случае, когда налоговая ставка выражена в процентах к доходу налогоплательщика, ее обычно называют налоговой квотой.

Основные виды налоговой ставки:

твёрдые - устанавливаются в абсолютной сумме на единицу (иногда весь объект) обложения независимо от размеров доходов.

пропорциональные - действуют в одинаковом проценте к доходу без учета его величины.

прогрессивные - возрастают по мере роста облагаемого дохода.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ).

.3 Система государственных налоговых органов

Налоговая система любого государства включает не только законодательную регламентацию перечня обязательных платежей, порядка их исчисления и уплаты. Налоги - это отношения принуждения, поэтому немаловажное значение имеет создании эффективной системы налоговых органов, обеспечивающих полное и своевременное изъятие обязательных платежей в бюджет государства.

Состав и структура управления налоговых органов разных стран существенно различаются. В России налоговыми органами являются Министерство РФ по налогам и сборам (МНС РФ) и его территориальные подразделения. В определенных случаях, связанных с налогообложением товаров, пересекающих таможенную границу, полномочиями налоговых органов также обладают таможенные органы.

Система органов Министерства РФ по налогам и сборам (ранее - Государственная налоговая служба) представляет собой единую систему контроля за соблюдением законодательства о налогах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты. Деятельность Министерства регулируется соответствующим Положением, которое определяет его организационную структуру, задачи, функции и права. Права, обязанности, ответственность налоговых органов и их должностных лиц также закреплены в Налоговом кодексе РФ (глава 5).

К числу основных задач налоговых органов относятся:

контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

организация и ведение учета налогоплательщиков;

учет и анализ динамики поступления налогов по видам обязательных платежей, категориям плательщиков, территориям; информирование федеральных, региональных и местных органов власти о поступлении налогов;

участие в разработке налоговой политики и налогового законодательства; совершенствование функционирования налоговой системы путем методических разработок, внедрения новых форм информационного обеспечения и др.;

контроль за изданием министерствами, ведомствами и другими организациями нормативных документов, связанных с налогообложением;

разработка форм налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей;

возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет;

оказание консультационных услуг налогоплательщикам; разъяснительная работа по применению законодательства о налогах и сборах.

Для осуществления возложенных на них функций государственные налоговые органы наделяются рядом прав:

требовать от налогоплательщиков документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

производить налоговые проверки проведение в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также у физических лиц;

обследовать производственные, складские, торговые и иные помещения, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения, независимо от места их нахождения;

проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;

приостанавливать операции по расчетным счетам и накладывать арест на имущество налогоплательщиков;

требовать от налогоплательщиков и иных обязанных лиц устранения выявленных нарушений налогового законодательства контролировать их выполнение;

применять финансовые санкции по отношению к недобросовестным налогоплательщикам, взыскивать недоимки и пени по налогам;

привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия лицензий на право осуществления налогоплательщиком определенных видов деятельности;

предъявлять иски в суд и арбитраж: взыскании налоговых санкций;

ликвидации организации любой организационно-правовой формы;

признании сделок недействительными; взыскании неосновательно приобретенного имущества в доход государства и др.

Налоговые органы имеют право проводить налоговые проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от их формы собственности. Налоговые проверки подразделяются на документальные и фактические. Документальные проверки проводятся на основе изучения различных форм налоговой отчетности и других документов, необходимых для исчисления налоговых обязательств плательщика. Фактическая проверка не связана с изучением документов, основными ее формами являются: обследование помещений и инвентаризация имущества, вызов и опрос свидетелей с для получения информации о нарушениях налогового законодательства и т.д.

Проверки могут быть камеральными и выездными. Камеральные проверки проводятся в отношении всех налогоплательщиков. Они осуществляются по месту нахождения налогового органа, основываются на имеющихся в его распоряжении налоговых декларациях и других документах о финансовом положении и деятельности налогоплательщика.

Выездные проверки могут проводиться только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и только по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Налоговые и таможенные органы несут ответственность за свои неправомерные действия, решения или бездействие, в результате которых налогоплательщику были причинены убытки. Эти убытки подлежат возмещению за счет федерального бюджета. Работники налоговых органов обязаны соблюдать налоговую тайну.

Министерство РФ по налогам и сборам несет ответственность за организацию учета налогоплательщиков. Постановка на учет проводится по месту нахождения организации- юридического лица, а также всех ее филиалов; по месту нахождения налогоплательщика - физического лица; по месту нахождения имущества, подлежащего налогообложению (недвижимости, транспортных средств). Основой для ведения учета плательщиков налогов является Государственный реестр налогоплательщиков, в рамках которого каждому плательщику присваивается идентификационный номер (ИНН). Номер является единым по всем видам налогов и указывается во всех документах, представляемых в налоговые органы. На его основе информация вносится в компьютерную базу данных, позволяющую осуществлять оперативный контроль за правильностью уплаты налогов. С 1996 г. в России ИНН присваивается не только юридическим, но и физическим лицам.

К системе налоговых органов в зарубежных странах примыкает налоговая полиция. В 1992 году она была создана и в России, с 1993 года являлась самостоятельным правоохранительным органом. В ее состав входила Федеральная служба налоговой полиции РФ (ФСНП РФ), органы Федеральной службы налоговой полиции в субъектах РФ и местные органы налоговой полиции.

Налоговая полиция привлекалась для совместных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, правильности уплаты налогов. К числу основных ее функций были отнесены относились:

проведение оперативно-розыскных и предварительных следственных действий для выявления и пресечения налоговых преступлений;

розыск лиц, подозреваемых в совершении налоговых преступлений;

прием, регистрация и проверка информации о преступлениях и нарушениях налогового законодательства;

обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защита их сотрудников и членов их семей;

содействие налоговым органам, органам внутренних дел, прокуратуры и др. в выявлении и предупреждении налоговых преступлений;

выявление и пресечение коррупции в налоговых органах;

сбор и анализ информации об исполнении налогового законодательства.

С 2003 года Федеральная служба налоговой полиции в России была упразднена, а ее функции переданы Министерству внутренних дел.

Существует налоговое планирование и уклонение от налогов

Соотношение фактических и максимальных расчетных поступлений в бюджет по определенным видам налогов называется собираемостью налогов.

В теории и на практике принято различать такие понятия, как “налоговое планирование” и “уклонение от уплаты налогов”. Налоговое планирование - это использование налогоплательщиками своих законных прав для минимизации налоговых платежей. Налоговое планирование может быть основано на поисках несовершенства, несогласованности законодательства, использовании предоставляемых законом льгот. В отличие от уклонения от налогов, оно не связано с нарушением действующего законодательства и осуществляется исключительно легальными способами. Можно выделить несколько основных форм налогового планирования:

выбор организационно-правовой формы юридического лица (с целью получения льгот для малых предприятий, некоммерческих организаций и т.п.);

выбор места размещения или регистрации фирмы (например, создание оффшорных компаний);

использование налоговых льгот; оптимизация инвестиционной политики.

Уклонение от уплаты налогов - это полное или частичное неисполнение налогоплательщиком обязательств по уплате налогов, возложенных на него в соответствии с действующим законодательством. Оно может осуществляться в форме искажения отчетности, предоставляемой в налоговые органы, ведения незарегистрированной хозяйственной деятельности, нарушения сроков уплаты налогов, незаконного использования налоговых льгот и т.д. В отличие от налогового планирования, уклонение от уплаты налогов является основанием для применения штрафных или иных санкций по отношению к налогоплательщику.

Однако, уклонение от уплаты налога связано не только с выгодами, но и с издержками. Государство контролирует деятельность предприятия, и если налоговое нарушение будет выявлено, фирма будет обязана уплатить штраф. Чем больше объем сокрытого дохода, тем больше должна быть величина предельного штрафа, поскольку злостные неплательщики должны подвергаться большему наказанию.

Если бы контроль налоговых органов за деятельностью фирмы был полным и постоянным, уклонение от налогов не имело бы смысла. Проблема заключается именно в том, налоговые нарушения выявляются не всегда. С ростом сокрытия доходов от налогообложения вероятность выявления нарушения также увеличивается.

Факторы, от которых зависят масштабы уклонения от налогов:

ставка налога (при ее росте повышается выигрыш фирмы в результате неуплаты налогов, следовательно будет расти стремление уклониться от налогообложения);

величина штрафа за неуплату налогов (чем выше штраф, тем выше ожидаемые предельные издержки уклонения от налогообложения, и, следовательно, тем меньше объем сокрытия доходов);

вероятность обнаружения нарушения (чем чаще и полнее налоговые органы проверяют финансово-хозяйственную деятельность предприятия, тем выше ожидаемые издержки уклонения от налогов)

многообразие налогов и способов уклонения от их уплаты (в структуре налоговой системы любого государства существует множество обязательных отчислений, и издержки уклонения от их уплаты также существенно отличаются. Если базу исчисления налога на прибыль можно снизить многими способами, та такие объекты, как недвижимость и автотранспортные средства, трудно сокрыть от налогового учета);

психологическое восприятие уклонения от налогов (люди имеют разную склонность к риску. Одни готовы честно заплатить налоги даже будучи уверенными, что налоговая проверка их не коснется. Другие склонны рисковать ради получения даже небольшой выгоды. За счет этого издержки уклонения от уплаты налогов для разных людей будут отличаться);

дифференцированность налогового контроля (например, в США вероятность проведения полной налоговой проверки в отношении конкретного лица связана с величиной дохода, продекларированного им за предшествующий период. В первую очередь проверяется налоговая отчетность тех, кто имеет наиболее высокий размер доходов. Вероятность налоговых проверок для различных категорий плательщиков также можно оценить и учесть при проведении экономических расчетов).

Глава 2. Сущность налоговой системы Италии

.1 Эволюционные этапы формирования налоговой системы в рамках Европейского Союза

Налоговая система Италии - это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Современная налоговая система Италии характеризуется довольно четкой структурой, унифицированными правилами обложения и изъятия средств в бюджет, превалированием прямых налогов над косвенными.

С момента вступления Италии в Европейский Союз в экономике произошли заметные изменения и как следствие, появилась необходимость проведения реформ направленных на обеспечения соответствия новым требованиям единой Европы.

В настоящее время в Италии осуществляется очередная реформа государственного управления, включающая реформу налоговой системы.

Одно из направлений реформирование государственного управления направлено на расширение прав и обязанностей регионов Италии. Государственное устройство Италии представляет собой парламентскую республику. Парламент Италии состоит из двух палат, представители которых выбираются всеобщим голосованием. Среди основных задач Парламента - формирование правительства и принятие законов. К моменту завершения реформы (2011 год) планируется, что одна из палат Парламента будет состоять из представителей регионов и право утверждения региональных законов будет передано самим регионам.

Также реформа должна привести к большей организационной и финансовой самостоятельности регионов.

Основная часть налоговых доходов в настоящее время зачисляется в федеральный бюджет, из которого в виде трансфертов или дотаций перераспределяется региональным бюджетам. Однако проводимая реформа ведет к тому, что значительная часть налоговых доходов будет поступать непосредственно в бюджет региона. Также, региональные власти получат полномочия самостоятельно устанавливать ставки по некоторым видам налогов и определять порядок их уплаты. Регионы, имеющие дефицитный бюджет будут получать финансовую поддержку из специально создаваемого государственного фонда. Его формирование будет осуществляться также и за счет отчислений регионов имеющих профицитный бюджет. По завершению реформы государство усилит контроль за бюджетным процессом в регионах, особенно в части составления и исполнения бюджета.

В рамках реформы, одним из вопросов решаемых правительством является совершенствование и развитие системы контроля над процессом уплаты налогов.

Среди ключевых моментов налоговой реформы можно выделить:

создание налогового кодекса, как единого документа в сфере налогообложения;

совершенствование отраслевых оценок налогового потенциала; углубление и расширение детализации категорий субъектов налогообложения и факторов оценки их деятельности (включая количество работающих, площадь занимаемых помещений, месторасположение);

изменение требований и ставок по отдельным видам налогов для физических и юридических лиц.

Исторически сложилось, что экономика Италии основывается на предприятиях малого и среднего бизнеса, которые составляют более 90 % всех зарегистрированных предприятий, что выделяет Италию среди всех стран ЕС. В силу этой особенности налоговая система Италии во многом ориентирована на малый и средний бизнес.

В условиях огромного числа небольших предприятий - налогоплательщиков проводить постоянный, полный контроль достаточно сложно и накладно. В итальянской налоговой системе действует механизм самообложения. Любой субъект налогообложения обязан представить налоговую декларацию, рассчитать и перечислить налоги. Реформа призвана обеспечить налогоплательщикам современные условия для уплаты налогов, стимулируя их к своевременному и полному расчету с государством.

С этой целью в Италии:

создан специализированный справочник, который можно условно назвать как «справочник доходности различных видов бизнеса»;

введена и обеспечена необходимыми ресурсами практика подачи налоговых деклараций налогоплательщиками в электронном виде;

развиты различные механизмы сбора и перечисления налогов, а также взимания недоимок.

Среди перечисленных решений особенно выделяется идея создания «справочника доходности различных видов бизнеса», который позволяет налоговым органам, на основе статистических данных об уплате налогов в стране за последние десять лет, рассчитывать соответствие получаемого дохода и налогов, которые должны быть перечислены государству в зависимости от:

видов деятельности (выделено более 180);

объемов оборота (деление с шагом в пятьсот тысяч евро);

затрат;

отраслей хозяйствования;

месторасположения (учитываются такие показатели как - экономическое состояние экономики области, где находится предприятие;

развитость инфраструктуры);

некоторых других показателей.

В результате, с помощью компьютеризированной обработки информации, налоговые отчеты предприятий сравниваются с расчетными средними показателями. Если показатель предприятия меньше среднего, то предприятие автоматически заносится в список подлежащих налоговой проверке. Налоговые проверки проводятся в более чем 90 % предприятий попавших в список. Однако необходимо отметить, что налоговой проверке подвергаются предприятия и не попавшие в список, особенно имеющие большие обороты. В большинстве случаев проверка оканчивается для предприятия предписаниями на доплату налогов.

Все налогоплательщики Италии - физические и юридические лица имеют уникальный налоговый номер. Проживая или создавая фирму в определенной области Италии, они обязаны встать на налоговый учет в местном органе Агентства налоговых поступлений.

Статус налогового резидента в Италии получают юридические лица, отвечающие одному из следующих критериев:

юридический адрес находится в Италии;

адрес администрации (штаб квартиры) находится в Италии;

производство находится в Италии;

совет директоров составляют граждане Италии.

В среднем в год в Италии собирается порядка 40 млн. налоговых деклараций, из которых около 2 млн. от юридических, остальные от физических лиц. Основная часть налоговых деклараций проходит автоматизированную проверку и выборочный контроль по отношению к данным из других источников.

Взимание налогов осуществляется путем прямой платы и путем прямого удержания. Прямая плата подразумевает добровольное перечисление налогов субъектом налогообложения. Прямое удержание проводится:

с работающих граждан через их нанимателей, которые ответственны за правильный сбор и своевременное перечисление налогов;

с финансовых операций через банки и иные финансовые организации при проведении расчетов;

с торговых операций через торговые организации.

Одной из ряда особенностей системы взимания налогов в Италии является то, что в государственных учреждениях, осуществляющих прямое удержание налогов с работающих государственных служащих, фактическое перечисление подоходного налога в казну не производится. Подоходный налог существует как бы в «бумажном измерении». При его начислении государственные учреждения осуществляют соответствующие проводки в бухгалтерском учете и показывают его в бухгалтерской отчетности. Такая же практика применяется на региональном уровне. Следовательно, в процессе исполнения бюджета объемы перемещающихся средств уменьшаются и полностью исчезает время зависания этих средств по различным счетам государственных учреждений.

.2 Элементы налоговой системы Италии

Налоговая система Италии строится на прямых и косвенных налогах.

К прямым налогам относятся - региональный налог на производственную деятельность, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль компаний, налог на недвижимость.

К косвенным налогам относятся - налог на добавленную стоимость, реестровый (гербовый) сбор, ипотечный и кадастровые сборы, акцизы.

Среди всех собираемых государством налогов наиболее значимыми (по объему) являются:

налог на добавленную стоимость (обычная ставка 20 %, но существуют исключения;

налог на доходы физических лиц (облагается по прогрессивной шкале, начиная с 23 %);

налог на прибыль компаний (34 %);

налог на производственную деятельность (региональный) (4,25 %);

налог на недвижимость (местный) (0,7 %).

Подоходный налог с физических лиц. Субъектом обложения выступают частные лица, резиденты и нерезиденты Италии, а объектом - их доходы. У резидентов (таковыми помимо исконных итальянцев считаются иностранцы, которые имеют в Италии основной источник доходов или проживают в стране более 6 месяцев) этим налогом облагаются все доходы, полученные не только в Италии, но и за границей. Нерезиденты выплачивают этот налог только с доходов, полученных в Италии.

Все доходы частных лиц в зависимости от источника происхождения делятся на пять категорий, каждая из которых имеет особенности исчисления. Этими источниками признаются:

земельная собственность, недвижимость и строения;

Это облагаемый доход, полученный от земельной собственности, ведения сельскохозяйственной деятельности, а также строений и сооружений, исчисляется кадастровым методом. Каждому виду недвижимой собственности соответствует определенный размер дохода, который принимается в расчет независимо от того, был или не был он реально получен.

Кадастровые оценки пересматриваются каждые 10 лет, а в промежутке к действующим нормам Министерство финансов имеет право вводить поправочные коэффициенты.

При исчислении доходов от строений в расчет принимаются городские дома, дачи, мастерские и другие постройки, используемые собственниками для проживания или сдачи внаём. Подобная практика не распространяется на сельскохозяйственные строения (помещения для содержания скота, хранения сельскохозяйственной продукции и т.д.), а также различные вспомогательные постройки торговых предприятий (склады и т.п.).

Доход от строений, как уже указывалось, определяется согласно кадастровым коэффициентам, однако в ряде случаев делается отступление от общего правила. Так, если здание не может быть использовано по назначению или сдано в аренду без согласия владельца, кадастровая оценка сокращается на 70%. И наоборот, кадастровая оценка увеличивается на 300%, если дом, расположенный в густонаселенных коммунах с числом жителей более 300 тыс. человек, не используется владельцем и не сдается им в наем. Тарифы также возрастают (на 30%) по отношению ко второму дому (не основному месту пребывания) владельца.

капитал;

Это всевозможные виды денежной ренты - проценты по займам, текущим и депозитным счетам в банках, облигациям и другим ценным бумагам, выигрышам в лотереях, аннуитетам и пр. Особенность этой категории доходов состоит в том, что изъятие налога осуществляется в большинстве случаев у источника, поэтому эти суммы не включаются в облагаемый доход физического лица. При этом ставка налога в случае его изъятия у источника является единой для всех налогоплательщиков независимо от общего размера дохода.

работа по найму и свободные профессии;

Это фактически все трудовые доходы. Она подразделяется на доходы от работы по найму и доходы лиц свободных профессий.

Доходы лиц, работающих по найму, являются главным источником поступлений по подоходному налогу с физических лиц, их удельный вес в общей сумме налогооблагаемого дохода превышает 80%.

предпринимательство;

Это доходы мелкой, некорпорированной буржуазии, которая имеет частные коммерческие предприятия. Прибыль от этих предприятий исчисляется так же как и прибыль корпораций, однако для налоговых целей рассматривается как индивидуальный доход владельца (правила подсчета доходов корпораций и компаний рассматриваются ниже).

Доходы семейного предприятия согласно гражданскому кодексу должны распределяться пропорционально количеству и качеству труда, выполняемого членами семьи. Однако в отношении с налоговыми органами этот доход делится на равные части между всеми участниками предприятия, что дает возможность главе семьи сократить объем налогооблагаемого дохода, к которому соответственно применялись уже более низкие прогрессивные ставки. Доход, распределяемый между участниками, не должен превышать 49% общего дохода предприятия.

Облагаемый доход семейных предприятий определяется согласно общему положению, однако при этом имеются некоторые допущения. В связи с тем, что мелкие предприятия ведут бухгалтерскую отчетность по упрощенной схеме, не все виды расходов данного предприятия документально подтверждаются.

прочие источники.

Это прибыль от спекулятивной перепродажи земли, недвижимости, предметов искусства в пределах обусловленного периода времени; доходы от собственности, находящейся за границей; платежи за разовые и случайные услуги и др. Совокупный доход, образованный из всех перечисленных выше источников, затем корректируется на сумму разрешаемых вычетов.

Налогом на прибыль юридических лиц облагаются все организации, занимающиеся деятельностью приносящей доходы как итальянские, так и иностранные, имеющие в Италии свой филиал, или представительство. Объектом обложения является вся прибыли полученная от любых источников в Италии как в денежной форме, так и в натуре. Ставка данного налога - 34%, оплата которого осуществляется частями: 40% до 31 мая вместе с подачей декларацией за предыдущий год, а остальные 60% до 30 ноября облагаемого года.

Налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость взимается по дифференцированным ставкам. В настоящее время их пять: льготная - 2%, основная - 9%, две повышенные - 18% и 38%, а также нулевая, которая применяется к экспорту товаров и услуг.

Льготная ставка 2% применяется к товарам первой необходимости (хлеб, молоко и другие продукты питания), а также газетам, журналам. По основной ставке 9% облагается широкий круг промышленных изделий, в том числе текстильных. Продукты питания и спиртные напитки, продаваемые через ресторан, а также бензин и нефтепродукты облагаются по ставке 18%. Самая высокая ставка применяется к предметам роскоши (меха, ювелирные изделия, спортивные автомашины).

Некоторые виды доходов подлежат обложению отдельно от вышеуказанных налогов:

проценты по срочным банковским вкладам (25-30%),

проценты и доходы по негосударственным ценным бумагам (12,5%),

дивиденды (15% для резидентов, 32% для нерезидентов),

доходы от переуступки акций обществ -15%. В том случае если доля участия превышает 2% уставного капитала общества-25%, котируемого на бирже, 5% капитала не котируемого общества и 10% капитала обществ не акционерного типа,

премии и выигрыши (облагаются у источника и не декларируются):

лотереи в пользу благотворительных обществ - 10%,

премии в телевизионных играх - 20%,

другие выигрыши - 25%,

призы на спортивных соревнованиях - 20%.

доходы от совместной деятельности и другие доходы от вложения капитала - 15%.

Региональный налог на производственную деятельность устанавливается региональными властями Италии для компаний, товариществ, индивидуальных предпринимателей и кооперативов, которые для целей своей деятельности используют территорию и ресурсы регионов (области, провинции, коммуны).

В 2003 году IRAP был установлен в размере 4,25 на доходы производственных и коммерческих компаний. Для фирм занимающихся иной не связанной с производством деятельностью этот налог составил 8.5%. Порядок выплаты данного налога такой же как и в случае оплаты IRPEG.

После налоговой реформы 1973 года в Италии действуют следующие виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (IVA), региональный налог на рост стоимости недвижимости (INVIM), регистрационный налог, налог на наследство и дарение, а также так называемые налоги на потребление (таможенные пошлины, налог на производство отдельных видов товаров, фискальные монополии), гербовые и другие мелкие налоги.

Косвенный региональный налог на увеличение стоимости недвижимости (INVIM) был установлен президентским декретом Италии от 12.05.72 № 643 в целях объединения различных мелких налогов, выплачиваемых физическими и юридическими лицами за владение недвижимостью в региональные бюджеты Италии. Данный декрет устанавливает, что в случае повышения стоимости недвижимости (жилых и административных строений, а также земельных владений) по отношению к первоначальной стоимости при ее отчуждении, безвозмездной передачи или продаже, а также разделе имущества юридических лиц после 10-ти летнего владения этим имуществом на разницу этой суммы устанавливается прогрессивный налог, выплачиваемый в региональный бюджет.

При этом установлена следующая шкала этого налога:

-5% в случае превышения первоначальной стоимости на 20%,

-10% при превышении первоначальной стоимости в пределах от 20 до 50%,

-15% при превышении стоимости в пределах от 50 до 100%,

-20% при превышении стоимости в пределах от 100 до 150%,

-25% при превышении первоначальной стоимости в пределах от 150 до 200%,

-30% в случае превышения первоначальной стоимости более чем на 200%.

Данным декретом были указаны случаи, когда физические и юридические лица освобождаются от уплаты этого налога при владении недвижимостью более 10 лет и ее продаже по завышенной цене:

при продаже недвижимости, приобретаемой даже безвозмездно от государства и региональных властей,

при отчуждении недвижимости, принадлежащей юридических лиц в случае ее передачи государству или федеральным властям,

при передаче отчуждаемой недвижимости, приобретенной бесплатно и передаваемой на безвозмездной основе общественным фондам и организациям,

в случае продажи полученной в наследие недвижимости, когда ее стоимость не превышает 100 тыс. евро.

при передаче отдельных объектов недвижимости, принадлежащих Ватикану,

а также при продаже недвижимости, ранее принадлежащей государству, общественным, благотворительным и другим, не преследующим коммерческие цели организациям и фондам, даже и до истечении 10 лет владения недвижимостью.

Кроме этого, федеральные власти своими распоряжениями могут устанавливать отдельные льготные режимы по уплате данного налога с учетом местных условий. Например, снижение налога:

на 25%, в случае увеличения стоимости на недвижимость, представляющую историческую, археологическую и художественную ценность,

на 50%, при увеличении стоимости на недвижимость, принадлежащую не коммерческим организациям и используемую в государственных и общественных целях,

на 40%, при увеличении стоимости земельных участков и строений, предназначенных для сельскохозяйственной и лесоохранной деятельности владельца,

на 20%, при увеличении стоимости недвижимости используемой для благотворительной и педагогической деятельности.

Законодательным декретом правительства Италии от 24.04.1992 № 504 это право было изъято из компетенции региональных властей и передано правительству Италии.

Коммунальный налог на недвижимость (ICI) был установлен правительственным декретом от 24.04.1992 № 504. и предусматривал выплату владельцами (физическими и юридическими лицами) “действующих промышленных и жилых зданий”, “строящихся площадей”, а также “сельскохозяйственных земель” определенной денежной квоты в зависимости от типа и целей их использования, даже если эта недвижимость была приобретена незаконно.

Под “действующей недвижимостью”; декрет понимает промышленные и жилые здания и сооружения, занесенные в городской строительный кадастр с прилегающей к ним служебной площадью. Исключением являются объекты недвижимости, расположенные в сельской местности, где размер дохода от использования недвижимости поглощается общим налогом на сельскохозяйственные угодия.

“Строящиеся площади” определены как площади используемые в строительных целях и отвечающие критериям общественной пользы. К их числу относятся, помимо заново возводимых сооружений, также реставрируемые, реконструируемые, санируемые здания и сооружения, а также застройка и облагораживание пустырей.

Под “сельскохозяйственными землями” понимаются земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственной деятельности (культивация, животноводство, звероводство, переработка сельскохозяйственной продукции).

Не облагаются данным налогом недвижимость, принадлежащая государству, региональным властям, Торговым палатам, используемая в культурных целях (музеи, библиотеки, архивы и т.д.), используемая в культовых целях, принадлежащая иностранным государствам и международным организациям, предгорная местность, а также недвижимость, принадлежащая общественным организациям, занимающимся педагогической и иной просветительской деятельность без права получения коммерческой прибыли.

При этом для окончательного установления данной налоговой ставки применяются соответствующие коэффициенты: 100 для жилых помещений, складов, лабораторий, офисов, магазинов и лавок: 50 для гостиниц, театров, банков и 34 для остальных объектов недвижимости.

Что касается налога на жилые помещения, то региональные власти на основное жилье могут устанавливать этот налог в льготном исчислении, т.е. на 100 евро меньше первоначально устанавливаемой суммы налога, а законодательный декрет от 10.09.1996 наделил региональные власти правом на снижение коммунального налога на основное жилье на 50% или его уменьшение этого налога на 250 тыс. евро.

Сельскохозяйственные земли также могут в зависимости от решения региональных властей иметь льготную ставку ICI:

на первые 25 тыс. евро ставка налога равна 0%,

от 50 до 120 тыс. евро ставка налога уменьшается на 30%,

от 120 до 200 тыс. евро ставка уменьшается на 50%,

от 200 до 250 тыс. евро ставка уменьшается на 75%.

Данный налог выплачивается в два приема в виде аванса и окончательной выплаты. Аванс в сумме не менее 50% от общей суммы налога выплачивается в июне текущего года из расчета выплаченной суммы ICI со всеми льготами за 12 месяцев предшествующего года, а окончательный расчет осуществляется в период с 1 по 20 декабря текущего года, с учетом ранее выплаченного аванса.

Региональный налог за пользование водными объектами, лесным фондом и биологическими ресурсами, как таковой законодательством Италии не предусмотрен, а общественные отношения, возникающие в этой сфере, регулируются законодательством Италии о концессиях.

Законодательным декретом правительства; Италии от 24.03.1993 № 507 установлен специальный региональный налог за транспортировку и утилизацию городских твердых отходов (TARSU).

Этот налог состоит из двух частей - фиксированной и изменяемой. Фиксированная часть этого налога рассчитывается с учетом назначения строения (жилое помещение или другое) в зависимости от общей жилой площади и численного состава семьи, а переменная часть зависит от реального объема вывезенных и переработанных отходов.

В любом случае размер этого налога, в соответствии с законодательным декретом № 507/93, не может быть меньше 5% и не должен превышать 15% от стоимости всех городских услуг (свет, телефон и т.д.), за исключением расходов на уборку дорог.

В соответствии с указанным декретом до 31 декабря текущего года региональные власти должны уведомить налогоплательщика о сумме этого налога, а последний до 20 января следующего года оплатить этот налог.

Законодательный декрет Италии от 24.04.1992 № 504, установивший порядок оплаты налога на увеличение стоимости недвижимости (INVIM), определил также размер регионального налога на расходы местных органов власти по охране окружающей среды ставка которого, колеблется в пределах от 1 до 5% от общего размера INVIM.

Порядок оплаты налога на охрану окружающей среды такой же, как и при оплате INVIM.

Схематично налоговая система Италии представлена на рис. 1.

Рис. 2.1 Налоговая система Италии

.3 Система органов налоговой системы Италии

В организационном плане структуру налоговой системы Италии составляют:

Агентство налоговых поступлений, занимающееся учетом, анализом и проверками;

Финансовая гвардия, осуществляющая контроль за потоками денежных средств и нарушениями налоговой дисциплины;

банки, обеспечивающие расчет, в случаях проведения финансовых операций, взимание и перечисление налогов на счет казначейства и частично сбор налоговых деклараций;

специализированные коммерческие фирмы (концессионеры), работающие по договору с государством, взыскивающие налоговую задолженность с неплательщиков;

судебные органы, разрешающие спорные вопросы налогообложения.

Серьезное внимание в Италии уделяется борьбе с неуплатой налогов.

Агентство налоговых поступлений ведет реестр налогоплательщиков имеющих задолженность по уплате налогов. Включение в него служит основанием принудительного списания средств со счета налогоплательщика. В случае невозможности принудительного списания (отсутствие средств на счете) Агентство налоговых поступлений передает сведения о неплательщике специализированной коммерческой фирме (концессионеру). Концессионер, работающий по договору с государством, взыскивает налоговую задолженность с неплательщика путем розыска, изъятия и продажи его имущества. Такая процедура взыскивания налоговых долгов объясняется в Италии тем, что коммерческая фирма имеет больше, чем государство возможностей «преследовать» неплательщиков.

Один из ключевых элементов стимулирования наиболее злостных неплательщиков к уплате налогов в Италии является амнистия капиталов. Среди причин, которые предшествуют принятию решения по амнистии капиталов можно выделить:

определенную экономическую ситуацию, требующую обеспечения значительных долгосрочных инвестиций в определенные сферы экономики, которые может обеспечить в большей степени национальный бизнес в отличие от интернационального - спекулятивного бизнеса;

налоговые или финансовые реформы, для которых изменения потоков денежных средств, особенно в начале реформы, стимулирует ее последующее плавное осуществление;

изменение политической обстановки (выборы).

В любом случае возвращение капиталов требует выявления и устранения причин, по которым они вывозились. Например, последняя амнистия капитала началась с отмены налога на наследство, который вследствие значительной налоговой ставки подталкивал налогоплательщиков к незаконным действиям.

Опыт Итальянской республики показывает, что амнистия капиталов является действенным механизмом построения взаимоотношений с налогоплательщиками. Однако сама амнистия всегда проводится на условиях, которые требуют от налогоплательщиков уплаты основной части налогов, ранее не заплаченных.

Глава 3. Сравнительный анализ налоговых систем России и Италии

.1 Сравнительная характеристика основных налогов России и Италии

На данном этапе времени экономику России относят к развивающимся, это привело к формированию налоговой системы, подстраивающейся под данный тип экономики. В свою очередь наблюдается аналогичная ситуация с развитой экономикой Италии и её налоговой системой. Сравним ставки основных налогов России и Италии, составляющих подавляющее большинство в налоговых поступлениях бюджетов обеих стран.

Таблица 3.1 Сравнение налоговых ставок в России и Италии

налог

ставка налога  в России

ставка налога в Италии

Налог на доход физических лиц

13% линейная шкала

прогрессивная шкала: до 15000 евро - 23% от 15000 до 29000 евро - 29% от 29000 до 32000 евро - 31% от 32000 до 70000 евро - 39% от 70000 Евро - 45%

Налог на добавленную стоимость

0% (экспорт товаров и услуг, помещенных под режим свободной таможенной зоны) 10% (продовольственные товары, товары для детей, газеты и журналы, медицинские товары) 18% (остальные)

нулевая - 0% (экспорт товаров и услуг) льготная - 2% (товары первой необходимости, газетам и журналы) основная - 9% (широкий круг промышленных изделий, в том числе текстильных) 1ая повышенная - 18% (продукты питания и спиртные напитки, продаваемые рестораном, и нефтепродукты) 2ая повышенная - 38% (предметы роскоши: меха, ювелирные изделия, спортивные автомашины)

Налог на прибыль компаний

20%

34%


Вывод: Ставка налога на доходы физических лиц России и Италии отличаются существенно,13% и 23% соответственно, причем в России ставка измеряется по линейной шкале, а в Италии по прогрессивной, следовательно, граждане Италии, получающие высокие доходы обременены больше, чем граждане России с аналогичным уровнем заработка. Сравнив ставки НДС, можно отметить, что обе страны благоприятствуют экспортной торговле, установив нулевые ставки. Ставки НДС 10% со стороны России и 2% и 9% со стороны Италии свидетельствуют о наличие в странах социальной экономической политики, которая направлена в помощь детям, сельскому хозяйству, малому и среднему бизнесу. Основные ставки НДС у обеих стран совпадают - 18%. Однако в Италии есть дополнительная основная ставка 38%, распространяющаяся на предметы роскоши, что говорит о дополнительной налоговой нагрузке на богатых граждан, так как они являются основными потребителями товаров данной категории.

.2 Анализ налоговых поступлений в бюджеты России и Италии

Используя таблицы основных налоговых поступлений в бюджеты Италии и России, проанализируем динамику показателей. Применив уравнения тренда, можно спрогнозировать показатели на 2010 год

Таблица 3.2 Основные налоги и показатели доходов бюджета ВВП Италии


2006

2007

2008

2009

2010

2011

Налоговые поступления

386,4

405

424,4953

444,9291

466,3465

488,7949

Налог на физических лиц

142,1

150,1

158,5504

167,4765

176,9052

186,8646

Налог на юридических лиц

39,5

50,5

64,56329

82,54294

105,5296

134,9176

НДС

114,2

119,2

124,4189

129,8663

135,5522

141,4871








ВВП

1479,437

1535,288

1593,249

1653,397

1715,816

1780,592

Доходы бюджета

650,1538

762,46

894,1657

1048,622

1229,759

1442,184


Таблица 3.3 Основные налоги и показатели доходов бюджета ВВП России


2006

2007

2008

2009

2010

2011

Налоговые поступления

3 000,7

3 747,6

4 078,7

4439,044

4831,233

5258,072

Налог на физических лиц

929,9

1 266,1

1 665,6

2191,226

2882,723

3792,44

Налог на юридических лиц

344,84

641,3

761,1

903,2796

1072,02

1092,281

НДС

1 634,34

1390,4

998,4

716,9178

514,7949

369,6571







 

ВВП

24380

31220

38952

51475

59146

67610

Доходы бюджета

5046,1375

6965,317

8056,876

10927,14

11733,61

12839


Таблица 3.4 Налоговые поступления России в процентном отношении к доходам бюджета и ВВП



2006

2007

2008

2009

2010

2011

Налоговые поступления, %

к ввп

12,31%

12,00%

10,47%

8,62%

8,17%

7,78%


к доходам

59,47%

53,80%

50,62%

40,62%

41,17%

40,95%


Таблица 3.5 Налоговые поступления Италии в процентном отношении к доходам бюджета и ВВП



2006

2007

2008

2009

2010

2011

Налоговые поступления, %

к ввп

26,12%

26,38%

26,64%

26,91%

27,18%

27,45%


к доходам

59,43%

53,12%

47,47%

42,43%

37,92%

33,89%


рис. 3.1 Диаграмма налоговых поступлений России в процентном отношении к доходам бюджета и ВВП

рис. 3.2 Диаграмма налоговых поступлений Италии в процентном отношении к доходам бюджета и ВВП

Вывод: Доля налоговых поступлений России и Италии по отношению к доходам бюджета за анализируемый период падает, в России налоговые поступления с 2006 года снизились с 59,47% до 40,62% в 2009 году, а в Италии - с 59,43% до 42,3% соответственно. Разница состоит в том, что в Италии уровень налоговых доходов относительно стабилен по отношению к ВВП и составляет в среднем 26,51%, в России же наблюдается тенденция к падению доли налоговых поступлений по отношению к ВВП с 12,31% до 8,62%.

Таблица 3.6 Процентное отношение налога на физических лиц, налога на юридических лиц и налога на добавленную стоимость к доходной части бюджета России



2006

2007

2008

2009

2010

2011

Налог на физических лиц, %

к налоговым поступлениям

30,99%

33,78%

40,84%

49,36%

59,67%

72,13%

Налог на юридических лиц, %

к налоговым поступлениям

11,49%

17,11%

18,66%

20,35%

22,19%

20,77%

НДС, %

к налоговым поступлениям

54,46%

37,10%

24,48%

16,15%

10,66%

7,03%


Таблица 3.7 Процентное отношение налога на физических лиц, налога на юридических лиц и налога на добавленную стоимость к доходной части бюджета Италии



2006

2007

2008

2009

2010

2011

Налог на физических лиц, %

к налоговым поступлениям

36,78%

37,06%

37,35%

37,64%

37,93%

38,23%

Налог на юридических лиц, %

к налоговым поступлениям

10,22%

12,47%

15,21%

18,55%

22,63%

27,60%

НДС, %

к налоговым поступлениям

29,55%

29,43%

29,31%

29,19%

29,07%

28,95%


рис. 3.3 Диаграмма процентного отношения налога на физических лиц, налога на юридических лиц и налога на добавленную стоимость к доходной части бюджета России

рис. 3.4 Диаграмма процентного отношения налога на физических лиц, налога на юридических лиц и налога на добавленную стоимость к доходной части бюджета Италии

Вывод: Налог на доходы физических лиц в России имеет тенденцию к росту, так как с 2006 года по сегодняшний год доля НДФЛ в налоговой части бюджета страны выросла с 30,99% до 49,36%. В Италии доля налогов на физических лиц от налоговой части бюджета Италии относительно стабильна и в среднем составляет 37,21%.

Налог на доходы юридических лиц в России с 2006 года имел тенденцию к росту с 11,49% до 20,35%, но в последующем предполагается спад роста доли налога на прибыль компаний в налоговых доходах страны, это связано с тем, что в 2009 году вступили в силу изменения процентной ставки налога на прибыль компаний с 24% до 20%. В Италии этот показатель также имеет тенденцию к росту, и в силу отсутствия изменений в законодательстве доля поступлений от налога на прибыль компаний увеличилась с 2006 года с 10,22% до 18,55%.

Доля НДС в налоговой части бюджета России падает с 2006 года с 54,46% до 16,15%. Доля НДС в налоговой части бюджета Италии стабильна и составляет в среднем 29,37%.

.3 Пути совершенствования налоговой системы России и Италии

В 2005 году премьер-министр России М.Фрадков выступил с предложением об изменении НДС с 18% на 10%, но предложение отклонило министерство финансов. С 2006 года было решено проводить политику унификации ставки НДС и установлении её на уровне 16%, однако с учетом понижения налога на прибыль с 24% до 20%, роль НДС как источника дохода возросла. Унификация ставки НДС обладает своими достоинствами и недостатками, в частности, из достоинств следует выделить простоту расчета выплат по НДС, а из недостатков - отсутствие стимулирования торговли социальнозначимыми товарами.

Смоделируем несколько ситуаций, при которых будет изменена ставка НДС и в будущем составит 0%, 16% и 24%. Для этого составим таблицу поступлений налога на добавленную стоимость за период с 2006 по 2009 года, а также спрогнозируем данные на 2010 и 2011 года.

Таблица 3.8. Спрогнозированная ставка НДС в России

НДС

2006

2007

2008

2009

2010

2011

0%

0

0

0

0

0

0

16%

1452,748978

1235,911

887,4667

637,2603

457,5954

328,5841

24%

2179,123467

1853,867

1331,2

955,8904

686,3931

492,8761

Сегодняшняя ставка 18%

1 634,34

1390,4

998,4

716,9178

514,7949

369,6571


Нулевая ставка НДС приведет к полному сокращению налоговых поступлений в бюджет по НДС, однако это приведет практически к полному выходу теневых компаний на российский рынок, по данным Росстата объем теневой экономики составляет 25% ВВП страны, следовательно, следует ожидать увеличение ВВП на соответствующие 25% или на 9738 млрд руб в 2009 году. Но бюджет страны потеряет 716 млрд руб, следовательно придется прибегать интенсивному применению заемных средств для финансирования дефицита. Снижение ставки НДС до 16% не приведет к таким резким изменениям в структурной части доходов государства, но произойдут следующие изменения: во-первых, в 2009 году будет наблюдаться спад поступлений на 79,6575 млрд руб, это несколько облегчит налоговую нагрузку компаний и физических лиц, во-вторых, простимулирует потребительский спрос, в-третьих, полного выхода бизнеса из «тени» ожидать не следует, так как выгоды выхода в легальное пространство не столь велики, как прибыль, получаемая без уплаты НДС. Повышение ставки НДС до 24% приведет к тому, что рост государственных доходов в 2009 году за счет НДС составит 238,9726 млрд руб, но это приведет к более негативным последствия, чем получаемая прибыль от этой операции: во-первых, часть компаний будет предпочитать скрывать отчетность, цены на продукты и услуги повысятся, а от этого прежде всего пострадает потребитель.

Следовательно самый оптимальный и благоприятный для экономики сценарий изменения ставки НДС является её снижение до 16%. Также следует оставить элементы дифференциации для того, чтобы стимулировать торговлю продовольственных товаров и торговлю в свободных экономических зонах

Заключение

Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

Налоговая политика России строится пока исходя из принципа - “чем больше ставка, тем лучше для государства и построения рыночной экономики”. В итоге - недобор налогов, сокращение производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие какой-либо заинтересованности предприятия в развитии производства.

Налоговая система должна базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе.

Примером для России может служить налоговая система Италии. По данным сравнительной характеристики, Италия использует более эффективные налоговые ставки, вследствие чего показатели доли налоговых поступлений в государственный бюджет более стабильны, в отличие от России: в Италии уровень налоговых доходов относительно стабилен по отношению к ВВП и составляет в среднем 26,51%, в России же наблюдается тенденция к падению доли налоговых поступлений по отношению к ВВП с 12,31% до 8,62%, доля НДС в налоговой части бюджета России падает с 2006 года с 54,46% до 16,15%, доля НДС в налоговой части бюджета Италии стабильна и составляет в среднем 29,37%.

С помощью моделирования ситуации изменения ставки НДС на 0%, 16% и 24% в России вывелся оптимальный и благоприятный для экономики сценарий изменения ставки НДС, это её снижение с 18% до 16%. Снижение ставки НДС до 16% не приведет к таким резким изменениям в структурной части доходов государства, но произойдут следующие изменения: во-первых, в 2009 году будет наблюдаться спад поступлений на 79,6575 млрд руб, это несколько облегчит налоговую нагрузку компаний и физических лиц, во-вторых, простимулирует потребительский спрос, в-третьих, полного выхода бизнеса из «тени» ожидать не следует, так как выгоды выхода в легальное пространство не столь велики, как прибыль, получаемая без уплаты НДС. Следует также оставить элементы дифференциации для того, чтобы стимулировать торговлю продовольственных товаров и торговлю в свободных экономических зонах.

Литература

Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год» от 26 декабря 2005 года N 189-ФЗ

Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год» 19 декабря 2006 года N 238-ФЗ

Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» 24 июля 2007 года N 198-ФЗ

Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 24 ноября 2008 года N 204-ФЗ

Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. - М.: Инфра-М, 2006. - 509 с.

Скрипниченко В.А. Налоги и налогообложение. - СПб.: Питер: ИД-БИНФА, 2007. - 496 с.

Филина Ф.Н, Толмачев И.А. Налог на добавленную стоимость. Ответы на все спорные вопросы. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. - 416 с.

Стародубцева И.В. НДС. Сложные моменты. - М.: Налог Инфо, Статус-КВО 97, 2008. - 272 с.

Похожие работы на - Сравнительная оценка налоговых систем Российской Федерации и Италии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!