Особенности управления финансами в казенном образовательном учреждении

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,51 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности управления финансами в казенном образовательном учреждении

Содержание

Введение

. Теоретические основы управления финансами казенного учреждения

1.1Правовое положение казенных учреждений

.2Финансы казенного учреждения

1.3Особенности управления финансами казенного учреждения

2.Организационно-экономическая характеристика учреждения

3. Анализ управления финансами в КОГОКУ СОШ с УИОП пгт Юрья

.1Анализ расходов учреждения

.2 Анализ соблюдения бюджетной дисциплины

. Пути совершенствования управления финансами в КОГОКУ СОШ с УИОП пгт Юрья

.1Выбор типа государственного учреждения

4.2Составление Плана финансово-хозяйственной деятельности

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематических знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности. К сожалению, социальная, политическая и экономическая нестабильность в обществе, кризисное положение экономики, дефицит бюджета в настоящее время привели к неудовлетворительному финансированию образования. Общая потребность в средствах образовательных учреждений обеспечивается из бюджета лишь менее чем на четверть. Ухудшение материально-технической базы учреждений, резкое сокращение капитальных вложений, темпы износа зданий и сооружений существенно опережает темпы их реконструкции и нового строительства. Существует целый ряд и других проблем. В том числе сохранение тенденции старения педагогических работников в сфере общего и профессионального образования. Приток молодых специалистов данной отрасли недостаточен в связи с низким уровнем оплаты труда и слабой социальной защищенности.

Пытаясь сгладить сложившуюся напряженность в системе образования, Правительство нашей страны проводит активное реформирование данной отрасли. Приняты такие программные документы, как Федеральная целевая программа развития образования до 2015 г., инициатива "Наша новая школа", реализуются проекты, в т.ч. приоритетный национальный проект "Образование". Стратегия развития образования ставит задачи повышения доступности получения качественного образования при эффективном использовании ресурсов. Одним из направлений реформирования стало разрешение ведения образовательными учреждениями предпринимательской деятельности, получение ими большей финансовой автономии. Появились внебюджетные средства, приобретаемая за счет их собственность и доходы от ее использования. Широко практикуется платное образование и платные услуги за пределами образовательного процесса. В связи с этим возникает необходимость в более грамотном финансово-экономическом планировании, эффективном управлении финансами учреждения.

В своей курсовой работе я рассмотрю особенности управления финансами образовательных учреждений, имеющих статус казенного.

Цель курсовой работы: изучение процесса управления финансами в КОГОКУ СОШ с УИОП пгт Юрья.

В соответствии с названной целью поставлены следующие задачи:

)изучить нормативные документы и экономическую литературу по теме исследования;

2)дать организационно-экономическую характеристику КОГОКУ СОШ с УИОП пгт Юрья;

)провести анализ финансирования деятельности учреждения и исполнения им бюджета;

)оценить эффективность и выявить недостатки в управлении финансами учреждения;

)предложить пути совершенствования процесса управления финансами.

Объект исследования в курсовой работе: Кировское областное государственное общеобразовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Юрья Юрьянского района Кировской области.

Периодом исследования: 2009-2011 гг.

В ходе исследования были использованы методы: абстрактно-логический, монографический, исторический, экономико-статистический.

Методической и теоретической основой при написании работы послужили: законодательные и нормативные акты, работы ученых, в которых освещены особенности управления финансами бюджетных, в том числе казенных образовательных учреждений. Источниками конкретной информации для проведения исследования послужили бухгалтерская отчетность за исследуемый период, Бюджетная смета.

1. Теоретические основы управления финансами казенного учреждения

1.1Правовое положение казенных учреждений

Важнейшими субъектами производственных и финансово-экономических отношений при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства являются бюджетные учреждения.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, бюджетным учреждением является учреждение, созданное органами государственной власти, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и других функций некоммерческого характера, деятельность которого финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда. К ним относятся учреждения общего и профессионального образования, здравоохранения и социального обеспечения, научно-исследовательские учреждения, органы государственной власти и органы местного самоуправления, суды и прокуратура, учреждения обороны, правопорядка и безопасности государства.

Значение бюджетных учреждений велико не только для отдельного региона, но и для России в целом. Как показывают данные статистических исследований в отрасли «государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование» доля организаций государственной и муниципальной собственности достигает 95,9% от общего количества организаций, в отрасли «образование» - 79%, в отрасли «здравоохранение» - 43% [23, стр. 24].

В рамках реформирования бюджетной системы Российской Федерации 8 мая 2010 г. был принят Федеральный закон №83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", который изменил существовавшие ранее правовой статус бюджетных учреждений и механизмы их финансирования. Закон предусматривает внесение изменений в восемнадцать законодательных актов, в том числе, в сфере образования, науки, культуры, архивного дела, обороны и других сферах, а также в Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ. Он направлен на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг при условии сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их предоставление путем создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также на создание условий и стимулов для федеральных органов исполнительной власти для оптимизации подведомственной сети.

Согласно документу все государственные и муниципальные бюджетные учреждения разделились на три типа - казенные, автономные и бюджетные учреждения. В связи с целью и задачами исследования особое внимание следует уделить изучению правового положения казенных учреждений.

Казенные учреждения - учреждения нового типа. В статье 6 Бюджетного кодекса РФ дается его понятие, которое позволяет выявить основное отличие таких учреждений от остальных двух типов: право не только оказывать государственные (муниципальные) услуги и выполнять работы, но и осуществлять отдельные функции и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления (например, осуществление функций дирекции - заказчика строящегося объекта).Для исполнения государственных (муниципальных) функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами [22, стр. 15].

Перечень казенных учреждений ограничен. В их число входят воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, учреждения, исполняющие наказания, учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации, психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением и ряд других согласно перечню.

Можно выделить следующие характерные признаки казенных учреждений:

финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы. При этом если прежде в бюджетной смете иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы, могли дополнительно утверждаться, то теперь это носит обязательный характер;

- учреждение находится в ведении органа государственной власти, органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств идействует от имени этого публично-правового образования (статья 161 <consultantplus://offline/ref=ABF7A45D47BF532164783EE3D04ED16F5D22C098E0AF4D0A5AABAC22B4696ED08CAF3EF9ECDCb1hDK> БК РФ);

основной деятельностью казенного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано, что указывается в его учредительных документах. Учреждению разрешается осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в его уставе. Вместе с тем доходы, полученные им от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Таким образом, казенное учреждение лишено права самостоятельно распоряжаться средствами, полученными им от осуществления приносящей доход деятельности. Доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, будут являться неналоговыми доходами бюджетов;

заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено законодательством. Операции с бюджетными средствами казенные учреждения проводят через лицевые счета.

В случае уменьшения бюджетному учреждению главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения бюджетным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им контрактов, иных договоров, учреждение должно обеспечить согласование новых сроков, а если необходимо, и других их условий.

закупки товаров, работ и услуг осуществляются в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ (далее - Закон №94-ФЗ);

бухгалтерский учет ведется по бюджетному плану счетов;

учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика. То есть оно может самостоятельно, без уведомления, с собственником или исполнительным государственным органом, в ведении которого оно находится, инициировать судебные иски;

учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты и займы, приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются,размещение средств на банковских депозитах запрещено;

прямой запрет выступать учредителем или участником других юридических лиц;

государственное (муниципальное) имущество принадлежит казенному учреждению на праве оперативного управления. Отчуждать имущество либо иным способом распоряжаться им без согласия собственника казенное учреждение также не вправе [21, стр. 15].

Гражданский кодекс по-разному регулирует ответственность государственного (муниципального) учреждения в случае отсутствия у него средств для исполнения принятых им обязательств. Учитывая, что из всех типов государственных и муниципальных учреждений норма о сохранении статуса участника бюджетного процесса сохранилась исключительно в отношении казенного учреждения, то и субсидиарная ответственность государства и муниципального образования распространяется на обязательства только казенных учреждений в отличие от бюджетных и автономных.

Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам только денежными средствами, находящимися в его распоряжении. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества в лице главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение.

Классическим примером проявления субсидиарной ответственности государства и муниципального образования по обязательствам казенного учреждения является исполнение требований судебных решений, предъявленных казенному учреждению и не исполненных им в течение 30 рабочих дней со дня предъявления исполнительного листа в орган, ведущий лицевой счет получателя бюджетных средств казенного учреждения-должника [17, стр. 25].

Сравнительная характеристика казенного учреждения с бюджетным и автономным по основным признакам представлена в Приложении А.

Таким образом, статус казенного учреждения, по сути, совпадает с закрепленным в законодательстве статусом бюджетного учреждения, действовавшим до 1 января 2011года, с дополнительным ограничением в виде требования о зачислении доходов от платных услуг в бюджет. При этом все основные ограничения, ранее установленные для старого бюджетного учреждения, сохраняются. Произошедшее в связи с данной реформой изменение типа учреждения не влияет на осуществление его функциональной деятельности (например, основная уставная деятельность образовательного учреждения не зависит от того, в каком типе оно ее осуществляет: бюджетное, казенное или автономное), не должно требовать уточнения лицензий и иных разрешительных документов, а лишь определяет границы самостоятельности в использовании денежных средств, полученных из бюджета.

1.2Финансы казенного учреждения

Финансы казенного учреждения-отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов учреждения для достижения целей деятельности, предусмотренных в его уставе. Они представлены разнообразными отношениями, складывающимися по поводу формирования и использования денежных фондов различного назначения:

с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу получения бюджетных средств и их использования;

с другими организациями и физическими лицами по поводу формирования внебюджетных источников доходов (целевых поступлений, включая гранты, пожертвования, доходов от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и их использования;

с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу выполнения обязательств перед бюджетами разных уровней и бюджетами внебюджетных фондов путем уплаты налоговых платежей, страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование;

с контрагентами;

со своими работниками по поводу формирования и использования фондов оплаты труда и фондов целевого назначения и др. [27].

В основе экономической базы деятельности казенного учреждения лежит казна. В экономическом смысле казна (от тюрк. "хранилище денег") представляет собой финансовые ресурсы государства, централизованные государственные источники финансов, включая средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями[22, стр. 25]

Для казенных учреждений основной метод ведения хозяйства - сметное финансирование. Этот метод применяется в таких отраслях социально-культурной сферы, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, а также при финансировании органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций обороны, правопорядка и безопасности государства.

Основными принципами формирования и использования финансовых ресурсов при сметном финансировании являются:

определение объема бюджетных ассигнований на основе нормирования отдельных видов расходов, т.е. определения потребности в средствах, необходимых для возмещения затрат в целях обеспечения содержания и нормального функционирования учреждения;

целевое назначение бюджетных ассигнований;

строгая регламентация бюджетных средств по назначению (в соответствии с установленными законодательством нормами расходов) и времени (в рамках финансового года и отдельных кварталов);

контроль за обоснованным планированием ассигнований и рациональным и экономным использованием средств [27].

Поляк Г.Б. в качестве принципов организации финансов в казенных (бюджетных) учреждениях, кроме названных, выделяет следующие:

жесткое разграничение бюджетного финансирования и самостоятельно заработанных средств. Обе группы средств хранятся на отдельных счетах, на каждую группу составляются отдельная смета по их расходованию и самостоятельная отчетность;

бюджетный иммунитет. Согласно статье 239 Бюджетного кодекса РФ, иммунитет бюджетов представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного аута:

. возмещение недофинансирования, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета;

. возмещения убытков, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов или их должностных лиц [11, стр. 11].

Рассмотрим подробнее следующие особенности финансов казенных учреждений:

)исключительно тесная связь с бюджетом, за счет средств которого происходит финансирование деятельности учреждения.

Казенные учреждения, как уже отмечалось выше, единственные сохраняют статус участников бюджетного процесса в отличие от бюджетных и автономных учреждений. Их финансирование осуществляется путем распределения бюджетных ресурсов «сверху», а не в результате прямого «зарабатывания» у потребителя. Таким образом, финансовое положение казенных учреждений, состояние расчетов с дебиторами и кредиторами в значительной степени зависят не от количества и качества услуг, а от своевременности и полноты выделения средств из соответствующего бюджета РФ. Любое изменение в бюджете в первую очередь отражается на финансах учреждения, недополучение средств приводит к недофинансированию его расходов. Таким образом, учреждения находятся в гораздо тесной связи и взаимодействии с общественными (централизованными) финансами, чем все другие звенья финансовой системы.

)казенные учреждения могут предоставлять определенные платные услуги (если такое право предусмотрено в их уставе).

При этом если раньше бюджетные учреждения, правовой статус которых сейчас имеют казенные учреждения, формировали часть своих финансовых ресурсов за счет самостоятельно заработанных доходов, то теперь средства, полученные от предпринимательской деятельности, поступают в соответствующий бюджет полностью за минусом налогов и иных обязательных платежей. То есть, у казенного учреждения нет стимула к ведению такой деятельности.

Две указанные особенности позволяют определить место финансов казенных учреждений как промежуточное: между общественными финансами и финансами предприятий и организаций. Это же подтверждается следующей особенностью.

)отсутствие самостоятельности в расходовании и целевое использование выделяемых средств

Предусмотрена казначейская система исполнения бюджета. В ходе финансирования казенных учреждений систематически осуществляется строгий контроль за экономным и рациональным расходованием выделенных бюджетных ассигнований в отличие от коммерческих структур, для финансов которых характерен принцип самостоятельности. Казенные учреждения расходуют государственные средства только по целевому назначению согласно установленной Бюджетной смете, что предполагает строгое соблюдение финансовой дисциплины. Зафиксированные в смете объемы ассигнований по каждому направлению являются предельно допустимыми. Если расходы в размере принятых учреждением обязательств превышают показатели, указанные в утвержденной на отчетный период смете, такое использование бюджетных средств признается нецелевым. За это предусмотрены различного рода санкции и наказания. Так, согласно Кодексу об административных правонарушениях использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Все это вынуждает предприятие расходовать ресурсы не столько в соответствии с фактической необходимостью в них, сколько исходя из объема выделенных средств, а следовательно, отрицательно сказывается на гибкости экономического управления субъектом, возможностях оперативного маневрирования в условиях быстро меняющихся условиях хозяйствования [11, стр. 10]

)Гоголева О.Л. в качестве характерных особенностей финансов казенных (бюджетных) учреждений выделяет тот факт, что некоммерческий характер их деятельности и затратный принцип финансирования не предполагают формирования позитивного финансового результата [7, стр.245].

1.3Особенности управления финансами казенного учреждения

Управление финансами казенного учреждения по аналогии с коммерческими включает такие основные элементы, как финансовое планирование, оперативное управление и финансовый контроль [26]. Однако специфика учреждений, относящихся к некоммерческим организациям, определяет особенности функционирования отдельных элементов этой системы.

.Планирование финансовых ресурсов казенных учреждений осуществляется в соответствии с уже названными принципами сметного финансирования. Основой финансового планирования является Бюджетная смета. Это важнейший финансовый документ казенного учреждения, представляющий собой определенную структуру расходов, осуществляемых им.

Согласно статье 6 Бюджетного Кодекса РФ бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения, то есть объем прав казенного учреждения в денежном выражении на принятие бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого это учреждение находится в соответствии «Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений"в редакции Приказа №84н. В данном приказе теперь установлены рекомендуемые к применению формы:

бюджетная смета (свод смет учреждений) (ф. 0501012);

проект бюджетной сметы (ф. 0501014);

изменение показателей бюджетной сметы (ф. 0501013).

В целом все мероприятия, связанные с бюджетной сметой, условно можно разделить на три этапа:

)составление проекта сметы

На данном этапе участники бюджетного процесса определяют свои потребности в расходах на предстоящий период в разрезе действующих и принимаемых бюджетных обязательств. Эти расходы они должны обосновать, то есть привести расчеты или пояснить иным способом, отразить в проекте бюджетной сметы и представить данный проект своему главному распорядителю.

Планирование бюджетных ассигнований производится на основе оперативно-сетевых показателей и норм расходов, установленных либо в законодательном порядке (например, минимальный размер оплаты труда, ставки страховых взносов), либо рассчитанных финансовыми органами. Оперативно-сетевые показатели различаются в зависимости от типа учреждения: койка, койко-день, врачебное посещение - в учреждениях здравоохранения, учащийся - в школах и учреждениях среднего профессионального образования, студент - в высших учебных заведениях и т.п. Все отраженные в проекте расчеты, обоснования, необходимые нормативно-правовые акты, сметы расходов, пояснительная записка и другие документы, служащие финансово-экономическим обоснованием показателей, при представлении проекта сметы прилагаются к нему.

Сведения, полученные из проектов бюджетных смет своих подведомственных распорядителей и учреждений, главный распорядитель обобщает и передает финансовому органу в качестве обоснования бюджетных ассигнований, учитывая при этом и свои потребности.

После того как будет принят бюджет, следует исполнение бюджета, организация исполнения которого возложена на соответствующий финансовый орган. Во исполнение бюджета по расходам финансовый орган составляет и ведет отдельный документ - Сводную бюджетную роспись. Порядок составления и ведения Сводной бюджетной росписи, а также Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей утверждает сам финансовый орган. Например, на федеральном уровне указанный порядок утвержден Приказом Минфина России от 17.12.2008 №143н. Сводную бюджетную роспись, показатели которой должны соответствовать закону (решению) о бюджете, утверждает руководитель финансового органа. Одновременно с этим руководитель финансового органа утверждает главным распорядителям лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) на текущий финансовый год и плановый период в разрезе ведомственной структуры и операций сектора государственного управления и доводятся до них до начала очередного финансового года. Те в свою очередь доводят показатели Сводной бюджетной росписи, бюджетные ассигнования и ЛБО на очередной финансовый год до распорядителей и получателей бюджетных средств. На федеральном уровне указанные показатели доводятся через Федеральное казначейство.

С момента доведения до учреждения бюджетных ассигнований и ЛБО начинается следующий важный этап - составление и утверждение бюджетной сметы.

)составление бюджетной сметы

Казенное учреждение само составляет для себя смету, опираясь на расчетные показатели, характеризующие его деятельность, разработанные и установленные главным распорядителем средств бюджета на соответствующий финансовый год и на основании доведенных объемов ЛБО.

Составить смету - это значит установить объем и распределить направления расходования средств бюджета согласно лимитам бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и исполнение бюджетных обязательств для обеспечения функций учреждения на один финансовый год. Показатели сметы формируются по кодам Классификации расходов бюджетов РФ с детализацией кодов статей КОСГУ.

Согласно статье 70 БКРФ к обеспечению выполнения функций казенных учреждений относится:

оплата труда работников учреждения;

командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами и законодательством РФ, субъектов РФ, муниципальными правовым актами;

оплата поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;

уплата налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет;

возмещение вреда, причиненного учреждением при осуществлении его деятельности.

Главные распорядители, распорядители средств бюджета, учреждения вправе дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей.

Если у казенного учреждения есть обособленные подразделения, осуществляющие полномочия по ведению бюджетного учета (они должны быть перечислены в уставе учреждения), то они также должны составлять бюджетную смету. В дальнейшем руководитель учреждения объединит сметы таких подразделений и составит единую смету по учреждению.

Форму бюджетной сметы утверждает главный распорядитель. При этом он имеет право дополнить форму сметы дополнительными реквизитами, разделами, а также определить правила ее заполнения. Форма бюджетной сметы, как и форма ее проекта, содержит практически одинаковые реквизиты с той лишь разницей, что форма проекта сметы содержит дополнительные показатели, обосновывающие необходимость выделения средств учреждению. Например, указываются обязательства учреждения: действующие и принимаемые. К представленной на утверждение смете должны быть приложены обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы. Причем эти обоснования являются неотъемлемой частью сметы, так как именно при помощи этих документов главный распорядитель устанавливает необходимость расходов учреждения.

)утверждение бюджетной сметы

Смету главного распорядителя утверждает его руководитель. Смету учреждения, не являющегося главным распорядителем средств бюджета, утверждает руководитель главного распорядителя средств бюджета. Но главный распорядитель может предусмотреть и иной порядок утверждения. Что же касается сметы обособленного (структурного) подразделения учреждения, то ее утверждает руководитель учреждения, в составе которого создано данное подразделение.

)ведение бюджетной сметы

Ведение бюджетной сметы означает внесение изменений в нее в пределах доведенных учреждению объемов соответствующих ЛБО. Изменения в смету вносятся путем утверждения изменений показателей - сумм увеличения, отражающихся со знаком "плюс" или уменьшения объемов сметных назначений, отражающихся со знаком "минус". Так, в смете может изменяться:

объем сметных назначений - в случае изменения ЛБО, доведенных до учреждения. Например, в силу объективных причин и возложенных бюджетных полномочий главный распорядитель перераспределил ЛБО между подведомственными учреждениями;

распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ (кроме кодов КОСГУ), требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и ЛБО;

распределение сметных назначений по кодам КОСГУ, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема ЛБО;

распределение сметных назначений по кодам КОСГУ, требующих изменения утвержденного объема ЛБО;

распределение сметных назначений по дополнительным кодам аналитических показателей, детализируемым главным распорядителем, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема ЛБО.

Изменения показателей бюджетной сметы учреждением по рекомендуемому образцу и утверждаются в том же порядке, в каком утверждается бюджетная смета, и тем же лицом, которое ее утвердило [16, стр. 5].

.Оперативное управление финансами казенного учреждения предполагает анализ отклонений фактических финансовых показателей от плановых для принятия адекватных управленческих решений по выполнению заявленных целей и задач деятельности организации. Получаемая в ходе анализа информация служит основанием для внесения изменений в бюджетную смету. Бюджетный кодекс РФ определяет основания, по которым могут быть внесены изменения в бюджетные назначения. К ним относятся введение режима сокращения расходов бюджета при невыполнении доходной части бюджета; использование доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом; перемещение бюджетных ассигнований главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств [26].

3.Организация финансового контроля как элемента управления финансами казенного учреждения

Казенные учреждения охвачены всеми формами финансового контроля как внутреннего, так и внешнего:

предварительный контроль - осуществляется в основном главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств, а также финансовыми органами при проверке правильности составления и утверждения бюджетной сметы. При этом контролируются обоснованность планирования всех показателей сметы, их соответствие показателям утвержденного бюджета.

текущий контроль проводится как бухгалтерскими и финансовыми службами учреждений, так и органами, осуществляющими исполнение бюджетов. Бухгалтерии учреждений осуществляют контроль в процессе подготовки платежных документов к оплате с точки зрения правильности их оформления и законности совершаемых операций. Обеспечить строгий контроль расходов бюджетного учреждения внутри учреждения помогают специализированные программные продукты, в частности, на базе технологической платформы "1С: Предприятие 8". Например, программа "БИТ: Управление финансами бюджетного учреждения". Финансовые или казначейские органы проверяют соответствие представленных документов утвержденным сметам, ЛБО, заключенным договорам на выполнение работ (оказание услуг) для осуществления расходов бюджета [13, стр.18].

последующий контроль исполнения бюджетной сметы проводится главными распорядителями бюджетных средств, финансовыми, казначейскими органами, органами государственного финансового контроля, создаваемыми представительными и исполнительными органами государственной власти либо органами местного самоуправления. При этом проверяются законность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными сметами, сохранность денежных средств и материальных ценностей, организация и постановка бухгалтерского учета. При осуществлении последующего контроля применяются основные методы финансового контроля: проверка, ревизия, анализ финансово-хозяйственной деятельности [26].

Напоследок следует уделить внимание вопросам проведения в казенном учреждении аудита. Так аудиторский контроль их деятельности не предусмотрен действующим законодательством, что находит отражение в отсутствии такого вида расходов в экономической классификации расходов. Кроме того, проведение аудита требует дополнительных бюджетных средств, что в современных условиях невозможно ввиду ограниченности бюджетных ресурсов, выделяемых учреждениям. При этом нет необходимости в проведении такого контроля, поскольку собственник бюджетного учреждения периодически получает информацию о достоверности отчетности и результатах финансово-хозяйственной деятельности учреждения от органов государственного финансового контроля. Поэтому расход на цели проведения аудита не может быть санкционирован казначейскими органами [26].

учебный финансы бюджетный контроль

2. Организационно-экономическая характеристика учреждения

Кировское областное государственное общеобразовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Юрья является базовой школой и методическим центром Юрьянского района. Его учредителем выступает Департамент образования Кировской области.

История школы в поселке Юрья начинается с 1932 г. Тогда она называлась Юрьевской средней школой. Ребята кроме учебы заготовляли дрова, осваивали земельный участок в 7 га. В 1962 г был осуществлен переход на 11-летний срок обучения. К тому времени в школе обучалось 1124 ученика, был открыт интернат на 50 мест. С 1965 года школа стала называться Юрьянской средней школой №1. При школе работали мастерские, занимались в 9 зданиях, в 2 смены. В эти же годы решением Облоно Юрьянская школа определена опорной. Начиная с 1971г, директорами школы были Семакова Антонина Ивановна, Россохина Раиса Павловна, Леушин Виктор Васильевич, Агалаков Евгений Борисович, Жданов Николай Андреевич, Вылегжанина Вера Анатольевна. 14 сентября 1994 года был заложен первый блок в фундамент новой школы, а 21 октября 2002г состоялись первые уроки в новом здании. С этого года начался новый этап в истории развития юрьянской школы.

В настоящее время здание школы располагается по адресу пгт Юрья ул. Ленина д. 13. В школе работает 83 сотрудника. При проектной мощности учреждения в 1000 ученических мест, в школе по данным на 1 сентября этого учебного года насчитывалось 585 учеников, 29 комплектов классов. Директором школы на данный момент является Федоровых Мария Андреевна. Школа дважды была победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, а также является постоянным участником Областного образовательного Форума «Открытость. Качество. Развитие». В 2010-2011 учебном году школа стала государственным общеобразовательным учреждением. С 12 июля 2011 г. осуществлен переход учреждения в состав казенных.

Школа осуществляет свою деятельность по образовательным программам, закрепленным в полученной учреждением после аккредитации лицензии. В соответствии с лицензией, школа реализует основные общеобразовательные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования. В школе также ведется углубленное, профильное и дополнительное изучение предметов. Также есть классы компенсирующего обучения (коррекционные). В настоящий момент учреждение финансируется из областного бюджета через органы Федерального казначейства по Кировской области и его структурное подразделение по Юрьянскому району.

Являясь учреждением некоммерческой сферы, КОГОКУ СОШ с УИОП пгт Юрья имеет специфическую организационную структуру, схема которой представлена в Приложении Б. Она полностью соответствует целям учреждения, обеспечивает эффективное управление деятельностью школы и не требует больших затрат на свое функционирование.

Чтобы учебное заведение могло осуществлять образовательную деятельность, за ним закрепляется земля, здания, сооружения, оборудование и другое необходимое для этого имущество. В бухгалтерском учете они отражаются как основные средства и, так как функционируют в бюджетной сфере, являются непроизводственными, то есть не участвуют непосредственно в производстве материальных благ. При этом для тех, кто пользуется услугами казенных (бюджетных) учреждений, основные фонды выступают в качестве предметов длительного потребления, а для тех, кто эти услуги оказывает - в качестве средств труда. В ходе своего использования основные фонды постепенно утрачивают свою стоимость. Обновление их производится за счет средств бюджета (или, по возможности, доходов от осуществления предпринимательской деятельности). От наличия, состояния и уровня использования основных фондов зависят объем и качество предоставляемых населению услуг.

Анализ основных фондов принято начинать с изучения их натурально-вещественного содержания, используя данные группировки их по назначению. В частности, информация о структуре и составе основных средств в КОГОКУ СОШ с УИОП п.г.т. Юрья представлена в Приложении В. Из таблицы в нем видно, что в целом стоимость основных средств на конец 2011 г. по сравнению с 2009г увеличилась на 1392452,86 руб. или на 2,58% (55353381,56/53960928,70∙100%-100%). В том числе наблюдается рост стоимости машин и оборудования на 622877,97 руб., производственного и хозяйственного инвентаря на 392060,64руб. и библиотечного фонда на 377514,25руб. Не произошло никаких изменений в первоначальной стоимости жилых и нежилых помещений, транспортных средств и прочих основных фондов. Что касается структуры имущества школы, то в ней главное место занимают нежилые помещения. На их долю в течение трех рассматриваемых лет приходилось более 80% от общей стоимости основных средств (83,72%, 83,16% и 81,62% соответственно). Это объясняется спецификой деятельности учреждений данного типа, в которых важно создать благоприятные условия для обучения школьников. Успешному выполнению этой функции способствует также машины и оборудование. По удельному весу они занимают в 2011г 5,98%, что выше показателя 2009г на 1,0п.п. Наименьшая доля приходится на транспортные средства (1,95%) и прочие основные средства (0,11%). В целом же структура основных средств в течение рассматриваемого периода изменилась незначительно.

Следует также проанализировать состояние основных средств. Исходные данные и рассчитываемые при этом показатели представлены в Приложении Г. На основе коэффициента износа можно говорить о тенденции ухудшения технического состояния основных фондов учреждения. К концу 2011г он составил 0,29, что выше 2009г на 0,08 (или на 38,10%). Коэффициент годности, соответственно сократился на 10,13%.

Обобщающим показателем эффективности использования всех функционирующих в учреждении основных средств, характеризующим интенсивность их потребления, является фондоотдача, которая рассчитывается как отношение объема услуг школы в виде конечных результатов ее деятельности (количества учащихся) к среднегодовой стоимости основных средств. В соответствии с общепринятой методикой фондоотдача определяется в расчете на 1 000 руб. основных средств. Данные приложения свидетельствуют о тенденции незначительного роста данного показателя в связи с одновременным увеличением количества учащихся и снижением среднегодовой стоимости основных фондов. В целом к концу 2011 г. фондоотдача возросла на 0,07%.

Кроме рассмотренных основных средств важнейшим ресурсом любого учреждения, от которого напрямую зависят конечные результаты его деятельности, являются трудовые ресурсы. Основные показатели обеспеченности школы трудовыми ресурсами отражены в Приложении Ж. Отсюда видно, что в целом численность персонала школы за три учебных (некалендарных) года снизилась на 24 человека и составила на 1 сентября 2011 г. 83 сотрудника. Из них 14 человек являются внешними совместителями, а с одним заключен договор гражданско-правового характера. Следует отметить, что для качественной работы школы, в первую очередь, необходим эффективно работающий аппарат управления. В КОГОКУ СОШ с УИОП пгт Юрья его формируют директор, 4 заместителя директора по учебно-воспитательной работе, главный бухгалтер и заведующий библиотекой. Как видно из таблицы, состав администрации стабилен в течение трех рассматриваемых периода и составляет от общей численности персонала 8,43%. Наибольшую долю в трудовых ресурсах учреждения занимает педагогический персонал (учителя, социальный педагог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, учитель-логопед и т.д.). При этом если в абсолютном значении их численность сократилась на 12 человек, то в связи с одновременным уменьшением численности всего персонала удельный вес данной категории работников увеличился на 2,84 пп. и составил 62,55%. Достаточно представительной является и группа обслуживающего персонала школы. На 1 сентября 2011 г. их численность по тарификационным спискам была равна 17человекам, что составляет 20,49% от общей численности и ниже уровня 2009-2010 учебного года на 14 человек. Совсем незначительная доля приходится на учебно-вспомогательный персонал (лаборанты, библиотекарь, секретарь-машинистка, бухгалтер). При этом наблюдается тенденция роста количества работников этой группы на 2 человека по сравнению с 1сентября 2009г.

О качестве трудовых ресурсов школы говорит информация, отраженная в Приложении З. В частности, данные о квалификационной категории персонала на 2010-2011 г. и 2011-2012 г. (См. Приложение З.1)позволяют сделать вывод, что учреждение не в полной мере обеспечено персоналом высокой квалификации. Из 45 педагогов только 29 человек на 1 сентября 2011 г. имели первую категорию. Также первую категорию имеют 2 воспитателя в интернате. Высшую категорию в школе имеют только 4 учителя и 3 завуча. Тогда как 13 человек педагогического персонала и 2 завуча (в связи с внутренними изменениями) на начало 2011-2012 учебного года совсем были не аттестованы. В целом же наблюдается тенденция улучшения профессионального подготовки работников учреждения: количество неаттестованных по сравнению с 2010-2011 учебным годом сократилось на 4 человека (5,46%), а число учителей, имеющих высшую категорию, возросло на 1 человека, что стало результатом их переквалификации, а также движения работников. Однако администрации учреждения необходимо проводить активные мероприятия по стимулированию учителей к повышению своей категории.

Дополнительный анализ качественного состава персонала, проведенный с использованием данных Приложения З.2, позволил выяснить, что на 1 сентября 2010г и 2011 г. большинство сотрудников школы имели стаж работы больше 20 лет: 40 и 42,86% соответственно от общей численности персонала, имеющего педагогический стаж. Увеличивается доля сотрудников со стажем работы от 10 до 15 лет (на 4,93 пп.). Совсем небольшое количество учителей имеют педагогический стаж до 5 лет, что свидетельствует, с одной стороны, о направленности кадровой политики школы принимать на работу преимущественно уже опытных сотрудников, а с другой стороны, о нехватке молодых специалистов. Об этом говорят и результаты группировки персонала по возрасту. Видно, что для преобладающего числа сотрудников он находится в пределах от 30 до 40 лет. Это, несомненно, является положительной характеристикой, учитывая общую тенденцию старения педагогических кадров в России. В юрьянской же школе на 1 сентября 2011 года лишь 3 человека были старше 60лет. Анализ образования трудовых ресурсов учреждения позволил выяснить, что наибольшая часть сотрудников (более 60%), имеют оконченное высшее образование, что необходимо для оказания населению качественных образовательных услуг.

Оценку динамики трудовых ресурсов КОГОКУ СОШ с УИОП пгт Юрья проведем на основе данных Приложения И.

Данные таблицы позволяют сделать вывод, что среднесписочная численность персонала школы к концу 2011 г. составила 72 человека, что ниже уровня 2009 г. на 2 человека (2,7%). При этом если в 2009г число уволившихся сотрудников превышало количество принятых на работу, то в 2010 г. и 2011 г. коэффициент восполнения трудовых ресурсов вырос почти в 5раз и стал равен 1,03. В связи с кадровыми перестановками общий оборот рабочей силы в 2011 г. превысил показатель 2009 г. почти в 6 раз и составил 0,93. Коэффициент же постоянства состава за этот же период сократился, соответственно на 91,77%. Следует отметить, что текучесть кадров в учреждении не связана с нарушением трудовой дисциплины. Работники увольнялись в течение анализируемых лет по собственному желанию. Основными причинами стали низкий уровень заработной платы, неудовлетворенность графиком работы, морально тяжелая работа, требующая эмоциональной устойчивости и навыков общения с детьми.

Окончательное представление об обеспеченности школы трудовыми ресурсами дает анализ коэффициентов укомплектованности и совместительства относительно самых важных кадров для образовательного учреждения - учителей. Данные о количестве должностей были взяты из штатного расписания. Исходные данные для анализа представлены в Приложении К. Полученные значения свидетельствуют о том, что количество фактически занятых педагогических должностей в школе не соответствует тому объему образовательных услуг, который планировалось оказывать населению. На начало трех рассматриваемых учебных лет отчетливо прослеживается нехватка персонала. Так штат учреждения недоукоплектован учителями, соответственно, в 2009г на 13%, в 2010 г. - на 27%, в 2011 г. - на 18%. То есть наблюдается тенденция снижения коэффициента укомплектованности основными работниками школы на 5,75%. Коэффициент укомплектованности штатами в 2011 г. вырос на 5,38% и составил 0,98. Наименьшее его значение приходилось на 2010 г. - 0,73. В связи со сложившейся ситуацией в учреждении растет уровень совместительства. К концу 2011 года он увеличился на более чем на 11% и составил 1,19. Такое положение дел может привести в дальнейшем к перегрузке работающего педагогического персонала и, как следствие, к снижению уровня и качества обучения школьников.

О состоянии школы можно получить данные также на основе анализа бухгалтерского баланса, представленного в Приложении Е. Для начала изучим состав и структуру актива баланса. Исходные данные для оценки представлены в Приложении Л. На основе их можно сделать вывод, что преобладающую (почти абсолютную) долю в активах учреждения занимают нефинансовые активы. На них в течение всех трех анализируемых лет приходилось более 99%, из которых на основные средства в 2009 г. - 98,087%, в 2010 г. - 98,329%, 2010 г. - 97,286%. При этом к концу 2011 г. величина данной статьи баланса снизилась по сравнению с 2009г на 3276706,67 руб.

На балансе школы в составе нефинансовых активов также числятся материальные запасы. Видна тенденция роста их стоимости на 275744,53 руб. с одновременным увеличением удельного веса в общих активах к концу 2011 г. до 2,714%. В целом же, если в процентах доля нефинансовых активов в 2011 г. возросла до 100%, в денежном выражении наблюдается тенденция снижения их стоимости за три исследуемых года на 3000962,14 руб. Финансовые активы в виде задолженности дебиторов по доходам числились на балансе учреждения только в 2009г. Их величина составила 10398,82 руб. и доля в активах была совсем незначительной - 0,024%.

Анализ состава и структуры пассива баланса можно провести на основе исходных данных Приложения М. Отсюда видно, что на конец 2009 г. и 2010 г. рассматриваемое образовательное учреждение имело дебиторскую задолженность в третьем разделе баланса «Обязательства» по платежам в бюджет соответственно в суммах 5723,45 руб. и 59371,81 руб. (может быть, это связано с переплатой). Также в 2009 г. дебиторская задолженность перед школой числится у поставщиков и подрядчиков на сумму 39744,26руб. В 2010 г. по данной статье отражена уже кредиторская задолженность на сумму 46528,6 руб. На конец же 2011 г. учреждение не имело непокрытых обязательств. В четвертом разделе баланса указаны финансовые результаты школы в виде общей суммы расходов, которые совершает учреждение в течение года. Отсюда видно, что их величина на конец года составила 40346103,10 руб., что ниже уровня 2009 г. более чем на 3 млн. руб. В целом анализ актива и пассива баланса свидетельствует о тенденции снижения его валюты на 3011360,96 руб.

Из всего вышесказанного следует, что анализируемое в курсовой работе образовательное учреждение является средним по размерам. В нем обучается примерно 600учащихся. Среднесписочная численность работников за все три года была около 70 человек. При этом наиболее остро в Юрьянской школе стоит проблема нехватки основных работников. Штат учреждения был недоукоплектован учителями, соответственно, в 2009г на 13%, в 2010 г. - на 27%, в 2011 г. - на 18%. Кроме того, в 2011г наблюдались высокий уровень текучести кадров (более 90%) и общая нестабильность состава работников. Низкий уровень укомплектованности и существующая система организации труда вызвали повышение уровня совместительства, а следовательно интенсивности и учебной нагрузки на одного работника. Основной причиной подобной кадровой ситуации являются, бесспорно, условия труда и его оплаты, которые не могут устраивать высококвалифицированных специалистов.

Школа достаточно хорошо обеспечена основными средствами и эффективно их использует. Наибольшую долю его активов составляют основные фонды, финансовых же активов на конец 2011 г. школа не имела. На конец 2011 г. все обязательства школы были погашены.

Для того чтобы дать полную оценку экономической деятельности рассматриваемого в курсовой работе учреждения нужно также изучить состав расходов школы и дополнить это анализом исполнения бюджетной дисциплины. Данные вопросы подробно раскрыты в следующей главе курсовой работы.

3. Анализ управления финансами в КОГОКУ СОШ с УИОП п.г.т. Юрья

.1Анализ расходов учреждения

Как уже отмечалось выше, КОГОКУ СОШ с УИОП пгт Юрья финансируется за счет средств Федерального казначейства, а также через его обособленное подразделение по Юрьянскому району Кировской области на основании Бюджетной сметы, составляемой на год, и Расходного расписания. В смете по каждой статье и виду расходов утверждены лимиты бюджетных обязательств и указана итоговая сумма возможных расходов по учреждению. Документ утверждается главой департамента образования Кировской области, подписывается должностным лицом, проверившим расчет, и доводится до учреждения, где его подписывает директор школы и главный бухгалтер. В случае изменения в течение года установленных лимитов в школу поступает Уведомление об изменении бюджетных ассигнований. Смета и уведомления подшиваются главным бухгалтером в отдельное дело «Бюджетные ассигнования», открываемое на каждый год. О размерах лимитов финансирования на конкретный период извещает Мемориальный ордер, поступающий в школу в начале каждого месяца. Предпринимательской деятельности школа в рассматриваемый мной период не осуществляла.

В состав фактических расходов анализируемого мной образовательного учреждения входят:

)расходы на оплату труда и начислениям на выплаты по ней

Сюда относятся:

сумма самой начисленной заработной платы (по должностному окладу для учителей и тарифной ставке для обслуживающего персонала);

различные выплаты и надбавки к оплате труда (за стаж, категорию, классное руководство, за награду, проверку тетрадей, коррекционные классы, кружковую работу; за вредность);

пособия (по временной нетрудоспособности (до 3-х дней), по уходу за ребенком);

отпускные;

прочие выплаты (начисляемые ежемесячно работнику компенсации за ЖКУ, книгоиздание и суточные при служебных командировках и направлении сотрудников на курсы).

Школа также ежемесячно начисляет с фонда оплаты труда и уплачивает в бюджет страховые взносы в ФСС, ФФОМС, ТФОМС, Пенсионный фонд, а также страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Начисленные к уплате их суммы также относятся в состав данной группы фактических расходов.

)расходы на приобретение работ и услуг

В рамках своей деятельности юрьянская школа прибегает к услугам различных поставщиков и подрядчиков. В составе данной группы расходов учитывается ее кредиторская задолженность:

перед ОАО «Ростелеком» за предоставление междугородних телефонных соединений и за пользование сетью Интернет;

перед ООО «Юрьянское АТП» за перевозку школьников к месту учеты;

перед ОАО «Кировэнергосбыт» за подачу электроэнергии, отопления, холодного водоснабжения и водоотведения;

задолженность перед контрагентами за техническое обслуживание и ремонт оргтехники и прочих технических средств;

за проведение дератизации школы;

за предоставление школе реестров;

за оказание услуг по охране школы;

за обновление программного обеспечения.

Сюда же списывается часть командировочных расходов в составе стоимости проезда сотрудника к месту командировки и обратно и квартирных, а также начисляется заработная плата и отчисления по ней лицам, с которыми у школы заключены договоры гражданско-правового характера (т.е. нештатникам).

)расходы по операциям с активами

В их состав входят:

сумма начисленной амортизации на объекты основных средств;

фактическая стоимость списанных на нужды учреждения материальных запасов или вследствие их негодности.

) прочие расходы

На данный момент к прочим фактическим расходам школы относится сумма начисляемого ежеквартально в бюджет земельного налога. В момент его начисления бухгалтер составляет бухгалтерскую справку. В конце года в налоговую инспекцию предоставляется налоговая декларация по земельному налогу.

)расходы на приобретение основных средств

Это затраты школы по оплате договоров на приобретение, а также договоров подряда на строительство и т.п.

)расходы на приобретение материальных запасов

К таким расходам школы относятся затраты на приобретение в целях оказания государственных услуг медикаментов и перевязочных средств, горюче-смазочных, строительных материалов, мягкого инвентаря (различная спецодежда) и прочих материальных запасов (электрические лампочки, щетки, канцелярские принадлежности, видеофильмы в библиотеке и другие).

Учет фактических расходов в рассматриваемом мной учреждении ведется в разрезе целевых статей, кодов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации и КОСГУ. В частности, в настоящий момент в школе применяются коды бюджетной классификации, представленные в Приложении Н.

Для того чтобы дать полную оценку расходов, совершаемых учреждением в рамках его деятельности, воспользуемся данными «Отчетов о финансовых результатах деятельности» учреждения за 2009-2011 гг. (См. Приложение О). Исходную информацию для анализа представим в виде таблицы в Приложении П. Отсюда видно, что общая сумма произведенных школой затрат в 2011 г. на 9618160,86 руб. была выше, чем в 2009 г. и почти в 3 раза, чем в 2010 г. Основная доля в расходах приходится за все периоды на заработную плату и отчисления по ней, что соответствует специфике учреждения. При этом на конец 2011 г. величина данной статьи в абсолютном выражении возросла на 3062737,46 руб., тогда как удельный вес сократился на 12,99 пп. В составе статьи следует выделить увеличение суммы прочих выплат сотрудникам на 1229563 руб. по сравнению с 2009 г. Важная статья расходов бюджетного учреждения - затраты на приобретение различного рода услуг. Так в 2011 г. наблюдается значительный рост ее величины более чем на 5 млн. руб. или на 14,93 пп. в общей суммы всех расходов школы. При этом в большей мере это связано с ростом затрат на содержание имущества. На расходы по операциям с активами к концу 2011 г. приходится 14,51% всех расходов, что выше уровня 2009 г. на 3,09 пп. Совсем незначительный удельный вес в расходах занимают прочие затраты - 0,12%. Следует также отметить наличие в 2009г расходов на социальное обеспечение в сумме 810460,24 руб.

3.2Анализ соблюдения бюджетной дисциплины

Операции с бюджетными средствами школа осуществляет через лицевые счета, открытые ему в органах казначейства. Внутренний текущий контроль за соблюдением бюджетной дисциплины, а также управление расходами осуществляется бухгалтерией, в частности, главным бухгалтером Косныревой М.В. Для этих целей используется программный продукт «1С - Предприятие 8.2. Бухгалтерия государственного учреждения». Кроме того, между школой и органами казначейства налажена система электронного документооборота.

Рассмотрим подробнее механизм осуществления данного контроля на примере списания средств со счета по федеральным программам (например, выплата заработной платы за классное руководство) в учреждении в погашение возникших обязательств. Основанием для проведения такой операции является Заявка на кассовый расход. Она составляется в программе «1С-Предприятие», заверяется электронной цифровой подписью главного бухгалтера и в электронной форме передается в орган Федерального казначейства через систему электронного документооборота. Там производится проверка правильности оформления и целевого использования требуемых средств. Если нарушений не обнаружено, на ее основании формируют платежное поручение, производится списание средств на указанные цели. После этого та же заявка через программу Системы электронного документооборота снова поступает в учреждение. На ее последней странице содержится отметка Федерального казначейства о регистрации заявки на кассовый расход.

В рамках контроля за сохранностью ценностей, находящихся у школы на оперативном управлении, согласно учетной политики в школе раз в год в начале ноября проводится годовая плановая инвентаризация.

В целях анализа соблюдения бюджетной дисциплины сравним сумму произведенных Юрьянской школой расходов с утвержденными лимитами в Бюджетной смете. Исходные данные возьмем из годовых «Отчетов об исполнении бюджета» за 2009-2011 гг. (См. Приложение С) и представим в таблице Приложения Т. Из них видно, что общая сумма утвержденных расходов увеличилась на 8007192,1 руб. При этом, если на конец 2009г смета была полностью исполнена, то на конец 2010 г. и 2011 г. наблюдалась экономия средств соответственно на 254353,60руб. и 25940,08 руб. В частности, в 2011 г. смета была недоисполнена по таким статьям, как расходы на коммунальные услуги, на оплату работ, услуг по содержанию имущества и прочих работ, услуг, а также расходы на приобретение основных средств и материальных запасов. Также следует отметить, что в разные годы расходы финансировались, в основном, за счет разных государственных программ (так как различаются коды бюджетной классификации расходов), что связано с частыми изменениями в бюджетном законодательстве. Результатом исполнения бюджета является его дефицит, так как собственных доходов учреждение не имеет. Нецелевого использования бюджетных средств в течение трех лет не наблюдалось, о чем свидетельствует отсутствие превышения размера обязательств, принятых школой, показателей, указанных в смете.

Чтобы окончательно сделать вывод об исполнении Бюджетной сметы, необходимо изучить отклонения фактических расходов учреждения с так называемыми кассовыми расходами, т.е. сумм, списываемых со счетов школы, открытых в органах казначейства, для оплаты принятых ей обязательств. Данные для анализа отражены в Приложении У. Из них видно, что все три года кассовые расходы учреждения были меньше, чем фактические. Так на конец 2011 г. данное отклонение увеличилось по сравнению с 2009 г. на 1357707,46 руб. и составило 4229449,63 руб. Наибольшее отклонение наблюдается по 2010 г. - более 11 млн. руб. Следует отметить, что в 2009 г. и 2011 г. отрицательные отклонения связаны с превышением фактических расходов над кассовыми по таким статьям, как оплата труда и начисления на нее и операции с нефинансовыми активами (расходы на приобретение основных средств и материальных запасов). На приобретение же различного рода услуг через счета казначейства было перечислено больше сумм, чем начислено за год (в связи с погашением кредиторской задолженности прошлых лет, уплатой аванса). В 2010 г. видна обратная ситуация. Также необходимо уточнить, что кассовых расходов по операциям с активами не было. Это объясняется их спецификой: при начислении амортизации на основные средства или списании материалов уплаты не производится. В 2009 г. равенство начисленных и уплаченных кредиторам сумм наблюдалось по услугам связи, транспортным услугам, в 2010 г. и 2011 г. - прочим выплатам сотрудникам, транспортным и коммунальным услугам и прочим расходам (земельный налог). Все это свидетельствует о необходимости более рационального использования бюджетных средств. Если в 2009 г. школа уже не могла погасить больше обязательств, так как полностью использовала утвержденные сметой лимиты, то в последующие два года у нее существовала возможность уменьшить сумму отклонений в виде уже указанных мной сэкономленных средств в размере 254353,60 руб. и 25940,08 руб. соответственно.

4.Пути совершенствования управления финансами в КОГОКУ СОШ с УИОП п.г.т. Юрья

4.1 Выбор типа государственного учреждения

Таким образом, в целом можно говорить об эффективной организации системы управления финансами в анализируемом мной образовательном учреждении. Однако, рассматриваемой мной школе свойственны плюсы и минусы в организации данного процесса, свойственные любому казенному учреждению. В качестве основных недостатков можно выделить такие, как отсутствие стимула к ведению внебюджетной деятельности и возможности самостоятельного расходования средств, а также максимальное ограничение проявления инициативы в управлении. Взамен же школа получает финансовые гарантии от учредителя в лице Департамента образования Кировской области. К тому же в случае нехватки денежных средств у учреждения для оплаты своих долгов он несет субсидиарную ответственность по таким обязательствам.

По мнению многих специалистов, форма казенного учреждения не подходит современному образовательному учреждению, которое должно быть свободно, инициативно, независимо и активно. Для сферы образования это всегда вынужденная мера. Поэтому в качестве путей совершенствования я предлагаю сменить Юрьянской школе тип государственного учреждения. Для этого, в первую очередь, необходимо проанализировать все преимущества и недостатки двух оставшихся форм бюджетных учреждений (бюджетное и автономное) и определить наиболее подходящую для школы п.г.т. Юрья.

Бюджетное и автономное учреждения получают гарантированное и обязательное финансирование своей уставной деятельности (в нашем случае, обучение детей по программам начального, основного и полного среднего образования) на основании разработанного учредителями государственного задания в виде субсидий. Кроме того, учредитель может делегировать школе часть других своих социальных полномочий - таких как организация питания детей или охрана учреждения. Чем больше объем госзадания, тем больше субсидии, хотя в конечном итоге их размер будет зависеть от возможностей бюджета. При этом субсидии предполагают долевое, то есть возможно не стопроцентное участие государства в финансировании бюджетного или автономного учреждения. В этой связи должна активизироваться приносящая доход деятельность. В то же время данные типы учреждений по закону не являются собственниками заработанных средств, а только вправе самостоятельно ими распоряжаться: например, купить на заработанные средства мебель, но самостоятельно продать ее ни те, ни другие не вправе. И автономные, и бюджетные учреждения вправе привлекать заемные средства, что позволяет существенно расширить хозяйственную деятельность, а значит, способствует своевременному выполнению задач, возложенных на учреждение. Однако, они, в отличие от казенного, лишаются субсидиарной ответственности государства по своим обязательствам.

Таким образом, на первый взгляд кажется, что бюджетные и автономные учреждения совпадают на 80 процентов. Переход из казенного учреждения в оба этих статуса чреват серьезными рисками. Риски компенсируются различным масштабом получаемой взамен экономической самостоятельности. Например, в бюджетном учреждении остается лицевой счет, что не позволяет избежать казначейского контроля за расходованием средств. Крупные закупки товаров, будут осуществляться только на конкурсной основе, что, безусловно, ограничит активность школы при неочевидных преимуществах. В частности, тендер при таких условиях, как правило, выигрывает организация, предлагающая более дешевые, а значит, менее качественные услуги. У автономных же учреждений больше свободы. У них есть расчетный счет, что выводит их из-под опеки казначейства.

Следует отметить, что при всех плюсах статуса автономного учреждения он значительно лучше подходит для тех субъектов, у которых есть стабильные внебюджетные доходы, составляющие не менее 30% от бюджетных средств. Еще одно условие безопасного перехода в них - формирование менеджмента, готового работать в новых условиях. Это предполагает не только повышение квалификации руководителя образовательного учреждения, но и его заместителей по экономическим и правовым вопросам, бухгалтеров. Пока что в КОГОКУ СОШ с УИОП п.г.т. Юрья данных условий не служилось. К тому же низкий уровень дохода населения поселка не позволит в полной мере осуществлять платные образовательные услуги. Переход в такой статус школы может вызвать даже социальную напряженность. К тому же статус бюджетного учреждения можно получить автоматически с минимальными организационными затратами. Получение статуса автономного учреждения требует, напротив, прохождения длительной и сложной процедуры смены типа учреждения, закрепленной в законодательстве. Таким образом, на мой взгляд, на кратко- и среднесрочную перспективу для Юрьянской школы наиболее оптимальным является переход в бюджетное учреждение.

При изменении типа государственного учреждения в соответствии с законодательством необходимо будет внести соответствующие изменения в учредительные документы школы (Устав).

4.2 Составление плана финансово-хозяйственной деятельности

Субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием бюджетным учреждением в соответствии с государственным заданием услуг населению, предоставляются бюджетному учреждению на основании Плана финансово-хозяйственной деятельности. Министерством образования и науки РФ утвержден «Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений». В каждом субъекте РФ, муниципальном образовании разрабатываются на его основе собственные нормативные акты, регулирующие данный аспект. Целями составления Плана финансово-хозяйственной деятельности являются:

планирование общих объемов поступлений и выплат;

определение сбалансированности финансовых показателей;

планирование мероприятий по повышению эффективности использования средств, поступающих в распоряжение учреждения;

планирование мероприятий по предотвращению образования просроченной кредиторской задолженности учреждения.

План состоит из следующих частей:

) заголовочная часть - указывается наименование учреждения - составителя Плана, гриф утверждения документа, адрес фактического местонахождения, ИНН/КПП, финансовый год, на который представлены содержащиеся в документе сведения, наименование единиц измерения показателей, включаемых в План.

Содержательная часть Плана состоит из четырех разделов.

а) Раздел I <consultantplus://offline/ref=732FBD36A79264A10CF07C8F85452B8430670DD1B9E87EBF4C184C230711C3A3235DC4FC67A3916FCEl4K> - сведения о деятельности государственного бюджетного учреждения. В нем указываются:

цели деятельности учреждения в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом учреждения;

виды деятельности учреждения, относящиеся к его основным видам деятельности в соответствии с уставом учреждения;

перечень услуг (работ), относящихся в соответствии с уставом к основным видам деятельности учреждения, предоставление (выполнение) которых для физических и юридических лиц осуществляется за плату.

б) Раздел II <consultantplus://offline/ref=732FBD36A79264A10CF07C8F85452B8430670DD1B9E87EBF4C184C230711C3A3235DC4FC67A3916FCEl0K> - показатели финансового состояния учреждения. В этом разделе <consultantplus://offline/ref=732FBD36A79264A10CF07C8F85452B8430670DD1B9E87EBF4C184C230711C3A3235DC4FC67A3916FCEl0K> приводятся данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления Плана.

в) Раздел III <consultantplus://offline/ref=732FBD36A79264A10CF07C8F85452B8430670DD1B9E87EBF4C184C230711C3A3235DC4FC67A39062CElCK> - показатели по поступлениям и выплатам учреждения.

г) Раздел IV <consultantplus://offline/ref=732FBD36A79264A10CF07C8F85452B8430670DD1B9E87EBF4C184C230711C3A3235DC4FC67A39367CElDK> - мероприятия стратегического развития учреждения.

Поступления от оказания учреждением платных услуг, относящихся в соответствии с уставом к его основным видам деятельности, а также поступления от иной приносящей доход деятельности рассчитываются исходя из планируемого объема оказания услуг в соответствии с утвержденным государственным заданием и планируемой стоимости их реализации. Плановые показатели по поступлениям указываются в разрезе видов услуг (работ). Плановые показатели по выплатам формируются учреждением в разрезе выплат, указанных в Плане, с детализацией до уровня групп и статей КОСГУ <consultantplus://offline/ref=732FBD36A79264A10CF07C8F85452B84306700D1B8EA7EBF4C184C230711C3A3235DC4FC67A79066CElCK>.

3)оформляющая часть - должны быть проставлены подписи должностных лиц, ответственных за содержащиеся в Плане данные, - руководителя учреждения, руководителя финансово-экономической службы учреждения, главного бухгалтера и исполнителя документа.

Пример заполненного Плана о финансово-хозяйственной деятельности по Юрьянской школы на 2012 г., если бы на начало этого года учреждение перешло бы в статус бюджетного, представлен в Приложении Ф. Данные представлены с учетом изменения контингента учащихся в планируемом периоде, а также прогнозируемого уровня инфляции (6%). Предложены такие варианты оказания платных услуг населению, как проведение культурно-массовых мероприятий (например, дискотек, концертов), а также осуществление за плату внеурочной деятельности (кружки, индивидуальные занятия и т.п.).

Заключение

Важнейшими субъектами производственных и финансово-экономических отношений при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства являются бюджетные учреждения. Результатом реформирования социальной сферы, которое активно проводится последнее время в нашей стране, стало появление нового типа государственных и муниципальных учреждений - казенное учреждение. Данная организационно-правовая форма обладает своими особенностями, но, в целом, казенные учреждения действуют по тем же правилам, по которым работали ранее бюджетные с дополнительным ограничением в виде требования о зачислении доходов от платных услуг в бюджет.

Финансы казенного учреждения-отношения возникающие у него с распорядителем бюджетных средств, с другими организациями и физическими лицами, с бюджетом по уплате налогов и страховых взносов, с контрагентами, работниками и связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов учреждения для достижения целей деятельности, предусмотренных в его уставе. Основным методом ведения хозяйства таких учреждений является сметное финансирование. Главные специфические черты и принципы формирования и использования финансовых ресурсов указаны в курсовой работе.

Управление финансами казенного учреждения по аналогии с коммерческими включает такие основные элементы, как финансовое планирование, оперативное управление и финансовый контроль. Главным плановым документов является Бюджетная смета. Порядок ее формирования, а также содержание и особенности остальных двух этапов управления финансами также были подробно раскрыты в курсовой работе.

К казенным учреждениям относится и проанализированное в моей курсовой работе КОГОКУ СОШ с УИОП п.г.т. Юрья. Данная школа является средней по размерам, достаточно хорошо обеспечена необходимыми основными средствами. Однако анализ трудовых ресурсов показал наличие проблем нехватки кадров, высокого уровня совместительства и их текучести. Также мной было предложено проводить администрации школы активные мероприятия по стимулированию педагогов к повышению своей категории, в том числе путем ввода дополнительных премий. Финансовых же активов на конец 2011 г. школа не имела, все обязательства также были погашены.

Анализ эффективности системы управления финансами показал, что в школе существуют недостатки в ее организации, свойственные любому казенному учреждению. При этом здесь осуществляются все виды контроля (предварительный, текущий и последующий) за расходованием бюджетных средств. Школа финансируется за счет средств Федерального казначейства, а также через его обособленное подразделение по Юрьянскому району Кировской области. Предпринимательской деятельности в рассматриваемый мной период не осуществлялось. Учет фактических расходов в учреждении ведется в разрезе целевых статей, кодов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации и КОСГУ. Анализ состава расходов показал, что общая сумма произведенных школой затрат в 2011 г. на 9618160,86 руб. была выше, чем в 2009г и почти в 3раза, чем в 2010 г. Основная доля в расходах приходится за все периоды на заработную плату и отчисления по ней, что соответствует специфике учреждения. В ходе изучения исполнения КОГОКУ СОШ с УИОП бюджетной было выявлено, что если на конец 2009 г. главный плановый документ была полностью исполнен, то на конец 2010 г. и 2011 г. наблюдалась экономия средств соответственно. Нецелевого использования бюджетных средств в течение трех лет не происходило, о чем свидетельствует отсутствие превышения размера обязательств, принятых школой, показателей, указанных в смете. Сравнение кассовых расходов с фактическими позволили выявить тенденцию превышения кассовых над фактическими. Все это свидетельствует о необходимости более рационального использования бюджетных средств. Если в 2009 г. школа уже не могла погасить больше обязательств, так как полностью использовала утвержденные сметой лимиты, то в последующие два года у нее существовала возможность уменьшить сумму отклонений в виде уже указанных мной сэкономленных средств.

В качестве путей совершенствования управления финансами юрьянской школы я предлагаю в среднесрочной перспективе сменить статус учреждения на бюджетное. Это позволит получить большую самостоятельность в управлении. Пример планового документа, который будет составляться в учреждении вместо сметы, мной представлен в приложении к курсовой работе.

Список использованной литературы

Законодательные и нормативно-инструктивные акты:

1. Конституция Российской Федерации

. Бюджетный кодекс Российской Федерации

. Гражданский кодекс Российской Федерации

. Федеральный закон от 8 мая 2010 г №83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"

. «Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений" (в редакции Приказа Минфина №84н от 30.07.2010 г.)

. Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации. Утверждены Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 №150н.

Книги одного, двух и более авторов:

7. Актуальные вопросы экономической науки: стратегии регионального развития: Сборник научных трудов. - Киров, 2005. - 244с.

8. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учеб. пособие / Д.А. Панков, Е.А. Головкова, Л.В. Пашковская и др.; Под общ. ред. Д.А. Панкова, Е.А. Головковой. - 2-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2003. - 409 с. - (Экономическое образование).

. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 1016с.

. Финансовый менеджмент: / Под ред. проф. Е.И. Шохина. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. - 408 с.

. Финансы бюджетных организаций: Учебник / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: Вузовский учебник, 2006. - 363с.

Статьи из газет или журналов:

12. Автономное учреждение: алгоритм преобразования// Руководитель бюджетной организации. - 2010. - №9. - с. 13-25

. Васильев Ю.А. Финансовое обеспечение бюджетных учреждений// Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2011. - №2. -с. 6-19

. Годовой отчет для учреждений образования // Аюдар Пресс. - 2011.

. Грищенко Ю.И. Финансовое планирование в некоммерческих организациях// Некоммерческие организации в России. - 2011. - №2. - с.2-11

. Е.А. Александрова. Бюджетная смета для казенных учреждений// Советник бухгалтера бюджетной сферы. - 2010. - №11. - с.4-21

. Казенное учреждение как некоммерческая организация// Право и экономика.- 2010. - №9. - с.15-31

. Кузнецов И.В. Реформа правового положения государственных (муниципальных) учреждений// Право и экономика.- 2010. - №9. - с.3-11

. Орлова О.Е. Особенности финансовой работы автономного учреждения//Руководитель автономного учреждения. - 2010. - №7. - с.17-25

. П. Фоминых. Контроль расходов бюджетных средств в 2011 году// Консультант. - 2011. - №5. - с.7-11

. Т.В. Саакян. Характерные признаки казенного учреждения// Бюджетный учет. - 2011. - №8. - с.13-30

. Т. Обухова. Казенные учреждения - новый тип некоммерческих организаций// Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2010. - №5. - с.23-34

23. Тараскина А.В., Чирикова И.В. Развитие методики анализа деятельности бюджетных учреждений как инструмент повышения эффективности управления государственными финансами//. - 2010. - №28. - с. 23-33

24. Учредитель для федеральных учреждений // БиНО: бюджетные учреждения. - 2011. - №1.- с. 28-44.

. Чагин К.Г. Создание АУ: практические аспекты и проблемные ситуации//Руководитель автономного учреждения. - 2011. - №6. - с.14-36

Похожие работы на - Особенности управления финансами в казенном образовательном учреждении

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!