Налоговая система Российской Федерации

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    65,03 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налоговая система Российской Федерации

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы налогообложения

.1 Эволюция теории налогообложения

.2 Принципы налогообложения и их современные интерпретации

.3 Элементы налога и способы взимания налогов

.4 Классификация налогов

.5 Функции налогов их взаимосвязь

Глава 2. Характеристика налоговой системы в России и за рубежом

.1 Основы налогообложения в Российской Федерации

.2 Характеристика налога на доходы физических лиц

.3 Особенности налоговой системы Германии и характеристика подоходного налога

.4 Особенности налоговой системы Италии и характеристика подоходного налога

Глава 3. Сравнительный анализ налогообложения доходов физических лиц в России, Германии, Италии

.1 Сравнительная характеристика подоходного налога Италии, Германии, России

.2 Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 - 2012 года

.3 Влияние налогов на поведение монополиста

Заключение

Список литературы

налогообложение доход монополист сбор

Введение

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Формирование бюджетов различных уровней напрямую зависит от налоговых поступлений, в результате чего своевременная уплата налогов позволяет решать не только текущие, но и стратегические общегосударственные и общенациональные задачи.

По содержанию налоговой политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы. Налоги - это мощнейшее орудие в руках тех, кто определяет социально-политические и экономические ценности в государстве. Для экономики важны содержание и конечные цели действия налогового механизма. Поэтому, как бы ни называлась форма принудительного, безвозвратного изъятия доли дохода гражданина или предприятия, она всегда будет выражать одностороннее движение денежной формы стоимости от ее создателей к государству.

Платить налоги обязан каждый гражданин, тем самым он вносит посильный вклад в обеспечение цивилизованного образа жизни всей нации. На данный момент проблема наиболее эффективного сбора налога на доходы физических лиц приобретает особую значимость. Поэтому налоговая тематика всегда и во всех странах актуальна. Ее особенная острота для России состоит в том, что реформа налогов во многом определяет глубину и характер современных экономических, социальных и политических преобразований в стране. В центре любой налоговой системы стоит налогообложение личных доходов. Это вызвано не только тем, что все общественные отношения, так или иначе замыкаются на человека, работника, но и тем, что тяжесть индивидуального налога на доходы во многом определяет уровень обложения другими налогами. Экономическая значимость и актуальность данного вопроса, определили написание данной курсовой работы, которая состоит из введения, трех глав и списка литературы, и целью которой является сравнительная оценка налогообложения доходов физических лиц в РФ и за рубежом, а также влияние налогов на поведение монополиста. Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи: изучить налогообложение доходов физических лиц в России, Германии и Италии, а также сравнить ставку налога в России и за рубежом.

Глава 1. Теоретические основы налогообложения. Экономическая сущность налогов

1.1 Эволюция теории налогообложения

В течение многих веков на развитие налогов не оказывали существенное воздействие теоретические соображения. Налоги, как правило, формировались из практических соображений, находились под большим влиянием объективных и субъективных факторов, таких, например, как войны, стихийные бедствия и т.д. Однако постепенно отдельные мысли, высказывания некоторых философов, экономистов по налогам, их природе, возможностям использования, взаимосвязи со стадиями производства, обращения, распределения и потребления стали приобретать стройный, систематизированный вид. Это относится примерно к XVIII в.

Одним и первых систематизированные начала учения о налогах разработал английский экономист, родоначальник буржуазной политической экономии Уильям Петти (1623-1687 гг.). Главный его труд- "Трактат о налогах и сборах", в котором он рассматривал различные виды государственных расходов и раскрывал причины, приводящие к их увеличению. Крупнейший вклад в развитие теории налогов внес шотландский экономист Адам Смит (1723-1790 гг.) Его основной вклад состоит в том, что им выработаны фундаментальные принципы налогообложения: равенства и справедливости, удобства, определенности и экономичности. Важно отметить то, что перечисленные принципы налогообложения не утратили своего значения и в современных условиях. Весомый вклад в развитие теории налогов внес Давид Рикардо (1772-1823 гг.).Он рассматривал важные вопросы теории и практики налогового обложения, также в его трудах была предпринята попытка учета при обосновании налогов, их взаимосвязи с ценами и доходами. Д. Рикардо показал взаимосвязь прямых и косвенных налогов, придерживался дифференцированного подхода к установлению налогов на разные товарные группы, полагал, что облагаться налогом должны в первую очередь предметы роскоши, а не предметы первой необходимости.

Серьезный вклад в развитие налоговой теории сделал немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917). Он рассмотрел многие ключевые проблемы теории налогов. Будучи сторонником прогрессивного налогообложения, он подчеркивал необходимость относительно плавной прогрессии.

Вывод: Теоретическим методам и средствам, которые предлагают ученые разных экономических направлений, используемым в макроэкономическом управлении, необходима согласованность и направленность для решения наиболее важных задач в развитии общества. Иными словами, для успешного достижения желаемого результата .

1.2 Принципы налогообложения и их современные интерпретации

Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах, государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Первые такие принципы были сформулированы Адамом Смитом, который в своем труде "Исследование о природе и причинах богатства народов", изданном в 1776 г., впервые сформулировал четыре основных принципа налогообложения: принцип равенства и справедливости, принцип определенности, принцип экономности, принцип удобства. Сформулировав и научно обосновав эти принципы, Адам Смит заложил фундамент (начало) теоретической разработки принципиальных основ налогообложения. Немецкий экономист Адольф Вагнер расширил перечень ранее предложенных принципов, изложив их в девяти основных правилах, объеденных в четыре группы.

Финансовые принципы:

·    достаточность налогообложения, т.е. налоговых поступлений должно быть достаточно для покрытия государственных расходов;

·        эластичность, или подвижность, налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность вводить новые и отменять действующие налоги, а также варьировать налоговые ставки.

Экономико-хозяйственные принципы:

·    надлежащий выбор объекта налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность устанавливать объект налогообложения;

·        разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения.

Этические принципы:

·        всеобщность налогообложения;

·        равномерность налогообложения.

Принципы налогового администрирования:

·    определенность налогообложения;

·        удобство уплаты налогов;

·        максимальное уменьшение издержек взимания.

Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.

.3 Элементы налога и способы взимания налогов

Наиболее полное определения понятия "налог" дано в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).[1]

Налог - это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговые проблемы постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей разных эпох. Так, Фома Аквинский (1226-1274), философ и теолог, оказавший значительное влияние на развитие христианских идей и догм, определял налоги как дозволенную форму грабежа. Шарль Луи Монтескье (1689-1755), французский просветитель, правовед и философ, полагал: ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забрать, и той, которую им оставить.

Налог считается установленным, и у налогоплательщика возникает обязанность, его уплачивать, если в законодательном порядке определены все элементы налога, а именно:

субъект налогообложения;

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговая ставка;

налоговый период;

льготы по налогу;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Говоря о "субъекте налога", важно отличать это понятие от понятия "носитель налога".[4,стр.11]

Субъект налога, или налогоплательщик, - это лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным его плательщиком или носителем налога. Это происходит в основном при взимании косвенных налогов. Если налог не переложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице. Если налог переложим, то субъект и носитель не совпадают в одном лице. Таким образом, под субъектом налога подразумевается лицо, которое формально обязано платить налог. Носитель налога - лицо, которое фактически его уплачивает. Это разграничение играет большую роль в теории налогообложения.

Действующим налоговым законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков (субъекта налогообложения) признаются:

·        юридические лица;

·        физические лица;

·        физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями

Существует несколько способов уплаты налогов:

Кадастровый способ предполагает использование кадастра реестра, который устанавливает типичный перечень объектов, классифицируемых по внешним признакам. С его помощью определяется средняя доходность объекта налогообложения.

Взимание налога у источника дохода называют безналичным способом уплаты налога, т.е. налогоплательщик получает доход за вычетом удержанного налога.

Взимание налога по декларации по налогу на доходы физических лиц представляет собой изъятие налога после его получения. Однако в большинстве случаев подача декларации является отчетным действием.

Административный способ предусматривает возможность уплаты налога на основании налогового уведомления, выписанного налоговым органом.

Единовременный платеж в течение определенного времени после окончания отчетного периода.

Например, по единому налогу на вмененный доход отчетным периодом установлен квартал. Декларацию нужно подавать ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а уплачивать налог по декларации - до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Единовременный платеж не позднее подачи декларации или одновременно с ней.

Авансовые платежи в течение всего налогового периода и соответствующая доплата (или возмещение) в течение определенного времени после окончания налогового периода.

Под сроком уплаты налога подразумевается конкретная дата, в течение которой налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет соответствующего уровня. Сроки уплаты налогов подразделяются на декадные, ежемесячные, квартальные и годовые.

Перечисленные элементы представляют собой объединяющее начало для всех налогов. С помощью этих элементов в законах о налогах, собственно, и устанавливается вся налоговая процедура, предусматривающая порядок и условия расчета налога. Важно, что само понятие каждого элемента налога универсально, оно используется в налоговых процессах всеми странами. Эти элементы налога использовались уже в древних государствах с момента его зарождения.

.4 Классификация налогов

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

·        федеральные

·        региональные

·        местные

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

·        прямые

·        косвенные (акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины).

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

·        налог на доходы физических лиц

·        налог на прибыль организаций

·        налоги на имущество как юридических, так и физических лиц

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

·        налог на добавленную стоимость

·        акцизы

·        таможенные пошлины и др.

.5 Функции налогов и их взаимосвязь

Экономическая сущность налога проявляется через его функции. каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутренние свойство, признаки и черты налога, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части единого процесса воспроизводства, инструмента распределения и перераспределения доходов.

В настоящее время в экономической науке нет единой устоявшейся точки зрения на количество выполняемых налогом функций. Одни ученые называют только две функции: фискальную и стимулирующую. По мнению других, кроме фискальной налоги выполняют, по меньшей мере, еще три функции: распределительную, регулирующая и контрольную. Функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны и в своем проявлении и выступают как единое целое. Разграничение функций налога в значительной мере условно, поскольку они осуществляются одновременно и отдельные особенности одной функции присущи другим функциям. Рассмотрим подробно каждую из функций.

Фискальная функция представляет собой основную функцию налога. Она изначально присуща любому налогу, любой налоговой системе любого государства. Это естественно, ведь главная задача взимания налога - образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий существования государства и выполнения им собственных функций: обороны страны, защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных задач и др. Именно благодаря фискальной функции создаются реальные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, а именно фискальная функция предопределяет появление других функций налога.

Стимулирующая функция имеет подфункцию, которая называется дестимулирующей. Как правило, используя дестимулирующую функцию налога, государство увеличивает налоговое бремя и тем самым может препятствовать развитию отдельных отраслей или социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов. Примером могут служить меры государства, направленные на поддержку внутренних производителей при помощи запретительных импортных таможенных пошлин.

Регулирующая функция имеет черты стимулирующей функции. Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство может создавать или уменьшать дополнительные стимулы для капиталовложений, а манипулируя уровнем косвенных налогов, может воздействовать на уровень цен, следовательно, и на уровень потребления.

Глава 2. Характеристика налоговой системы в России и за рубежом

2.1 Основы налогообложения в Российской Федерации

В России устанавливаются и взимаются федеральные налоги и сборы; налоги субъектов РФ (региональные); местные налоги.

Совокупность налогов, сборов, пошлин, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

Налоги и сборы, включенные в систему налогов и сборов Российской Федерации, подразделяются на виды в соответствии с несколькими критериями - порядком установления, порядком введения в действие, территорией, на которой налоги и сборы обязательны к уплате.[2]

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий.

К специальным налоговым режимам относятся:

·        система налогообложения единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН)

·        упрощенная система налогообложения (УСН)

·        система налогообложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)

·        система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

2.2 Характеристика налога на доходы физических лиц

Особое положение в ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами, занимает налог на доходы физических лиц. Это, пожалуй, единственный налог, который существовал в нашей стране в годы, когда практически отсутствовала налоговая система.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

Налоговым периодом признается календарный год.

Статья 224 НК устанавливает следующие виды налоговых ставок, по которым облагаются определенные виды доходов:[1]

1. Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено статьей 224 НК РФ.

. Налоговая ставка устанавливается в размере 35 % в отношении следующих доходов:

·        стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, превышающих 4000 рублей

·        процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров, начисленной в соответствии с условиями договора над суммой процентов, рассчитанной по рублевым вкладам, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который начислены указанные проценты, а по вкладам в иностранной валюте исходя из 9 % годовых, если иное не предусмотрено НК РФ

·        Налоговая ставка устанавливается в размере 30 % в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 %

·        Налоговая ставка устанавливается в размере 9 % в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ.

Порядок исчисления налога осуществляется следующим образом:

·        Сумма налога при определении налоговой базы для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13% исчисляется как процентная доля налоговой базы.

·        Сумма налога при определении налоговой базы для доходов, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, исчисляется как процентная доля налоговой базы.

·        Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с НК.

·        Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

·        Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.

К доходам от источников в РФ и доходы от источников за пределами РФ относятся:

) дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;

) страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, а также выкупные суммы, полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;

) доходы, полученные от использования в РФ авторских или иных смежных прав;

) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ;

) доходы от реализации:

·        недвижимого имущества, находящегося в РФ;

·        в РФ акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;

·        иного имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу.

) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ;

) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;

) доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в РФ и (или) из РФ или в ее пределах, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) в РФ;

) доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории РФ;

) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании;

) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ.

2.3 Особенности налоговой системы Германии и характеристика подоходного налога

Налоги в ФРГ являются основным средством для покрытия государственных расходов и главным источником доходов страны. Налоговая система в ФРГ в настоящее время представляет собой сложную и разветвленную систему, охватывающую практически все стороны жизнедеятельности общества. В основе налоговой системы Германии лежит принцип множественности налогов (их насчитывается свыше 50).

Основные виды налогов в Германии: подоходный налог (на физических лиц), налог на корпорации, налог на добавленную стоимость, промысловый налог. Налог на имущество, поземельный налог, налог, уплачиваемый при покупке земельного участка, страховые взносы, налог с наследства и дарения, автомобильный налог, налог на содержание пожарной охраны, акцизы на кофе, сахар, минеральные масла, винно-водочные и табачные изделия, таможенные пошлины, сборы, идущие на развитие добычи нефти и газа на территории страны. Рассмотрим наиболее важные из них. Из налогов на юридических лиц наиболее высокие доходы приносит государству налог на добавленную стоимость. Его удельный вес в доходах бюджета равен примерно 28%-второе место после подоходного налога. Общая ставка налога в настоящее время составляет 15%. Но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по сниженной ставке-7%. Эта ставка не распространяется на обороты кафе и ресторанов. НДС в Германии имеет некоторые особенности. Так предприниматели, у которых оборот за предыдущий календарный год не превысил 20 тыс.марок , а в текущем году не превысит 100 тыс. марок, освобождаются от его уплаты. Но при этом они лишаются и права возмещения сумм налога в выставленных на него счетах. Данный предприниматель является плательщиком подоходного налога, а не НДС. Он имеет право отказаться от положенного ему освобождения от НДС и вести налоговые расчеты на общих основаниях.[3,стр.48]

Промысловым налогом -это один из основных местных налогов -облагаются предприятия , товарищества, физические лица, занимающиеся промысловой , торговой и другими видами деятельности. Базой для исчисления налога служат прибыль от занятия промыслом и капитал компании. Налоговая ставка определяется муниципальными органами. Вот характерный пример: ставка 5% от прибыли и 0,2% от стоимости основных фондов. Поземельным налогом облагаются предприятия сельского и лесного хозяйства, земельные участки компаний и физических лиц. Обычно ставка-1,2%.Освобождены от поземельного налога государственные предприятия и религиозные учреждения. При переходе участка земли от одного владельца к другому уплачивается взнос в размере 2% от покупной цены. Подоходный налог в Германии прогрессивен. Его минимальная ставка-19%, максимальная-53%.Объектом обложения подоходным налогом являются все доходы человека от: наемного труда, самостоятельной работы (у лиц свободных профессий),промысловой деятельности или деятельности в сельском и лесном хозяйстве, капитала, сдачи имущества в аренду или в наем, всех прочих поступлений.[3,стр.49]

Вывод: Эволюция налоговой системы Германии - от сильных в финансовом отношении земель и слабого государства через чрезмерную централизацию к разумным финансовым отношениям, строящимся на основе соблюдения интересов регионов и государства, может быть весьма поучительной и для Российской Федерации.

2.4 Особенности налоговой системы Италии и характеристика подоходного налога

В Италии, как и во многих развитых странах, одним из важнейших источников государственных доходов является подоходный налог с физических лиц. Налог носит прогрессивный характер и учитывает комплексный чистый доход, полученный физическим лицом в течение календарного года. Он складывается из доходов от земельной собственности, от капитала, от работ по найму, от предпринимательской деятельности и т.д.

Доход от земельной собственности в свою очередь состоит из дохода от земельных участков и строений. Первый из них происходит или из самого факта владения землей или от осуществления аграрной деятельности. Второй состоит из дохода от эксплуатации зданий и сооружений непосредственным владельцем и из дохода получаемого в результате их сдачи в аренду.

Налог взимается с налогоплательщиков, являющихся резидентами и нерезидентами, имеющих источники дохода как в Италии, так и за рубежом. Резиденты выплачивают налог со всех видов дохода, полученных в Италии и за границей, а нерезиденты выплачивают налог с доходов, полученных только в Италии. Все доходы частных лиц в зависимости от источника их происхождения подразделяются на пять категорий, каждая из которых имеет особенности начисления.

Источниками налога признаются:

·        Земельная собственность, недвижимость и строения;

·        Капитал;

·        Предпринимательство;

·        Другие источники.

Исчисление налога по земельной собственности, недвижимости и строениям, ведению сельскохозяйственной деятельности производится кадастровым методом. Каждому виду недвижимости и деятельности соответствует определенный размер дохода. Кадастровые оценки обновляются каждые 10 лет. При исчислении доходов от владения землей учитываются только пригодные для сельскохозяйственной деятельности участки.

Земли, сданные в аренду, занятые под городское строительство и принадлежащие госслужбам, не учитываются.

Доходы от сельскохозяйственной деятельности, в том числе животноводства, включаются в общий доход арендатора, а не владельца земли. При исчислении доходов от строений (городские дома, дачи, мастерские, и другие постройки) учитываются кадастровые стоимости и применяемые к ним коэффициенты.

В настоящее время в Италии взимается около 40 налогов. При этом, налоги на доходы физических и юридических лиц и НДС обеспечивают свыше 80% поступлений в бюджет. Налоговая система Италии включает следующие основные виды налогов:

·        Национальные налоги;

·        Областные налоги;

·        Коммунальные налоги;

Для взимания коммунальных налогов назначаются налоговые сборщики. Налоги, сборы и другие обязательные платежи в Италии исчисляются и уплачиваются в евро.

Глава 3. Сравнительный анализ налогообложения доходов физических лиц в России, Германии и Италии

3.1 Сравнительная характеристика подоходного налога Германии, России и Италии

Подоходный налог является основным во всех рассматриваемых странах и взимается независимо от гражданства. Таким образом субъектами налогообложения являются резиденты и нерезиденты данных стран. В России объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

·        от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

·        от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Во всех рассматриваемых зарубежных странах применяются прогрессивные налоговые ставки. В России установлено определенное количество ставок по различным видам доходов, основная ставка 13%.

Объектом обложения подоходным налогом во всех рассматриваемых странах являются все доходы человека: от наемного труда, самостоятельной работы (у лиц свободных профессий), промысловой деятельности или деятельности в сельском и лесном хозяйстве, от капитала, сдачи имущества в аренду и в наем и все прочие поступления. Если сравнивать налоговые льготы рассматриваемых стран, то можно выявить что условия в каждой стране разные: например, в Италии, лица, в чьих семьях имеются иждивенцы или получающие доход меньше 5,1 млн. пользуются налоговыми льготами.

3.2 Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 - 2012 года

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (Основные направления налоговой политики) разработаны Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Помимо решения задач в области бюджетного планирования. Основные направления налоговой политики позволяют участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями.

Особое значение настоящий документ приобретает в условиях мирового финансового кризиса и разработки приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе, комплекса мер, направленных на повышение устойчивости российской экономики.

В трехлетней перспективе 2010 - 2012 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

Однако при этом следует принимать во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.

Начиная с 2009 года увеличены размеры стандартных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц. Сумма дохода, при котором налогоплательщик имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей, увеличена с 20 000 рублей до 40 000 рублей. Для налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок (дети), стандартный налоговый вычет с 600 рублей за каждый месяц налогового периода увеличен до 1000 рублей, а сумма дохода, при которой налогоплательщик вправе воспользоваться налоговым вычетом на ребенка, с 40 000 рублей, начисленных нарастающим итогом с начала налогового периода, увеличена до 280 000 рублей.

Был также изменен порядок определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды и в виде процентов, получаемых по вкладам в банках, а также установлено освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом сумм оплаты профессионального образования и профессиональной подготовки физических лиц и сумм, выплачиваемых организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В кризисных условиях в целях активизации рынка жилья, облегчения бремени для лиц, имеющих задолженность по ипотечным кредитам, был увеличен размер имущественного налогового вычета на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них с 1 000 000 рублей до 2 000 000 рублей. Причем это решение было распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года. Таким образом, физические лица, которые приобрели право собственности на жилые помещения 2008 году, смогут воспользоваться увеличенным налоговым вычетом.

3.3 Влияние налогов на поведение монополиста

Для уменьшения выгод монопольного положения на рынке могут использоваться налоги, сокращающие положительную экономическую прибыль предприятия-монополиста. Рассмотрим влияние на поведение монополиста потоварного налога, ставка которого устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма зависит от объема выпуска. Влияние потоварного налога на поведение монополиста показано на рис.1


Влияние потоварного налога на поведение монополиста показано на рис.1.Здесь SATC1 и SMC1- кривые средних и предельных затрат короткого периода, Q1 и P1-оптимальный выпуск и цена до введения налога. Потоварный налог будет для монополиста дополнительным элементом переменных затрат. Следовательно,SMC2=SMC1+T. Условие максимизации прибыли [ MR(Q) = MC(Q)+T ] предприятия выполняется при объеме выпуска Q2 и цене P2.Прибыль монополиста в результате введения налога сократится.

Заключение

В настоящее время налоги и налоговая система - это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики.

Целью данной работы является изучение деятельности налоговых органов зарубежных стран, проблем, возникающих в результате их деятельности, способов их разрешения, и возможности применения накопленного опыта зарубежных стран в налоговой системе Российской Федерации.

Цель данной курсовой достигнута: рассмотрена структура, функции, принципы и механизмы работы налоговых органов зарубежных стран, способы их взаимодействия между собой и с налогоплательщиками, произведен сравнительный анализ налогообложения доходов физических в России, Германии, Италии.

Изучено налогообложение доходов физических лиц в России, Германии и Италии. Произведен сравнительный анализ по объему подоходного налога, уплаченного в период 2007 - 2009 гг. Произведено сравнение ставки налога в России и за рубежом. Для совершенствования налоговой системы Российской Федерации, прежде всего, необходимо комплексное реформирование, то есть реформировать не только налоговую систему, а государственную политику Российской Федерации в целом.

Одна из главных проблем Российской Федерации, это огромное количество законов, указов, кодексов, писем, нормативных документов и прочих руководящих документов, зачастую либо не до конца раскрывающих ведомственную трактовку закона или кодекса, либо зачастую разъяснения разных ведомств или разных временных промежутков, при неизменной законодательной основе, бывают полностью противоположны.).

Список использованной литературы

1.      Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.11.2004, с изм. от 01.07.2005) // СЗ РФ от 03.08.1998, № 31, ст. 3824, СЗ РФ от 04.07.2005, № 27, ст. 2717.

2.      Финансовое право Российской Федерации / Отв. ред. М.В. Карасева. - М.: Юристъ, 2002. - С. 174

.        Налоговые системы зарубежных стран Под редакцией д-ра экон.наук,проф. В.Г.Князева,д-ра экон.наук,проф.Д.Г.Черника.

.        Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 20.10.2005) // СЗ РФ от 07.08.2000, № 32, ст. 3340, Российская газета от 25.10.2005, № 239

5.      Ж 74 : учеб. пособие / Е. Ю. Жидкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Эксмо, 2009. - 480 с. - (Новое экономическое образование).

.        Шувалова Е.Б.,Шувалов А.Е.-"Налоги и налогообложение"/М.Московский Международный институт эконометрики,информаики,финансов и права,2002

.        Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. - 9-е изд., перераб.и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К ", 2009

.        Ефимов В.С. Финансы: Часть 2. Учебный курс. - М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009.

.        Перов А.В.,Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие. 7 - е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт - Издат, 2007.

.        Скрипниченко В. Налоги и налогообложение. - СПб: ИД "Питер", М.: Издательский дом "БИНФА", 2007.

.        В.Г.Пансков Налоги и налообложение в Российской Федерации:Учебник для вузов.-7-е изд.доп. и перераб.-М.:МЦФЭР,2006

12.    Крохина Ю.А. Финансовое право России. - М.: НОРМА, 2004.

Похожие работы на - Налоговая система Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!